Жизнь без школы

Лейла Сазонтова, 2019

Эта книга бесспорно будет полезна не только начинающим хоумскулерам, но и тем родителям, которые в принципе интересуются темой альтернативного образования. С одной стороны, это очень личная история о том, как найти и выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию для своего ребенка за рамками обычной школы, преодолев все страхи и сомнения. С другой – отличное и понятное руководство к действию, отвечающее на самые важные вопросы, которые возникают при выборе семейного образования. Шароватова Юлия руководитель проектов «Онлайн-школы “Фоксфорд”» Книга «Жизнь без школы» будет интересна тем, кто только присматривается к пути хоумскулинга или же уже радостно идёт по нему. В книге подробно рассматриваются самые животрепещущие вопросы: как перевести ребёнка на СО, решить вопросы социализации, выстроить учебный процесс, сдать аттестации и при необходимости – вернуться в школу. «Жизнь без школы» – это не скучная теория: автор делится личным примером (сын Лейлы стал хоумскулером во 2 классе, сейчас Лев заканчивает 6 класс) и историями десятков людей, выбравших свободное образование.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь без школы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. История семейного образования

Только школа, и никак иначе

В наши задачи не входит углубляться в историю образования, но краткий обзор, если его так можно назвать, поможет понять, на каком «фоне» зародился хоумскулинг (и стереотипы!) и какие точки соприкосновения есть у него с традиционной системой образования.

Какую бы культуру и какой исторический период мы ни рассматривали, обучение детей возлагалось, за небольшими исключениями, на специально созданные структуры: афинские гимназии, школы при буддийских храмах, церковно-приходские школы, шумерские «дома знаний» и многое другое. Причина проста: каждое сообщество или государство было заинтересовано в скорейшей и, что самое главное, «правильной» интеграции подрастающего поколения в общественную жизнь. Иными словами, в задачи школы всегда входило обучить не только определенным навыкам, но и нормам поведения, привить единую систему ценностей. И хотя мир уже не тот, что прежде, а в последние десятилетия и вовсе переживает кардинальные изменения и смену парадигм, многие (надо отметить, не только чиновники, но и родители) продолжают считать школу единственной формой приобщения ребенка к обществу.

Традиционная школа в Европе всегда находилась под контролем государства или церкви, отличалась строгой дисциплиной и однообразной подачей информации. Тут уж не до индивидуализма и раскрытия личности. Толику свободы школы получили лишь в Средние века: по крайней мере на высших ступенях, подготавливающих к поступлению в университет, ученики читали сочинения античных авторов, осваивали основы научных знаний и семь свободных искусств (грамматику, риторику, диалектику (логику), арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Универсальный подход и энциклопедичность были лучшим, что дошло до нас из той эпохи. Неудивительно, что и сейчас многие родители выбирают в хоумскулинге именно классическое направление. И лишь в XX веке появилась альтернативная педагогика, в частности вальдорфская, учитывающая потребности ребенка и обеспечивающая нестандартную подачу знаний.

Чисто семейное образование существовало параллельно «общественным» школам. Так, в Древнем Риме юноши до шестнадцатилетнего возраста обучались всем важным навыкам у своего отца. В III веке до нашей эры в Риме появилась профессия наставника, которую исполняли рабы-педагоги. Они обучали мальчиков чтению, письму и счету и содержались за счет богатых горожан (соответственно, и услуги их были доступны только для детей из весьма обеспеченных семей), девочки изначально учились дома. На закате римской цивилизации домашнее воспитание стало ведущим. «Вся наука — из родного дома», — писал епископ Сидоний (V век). В Средневековье с привлечением учителей детей обучали «семи рыцарским добродетелям»: плаванию, езде верхом, фехтованию, охоте, владению копьем, игре в шахматы, сложению стихов и игре на музыкальных инструментах. В Скандинавии ребят традиционно обучали дома — знанию рун, поэзии и воинским навыкам. Девочки практически всегда и везде воспитывались дома под надзором матерей или специально обученных женщин.

Право учиться дома

Домашние школы в нашем понимании появились совсем недавно — в 80-е годы XX века в США благодаря так называемым консервативным христианам, а также амишам. Во многих штатах посещение школы было обязательным, исключение делали лишь для тех учеников, кто не мог посещать школу по религиозным мотивам. Амиши жили закрытыми группами, образование детям давали, как правило, дома. В школе дети амишей если и учились, то только до восьмого класса, что вполне устраивало власти. Позже опыт амишей переняли и менее религиозные американцы. Сегодня среди тех, кто практикует семейное образование в Америке, есть и хиппи, и пастафарианцы (последователи пародийной «религии»), и либертарианцы — одним словом, люди с разными религиозными и мировоззренческими взглядами.

