Мы – человеческие сущности

Лени Фич, 2015

«Кто я?» К этому вопросу приходит каждый мыслящий человек. Ответ оказалось легче найти, если спросить: «Кто ты такой?» Из поиска ответов на эти вопросы на протяжении шести лет, в общении с десятками тысяч людей, в исследовании сути человека и была создана эта книга. Сравнение себя, своих качеств с другими людьми позволило сделать авторское открытие по типам сущности, данной от рождения человеку. Сущность несет в себе набор символов, в котором скрыта истинная цель жизни конкретного человека.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мы – человеческие сущности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вечер первый. Сущность

Тихое течение семейного вечера было нарушено бурей негодования в форме воплей громкого женского и тихого журчания мужского голосов. Закончив многолетний сбор и анализ информации, уже несколько месяцев Лени собирала общие признаки и различия в системах типизации людей для создания новой системы, простой и понятной. Оказалось, что систем классификации человека по типам много, признаки, по которым они строятся, сильно различаются, таким образом, они не подлежат даже сравнительному анализу между собой. Сильные различия и по терминологии и по сути самого ответа: «Что собой представляет человек?»

— Майкл, ответь мне, почему нет простой системы? — упрямо приставала Лени, воспользовавшись тем, что муж лежал умиротворенным на диване после ужина и избежать разговора уходом к компьютеру не мог.

— Что ты имеешь в виду? — вздохнул Майкл, понимая, что от разговора не уйти.

— Мы разные, но не настолько, чтобы нас нельзя было разбить на классы и типы.

— Зачем тебе это надо?

— Я считаю, что каждому человеку необходимо знать информацию о себе для жизни в обществе и для взаимодействия с другими людьми. Мы все время общаемся друг с другом, родители общаются с детьми, супруги и коллеги друг с другом, даже в транспорте с чужими людьми общаемся.

— Ты что, хочешь посмотреть на себя со стороны и понять, почему этот реактивный носитель под названием Лени несется по заданной траектории и никому и ничему не позволяет сойти с намеченного пути? Я тебе и без типизации отвечу, что ты и ракета, и траектория, заданная программой полета, одновременно, и изменить это никто не может, все должно пройти свой путь. И кому-то суждено попасть под этот взрыв, — вздохнул Майкл, явно подразумевая, что течение его спокойного вечера нарушено.

— Простая и доступная система типизации людей помогла бы нам научиться принимать людей такими, какие они есть. Человек научился бы прощать другого, потому что начал бы его понимать. Понимать, что он делает то, что делает его программа ракетного носителя, движущегося по своему направлению. Поэтому ни ты, ни он не имеете пульта управления для изменения программы действия. Если понимание этого придет к тебе и к другим людям, то в ваших сердцах родится принятие, прощение и сострадание, все то, к чему так долго призывают человечество, — ответила Лени.

— Одно понимание от нашей совместной жизни ко мне пришло точно: то, что нельзя предотвратить, это надо пережить, сопротивление бесполезно, и путь в твое светлое будущее уже проложен, единственный способ выжить — идти рядом.

— Не рядом, а вместе по самому короткому и быстрому пути к единению с целым, — радостно подхватила Лени, так как Майкл, как уникальный мозговой центр, умел быстро находить ошибки и исправлять все неточности.

— Система должна иметь простое описание и практическое применение, — продолжила Лени, — чтобы, поглядев на человека, его телосложение, услышав, что и как он говорит, можно было понять, к какому типу он относится, как лучше с ним взаимодействовать, живя созвучно и гармонично. Такая система типизации поможет и в бизнесе, и дома, и в школе.

— Если ты поймешь, что не надо ждать от близких того, чего они просто не могут дать в силу своей природы, то и к себе, и к другому ты сможешь относиться более или менее критически. Разве не о таком созвучии и гармонии мечтает каждый муж, лежащий вечером после трудового дня на диване? Я готов с тобой взаимодействовать, чтобы скорее получить наслаждение от спокойной семейной жизни, — ответил Майкл.

Анекдот от V.

Жена говорит мужу, который лежит на диване и ничего не делает:

— Ты знаешь, я была такой дурой, когда вышла за тебя замуж!

