Книга, которую написала няня

Лана Верджине, 2023

Моя книга не о том, как попы подтирают и памперсы меняют. В своей книге я рассказываю о нас с вами, о наших детях, об испытаниях, которые нам преподносит жизнь, и не только. «Не только» может шокировать, в книге много мистики, но все события реальная правда жизни, и у каждого из нас она своя. Книга неординарная, на ее страницах я делюсь событиями, которых в вашей жизни, возможно, не было и никогда не будет. Но, у вас будут другие. Хочу предложить посмотреть на то, что, с нами происходит немного под другим ракурсом. Я покажу вам те, стороны жизни, в которые вы никогда не заглядывали, и в которые судьба вас, скорее всего, не заносила. Немного раскрою тайны бытия, не всем ведомые. И расскажу, почему точно знаю о том, что каждому из нас уже заранее предписано, куда завтра пойдем и с кем встретимся.Книга добрая, поучительная и совсем не скучная, улыбок и позитива в ней предостаточно. Я болею душой как за детей, так и за нас, за родителей. Я хочу помочь всем нам стать чуточку лучше.

Оглавление

Мое первое знакомство с Максимкой и его мамой

Первые полгода моего пребывания в этой семье я нередко получала удары от четырехлетнего Максимки, и в живот, и в голову, в грудь — куда придется. Удары были целенаправленными и наносились со всей злостью. В семье доставалось всем, но если родители могли какими-то способами приостановить такое безобразное поведение своего ребенка, хотя, честно скажу, им это тоже плохо удавалось, то мне по статусу было не положено делать то, на что имели право родители. Приходилось находить другие пути решения проблемы. Через год, когда удары уже окончательно поутихли, я все же сделала для успокоения души и мрт, и узи. Крепким здоровьем и без того не похвастаться.

Когда в первый день пришла в эту семью для знакомства, обстановка поначалу показалась мне комфортной. К сожалению, ощущение это оказалось обманчивым, и его как метлой смело уже по окончании часа общения с членами семьи. С мамой Максимки беседа шла, как мне казалось, достаточно открыто. Она была улыбчива и позитивна. Правда, зачем-то настоятельно просила охарактеризовать себя с помощью части речи «прилагательное». Я применила к себе два прилагательных — «добрая» и «строгая» и решила, что достаточно. Но она сказала: «Надо еще». И поскольку уже пошло давление на мою сознательность, пришлось перечислить еще пяток. После нашего не слишком продолжительного общения она пригласила на кухню и Максимку. Она задавала ему разные вопросы, пытаясь завязать с ним разговор, чтобы он немного раскрылся, и тем самым показать мне, что из себя представляет ее ребенок.

При первом знакомстве с семьей не всегда сразу вступаю в диалог с их детьми, смотрю по тому, как складывается ситуация. Один ребенок открыто идет на контакт, проявляя инициативу в общении, другой будет настороженно смотреть в твою сторону и прятаться за маму, третий может открыто тебя игнорировать, ревностно реагируя на то, что внимание с него переключилось на пришедшего к ним в дом нового человека. А бывает, что приходится делать вид, будто и не обращаешь никакого внимания на ребенка, потому что есть дети, которым не нравится, когда новый взрослый при первом знакомстве сразу же начинает навязывать свое общение.

