Тайвань. Альбом-путеводитель

Леонид Гаврилов, 2020

Альбом-путеводитель содержит карты республики Тайвань, а также бесценные советы по перемещению на острове. Автор книги постарался поделится ценными лайф-хаками, которые будут безусловно полезны для путешествия по этому загадочному острову. В книге использованы фотографии автора. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Зеркало истории

В течение 70-х годов Тайвань заложил прочную основу для своего удивительного экономического процветания, но то было также время, когда остальной мир отвернулся от него. Поддерживать международные связи стало значительно труднее. Как следствие, жители острова обратили свой взор к культуре сянту — народной традиции. Художники и писатели начали черпать вдохновение в тайваньских темах. Архитекторы экспериментировали с новыми стилями, призванными отобразить уникальность острова. Специалисты по культуре выдвигали грандиозные программы по изучению и восстановлению исторических мест и памятников старины. Лихорадка сянту достигла высшей точки с принятием в 1982 году Закона о сохранении культурного наследия. Около трехсот зданий — 40 процентов из них в собственности государства, а остальные принадлежащие частным лицам — были объявлены историческими памятниками, которые подлежат восстановлению и сохранению.

Однако принятие закона было только первым шагом. После 1982 года заинтересованные правительственные ведомства, частные общества по охране культурных памятников и ученые столкнулись с острой нехваткой средств и рабочей силы, равнодушием частных владельцев и открытой враждебностью со стороны проповедников экономического развития любой ценой. Храм Конфуция в Тайнане, построенный в 1665 году Чжэн Чэн-гуном, считается также первой официальной школой на острове. Если понимать охрану и восстановление как реставрацию памятника в его первоначальном виде, то надо признать, что очень мало восстановительных проектов на острове достигли желаемых результатов. Приходится поэтому соблюдать большую осторожность в попытках вывести историю Тайваня из этих «охраняемых» памятников старины, ибо почти все первоначальные строения бесследно исчезли под разрушительным воздействием ветра, дождя, забвения, войн и нескончаемой погони за богатством. Легенда гласит, что о Тайване в континентальном Китае впервые узнали во времена династии Цинь (221–206 гг. до н. э.). Тогда китайский двор послал в море целую флотилию на поиски снадобья, которое сделало бы циньского императора бессмертным. Полагают, что в последующие столетия остров посещали исследователи и купцы, но сведений об этих посещениях не сохранилось.

В 1624 году минский двор заключил соглашение с голландцами, по которому голландцам было позволено иметь на Тайване свои крепости в обмен на уход с островов Пэнху, лежащих на полпути между Тайванем и материком. Голландцы высадились в южной части Тайваня, недалеко от нынешнего города Тайнань, и сразу приступили к строительству своей первой крепости — форта Зеландия. Вскоре они начали строить неподалеку и вторую крепость — форт Провинция. Для них Тайвань с его выгодным географическим положением и плодородной почвой был идеальной колонией и торговой базой. Однако пришельцы из Европы натолкнулись на сопротивление аборигенных племен и китайских переселенцев. Им также доставляли беспокойство набеги англичан, португальцев и испанцев. Пушки, установленные ими на стенах их крепостей, должны были держать под прицелом и море, и сушу. Всюду были враги.

Между тем в 1626 году испанцы захватили северную часть острова и начали постройку форта Сан-Сальвадор в Цзилуне и форта Санто-Доминго в Даньшуе. Последний в наше время объявлен на Тайване историческом памятником 1-й категории (см. статью на с. 10). За время своего пребывания на острове, которое продолжалось до 1642 года, испанцы завезли иммигрантов из Китая, которые вместе с местными жителями были заняты на разных работах — например, на добыче серы в Бэйтоу, к северу от Тайбэя. Они построили также несколько церквей в целях распространения на острове католической веры (ни одна из них не сохранилась до настоящего времени) и привезли на остров миссионеров, которые проповедовали, лечили больных и распространяли западные медицинские знания, пока их не прогнали голландцы. К концу голландского владычества население Тайваня составляло около 80000 аборигенов и 20000 переселенцев. Минский военачальник Чжэн Чэн-гун, больше известный на Западе под именем Коксинга, привел на остров еще 30000 воинов и их родственников. Коксинга использовал Тайвань как базу для нападений на цинские крепости континентального побережья. Опасаясь нашествия войск Коксинги, цинские власти эвакуировали жителей прибрежных районов провинции Фуцзянь, и многие из них, лишившись средств к существованию, перебрались на Тайвань, где они построили большое количество жилых домов и храмов. Немногие из этих зданий пощадило время, но некоторые из них можно видеть и сегодня, хотя и в сильно обновленном виде. Например, храм Конфуция в Тайнане был построен в 1665 году, но нынешнее здание — результат реконструкции, осуществленной в 1712 году, и более поздних реставраций. В 1683 году Тайвань стал, наконец, частью цинской империи, которая управляла островом на протяжении двух последующих столетий. Цинский двор мало заботился о развитии своей заморской территории — он следил только за тем, чтобы остров не стал прибежищем пиратов и очагом антиправительственной деятельности. Из южной части Фуцзяни и восточной части Гуандуна на остров хлынули волны иммигрантов, и население Тайваня выросло до 2 миллионов человек. Основным занятием жителей острова было земледелие, но постепенно развивалась и торговля.