— Дорогая, я тогда был так влюблен, что сразу этого не заметил.

— Я и так понимаю, что в нас нет ничего плохого или лишнего, заложенного от природы, что все стороны нашей жизни гармонично дополняют друг друга, но мне понадобилось на это много времени и много образования, чтобы это понять. Может быть с системой типизации будет быстрее? Именно поэтому я решила собрать информацию о психологических типах человека, которая мне известна на данный момент, и объединить в единую систему элементов.

— Ты хочешь разбить по какому элементу? В мире живет уже более 6 миллиардов 700 миллионов человек. Все мы похожи друг на друга, наши тела построены по одному типу, и функции для всех одинаковы, где бы и как бы мы ни жили.

— Хочется найти изначальный образец, как издревле заданную формулу, ту, о которой, как сказано у Томаса Манна: «…в типичном всегда есть очень много мифического, мифического в том смысле, что типичное, как и всякий миф, — это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы».

— Известная система типизация по моменту рождения используется людьми давно и она более чем проста. Возьми гороскоп: двенадцать типов зодиака или восточный — двенадцать циклов по году рождения, все типы разделены и описаны.

Анекдот от V.

Читайте дальше гороскоп. Итак, «Овен»: если вы верите в гороскопы, значит вы — ОВЕН!

— Да уж, по зодиаку ты — Лев, а я — Телец, по гороскопу мы и жить-то под одной крышей не можем, а уж семью создавать тем более. Ты меня давно загрыз бы.

— В львиных прайдах на коров львицы охотятся, не царское это дело, — протянул Майкл.

— Нет, твой гороскоп не совпадает с твоим описанием, причем никакой: ни зодиак, ни восточный, ни друидов, перечислять дальше не буду, одних только видов гороскопов более ста, я проверяла, — упрямо твердила Лени.

Анекдот от V.

— У тебя муж кто по гороскопу?

— Лев!

— А по жизни — чистый козел!

— Ладно, согласен, я особенный, уговорила.

— А серьезно?

— Всех людей, можно разбить на группы, и этих групп не так много, так у Г. И. Гурджиева были определены около двадцати восьми различных типов для всего человечества, и не более. Судьба же у каждого человека своя, и такого жизненного пути нет больше ни у одного живого существа во всем мире. В этом плане каждый человек неповторим, поэтому мне и не подходят гороскопы, — подвел черту Майкл.

— Я знаю, что замужем за уникальной личностью, разреши спустить тебя на землю и напомнить, что ты таким стал, лежа на этом диване в тиши семейной сытой жизни, — напала Лени.

— Придется тебе напомнить, что реализация судьбы человека зависит как от духовного наполнения, так и от заложенного в момент рождения предназначения данного человеку. Может быть, мое предназначение — лежать тихо на диване, — отбил выпад Майкл.

— Значит, мое предназначение — вписать элементы в квадратики, разложить и, как русский химик Д. И. Менделеев, создать периодическую таблицу элементов человеческой сущности.

— Почему ты остановилась на сущности?

— Когда мы с тобой говорим о человеке, каждый из нас имеет в виду что-то индивидуальное, собственное, то есть ту личность, которую можно описать. Когда мы говорим о других, мы предполагаем, что их личности имеют определенные черты. Но личность — это как роль, как маска, которая в процессе игры или приросла, или легко меняется на другую. Систем типизации по признакам ролей, которые играет человек по жизни, очень много, и это отдельная исследовательская работа. Человек рождается с сущностью, личностью он становится позже. Поэтому определить сперва надо суть, сущность, а не личность, которая может смениться и будет меняться обязательно. Сегодня ты — олигарх, а завтра отшельник в горах Тибета. И через сущность, а никак не через личность можно приблизиться к определению цели жизни, к своему предназначению. У Джона Беннета сущность определена как «свойство бытия собой, а не другим».

— Понял, лучше про суть. Некоторые философы и психологи называют это самостью, которая является нашей жизненной целью, она и есть та роковая комбинация, которую мы называем индивидуальностью, — согласился Майкл.

