Краснодарский край. Альбом-путеводитель

Леонид Гаврилов, 2020

Для Вас закрыты границы в другие страны? Вспомните о Краснодарском крае и Крыме. Недавно отстроенная новая инфраструктура в Краснодарском крае удивительна, там «наши» люди, не нужно изучать иностранный язык. К тому же любое путешествие продлевает Вашу жизнь, – просто попробуйте. Альбом-путеводитель содержит бесценные советы по перемещению по Краснодарскому краю. Спустя десятилетие исследований в области загадок, различных культурных и духовных феноменов в других странах автор нашел на Родине удивительные культурные, социальные и духовные факты, которые решил рассказать читателям. Профессор Гаврилов постарался также поделиться ценными лайф-хаками, опытом и премудростью научного исследования, которые будут безусловно полезны Вам для любых экспедиций. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Англия

Оказывается, что на переломе от каменного века к бронзовому и весь бронзовый век — время мореходов. Но корабли надо было строить, а чтобы построить корабль из дерева, надо как минимум обладать навыком строительства в дереве. В 1921 г. на самой границе между Данией и Германией был наконец найден такой корабль двадцатиметровой длины, с высокими носом и кормой и острым килем. Точно такой, какие были известны по гравированным рисункам на камнях. Этот корабль принадлежит к более позднему времени — примерно к 400 г. до н.э., когда в Греции бушевала Пелопонесская война. Это установлено твердо уже по тому, что вместе с кораблями были похоронены железные мечи, железо не могло появиться в этих широтах много раньше, радиоуглерод лишь подтвердил эту дату. Захороненный корабль был отбит у морских разбойников: вместе с ним лежали не только восемь мечей, но по полторы сотни щитов и копий с бронзовыми наконечниками. Значит, пиратская команда насчитывала не менее 150 человек.

Построить такой корабль было нешуточным делом: противостоя волнам, он должен был идти через бурное море сотни километров, и корабельщик придавал ему идеальную форму — ту, что без изменений дошла к нам через века в формах кораблей викингов, ходивших и на Сицилию, и к Новгороду, и к Киеву. Народ, который мог строить такие корабли, мог строить и замечательно сложные сооружения, его строители владели искусством композиции, хотя слова такого еще не знали, не могли знать. Да, они умели строить и поклонялись солнцу. Значит, они должны были быть и астрономами, знать законы движения Солнца, фазы Луны, положение звезд: иначе они никогда не сумели бы пересечь Бискайский залив или идти от Шотландских островов к Скандинавии [16]. Так был построен Стоунхендж.

Почему я за гипотезу о гипсобетоне?

В первых при исследованиях разрушенных дольменов геолог Соленый сделал полевой эксперимент с образцами.

И в ходе исследования статей о дольменах, для того, чтобы понять, что это была за работа, нам хватит одного примера. В 1960 г. работники Сухумского музея решили вывезти из недалекого Эшери дольмен и поставить его перед своим зданием. Они выбрали самый маленький, но только двумя автомобильными кранами удалось снять каменную крышу. Поднять же ее снова и уложить в кузов мощного грузовика и двум кранам оказалось не под силу. Затем, используя мощные домкраты и краны, крышу и стены все же перевезли. Но как ни старались монтажники развернуть каменную крышу так, чтобы высеченные когда-то в ней «гнезда» точно пришлись над «шипами» стен, добиться этого не удалось. Пришлось расширить «гнезда»…, а ведь там же, в Эшери, есть дольмен, крыша которого весит ни много ни мало 22,5 тонны! Нет, дело не просто в мускульном усилии — крышу дольмена, перевезенного к музею, могли поднять 150 человек, не так уж много. Насадка же была слишкомидеально точной: между стенкой «гнезда» и «шипа» не прошло и лезвие ножа, как пишут коллеги из Сухуми.

