Про Soft Skills для трудоустройства и карьеры

Лариса Морковкина, 2021

Сейчас многие прибыльные профессии исчезают, им на смену приходят другие. Кроме того, сокращается число рабочих мест. Как же выжить в такой непостоянной реальности? Об этом в книге «Про Soft Skills для трудоустройства и карьеры» рассказывает Лариса Морковкина. Издание основано на реальном практическом опыте компании, разрабатывающей образовательные программы. Автор рассказывает о том, что такое soft skills, почему важно иметь гибкие навыки, как их развить и какие именно качества интересуют работодателей и HR-специалистов. Читатели узнают, как прокачать свои основные особенности – критическое, творческое и системное мышление, эмоциональный интеллект, риторику и другие. Книга будет полезна тем, кто ищет работу, хочет усилить портфолио, боится сокращения, хочет построить карьеру или работает над созданием сильной команды, способной выдержать любые испытания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Про Soft Skills для трудоустройства и карьеры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Комплексный подход к развитию семи навыков

Почему все семь навыков необходимо развивать в комплексе?

Это наиболее частый вопрос, который мы слышим на наших занятиях. Мы, как правило, вместо однозначного ответа предлагаем участникам самим найти ответ в интерактивной игре. Просим участников занятий выбрать по одному из семи навыков — выбрать область, которая им наиболее импонирует и в которой они могли бы назвать себя экспертами. Далее предлагаем объединиться в 7 групп, где каждая группа гипотетически является экспертами. При этом для чистоты эксперимента мы просим участников семинара или тренинга самим определиться с темой-проблемой для обсуждения «экспертными» группами. Определившись с проблемой, наши гипотетические эксперты приступают к анализу вопроса и подготавливают рекомендации со своего ракурса. Следует также заметить, что в группе всегда находится один или два настоящих эксперта по одному из навыков.

После непродолжительной подготовки представители «экспертных групп» начинают давать рекомендации — заострю внимание, тема обсуждения одна для всех. После того как выслушаны все «эксперты», как правило, разгорается острая дискуссия: чья рекомендация более значима, что необходимо сделать в первую очередь для решения проблемы. Только, как ни парадоксально, независимо от аудитории и обсуждаемой проблемы финал подобной интерактивной игры один. Участники самостоятельно приходят к выводу: все рекомендации оправданны и важны, нельзя сказать, что это важно, а это не важно, их надо использовать в комплексе, совместно.

В подтверждение данных слов вы можете отложить книгу и провести подобный эксперимент самостоятельно, в кругу своих коллег или познакомиться с одним примером из практики.

Учитывая тематику книги, приведу пример, напрямую связанный с развитием надпрофессиональных навыков у сотрудников.

Не так давно в нашу компанию обратилась организация с просьбой провести семинар на общую тему «Развитие Soft Skills у сотрудников компании». Данная тема была для них весьма актуальна, так как руководство организации поставило перед HR-отделом задачу: пересмотреть и сформировать новый перечень навыков, необходимый для каждого отдела и для каждого сотрудника. Данная задача реализовывалась совместно с руководителями отделов. От руководителей ожидали услышать желаемые требования, чтобы практически сформировать «идеальный» образ сотрудника организации. «Идеальный» в кавычках, потому что все понимают, что идеального сотрудника нет, но образ «идеального сотрудника» может стать ориентиром.

В начале семинара каждый участник вкратце высказал своё мнение, сделал акцент на том, какой навык наиболее важен для сотрудника в современных реалиях. В процессе накала дискуссий, обсуждая, что приоритетнее, мы предложили провести нашу интерактивную игру. Тема была выбрана — идеальный сотрудник будущего. Участники семинара разделились на «экспертные группы» по каждому из семи навыков. Миную детали обсуждения, остановлюсь на самой полезной для вас информации, на главных выводах «экспертных групп».

Экспертная группа по критическому мышлению:

«Мы в принципе считаем, что критическое мышление — самый главный навык, необходимый для любого сотрудника. От сотрудников мы ожидаем: ответственность, умение принимать взвешенные решения, находить нужную информацию».

Представитель группы по системному мышлению добавил:

«Ответственность — это хорошо, но без чёткого понимания своих структурных обязанностей, того, за что он может отвечать, за что нет, об ответственности говорить бесполезно. Человек должен понимать зону свой ответственности и также системный эффект от принятого решения. Уметь предвидеть последствия, понимать, как его решение повлияет на всю организацию в целом и на него самого».

Представители творческого мышления добавили:

«Мы считаем, что в современном мире все так быстро меняется, что без проявления адаптивности, гибкости сложно работать любому сотруднику. Если так важно уметь прогнозировать и предвидеть последствия, то для этого однозначно необходимо проявление творческого мышления. Каждый день у нас возникают нестандартные ситуации, где необходимо принимать нестандартные решения».

Эксперты эмоционального интеллекта высказали своё мнение следующими словами:

«На сегодняшний день уже доказано, что EQ в работе имеет более весомое значение, чем IQ, при этом любое принятое решение имеет эмоциональную окраску. Мы с вами не раз были свидетелями того, как профессионалы с большой буквы, обладающие при этом и нестандартным мышлением, могли «завалить» важные дела по одной лишь причине — из-за неумения управлять своими эмоциями. А другие «гении» настолько скованны и не уверены в себе, что от них нельзя дождаться ни самостоятельности, ни креативных идей.

Представители дизайн-мышления имели свои доводы:

«Дизайн-мышление — это современная необходимость нашего времени. Дизайн-мышление помогает видеть и создавать тренды, создавать новый востребованный продукт. Даже если человек далёк от области создания продукта, быть клиентоориентированным он обязан в любом случае, вся наша работа направлена на удовлетворение клиентов, от этого зависит прибыль компании».