Так вот, как только Максимка появился на кухне и как только мама начала с ним разговаривать, он тут же опустил голову и начал ходить кругами по кухне. Разговорить его не получалось никак. Непроизвольно обратилось внимание на то, что интонация мамы, с которой она к нему обращалась, похоже, ребенку не очень нравилась. И разговаривала она вроде бы по-доброму и улыбалась при этом, но проскальзывала какая-то холодная нотка легкого пренебрежения, которая как бы подчеркивала её превосходство над ситуацией. Максимка тем временем продолжал накручивать круги и не мог при этом ни слова вымолвить из себя. После каждой фразы, сказанной мамой, напряжение его только нарастало. Мама, уже понимая, что ребенок не желает идти на общение, становилась еще более раздражительной: интонация ее голоса менялась, она переходила на повышенные тона, и ее обращения становились все более категоричными. Видя, что ребенок не может остановиться и, не поднимая головы, продолжает накручивать круги еще более нервно, я почувствовала неладное. И, когда он уже совсем перестал отвечать на вопросы, как будто войдя в ступор, у меня возникло желание подойти к нему, взять за ручки, сказать что-нибудь доброе, обнять, отвлечь от происходящего и, конечно же, переключить его внимание на другое. В моей голове мелькнула мысль, что сейчас мама так, наверное, и поступит, видя, что происходит с ее ребенком. Но в результате уже через десять минут такого их общения у мальчика началась истерика, что-то вдруг пошло не так. Тогда она выпроводила его из кухни и закрыла за ним дверь. Но не тут-то было, этот жест мамы ему не понравился, он снова и снова с криками пытался ворваться на кухню, стуча в дверь ногами и руками. Крики разносились по всему дому, лицо ребенка принимало бордово-синие оттенки, мама раз за разом оттаскивала его от кухни в детскую, а там потом началось страшное — истерику в том виде, в котором она выражалась у этого мальчика, я, пожалуй, увидела впервые.

Не думала, что смогу остановить свой выбор на этой семье, но очень меня устраивал график посещения: три дня в неделю я должна была посещать Максимку, два дня на неделе — другую семью, где восьмимесячный Дениска. Так начались мои дни на успокоительных. Я терпела от этого ребенка все и даже больше, чем может вытерпеть посторонний человек. И, конечно, проще было уйти. Договориться с ним было невозможно ни о чем, настроение его менялось каждые пять минут, и раздражался он абсолютно от всего. В истериках он кидался на пол, бился головой о пол и стены, доводя себя криками и визгами до посинения и полного изнеможения. Повторялось такое часто. Зрелище страшное и непривычное. Показатели моего давления с каждым разом поднимались все выше, и моя нервная система не была готова к подобным испытаниям. Мама Максимки почти каждый день принимала успокоительные капли и все ждала, что в любой момент ее заберут на скорой помощи с инсультом или инфарктом, она сказала мне однажды: «Хорошо, что вы рядом, в случае чего».

Конечно же, родители были обеспокоены таким поведением ребенка и пару раз возили его к психологу. Психолог, пообщавшись с Максимкой, сказал, что мальчик умный и ничего такого, за что можно сильно переживать, он не наблюдает, с ребенком все в порядке. Но пару рекомендаций маме все же дал, учитывая ее рассказы про поведение Максимки, которое вызывает у нее уж слишком сильное беспокойство.

Я находилась в замешательстве — уходить из этой семьи или оставаться? Поразмыслив, решила не паниковать, не метаться, а успокоиться, все взвесить и немного подождать с принятием окончательного решения. Я прекрасно знала, что сложных детей много, пусть не до такой степени, конечно, но и переходить из одной семьи в другую — это не решение вопроса, да и надоело уже. Так как и предыдущая семья, в которой была озлобленная девочка, которая постоянно била своего брата, однажды даже пыталась задушить его в очередном приступе гнева, искренне желая ему смерти, и их мама, ничуть не печалившаяся о скорой кончине бабушки детей, которая растила их долгое время одна (ведь, наконец, появлялась возможность решить жилищные проблемы) — тоже не отличалась положительными моментами.

Спустя время как-то неожиданно для себя вдруг поняла, что Максимке надо помочь и облегчить тем самым себе пребывание в этой семье. Решение немного эгоистичное, но одновременно и благое. Как говорят, не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней. Но то, что моя помощь нужна этому ребенку, и в большей степени именно ребенку, а не его маме, так как наконец поняла причину конфликтов в их взаимоотношениях, — я не сомневалась.

