Психология мышления

Лариса Александровна Милованова, 2023

Как появляются мысли? Кому они подчиняются? Может ли человек считать, что полностью контролирует свое мышление? Книга отвечает на эти вопросы. В ней также рассматривается процесс формирования мышления от самых истоков. Исследование затрагивает различные внешние манипуляции и внутренние факторы, влияющие на мысли и поступки человека. Читателю предлагается оценить сложность мышления и узнать, что нужно делать, чтобы научиться управлять этим процессом самостоятельно.

Оглавление

Глава 4. Разница в мышлении взрослых и детей

Чтобы понять, какой путь преодолевает человек, развивающий мышление, стоит сравнить способы, которыми пользуются взрослые и дети, стремящиеся самостоятельно мыслить. Словесный контакт между взрослыми и детьми образуется еще в первые годы жизни малышей — они начинают просить родителей о чем-либо, рассказывать о своих невзгодах, жаловаться, делиться своими впечатлениями. По своим способностям и интересам все дети очень разные, но взрослые, особенно родители и воспитатели, могут отлично понимать их речь. Это возможно за счет сходства мышления взрослых и детей. Если бы такого сходства не было, разговоры между поколениями не имели бы смысла.

Однако существуют и значительные различия, которые отличают способ мышления взрослого человека от хода мысли маленького ребенка. Они заключаются как в возрастных особенностях, так и в целом во взгляде на мир и происходящее вокруг.

Смысл комплексного мышления

Детям свойственно комплексное мышление, заключающееся в постоянных обобщениях и созданиях связей между предметами, в реальности не имеющими друг к другу отношения. Эта характеристика их мышления очень точно выражается в выборе слов, которыми они называют предметы.

Дети рано начинают говорить, и даже если используемые ими наборы звуков не соответствуют настоящим словам, они все равно прибегают к своим речевым навыкам, чтобы доносить свои мысли до взрослых. Так, ребенок может называть бутылочку с молоком любым набором звуков — к примеру, выбрав для этого «бу». Позднее, увидев воду в стакане, он может перенести это слово на новый предмет, определив связь между стаканом и бутылкой при помощи жидкости. Позднее словом «бу» ребенок может обозначить любой прозрачный предмет, поскольку ранее бутылочка и стакан имели то же самое свойство. Этот пример наглядно показывает, что ребенок мыслит комплексно, но при этом способ его мышления и интеллектуальной работы резко отличается от того, что свойственно взрослому человеку.

Объединяя слова и понятия, ребенок постепенно приходит к образцам, которыми мыслит взрослый. Расширяя словарный запас при помощи образования новых понятий, ребенок в последующие годы или даже месяцы начнет называть бутылочку, стакан и любой прозрачный предмет уже отдельными словами, однако даже в этом случае работа его разума не будет точно такой же, как у взрослого человека.

Мышление понятиями — как оно работает

Взрослый человек мыслит понятиями. В этом случае подразумевается, что для взрослых людей мир подчиняется строгим правилам, которые еще не известны ребенку. Пережив множество жизненных ситуаций, будучи вынужденным постоянно взаимодействовать с окружающим миром, взрослый человек полностью подчиняется известной системе слов, выражений и понятий. На это уходят годы усердной интеллектуальной работы, которые в итоге приводят каждого к полному пониманию мира.

Однако в этом кроется и ловушка — взрослый человек, привыкнув приспосабливаться к окружающему миру, постепенно перенимает не только основные понятия, связанные с предметами или общеизвестными явлениями. На мышление взрослого человека начинают влиять и более сложные порядки, связанные с понятиями счастья, добродетели, благосостояния. Подвергаясь постоянному влиянию окружения, взрослый может утратить способность выделять собственные понятия, как это делает ребенок — к зрелому возрасту многие люди просто копируют общепринятые представления, не задумываясь об их истинности.

Разница между способами мышления взрослых и детей

Таким образом, взрослый человек получает как преимущества, так и недостатки общего мышления по схеме готовых понятий. В мире взрослых людей каждое слово имеет отношение к конкретному предмету, наделенному множеством свойств. Именно так складываются основные понятия — например, если речь идет о понятии погоды, то подразумевается целый комплекс характеристик (температура, влажность, ветер). Такой подход делает речь более богатой, выразительной и пригодной для общения с другими — слова становятся более понятными и емкими. Мысли взрослого человека транслируются в этот мир через слова, имеющие объемный смысл.

Когда ребенок переходит от комплексного мышления к понятийному, он образует свои собственные понятия, которые порой имеют сильное сходство с теми, которыми пользуются взрослые. Например, некоторые слова, которыми пользуются взрослые и дети, указывают на одни и те же предметы, однако ребенок представляет их совершенно по-другому. Нередко дети указывают одним и тем же словом на обширную группу предметов, словно обобщая их — прибегая в этом случае к комплексному мышлению.

Поскольку в семье дети вынуждены постоянно взаимодействовать с окружающими, просить о чем-то или выслушивать замечания, для установления относительного понимания между ними и представителями старшего поколения образуются точки соприкосновения. Порой в этих точках понятия детей настолько приближаются к понятиям взрослых, что разница становится практически незаметной, однако она все еще присутствует.

Это происходит потому, что ребенок получает от взрослых готовую информацию, а затем обрабатывает ее собственными интеллектуальными средствами. В прошлом мы рассматривали период, когда ребенок беспрестанно задает вопросы, начинающиеся со слова «почему». Этот этап ярко демонстрирует, что ребенок не может самостоятельно прийти к некоторым заключениям и берет информацию у взрослых, как бы копируя их. При этом он продолжает работать с этой информацией по-своему, выстраивая собственные связи — как логические, так и ассоциативные.

Таким образом, мышление ребенка продолжает работать независимо. Иногда это приводит к конфликтам или непониманию — дети не могут понять вопросы, которые им задают, либо не могут дать конкретные ответы. По этой причине разница между мышлением взрослых и детей должна постепенно уменьшаться на протяжении всей жизни, и только в этом случае возможно гармоничное взросление человека.

Становясь старше, человек становится все более понятным для окружающих — он начинает мыслить так же, как и большинство. Общество влияет на человека, упрощая его жизнь с одной стороны, но делая его уязвимым с другой. Так проявляются недостатки мышления взрослого.

Слабости мышления взрослых людей

Поступая в детский сад, а затем и в школу, человек постепенно увеличивает количество социальных связей. В коллективе он должен находить общий язык с теми, кто его окружает — одноклассниками, сверстниками и друзьями. Кроме того, он должен подчиняться общей системе взглядов и ценностей, принятой в школе или другом учебном заведении. Однако еще сложнее находить способ общения с педагогом или наставником — человеком, от которого во многом зависит благополучие ребенка. Потерпев неудачу хотя бы в одном из этих направлений, человек сталкивается с целым набором неприятных последствий — он теряет друзей, не может найти место в социуме, лишается хороших оценок.

Давление внешнего мира нарастает, когда человек вступает в пору зрелости и начинает работать. Этот период ознаменовывается еще и появлением разных обязанностей — зачастую человек несет ответственность за своих собственных детей, а потому не может позволить себе отойти от рамок реального мира. Мышление взрослого человека постепенно утрачивает эгоцентризм, свойственный ребенку и встраивается в общую структуру, понятную множеству других людей.

Однако это также означает, что человек становится полностью открытым для манипуляций и влияния посторонних — будучи понятным и имея много общего с окружающими, каждый индивид может легко стать жертвой провокаций или запугивания. Такие слабости в мышлении взрослого могут и не проявиться, если в подростковом возрасте он сформирует собственный взгляд на вещи.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я