Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов

Лев Владимирович Мардахаев, 2016

Словарь содержит около 3000 понятий, терминов, слов и выражений, определяющих содержание социальной педагогики, а также имена наиболее выдающихся личностей, внесших вклад в развитие социально-педагогической мысли. В нем нашли отражение термины и понятия из других наук (общей педагогики, психологии, социальной психологии, социальной работы, социологии и др.), которые активно используются в социальной педагогике и необходимы теоретическим и практическим работникам. Словарь предназначен для студентов, изучающих социальную педагогику. Может быть полезен для аспирантов, преподавателей и исследователей проблем социальной педагогики и социальной работы, а также для практических работников образования, специального и дополнительного образования, учреждений социально-педагогической деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А

АБИЛИТАЦИЯ (от лат. а — отрицание, habilis — пригодный, приспособительный) — комплекс мер (услуг), направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи. Термин чаще всего используется по отношению к ребенку с особыми нуждами, а также к семье, находящейся в кризисной ситуации. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные возможности в саморазвитии. А. и направлена на совершенствование ресурсов его саморазвития, а также на развитие тех способностей, которые могли бы компенсировать имеющие у ребенка недостатки.

АВТОБИОГРАФИЯ (от греч. biographia — жизнеописание) — последовательное описание человеком событий собственной жизни.

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — изучение личности человека посредством выяснения условий ее формирования и проявления. Метод основан на изучении свободно написанных или изложенных устно биографических сведений человека, а также дневниковых записей.

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. autoritas — власть, влияние) — стиль руководства, основанный на бесконтрольном авторитете руководителя, полном подчинении всех членов общественной группы единственному руководителю, в руках которого сосредоточивается вся полнота власти. А. в образовании отражает характер взаимодействия обучающего и обучаемого и сводится к требованиям бесконтрольного подчинения угрозе наказания, эмоциональному подавлению. Результатами авторитарного стиля являются: пассивность, безынициативность, отсутствие творческой фантазии, уход от ответственности и трудностей, конформизм и одновременно скрытая жажда власти.

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитета и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников воспитателям; концепция, предусматривающая безусловное подчинение воле воспитателя, подавление инициативы и самостоятельности.

АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во властности, склонности человека к использованию недемократических методов воздействия на окружающих.

АВТОРИТАРНЫЙ — основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; властный, стремящийся утвердить свою власть, авторитет.

АВТОРИТЕТ (от лат. autoritas — власть) — влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.

АВТОРИТЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ — завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности. По своему статусу А. в. объективен, однако требует постоянного укрепления и поддержания.

АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА — признание учащимся достоинств педагога и основанная на этом сила его воспитательного и образовательного воздействия. К числу этих достоинств относятся: эрудированность, педагогическое мастерство, справедливость, гражданская позиция, признанные общественные идеалы и социально значимое положение в обществе.

АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА ЛОЖНЫЙ — авторитет, завоеванный педагогом на основе ложных педагогических приемов: подавления, резонерства, превосходства, мнимой доброты и дружбы, и пр.

АВТОРИТЕТ ПОЛОЖЕНИЯ — власть, которой обладают все представители определенного должностного уровня в рамках организации над всеми теми, кто занимает в ней подчиненное положение, вне зависимости от наличия каких бы то ни было иных социальных различий между представителями этих двух групп.

АВТОРИТЕТ РЕБЕНКА — признание его личности, способностей, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других. А. р. выступает важным условием самоутверждения, обретения психологического комфорта, положительного взаимодействия с окружающими.

АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ — высокая значимость личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые ими не из-за страха или материальной заинтересованности, а в силу признания их справедливости и целесообразности.

АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА — признание учащимися достоинств педагога и основанная на этом признании сила его воспитательного и образовательного воздействия. К числу этих достоинств относятся: эрудированность, педагогическое мастерство, справедливость, гражданская позиция, признанные общественные идеалы и социально значимое положение в обществе. От подлинного авторитета следует отличать ложный, принимающий самые разнообразные формы, авторитет подавления, резонерства, превосходства, мнимой доброты и дружбы.

АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ — разделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей положительное мнение о личностном соответствии данного руководителя требованиям занимаемой должности. Указанное мнение может быть предпосылкой влиятельности руководителя и за пределами должностных правомочий. А. р. выражается в способности направить (не прибегая к принуждению) поступки и логику мышления другого человека (или людей) по общественно желательному пути.

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ — признание учащимся значимости достоинств учителя и основанная на этом сила его воспитательного и образовательного воздействия.

АВТОРСКАЯ ШКОЛА — образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы. Термин возник в 80-е годы. В разных странах было немало школ, известных по имени их создателей, например, Витторино да Фельтре, Я.А. Коменского, С. Френе, В.А. Сухомлинского.

АГРЕССИВНОСТЬ (от лат. aggressio — нападение) — устойчивая черта личности, проявляющаяся в деструктивном поведении, противоречащим нормам и правилам сосуществования людей в обществе. А. может причинить окружающим людям физический вред или вызывать у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Уровни А. обусловлены негативной социализацией, приобретением негативного жизненного опыты в социальной среде. Как черта личности, А. бывает импульсивная, аффективная, экспрессивная и целенаправленная. Возможно проявление А. по отношению к неодушевленным предметам (бытовой вандализм), к самому себе (аутоагрессия).

АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — деструктивные действия, выступающие как средство достижения какой-либо цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. Выделяют несколько форм проявления А. д.: физическую (нанесение телесных повреждений), вербальную (словесное проявление агрессивности), прямую и косвенную, ауто-агрессивную (самообвинение, самоуничижение, самоубийство), враждебную (причинение вреда), инструментальную (использование агрессии для достижении какой-либо иной цели).

АГРЕССИВНЫЙ ИНСТИНКТ — влечения, направленные на причинение вреда и страданий или на разрушение (введено 3. Фрейдом).

АГРЕССИЯ (от лат. aggressio — нападение) — поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или с угрозой таковой; разрушительное воздействие на группу.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание) — приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. А. направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) — явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. А. п. свидетельствует, что условия, в которых находится данный человек, для него наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания (социализации, социального воспитания).

АДАПТАЦИЯ ПОСТИНТЕРНАТНАЯ (пост… от лат. post — позже, затем, после) — система целенаправленной деятельности, направленной на оказание помощи выпускникам интернатных учреждений научиться быть самостоятельными в «большой жизни».

Такую помощь оказывают социальный работник по месту жительства выпускника, воспитатель общежития, сотрудники интерната, поддерживая отношения с бывшими воспитанниками.

АДАПТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения и образа жизни, необходимых для выполнения профессиональных функций. Характерна для начального этапа профессиональной деятельности человека, основа которого закладывается в процессе профессионального образования.

АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕБЕНКА — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНАЯ — приспособление к условиям обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального образования.

АДАПТАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ — адаптация (приспособление) человека к выполнению обязанностей, обусловленных функциональным назначением служебной деятельности человека.

* Дезадаптация (от франц. des… — приставка, означающая уничтожение, удаление чего-либо + adaptatio — приспособление, прилаживание) — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что в свою очередь не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования. Нередко в специальной литературе термин «дезадаптация» рассматривается как синоним термина «дизадаптация».

* Дезадаптация (ребенка) как результат — свидетельство о том, что поведение, отношения и результативность деятельности (во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, учебе, играх и пр.) ребенка (воспитанника детского сада, ученика и пр.) не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для него (его сверстников) в данных условиях среды. Дезадаптация ребенка свидетельствует о несоответствии его поведения и учебы возрастным социальным нормам в сравнении с основной массой его сверстников.

* Дезадаптированные дети — дети, которые по различным причинам не могут на равных со сверстниками, другими детьми адаптироваться к условиям среды их жизнедеятельности (детский сад, школа, сверстники и пр.), что существенно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении.

* Дизадаптация (от греч. dys — приставка, означающая затруднение, отклонение от нормы, нарушение функции + adaptatio — приспособление, прилаживание) — состояние, характеризующее затруднение человека в адаптации к факторам среды жизнедеятельности, к внутренним факторам.