Конечно, Максимка меня испытывал, конечно, как делает большинство детей, он проверял меня на прочность, прощупывал, где, когда и как можно мной управлять и мной манипулировать. Но и Максимку, и его маму я в результате предупредила, что, если он будет продолжать распускать руки, то терпеть такого поведения я больше не стану и буду давать ему сдачу. И за каждый нанесенный мне удар я буду шлепать его по рукам. Сказала я им об этом своем принятом решении, правда, только спустя несколько месяцев моего посещения их семьи, а за это время мне было нанесено уже немалое количество ударов. Когда я озвучила это свое решение, мама Максимки промолчала, но по ее лицу было видно, что она в замешательстве от мною сказанного. Сама она могла позволить себе такое, да и много большее, ну а тут вдруг — как так, кто-то будет давать ее ребенку сдачу.

С тех пор, как только Максимка меня ударял, я шлепала его по рукам, давая понять, что я не «груша» для битья и терпеть такой вседозволенности с его стороны более не собираюсь. «Если стукнешь, то обязательно получишь сдачу», — не раз говорила я ему. Мои предупреждения, увещевания, разговоры и попытки объяснить на протяжении нескольких месяцев, что «распускать руки» плохо и что делать этого нельзя — результатов не приносили. Впрочем, если у родителей не получалось, то я уж совсем была на новенького.

Опишу мое первоначальное видение ситуации в отношениях между Максимкой и мамой. Как мне казалось, Максимке нравилось всех доводить, порой он умышленно создавал конфликтные ситуации, накаляя обстановку до самого предела, а в результате чего уже и сам был не рад происходящему. Мама, доведенная до очередного нервного срыва, как обычно вышвыривала его в детскую комнату, где он визжал до изнеможения и, как всегда, бился в истерике на полу, а потом, посинев и задыхаясь, начинал кричать: «Я не могу успокоиться, помогите мне, я не могу успокоиться!»

Но тем не менее это повторялось с постоянной периодичностью. Почему такое происходило, некоторое время я не понимала, но похоже было на протест. Максимка — умный мальчик, в свои четыре года он умеет считать до ста и в обратном порядке, размышляет по-взрослому, рассудительно, его увлекают шахматы, по всему видно, что у него математический склад ума. Разрабатывает четкую стратегию в играх, продумывая расстановку армии и бронетехники при подготовке к игре в войнушку, а также устраивая гонки с препятствиями играя с машинками. Он рассчитывает каждое свое действие. И, если вдруг случалось так, что какой-то предмет его игры, пусть даже уже завершенной, был кем-то случайно сдвинут с места, это вызывало истерику. Математический склад ума, может, вовсе и ни при чем, тут, скорее, все дело в тонкой психической организации, но терминами разбрасываться не буду, я не психолог.

Когда в комнату к нему заходит мама и говорит, что пора мыть руки и идти обедать, то у него начинается протест, он не может этого сделать, так как нарушается внутреннее расписание его действий. Конечно, нельзя ребенка вот так сразу отрывать от того дела, которым он занят, и, надо сказать, мама относилась к этому с пониманием и всегда старалась давать ему время на завершение игры, но и это не помогало. Закончив одну игру, он приступал к другой, открыто игнорируя все последующие мамины просьбы. Объяснения со стороны мамы, почему необходимо своевременно сделать то или иное дело, тоже не помогали. В результате мама срывалась на крик и все шло по обычному сценарию, с истериками и скандалом.

С мамой Максимки мы нечасто находились подолгу в течение дня: я приезжала — она собиралась и уезжала, а могла и на пороге уже стоять, ждать меня. Она не работала, поэтому, бывало, что с моим приходом оставалась и дома, когда неважно себя чувствовала или отсутствовали дела вне дома. И, чем чаще я находилась с ней в контакте и чем больше могла наблюдать за ее отношением к Максимке и за ее манерой общения с ним, тем отчетливее начинала понимать, в чем заключалась проблема их взаимоотношений.

