Без лица

Леба Вафельникова, 2015

Сборник этих рассказов плохо скрывает свою принадлежность к барочному детективу. Даже если подобный жанр вам не знаком, вы надышитесь им, облачившись в чёрные шелка сюжета. Почти театральные в своей масштабности переживания героев и героинь, оставаясь предельно искренними, позволяют поймать себя на желании то ли перекреститься, то ли пойти в буфет. Наряду с этим интрига раскрывается полунамёками, исподволь, как в детской игре, оставляя пространство для различных трактовок и недоумения. Чем закончился этот рассказ? Чем закончилась книга? А вдруг она и не начиналась? Содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Без лица предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дача

«Господи, я умная и сильная, дай мне расслабиться хоть на минуту!».

Саша вытягивает ноги на диване и пытается расслабить мышцы плеч.

Вообще, Саша настороженно относится к любым тусовкам, когда речь заходит о безудержном веселье с безграничными бутылками и веществами. Воспитание не позволяет ей отправляться в красочные путешествия без чувства вины.

А впрочем, были бы все такими же рациональными властителями, как она, не было бы и проблем вовсе.

Саша может позволить себе всё, а потом не жалеть ни о чём: никто великим не судья и не указ.

Саша улыбается и вытягивает руку вбок, но упирается ей в спинку дивана.

А на даче ещё много людей помимо неё.

Эрик, например, напоминает представителя богемы начала двадцатого века. Говорит, работает на заводе, в разных местах, занимается творчеством — проще говоря, не говорит ничего.

Внешне похож на испанского импрессиониста, лёгкую щетину чешет рукой, думая над ответом на вопрос. Сидит сейчас около камина, смотрит на огонь.

Эля с ним откуда-то знакома: говорит, столкнулись на музыкальном фестивале. Эля свободна ото всяких узд, носит Sneakers и тёмный текстиль, дома на подоконнике хранит доску для рисования и посуду для настоящих чайных церемоний.

Саше так тяжело смириться с мыслью, что ей никто ничего не должен. Ни Эрик, в шутку предлагающий похитить для неё буквы с завода (вполне себе настоящие буквы из пластика, кириллица, можно наклеить что-нибудь вдохновляющее или угрожающее на стену), ни Эля, общающаяся с ней так, будто они сто лет знакомы, но никогда друг другу не делали ничего плохого, ни Паша — блондин, работающий на радио и имеющий пару тайн в своём высшем учебном заведении, ни Аня — высокая виолончелистка, недавно вернувшаяся из Италии, а сейчас смеющаяся с бокалом в руке в ответ на шутку Егора, явно делающего зарядку каждое утро и увлекающегося теорией управления предприятиями… Никому не понять, ах, какая жалость.

А на дачу их всех пригласил Эрик. Дача чья-то, кто его знает, чья? Но хорошая, симпатичная, два этажа, терраса с застеклёнными окнами, во дворе — колодец (не очень нужный более).

Саша, когда сидит спокойно (сейчас — лежит) чувствует, как мир вокруг неё трясётся от беспокойства. Как будто всё трясётся в шейкере — вверх-вниз, вверх-вниз — а потом она снова вспоминает, что не получится, ах, не получится, как жаль, да что поделаешь, а ведь по логике всё совсем не так должно быть, даже смешно, что всё так, неужели всё настолько вопреки её логике?

Эрик сидит недалеко от Юли на гнутом кресле и, утопая в нём, курит вишнёвую трубку.

Эля нашла странный покой в том, что космос вокруг неё — бесконечная материя, а все мы — пыль космических морей. Эрик рассказывает ей о своей работе, которая включает в себя что угодно, что только может делать творческий человек — гуманитарное и инженерное, творческое и нетворческое. Разве что делать летающие камеры ему ещё не приходилось.

И незаметно пошёл лёгкий дождь.

А Паша так любит сидеть в саду, куря ментоловые сигареты, стряхивая пепел в пепельницу ровно так, как надо — если бы там, где он работает, бывали разноплановые тренинги, он вёл бы тренинг по изящному курению.

Паша работает на радио редактором, а кажется — творит историю. Ему было бы приятно прочитать такое о себе.

*** Заметки Паши. Советы начинающему экзистенциалисту (коим я не являюсь).***

1. Попасть в волну.

Будь ты хоть трижды сильнее всех остальных вместе взятых, тебе никогда не справиться. Я понял это, когда в Будапеште находился в бассейне «Волна». Весь бассейн качает так, будто он вот-вот провалится ад. Я заранее, до начала сеанса, выплыл на середину бассейна, где глубина воды доходила мне до шеи. Я думал, что смогу справиться, отталкиваясь своими сильными ногами от дна. Когда волны пошли на меня, на третьей я чуть не захлебнулся, потому что волна была сильнее, потому что брызги захлестнули моё лицо, когда я не подпрыгнул одновременно с волной. Если хочешь выжить, ты должен попасть в волну.

