Стихи – это дети неба,наследники Любви и Добра.И если ты в мире Добра ещё не был,стихи проведут!Просыпайся! Пора!.. S…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Босоножка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
На сцене «Глобуса» «Ладья дураков»
Я вижу тень… Но чья она?
Я вижу Гамлет у обрыва!
Но всё ж спросила: «Сатана?»
— Решай сама, — сказал уныло.
— Ты здесь один? Как Арлекин!
В том мире ходят слухи,
Что ты дурак! Наш Хэллоуин21 —
Покинул ты от скуки.
Давно не виделись! Скажи,
Как там Офелия? Встречались?
Я мёда принесла, коржи,
Пекла в печи, тебе остались.
Любил её за всех мужей,
Любил, как Ангела, как Деву!
Ей нужен был герой! Персей22!
Она хотела яблок Евы!
Она хотела царство, трон,
За этот трон отца убили!
Не проведёт в Сады Харон23,
Без золотого! Дев учили!
А ты, как с Ангелом, святой!
Твоя Офелия — Красавица!
Не быть ей в «Глобусе» Ягой!
Не каждой с ролью этой справиться!
И ты Красавицу прости!
Одна в лесу, да на опушке!
Уж, лучше в склепе взаперти!
И я бы выбрала избушку.
И насадила б черепа,
И подняла бы легионы!
Надела б вретище попа,
Молила б Бога у иконы.
Да, устаревшие слова!
Сюжеты пьес все прахом крыты.
Неважно, трон иль булава!
Мы должники царя Аида24!
А как Гертруда? К ней ходил?
Хоть, на могилу? Мать любила!
Не смог! Ты башмаки купил!
Ты не прошёл Суд Михаила!
Так ты бы мстил! — как сыновья,
И стал бы королём державы.
Герой Саксона25, вот судья!
Он отомстил! Там миф кровавый!
Он у печи, как ты сидел,
И наблюдал закат планеты.
Душой, как ты, он не болел!
Он с девой на престол воссел,
Шуты писали их портреты.
А ты, как друг мой Диоген26!
(Все «делом» заняты на пире!)
Твой тёзка сжёг и гобелен!
Был арлекин, стал княжить в мире!
Он победил, знать был умней!
Ты другом был, а стал предатель!
Тот слуг казнил! А ты друзей!
Как говорит о том читатель!
Ты выяснял: а как же долг?
Где правда, честь и слово веры?
И стал на мир душой ты зол!
Ты знал, что нету полумеры!
Кто виноват: актёры? Бог?
Как-то спросил меня Гораций27.
Мы часто ходим вдоль дорог,
Мне говорят, глюк медитаций!
Жаль не осыпал Бог золой!
Когда бежала тёмным лесом.
Тебе ль не знать! Мне б стать Ягой!
Но продают мне роль Принцессы.
А здесь у Речки благодать…
Наши моря не утихают!
Я стала, Гамлет, понимать,
И твой уход не так пугает.
Ты заболел! А как же жить?!
Врага убить? Простить? Жениться?
Иль дураком побыть? Не быть?
Наш мир не нов! Пора смириться!
И Бога сын28 здесь воем выл!
Все хоровод вокруг водили,
Козлы, послы… Ну, ты там был!
Но нам вино пить запретили!
У «мудрых» сердце не болит,
Была бы золотой кормушка.
На грани двух миров гостит —
Только Дурак! И тот Петрушка!
Бросает злато он в огонь,
Играет в «жмурки» он с царями.
А свадьба, смерть! Была б гармонь!
Да, скучно быть здесь дураками!
А мог бы шапку он сменить,
Но задаётся он вопросом:
Так быть иль всё-таки не быть?
А может, стать царём белёсым?
Идём мы все одним мостом,
Пустыней, тёмным лесом…
Ты знаешь, кто прошёл тайком?
Да мимо Сфинкса, сквозь завесу?!
Только Иван наш, он Дурак!
Отгадку мира точно знает.
Наш Красно-Солнышко — колпак,
На злато шапку не меняет!