* Реадаптация (от лат. re — приставка, обозначающая возобновление или повторность действия; противоположное действие или противодействие + adaptatio — приспособление, прилаживание) — восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо факторов, в том числе и вследствие направленной самоактивности. Термин Р. относится к дезадаптированным людям (утратившим или утрачивающим адаптационные возможности). Р. способствует комплекс мероприятий, направленный на стимулирование приспособления человека на том или ином уровне к определенным условиям внешней среды. По мнению многих ученых, Р. является этапом реабилитации, ресоциализации человека, на котором преобладают соответствующие ситуации методы воздействия, стимуляции социальной активности человека и изменения социокультурной среды его жизнедеятельности.

АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ — разноуровневое и многопрофильное общеобразовательное учреждение с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытое для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.

АДАПТИВНОСТЬ — приспособительность чего-либо (кого-либо) к условиям среды.

АДАПТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ — способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А. о. с. для каждого ребенка и взрослого реализуется во всех образовательных учреждениях посредством ее открытости и дружественности; разнообразия образовательных программ и согласованных с ними личностно-ориентированных педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося; полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского, профессионального становления.

АДАПТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ — один из основных принципов государственной политики в сфере образования. Заключается в приспособлении системы образования (совокупности образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием) к особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

АДАПТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА — качество личности, характеризующее ее способность проявлять необходимую гибкость в новой для этого человека ситуации, приспосабливаться к ней. Чем выше адаптивность человека, тем легче и быстрее он может приспособиться к новой для него ситуации. Адаптивный дошкольник, например, быстрее адаптируется к условиям детского сада.

АДАПТИРОВАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА — приспособленность его к конкретным условиям среды жизнедеятельности. А. ч. характеризует результат его адаптации к новой для него среде жизнедеятельности.

АДАПТИРОВАННОСТЬ СРЕДЫ — приспособленность среды для естественной адаптации к ней человека (группы).

АДАПТИРОВАННОСТЬ СРЕДЫ И ЧЕЛОВЕКА — наиболее оптимальные условия среды для естественной адаптации в ней конкретного человека (определенной группы).

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ (У ДЕТЕЙ) — процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), характеризующийся функциональным изменением со стороны нервной и сердечнососудистой систем.

АДДИКТИВНОСТЬ (от англ, addiction — пагубная привычки, склонность) — патологическое влечение к чему-либо или к кому-либо.

АДЕКВАТНОСТЬ (от лат. adaequatus — приравненный, равный) — соответствие, совпадение каких-либо параметров, удовлетворительное с точки зрения определенных целей.

АДЕКВАТНОЕ (от лат. adaequatus — приравненный, равный) — соответствующее, соразмерное, согласующееся, черное, точное. В теории познания А. служит для обозначения верного воспроизведения в представлениях, понятиях и суждениях объективных связей и отношений.

АДЕКВАТНЫЙ — равный, вполне соответствующий чему-либо, совпадающий.

АДЕПТ (от лат. adeptus — достигший) — посвященный в тайны какого-либо учения, секты и пр.; ревностный приверженец какого-либо учения, направления, идеи.

АДИНАМИЯ (от греч. а — приставка означающая отрицание + dynamis — сила) — отсутствие деятельности, пассивность, обездвиженность вследствие резкого упадка сил. Причинами могут быть старость, длительная болезнь, голод.

АКСЕЛЕРАТ (от лат. acceleratio — ускорение) — подросток, чье физиологическое развитие опережает нормальные темпы и обгоняет уровень психического, интеллектуального и социального созревания; физиологически взрослый, но социально незрелый индивид.

АКСЕЛЕРАЦИЯ — ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.

АКСИОЛОГИИ (от греч. axios — ценный и logos — учение) — учение о ценностях, теория ценностей. Общая аксиология занимается исследованием ценностей, их иерархией и системы ценностей. А. изучает моральные, эстетические, экономические, познавательные ценности.

АКСИОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — одна из разновидностей аксиологии, охватывающая такие ценности, которые отражены в воспитании и прививаются воспитанникам.

АКТИВИЗАЦИЯ (от лат. activus — деятельный, энергичный) — усиление деятельности; побуждение к решительным действиям.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.

АКТИВИЗМ МОЛОДЕЖНЫЙ — особая форма проявления молодежью социальной активности, которая характеризуется включением широких молодежных масс в политический процесс.

