Медицинский университет для мамы. Написано доктором-иммунологом, натуропатом. В микроскопе детский иммунитет – все грани. Том 2

Лада ЮрьевнаЯ Пшеничная

Эта книга является продолжением тома 1, тут более углубленно рассматриваются вопросы детского иммунитета, освещаются со всех стороны и даются конкретные рекомендации по сохранению и приумножению здоровья и счастья прекрасной связки «мама – дитя». Эта энциклопедия детского иммунитета для мам поможет вам растить детей в радости и здравии. Это прямой путь к свободе для счастья, самый верный путеводитель материнства. Тут изложены основы и самое главное, что нужно знать маме.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медицинский университет для мамы. Написано доктором-иммунологом, натуропатом. В микроскопе детский иммунитет – все грани. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Конституции

Медицинские конституции.

Зачем их знать? У деток разных конституций разное питание, спорт, закаливание, подходящий климат и устройство психики, ну и конечно же — по разному работает иммунитет.

В современной медицине принято разделять все конституции на: экссудативно-катаральную, лимфатико-гипопластическую и нервно-артритическую. Да, названия звучат страшно, но мы сейчас все разберем, не пугайтесь. Чем менее выражена коституция ребенка, тем он здоровее.

1.1. Самая распространенная конституция — это экссудативно-катаральный диатез. Особенно ярко проявляется в первые годы жизни ребенка, у около 28% детей. Развивается данная конституция наследственно в следствии сдвигов некоторых ферментативных системах. Гистамино-пектическая способность крови при этом снижается как и малая активность карбок-сипептидазы, ацетилхолинэстеразы и моноаминоксидазы. Такое снижение активности приводит к повышенной проницаемости ЖКТ для белков. Также наблюдается дисбаланс деятельности надпочечников а так же усиление минералокортикоидной функции что приводит к задержки в организме натрия, хлора, воды и биогенных аминов. Исследования показывают что родственники детей больных экссудативно-катаральным диатезом часто страдают от аллергических заболеваний: бронхиальной астмы, поллиноза, пищевой аллергии, атонического дерматита и т. д.

Экссудативно-катаральный диатез характеризуется преимущественно катаральным поражением эпителиальных трактов и кожи аллергического характера со склонностью к вторичной микробной инфекции. Свойства экссу-дативно-катарального диатеза у многих деток отмечаются ранее, в первые месяцы жизни. На волосистой части головы появляются сероватые жирные чешуйки (гнейс), чешуйчатое десквамация и покраснение кожи на лице («молочная корка»), опрелости в участке складок шеи, ладоней, подмышечных и паховых впадин. У детей второго полугодия жизни или спустя год зачастую отмечаются эритематозно-везикулезные высыпания, проявляющиеся дерматитом, экземой.

Со стороны слизистых у деток с экссудативно-катаральным диатезом зачастую отмечаются блефариты, конъюнктивиты, катары верхних респирационных путей, вульво-вагиниты, баланиты, инфекции мочевыводящих путей. У детей отмечается тенденция к неустойчивому стулу либо к упорным запорам. Дети с клиническими проявлениями диатеза при поступлении в детский коллектив пополняют группу часто болеющих респираторными заболеваниями.

При лабораторном обследовании зачастую обнаруживаются умеренный лейкоцитоз, эозинофилия, лимфо и моноцитоз, незначительное усиление СОЭ. Второй грануло-агранулоцитарный перекрест у детей с зкссудативно-катаральным диатезом замечается позднее, приблизительно в 6—7 летнем возрасте.

Средь патогенетических маркеров главное увеличение иммуноглобулина Е в крови, сокращение или отсутствие секреторного компонента иммуноглобулина А в секретах слизистых оболочек, невысокая действенность лимфоцитов Т-супрессоров.

Профилактика медицинских проявлений экссудативно-катарального диатеза наступает задолго до рождения малыша и основана на создании гипоаллергенной обстановки беременной женщины. Дети с данной аномалией конституции соответственны как можно длительнее быть на грудном вскармливании. Из диеты кормящей мамы исключаются причинно-значимые аллергены. При введении прикорма реакция малыша на новую пищу помечается в пищевом дневнике. Таким образом, вероятно исключение, продуктов, на которые присутствует личная чувствительность. При смешанном и искусственном вскармливании необходимо, по возможности, снизить объем коровьего молока и животного жира, и заменяется на 30%постным или растительным маслом.