Три ветви архитекторов дольменов

Мегалитические сооружения расположены отнюдь не случайно. Они довольно узким поясом окружают Средиземное море, их много на его островах — Мальте, Липарийских, Бапеарских. Их немало на берегу Черного моря (и на Северном Кавказе, где, правда, дольмены мельчают: чем дальше от моря, тем они «миниатюрнее»). Этих сооружений много в Испании и Португалии, во Франции — особенно в Бретани (полуостров, который никак нельзя миновать, пересекая Бискайский залив при движении с юга), в Англии… Постепенно выяснилось, что было как минимум три «строительные школы», три религиозные секты. На нарте видно, как

Одна из таких ветвей (любители строить входы в форме «замочной скважины», прорезанной в каменной плите спереди) прошла через всю Францию и северную Германию и вышла в Швецию.

Другая прошла вдоль Пиренеев к Бретани и переправилась в южную Англию и ту часть Ирландии, что обращена к Англии.

Наконец, третья обогнула Испанию и Португалию, а затем напрямик через море дошла до западной Ирландии и вокруг Шотландии — в Данию и Швецию. Это как-то мало похоже на недавно еще казавшийся очевидным образ «доисторического» прошлого, в котором племенам полагалось сидеть на месте и ничего не знать о большом мире. Но так всегда и бывает: прошлое остается неизменным, но наше знание о нем меняется с каждым поколением ученых.

Наиболее близкие черты западно-кавказским дольменам, мне кажется, можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине. Особенно похожи дольмены на территории доисторической Фракии (Лалапаша). Они имеют приставные портальные плиты и, пожалуй, те же пропорции. Невольно возникла теория, что постройки, близкие кавказским дольменам, расположены вдоль морских течений, а они в Средиземном море идут от Гибралтара вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море против часовой стрелки, омывая вначале Кавказское побережье, а затем его противоположную сторону. И везде, кроме Малой Азии, по линии течений имеются дольмены, в той или иной степени схожие с кавказскими. Морские течения сильны, и их токи могли бы помогать движению древних судов. Просматривая литературу по истории кораблестроения, можно найти сведения о морских плаваниях, совершавшихся в III–II тысячелетиях до нашей эры не только на многовесельных судах, но и на кораблях, оснащенных парусами. Известны рисунки таких кораблей на сосудах, каменных рельефах, печатках, найдены даже их модельки (Анатолия, Крит, Кикладские острова, Египет). Итак, корабли в столь глубокую древность, каким является время появления первых дольменных построек на Кавказе, уже строили, и они могли совершать плавания вдоль берегов, пользуясь не только попутным ветром, но и течениями. И конечно же, строители дольменов, отправляясь в плавание, даже не знали, что где-то существует Кавказ, они случайно высадились на его берегах и здесь осели. Говоря о миграции (переселении) на Кавказ, я писал в 1974 году: «Можно только предполагать, что морские походы не были единовременны, велись они с разных территорий, но наиболее древние дольменные памятники Кавказа находят аналогии в западной части Пиренейского полуострова (современная Португалия) и на острове Сардиния».

А вот такой рисунок с Мальты, мы однажды случайно в экспедиции нашли уже в русском городе, на берегу реки Ладога в виде петроглифов на камнях.

В этом же городе стоит прекрасная Староладожская кре пость, похожая на средневековые замки острова Сардиния (Кальяри). Одно из открытий сделанных нами на Кальяри — башни нурагов-дольменов постепенно становились башнями средневековых замков. Возведенные стены между Нурагами защищали население также как выстроенные лабиринты жилых построек у замка. К этому выводу мы пришли изучив стратиграфию застройки замка на месте одного из нурагов. Кропотливая работа археологов натолкнула меня на эту гипотезу в дальнейшем ставшей твёрдой теорией с доказательствами.

Скандинавское название Ладоги — Альдейгья, Альдейгьюборг (др.-сканд.Aldeigja, Aldeigjuborg), первое письменное упоминание которого в исходной форме др.-сканд.Aldeigjar встречается в поэме «Bandadrapa» Эйольва Дадаскальда (швед.), сочинённой около 1010 г. в честь ярла Эйрика.

Название Ладога носит река, озеро и город. При этом до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийся» — от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка, из фин. *Alode-joki, где alode, aloe — «низкая местность» и jok (k) i — «река»).