АКТИВНОСТЬ (от лат. activus — активный) — одна из основных характеристик личности, заключающаяся в способности выступать побудителем изменений во взаимоотношениях с окружающим миром (в отличие от реактивности, когда источником является внешний стимул). А. рассматривается преимущественно в связи с деятельностью и поведением, принимает ведущее участие в развитии человека, становлении его личности.

АКТИВНОСТЬ ГРАЖДАНСКАЯ — одна из форм общественной активности, основной целью которой является реализация, социально значимых интересов.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе проявления творчества, волевых актов, общения.

АКТИВНОСТЬ НАДСИТУАТИВНАЯ — способность человека ставить цели, более значимые, чем те, что необходимы для решения определенной задачи. А. н. ярко проявляется в творчестве, научной деятельности, в ситуациях «бескорыстного риска».

АКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ — деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь другим при выполнении общественных заданий.

АКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ — деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

АКТИВНОСТЬ ПОИСКОВАЯ — поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.

АКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ) — форма социальной активности, реализуемая в сфере национальной и международной политики; один из фундаментальных элементов человеческого поведения в политической жизни.

АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА — степень внутренней обусловленности поведения ребенка (в отличие от реактивности, т. е. прямой обусловленности поведения внешними причинами).

АКТИВНОСТЬ СВЕРХНОРМАТИВНАЯ — одна из форм проявления надситуативной активности, выражающаяся в стремлении индивида или группы превысить официально предъявляемые обществом нормативные требования к тому или иному виду деятельности.

АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеалами, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, формирование в себе необходимых социальных качеств.

АКТИВНЫЙ — деятельный, энергичный.

АКТИВНЫЙ ГРАЖДАНИН — концепция, отражающая обязанности и ответственность члена общества по отношению к остальным его членам. А. г. призывает каждого к осознанию собственной моральной ответственности перед согражданами.

АКТИВНЫЙ ДОСУГ — форма самопроявления человека в организации своего досуга. Стимулирует развитие способностей личности, расширение кругозора, восстановление психического тонуса и энергии.

АКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis — деятельный) — действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной и кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.

АКЦЕНТУАЦИЯ (от лат. accentus — ударение) — явление (процесс), находящееся (находящийся) в пределах нормы, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается его избирательная уязвимость в отношении одних воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Термин введен немецким психиатром Карлом Леонгардом в 1968 г.

АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — чрезмерная (сверх обыч ного уровня) выраженность тех или иных качеств личности, зачастую в ущерб другим качествам. Выделяют следующие акцентированные типы личности:

демонстративный (истерический) — аномальная способность к вытеснению;

педантичная — склонная подробно и, порою, дотошно следовать сложившимся норам и правилам, которые были приняты самостоятельно этим человеком для самого себя, не считаясь с особенностями ситуации;

застревающие — с патологической стойкостью аффекта, чувства которой способны вызывать сильные реакции, обычно идущие на убыль после того, как реакциям «дать волю»;

возбудимые — с недостаточной управляемостью характера, повседневно проявляемое в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения;

гипертимные — натуры, смотрящие на жизнь всегда оптимистически, бес особого труда преодолевающие грусть, приподнятое настроение у которых сочетается с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей;

дистимические — натуры серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных, события, потрясшие их глубоко, могут довести до состояния реактивной депрессии;

аффективно-лабильный (циклотимические) — это люди, для которых иногда без всяких видимых внешних мотивов, или в связи с теми или иными конкретными событиями характерна смена гипертимических и дистимических состояний;

аффективно-экзальтированный — натуры, для которой характерна близкая связь с тревоги и счастья, сопровождаешь резкими колебаниями настроения;

тревожные (боязливые) — отличающиеся робостью, неуверенностью в себе, ведущие к покорности, униженности, иногда переходящую в доверчивость;

эмотивные — чувствительные, отличающиеся глубокими реакциями в области тонких эмоций, обычно их называют мягкосердечными.

АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ЧЕРТА — особенность характера (личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА — чрезмерная выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с патологией личности; крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера чрезмерно усилены и граничат с признаками психопатии. Для А. х. п. характерны: повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов, неустойчивость настроения, ситуативная обусловленность, боязливость, тревожность, пониженный или завышенный уровень притязаний, повышенная склонность к самоанализу и самообвинению, затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения, дисфория (злобно-тоскливое) настроение, вязкость мышления, конфликтность, повышенная обидчивость, склонность к доминированию, повышенная потребность в признании. А. х. п. оформляется к подростковому возрасту. Автор термина — нем. психолог и психиатр К. Леонгард.

АЛКОГОЛИЗМ (от араб, al-kuhl — тонкий порошок) — хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам. У человека, страдающего А., появляется психическая и физическая зависимость от алкоголя, которая ведет к психической и социальной деградации, патологии внутренних органов, к ослаблению критической оценки ситуации, к состоянию возбуждения. Часто сопровождается озлоблением, агрессивностью, растормаживанием низменных инстинктов и побуждений.

АЛКОГОЛИЗМ ДЕТСКИЙ — заболевание ребенка, связанное с систематическим употреблением спиртных напитков.

АЛКОГОЛИЗМ НАСЛЕДСТВЕННЫЙ — предрасположенность к употреблению алкоголя, обнаруженная у ребенка в связи с рождением от родителей (родителя), злоупотребляющих (злоупотребляющего) алкоголем (страдающих алкоголизмом).

АЛКОГОЛИЗМ ПОДРОСТКОВЫЙ — заболевание подростка, связанное с употреблением спиртных напитков.

АЛКОГОЛИЗМ СЕМЕЙНЫЙ — повседневное злоупотребление алкоголем в семейной среде.

АЛЬТЕРНАТИВА (от франц. alternative — один из двух) — необходимость или допустимость выбора одного из двух или нескольких возможных (или взаимно исключающих) решений, представляемых вариантов действий и т. п.; один из возможных вариантов педагогического решения, сравниваемый с другим вариантом в целях выбора лучшего способа действий.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — совокупность но-воучрежденных (обычно по инициативе частных лиц) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, сформированным в порядке альтернативы ранее существующим. Как правило, это негосударственные образовательные учреждения, представляющие платные образовательные услуги.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ — применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции и возможности.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — общественные движения, стремящиеся найти новые решения актуальных и глобальных экологических, политических, экономических проблем, отличные от подходов, предлагаемых традиционными организациями (партиями и профсоюзами).

АЛЬТРУИЗМ (от франц. altruisme и лат. alter — другой) — мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами; готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами (термин введен в первой половине XIX в. французским философом и социологом О. Контом).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от греч. amphi — приставка, обозначающая двойственность + лат. valentia — сила) — двойственное отношение индивида к какому-либо объекту, обусловливающее противоречивость соответствующих поведенческих проявлений (например, совмещение любви и ненависти, привязанности и отвращения).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ, ЭМОЦИЙ — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или же переживание, ассоциирующееся с двойственным отношением к объектам, к индивиду, явлениям, фактам. Характеризуется одновременным принятием или же отвержением индивидом тех или иных, в основном поведенческих, реакций со стороны другого индивида.

АМБИЦИОЗНОСТЬ (от франц. ambition; от лат. ambitio — честолюбие, хвастовство) — черта характера, которая проявляется в таких качествах личности, как чувство чести, гордости, благородства; честолюбие, тщеславие, обостренное самомнение, самолюбие, хвастовство, спесь чванство, необоснованные притязания, требования внешних знаков уважения, почета, жажда почестей, похвал, поощрений.

АМБИЦИЯ — обостренное самолюбие, самоуверенность, надменность, пренебрежительное отношение к другим людям, недооценка их способностей и возможностей. А. затрудняет общение человека в коллективе, семье.

АМОРАЛИЗМ (АМОРАЛЬНОСТЬ) (от греч. а — отрицательная частица «не», «без» и лат. moralis — нравственный) — отрицание общепринятых норм морали в поведении людей; принцип практической или идейной ориентации, обосновывающий правомерность нигилистического отношения к общечеловеческим нормам морали в поведении человека, а также в политике, проводимой определенными группами людей или политическими партиями; характеристика совокупности отрицательных качеств человека, его поступков и образа жизни (подлость, бесчестие, беспринципность, предательство, бессовестность, ложь, обман, и т. п.).

АМОРАЛЬНЫЙ — лишенный морали, безнравственный.