В конце 1960-х годов в США было всего 10–15 тысяч детей-хоумскулеров, в 1999 году — уже 850 тысяч, а в 2007 году число обучающихся на дому перевалило за 1,5 миллиона. Практически каждый десятый школьник в Америке — хоумскулер. Эту страну по праву можно считать флагманом семейного образования: теперь оно разрешено во всех штатах и активно поддерживается на государственном уровне. Например, в Америке есть специальные группы взаимопомощи для родителей, принявших решение учить своих детей без школы (у нас, в России, такое движение только-только набирает обороты). А всемирно известный Amazon даже выделил специальный раздел с книгами и товарами для хоумскулеров и их семей.

В 2000-е годы эстафетную палочку приняли Великобритания и Ирландия. Популярности семейного образования там во многом способствовала деятельность Александра Нилла и его школы «Саммерхилл» (если интересно, посмотрите фильм «Саммерхилл: воспитание свободой» — очень вдохновляюще и жизнеутверждающе). Школа транслирует отказ от постоянного родительского контроля: дети могут сами выбирать, когда и на какой урок им пойти (или не пойти, а остаться играть в школьном дворе). С 2000 по 2012 год количество хоумскулеров в Великобритании выросло с 20 тысяч до 180 тысяч детей. Семейное образование, к слову, здесь ценится ничуть не меньше школьного: университеты и колледжи готовы принять абитуриента-хоумскулера после сдачи стандартного выпускного экзамена из школы (аналог нашего ЕГЭ).

Семейное обучение — признанная форма и во многих других европейских странах, в частности в Австрии, Финляндии, Италии. В Чехии дети до 12 лет могут официально учиться на дому, подобный подход необычайно популярен в Венгрии. Альтернативные домашние школы появились даже в Японии, достаточно консервативной стране, после того как в Америке побывал японский репортер Ясуши Онума.

Семейное обучение развивается в других странах, но чуть меньшими темпами из-за бюрократических сложностей. Например, испанские муниципальные и федеральные чиновники, отвечающие за образование, пытались закрыть домашнюю школу в провинции Альмериа. Ситуация разрешилась благополучно только после череды судебных разбирательств и резонанса, который вызвала в обществе. Испанские хоумскулеры используют лазейки в законодательстве, которое не запрещает, но и не разрешает семейное образование. Здесь есть даже свое Движение хоумскулеров, в котором состоят около 400 семей. Нидерландские родители, к слову, также наслаждаются жизнью без школы благодаря прорехам в законодательстве.

В Скандинавии власти озабочены уровнем социализации учеников, обучающихся вне стен традиционных школ. Однако общественное мнение позволяет держаться шведскому хоумскулингу на плаву: политики и видные деятели из разных стран отправляют письма государственным деятелям Швеции в защиту свободного образования.

Интересная ситуация сложилась и в Польше, где домашнее обучение разрешено с 1991 года при условии, что на такую форму обучения согласится руководство школы. С 2007 года польские родители создали Ассоциацию домашнего обучения с целью изменения законов, что привело не только к устранению многих бюрократических проволочек, но и — что логично — к увеличению количества семей, обучающих детей вне школ (с 30 семей в 2009 году до примерно 300 в 2015-м). Но, скажем прямо, есть страны, где подобная форма обучения не только не поощряется, но запрещена и преследуется по закону. Например, в Германии семьям, которые решаются учить своих детей вне стен школы, грозит штраф, тюремное заключение и даже лишение родительских прав за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

На рис. 1 видно, что в тройке лидеров традиционно держатся США (1,5 миллиона человек), Канада (80 тысяч человек) и Великобритания (50 тысяч человек). Россия в этот список не входит.

У приверженцев семейного образования есть своя, если можно так сказать, философия. Главными принципами домашнего обучения являются:

У противников семейного образования свои аргументы:

Как мама хоумскулера замечу, что это не соответствует действительности, ведь среди хоумскулеров много спортивных, коммуникабельных и бесконечно уверенных в себе ребят. Но об этом позже.

Семейное образование в России

Периодически ко мне обращаются родители с таким вопросом: «А давно в нашей стране можно не водить детей в школу? Или это нововведение?» И каждый раз я испытываю замешательство. С одной стороны, термин «семейное образование» только в 2011 году вместе с принятием нового Федерального закона «Об образовании» окончательно вытеснил существовавшее раньше понятие «экстернат». С другой — домашнее обучение в нашей стране имеет гораздо более давнюю историю.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь без школы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я