2. Ослабить хватку.

Мне пришлось посетить различные сауны (без какого-либо метафизического подтекста), чередуя их с источниками, полными холоднейшей воды (18 градусов), чтобы хоть немного расслабить своё бренное тело. Почему я так напряжён? От того, что я расслаблю руки, мир не рассыплется, а кажется, что именно так и произойдёт. Бабочке, которая так радует тебя своим полётом (вспоминаю я строки классиков), не искриться более в твоих ладонях.

Как научиться понимать, где нажать, а где — отпустить? Открытый вопрос, здесь нет универсального совета. Но в одном я уверен — ты должен ослабить хватку.

3. Выпустить животное.

Иногда тебе кажется, что животное начало — это именно то, что портит твою жизнь. Будто в фильме, где две личности одного человека мстят и строят козни друг другу. Но это не так — вы две стороны одного целого. Твоё животное — мастер и гений, когда речь заходит об интуитивно направленном поведении. Первый поцелуй, столь желанный поцелуй, шутка перед бесчисленной публикой, искренняя реакция на каверзный вопрос — ты будешь никем, ты лишишься себя, если не дашь животному выполнить свою работу. Иногда ты испортишь всё, лишь на секунду задумавшись. Задумавшись тогда, когда нужно выпустить животное.

4. Простить небезгрешных.

Как только ты впервые сталкиваешься с людьми, понимая при этом, что они не вымышленные персонажи и действительно существуют, тебе приходится усмирить себя и признать, что ты — лишь один из многих. Но перфекционизм, свойственный каждому мыслящему существу, будет пить из тебя мощь подобно жирному шейному клещу, пока ты не простишь себя за собственное несовершенство. Трудно быть богом, но ещё труднее быть богом, совершающим ошибки и оспаривающим свои собственные решения. Чего уж говорить о тех людях, которых ты, кажется, искренне ненавидишь за причинённую тебе боль. Но боль эта — лишь плод твоего воображения, несовершенство твоей системы восприятия мира. Крошечное расхождение не в них и не в тебе: оно между вами. Так что прости себя за всё, что было и будет, а затем прости и всех них — любимых и небезгрешных.

5. Жди ветра.

Если ты научишься хоть немного сбавлять темп, гасить пыл, начнут проступать звуки, которых ты раньше не желал слышать. Шорохи в темноте, шлейфы проезжающего мимо транспорта, песни насекомых — ты услышишь всё это, как только замрёшь на несколько секунд. Несколько секунд — совсем недолго, но чтобы оказаться готовым или готовой к ним, тебе придётся научиться ждать и молчать. И тогда, пройдя долгий и неумолимый путь, ты научишься — внезапно — слышать всё то, что тебе неподвластно. И оно подскажет тебе ответ, предложит разгадку самых мучительных вопросов. Жди ветра, и ты поймёшь.

*** Вопросы, которые не интересуют Юлю ***

— Каков баланс между чувствами и комфортом в отношениях?

— Следует ли искать для отношений человека, рядом с которым не взрывается пульс, потому что это вредно для нервной системы?

— Значит ли «люблю», произнесённое взрослым сознательным человеком, на самом деле «мне хорошо с тобой, потому что ты заботливо гладишь мои комплексы и дуешь на открытые гештальты?»

— Приятно ли человеку услышать: «Я не отпущу твою руку, пока на тебе не появятся трупные пятна?»

— Есть ли вероятность, что человек, о котором я думаю перед сном, хоть раз ответит мне настоящей взаимностью? Правда ли, что это я всё и порчу своим одержимым отношением, а само по себе всё было бы вполне счастливо?

— Правда ли, что любовь возможна лишь при отсутствии взаимности и на расстоянии?

— Можно ли хотеть того, кто ходить какать в твоём присутствии?

— Когда кажется, что нужно ещё совсем чуть-чуть поднажать, чтобы любовь состоялась, не душу ли я её последним, лишающим надежды движением?

Дождь начинает стучать за окнами редкими и ритмичными каплями.

Разговоры слышно в самых разных частях дома. Эля шла за льдом на кухню через гостиную, разглядывая деревянные маски на стенах, и женский голос еле слышно сказал: «Прости меня».

Эля зашла на кухню и увидела Эрика и Аню, сидящих в противоположной части комнаты.

— Я не помешала? — искренне смутилась Эля.

