Легенды Царьграда

Группа авторов

Настоящую книгу составили переводы греческих текстов VIII–X веков, рассказывающих различные истории, подчас фантастические, о древней культуре Константинополя. Заброшенные в «темные века» здания и непонятные статуи внушали горожанам суеверный ужас, но самые смелые из них пытались проникнуть в тайны древних памятников, порой рискуя жизнью. Загадочные руины обрастали пышными легендами, а за парадным фасадом Города крылся необычный мир древних богов и демонов. Путешествуя по «воображаемому Константинополю» вместе с героями текстов, читатель сможет увидеть, как византийцы представляли себе историю дворцов и бань, стен и башен, храмов и монастырей, а также окунуться в прошлое и даже будущее столицы христианского мира. Книга «Легенды Царьграда» составлена и переведена Андреем Виноградовым, российским историком, исследователем Византии и раннего христианства. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: История и наука Рунета. Страдающее Средневековье

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легенды Царьграда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

III. О постройках

[Постройки Константина I и Елены]

1. Константин [I] Великий построил старую Святую Ирину, базилику Святой Софии, Святого Агафоника и Святого Акакия. А Святых Апостолов построила его мать вместе с ним: они возвели базилику с деревянными перекрытиями и императорский мавзолей, где лежат и они сами.

2. Святого Мину и Святого Мокия он обнаружил служащими как идольские храмы. И Святого Мину он оставил как есть, только убрал оттуда статуи и назвал таким именем, а окончательное его здание[588] построили через 169[589] лет Пульхерия и Маркиан, вместе с [дарованием ему] имений и священной утвари.

3. Святой Мокий был в два раза больше размером, чем сейчас, но Константин [I] Великий и его мать Елена отрезали две трети храма и поставили престол. Поскольку же там был казнен святой Мокий[590], то он построил храм в его честь и перенес туда его тело.

4. Святая Елена построила Вифлеем[591] и Гастрии. Называются же они Гастриями потому, что, привезя из Иерусалима Честной Крест, она внесла его через Псомафейские ворота, а найденные над Крестом лилии, листья, цветы имбиря, васильки, розы, майоран и бальзамы посадила в горшках (γάστραι), чтобы сохранить их. И, устроив там свое жилище, она назвала это место Гастриями и построила обитель[592].

5. Псомафейский дворец[593] и гирокомий построила святая Елена, равно как и Святого Феодора в квартале Клавдия.

6. Святого Иулиана построил Урвикий, приставленный к строительству [Города], на свои средства: там был римский лагерь.

7. В так называемом Алониции были дворцы, построенные Константином [I] Великим, плохонькие — чтобы только разместить самых видных римлян[594]. Там и Феодосий [I] Великий, когда был еще бедняком и прибыл в Константинополь, разместился вне дворца, у скорняка Руфина, у подножья колонны Тавра. А этот Руфин позднее, при Феодосии, стал магистром[595], после чего и построил Руфинианы.

8. Константин [I] Великий построил Манганы для императорских мастерских. Названы же они были Манганами потому, что там хранились военные приспособления (μάγγαναι), книги по инженерии и осадные орудия.

9. Константин Великий построил всехвальный храм святой Евфимии у Ипподрома, почтив его ценными материалами[596]. По прошествии же 442 лет[597], когда пришел богомерзкий [Константин V] Копроним, он превратил его в склад оружия и навозный сарай, а мощи святой вместе с ракой бросил в морскую пучину[598]. Но через 37 лет благочестивейшая властительница Ирина Афинянка снова его отстроила[599] и, найдя мощи, перенесла их туда.

10. Желая основать Город, Константин [I] Великий, которому предстояло заложить его основание и размерить город, пошел пешком со своими вельможами. И когда он подошел к Форуму, говорят ему начальники: «Положи здесь конец стене». А он ответил: «Пока не остановится мой проводник, не заложу я фундамент». Ведь он один видел ангела[600]. Дойдя же пешком вместе со всем сенатом до Эксакиония, он увидел, что ангел воткнул там свой меч, указывая остановиться там. И поэтому он заложил там стену.

11. Форум[601] построен круглым по подобию Океана.

12. Там есть и бронзовые солнечные часы, которые привезли из Кизика.

[Тюрьмы]

13. Святой Андрей у Стратигия[602]. Обнаружив у Стратигия тюрьму Византия, Константин [I] и сам держал там под стражей ожидающих наказания. Простояла же она 283 года, до царствования Фоки Каппадокийца[603].

Св. Евфимия у Ипподрома. Реконструкция и план

14. Нынешняя тюрьма-преторий[604] была домом вдовы патрикия, по имени Маркия. Но из-за того, что тюрьмы были душными и находившиеся там не выдерживали мрака и зловония, она продала его императору Фоке, и тот превратил его в преторий[605].

