Я – типичная личность

Лени Фич, 2015

Эта книга про тебя и меня, про простых смертных, про типичную личность, растущую в Человека. Эта книга для всех и того, о котором не написала пресса, не показала репортаж, не создала легенду о его жизни до и после, не создала фондов и премий его имени. Бессмертный памятник каждого – это его жизнь и его творения, даже если творение – это вскопанное поле и выращенная на нем картошка. И для тех, кому хочется жить в счастливой семье.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я – типичная личность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вечер первый. Язык

В этом январе наконец-то выпал снег и ударили морозы. Лес стоял весь в снеговых шапках, в невероятно прекрасных белых кружевах. Бегать по лесу на лыжах было сплошное удовольствие, такое же удовольствие было и возвращаться в теплый домик с печкой, чтобы засунуть ноги в тепло и присесть пить чай с тортами, пирогами.

— Что ты пишешь? — спросил Майкл, зайдя в комнату вечером после лыжной прогулки и явно рассчитывая на чаепитие. — Каникулы же, грех работать.

— Кому грех работать, тому и десять заповедей не указ, — ответила Лени.

— Что, опять? Весь этот ужас написания второй книжки начался? — изумленно сказал Майкл. — Первая еще не напечатана, а ты уже снова пишешь. А как же тихая семейная идиллия, вдвоем у камина можно просто сидеть и ничего не делать?

— Не опять, а всего лишь продолжаю тихое течение нашей семейной мысли на благо всех. Жалко прерывать на полуслове песнь, когда мы еще не допели. И потом первую книгу уже читают, пора творить дальше, ведь мы еще о многом не рассказали.

— Да уж, по части рассказать и написать — это, конечно, к тебе, — вздохнул Майкл. — А мне-то почему спокойно жить не дают?

— Потому что твоя уникальная личность лучший собеседник, — погладила самолюбие своего мужа Лени.

— А чай с пирогами?

— Каждый будет получать свое удовольствие, — хмыкнула Лени. — Кому чай, а кому процесс освобождения от груза мыслей, от информации в моей голове, удовольствие от процесса творения, при этом замечу, не для выгоды и славы, а даром.

— Вот-вот, еще и никакого вознаграждения — ни славы, ни хулы, ни забвения, — сказал Майкл.

Анекдот от V.

Река забвения у нас на 40% состоит из алкоголя.

— Для вечных истин и пирамид нет ни того, ни другого, а они как были, так и есть. Истины в последнем слове нет, как нет и последнего слова. Развитие неизменно совершается по кругу ли, зигзагами или скачками, все старо уже с момента сотворения мира. В каждой книге нет ничего нового, все те же буквы алфавита или иероглифы, расставленные в разном порядке.

— А смысл?

— Смысл? Кто наполняет черные точки на белом листе бумаги смыслом? Только сам человек, каждый своим смыслом, что еще и сильно зависит от языка, на котором он говорит с детства и на котором он читает этот текст, — тут же начала атаку Лени. — И тем, смыслом, которому его научили другие. Поэтому роль родителей в воспитании личности человека колоссальная, причем уже с первых его дней. Поверь мне, что мать, которая сама читала классиков не по школьной обязанности, а по собственному желанию, способна наполнить смыслом слова, которые она говорит своим детям.

— Даже если это — «Идите кушать подано»?

— Ты знаешь, что тесто для пирогов, которые ты так уплетаешь сейчас, я «творю», как делала и моя бабушка, низкий ей поклон до земли. Если тесто не творить, хлеба не будет, получится запеченное тесто, — сказала Лени. — Так и с ребенком, с первых дней жизни разговаривая с ним, мы вкладываем в слова смысл, который он начинает осваивать, так появляется личность и то, какая она станет на первых годах, зависит от сущности, данной от рождения и от семьи, а потом уже и от других людей и внешних условий. Последите, что и как вы говорите ребенку, и не удивляйтесь потом на его ответы, даже через пару лет он будет способен вам все сказанное вернуть.

— Значит, лучшие отцы, по-твоему, должны читать «Идиота».

— Почему? — спросила Лени.

— Потому что перед тем, как он стал отцом, он превратился в мужа, значит, ослаб умом.

Анекдот от V.

Круглый идиот иногда смотрится как многогранная личность.

— Странно, я наблюдаю обратную картину, твой ум только заостряется в словесных спорах со мной, а ведь ты, Майкл, по значению своего имени — «святой человек».

— Отлично, раз в слова надо вкладывать смысл, значит, он есть и в имени. Сущность дана нам от рождения как неизменное, как определено твоей системой типизации — это тело, судьба или линия жизни, и энергетическое наполнение, что отличает живое от неживой материи. Все изменяемые атрибуты человека относятся к личности. Значит, личность рождается, как только ребенку дают имя, как первый атрибут личности, — уточнил Майкл.