— Нет, совсем нет, — столь же искренне ответили Аня с Эриком и засмеялись.

Аня вспоминает своё детство и рассказывает о нём весёлым приглушённым шёпотом.

Пока Эля наливает себе ром, Аня, не переставая описывать балкон в квартире у своей мамы, несколькими аккуратными и тихими хлопками по дивану рядом с собой приглашает Юлю присесть.

Эля и стакан с ромом заинтересованно садятся рядом.

Эрик снова достаёт вишнёвую трубку, которую курил в гостиной, прежде чем перебраться на кухню.

— Иногда мне приходилось спать на балконе, потому что иначе я не могла успокоиться, — продолжает описывать Аня. — Недавно на меня произвела сильное впечатление новая экранизация «Великого Гетсби». Суть мании чётко — ну… — обозначается там во всём масштабе, причём Гетсби именно своей настойчивостью и детской непосредственностью эмоций портит, казалось бы, то, что не может кончиться плохо.

— Мне нравится, что название появляется на наших глазах, — тихо добавил Эрик, глядя на клубок дыма.

— Что в постмодернизме может быть прекраснее причастности зрителя, его участия в рождении произведения? — так же тихо, но с большой радостью спросила Эля сама себя и отпила немного рома, звякнув льдинками.

С улицы доносилось стрекотание кузнечиков.

Аня с улыбкой покрутила в руке солонку, стоявшую на столе.

Со второго этажа по лестнице, звучно и уверенно топая, стал спускаться Егор. На середине лестницы, держась за перила и наклонившись вперёд так, чтобы было видно кухню, он позвал их по именам и со смехом объявил:

— Музей смертельной скуки открывает двери! С этими интеллигентами точно не повеселишься. — Егор помолчал, глядя на люстру под потолком, которая теперь виднелась на уровне его головы. — Может, вы тоже поднимитесь к нам? — спросил он, посмотрев на Аню.

— Да спускайся уже, — сказала Эля. — Я так сто лет не тусовалась.

— Не ты одна, — отозвался Егор под потолком и засмеялся.

Эля посмотрела на персиковую футболку на атлетическом торсе Егора и потребовала, чтобы он окончательно спустился на первый этаж.

— А чем вы там заняты? — спросила она, подходя к холодильнику, чтобы налить ещё рома.

Егор пожал плечами, держась за верхнюю балку лестницы, и громко провозгласил:

— Паша парит в своём мире, великий артист, игрок по жизни, парит в своём мире в квадрате окна. И затем наконец спустился.

Каким разносторонним и гармоничным вырос Егор!

А вот пох*р на него, лишь бы ушёл.

Паша наконец-то может остаться один на втором этаже — без намёков на метафорическое превосходство — и держать книгу в руках, как бы читая, но на самом деле давно оставив эти попытки. Руки тепло, подходя по форме лежат на бёдрах, удерживая книгу, а Паша смотрит в оконное стекло, за которым всё равно уже ничего не видно: сумерки, леса вокруг, дождь.

Паша представляет, как сложилась… как создалась бы им его жизнь, если бы о нём писали в газетах.

Просыпался ли бы он счастливым по утрам? Было бы ему, о чём думать в рамках себя, без того, чтобы мечтать о других людях, скучать по их вызывающе-дразнящей самодостаточности?

Возможно, в этих размышлениях и кроется самодостаточность, да только вот себе же не поверишь, произнеся эти слова, когда кажется, что мир весь сжимается вокруг, опадает, будто бескостный, потому что нет в нём ни стержня, ни божьей искры, ни дуновения ветерка.

Кажется в такие моменты, что ничего уже и не произойдёт.

И в попытке постоянного движения, как юла с выправленной центробежной силой, нужно двигаться постоянно, иначе и происходящего нет. Время замрёт, ты — о ты, мой кудрявый друг (Паша смеётся на собой и запрокидывает голову, закрывая глаза и прижимаясь левой щекой к ледяному оконному стеклу) — и тебе не спрятаться, не замереть, как эти полумёртвые игрушечные люди, вечно спящие, врущие, что им никуда не надо и ничего не нужно — ты, мой дорогой и самый близкий человек — станешь мне ненавистен, потому что делать нам вместе нечего, потому что сомнения уже возникли в душе и совсем непонятно, для чего и как нам с тобой жить.

Паша выпускает книгу из рук и начинает потирать кожу лица кончиками пальцев.

На висках он представляет себе острова, тонкую ледяную поверхность молодых озёр;

на скулах — думает о коралловых рифах;

на спуске к подбородку — видит под опущенными расслабленными веками водные горки и кратеры вулканов.

Будто что-то он в силах изменить, будто не замрёт сейчас поверженным бессильным камнем.