15. И Нумеры, и Халку построил также Константин Великий, и, поскольку были они заброшены, превратили их в тюрьмы во времена Ираклия и его преемников.

[Ранневизантийские постройки на северо-востоке Города]

16. Святого Филимона построил патрикий Евдоксий, префект при Константине [I] Великом[606].

17. Святой Анастасий, как рассказывают, был построен Ириной и ее сыном, когда святой Анастасий был умучен во времена Ираклия, через 290 лет после Константина [I] Великого[607].

18. Святого Прокопия у Хелоны[608] и Святого Акакия у Эптаскала построил иже во святых Константин [I] Великий, а Юстиниан [I], строитель Великой церкви, украсил Святого Акакия.

19. Так называемый Месолоф находится между семи холмов: в одной части Города три холма и в другой — три, а посередине он. Простецы же зовут его Месомфалом.

20. На так называемой Халке есть бронзовая статуя Господа нашего Иисуса Христа, поставленная Константином [I] Великим[609], но Лев [III], отец [Константина V] Каваллина, снял ее[610]. А мозаичная икона Христа, которая видна теперь, установлена Ириной Афинянкой[611]. Бронзовая статуя простояла 415 лет[612]: от нее и кровоточивая женщина исцелилась, и другие чудеса совершились во имя Христово.

21. Богородица в квартале Евгения была домом патрикия Евгения во времена Феодосия [I] Великого[613], и он перестроил его в храм Богородицы[614].

22. Богородица в так называемом квартале Урвикия построена другим патрикием Урвикием, стратилатом Востока, бородатым[615], который написал трактат по военному делу во времена Анастасия [I] Дикора, через 180 лет после основания Константинополя[616]. Его дом был в квартале Хамена, а другой дом — у Стратигия.

23. Место, называемое кварталом Протасия, было названо по вышеупомянутому Протасию[617]. А нынешняя церковь Святой Богородицы построена императором Юстином [II], мужем Софии Прокаженной, бывшим куропалатом и племянником Юстиниана [I] Великого, когда от Протасия до строителя Юстина прошло 252 года[618].

[Постройки на юго-востоке Города]

24. Храм Архангелов в квартале, который ныне именуется Стира, получил свое прозвание от бесплодной (στείρα) женщины, которая имела сан патрикии[619]. Во времена Льва [I] Макеллы это была маленькая молельня, а это место было так названо по женщине. После ее кончины[620] прошло 75 лет, и построил храмы Юстиниан, строитель Великой церкви[621]. А когда через 338 лет они рухнули от землетрясения[622], возобновил их император Василий [I]: взяв тогда бронзовую чашу со Стратигия, он поставил его там[623]. Он также расплавил Конопий[624], который представлял собой статую с изображениями комаров, мошек, мух, блох и жуков[625].

25. Святой Иоанн в Аркадианах построен Аркадием[626], отобравшим из горожан шесть тысяч человек, чтобы они служили ему во время процессий, то есть торжественных шествий[627]. Назвал же он это место Аркадиаками[628], ведь очень любил его и благодетельствовал ему.

26. Так называемые Топы близ Святого Лазаря. После того как друнгарий и патрикий Василиск восстал против императора Зинона на втором году и десятом месяце его правления, прогнал его и владел царством два с половиной года, Зинон вернулся с мощным войском из Антиохии Великой и спокойно вошел в Город благодаря тому, что предал войско Василиска Арматий[629], сочувствовавший Зинону, а Василиск бежал со своей женой и детьми в старую Святую Ирину[630]. Зинон же постановил, чтобы судьи сидели на тронах священного чина и сената. И когда все сели там, то осудили Василиска и сослали его в крепость Лимны — деревню в Каппадокии[631]. Поскольку же дверь была запечатана, то от голода, жажды и холода они предали свои души. И оттого это место было названо Топы («места»), так как сидели там судьи и священнослужители[632]. Дотуда простирались здания триклиниев, построенные Константином Великим[633].

[Средневизантийские постройки]

27. Одиги были построены Михаилом [III], которого убил Василий [I][634]: вначале это была молельня, и много слепых прозрело у тамошнего источника[635], и много чудес совершилось.