Максим копировал маму, ее манеру поведения и общения, но выражал это по-своему, под своим детским ракурсом. У мамы не получалось ровного и спокойного общения ни с Максимкой, ни с Сашей. А если и случалось, то было, как правило, непродолжительным, в какой-то момент все плавно переходило в возмущение и крик. Минут пять она может обнимать и целовать Максимку, но спустя еще пару минут, если он вдруг начинал делать что-то, что не нравилось маме, идиллия заканчивалась, она тут же срывалась на крик, а в результате опять скандал и истерика у ребенка. И так шло по кругу: она его целовала, обнимала, потом он делал что-то не так, а «не так» в понимании мамы — это или на кровати начал прыгать, или не шел ужинать в положенное время, или чесал пятку чистыми руками через грязный носок на ноге, ну и так далее; мама начинала ругаться на Максимку, он не слушался, мама еще более переходила на крик, он впадал в истерику, швырял на пол все, что попадалось ему под руку, потом она оттаскивала его в детскую комнату, пытаясь закрыть за ним дверь, что вызывало у ребенка еще больший гнев… а через какое-то время она опять принималась его жалеть, потому что у нее возникало чувство вины перед ним. Она его жалела, он же на радостях опять что-то делал не так (носился по комнате или начинал дурачиться) — и так по кругу: замечания мамы, ее разгневанный крик, истерика у Максимки… Вот приблизительная картина происходящего.

Максимке продолжали приносить подарки, так как он обещал, что будет хорошо себя вести, но хорошо он себя не вел. Ему вновь и вновь покупались подарки, и он опять обещал вести себя хорошо, и так продолжалось, и продолжалось. Подарки были хоть и недорогие — преимущественно те самые, которые иногда покупаются родителями во время похода в супермаркет за продуктами, но тем не менее они были. И подороже были, конечно. Мама чувствовала себя виноватой, нервы ее были расшатаны, она «вспыхивала» по каждому пустяку, кричала, но потом обязательно следовали «обнимашки», «целовашки», ну и подарки.

Спустя, наверное, только месяца четыре, как мы с Максимкой вместе, истерики его пошли на убыль, но полностью они, конечно, не исчезли, да и результаты желанные, мной запланированные появились далеко не сразу. Путь пришлось пройти — не выразить словами, какой нелегкий.

Как-то в очередной раз, когда Максимка устроил мне свой «театр со скандалом», я предупредила его, что сейчас придет мама, попросит меня рассказать о том, как он вел себя и будет очень недовольна, услышав о происходящем. Тогда он засмеялся и сказал:

— Да мама все равно простит и все равно потом купит мне игрушку или даст сладости. Мама сделает так, как я захочу. А как я захочу, так и будет.

Мне очень не понравились его смех и его ухмылка, с которыми он произносил эти слова. Да и сказано было так дерзко, да с такой взрослой наглостью и самоуверенностью, что по интонации его голоса мне даже показалось, что говорит не он, а кто-то другой, находящийся одновременно в этом ребенке. Уж слишком не совпадало то, что я перед собой видела, — такого маленького человечка, с тем, как это было озвучено, — нагло и дерзко. Мне даже не по себе стало. Но теперь я знала, насколько наглыми и расчетливыми могут быть дети уже в свои четыре года. И больше скажу — спустя пару лет, посещая очередную семью, я поняла, что такими дети могут быть, еще даже и не достигнув четырех лет. И кто же их такими делает?

Если Максимку будут продолжать воспитывать в том же духе, то результаты будут печальными. Мамой он манипулирует полностью. Крики ее, истерики все равно заканчиваются рано или поздно тем, что она его обнимет, поцелует и даст что-нибудь вкусненькое, так как она чувствует себя виноватой за то, что кричала на него, шлепала и вышвыривала в детскую при очередном скандале.