Паша открывает глаза, со вздохом скрещивает руки на груди и начинает ждать.

Паша: «Для введения иностранного слова в переводе можно использовать комбинацию толкования и форенизации. Например, «грудь в духе японской манги», «звёзды в форме итальянских ноки».

И пока Паша не спускается, внизу с шумным одобрением и предвкушением захватывающей ночи стыкуются стаканами собравшиеся на первом этаже, и искры вращаются возле губ, струящихся в улыбку. В этом звонком белом шуме возгласов, смеха и звона Эрик, смущённо улыбаясь, невольно видит перед собой только Аню, с присущей лишь ей барочной обаятельностью празднующую со всеми.

«Что же со мной снова?» — щурясь от шума дымно думает Эрик; горячая волна накрывает его лицо.

Посреди одной из неподвижных, мучительных ночей он вертелся в кровати, сквозь сон скручивая простынку и одеяло в неразрывный кокон, видя перед собой только: как он в комнате с Аней и с — третью фигуру видно краем глаза только, но это — точно Егор, и он медленно, как сквозь кисель бросает в Аню тяжёлые гранёные стаканы, в которых в барах подают «Лонг Айленд», стаканы вылетают откуда-то сбоку слева, и Эрик подставляет руку ладонью к Ане, а стакан стукается об руку (почти не больно) и отлетает, а Егор кидает новый и новый стакан. И Эрик отбивает и отбивает их без конца, словно хочется в обе ладони взять Аню, как в доспехи. Это похоже на жонглирование втроём, на замедленный цирковой номер, на котором зрители-дети едят попкорн из лёгкой грусти, потому что Эрик сам не знает, но хочет сотворить вокруг Ани воздушный шар, чтобы ни ветер (слишком сильный), ни брызги (слишком быстрые) не долетели до неё, не мешали ей не вспоминать обо всём вокруг, подставляя лицо кремовому солнцу.

Со спутника, кружащегося по орбите в космосе, воспоминание по дуге падает на землю — сквозь облака и дачную крышу — в смущённую улыбку Эрика в тот момент, когда он чокается стаканом с остальными, чокается и видит Аню, смеющуюся в свете дачной люстры, на фоне обшитой деревом стены, отражающуюся в оконном стекле, пахнущую голубой свежестью моря, смеющуюся с присущей лишь ей барочной нежностью и камерностью, на мгновение прикрывшую глаза, улыбающуюся самой себе и каждому в этом мире.

Спутник передаёт сигнал всё дальше и дальше в космос — уже не найти ни конца ни дна горячей волны, идущей от головы к шее и дальше — к груди, в которой слепят звёзды, как когда посреди поля останавливаешь велосипед, стоишь и смотришь вверх с открытым ртом, стоишь отвесно, ногами держась за планету, раскидываешь в стороны руки, чтобы упасть в звёздное небо, как в бассейн с морской волной, которой пахнет анина белая шея. Эрик делает глоток, отпивая ледяной ром из стакана, и только этот холод спасает его большое сердце — Эрик делает глоток и наконец может отвести взгляд, чтобы улыбкой озарить угол кухни, медленно разворачиваясь, чтобы уйти к стене.

А у Ани такие красивые уголки губ, Господи.

Егор, чокаясь с остальными, улыбается и чувствует запах деревянной обшивки стен.

В его сильных руках стакан выглядит уместно тяжёлым и особенно красивым.

Ощущение собственной реальности — в упругости мышц, оно кроется в том, как тянешься после бега. Стоит привыкнуть — и тело уже не даст тебе лежать в оцепенении на полу, оно попросит движения, обрадуется свободе совершить первый прыжок, чтобы затем полететь вдоль планеты, рассекая воздух.

Сила сама по себе — пустой геометрический узор, на твоих руках он становится символом света.

Энергия волнами расходится от треугольников твоей силы, скрытых в коже, и возвращает тело в космос не камнем, но шелестом волос и дыханием живого существа.

Только приехав на дачу, несколько часов назад, Егор сидел во дворе на одном из больших камней возле альпийской горки с сиреневыми цветами. Эля, вращая руками, подошла к нему и сказала: «Дружок, ты как-то плохо выглядишь».

Егор тогда посмотрел на неё и спросил, поднимая брови:

— Я просто сижу на камне, но я не камень.

— Хорошее название для диплома, жаль, ты писал про коммерцию. — Эля склонила голову набок, поставив ногу на камень. — Я пошла бы в рощу, но тут темнеет так быстро. Там земляника, наверное, размером с кулак среди берёз.

— Не знаю, наверное, уже и дождь скоро пойдёт. Я бы тоже сходил, но все не соберутся.