С увеличением численности населения острова росло и количество поселений. Важные политические центры, а также селения на побережье и в горах имели разного рода укрепления, защищавшие правительственных чиновников и жителей от нападений аборигенов и людей из «разбойной вольницы», которые в те времена включали в себя и морских пиратов. Некоторые из этих укреплений, в том числе северные и южные ворота старого Тайбэя, были сохранены и реставрированы, хотя вследствие такой косметической операции старинные памятники стали выглядеть намного «моложе» своего настоящего возраста.

Цинские власти учредили на Тайване тринадцать управлений по делам образования и построили около шестидесяти школ. Управления, как правило, совмещали функции конфуцианского храма и образовательного учреждения. Конфуцианский храм, который и сегодня можно видеть в городе Чжанхуа, что в центральном Тайване, был одним из этих тринадцати управлений, хотя почти вся его «школьная» часть исчезла.

Здание Контрольного Юаня в Тайбэе служит образцом помпезных правительственных зданий, построенных японцами в период их оккупации острова.

Здания этого периода обычно воспроизводят традиционные стили, принесенные на остров переселенцами с материка. Но с 60-х годов XIX века, после того как по Тяньцзиньскому договору 1858 года порты Даньшуй, Цзилун, Аньпин (Тайнань) и Дакоу (Гаосюн) были открыты для Запада, набирает силу вторая волна иностранной архитектуры. Иностранные купцы и миссионеры стали строить резиденции, офисы компаний и церкви в западном стиле, но немногие из этих зданий сохранились.

В мае 1895 года на северном побережье острова высадились японцы: начался полувековой период японского колониального правления. Пришельцы много сделали для развития инфраструктуры острова: они расширили и перестроили порты и дороги, построили современные железные дороги и другие пути сообщения. Они выработали также перспективные планы развития городов. Например, Тайбэю была уготовлена участь политического центра, Тайчжуну — жилого массива, Цзилуну и Гаосюну — промышленных и портовых городов.

Многие японские здания, особенно правительственные учреждения, учебные заведения и больницы воплотили в себе западные концепции дизайна и строительства. Значительная их часть, в том числе Президентский дворец, здания Контрольного Юаня и Исполнительного Юаня, а также некоторые здания в Государственном тайваньском университете и Государственном тайваньском педагогическом университете, используется до сих пор.

Таким образом, японцы в известном смысле заложили основы для модернизации Тайваня. Однако процесс «японизации» был палкой о двух концах: для того, чтобы построить одно новое здание, приходилось сносить десятки строений в традиционном китайском стиле.

В годы Второй мировой войны все ресурсы Тайваня вливались в военную машину Японии, и, уходя в 1945 году с острова, японцы оставили его в весьма плачевном состоянии. Правительство Гоминьдана взяло существующие здания для государственных нужд, но оно не могло обеспечить жильем прибывших с континента военнослужащих и членов их семей. Не мог помочь здесь и частный сектор, поскольку все его скудные средства уходили на восстановление разрушенных войной зданий.

В 50-х годах правительство приступило к осуществлению нескольких планов экономического развития, и результаты этих шагов начали сказываться уже в следующее десятилетие. Одним из следствий всего этого стали кардинальные перемены в архитектурном пейзаже Тайваня. На смену четырехэтажным домам, получившим распространение в начале 60-х годов, в скором времени пришли многоэтажные здания, оборудованные лифтами. Появились и первые коммерческие высотные здания. Эти новые строения до некоторой степени отражают любовь тайваньцев к западной культуре. Традиционные китайские мотивы не исчезли совершенно, но их можно видеть лишь в немногих современных постройках — таких, как Национальный музей Гугун и Мемориал павшим героям в Тайбэе.

Можно спорить о том, является ли благом заимствование всех иностранных архитектурных концепций. К примеру, многие современные высотные здания имеют стеклянные стены, которые легко нагреваются и тем самым создают дополнительную нагрузку на систему охлаждения воздуха, что едва ли делает их лучшим видом зданий для субтропического острова, каковым является Тайвань. Недостаточно продуманные и плохо соблюдаемые законы о зонировании только усиливают впечатление, что многие современные архитекторы видят свою задачу в том, чтобы потратить на строительство как можно больше средств и сделать это как можно более нарочито. И, конечно, стремление построить блестящее будущее слишком часто заставляет забыть о необходимости сохранить прошлое.

Наследия старой архитектуры Тайваня — того, что дошло до наших дней, и что следует сберечь и что для этого делается.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я