Личность и групповая динамика. Как каждый из нас влияет на окружающих

Лайонел Стэйпли, 2006

Уникален не только каждый человек, но и каждое наше взаимодействие. Доктор философии Лайонел Стэйпли много лет посвятил изучению индивидуальных и групповых динамик – социально-психологических процессов, определяющих поведение человека и членов малых групп. В этой книге он говорит о бессознательных и зачастую иррациональных причинах поведения, которое демонстрируют люди в межличностных отношениях, а также в группах и коллективах. Они помогают определить свои границы, выстроить взаимоотношения в семье, кругу друзей и рабочем коллективе. «Эта идея может показаться странной, но важно понимать, что «просто отдельного человека» не существует. Правда в том, что с младенчества мы часть группы». «Есть мнение, что каждый ребенок, играя, ведет себя как писатель. Это значит, что он создает собственный мир, организуя вещи реального мира в новом порядке, который доставляет ему удовольствие». Для кого Для всех, кто хочет понять себя и свою роль в отношениях с окружающими. А также для преподавателей и студентов курсов по организационному поведению, организационному развитию, групповой динамике, HR и другим областям менеджмента; для практикующих менеджеров и руководителей в организациях любого рода; для антропологов, социологов, политологов и специалистов других гуманитарных наук; для медсестер, врачей, медицинских и социальных работников.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личность и групповая динамика. Как каждый из нас влияет на окружающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Цель этой книги — раскрыть и исследовать неявную составляющую мира личности, групп, организаций и общественных институтов и сделать доступными для рассмотрения и осмысления некоторые из тех аспектов жизни, которые обычно закрыты от нашего понимания. Так, я попытаюсь показать, что хотя феномены этого скрытого мира не являются частью нашего осознанного знания, их влияние на все, что мы делаем, тем не менее постоянно и очень велико. Эти глубинные явления оказывают ровно такое же воздействие, как и те, что представляют собой часть нашего сознательного понимания.

Предмет этой книги — обучение на личном опыте, которое по своей природе непрерывно, изменчиво и уникально для каждого человека и каждой ситуации. Во многих аспектах книга на данную тему может восприниматься противоречиво. Одного чтения о явлениях, связанных с проживанием личного опыта, недостаточно, чтобы достичь необходимого уровня понимания этой темы. Следовательно, я хочу прояснить с самого начала: чтобы глубже понять этот тип обучения, читатель должен занять рефлексивную позицию. Несмотря на это, изучение личности, групп и организаций теоретиками и практикующими специалистами, которые используют преимущественно системную психодинамическую методологию и особенно подход к обучению на основе групповой динамики, оказалось очень полезным в определении и обозначении различных форм поведения, которое демонстрирует человек лично, в отношениях с другим человеком, а также в группах и организациях. Оно предоставляет нам базовую структуру, которая выступает ценным отправным пунктом.

Кажется, что большинство из нас живут жизнью без размышлений и полностью удовлетворены простыми ответами на вопросы о получаемом опыте. Несмотря на это, у многих — если не всех — из нас случаются моменты самоосознавания, когда мы чувствуем растерянность из-за собственного поведения. В такие моменты мы чувствуем, что простые ответы ничего не объясняют. Почему-то, чтобы лучше понять свой опыт, нужно копать глубже. Например, это может быть чувство, что в течение многих лет мы жили только для того, чтобы оправдать ожидания других — скажем, членов семьи или боссов. Мы чувствуем, что закрыли глаза на собственные мечты и цели или даже забыли, кем были раньше. В редкие моменты самоосознавания мы можем задаться вопросом, почему что-то заставляет нас действовать определенным образом.

Как Фрейд ярко описал в своей прорывной работе об оговорках[1], а также как мы понимаем в моменты самоосознавания, в каждом из нас есть часть, которая не всегда для нас очевидна и доступна. Это и есть скрытый мир, недоступный большинству наших процессов восприятия. В отличие от большей части нашего социального опыта, зрение, слух, обоняние и осязание не дают нам доступ к этой части реальности. И все же, как показывают моменты самоосознавания, эта важнейшая часть, оказывающая влияние на все наши действия, существует.

В книге я буду часто ссылаться на теорию психоанализа, которая гласит, что формирование наследуемых характеристик зависит от жизненного опыта человека. Таким образом, она использует исторический взгляд, согласно которому более поздние события в значительной степени обусловлены тем, что произошло раньше. Поэтому самая ранняя история человека имеет наибольшее значение для того, каким он станет в дальнейшем, — не только потому, что это основа для всего, что последует дальше, но и потому, что она в значительной мере определяет то, как человек будет переживать свою будущую жизнь. В то время как генетическая и эволюционная история создают потенциальные возможности человека, его раннее личное прошлое, как ничто другое впоследствии, отвечает за то, какую форму примут эти возможности в его реальной жизни.

