Испанский пикаро как исторический детектор кризиса испанского общества XVII века

Лариса Хорева

Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов, изучающих литературу и историю Испании. Через фигуру литературного персонажа – плута – рассмотрены социальные, исторические и ментальные процессы, которые протекали в испанском обществе в XVI – XVII веках.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Испанский пикаро как исторический детектор кризиса испанского общества XVII века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Каждая эпоха обладает своей «визитной карточкой», которая становится как правило объектом междисциплинарного исследования. В Испании XVI—XVII вв. таким знаковыми явлением или историческим детектором становится фигура плута («пикаро»). Будучи на протяжении длительного времени объектом интереса только литературоведов, фигура пикаро не получила должного внимания со стороны историков, равно как и антропологов, социологов. Мы полагаем, что это несправедливо, поскольку фигура пикаро как нельзя лучше выражает социальные, исторические и ментальные процессы, которые протекали в испанском обществе в XVI — XVII веках. Настоящим исследованием мы намерены восполнить эту лакуну, рассмотрев пять плутовских романов — анонимный роман «Жизнь Ласарильо с Тормеса»1, «Маркос де Обрегон» Висенте Эспинеля2, «Жизнь Пройдохи Дон Паблос» Франсиско Гомеса де Кеведо3, «Гусман де Альфараче» Матео Алемана4 и «Хромой бес» Луиса Велеса де Гевара5.

Выбор этих романов обусловлен тем, что они пользовались наибольшей популярностью как в Испании, так и за ее пределами. А такие плутовские романы как «Маркос де Обрегон» и «Хромой Бес» получили широкое распространение и признание во Франции и России.

Произведение «Ласарильо с Тормеса» по праву считается первым плутовским романом в истории мировой литературы, именно с него начинается история целого цикла плутовских романов. Появление этого произведения стало настоящей сенсацией в Испании, до конца XVII века «Ласарильо…» переиздавался только на родине 35 раз. За главным персонажем всего цикла романов стоял пикаро («плут»). Второй по очередности крупнейшей пикареской стал «Маркос де Обрегон» Висенте Эспинеля, который был переиздан 43 раза. «Жизнь Пройдохи Дон Паблос» Франсиско Гомеса де Кеведо, «Гусман де Альфараче» Матео Алемана и «Хромой бес» Луиса Велеса де Гевара интересны для нас тем, что главные герои этих романов («пикаро») демонстрируют появление новых ценностей, показывая, как на протяжении нескольких десятилетий эволюционирует сам образ пикаро, как эволюционируют исторические ментальные процессы в переходный период от средневекового общества к новому капиталистическому укладу. Пикаро является выразителем, действующим лицом, тех новых процессов, о которых писали Х. А. Мараваль,6 Р. Альтамира-и-Кревеа7, А. Домингес Ортис8, О. И. Варьяш9, В. К. Пискорский10, Л. Пинский11, Э. Э. Литаврина12, В. А. Ведюшкин13 и др.

Историографический очерк темы. Ключевой и фундаментальной работой на сегодняшний день по истории Испании этого периода является труд испанского историка Р. Альтамира-и-Кревеа «История Испании» в двух томах14. Автора работы можно отнести к той группе ученных, которые при определении основных причин испанского кризиса XVI—XVII столетий, уделяют внимание экономическому положению всех сословий испанского общества. Историк считает одним из важнейших условий возникновения кризиса, непрекращающуюся завоевательную политику испанских монархов. Однако, автор не проводит исчерпывающий анализ всех причин, повлекших за собой кризис испанского государства.

Отечественный историк В. К. Пискорский при изучении указанного периода делает акцент преимущественно на политическую историю Испании, для него очевидным является тот факт, что кризис XVI—XVII столетий стал результатом ряда «исторических оплошностей» совершенных королевской властью и соответственно приближенными короля, которые занимали ключевые посты при королевском дворе15. Автор также осуждает агрессивную политику Габсбургов по отношению к другим этносам и конфессиям (маврам, евреям), которые продолжительное время подвергались жёсткому контролю со стороны церковного духовенства.

Французский историк Фернан Бродель в ходе анализа и изучения переходных процессов, которые сопутствовали раннему Новому времени в европейских государствах, обращается к истории Испании как одной из самых неудачных моделей такого перехода16. Автор считает, что только при взаимодействии культурного, социального и политического факторов мог произойти постепенный переход к новому капиталистическому укладу. Но, именного данного процесса в Испании не наблюдалось.

Выдающийся испанский исследователь XX века Х. А. Мараваль в одной из своих последних работ «Плутовской роман в контексте социальной истории: XVI и XVII века», обращает все внимание непосредственно на анализ ментального горизонта пикаро, и считает его главным «проявителем» переходного характера эпохи17. Автор убежден, что именно факт появления литературной фигуры пикаро в социальной жизни Испании рассматриваемого нами периода, становится самым значительным явлением эпохи как с исторической, так и культурной точек зрения.

Методологической основой настоящего исследования послужили междисциплинарные работы в области истории Испании, истории культуры, литературы, а также исследования в области материальной цивилизации и, экономики. Основными методами исследования становятся описательный и сравнительно-исторический. Теоретической базой нашего исследования послужили работы Р. Альтамира-и-Кревеа18, Г. Бокля19, Ф. Броделя20, Э. Эриксона21, Х. А. Мараваля22 и ряда других авторов, специализирующих в области истории культуры.

Одним из основных методологических инструментов данной работы является понятие «исторический детектор», рассмотренное в первой главе. Исторический детектор понятие, типологически сходное с детектором в физике («камера Вильсона»).23

Не менее важной для нашей работы является так называемая теория установок.

