Душа. О желанной нереальности

Лев Золотайкин

Человек с трезвым взглядом на жизнь строго грозит пальцем: «Души нигде нет. Мы же не слепые». Тогда я робко говорю: «А как же душевнобольные? Они же есть. И больницы есть, и лекарства, и врачей туча – целая индустрия. Ну как же так, одна половина слова есть, а другой половины нет?»

Оглавление

4. Мудрая Душа иудаизма

Тема души и посмертного существования так или иначе толкуется во всех религиях. Это огромное поле сложных построений и красочных картин.

Мы только слегка коснулись его в необъятной религии индуизма. Так же кратко заглянем в иудаизм — невольную первооснову христианства.

Священное Писание иудеев — Танах — содержит 24 текста. Ветхий Завет христиан — тот же Танах, только с иным расположением книг и некоторыми изменениями их названий.

Главная часть Танаха — Тора — иудейский Закон (имеет еще одно популярное название: «Пятикнижие Моисеево») — это совокупность заповедей, полученных Моисеем на горе Синае лично от Бога.

Позднее исторически сложился Талмуд или устная Тора, включившая в себя свод толкований древнейших законов и понятий.

Классическая литература утвердила такой собирательный образ еврея, которому обязательно нужно много говорить, спорить и сомневаться, поэтому Тора для него святыня, но Талмуд — широкое обсуждение законов — это его страсть.

Иудаизм — несокрушимый монолит относительно двух основополагающих идей:

1. Бог един.

2. Евреи — народ, избранный этим Богом.

По массе остальных вопросов на протяжении реально документированной истории иудаизма сменяло друг друга множество учителей — толкователей Закона, которые в итоге создали удивительный конгломерат оригинальных мыслей, выводов и утверждений, часто парадоксальных, во многом противоречивых, с вселенскими претензиями на обособленность и заклиниванием на личном мнении. Кто-то из посторонних заметил, что в изощренных спорах иудеев обсуждаемая истина часто истончается до полного исчезновения.

И эта вечная дискуссия, тем не менее, образует одну из самых устойчивых религий — иудаизм. Этому совершенно не мешает, например то, что две самые древние партии иудеев: саддукеи и фарисеи — относительно бессмертия души и божьего суда имеют прямо противоположные взгляды.

Жизнью саддукеев был Храм, где они постоянно общались с Богом на высоком духовном уровне. А мелочное, бессмысленное существование остальных людей их не интересовало. Нет никакой души, смерть — это конец и тьма.

А у фарисеев Бог строго следил за доскональным соблюдением Закона всеми людьми, особенно его ритуальной части, в частности за выбором и приемом пищи. В перспективе у всех правоверных фарисеев было воскрешение из мертвых и воздаяние по заслугам.

В «Пятикнижии Моисея» есть такие слова о душе:

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так». (Быт. 1.24)

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Быт. 2.7)

То есть «душа живая» — это просто любое живое существо.

В дальнейшем мудрые учителя: Ибн Габироль (1021—1058г.г.), Моисей Маймонид (1134—1204г.г.) и многие другие «подняли и развили понятие — Душа.

Утверждалось, что правильное отношение человека с Божеством — это его познание. Оно заключается в стремлении овладеть всеми реальными и метафизическими науками. Именно так Душа подготавливается к вечной жизни с Богом, которая будет наполнена счастьем высших знаний.

Маймонид считал, что блаженство рая — это подлинное единение с Божеством, а муки ада — это отчуждение от него.

Согласно Каббале — мистическому направлению иудаизма — Душа человека, сохранившая свою чистоту, переселяется в высшие сферы, а грешная Душа переходит от человека к человеку и пребывает в земном мире, пока не искупит свои грехи.

В «Книге Загор» («Книга Сияния») — главном божественном откровении каббалы — содержится рассуждение, что Душа состоит из трех ипостасей — жизненного, нравственного и разумного начал. Источником ее является Божественная Мудрость и ее вечная жизнь — это бесконечность познания. В том числе и с помощью накопления в процессе переселения Душ.

Грехи людей нарушили их единение с Богом. Когда человек очистится и гармония восстановится, придет Мессия.

Явление Мессии в таком контексте больше похоже не на суд, а на торжественное поздравление абсолютно светлых Душ.

Правда, опять получается, что за такими радужными перспективами Души образ реально умершего человека как бы выпадает из планов продолжения жизни.

А еще и здесь отметим четкую формулу иудаизма — конечная цель Души накопление знаний до уровня встречи и вечного сотрудничества с высшей Мудростью (Разумом).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я