28. Богородицу у Каравиция построил Михаил [III]. А названа она так потому, что была вдова во времена Феофила, его отца, и его препозит Никифор присвоил ее огромный корабль — кубару. Эта женщина, долго взывавшая к Феофилу, осталась без возмещения ущерба, так как препятствовал ей Никифор. Отчаявшись, она обратилась к неким шутам с Ипподрома, и они пообещали ей возместить все посредством некой хитрости. Снарядив маленький кораблик (καραβίτζιν) с парусом и поставив его на телегу с колесами, во время «овощных» скачек[636]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: История и наука Рунета. Страдающее Средневековье

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легенды Царьграда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

588

G: Святую Ирину в Пераме.

589

Должно быть, вероятно, 139: 317 + 139 = 456.

590

В 311 г.

591

Из других источников неизвестен.

592

На самом деле, монастырь был построен Феоктистой, тещей Феофила.

593

Вероятно, идентичен Еленианскому дворцу.

594

Об этой легенде см. I, 63–66.

595

В 388 г. Это обычная легенда о превращении бедняка в императора: колонна и форум Тавра возникли только при самом Феодосии I.

596

На самом деле, Св. Евфимия была перестроена в храм, вероятно, ок. 680 г. из зала дома препозита Антиоха, построенного в 416–418 гг., а ее мощи были перенесены в Константинополь ок. 680 г.

597

В 759 г. Согласно Феофану Исповеднику (Хронография 440), это случилось в 766 г., вероятно, из-за землетрясения.

598

Антииконоборческая легенда: в действительности, храм пришел в упадок, вероятно, после землетрясения 740 г.

599

В 796 г.

600

Ср. Филосторгий. Церковная история 20–22.

601

Имеется в виду Форум Константина.

602

Из других источников неизвестен, но, возможно, связан с проповедью апостола Андрея в соседнем Неории (см. III, 179)

603

В других рукописях — 286, т. е. до 603 г., когда сгорела тюрьма-преторий на Месе.

604

Преторий — резиденция префекта города, с тюрьмой при ней. В Константинополе он впервые упоминается под 396 г., на месте более позднего храма Сорока Мучеников.

605

На самом деле, новый преторий, вместо сгоревшего при восстании 406 г., был построен уже до 425 г. Здесь, вероятно, имеется в виду его восстановление после пожара 603 г.

606

Первый префект Города зафиксирован только в 359 г., а префект Евдоксий ниоткуда не известен. Возможно, он спутан с патриархом Евдоксием (360–370), а в оригинале вместо ἔπαρχоς стояло ἐπίσκоπоς.

607

Св. Анастасий Перс был замучен в 628 г., так что 290 лет здесь отсчитываются от смерти Константина I в 337 г.

608

«Ласточки». Имеется в виду статуя ласточки.

609

На самом деле, вероятно, Маврикием.

610

В 726 г., с чего началось Первое иконоборчество.

611

Он был замазан в 815 г. и раскрыт после 842 г.

612

Т.е. с 312 г. Согласно Par. 48, ее разрушил уже Юлиан.

613

Кто этот Евгений, неясно, но точно не узурпатор на Западе в 390–392 гг.

614

По другим источникам, его построил св. Андрей Критский в начале VIII в.

615

Препозит при Анастасии I. Назван так для различия от действовавшего в то же время евнуха Урвикия.

616

Т.е. в 497 г.

617

См. I, 63. Возможно, идентичен наместнику Сирии после 360 г.

618

Т.е. с 317 по 569 г.

619

На самом деле, форма Στείρоυ — искажение более раннего Τζήρоυ, от имени Феодора Цира, вероятного незаконного сына Юстиниана I.

620

В 457 г.

621

В 532 г., после пожара.

622

В 869 г.

623

Ср. II, 61.

624

G доб.: который поставил Аполлоний [Тианский].

625

Конопий означает «сетка от насекомых» и «защищаемое такой сеткой ложе» (канапе). Какую форму имел этот памятник, неизвестно. Ср. III, 200, где это разрушение приписывается Василию I.

626

Дата строительства храма неизвестна: возможно, Аркадий появился в тексте из-за аркадиан.

627

Подразделение аркадиан было основано ок. 400 г. Число 6000 — новация Патрий.

628

Такая форма — это не описка, так как восходит к Иоанну Малале (Хронография 13, 46).

629

Ср. III, 61.

630

На самом деле, в баптистерий Св. Софии.

631

Крепость в Каппадокии (совр. Гёльчук).

632

Вероятно, этимологическая легенда; ср. II, 27.

633

Ошибка составителя Патрий.

634

На самом деле, монастырь был построен Пульхерией († 453), а Михаилом лишь возобновлен.

635

Вероятно, именно с исцелениями слепых и связано имя монастыря Ὁδηγоί («проводники»). В XII в. здесь известна баня, где было изображено исцеление Христом слепого в Овчей купели.

636

Часть церемоний на праздник дня рождения Города 11 мая.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я