Саксона Гамлет, тот не знал!
Он не читал Шекспира пьесу.
А хочешь, мы пойдём на бал?
Я покажу тебе Принцессу!
Посмотришь, как наш мир горит,
А я в стороночке присяду,
Проверю я — душа болит?
А если нет, так дай мне яда!
Разорван был мир кораблей,
На сцене мира не скучают!
Маски актёров прошлых дней…
Не видно кто в тени зевает.
Среди актёров он чужак,
Он знает силу ритуалов!
Мудрец их учит, седой маг,
Тебе ль не знать всех театралов!
Так что же, Гамлет? Быть иль нет?
Душа не даст просчёт в ответе!
Но заругает худсовет,
За перекос такой в сюжете!
Убить врага! Кинжал в живот!
А если в рай пойдёт с погоста?!
Можно, казнить! Есть эшафот!
Убить актёра — это просто!
Арена «Глобуса» царей —
Круг Колизея, Рима сцена!
Сократ сбежал бы, будь мудрей!
Эсхил прикрыл бы гобеленом!
Как ты дурак! Что грек тот знал?!
Был частым гостем у гетеры,
Он без меча мир обнажал!
А мог бы стать в Афинах мэром!
В поджоге дома обвинён!
Ох, не любил клопов наш гений!
Мотив был в пьесе подменён:
Дурак и есть суть воскресение!
Ты сразу понял, замкнут круг!
Закон царит, грех правит миром.
Порфира иль шута сюртук…
Не оценили твой недуг,
Ты проклят был самим Шекспиром!
Саксон был щедр! Он пожалел,
И сделал дурака — героем!
Отмыл и плащ царя надел,
А ты вошёл в века изгоем.
Покинул ты Ладью шутов29,
И сел у сцены на пенёчке.
Ты осудил! Кто ты таков?!
И нажил в «Глобусе» врагов,
В терновом ходишь ты веночке!
Ты не дурак! Антигерой!
И вот, сидишь ты у обрыва!
И всё равно душой больной,
Душе одной и здесь тоскливо!
Ты стал калекой! Значит, миф!
Шекспир велик! Он это понял.
Поставил он на пьесе глиф,
И Бог, жалея, тебя обнял!
Не разгадать, не снять печать,
Мы на арене, Гамлет, Рима!
А ты сбежал! А нам играть!
Смогла бы я накинуть схиму30!
И в путь — полями… васильки,
И рядом друг одной судьбою!
Да, Гамлет, это дураки!
Им не найти в пути покоя.
Ты не дурак! Антигерой!
Был бы дурак, давно женился!
А был бы в шапке, стал Ягой!
Был бы монах, в тиши молился!
У всех есть «дело», жизни цель!
«Трудами мира», друг мой, дышим.
Надежда греет Цитадель!
Об этом наши пьесы пишем.
А Дураки идут на Пир,
Сам Бог им открывает двери!
Излом времён: война и мир,
Там пили Пушкин и Шекспир!
Но кто из зрителей поверил?!
А ты, мой друг, когда там пил,
Вопрос свой задал Богу?
Что говорит Эммануил31?
Иль это тайна диалога?
Что делать бедным дуракам?
Простая роль иль золотая?
Совет дай авторам всех драм,
Как выбирать в игре героя?
Розы принцессы? Васильки?
Хрустальный гроб? Избушка Леса?
Кариатиды32 иль пеньки?
Дай мне совет какой для пьесы!
А если нет, я буду ждать,
Когда придёт Бродяга в «Глобус»,
Мы будем роли все играть,
И он оценит жизни опус33. S…
18/19.02.2021
****************************************
«ОН и ОНА»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Босоножка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
21
Хеллоуин — праздник, корни которого уходят к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии. Современный Хэллоуин — это видоизменённый праздник кельтов под названием Самайн, который знаменовал собой окончание уборки урожая. Смена светлой и темной частей года. Главная традиция Самайна — общение с усопшими родственниками, отсюда и второе название Самайна — «праздник мёртвых». Схожий праздник был и у славян — Ночь Велеса. В этот день Белобог передает Годовое Колесо Чернобогу, а врата между Явью и Навью открыты, пока не пропоют первые петухи. При принятии христианства Самайн трансформировался в День всех святых, а следующий за ним день стал — Днём поминовения.