Я старалась как можно реже жаловаться маме на поведение Максимки: иногда делала это в его присутствии, иногда без него — в зависимости от ситуации. Наладить контакт с ним у меня получалось, и определенного взаимопонимания мы достигли. И действительно, все чаще уже бывали дни, когда особо и жаловаться-то было не на что. Но как-то не выдержала, так как у него пошла новая волна оскорблений, унижений и указаний. Причем, произносилось все это по-хамски и с чувством безнаказанности. Я рассказала о сложившейся ситуации его маме, на что она мне с улыбкой ответила:

— Мне как-то делали гороскоп на Максимку, он же у нас в прошлой жизни был не то повелителем, не то главнокомандующим, подробностей не припомню. Вот мания величия и командный тон так до сих пор и текут по крови его и по нынешнее время проявляются.

Сказано это было с ироничной улыбкой на лице — в присутствии ребенка. Таким образом, и хамское поведение и оскорбления в адрес взрослого человека были оправданы. Ну и после сказанного в присутствии Максимки нам всем потом еще долгое время пришлось бороться с его манией величия, и в первую очередь, самим родителям — что порождали, то и получали.

Когда пришла в эту семью, очень резало слух, что все члены семьи постоянно говорили Максимке о том, что он очень умный, что он самый умный. Да, конечно, детям надо об этом говорить — в меру. Но в данной ситуации это выглядело так, что Максимка самый умный, что как бы само собой подразумевало, что все вокруг совсем не такие умные. Он постоянно повторял, что он самый умный, и каждый раз ждал от меня подтверждения своим словам. Я старалась отвечать корректно и подводила своими ответами к тому, что в его семье все умные, поэтому и он тоже умный.

— И я умная, — говорила я ему. — И твои близкие: мама, папа, брат — тоже умные, но мы же не подходим ко всем и каждому и не говорим, и не рассказываем о том, какие мы умные и что мы самые умные.

Хотела дать понять Максимке, что быть умным — это нормально и что это не повод для хвастовства. Доходило до того, что каждый раз, когда мы приходили то на одну, то на другую детскую площадку, Максимка подходил к сидящим на скамейках людям, дети которых играли на этих самых площадках, и говорил им:

— А вы знаете, я очень умный! Мне все говорят, что я самый умный!

Некоторые не сразу находили, что ответить внезапно подошедшему к ним с такой репликой ребенку. Тогда он тут же абсолютно самоуверенно продолжал:

— А почему вы молчите, ничего мне не отвечаете?

Некоторые отвечали:

— Мальчик, иди-ка ты лучше играй.

Некоторые искоса поглядывали на меня — нетрудно было догадаться, о чем они думали. Другие, ничего не отвечая ребенку, опускали глаза в свои смартфоны, делая вид, что они очень заняты. Ну и, конечно, Максимка не упускал случая говорить каждому ребенку на детской площадке о том, что он самый умный.

Как-то мы все вместе оказались на кухне: Максимка, его старший брат Саша, их мама и я. Папа отдыхал в другой комнате. Максимка, выбрав момент, вдруг внезапно громко, обращаясь при всех именно ко мне, спросил:

— Скажите, а я самый умный?

Немного растерявшись от такой внезапной смены общей темы разговора, я начала ему отвечать:

— Максимка, ну, понимаешь…

Видя, что я замешкалась, он твердым голосом, громко и очень уверенно снова повторил свой вопрос, окинув всех присутствующих при этом хитрым улыбающимся взглядом:

— Нет, вы скажите, да или нет, я самый умный?

В воздухе повисло легкое напряжение: и мама, и Саша, кажется, тоже не были готовы к такому резкому отклонению от общей темы разговора. Быстро сориентировавшись и поняв намерения Максимки, я ответила ему уже более уверенно:

— Максим, здесь, на кухне, присутствует твоя мама — она умная. Здесь твой брат, он тоже умный, папа в соседней комнате — и он умный. И ты, конечно же, умный. Но я не могу сказать, что ты умнее всех, так как люди, которые окружают тебя сейчас, все старше по возрасту и, соответственно, опытнее и умнее тебя. И пойми, подходить ко всем и говорить, что ты самый умный — это неправильно. Воспитанные дети так не должны делать, и уж тем более умные дети так делать не должны.