— Маугли, которого забрали из стаи в человеческое общество, тоже сразу дали имя, только личностью он так и не стал, остался человекопободным существом, плохо говорящим и несчастливым. Ему с волками жилось лучше, чем с людьми, — грустно вздохнула Лени. — Имя является атрибутом личности, но рождается личность значительно позже. Ребенок действительно ближе к сущности, именно поэтому в детях типы проявляются ярче и определить их проще. Взрослому человеку с набором уже личностных качеств надо еще до своей сути докопаться, чтобы понять смысл своей жизни. Человек рождается с криком, а личность с осмысленным словом.

Анекдот от V.

Сидят Маугли и Каа под деревом, Маугли видит банан. — Каа, этот банан никто не может достать? — Да, Mаугли, его никто не может достать. — Каа, даже ловкий орангутанг не может его достать? — Да, Mаугли, даже ловкий орангутанг не может его достать. — Каа, даже свирепый Балу не может его достать? — Да, Mаугли, даже свирепый Балу не может его достать. — Каа, даже гибкая Багира не может его достать? — Да, Mаугли, даже гибкая Багира не может его достать. Маугли задумался. — Тогда я смогу его достать!!! — Да, Маугли, ты кого хочешь сможет достать.

— Новое слово сказано на страницах этого опуса — «Осмысленное слово», — подчеркнул значительность момента Майкл откусыванием куска пирога.

— Слово является структурной единицей языка, который сам является системой знаков, средством человеческого общения и мыслительной деятельности, средством хранения и передачи информации. Пока не появится мыслительная деятельность, нет способа выражения самосознания личности. При этом язык — это членораздельная речь, совокупность всяких слов и форм, с помощью которых народ выражает свои мысли, поэтому язык — это одна из отличительнейших черт конкретной национальности, — сказала Лени с пафосом. — Толстой и Чернышевский писали на русском языке, Сервантес — на испанском, Гёте — на немецком, Шекспир творил на английском, и никакой перевод на другой язык не способен передать всю гамму чувств, метания души человеческой в их произведениях, их можно читать только на родном языке. Гордитесь, если вы русские и этот язык ваш родной, даже если ваш предок был негром, и живете вы теперь в Париже.

— Чей дедушка был негр? В нашей семье такого не было, — воскликнул Майкл.

— Это я вообще-то про Пушкина, великого русского поэта, — успокоила мужа Лени. — Но и раньше в славянских племенах бывало и не такое, и викинги, и монголы, и цыгане, бог знает кто еще тут в гости заходил.

— И кто тут мимо проходя, заходил в гости?

Анекдот от V.

Англичанин ходит в гости с чувством собственного достоинства, француз с букетом цветов, американец с гамбургером, русский с бутылкой водки. Обратно идет из гостей англичанин с чувством собственного достоинства, француз с чужой женой, американец с долларом, русский с подбитым глазом. При этом англичанин думает: «Все ли время я вел себя с чувством собственного достоинства?» Француз думает: «Интересно, чья это жена?» Американец: «Куплю опять гамбургер и пойду в гости». А русский думает: «Да черт с ним с подбитым глазом! Главное, повеселились от души!»

— Заходят все, и это хорошо, терпимость у человека в крови, на генетическом уровне, иначе бы войнам не было конца. Так вот понимание того, что все мы дети одной семьи, что все мы говорим об одном и том же.

— Ага, только порядок звуков в словах разный, кто свистит, а кто и шипит.

— Да, это так, но главное, что смысл наполняет не слово, а образ. У всех народов язык рождался по одному образу и подобию, поэтому лингвисты и относят разные языки к единой группе по сходным словам, обозначающим местоимения, названия частей тела, и слова, обозначающие «солнце», «воду», «огонь», такие действия, как «быть», «дать», «есть», «пить». За каждым из этих слов есть образ, который древние люди видели вокруг себя и пытались показать, а потом и рассказать другому своему родичу. Вот как ты думаешь, черноволосые, подвижные, зажигательно танцующие венгры и неторопливые и основательные блондины финны родственники?

— Да ладно, я знаю, что это финно-угорская языковая группа, в этой компании еще и эстонцы.

— Вот и ответ, папа и мама у них были одни и говорили все они на одном языке, — заурчала Лени, перейдя к любимой теме про венгров и финнов. — А такие разные они уже сейчас стали почему? Да пути-дорожки их разошлись при расселении народов по Евразии, влияние внешних условий на формирование личности каждого члена рода привело к изменению смысловой нагрузки на слова, передающие опыт предыдущих поколений своим потомкам.

