Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов

Лев Владимирович Мардахаев, 2016

Словарь содержит около 3000 понятий, терминов, слов и выражений, определяющих содержание социальной педагогики, а также имена наиболее выдающихся личностей, внесших вклад в развитие социально-педагогической мысли. В нем нашли отражение термины и понятия из других наук (общей педагогики, психологии, социальной психологии, социальной работы, социологии и др.), которые активно используются в социальной педагогике и необходимы теоретическим и практическим работникам. Словарь предназначен для студентов, изучающих социальную педагогику. Может быть полезен для аспирантов, преподавателей и исследователей проблем социальной педагогики и социальной работы, а также для практических работников образования, специального и дополнительного образования, учреждений социально-педагогической деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А
В

Б

БАДЕН-ПАУЭЛ (Baden-Powell) Роберт Стивенсон Смит (1857–1941) — англичанин, создатель бойскаутского движения (от англ, boy — мальчик, scout — разведчик). Написал пособие по скаутизму: «Scouting for boys» (русский перевод — 1907 г.).

БАЗАЛЬНЫЙ (от греч. basis — основной) — относящийся к основанию, расположенный у основания.

БАЗАЛЬНАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ — чувство злости у ребенка по отношению к тем (например, родителям), кто отвергает его или плохо обращается с ним (понятие введено в теории К. Хорни, немецко-американским психологом и психопатологом).

БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА — всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире (понятие введено в теории К. Хорни, немецко-американским психологом и психопатологом).

БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ — внутреннее ощущение, что социальный мир — это безопасное и стабильное место, а опекающие люди — заботливы и надежны.

БАЙКЕР (от англ. — амер. bike — велосипед) — член неформальной молодежной группы мотоциклистов-любителей. Они используют тяжелые шоссейные мотоциклы, одеваются в куртки из черной кожи и такие же брюки, сапоги ковбойского типа. Движение зародилось в США в 50-е годы XX в.

БАРЬЕР (от франц. barriere) — преграда, препятствие.

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ — нарушение взаимопонимания между людьми вследствие того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Несовпадение смыслов высказывания, просьб, приказов и т. д. создает у партнеров препятствие для развития их взаимодействия.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — психологическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологического барьера состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, страх сцены).

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ — личностные факторы социально-психологического характера, препятствующие взаимопониманию и социальному взаимодействию, служащие причиной конфликтов или способствующие им. Устраняются посредством специального тренинга и других форм обучения межличностному общению.

БАХТИН Николай Николаевич (1866–1940) — педагог, театральный деятель. С 1891 г. служил воспитателем в Орловском кадетском корпусе. Большое внимание уделил воспитательной роли театральной деятельности детей.

БЕБИСИТТЕР (от англ, babysitter, baby — ребенок + sit — сидеть) — доверенное лицо, ухаживающее за ребенком в период отсутствия родителей (или их занятости).

БЕЖЕНЕЦ — прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедования, языка, а также принадлежности к определенной группе или политических убеждений.

БЕЗДОМНОСТЬ — ситуация, когда человек не имеет ни постоянного, ни временного места жительства или проживает в условиях, абсолютно не соответствующих социальным нормам.

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ — явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Особенно широко Б. распространяется в обществе в периоды социальных потрясений или нестабильного социально-экономического существования государства.

БЕЗНАДЗОРНЫЕ ДЕТИ — дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих, детского коллектива, и одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у него может еще сохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из ее членов, но связи эти хрупки и часто находятся под угрозой атрофии и разрушения. Крайнее проявление безнадзорности — беспризорность.

БЕЗНАДЗОРНЫЙ (ребенок) — несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

БЕЗОПАСНОСТЬ (личности) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, информационного и иного характера, предполагающее установление соответствующей стабильности.