И ведь не просто так он обратился именно ко мне, а не к маме или брату. Он хотел проверить меня: осмелюсь ли я сказать при его маме то, что говорю ему в нашей личной беседе. А говорила я ему все то же самое. Он никак не мог смириться с тем, что все в его семье восхищаются им, постоянно повторяя, что он самый умный, а вот няня говорит, что он просто умный — и при этом без всякого восхищения. Он был уверен, что в присутствии членов его семьи я обязательно скажу, что, конечно, он самый умный. Он не ожидал, что я отвечу не так, как хотелось ему услышать, и, убедившись, что врасплох меня не застать и что у меня есть свое твердое мнение, независимое от мнения его семьи, не достигнув поставленной цели, молча ретировался в свою комнату. На момент происходящего ему было неполных пять лет.

Вот так дети манипулируют, прощупывают и проверяют тебя на то, какая ты личность. А от этого напрямую будет зависеть и форма вашего дальнейшего общения. Если удалось завоевать уважение ребенка, то дружба и более-менее хорошее поведение с его стороны будут вам обеспечены, если нет — все будет намного сложнее. Мы с Максимкой потом не раз еще проговаривали тему «умников»: я приводила ему различные примеры, как достойно вести себя в обществе, что красиво, а что не очень красиво в поведении людей. Постепенно он все осознавал и принимал, и я была этому очень рада.

Саша — старший брат Максимки, с чрезмерным постоянством, при любой возможности, когда надо и не надо, говорил младшему брату:

— Ну ты красавчик!

Да и не только он, мама с папой тоже постоянно говорили ему об этом. Они, может, и не замечали того, как часто говорили, но, в моем понимании, это было чрезмерно. Ну, думаю, опять на детских площадках перед людьми краснеть придется, раньше ходил, не пропуская ни одной лавочки, говорил всем, какой он умный, теперь может начаться другая история: будет ходить и говорить всем, что он красавчик.

— Саша, — обращаюсь к нему, — ты не задумывался над тем, что называть мальчика, будущего мужчину, красавчиком, ну, как-то не совсем правильно, причем так часто — изо дня в день, да еще по несколько раз за день? Это не лучшим образом может отразиться на его характере и на его поведении, может и не вырасти потом из такого мальчика настоящий мужчина. Девочке допустимо говорить, что она красавица, правда, тоже меру знать надо, но, когда в адрес мальчика регулярно слышишь такое обращение или похвалу, слух очень режет. Мама с Максимкой находились рядом при нашем разговоре с Сашей, а мне этого и надо было.

А потом встречаешь на своем пути таких вот подросших «красавчиков», у которых ничего мужского и не остается. Скоро нас, женщин, и защищать будет некому, одни «красавчики» с пучками и с заколками на голове и с задранным носом от своей красоты вокруг ходить будут. Есть же ведь более правильные и достойные слова для похвалы мальчика или мужчины. Это сугубо лично мое мнение. Принимать его или не принимать — дело каждого.

Возвращаясь к вопросу, как отражались на состоянии Максимки его конфликты с мамой и чем все обычно заканчивалось, скажу, что покоя от этого мне не было ни днем ни ночью. Я постоянно прокручивала в мыслях каждый их конфликт. Невыносимо было наблюдать, как мама сама порождает такое нервное поведение ребенка, разрушая тем самым его детскую психику. Она и ребенка изводит, и сама себя изводит, и вся семья на взводе. И мне все это уже тоже порядком надоело. Эта негативная обстановка не лучшим образом отражалась и на моей нервной системе, и на моем образе жизни.