«Язык народа есть его дух, а дух народа есть его язык», и в этом смысле «каждый язык есть своего рода мировоззрение»

Гумбольдт Вильгельм Фон

Так Гумбольдт Вильгельм Фон написал.

— Это он осуществил реформу высшего и среднего образования в Пруссии и основал Берлинский университет?

— Университет носит ныне имя братьев Гумбольдтов, а главной работой Вильгельма было написание в 1830 — 1835 годах сочинения «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts). Знаменитый тезис Гумбольдта «Язык должен изучаться не как продукт деятельности (Ergon), а как деятельность (Energeia)», до сих пор еще не понят человеческой цивилизацией до конца. Иначе бы каждый родитель и каждый воспитатель берегли смысл сказанного ребенку ими слова.

— До конца ничего понять нельзя, можно только до истока, — сказал с иронией Майкл.

Анекдот от V.

Богат и выразителен русский язык. Но уже и его стало не хватать. Как в шахматах придется ставить мат.

— Язык, на котором говорит человек, язык его мировоззрения и язык его духа, — сказала Лени. — Именно это и создает личность в ребенке и продолжает создавать во взрослом человеке, потому что так он познает окружающий мир и впитывает весь родовой жизненный опыт, так он быстрее и прогрессивнее проходит свой первый этап развития личности. Ну, или деградации, тут уж точно зависит от внешнего окружения. Дети же, как чистый лист, все прекрасные и гениальные.

— Личность начинает формироваться при освоении ребенком процесса общения и с началом мыслительной деятельности. Тогда разные народы и составляют разные типы личностей, так, что ли? — спросил Майкл.

— Если брать в разрезе типологии общественной жизни разных государств и народов, конечно, можно объяснить различие типов, исходя из вариативности культур, выражающих себя на различных языках, — ответила Лени. — Но мы будем систематизировать формирование личности в одной языковой и культурной группе, поэтому пока планетарные масштабы ограничим узким кругом людей, например, родившихся на территории России, говорящих на русском языке, имеющих славянские корни. Тем более что корни у нас у всех одни и генетические, и языковые. Ученые лингвисты считают, что при расселении славяне долгое время представляли единый этнос, целое с одним племенным языком, называемым праславянским языком, на котором говорили все, и был родоначальником всех славянских языков, а значит, и единым языком славян. Происхождение же и развитие русского языка — языка русской нации, который является одним из официальных и рабочих языков ООН, таково, что с XIV века это русский язык, с I по XIV век древнерусский, до XII века назывался общеславянским, а с I по VII век — праславянским, который развился из протославянского и индоевропейского источника.

— Очень углубились в древность, — заметил Майкл, — А почему не на английском или китайском, ведь каждый пятый в мире говорит на нем?

— Двадцать первый век — это век России — это эра Водолея, и с этим всем в мире придется считаться и относиться с миром и принятием. А в древность мы еще не очень углубились. На Кипре при раскопках была найдена древнейшая в мире дошедшая до нас надпись кипрского письма, исполненная на ручке кувшина, и датируется XXIV — XXI веками до н. э., — вздохнула Лени. — В России — снежная зима, а на Кипре — тепло и море красивое.

— Нет уж, сама захотела, так вот и вернись в холодную и зимнюю Россию.

— Древние славяне уже несколько тысяч лет назад имели и свою письменность, и философию по созданию мироздания, Вселенная строилась как единство трех сфер жизни — Явь, Навь и Правь, все они составляли бессмертный круговорот существования человечества, — продолжила Лени. — Славяне жили в окружении богов и считали себя им равными, жили с завоевателями на равных, поэтому в национальных чертах славян всегда есть достоинство, лояльность и добросердечность. Места много, на всех хватит, вот она широта русской души.

— Логично, а зимой так холодно и голодно, что все захватчики сами становятся зависимыми от местного населения, без которого не выжить, что сразу становилось понятно, кто здесь хозяин тайги.

— Сегодня, в пору раздора между народами, составлявшими ранее единое родовое древо, но говорящими теперь на разных языках, осознание единого начала актуально, как никогда. Мы любим и уважаем все народы и национальности мира огромной и этнически богатой России, но задачу типизации личности надо упростить до решения внутри одной группы, одной нации, тогда любой человек, говорящий не только на русском языке, сможет примерить типологию личности к себе и найти себя в зеркале своей души.

— Не нашу, а твою типологию, я вообще считаю, что душу человеческую не «стипизировать», — возразил Майкл. — Нет объекта для классификации по типам.

— На этой мажорной ноте, считаю, надо прерваться и допить с удовольствием чай с пирогами, — ответила Лени.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я – типичная личность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я