Психология мышления

Лариса Александровна Милованова, 2023

Как появляются мысли? Кому они подчиняются? Может ли человек считать, что полностью контролирует свое мышление? Книга отвечает на эти вопросы. В ней также рассматривается процесс формирования мышления от самых истоков. Исследование затрагивает различные внешние манипуляции и внутренние факторы, влияющие на мысли и поступки человека. Читателю предлагается оценить сложность мышления и узнать, что нужно делать, чтобы научиться управлять этим процессом самостоятельно.

Оглавление

Глава 5. Мышление подростка

Важность подросткового возраста трудно обойти стороной — в это время человек осваивает основные правила жизни в обществе, ищет в нем свое место. Процесс социализации, который чаще всего определяет почти всю жизнь человека, происходит именно в подростковые годы. К тому же, переходный возраст связан с физическими изменениями в организме, влекущими за собой пробуждение новых чувств и интересов. Перемены затрагивают и процесс мышления — подросток учится мыслить осознанно, полностью переходя к формированию взрослых понятий и отказываясь от комплексного метода, свойственного детям.

Как это происходит, и какие события этого периода можно считать ключевыми?

Особенности мышления в переходном возрасте

Каждый подросток имеет собственную систему представлений о мире, частично опирающуюся на детский фундамент, но содержащую и уже вполне взрослые и сформированные понятия. Например, подростки имеют представление о добре и зле, они отлично разбираются в правде и лжи, хорошо понимают, когда поступки справедливы, а когда нет. Однако в этом возрасте человек сталкивается с серьезной трудностью — он не может выразить словами свои мысли.

Связь между мыслью и речью подчеркивал и изучал Лев Выготский, по мнению которого подростки часто просто не могут объяснить существующую систему понятий. Это создает определенный барьер между их внутренним миром и окружающей средой. Иными словами, переходный возраст в отношении развития мысли действительно становится мостом между детской и взрослой системами мышления.

Понимая окружающий мир, и даже умея поступать так, чтобы гармонично сосуществовать с ним, подросток не может наметить конкретные контуры границ, руководящих его жизнью. В это время важно развитие речи — именно оно позволяет человеку определить основные ориентиры и внести окончательную ясность. Совершенствование навыков речи и словесности — ключевой момент в развитии взрослого мышления.

Есть и другие важные детали, на которые следует обратить внимание. Конфликт между стремлением сохранить или выработать собственный взгляд и общественным мнением часто приводят к большим трудностям в общении между подростками и взрослыми. Именно в этот момент можно определить, насколько человек будет подвержен влиянию окружающей среды в будущем. Где же проходит граница, отделяющая созидающее влияние общества от негативного воздействия и чистых манипуляций?

Что следует оставить, от чего необходимо отказаться

Формирование мышления охватывает все сферы интеллектуальной деятельности человека. Ход мысли позволяет человеку строить речь, выражать простые или сложные идеи, развивать их или строить планы. В этом обширном объеме информации, создающейся или обрабатывающейся разумом человека, следует провести небольшую границу.

Взрослея, подросток должен научиться понимать мир в общепринятых рамках. Названия предметов и явлений, отношения между людьми и другие условия, формирующие жизненный фон, должны восприниматься человеком так же, как и большинством представителей общества. В этом случае человек может строить диалог с окружающими, ориентироваться в социуме и выстраивать свою жизнь.

Однако во всем, что касается его личных решений, человек должен сохранять независимость. Эти слои мышления располагаются несколько глубже — они связаны с базовыми понятиями взрослой мысли, но при этом могут иметь связь и с чисто детским эгоцентризмом, позволяющим сохранять уникальный взгляд на вещи. Переход детского эгоцентризма к взрослому мышлению не обязательно должен быть полным и безоговорочным — сохраняя свою индивидуальность, подросток может научиться противостоять манипуляциям внешнего мира.

Далее, рассматривая мышление с разных сторон, можно понять, что даже в зрелом возрасте основные процессы образования и развития мысли можно подчинить себе. Впрочем, для начала следует узнать, какие еще факторы помимо влияния общества могут формировать мышление человека.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я