— Вернемся к примеру из химии, перед открытием периодического закона химики уже знали более шестидесяти различных элементов. При этом каждый элемент мог образовывать с другими элементами большое количество соединений — окислов, солей, кислот, оснований. Газы, жидкости, кристаллы, металлы, огромное множество, множество такое бесцветное и ослепительно яркое, с запахом и без, тягучее и твердое, легкое и сладкое, прочное и летучее. И ни одно не повторяет полностью другое, и можно разбить на группы, классы и типы. Уникальные и разнообразные, правда похоже на человеческое общество в целом?

— Наверно, куда ты клонишь?

— Психологи, медики и философы изучили до тонкостей различные стороны психологии и строения человека. Они, как химики о веществах, из которых построен мир, знают множество подробностей о человеке. Все измерено, описано, занесено в книги и справочники. Свойств так много, что можно описывать в бесчисленных томах книг и не описать всего. И чем больше систем, описывающих проявление этих свойств, тем меньше понимание, о чем идет речь и как это применить к конкретному человеку.

В этом хаосе описаний нет никакого единообразия, никакой общей системы. Если материя, из которой построен наш мир, действительно организована не беспорядочно и не случайно, как это доказали химики, и Д. И. Менделееву удалось описать единую стройную картину вещества, найти закон, на котором основано материальное устройство Вселенной, то кто сказал, что нет системы элементов человеческих типов?

— В психологии есть четко два направления — медицинское и, так называемое, «эзотерическое». Первое — сугубо практическое и конкретное, а вот второе — описательное, в котором великое разнообразие описания человеческих типов можно было свести к немногим элементарным группам. Скажу тебе, что этим занимались все великие умы от древних цивилизаций до Карла Юнга, и до современных авторов, — подчеркнул Майкл.

— Первое направление мы трогать не будем, имея в семье трех медиков сразу, четвертым я не буду. Про описательные типизации могу сказать, что при исследовании материала мною обнаружен хаос, беспорядок, случайность уже в этих небольших и больших группах основных типов, уже начиная по количеству типов: то этих типов — 4, то — 5, то — 6 или 12 и так до 16, даже 28.

Анекдот от V.

И сказал мне голос из хаоса: «Улыбнись и радуйся, могло быть и хуже». И я улыбнулся и радовался, и стало хуже…

Анекдот от V.

Поспоpили как-то политик, инженеp и вpач о том, чья пpофессия дpевнее. Вpач говоpит: Бог создал Еву из pебpа Адама, а это хиpуpгическая опеpация!

Инженеp: Да, но сначала Бог создал миp из хаоса, а это инженеpная задача!

Политик: Hе забудьте, что сначала кто-то должен был оpганизовать хаос!

— А почему пропустила деление на два типа по полу, инь и янь, я и ты?

— А потому, что «ты» меня не интересует, мне надо типизировать «мы», тогда и с «я» будет все понятно. А если этот «я» не вкладывается в схему элементарного ряда со всеми его особенными свойствами, то его можно назвать смешанным типом или случайным проявлением одного из типов. Можно заняться описанием человеческих типов с прикладной целью для применения техник психологического воздействия и манипуляций для увеличения продаж, для создания брендов фирм, для управления и увеличения объемов продаж или для воспитания детей. Опишем типы, как нам удобно, и в том порядке, какой нам удобен. Без разницы, с какого места залезем в дебри, там нет пути и дорог, сплошной хаос, главное описать элементы и их комбинации. Этот описательный подход существует в большинстве систем и демонстрирует отсутствие системного подхода к вопросу.

— Техники воздействия для увеличения продаж имеют отношения к личности, так как это уже общественная жизнь человека, при чем тут типизация по сущности? — спросил Майкл.

— Правильно, не имеют, потому что основываются эти описательные системы на поведении человека, на исполнении им социальных функций, а надо основываться на самом человеке, на его сути. Циркуль может начертить ровный круг, потому что у него есть центр, та точка, на которую он может опереться. И не надо быть профессором, чтобы заметить как поразительное сходство между некоторыми элементами вещества, так и сходство между типами людей. Это не может быть случайностью, существует обусловленная зависимость, какая-то связь между всеми элементами, будь то вещество материи или типаж человека. Химики определили основной признак у всех без исключения элементов, который определяет и сходство их между собой и различия — атомный вес. С помощью него можно расставить все химические элементы и все их комбинации в строгом порядке, как можно поставить группу людей по росту или по весу.