— Смотри, какие здоровые, — показала Эля на пластиковые вёдра сбоку от дверцы в подвал.

— Это садовые, что ли?

— Наверное. Дождя в них наберётся немеряно. Может, убрать?

Егор поморщился и махнул рукой.

Высоко в небе над ними пролетели птицы.

— Смотри, птицы! — сказала Эля. — Какие красивые и маленькие.

— Их же отсюда не видно.

— Ну и что? Всё равно красивые.

На шум и радостные крики на первом этаже Паша всё-таки спустился. Играла перуанская электронная музыка.

Когда он подошёл к кухонному столу, Егор помогал Юле достать из холодильника новую бутылку рома.

— Саша! — громко сказал Эрик. — Саш, иди сюда!

Все, кто стоял и сидел лицом к двери в соседнюю комнату, засмеялись, потому что Саша нехотя и без признаков улыбки вошла, переступив порог, с пустым стаканом в руке.

— Ты уже неплохо проводишь время! — провозгласил Эрик и пригласил Сашу присесть на один из покрытых тканью стульев.

Саша подошла к столу, но садиться не стала, оглядывая людей вокруг.

— Где же поэт, литературный критик, философ? — пропела она. — Как найти мне покой, если главного критика нет? Кто подскажет мне, что за ром мы пьём?

— Никто не подскажет, — признался Егор. — Мы в лесу, здесь каждый за себя. Вот ты! — внезапно крикнул он, показывая пальцем на Юлю. — Ты мне не нравишься. Я тебя съем, как насекомые едят дерево.

— Как интересно, — протянула Эля, глядя в окно. — Как свежо, Егор. Будто маленькая божья коровка поцеловала тебя в лоб.

Аня рассмеялась и схватила за ногу Сашу, по-прежнему стоящую у стола.

На втором этаже раздался грохот.

— Изменники, убийцы тишины, — прорычал Эрик и потряс стаканом в воздухе. — Язычники, некрофилы.

По лестнице стал спускаться Паша в полосатой кофте.

— Пираты, Эрик, — поправила Саша. — Пираты.

— А теперь, когда все собрались, — медленно начала Аня с закрытыми глазами. — Объявляю начало действия.

Слова покинули Анин рот, как пушинки тополя, перекатывающиеся по воздуху в летнем зное.

Они летели неспешно и беззаботно, а потом растворились, как последняя нота в третьей части концерта.

Пусть частей и бывает другое количество, трёхчастность нравится Ане больше всего.

Их гармоничность и аркообразное распределение — как истинная арка, поддерживающая саму себя без каких-либо колонн и опор, — греют душу своей округлостью и жизненной силой.

Лучше всего, когда слушаешь барочный концерт, представлять под закрытыми веками разноцветные диаграммы, вздымающиеся и опадающие по мере развития мелодии.

Концерты для духового инструмента и струнного сопровождения похожи на поверхность океана: они точно так же таят в себе тёмную воду и переливаются в новую форму каждый раз, когда их слушаешь.

Звук фагота похож на потягивание солнечным утром, когда никуда не нужно идти.

Флейта похожа на лёгкую морось летним вечером, когда воздух расслаивается на жаркую ткань и прохладное желе.

Кларнет, самый любимый, похож на стук колёс поезда, увозящего дорогого человека.

Слушая его, можно медленно поднять руки в стороны и подставить лицо ветру.

Скептицизм, с которым искушённые Саша и Паша живут изо дня в день, вместе пишут заметки и делятся своими околоромантическими увлечениями, не доходящими даже до верхнего слоя сердца, — просто чтобы были, чтобы поставить галочку в графе «эротическое взаимодействие с другими персонажами» — их скептицизм вызван отсутствием музыки.

Они могут слушать её сколько угодно, ходить на бесконечные концерты в Консерватории, в «Доме музыки», в самых известных залах Европы, где акустика подобна шёпоту на ухо, в котором самые важные слова, которых ты ждал столько долгих-долгих месяцев, — они могут слушать сколько угодно, но ничего не услышат, потому что любовь в музыке, а музыка — в каждом отдельном звуке, которые судить нельзя, которые нельзя вбивать в таблицы и оценивать с точки зрения композиционных особенностей.

Человеку, для которого другой человек — набор технических характеристик и больше ничего, не понять, как тепло может быть внутри от пёрышка, зацепившегося за рукав того, кто тебе дорог и без заслуг, и без медалей, и без чемпионского статуса.

И секрет совпадения мелодий между двумя людьми заключается не в том, что они сложились паззлом, а в построении любых интервалов между ними, даже если на какое-то количество тактов одна из мелодий исчезает и уходит в сольное произведение, чтобы затем с новой силой окунуться в тепло совместного звучания.