В стремлении дать представление об этих скрытых явлениях наиболее очевидной отправной точкой оказывается личность. На этом непроявленном уровне каждый человек уникален. Хотя у нас могут быть некоторые общие черты, мы не клоны друг друга. Все мы начинаем жизнь в истинно зависимом состоянии, и раннее восприятие значимых фигур оказывает устойчивое влияние на то, какие роли мы занимаем в группах, организациях и обществе. Хотя некоторые из нас росли с одними и теми же родителями, жили на одной улице, ходили в одну школу, работали в одном месте, жизненный опыт каждого из нас отличается от опыта всех остальных. Подобно отпечаткам пальцев или ДНК, в каждом из нас есть нечто уникальное. Вот почему невозможно написать книгу о человеческом поведении, которая рассматривала бы общий опыт одинаково. Такие процессы могут быть предметом подтверждения и валидации только в самых общих чертах. Уникален не только каждый из нас, но и каждое наше взаимодействие.

Как впервые обнаружил Фрейд, бессознательное состоит в основном из подавленных чувств, которые уходят корнями в младенчество. Под подавлением понимается вытеснение болезненного и неприятного материала из сознания. Так, ментальные склонности и следы прошлого опыта, которые когда-то действовали в сознании с полной силой, теперь присутствуют только в бессознательном. Тем не менее это не значит, что они полностью исчезли. Напротив, даже не будучи осознаваемыми, они все еще существуют, и этот прошлый опыт может повлиять на наше поведение, даже не попадая на уровень сознания.

В свете вышесказанного мы можем быть уверены, что существует в значительной мере неизведанная и редко упоминаемая часть нашей жизни, некий параллельный мир, который так же важен и влиятелен, как тот, о котором мы всегда знаем. Мы также можем не сомневаться в том, что свободная от человеческих ценностей, ценностно-нейтральная и ценностно-избегающая модель науки, унаследованная от физики, химии и астрономии, совершенно не подходит, когда мы расширяем науку до крайних сложностей биологического поведения, человеческих чувств и социальной организации. Это неизбежно означает, что нам нужно избегать подхода, принятого ранее, и открыть разум для других возможностей. В поиске альтернативного подхода нам необходимо принять методологию, которая позволит учитывать не только очевидные и рациональные процессы, происходящие в обществе, но и иррациональные, скрытые процессы, которые свершаются «под поверхностью» и о которых мы, как правило, не знаем, а если и знаем, то не понимаем их.

Продолжать рассматривать организационную и общественную деятельность с монокулярной перспективы только одной части знаний («узнавания о»), при этом упуская другую (обучение на личном опыте), — это все равно что игнорировать влияние менеджмента на финансовые показатели организации. Чтобы добиться эффективности, нужно оценивать проблемы с бинокулярной перспективы, в которой присутствуют оба типа обучения. Впрочем, из соображений ясности я не собираюсь в этой книге ссылаться на рациональные аспекты человеческого поведения. Напротив, основное внимание будет уделено иному типу обучения, иррациональным процессам, «психо-», или внутренним процессам, а также тому, как все это влияет на более формальные процессы в организации.

Независимо от того, каков наш человеческий опыт, он всегда выходит за рамки наших конкретных методов понимания в любой момент времени. Не существует методологии, которая предоставила бы полностью удовлетворительное объяснение нашего поведения, и наилучший способ понять себя — это заглянуть в собственный опыт. Тут мы не можем обратиться к органам зрения, слуха, осязания и обоняния, но можем взглянуть на собственные эмоции. Будучи людьми, мы можем поразмышлять над своим прошлым опытом и представить, как мы что-то делаем, а затем также испытать чувства, которые возникли у нас тогда, когда мы это что-то делали по-настоящему. С помощью саморефлексии мы можем развить самоосознавание, которое предоставляет доступ к миру скрытых проявлений психики.

Если это предисловие сподвигло вас на то, чтобы стать таким «рефлексирующим гражданином», то вы начнете работать над задачей повторного знакомства с собой. С помощью саморефлексии вы будете развивать самоосознавание. Быть рефлексирующим гражданином — значит не только осознавать рациональные процессы, но и стремиться к пониманию иррациональных, иногда бессознательных, скрытых от прямого восприятия процессов, которые оказывают такое важное влияние на нашу жизнь и общество. Мы могли бы назвать это параллельным миром — иным, не столь очевидным, но столь же влиятельным.