— Людей лучше типизировать по глупости, — вздохнул Майкл.

— Почему? — Умных мало, их быстрее можно расставить, а глупым все равно, их можно оставить кучкой и не приставать к ним с вопросами, — ответил Майкл, поглядывая на заветный компьютер в углу комнаты.

— Видно, я тоже из кучки. Все никак не могу понять, что же это за основное свойство, каков был бы этот решающий признак, который определял твое место по порядку? — сказала сердито Лени.

— Должен быть какой-то коренной признак, который никогда не изменяется от рождения, без которого и самого человека нельзя уже себе представить, — ответил Майкл. — Такие фундаментальные и неотъемлемые признаки, которые человек не потеряет даже тогда, когда он растет, становится личностью, при общении в семье и обществе, обрастая новыми, сложными манерами поведения, кодексами и нормами, исполняя новые роли.

— Такое своеобразие человеку придает только его сущность, это как паспорт с описательным физико-психологическим портретом конкретного человека, — радостно воскликнула Лени. — По этому важному паспорту можно будет нащупать законы сходства и различия людей независимо от воспитания и вероисповедания, найти ключ к единству, к порядку в море человеческого разнообразия и уникальности. Надо будет только знать и уметь пользоваться этим ключом.

— В химии любое вещество состоит из элементов, и простейший из них водород. Сущность — это простейший элемент? — уточнил Майкл.

— Сущность дана нам от рождения, и нам не дано ее изменить. Можно сделать из меня Нефертити, а из тебя — пигмея, но это искусственные превращения, это не то, что нам дано от природы.

— На пигмея не согласен, а на Нефертити — пожалуй, да. Похоже, ты говоришь про то, о чем писал П. Д. Успенский со слов Г. И. Гурджиева, про «скрипку в футляре», — продолжил Майкл, видя, что Лени не реагирует на шутку про египетскую жену фараона.

— Сущность — это неизменный каркас, основа для строения человеческой личности, то, из чего исходит человек в своем развитии, и те наши ограничения, которые мы не можем и не должны преодолевать. Осознание своей сущности позволяет человеку примириться с самим собой и двигаться по пути от животных к высшим человеческим проявлениям в соответствии с его предназначением, — продолжила Лени. — Сущность — это нечто твое человеческое, на ее основе остальное приобретается человеком в результате социальной жизни. Сущность формируется в основном под воздействием наследственности, передаваемой через биологический механизм с собственным узором. Сущность человека может иметь как сильные, так и слабые места, помогающие или останавливающие нормальное развитие, и даже мешающие развитию. Узор несовершенный, как несовершенен сам человек на своем жизненном пути.

Анекдот от V.

Собрание в индейском племени. Выступает индеец. — Ну что у нас за имена? Соколиный Глаз… Могучий Бизон… Детский сад какой-то! Предлагаю перейти на имена, как у белых людей: Том… Сэм… Боб… Коротко и красиво! Вождь: — Нет. Конечно, имена у белых людей короткие и красивые, но зато наши имена выражают сущность человека. Так что ты не прав, Поросячий Хвост.

Узнав же свою сущность, человеку было бы легче адаптироваться в общество с другими сущностями, использовать свои возможности и не комплексовать из-за своих ограничений. Развитие человеческой личности состоит в осознании неизменности его сущности, в развитии ее способностей, нейтрализации ее недостатков и использовании достоинств человека по назначению.

— Так, чувствую, принизили от великой личности до неизменной сущности, — вздохнул Майкл, успев вставить слово, пока Лени набирала воздух для продолжения пламенной речи.

— Наши таланты и наши достоинства, по сути не наши достижения, это цветной узор сущности на теле для раскрашивания масок нашей личности. Понимание этого помогает искоренить эгоизм из сердца человека. Люди строят на основе своего самолюбия мощные и прочные крепостные стены из кирпичей эгоизма, заключая за них свои души, как в тюрьму, — продолжила Лени.

Анекдот от V.

