Рекомендации и материалы для подготовки к ЕГЭ по истории. Пособие для учащихся

Лейонис ван Хааске

Этот справочник – обобщение большого опыта в подготовке к экзамену по истории, накопленного за последние десять лет и проверенного в работе с огромным количеством учеников. Его задача – продемонстрировать логику изучения истории России для успешной сдачи экзамена по этому предмету и дать ряд необходимых рекомендаций для выполнения наиболее сложных и специфичных заданий этого экзамена. Кроме того, в пособие включен ряд справочных материалов, призванных способствовать успешной подготовке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рекомендации и материалы для подготовки к ЕГЭ по истории. Пособие для учащихся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ВТОРОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА

1. Обратите внимание, что все задания второй части экзамена являются заданиями с полным развернутым ответом. Это означает, что каждый ответ на них должен быть сформулирован как самостоятельный и законченный текст. Ответы, состоящие из обрывочных фраз, терминов и дат, использовать не рекомендуется — это не является прямой ошибкой, однако может повлечь снижение оценки за текущее задание в связи с затрудненностью восприятия ответа, невозможностью восприятия ответа или несоответствия ответа требованиям к заданию.

2. Стоит помнить, что для заданий второй части ЕГЭ по истории отсутствуют следующие критерии:

— грамотность — при оценивании не учитывается грамотность, наличие или отсутствие грамматических или орфографических ошибок,

— объем ответа — ни одно из заданий не учитывает общий объем ответа на задание. Ответ должен занимать объем, достаточный для полноценного раскрытия всех поставленных вопросов.

Задания на работу с текстом (№20—22)

1. Настоятельно рекомендуется строить работу с этими заданиями по следующему принципу: сначала ознакомиться с списком вопросов, после чего перейти к изучению текста. Такая логика выполнения позволит вам выполнить часть требований к ответу на задание еще во время прочтения текста. В данном случае речь идет в первую очередь о заданиях, которые содержат непосредственную отсылку к тексту — «на основе текста», «по мнению автора».

2. Обратите внимание, что в случае, если задание содержит непосредственную отсылку к тексту, вы имеете право использовать для ответа прямое цитирование текста.

3. Важно обратить внимание на количество вопросов, поставленных в каждом из заданий. Нередко одно и то же задание включает в себя три или четыре вопроса — для получения достаточно высокого балла вам необходимо дать полный развернутый ответ на каждый из них.

Рекомендуется начинать каждый ответ на вопрос с нового абзаца. Это позволит проверяющим экспертам не потерять во время проверки какую-то из частей вашего ответа.

4. Самый простой способ выполнения этих заданий (равно как и вообще любых заданий, связанных с работой с источником!) — ориентировка по ключевым словам и понятиям, присутствующим в тексте. Это — имена, фамилии, даты, географические названия, описания явлений и событий. Обычно в каждом тексте присутствует 2—3 подобных слова-ориентира, которые позволят точно сориентироваться и выявить, о каком событии идет речь в тексте. Дальнейшие ответы основываются на этой информации.

Пример

Текст:

«Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

Варяги… правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье… и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убеждённые — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.

Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться».

Ключевые слова выделены в тексте жирным.

Получаемая таким образом информация является исчерпывающей — мы понимаем, что речь в тексте идет о призвании варягов в Новгород в 862 году и начале правления Рюрика. Отталкиваясь от этого, мы успешно выполняем требуемые задания.

Пример оформления ответа

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рекомендации и материалы для подготовки к ЕГЭ по истории. Пособие для учащихся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я