АНАЛИЗ (от др. — греч. ауаХьок; — разложение, расчленение) — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. В философии А. — логический прием определения понятия, в противоположность синтезу.

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — осмысление особенностей своеобразия объекта (человека, группы, семьи) с позиции возможностей его (ее) развития, обучения и воспитания, а также содержание педагогической деятельности на элементы.

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДОКУМЕНТОВ — подробный разбор, качественно-количественное исследование документов. Используется в процессе диагностики личности, научного исследования и пр.

АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis — воспоминание) — совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и др., собираемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц с целью их использования для диагноза, прогноза, профилактики, выбора коррекционных мероприятий.

АНАМНЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — совокупность сведений о развитии, воспитании, обучении, условиях жизни, индивидуальных особенностях ребенка и др., собираемых в ходе его диагностики с целью их использования для диагноза, прогноза, профилактики, выбора воспитательных средств и методов, коррекционных мероприятий. Применяется при диагностике детей трудных, педагогически запущенных, проблемных для определения особенностей социально-педагогической работы с ними.

АНАМНЕЗ СОЦИАЛЬНЫЙ — совокупность сведений о болезнях, характере отклонений, развитии, воспитании, обучении, условиях жизни, индивидуальных особенностях ребенка, имеющего особые нужды, собираемых в ходе его диагностики с целью использования для диагноза, прогноза, профилактики, выбора технологии, средств и методов индивидуального, индивидуальнокомпенсаторного, коррекционного развития и воспитания.

АНДРОГИНИЯ (от лат. andros — мужской, gynes — женский) — человек, успешно сочетающий в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Дифференциация этих качеств по половому признаку возникает и формируется вследствие специфического семейного воспитания мальчиков и девочек и социального воздействия, понятие введено американским психологом С. Бемом.

АНДРОГОГИКА (от апег — род. падеж, andros — взрослый человек и agoge — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания взрослых. А. изучает педагогические аспекты социализации человека на этапе трудовой деятельности: необходимость и особенности обучения и воспитания взрослого человека. Проблемы непрерывного образования взрослых, профессиональной и послепрофессиональной подготовки, переподготовки взрослого человека; адаптация взрослого человека в новых условиях (в системе обучения, в трудовом коллективе, в профессиональной деятельности); рост профессионального мастерства; общекультурное, духовно-нравственное развитие взрослого человек; самоутверждение человека; реализация семейной функции (формирование семьи, укрепление семейных отношений, воспитание детей, помощь и поддержка молодой семьи и пр.); подготовка к послетрудовой деятельности.

АНКЕТА (от франц. enquete — расследование, опрос) — перечь специально подготовленных вопросов, подлежащий самостоятельному заполнению. Видами А. являются: почтовая, раздаточная, экспрессная (быстрозаполняемая), опросный лист (не более 10 вопросов).

АНКЕТИРОВАНИЕ — вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету).

АНКЕТНЫЙ МЕТОД — способ сбора данных, информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.

АНОМАЛИЯ (от греч. anomaila — отклонение) — отклонение от возрастных закономерностей, типичных для популяции структуры и (или) функции, возникшее вследствие нарушения развития организма. Причинами А. могут быть органические и функциональные нарушения развития, а также влияние внешне-средовых воздействий.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ (устар.) — дети, имеющие отклонения от нормального физического и (или) психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

АНОМИСТИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО — самоубийство, обусловленное отсутствием в обществе социального регулирования. А. с. связано с формированием в обществе обстановки безнормности, например, во времена кризисов или, напротив, процветания. В каждом из этих случаев наблюдается утрата социальной идентичности и контроля, что выливается в высокие показатели самоубийств, вызываемых отчаянием индивидов от невозможности реализовать собственные ожидания.

АНОМИЯ (от греч. а — отрицательная частица и nomos — закон) — состояние безнормности в группе или даже в целом обществе, когда люди или не знают, каковы нормы, или они потеряли веру в них. В этом состоянии социальная и моральная интеграция понижается; люди теряют доверие к социальному порядку и могут страдать от чувства бессилия; возрастают социальная дезорганизация, девиантность и социальные проблемы; нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Существо А. выражается в отчужденности человека от общества, его системы ценностей, апатии, разочарованности в жизни, преступности.