Еще одной методологией, взятой нами на вооружение, является доктрина Э. Эриксона об анализе идентичности этноса24. Идентичность понимается им как внутренне ощущение тождественности и целостности. Идентичность редко бывает универсальной. Человек, как правило, отождествляет себя с какой-то группой, одной или несколькими (профессиональной, религиозной и т.д.). Если общество стабильно, процесс собственной идентичности проходит у индивида, как правило, безболезненно. Но если общество проходит через переходный этап, то этот процесс осознания собственной идентичности вызывает ряд ментальных и экзистенциальных трудностей, поскольку привычные ценностные ориентиры уже не работают, и люди лихорадочно ищут новые. Э. Эриксон предлагает в таких случаях использовать термин «спутанная идентичность», когда человек отказывается от прежних ориентиров и примером своей жизни доказывает состоятельность или несостоятельность новых ценностей.

В основу работы также легли ставшими хрестоматийными тезисы А. Я Гуревича о том, что между существующими материальными процессами, экономикой страны и поступками людей, существует непосредственная связь. Весь комплекс обстоятельств, подводимый под данный знаменатель, значим не просто как внешний раздражитель.25 Любой исследователь, будь то историк, филолог, социолог или антрополог и т.д., по мысли Гуревича, должен в первую очередь задавать себе вопрос как изменения в общественной жизни откладывались в сознании людей. Этот процесс работает в обе стороны: сначала общественная жизнь подвергает трансформациям ряд жизненных ценностей носителей данной культуры, а потом сформированные новые ценности определяют внутренние и внешнеполитические векторы государственной политики.

Этот тезис Гуревича находит подтверждение в работах испанского исследователя истории и культуры Х. А. Мараваля, работы которого посвящены анализу испанского кризиса XVI—XVII столетий. Одна его из работ «Плутовской роман в контексте социальной истории: XVI—XVII века», как указывает сам Х. А. Мараваль, становится квинтэссенцией его исследований, поскольку именно фигура испанского плута — пикаро помогает в полном объеме увидеть все те процессы, которые имели место в Испании в процессе перехода к Новому времени, именно в совмещении двух материй — литературной и исторической — Х. А. Мараваль увидел залог достижения максимально полной реконструкции кризиса испанского общества XVI—XVII столетий.26

Как было сказано выше испанский этнос в течение одного столетия фактически полностью поменял картину мира, т.е. изменил отношение к основополагающим установкам. Как известно картина мира призвана в первую очередь ориентировать в условиях опасности носителя данной этнической культуры и учить его правильно действовать в непредсказуемых обстоятельствах. Картина мира состоит из постоянных и переменных блоков. Постоянные блоки являются неизменными на протяжении всей истории данного этноса. Переменные блоки обычно меняются в течении двух-трех столетий. Испания в XVII веке становится удивительным исключением из этого правила поскольку испанский этнос поменял переменные блоки картины мира буквально за несколько десятилетий.

В этом случае, мы можем говорить также о том, что испанский плутовской роман помимо обучения своих читателей определенным моделям поведения, выполняет некую психотерапевтическую роль, что обуславливает его популярность в испанском обществе в указанный период т.е. в эпоху барокко.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Испанский пикаро как исторический детектор кризиса испанского общества XVII века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения // Плутовской роман. М., 1989.

2

Эспинель В. Жизнь Маркоса де Обрегон // Испанский плутовской роман. М., 2000.

3

Кеведо Ф. Г. История жизни пройдохи по имени дон Паблос // Плутовской роман. М., 1989.

4

Алеман М. Гусман де Альфараче. В 2 ч. М., 1963.

5

Гевара. Л. В. Хромой бес // Плутовской роман. М., 1989.

6

Maravall J.A. La literatura picaresca desde la historia social: siglos XVI у XVII. Madrid, 1986.

7

Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. В 2 т. М., 1951.

8

Домингес Ортис А. Кризис испанской монархии в XVII веке. М., 1987.

9

Варьяш О. И. Культура стран Пиренейского полуострова в конце XV-начале XVII вв. // История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М, 2001

10

Пискорский В. К. История Испании и Португалии. Спб.,1909.

11

Пинский Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002.

12

Литаврина Э. Э. К проблеме экономического упадка Испании в XVI в.// Из истории средневековой Европы (X — XVII вв.) М., 1957. С. 173—185.

13

Ведюшкин В. А. Идальго и кабальеро: испанское дворянство в 16—17 вв.// Европейское дворянство XVI — XVII вв.: границы сословия. М., 1997. С. 100—128.

14

Альтамира-и-Кревеа Р. Указ. соч.

15

Пискорский В. К. Указ соч. С. 111—115

16

Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа И. В 3 ч. Коллективные судьбы и универсальные сдвиги. М., 2003.

17

Maravall J.A. Op. cit. P. 520.

18

Альтамира-и-Кревеа Р. Указ. соч. С. 360.

19

Бокль Г. Т. История цивилизаций. История цивилизации в Англии // Очерк истории умственного развития испанского народа от V до сер. ХIХ М., 2000.

20

Бродель Ф. Указ. соч. С. 808.

21

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

22

Maravall J.A. Op. cit. P. 520.

23

Троицкий Ю. Л. Исторический детектор // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2-е изд., отв. Ред. А. О. Чубарьян, Л. П. Репина. М., 2016. С. 187—188.

24

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

25

Гуревич А. Я. «Новая историческая наука». Изучение ментальностей: социальная история и поиски исторического синтеза // Советская этнография. 1988. №6. С. 16—25.

26

Maravall J.A. Op. cit. P. 540.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я