Дошла очередь до представителя проектного мышления:

«Мы пришли к выводу, что наша организация всё чаще начинает текущие задачи переводить в ранг проектов, и данный подход себя оправдывает результативностью. Проекты каждый раз разные и требуют быстрой мобилизации и формирования проектной команды. Именно поэтому мы пришли к выводу, что проектное мышление является приоритетным направлением в развитии персонала».

Представитель риторики завершил выступление словами:

«Тот, кто владеет словом, управляет миром. А до тех пор, пока мы не научились читать мысли, умение грамотно доносить свои идеи, своё мнение остаётся самым важным качеством идеального сотрудника. Мы согласны с коллегами по проектному мышлению, проектный подход к решению задач набирает обороты, но при этом следует заметить, что самой главной частью ведения проектов является коммуникация, умение говорить так, чтобы тебя услышали. Важно быть понятным. Быть понятным — это главная задача обучения риторики. Вывод — риторика в приоритете».

В итоге все пришли к однозначному решению: все навыки важны и их развивать необходимо в комплексе.

К подобному выводу о важности комплексного подхода развития всех семи навыков пришла и наша команда, которая состоит из настоящих экспертов по каждой из семи областей. Это методологи и профессора ведущих университетов, это бизнесмены, предприниматели и специалисты ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Все мы работаем над одной целью — разработать программное обеспечение комплексного подхода для развития сильного мышления, навыков будущего, soft skills.

В начале работы у нас была также острая дискуссия, какой навык приоритетнее и важнее для построения карьеры и профессионального успеха, при этом чем больше мы дискутировали, тем больше убеждались в необходимости комплексного подхода развития семи навыков.

Главная идея комплексного подхода заключается в следующем: все семь навыков являются дополняющими друг друга и отсутствие одного из них приводит к несбалансированному развитию личности.

Каждый навык имеет свои базовые преимущества, и в комплексе они создают синергетический эффект.

Критическое мышление помогает нам работать с огромным потоком информации, принимать осознанные решения, брать на себя ответственность.

Системное мышление учит нас видеть всю глубину и масштабность принимаемой ответственности, строить стратегические планы.

Творческое мышление помогает проявлять нестандартность, гибкость, помогает нашим фантазиям стать реальностью.

Эмоциональный интеллект помогает нам самоорганизоваться, проявить свои лидерские качества, наладить дружеские отношения, построить грамотную коммуникацию, продуктивные отношения.

Дизайн-мышление даёт нам ориентир для улучшения, создаёт динамику прогресса.

Проектное мышление учит нас быть проблемно-ориентированными, результативными, работать в команде, а для этого нам нужны все вышеперечисленные навыки, умения.

Риторика, в свою очередь, учит нас быть понятным, быть принятым.

Вывод один: необходимость комплексного подхода, развития всех семи навыков — очевидна!

Надеюсь, я как автор книги сумела показать значимость развитых soft skills, а значит, пора переходить к главной обещанной теме: как работодатели, HR-специалисты проверяют уровень развития soft skills сотрудников:

— при приёме на работу новых сотрудников;

— при принятии решений о продвижении или увольнении;

— при формировании резервного фонда «талантливых сотрудников».

На сегодняшний день практически каждый HR-специалист обязан определить уровень развития ваших soft skills. В процессе беседы-собеседования вас непринуждённо будут тестировать, выявлять ваши умения.

Для определения степени развития каждого вашего умения мыслить у HR-специалистов есть своеобразный чек-лист с вопросами, с темами бесед, а от ваших ответов зависит решение о вашем трудоустройстве или назначении на новую должность.

Давайте рассмотрим подобные вопросы и возможные варианты ответов.

Как работодатели проверяют уровень развития ваших Soft Skills

Многие руководители на практике убедились в правдивости цифр, полученных в результате исследований мировых экспертов: что от степени развития soft skills зависит 85 % профессионального успеха сотрудников. Поговорка «благодаря hard skills принимают на работу, а из-за soft skills увольняют» стала достаточно популярна в деловых кругах. При этом любое увольнение приносит одинаковый вред как для сотрудника, так и для работодателя, поэтому на soft skills обращают особое внимание на собеседовании перед приёмом на работу, чтобы избежать никому не нужного факта увольнения.

Естественно, на приёме на работу вас не будут спрашивать открытом текстом: как вы оцениваете свой уровень развития критического мышления или что у вас с эмоциональным интеллектом. Степень развития ваших soft skills будут выяснять с помощью завуалированных, косвенных вопросов, тестовых заданий.

Какие косвенные вопросы вам будут задавать для диагностики ваших soft skills, вы узнаете из этой главы — естественно, с рекомендациями желаемых ответов. Базовые упражнения для развития гибких навыков мы рассмотрим в отдельной главе.

Примечание: пожалуйста, не ждите, что знание вопросов и ответов на них вам поможет сформировать впечатление человека с развитыми навыками, умениями. Нижеперечисленные темы и вопросы — это лишь только ориентир, направление движения. По-настоящему высококлассные навыки развиваются годами, необходимо не только знать приёмы и техники сильного мышления, но и довести их до автоматизма. Необходимо ежедневно тренировать своё мышление.

А сейчас приступим, шаг за шагом разберём ключевые темы, кейсы, задачи и вопросы, при обсуждении которых можно будет сделать вывод об уровне развития ваших soft skills.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Про Soft Skills для трудоустройства и карьеры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я