БЕЛИЧЕВА Светлана Афанасьевна — психолог, известный ученый в области исследования проблем девиантного поведения детей и подростков. Окончила Таганрогский радиотехнический институт (1969), доктор психологических наук (1989), профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ (с 1990), президент консорциума «Социальное здоровье России», учредитель и главный редактор периодического журнала «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» (с 1994), автор более 100 научных работ, в том числе по проблемам превентивной психологии.

БЕРГЕМАН (Bergemann) Пауль — профессор Ейского университета, автор книги «Социальная педагогика» (Bergemann Р. Sociale Padagogik. Grea, 1900).

БЕСЕДА — метод психолого-педагогического исследования и (или) воспитательного воздействия на основе вербальной (словесной) коммуникации. Как метод исследования он позволяет выявлять индивидуальные особенности личности (мотивационные, мировоззренческие и эмоциональные), а как метод воздействия — на формирование определенной системы знания, развитие интереса.

БЕСЕДА КОНСУЛЬТАТИВНАЯ — по определенному плану ориентированная на специфические житейские проблемы, направлена на расширение информационного поля клиента, реконструкцию его взаимодействия с другими людьми.

БЕСЕДА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ — характеризуется более высоким уровнем притязаний и направленная на определенные внутренние (психологические) изменения в личности клиента.

БЕСПРИЗОРНОСТЬ ДЕТСКАЯ — {призор — при взгляде, присмотр) — социальное явление, заключающееся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающие как один из результатов социальных бедствий — войн, голода, безработицы, эпидемий, крайней нужды родителей.

БЕСПРИЗОРНЫЙ — человек, не имеющий «призора» (присмотра).

БЕСПРИЗОРНЫЙ — человек, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

БЕСПРИЗОРНЫЕ ДЕТИ — дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий; лишенные необходимого ухода, воспитания; не получающие систематического обучения. Беспризорность связана с противоправным поведением, поскольку беспризорные дети часто оказываются в криминогенном окружении.

БЕЦКОЙ Иван Иванович (1704–1795) — родился в Стокгольме. Получил образование в Копенгагене. С 1747 г. жил в Париже, где познакомился с энциклопедистами, воспитательные теории которых оказали на него большое влияние. В 1762 г. Петр III вызвал Бецкого в Петербург. По приезду был произведен в генерал-поручики, награжден орденом ев. Александра Невского и назначен главным директором в канцелярию строений Императорских домов и садов. Императрица Екатерина II относилась к нему с уважением. Ему вверены управление Академией художеств, попечительство московским Воспитательным домом, попечительство и руководство Воспитательным обществом благородных девиц (Смольный монастырь), шефство над Сухопутным шляхетским кадетским корпусом. Один из теоретиков и практиков идеи социального воспитания. Вместе с Екатериной II задавался мыслью — при помощи воспитания создать «новую породу людей», для чего предполагалось создание закрытых учебных заведений, изолированных от влияния семьи и общества.

БИБЛИОТЕРАПИЯ (от греч. biblion — книга + греч. therapeia — терапия) — использование специально отобранного для чтения литературного материала в качестве терапевтического и коррекционного средства с целью решения личностных и межличностных проблем человека.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — способ изучения индивидуального жизненного пути человека.

БИОГРАФИЯ (от греч. biographia — жизнеописание) — описание жизненного пути человека.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (ФИЛАНТРОПИЯ) (от греч. philantropia — человеколюбие) — буквально, творить (совершать) благо людям; любовь кого-либо к людям. Б. — в узком смысле — оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле — безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы или более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД — метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884–1941) — педагог и психолог, профессор (1918), доктор педагогических наук (1935). Родился в Киеве. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1907). Один из создателей и руководителей Академии социального воспитания (с 1924 — академия коммунистического воспитания), входил в научно-педагогическую секцию ГУ-Са — Государственный ученый совет (1922–1932). Автор многих работ по педагогике, в том числе по проблемам социальной педагогики. Среди проблем, которые нашли отражение в его трудах, — социальное воспитание, национальное воспитание, основы трудовой политехнической школы, и др.