Структура этой книги отражает убеждение, что понять групповое, организационное и общественное поведение можно, лишь приняв во внимание процессы и динамики, которые наблюдаются на трех разных уровнях: что мы делаем как отдельно взятый человек; что мы делаем в отношениях с другим человеком; что мы делаем в группах. Это три отдельные, но взаимосвязанные и поступательно выстроенные части, и каждая из них рассказывает об одном из уровней. Они необходимы для выявления и изучения скрытых процессов и динамик, происходящих во всех группах, организациях и социальных институтах.

В части I я определяю и изучаю то, как индивидуальные процессы и динамики оказывают влияние на динамики групп, организаций и социальных институтов. В этой части я предполагаю, что человек — это главный простейший элемент любой человеческой деятельности, и какой бы она ни была в отношениях или группах, в центре нашего исследования должно быть понимание человека. Как и в реальной жизни, человек представляет основу, на которой мы можем изучать отношения и группы. Это ценный раздел с точки зрения создания контекста и изучения ключевой роли, которую человек играет в процессе смыслообразования. Все, о чем пойдет речь в части I, будет касаться отношений, групп, организаций и социальных институтов. Читателям, у которых немного знаний о скрытых, иррациональных процессах, она будет полезна в качестве справочника, особенно при изучении материала из частей II и III.

Без понимания роли иррационального в деятельности человека мы не можем начать разбираться в группах, организациях и социальных институтах. Наш подход состоит в том, что мы считаем человека создателем смыслов и что он создает набор интернализированных знаний и эмоций, который потом сравнивает с данными от органов чувств в определенном окружении, чтобы сформировать новый смысл. Скрытые процессы, которые помогают человеку наделять реальность смыслом и которые мы используем, чтобы справиться с невыносимыми чувствами и мыслями, становятся частью нашего внутреннего мира. Эти процессы рассматриваются в главах книги, посвященных следующим темам: классификация и концептуализация реальности; границы; конфликт; установки и ценности; эмоции; вытеснение; защитные механизмы; расщепление, проекция и интроекция; смещение и поиск козлов отпущения; творчество.

Часть II исследует, как феномены отношений дополняют индивидуальную динамику, оказывая дополнительное влияние на групповые, организационные и институциональные динамики. В этой части я исхожу из убеждения, что, когда мы вступаем в отношения с другим человеком или группой, возникают новые скрытые движущие силы, которые, не будучи раскрытыми и понятыми, могут вызвать формирование жестких границ, не способствующих дальнейшему развитию. Некоторые воздействия и динамики, возникающие при вступлении в отношения с другими людьми, рассмотрены в следующих главах: политика; границы; политика идентичности; власть и властные полномочия; реальные и воображаемые отношения; доверие; связанность.

В заключительной части, посвященной группам, я обозначу и рассмотрю дальнейший уровень исследования — групповую динамику. Эта часть книги показывает читателю новый уровень скрытого поведения, которое является специфическим для групп. Хотя большое влияние на него оказывают индивидуальные процессы и динамики, мы рассматриваем группы так, как будто они являются единым организмом с групповым разумом. Этот подход требует, чтобы мы перестали рассматривать группу как собрание отдельных людей, а начали анализировать действия ее участников как совершённые от лица группы как целого. Часть III включает в себя обширное введение, которое объясняет подход к группе как целому, и следующие главы: культура; социальные системы как защита от тревожности; поведение базового допущения; системы.

Цель послесловия — дать читателю шанс выявить и изучить некоторые техники развития способности к тому, чтобы стать более рефлексирующим гражданином. Его основная задача — заложить понимание, что эмоции и чувства имеют такое же важное влияние на жизнь, как и мыслительные процессы. И что во многих случаях быть человеком — то есть создавать новые смыслы — означает также пробуждение глубоких бессознательных чувств, примитивных и агрессивных по своей сути. Следовательно, если мы хотим получить доступ к скрытым процессам и научиться лучше их понимать, нужно достичь значительного уровня самоосознавания, который позволяет нам контролировать свои чувства и управлять ими.

Эта книга будет интересна любому, кто стремится глубже понять себя и роль, которую он играет, оказывая влияние на семейные, групповые, организационные и общественные динамики. Она заинтересует людей, которые хотят лучше понять жизненные процессы в целом. Она важна для преподавателей и студентов курсов по организационному поведению, организационному развитию, групповой динамике, HR и другим областям менеджмента; для практикующих менеджеров и руководителей в организациях любого рода; для антропологов, социологов, политологов и специалистов других гуманитарных наук, которые хотят расширить свое мышление и понимание, выйдя за рамки традиционного для их дисциплины подхода. Также книга будет полезна для практикующих специалистов, которые оказывают услуги, требующие понимания различных слоев общества: медсестрам, врачам, медицинским и социальным работникам, сотрудникам службы пробации (ФСИН), полицейским, работникам тюрем и многим другим.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личность и групповая динамика. Как каждый из нас влияет на окружающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. — М.: Азбука, 2021.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я