Наталья, мама мальчиков, — человек неуравновешенный, с резкими перепадами настроения: то улыбается, разговаривая мягко и приглушенно, то тут же на крик срывается. А через несколько минут — все по кругу.

Как-то я стояла в коридоре уже одетая для прогулки и ждала Максимку, когда он выйдет из своей комнаты. Наталья стояла рядом со мной и ждала старшего сына. Мы с Максимкой должны были идти гулять, а Саша с мамой — ехать на тренировку. И вдруг, внезапно, как она крикнет изо всех сил своим командным голосом в адрес Саши:

— Ты что там копаешься так долго, сколько тебя еще можно ждать? Быстро выходи из комнаты, мы уже опаздываем!

Я чуть не подскочила на месте от испуга и от неожиданности: в коридоре мы стояли рядом друг с другом, и она крикнула мне почти в ухо. Я бы никогда не позволила себе подобной выходки в присутствии другого человека. Но маме Максимки просто необходимо при любом удобном случае еще раз всем напомнить, кто главный в этом доме. А потом родители удивляются, откуда у детей их начинают появляться первые признаки заикания.

Вот так порой мы ведем себя. И если вникать в суть проблемы, то способствовать такому нашему безудержному поведению могут разные причины, которые, впрочем, никоим образом нас не оправдывают. Многие мамы таким образом показывают, кто в доме главный, что власть в семье в ее руках и все должны подчиняться ей. В случае с семьей Максимки, мама их, как мне казалось, вела себя так только по отношению к сыновьям. С мужем ничего подобного она себе не позволяла, даже повышенных тонов в его адрес не наблюдалось, по крайней мере, в моем присутствии за все три года нашего с ними сотрудничества.

Подобное поведение женщины также могут провоцировать и проблемы со здоровьем. Такую нервозность могут порождать, например, нарушения в работе щитовидной железы, что действительно оборачивается проблемой для женщины, сама сталкивалась, знаю: безумная раздражительность, гнев, слезы, непонятные метания. Сама измучена таким состоянием, и твои близкие страдают. Жить с этим тяжело — и морально, и психологически. Не хотелось уж все сваливать на характер, понимала, что наверняка есть и какие-то другие причины, которые так усугубляют состояние. Следите за своим здоровьем, не запускайте себя. Но бывает, что никаких гормональных проблем и нет и нужно просто научиться справляться с симптомами, которые сопровождают нас, женщин из месяца в месяц: одни справляются с этим глотая обезболивающие таблетки скрючившись лежа на диване; другие — только благодаря службе скорой медицинской помощи и обезболивающего укола: кто-то готовит себя заранее к этим дням, начиная пропивать успокоительные капли за несколько дней до их прихода; ну а кому-то и вовсе все это чуждо.

Резкие перепады настроения и нервные срывы в общении со своими близкими рано или поздно появляются у женщин, которые в своем желании быть везде и во всем «правильными» мамами порой доходят до фанатизма. Они стараются делать все безукоризненно, строго по расписанию, и все свое время полностью посвящают детям и мужу, совершенно забывая про себя. У них нет никаких увлечений, хобби, любимого дела, которому они посвящали бы хоть немного времени и которое приносило бы им позитивный настрой и радость. Вот и накапливается: «Один спасибо не сказал, другой спасибо не сказал — неблагодарные, а я из кожи вон лезу для них… и понеслось».

Проблемы личного характера в отношениях с мужьями — тоже одна из причин такого поведения женщин. Все отражается на наших детях. Но есть и много других разных мам. Есть мамы, которыми восхищаешься: как-то у них так получается — и ей хорошо, и всем хорошо, и без особых скандалов в семье обходится. Радуешься за них, учишься у них. И понимаешь, что решают они все семейные вопросы непременно с уважением друг к другу, на равных, по-партнерски. Они договариваются и между собой, и с детьми без криков и ругани. Не помогают крики и скандалы разрешить проблемы — не помогают, только усугубляют! Хоть головой бейся об стену, кричи, ругайся — никто тебя не услышит. Только раздражение и отторжение будешь вызывать у близких тебе людей. Да, без ссор и без повышенных тонов, конечно, не обойтись, но крикам и скандалам лучше не давать воли хотя бы в присутствии детей.

