Беларусь. Обряды на благополучие и богатство

Лариса Новицкая

Как привлечь «денежную» и «венчальную» долю? Как получить от родовых предков изобилие и достаток? Как подстраховать успех торговой сделки? Как обрести «волшебную» монету, всегда возвращающуюся к хозяину и приводящую с собой деньги? С помощью специальных обрядов, о которых рассказывает книга «Беларусь. Обряды на благополучие и богатство». Она приглашает в их удивительный мир и раскрывает уникальные возможности белорусской обрядности создавать, приумножать и оберегать жизненные блага.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беларусь. Обряды на благополучие и богатство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От автора

Любой обряд представляет собой драматическое действие, наделённое «магической силой» обеспечивать желаемое. С древнейших времён для обращения к природной стихии, духу или божеству, которых люди хотели пригласить и попросить о благосклонности, использовались песни, заговоры, действия с ритуальными предметами и обрядовыми атрибутами. Впрочем, обряд мог быть и самым простым действием. Например, перед крещением просто положить младенцу в пелёнки кусочек сыра и монеты, что давало ему в будущем достойную и обеспеченную жизнь.

Белорусский народ с большим почтением и уважением относился к обрядам. Каждый из них представлялся установленным предками священнодействием, освящённым веками, требующим уважения и безоговорочно точного выполнения. Более того, обряд считался существом живым и одушевлённым. Вся жизнь белоруса сопровождалась обрядами. Книга «Беларусь. Обряды на благополучие и богатство» описывает те из них, которые создавали, приумножали и удерживали материальное благополучие, богатство, добробыт. Белорусское слово «добробыт» встречается в книге довольно часто и означает совокупность благосостояния, благополучия и благоустройства.

К неотъемлемым атрибутам белорусских обрядов относились рожь и кожух. Рожь, по-белорусски жито, почиталась как главная зерновая культура. Она олицетворяла собой богатство и рай. Ей покровительствовал бог богатства и счастья Рай, или Раёк. Народ наделил рожь умением разговаривать. Она шептала из-под земли во время роста, «гомонила» в период цветения и, налитая спелыми колосьями, криком просилась в амбары. Кожух благодаря его густой шерсти был главным символом богатства и добробыта. Родители желали своим дочерям: «Пусть твой жених будет богатый, как кожух волохатый (волосатый)». Обычно сшитый из козьей шкуры, он с древних времен ассоциировался с тотемными животными козлом и козой, опекунами поля, благосостояния, богатства, семейного лада. В обрядах кожух выворачивали для вступления в контакт с миром предков-«дедов», чтобы попросить у них благословение и родовую защиту.

Особая роль в народной обрядности отводилась деньгам: золотым, серебряным и медным монетам. Золотые монеты представляли в мировоззрении белорусов Солнце с его способностью наделять людей богатой, достойной, стабильной, «царской жизнью». Серебряные деньги служили не только символом богатства и достатка, но и мощным оберегом против любой злой силы. Медяки тоже считались оберегом и обеспечивали успех в различных торговых и общественных делах, давали жизнь зажиточную и безбедную.

Главными среди обрядовых действий у белорусов были обходы и жертвоприношения. В том числе домашним духам Хатнику и Хатнице, олицетворявшим предков-«дедов», (изображение оберега «Куклы Хатник, Хатница и железный гвоздь-цвик» помещены на обложку книги), и матери сырой земле. Мать сыру землю белорусы называли кормилицей, дающей жизнь и наделяющей смертью. К ней обращались за прощением, ею клялись. Мужчины при клятве съедали комок земли, а женщины землю целовали. Практически любой белорусский обряд завершался обильным пиршеством. Так народ хранил древнюю языческую традицию жертвоприношений и следующего за ними пира, на котором в целях общего благоденствия «долгом считалось объедаться, почитая воздержанность за стыд». (35. С. 88) В книге «Беларусь. Обряды на благополучие и богатство» читатель найдет описание многих обрядовых национальных белорусских блюд и способов их приготовления. Обильная и сытная еда стояла не только на праздничных столах. В мировоззрении белорусов любой приём пищи означал «накормить душу». Поскольку душе ничего жалеть нельзя, то и богатые, и бедные старались хорошо питаться и выполнять обрядовые действия, обеспечивающие постоянный достаток пищи.

Выпитая во время пиршеств водка воплощала собой дождевую воду, носительницу всеобщего благополучия и процветания. Просто пьянство белорусы называли «болезнью над всеми болезнями», ибо оно губит больше людей, чем все болезни вместе взятые. Поэтому соблюдалась культура питья, и во время обрядов участники зачастую пускали по кругу всего одну рюмку.

Особенность белорусских обрядов выражалась в гармоничном и естественном сочетании древнейших языческих верований и религиозно-духовного наследия христианства. Магические заговоры и заклинания аграрной, скотоводческой, охотничьей, бытовой магии, устанавливающие связь с силами природы и древними божествами, переплетались с текстами духовных стихов, молитв и апокрифов, таких как популярный «Сон Богородицы», чтение которого обеспечивало процветание и успех. Данное сочетание отразилось в текстах обрядовых песен и заговоров. Исконно белорусские заговоры начинались со слов: «Добрым разам, добрым часам» или «Першым разам, добрым часам». Это связано с верой белорусов в то, что у Бога все дни «прямые» (хорошие), а вот часы могут быть «кривыми» (плохими). Любое дело, начатое в «кривой» час, обрекалось на неудачу, в том числе и обряд. Но особая словесная формула «магически» превращала время проводимого обряда в «доброе». Белорусы в принципе, начиная любое важное дело, говорили: «Дай Боже, в добрый час начать!» Заговоры, обрядовые песни, аутентичные молитвы в книге даны по текстам опубликованных в период с середины XIX до начала XX века этнографических сборников Е. Р. Романова, П. В. Шейна, П. А. Бессонова, З. Ф. Радченко, М. А. Дмитриева, А. Е. Богдановича, И. И. Носовича в варианте, записанном в первоисточнике: либо на белорусском языке, либо русской транскрипцией белорусских слов.

Одной из разновидностей обрядов является гадание. Белорусские гадания заслуживают отдельного сборника. В книге «Беларусь. Обряды на благополучие и богатство» описаны только примеры гаданий, представляющих собой неотъемлемую часть целого обряда.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беларусь. Обряды на благополучие и богатство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я