Лингвист Е. А. Хелимский предлагает германскую этимологию. По его мнению, первичным является название озера — от др.-сканд. *Aldauga «старый источник, подобный открытому морю». Данный гидроним связан с названием Невы (которая вытекает из Ладожского озера) в германских языках — «новая». Через промежуточную форму *Aldaugja это слово дало др.-сканд. Aldeigja, а впоследствии Ладога.

Историк Т. Н. Джаксон пишет, что «к настоящему времени можно считать почти доказанным, что сначала возникло название реки, затем города и лишь затем озера». Поэтому первичным она считает гидроним Ладога, от др.-фин. *Alode-jogi (joki) «нижняя река». От названия реки произошло название города др.-сканд. Aldeigja, и уже оно было заимствовано славянским населением и преобразовано при помощи метатезы ald — › lad в др.-рус. Ладога. Скандинавское посредство между финским и древнерусским словом подтверждается, по мнению Т. Н. Джаксон, и археологическим материалом: скандинавы на Ладоге впервые появились в начале 750-х годов, то есть на пару десятилетий раньше славян.

Река Ладога, — расстояние до впадения в море.

«Идея» такого сооружения, как дольмен, могла прийти только со стороны моря. Так думали Б. А. Куфтин, Л. И. Лавров. Так же думаю и я, осмотрев большинство европейских дольменов. Л. И. Лавров думал, что «идеи» дольмена были широко распространены, могло даже существовать между их строителями «этническое (кровное) родство». Ставя в неразрывную линию все дольмены мира, включая Дальний Восток, он считал, что подобные постройки появляются «с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда кавказцы могли видеть дольмены в других странах и начать их строить у себя. Л. Н. Соловьев и исследователь В. И. Марковин пришли к такому же мнению « Наиболее близкие черты западно-кавказским дольменам, мне кажется, можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине. Особенно похожи дольмены на территории доисторической Фракии (Лалапаша). Они имеют приставные портальные плиты и, пожалуй, те же пропорции. Невольно возникла теория, что постройки, близкие кавказским дольменам, расположены вдоль морских течений, а они в Средиземном море идут от Гибралтара вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море против часовой стрелки, омывая вначале Кавказское побережье, а затем его противоположную сторону.»

Дольмены Западного Кавказа еще ждут новую плеяду своих исследователей, только хотелось бы, чтобы они мастерски владели техникой черчения и зарисовок — той глубиной фиксации материала, которая сохраняет разрушающийся памятник на века.

Современные довольно сложные, дорогие и тяжелые для экспедиций 3Д сканеры, и оборудование, построенное на методе фотограмметрии позволяет использовать даже обычнные телефоны для такого рода работ.

А дольмены с каждым днем становятся все большей и большей редкостью. Уже давно нет дольменов кожжохской группы, стали сносить постройки Дегуакской поляны. Дольмены исчезают по разным причинам — из-за собственной древности (исчерпан естественный лимит времени, отведенный на их стойкость), невежества и корысти людей (ломают их на камень), из-за необходимости освободить занимаемые ими площади.

Современное законодательство «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятое в нашей стране 29 октября 1976 года, требует уважительного и бережного отношения к ним.

СОВЕТ: Чтобы стать кандидатом наук, не обязательно поступать в аспирантуру какого-либо вуза. Достаточно иметь высшее образование, то есть диплом об окончании аккредитованного высшего учебного заведения, сдать кандидатские экзамены, написать кандидатскую диссертацию и защитить ее. В этом случае диссертация защищается на правах соискателя.

Истинным документом окончания аспирантуры является диссертация, успешно защищенная на соискание ученой степени кандидата наук (или доктора наук).

Этапы научного исследования

• Постановка проблемы.

• Формулирование темы, целей и задач исследования.

• Выдвижение гипотез

• Планирование эксперимента, выборов метода исследования.

• Проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов.

• Многократное повторение эксперимента для достоверности.

• Обработка полученных результатов.

• Анализ полученных результатов.

• Формулировка выводов.

• Определение круга нерешенных вопросов.

• Оформление итогов исследования.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я