***

В моей практике прослеживается такая тенденция: если в семье при наличии отца воспитание сына в свои руки берет мать, то ничего хорошего из этого не получается. Мамы делают замечания мужьям, если они вдруг чуть повысят голос на маленького сына. Если папа сочтет нужным сделать строгое замечание своему сыну, мама тут же сделает замечание мужу, убеждая его, что ребенок еще слишком маленький и не надо быть к нему таким строгим. У ребенка изо дня в день есть достаточно времени, чтобы оценить ситуацию и расставить приоритеты. Результаты такого отстранения папы от воспитания своего сына ждать долго не приходится — ежедневные капризы, вседозволенность, манипуляции мамой, также бабушкой и дедушкой при наличии таковых, становятся ежедневными. А когда малыш подрастает и оказывается, что мама уже выбилась из сил из-за такого плохого его поведения, не зная и не понимая, как дальше быть, тогда она, вдруг, начинает вовлекать мужа в процесс воспитания со словами: «Ты же мужчина, ты отец, сделай что-нибудь».

В семьях, где воспитанием сына пусть и занимается мама, которая по возрасту ребенка может позволить себе не работать, находясь с ним дома, но работающий папа при всей сложившейся ситуации контролирует данный процесс, не позволяя своей жене возлагать на себя всю ответственность за воспитание маленького мужчины, ребенок уже с самого раннего возраста понимает, каким правилам ему придется следовать. При наличии контроля отца за процессом воспитания у мальчиков — совершенно другое поведение: ни капризы, ни вседозволенность там недопустимы.

Пишу больше про мальчиков, потому что среди моих воспитанников, которым я посвятила большую часть времени, преимущественно мальчики. Обстоятельства складывались так, что в приоритетах было поближе к дому, и график для себя удобный, и были это семьи с мальчишками.

***

Грустно наблюдать, как мама Максимки мечется в поисках гармонии, одновременно срываясь на крик при любом пустяке, если ребенок вдруг что-то сделал не так.

Как-то после прогулки Максимка мыл руки в ванной комнате и нажал на пробку в раковине, решил в воде ручки пополоскать. Увидев это, Наталья тут же сорвалась на крик, разыграв во всех красках возможную трагедию: что вода перелилась бы через край и что он мог бы затопить весь дом, если бы она вовремя этого не заметила. Ну как бы он затопил весь дом, если рядом с ним в квартире находятся два взрослых человека? Неужели подобная ситуация должна служить причиной крика на ребенка?

**

После полуденной прогулки, в ожидании ужина Максимка играет в «войнушку», я нахожусь рядом, читаю итальянский, который изучала на тот период. Расставляя солдатиков, он залазит под свою кровать — она достаточно высокая, туда и взрослый при желании залезть может, — и начинает «военные» действия. В комнату в этот момент заходит мама и как закричит на Максимку:

— Ты куда полез? Немедленно вылезай! Ты в белой футболке, сейчас всю пыль там соберешь. Совсем головой не думаешь?

Каждый день ребенок проводит, играя на полу. Если вы так переживаете за то, что он испачкает белую футболку, зачем тогда ее надевать, чтобы потом в течение всего дня одергивать ребенка? Под кроватью нет накопившейся пыли: кровать детская, передвижная и пол моется под ней во время каждой уборки. За что накричали на ребенка — непонятно…

**

В очередной раз мама заходит в детскую и видит, как Максимка, играя в маленькие гоночные машинки, разложил их на заправленной покрывалом кровати, в изголовье. Не сдерживая своего возмущения, она тут же переходит на крик:

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я