БОДИБИЛДИНГ (от англ. bodybuilding — телосложение, конституция) — совокупность социальных практик распространенных в молодежной среде, связанных с развитием мускулатуры тела при помощи упражнений с отягощениями и диеты, направленных на достижение оптимального композиционного и функционального состояния тела.

БОЙСКАУТ (от англ, boy — мальчик + scout — разведчик) — член скаутской организации.

БОЙСКАУТИЗМ — одна из форм организации детей, получившая развитие в начале XX века. Эта организация по определению ее основателя Баден-Пауэла представляет собой систему воспитания гражданственности через игру, являющуюся необходимым дополнением школе.

БОМЖ (дословно «без определенного места жительства») — человек, не имеющий постоянного места жительства и рода занятий.

БОЧАРОВА Валентина Георгиевна — доктор педагогических наук (1992), профессор (1993), член-корреспондент РАО (1995), действительный член Академии информатизации при ООН (1993). Родилась 9 марта 1938 г., окончила Ростовский государственный университет, является членом Международной федерации социальных работников (с 1992). При ее активном участии разрабатывалась документация на этапе восстановления Института социальной педагогики в России. Автор первой программы и учебного пособия по педагогике социальной работы.

БРАВАДА — вызывающая демонстрация человеком своих качеств, в том числе таких, которые заведомо могут вызвать неодобрение, с целью доказать свое превосходство над окружающими, свою оппозиционность к ним или независимость. Наиболее типична для подростков, но нередко проявляется и у более младших детей в ситуациях ущемления, подавления интересов.

БРАК — гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи; социальный институт, санкционированная и регулируемая обществом форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

БРЕЙК-ДАНС (от англ, breakdance — ломаный танец) — вид «танца в круге», связанный с хип-хоп культурой (возник в конце 50-х годов XX века в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц»).

БРОДЯЖНИЧЕСТВО — скитание лица в течение длительного времени, перемещение из одного населенного пункта в другой, при отсутствии постоянного места жительства.

БУЛЛИНГ (от англ, bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно школьников и студентов) со стороны остальных его членов или его части и проявляется в виде оскорбления, угрозы, физической агрессии, постоянной негативной оценки жертвы и ее деятельности, отказе в доверии и делегирование полномочий, и т. д. Буллингу, как правило, подвергаются дети, отличающиеся плохим здоровье, низким социальным статусом, социальным неблагополучием и пр.; «инакостью» в детском сообществе («необычными» манерами речи, смеха, юмора и т. д.); наличием явных физических аномалий (заячьей губой или нейросенсорной тугоухостью, некоторыми фенотипическими особенностями и пр.).

БУНТАРСТВО — поведение, образ действий непокорного, протестующего против чего-либо человека, призывающего к решительным действиям, перевороту в чем-либо. Американский социолог Р.К. Мертон выделял Б. как форму девиантного поведения, когда индивид отвергает как культурные цели общества, так и институциональные средства, концентрируя свои усилия на преобразовании общества на иных основах, стремясь заменить новыми его цели или средства, либо свергнуть и то и другое.

БУЯНЫ — футбольные хулиганы в возрасте 13–17 лет. Они составляют среднюю группу хулиганствующей молодежи, склонные к вызывающему поведению и поступкам на трибунах, и ответственны за демонстративные акты насилия на стадионах.

БЫТ — сфера внепроизводственно-экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысле — уклад повседневной жизни.

БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ — условия жизни человека, связанные с возможностью удовлетворения его естественных потребностей в отдыхе, уходе за собой, общении, развлечениях и пр.

БЭГГЕРЫ (от англ, bagger — упаковщик в мешки; baggy — мешковатые джинсы; baggyboy — мешковатый) — подростки (почти исключительно мальчики), большей частью из обеспеченных семей, не конфликтные, аполитичные, социально инфантильные, не склонные к употреблению спиртного и наркотиков, предпочитающие мягкие футболки с капюшоном, просторные штаны, высокие кроссовки, что делает их похожими на приверженцев хип-хоп культуры.

В
А

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я