АНТАГОНИЗМ (от греч. antagdnizma — борьба против кого-нибудь) — непримиримое противоречие; враждебность, проявляемая одним человеком по отношению к другому.

АНТИОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ — всякого рода нарушения и разрушительные действия со стороны молодежи, подрывающие общественный порядок и спокойствие.

АПРОБАЦИЯ (от лат. approbatio) — проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей педагогических процессов.

АРТТЕРАПИЯ (терапия искусством) — один из видов приобщения к искусству (артистическую, изобразительную, творческую деятельности) с целью стимулирования самовыражения ребенка, способствующего его коррекционному развитию и воспитанию (термин введен Андрианом Хиллом, 1938 г.).

АССЕРТИВНОСТЬ (от англ, assert — настаивать на своем, отстаивать свои права) — способность уверенно, с достоинством, прямо защищать свои права, уважая при этом права других людей.

АССЕРТАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ (от англ, assertive — напористый) — программы обучения, направленные на преодоление застенчивости и развитие способности человека свободно и ясно выражать свои чувства и требования.

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio) — 1) слияние, уподобление, усвоение; 2) этногр. — слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т. п. и утраты своего языка, культуры и национального самосознания.

АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio — соединение) — добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества для достижения общей хозяйственной, политической, научной, культурной или какой-либо другой цели при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.

АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ (АССОПИР) — добровольное объединение специалистов в области социальной защиты населения стран СНГ, а также всех, кто занимается воспитанием детей, подростков и молодежи (создана в июне 1990 г.).

АТРИБУТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (от англ, attribute — приписывать, наделять) — приписывание детскому общественному объединению характеристик, не представленных в поле восприятия отдельных индивидов и косвенно влияющих на «распознавание» деятельности объединения в социуме.

АТРИБУТЫ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ — предметы, способствующие утверждению в массовом сознании самобытного облика участника объединения, содействующие формированию сплоченности у его участников.

АТРИБУЦИЯ (от англ, attribute — приписывать, наделять) — приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков. Необходимость А. обусловлена тем, что информация с помощью наблюдения недостаточна для адекватного взаимодействия с окружением социальным и нуждается в «достраивании». А. — основной способ «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации. Термин введен Ф. Хайдером в 1958 г.

АУТЕНТИЧНОСТЬ (от франц. authentique — подлинный) — склонность вести себя вовне соответственно своему внутреннему состоянию на данный момент, подлинность, предельная искренность в выражении себя.

АУТИЗМ (от греч. autos — сам) — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства. Термин первоначально предложен швейцарским психиатром Э. Блейлером при обозначении шизофрении. Сейчас эти два понятия не являются синонимами.

АУТОАГРЕССИЯ — разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия направлены человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях — в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами.

АУТСАЙДЕР (от англ, outsider — посторонний человек) — неудачник, человек, не нашедший своего места в обществе.

АФФЕКТ (от лат. affectus — волнение, страсть) — стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию, возникающая на воздействие внутренних или внешних факторов.

АФФЕКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование сознания и поведения посредством серии уроков по специальным учебным курсам. Например, курс обучения разрешению конфликтов.

АФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — драчливость, упрямство, грубость и другие трудные формы поведения, которые возникают у детей, не удовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со взрослыми или сверстниками.

АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ — расстройства эмоционально-волевой сферы, которые могут проявляться как в форме повышенной возбудимости (раздражительность, гневливость), так и в виде снижения возбудимости (апатия, равнодушие, безразличие).

АФФЕКТИВНЫЙ — эмоциональный.

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ — устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в какой-либо деятельности. Для А. н. характерно игнорирование неудач, попытки неуклюжего самооправдания либо дискредитация самих целей деятельности.

АФФИЛИАЦИЯ (от англ, to affiliate — присоединять, присоединяться) — социальный мотив, побуждающий к взаимодействию на основе взаимопривлекательных, взаимообогащающих, приносящих удовлетворение, дружеских отношений и привязанностей; стремление человека быть в обществе других людей. Особенно такое состояние характерно для человека при возникновении у него тревожности. Термин ввел американский психолог Г.А. Мерей в 1938 г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я