22
Персей — герой др.-греч. мифологии, победивший чудовище горгону Медузу и спасший Андромеду, дочь царя, которую принесли в жертву морскому чудовищу, приковав цепями к утёсу.
23
Харон — в мифологии греков — перевозчик умерших душ через р. Ахерон (или Стикс) в подземное царство. Не все тени покойных удостаивались перевозки через границу между мирами. За перевозку Харон брал плату — золотую монетку. Монету перед захоронением клали под язык или за щёку.
25
Саксон Грамматик — датский летописец (1140 — 1216гг), написавший исторический эпос «Деяния Данов», в 2х томах, 16 книгах, где изложил древние саги, опираясь на устные эпические традиции данов и литературный труд готского историка «Иордан» VI века н.э. Один из мотивов был использован Шекспиром для создания трагедии «Гамлет».
26
Диоген Синопский, др. греч. философ, 412 — 323гг. до н.э. В своём учении пропагандировал аскетизм — отказ от земных благ, независимость и самодостаточность. Чувство зависимости от внешних обстоятельств рассматривал, как удел раба. Жил в пифосе (большой керамический сосуд для хранения вина или зерна). Отвергал понятие брака, отечества и ввёл понятие «космополит», презирал условности. История, имеющая отношение к данному произведению: когда афиняне готовились в войне с Филиппом Македонским и в городе царила суета и паника, Диоген стал катать по улицам туда-сюда свою глиняную бочку, в которой жил. На вопрос — для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты «делом», потому и мне нехорошо бездельничать».
27
Квинт Гораций, 65-8гг до н.э. — древнерим. поэт «золотого века» римской литературы. Особое место в творчестве поэта занимают «Оды». Ода «Памятник» имела бесчисленное число подражателей. В ней Гораций сулит себе бессмертие. Считается, что А. Пушкин взял основные идеи из од Горация при написании своего стихотворения «Памятник»: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
28
сын бога — зд, взят образ Диониса, сына Зевса, имеющий много эпитетов, в том числе и «Дионис-в-Древе», где Древо есть образ Мирового Древа, оси мира. Образ умирающего и воскресающего бога (культ Осириса в Др. Египте), имеющего отношение к смерти и царству мёртвых. Согласно мифу, он спускался в Аид, откуда вывел свою смертную мать. Также образ Диониса связан с водной стихией, с предвечными водами, как месте обитания бога. В одном варианте мифологемы сказано, что Дионис-младенец пристал к берегу в сундуке вместе со своей мертвой матерью. Связь с водой указывает здесь на состояние «ещё неотделанности» от небытия.
29
Ладья дураков — «Корабль дураков», С. Брант, нем. сатирик, 1458-1521гг
«В ночь и тьму мир погружён,
Отвергнут богом,
Кишат глупцы по дорогам.
Жить дураками им не стыдно,
Но узнанными быть обидно».
«Корабль дураков», Иер. Босх, нидерландский живописец, 1450-1516гг. Это одна из наиболее известных его картин.
30
схима — клятва, обет православных монахов соблюдать строгие аскетические правила поведения. Схимой также называют монашеское облачение.
31
Эммануил — имя библейского происхождения «с нами Бог». В христианстве оно является другим именем Иисуса Христа, озвученным ветхозаветным пророком Исаией.
32
кариатида — статуя, изображающая женскую фигуру в качестве опоры арки или иной конструкции, заменяющая собой колонну или пилон. В др.-греч. мифологии Кариатида (Каштановая) — это эпитет богини охоты Артемиды. На ее празднике женщины с корзинами плодов на головах исполняли «танец кариатид». И только позднее кариатидами стали называть скульптурные изображения женщин — танцовщиц или жриц — в качестве элемента ордерной архитектуры.