Во время судебного процесса в небольшом городке адвокат задает вопрос свидетельнице, пожилой даме: Миссис Смит, вы знаете, кто я?

— Конечно же, я вас знаю, мистер Джефферсон, я помню вас еще с тех пор, когда вы пешком под стол ходили. Мне даже, помню, приходилось подгузники вам менять. И по правде говоря, вы меня глубоко разочаровали. Вы постоянно лжете, изменяете жене, манипулируете людьми и за глаза называете их идиотами. Вы считаете себя восходящей звездой, но на самом деле вы всего лишь жалкий второсортный адвокатишко. Теперь, я думаю, все видят, что я вас отлично знаю.

Немного обалдевший от такой речи адвокат, не зная что делать, указывает на адвоката защиты и спрашивает: Миссис Смит, вы знакомы с адвокатом другой стороны?

— Да, мистера Кассиди я тоже знаю, я присматривала за ним, когда он был маленький, и ему мне тоже приходилось менять подгузники. И в нем я также очень разочарована: он лодырь, готов сделать что угодно, лишь бы не работать. Он пьет как свинья и не способен построить прочных отношений с женщиной. К тому же его офис — самый убогий в этом городе, и ему удается выжить лишь благодаря уклонению от уплаты налогов. Я думаю, всем понятно, что и его я тоже знаю.

Все присутствующие в зале начинают шептаться между собой, и судья, прежде чем призвать всех к тишине, подзывает к себе этих адвокатов и шепотом говорит: Если кто-то из вас спросит у миссис Смит, знает ли она меня, я тому тут же припаяю оскорбление суда, и он уже через пять минут будет в тюрьме!

— Эго необходимо развивать для жизни в обществе, иначе человека затопчет несущееся на скорости стадо человеческих личностей, — пытался оправдаться Майкл.

— Согласна, надо развивать «я», и это естественный рост человека от ребенка до взрослого: от сущности через личность под флагом эгоизма в руках надо идти к высшим идеалам, к Человеку с большой буквы. Только после сооружения крепостных стен эгоизма вокруг собственной души необходимо разрушение разросшегося великого «я», очищение и построение cебя заново на каменных развалах. Некоторые не успевают справиться с этим за одну жизнь, и повторяют все снова и снова. Некоторым из нас приходится получить встряску или даже упасть, чтобы увидеть себя «великого» в своем собственном падении. Основная проблема людей, что ослепленные успехами своего «я» или погребенные под его же неудачами, они не способны видеть себя в истинном цвете, в цвете своей сущности.

Анекдот от V.

Настоящий эгоист — это тот, кто думает исключительно о себе даже тогда, когда говорит о ком-то другом.

Когда ты способен принимать другого таким, какой он есть по сущности своей, когда ты способен видеть ее прекрасные узоры в своих друзьях и во врагах, только тогда в твоей душе не останется места для эгоизма, а есть место только для любви и прощения.

— Много ты таких найдешь в современном обществе, в метро в час пик, например?

— Я найду это в семье, где один любит себя в другом, где любят друг друга одновременно. Они встречаются и, объединившись в союз, сотворяют вместе вместилище для души. Они родят ребенка и подарят душе ее дом — тело, которое родится в определенном месте и времени, с определенной целью; последняя и определяет, как и зачем тело будет жить, которое наполнится энергией жизни для исполнения своего предназначения. Это и есть определение сущности человека.

— Что ты замолчала? — поинтересовался Майкл.

— Ребенок ближе всего к сущности, и эта сущность, живя в союзе с другими людьми, растет через свое эгоистическое «Я» до настоящей личности «Человека», и в его душе от рождения как не было, так и нет места для эгоизма, а есть любовь. Потому что человек и есть плод любви и в физиологическом, и в духовном смысле этого слова. Эгоизм есть в жизни человека, и он ему нужен, также как и альтруизм для жизни в обществе себе подобных, а душа не эгоистична. Мне вдруг стали понятны слова Христа: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Матфей. Глава 18:3).

Анекдот от V.

Самая крепкая семья — это союз эгоистов, где каждый любит другого как себя.