Начало действия объявлено, и за это торжественно поднимаются стаканы.

Эрик: На стене прекрасные блики в честь нашей встречи. (Глядя на оконное стекло) Яркие и почти не заметные.

Эля: (Перехватывая его взгляд) Какой-то геометрический узор, я бы смотрела на него вечно. Я бы написала о нём книгу.

Эрик: Так можно и написать.

Паша: (Усмехнувшись в стакан, отпивает) Напишите, господа.

Эля: Какие мы тебе господа.

Аня: Госпожа Юлия, передайте, пожалуйста, печешку мне с шоколадом.

Эля: (Передавая печенье) Извольте.

Аня: (С хрустом пережёвывая) Ах, какая печешка, не печешка, а загляденье.

Саша: Это пищевое рабство.

Егор: От него можно избавиться только с помощью тренировок. (Напрягает и показывает всем бицепс) Такой рукой не хочется брать быстрые углеводы.

Аня: (Поцеловав его в бицепс) Whatever.

Эля: (Взглянув на Эрика) Саша, а ты не находишься в экзистенциальном рабстве?

Саша: Хочу — нахожусь, не хочу — не нахожусь.

Эля: (С улыбкой) Как интересно, я бы написала об этом статью.

Паша: (Поворачиваясь в её сторону) Ты же киновед, какая статья?

Эля: (Похлопав его по голове) Какой киновед, такая и статья. Это просто выброс адреналина, немножко химии в голове.

Эрик: (Трогая пальцем край деревянного подоконника) В голове темнота.

Егор: Одно другому не мешает.

Аня: (Поднимаясь с места, внимательно смотрит на Егора) Я скоро вернусь. (Уходит в другую комнату)

Паша: (Напевно) В добрый путь! (Наливает себе ещё рома)

Егор: (Садясь поудобнее, обращается к Саше) Так что там с твоими экзистенциальными исканиями?

Саша: (Отпивая из стакана, вопросительно поднимает брови) Какими исканиями?

Аня: (Выйдя из другой комнаты с пухлым пакетом, идёт по кухне к входной двери) Я скоро вернусь. (Выходит из дома на улицу)

Егор: (Подмигнув уходящей Ане, смотрит на Сашу) Что?

Саша: Так какими исканиями?

Егор: (Пожимая плечами) Я думал, ты в поисках экзистенциального ответа.

Эрик: (Убирая пустой стакан со стола) Кто-нибудь проголодался?

Саша: Я, скажем так, обрела определённый покой благодаря постоянно работе над собой.

Эля: Я бы съела сырку.

Эрик: (Доставая из холодильника тарелку с нарезками) Приятного. (Ставит тарелку на стол и берёт с неё ломтик сыра)

Егор: (Взяв с тарелки ломтик сыра) А звучит так, будто ты всё равно переживаешь. (Жадно ест)

Саша: (Раздражённо) Я не переживаю. (Берёт с тарелки ломтик колбасы, откусывает и с ненавистью жуёт) Я контролирую себя!

Паша: (Молча пив до этого, берёт ломтик колбасы) Тебе ли не знать, что отдых и есть напряжение всех мышц.

Егор: (Выпучив глаза) Мне бы ваши проблемы.

Некоторое время все молча жадно едят и пьют.

Эрик: В холодильнике куча еды, а я хочу покурить трубку на крыльце.

Егор: (Продолжая есть, поднимает на него глаза) Приятного.

Саша: Приятного.

Выйдя из дома, Эрик прикрыл дверь и остановился у края крыльца, руками опираясь на перилла.

Темнота и прохлада тут же обволокли его, скрывая под собой его горящие щёки.

Эрик запрокинул голову и сосредоточился на ощущении ветра в своих волосах.

Постояв так немного, он зажмурился и опустил голову вперёд.

Правый локоть упирался в перилла, а левую руку Эрик разогнул и свесил вниз.

Он медленно — сознательно замедляя движения ещё больше — спустился с крыльца и остановился, чтобы посмотреть на звёзды над головой.

«Где-то там, — сказал голос в его голове. — Летает мой спутник. Он хранит страхи и мечты, он один останется после меня. Ни статуй, ни изобретений. Просто чувства, парящие в невесомости».

Эрик пошёл во двор, дальше, к высоким — давно уже выше него — деревьям, растущим вдоль забора. Остановился, запрокинув голову, посмотрел вверх на звёзды.

Пожалел, что с собой нет карты звёздного неба.

Он достал из кармана кофты трубку с табаком и попытался прикурить, крутя колёсико зажигалки плохо слушающимися пальцами.

