Книга «Весёлые цифры. Учимся считать» создана на основе сценария аудиокниги «Математика для малышей. Домовёнок учится считать», опубликованной издательством ИДДК (OOO «Бизнессофт») в 2007 году. © Л. А. Чернышева. 2007—2021.Дети изучают цифры на увлекательных уроках с песенками и путешествиями.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Весёлые цифры. Учимся считать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
— Начнем с самого первого числа — единицы. И притом познакомимся с ним на вашем собственном примере.
— Как это? — удивились Игнат и Костя.
— Очень просто, — ответила с улыбкой бабушка. — Вот если у кого братьев или сестёр нет, то получается у мамы единственный ребенок. Так ведь?
— Да, — подтвердили ребята.
— А если сестра есть, а братика нет, тогда что получается? — спросила бабушка.
— Тогда это хоть и не единственный ребенок, но единственный сын, — сказал Игнат.
— Правильно, — сказала бабушка. — Заметили сходство между словами «единственный» и «единица»?
Ребята согласно кивнули.
— Единственный — значит, один, а один — это и есть то самое число — единица.
Игнат тут же сделал вывод:
Одна-одинешенька единица
Нет ни братика, ни сестрицы.
— Погоди, дружок, не торопись с выводами, — сказала бабушка. — Не все так просто с этим первым и, казалось бы, таким незатейливым числом. На самом деле — оно прямо-таки волшебное. Ведь все на свете состоит из единиц. Вот, например, грибы, которые вы собирали. Сначала — один грибок, потом ещё один, да ещё один, а там уж, глядишь, их набралось целое лукошко. Каждый из них — сам по себе единичка, а всех вместе их — много. Вы ведь именно это множество и хотели посчитать, верно?
— Верно, — подтвердили ребята.
— А вот вам другой пример. Ты, Игнат, стань у одной стены, а ты, Костя, — у противоположной. Сделайте один шаг навстречу друг другу. Теперь вы чуть-чуть ближе, а чтоб оказаться рядом — надо ещё много раз по одному шагу сделать. Как говорится, долгая дорога начинается с первого шага. Единица и есть тот первый шаг, с которого каждый начинает свое путешествие в волшебную страну математики.
Ребята переглянулись, чувствуя себя уже не просто малышами, а настоящими путешественниками.
— И знаете, хоть в мире много всего, что можно посчитать, — продолжала бабушка, — но есть и такое, что существует только в единственном числе. Подсказать вам или сами подумаете?
Сами! — решили ребята и стали думать.
Косте первому пришла счастливая мысль, и он объявил:
— Мама! У каждого ребенка бывает только одна мама!
Игнат тоже оказался догадливым.
— Солнце! — сказал он. — Солнце на небе — одно.
— Да, не два солнышка греют, не два месяца светят, — произнесла бабушка.
— Один нос на лице, — указал Игнат на свой нос.
— Один рот, — не замедлил с ответом Костя.
— Одна голова, — воскликнули они оба.
— Видите, как легко понять, что такое единица. Это когда мы говорим про кого-то или про что-то «один», «одна», «одно».
Ребятам тут же захотелось перечислить все, что они видели вокруг себя в единственном числе.
— Один стол, один пол, — стал называть предметы Игнат. — Один кувшин, один шкаф, один потолок…
— Один кот, — сказал Костя, заглянув под стол, под которым мирно спал рыжий кот. А потом добавил: — И один башмак.
— Башмак? Я ж его всю неделю ищу! — всплеснула руками бабушка.
Игнат резво нырнул под стол и вытащил оттуда черный башмак.
— Спасибо! Нашлась моя пропажа! Вот какая польза от уроков. — бабушка усмехнулась. — Ох, уж эти башмаки. Вечно один из пары так и норовит куда-нибудь запропаститься! И, похоже, не у меня одной. Бывало, идешь по лесу или по дороге — башмак лежит, и всегда один. Два башмака сразу никогда не пропадают.
Ребята рассмеялись вместе с бабушкой, а потом она продолжила:
— Если нужно записать это уже знакомое вам число, то пишут вот такую цифру.
И она написала на листе бумаги цифру «один».
Потом положила перед Игнатом и Костей тетрадки с карандашами и сказала:
— Попробуйте сами её написать.
Ребята внимательно посмотрели на тот значок, который написала бабушка и постарались его повторить.
— Похожа на палочку с сучком наверху, — заметил Костя.
А Игнат сказал:
— Единичка — тонка как спичка.
— Можно и так сказать, — улыбнулась бабушка. — Только старайтесь, когда пойдете в школу, никогда не получать оценку, похожую на этот «сучок» или эту «спичку». Учитель ставит «единицу» тем, кто плохо выполнил урок.
Единицу не годится
Получать в тетрадке,
Помните, ребятки!
Но вы-то, я уверена, будете хорошо учиться. И на занятия не будете опаздывать. А чтоб приходить всегда и везде вовремя, следует почаще посматривать на часы. Есть у вас часы?
— Нет, — с сожалением признались ребята.
— Это раньше у вас их не было, а теперь есть, — сказала бабушка и подарила каждому из них маленькие детские часики. — Давайте договоримся: какую цифру вы изучили, на ту и направьте часовую стрелку. Вот тут сбоку маленькое колесико, поверните его так, чтоб оно указывало на нужную цифру.
Ребята так и сделали — нужной цифрой, разумеется, была «единица». Эх, и приятно же почувствовать себя почти взрослыми, даже с часами уметь обращаться!
— Когда придете на следующий урок, я вас со следующей цифрой познакомлю. И ещё один подарок подарю, — пообещала бабушка. Теперь отправляйтесь погулять, да примечайте всё, про что можно сказать «один», «одна», «одно». Потом мне про все ваши открытия расскажете. А дома нарисуйте в своих тетрадях рядом с цифрой «единица» солнышко. Глядя на него, сразу вспомните, о чем шла речь на нашем первом уроке. Солнышко-то на небе одно.
* * *
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Весёлые цифры. Учимся считать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других