— Ты как всегда бежишь впереди планеты всей. Человеку необходимо постепенное развитие. Для начала надо подрасти физически и интеллектуально, развить эго, осознать свое великое предназначение, перешагнуть и…лечь спокойно на диван — ты уже всего достиг, — Майкл сделал попытку на сегодня завершить разговор.

— Человек должен двигаться. Жизнь — это процесс, это движение, развитие. А для этого надо понять свой каркас, свои ограничения, свою одинаковость и уникальность, лишь затем можно делать что-либо дальше, — продолжила Лени. — Нетерпение, гордыня и амбиции — спутники эгоизма, необходимые для прогресса в обществе и ненужные на пути личного роста. С самим собой надо быть предельно честным и идти по внутреннему пути не с гордыней, принимая все как есть, не с наскока, а с предусмотрительностью, с терпением.

— Я же терплю тебя рядом столько лет, значит, я уже развился и созрел, скоро испортиться могу, как перезрелый фрукт на ветке, — сострил Майкл. — Вот так и портились люди с высоким предназначением. Им по судьбе особая роль была уготована, и чтобы душа могла выполнить эту миссию, сущность такого человека должна была соответствовать. А человек не осознает, что попал под власть своего же эгоизма и укрепляет только его. Возможности твои огромны, но стенки крепости эгоизма велики. Так и появляются тираны, диктаторы — ими не рождаются, ими становятся на пути развития «Я — Великого», — пригрозила Лени.

— Уговорила, определение человеком своей сущности облегчит его путь к достижению цели жизни. Под сущностью мы понимаем набор качеств, изначально данных человеку от рождения, в отличие от того, что приобретается им в социуме при общении в процессе жизни. Значит, в определении сущности основную роль играет наследственность, место и дата рождения, они создают уникальное сочетание для конкретного человека. Значит, для определения сущности надо знать физиологические врожденные особенности человека, которые закладываются через механизм наследственности на момент рождения тела, а также темперамент и сочетание звезд на небе, что и предопределит его судьбу? — уточнила Лени.

Анекдот от V.

— Почему ты плачешь, Вовочка?

— Мама сказала папе, что он козел, а папа ответил маме, что она корова.

— Hу и что?

— А кто же тогда я?

— Принцип наследственности определяет строение физического тела, но сущность — это не только тело. На ее формирование оказывают влияние многие факторы, и не только родители, еще и момент зачатия, и период формирования плода, момент рождения и первые годы жизни ребенка. Наблюдая за детьми, родители могут разглядеть у них такие черты, которые повторяют родительские, или увидеть то, чего в помине не было ни у родителей, ни у бабушек с дедушками, — заметил Майкл. — Если исходить из предположений о возможности многократного рождения человека в различных телах, из так называемой «реинкарнации», которая означает, что душа человека после смерти может переселиться в другое тело, то, возможно, это исполнение задач предыдущих воплощений. Повторяться это может, пока у души в этом будет потребность или необходимость. Сама по себе бессмертная душа могла бы и не воплощаться на Земле, а оставаться бесконечно в других мирах. Но раз душа воплощается, значит, есть у нее еще задачи на Земле, и сущность должна быть приспособлена для их решения. Тогда можно предположить, что эти индивидуальные, сугубо личные черты у человека, данные ему при рождении, могут быть связаны с воспоминаниями из прошлых жизней и задачами нынешней жизни. Но это, конечно, если ты буддистка и веришь в реинкарнацию.

Анекдот от V.

Вдова на спиритическом сеансе вызывает дух умершего мужа и спрашивает: «Ну как ты там, милый?» Он ей отвечает: «Ну как-как: просыпаюсь, ем, гуляю по зеленой травке, совокупляюсь, испражняюсь, опять ем, гуляю, сплю, ем, совокупляюсь, испражняюсь…»

— Милый! Ты попал в рай?

— Не-е-ет, я кролик в Австралии…

— Принцип повторения основных черт наводит меня на мысль про архетипы по Карлу Юнгу, — задумчиво произнесла Лени, пропуская фразу про буддистку мимо ушей.

— Архетип тоже человек, ему жить хочется, — резюмировал Майкл и все-таки плавно переместился к компьютеру, закончив разговор в этот вечер.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мы – человеческие сущности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я