От рома очень хотелось пить.

Когда наконец получилось раскурить табак, Эрик снова посмотреть вверх.

Там, среди звёзд, плескалась темнота, будто смотришь не на космическое пространство, а на ночное море между Данией и Швецией.

В табаке очень сильно чувствовался вкус вишни.

Докурив, Эрик вытряхнул пепел из трубки и тяжело вздохнул: если бы сейчас у него была возможность искупаться в озере, вечер стал бы гораздо приятнее.

Глядя на пар, идущий ото рта, Эрик ещё раз глубоко вздохнул и посмотрел в сторону бытовки — на другом конце двора светилось её окно.

Эрик потёр лицо ладонями и увидел темноту с красными пятнами.

Убрал ладони от лица — снова увидел окно, светящееся в бытовке. А окно правое, в той части, где находится душ.

Эрик потряс головой и пошёл на террасу.

За столом, низко опустив голову, сидела Эля и высыпала из пакетика зелёные грозди.

— Да ладно, — тихо сказал Эрик. — Любовь к природе добралась и до моего дома?

— Что? — подняла голову Эля.

— Я говорю, праздник добрался и до нас.

— А, — с пониманием сказала Эля, снова опуская голову и убирая несколько шишечек обратно. — Добро пожаловать на борт, капитан.

— Так точно, — бодро ответил Эрик, садясь на пол.

— Дай-ка, — попросила Эля, не глядя на Эрика и протянув в его сторону руку.

Порывшись в карманах, Эрик достал вишнёвую трубку и вложил её в Юлину руку.

— Немного полевых цветов и кардамона, — прошептала Эля, погружая одну из шишечек в трубку. — Немного утренней росы и обездвиженных лесных просторов.

— Немного меня и тебя в этом холодном мире, — с улыбкой сказал Эрик, пока Эля прикуривала, сидя за столом.

Как древний вулкан, Эля замерла на секунду и выдохнула огромный шар дыма.

Эрик взял протянутую ею сверху вниз трубку и протянул другую руку за зажигалкой.

Пока Эрик прикуривал и превращался в воздушный шар, пытаясь задержать дым в себе как можно дольше, Эля сползла со стула и чинно присела на пол у соседней стены, лицом к Эрику.

— Как паровоз, — прохрипел Эрик, кашляя из самой глубины своего тела.

— Как паровозик, — поправила Эля, разглядывая узоры на деревянном потолке. — Дом такой деревянный, как будто мы в лесу внутри дерева.

Эрик опустил трубку на пол и застыл, прислонив затылок к стене.

— Эля, почему когда у тебя всё есть и ты достиг состояния гармонии, вдруг хочется чего-то ещё, и тогда покоя уже не найти?

Эля тоже прислонилась затылком к стене и посмотрела куда-то поверх Эрика.

— Разве это гармония, если захотелось чего-то ещё?

Во дворе раздались голоса, они засмеялись и стали удаляться, двигаясь в сторону туалета.

— Чёрте что, — шёпотом сказал Эрик и закрыл глаза. — Безудержное веселье.

— Ради этого и пришли, — отозвалась Эля. С закрытыми глазами она наклонила голову в другую сторону и облизала губы. — Знаешь, — сказала она, медленно шевеля пальцами на руках. — Если тебе захотелось чего-то, то так и надо. Иначе бы не захотелось.

— А если от этого плохо? — спокойно спросил Эрик.

— А если от этого плохо, то и должно быть плохо. Но плохо — это твоё восприятие. Всё, что есть, и составляет гармонию мира. Как сахар и соль, — Эля рассмеялась. — Плохое — это просто твоё восприятие. На самом деле оно никакое.

Во дворе снова раздался смех, теперь он двигался обратно к дому.

Во внутреннюю дверь между террасой и домом постучали. Эрик открыл глаза: в стеклянной части двери виднелось сашино лицо.

Не дождавшись никакой реакции, Саша открыла дверь и вошла на террасу.

— Маргинальненько, — радостно заметила Саша, принюхавшись к происходящему. — А вот жадность никого ещё до добра не доводила.

— Никакой жадности, — ответила Эля, не открывая глаз. — Возьми. Эрик, — обратилась она к фигуре, темнеющей слева от неё. — Угости даму.

— Я только чуть-чуть, — сказала Саша, принимая трубку из руки Эрика. — Из солидарности, из уважения.

— Расслабься, — прошептала Эля.

Саша криво усмехнулась и прикурила.

Через некоторое время Эрик вышел из своих мыслей и посмотрел на Сашу.

— А где все?

— Ходили курить, делать всякие дела, шарахаться по саду. Чем ещё приличный человек может заняться в субботу вечером? — со смехом ответила Саша. — Волшебный вечер для кутежа!

Эрик поднялся на ноги и пошевелил пальцами рук.

— Пойду-ка и я прогуляюсь.

— Спасибо за информацию, — сказала Эля. — Ценю.

Выйдя из туалета, Эрик оперся рукой о стену и прислушался.

Оглушительно и баюкающе ритмично стрекотали кузнечики, со стороны дороги был слышен звук удаляющегося автомобиля.

Эрик поднял голову, чтобы посмотреть на звёзды, но почувствовал, что кружится голова. Вытянув губы в трубочку, он медленно выдохнул и снова посмотрел на свет в окне бытовки.

От бытовки его отделяло метров пять — на земле, куда падал свет из окна, можно было разглядеть тень ручки с внутренней стороны.

На мягких ногах, очень аккуратно Эрик двинулся в сторону бытовки.

В доме раздался хохот — Эрик посмотрел в ту сторону и увидел силуэты в окне второго этажа. Занавески задёрнули.

«Весело, — подумал про себя Эрик, продолжая красться в сторону бытовки. — Субботний вечер, знаменитый дворец забав».

Ему захотелось смеяться, но бытовка была уже совсем близко, так что он смог сдержаться и хихикнуть, прикрыв рот ладонью.

Звук этот, впрочем, показался ему гигантским, разлетевшимся по земле до самого леса. Эрик испугался.

Поправив воротник у горла, он приблизился к углу бытовки.

«Ещё чуть-чуть, держись, — уговаривал себя Эрик. — Уже почти, ещё несколько шагов».

С оглушительно бьющимся сердцем, заглушающим даже стрекотание сверчков — или кузнечиков? вдруг это разумные кузнечики? — Эрик замедлился и через два шага оказался прямо напротив светящегося окна.

Пригнувшись под нижней частью рамы, чтобы его не было видно, Эрик простоял неподвижно ещё некоторое время и тогда, чувствуя, как кровь пульсирует у него в голове, приподнял голову и заглянул в запотевшее окно.

В душевой никого не было.

Не веря своим глазам, Эрик простоял так ещё немного, пригнулся обратно, вдохнул и рассмеялся от ощущения облегчения.

«Что я делаю, какой ужас, — сказал он себе вслух и закрыл лицо ладонями. — Какой кошмар!».

Он сделал несколько шагов от бытовки, больше не таясь — распрямившись, расслабив плечи, даже немного потянувшись, — а потом передумал и пошёл в обратном направлении.

«Свет зря горит, — вдруг подумал он. — Это не бережливо и глупо».

Саша всё думала о том, как сквозь кругляшки от веток, темнеющие на деревянном потолке, проходят, возможно, энергетические оси планеты. Очень захотелось пить.

— Так хочется пить, — сказала она вслух.

— Попьём, — безмятежным эхом отозвалась Эля. Излучая округлое спокойствие, она посмотрела на Сашу. — Всё, что угодно.

— Очень хорошо, — успокоилась Саша и несколько раз кивнула. — Здорово.

В соседней комнате громогласно засмеялись два низких голоса.

— А это наши распьянющие друзья, — с радостью классифицировала Саша.

Посидев неподвижно ещё неизмеримо немного, Эля поднялась и села на стул перед столом.

Саша, подперев голову руками и облокотившись на колени, слушала бушующий ветер за окном.

— Ты боишься молнии? — спросила Эля.

— Молнии нет, — покачала головой Саша.

— А грома боишься?

— Не очень, если честно, — с лёгким смущением ответила Саша.

На улице раздался глухой удар.

— Я вообще стараюсь мало чего бояться. Это же просто инстинкты. Нужно развиваться дальше.

— Почему бы и нет, — с тёплой улыбкой сказала Эля.

— Пойдём попьём? — предложила, поднимаясь на ноги, Саша.

Осторожно добравшись до кухни, они налили себе воды и предложили попить Егора.

Егор сидел за столом и читал рекламную листовку.

— Какая интересная пицца, — сказал он, просматривая картинки. — Жаль, сюда не заказать.

— Кушать захотелось? — с сочувствием спросила Эля и похлопала его по плечу. — А где Паша?

— Да как всегда — наверху слушает свой джаз. Я бы загрыз целое животное.

Эля с пониманием открыла холодильник.

Эрику казалось, что больше никогда в его жизни не произойдёт ничего — не будет ни единого звука, не будет ни одной радости. Он чувствовал только, как по его бёдрам идёт волна холода, сковывающая всё тело, как перед выходом на сцену.

Он даже не мог пошевелиться.

Выдохнул очень, очень громко и напористо.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Без лица предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я