Основа патогенетического излечения проявлений экссудативно-катарального диатеза находится в увеличение порога проницаемости эпителия желудочно-кишечного тракта для белков. В связи с этим таким детям рекомендовано применение мембранопротективных препаратов (витаминов А, Е, В6) в возрастных дозах вместе с минералосодержащими препаратами. Интестинальный синдром при экссудативно-ката-ральном диатезе, обычно, приводит к развитию дисбактериоза кишечника. С этим целесообразно применение пробиотиков, питание кисломолочными продуктами, приготовленными на специальных бактериальных заквасках. В лечении дерматологических и желудочно-кишечных проявлений экссудативно-катарального диатеза применяется фитотерапия (ванны из трав верблюжьей колючки, лаврового листа, корневища аира, коры дуба, душицы, зверобоя, овсяных отрубей. Внутрь применяется так называемый «аерин чай». При выраженном зуде используются седативные, хранящие бром, валериану, пустырник.

Накожно используются мази, содержащие цинк. Во время ремиссии применяются адаптогенные препараты.

Вопросом личной реактивности, то есть тем, из чего слагается это своеобразие организма, занимались проф. Маслов, его коллеги и множественные учащиеся в 1924 году.

В раннем ребячьем возрасте преимущественно нередкой манифестацией аномалии конституции представляются проявления экссудативно-катарального диатеза, который М. Маслов понимал как «состояние длительного, непрочного равновесия, на определенной этапе развития, вследствие невозможности обеспечения нервно-регуляторными механизмами правильной функции органов и систем, что приводит к изменению адаптации организма к окружающей среде, предрасположению к длительному, тяжелому течению заболеваний».

Исследование активности ферментов, специфик водно-минерального, липидного, белкового обменов при экссудативно-катаральном диатезе позволило обнаружить уменьшение активности амилазы, очень проявленное после принятия пищи, антитрипсина, холинэстеразы, и увеличение активности фосфатазы, каталазы и липазы. Эти нарушения ферментативного аппарата вызывают и внушительные сдвиги в обмене веществ, приводя к развитию устойчивого ацидоза, нарушению водно-минерального обмена: прочной гипофосфатемии, уменьшению брома в крови, умножению калия, магния, натрия. У всех деток при остроте проявлений диатеза впору заметить и нарушение ассимиляции углеводов, что безоговорочно отражается на усвоении белков и липидов; последнии подтверждаются низким, как правило, ниличием у этих детей холестерина в крови.

Была выявлена гипопротеинемия, при изучении белкового зеркала крови, зависящая в раннем детском возрасте от варианта вскармливания (при ненатуральном вскармливании резче), выраженности экссудации, а также присутствия повторной гнойной инфекции. При электрофорезе белка на бумаге, в остром периоде, замечается диспротеинемия, увеличение а1 — и у-фракций, меньше и менее выражено увеличение а2 — и b-фракций.

Все вышеперечисленные сведения не строго специфичны для проявлений диатеза, они указывают только о дисминералемии и неустойчивости ферментативного аппарата, состоянии, облегчающем формирование проявлений диатеза, коие на сегодняшний период расцениваются как следствие аллергической перестройки организма.

Аллергическая концепция формирования проявлений экссудативно-катаральной аномалии конституции появилась в начале нашего века и, как писал Мого, побудила большое сомнение педиатров, хотя скоро стала господствующей. Но одни авторы полагали аллергию первопричиной формирования диатеза, в частности дерматологических проявлений — экзем, остальные — следствием.

Симптоматология аллергических заболеваний весьма пестра, она зависит от естества аллергена, входных ворот и индивидуального предрасположения. Wissler считает, что «мы не знаем ни одного симптома, который был бы патогномоничным сам по себе в отношении аллергического проявления». В основе происхождения аллергического состояния, как и иммунитета, покоится реакция антиген — антитело, но сравнивать определения «аллергия» и «иммунитет» нельзя, так как при иммунитете в организме формируются такие условия тканевой среды, которые обессиливают живучесть и патогенные особенности возбудителя, обезвреживают токсины, понижают чувствительность нервной системы к их раздражающему действию.

Аллергия, наоборот, представляет собой увеличение восприимчивости нервной системы к действию, возможно, таких же возбудителей, токсинов благодаря измененным биохимическим процессам в организме.

Preisich, чье суждение импонировало взглядам М. Маслова, указывал, что под антигеном мы можем подразумевать материал произвольный природы, при попадании которого в организм в последнем изобильно развиваются гуморальные иммунные тела, обеспечивающие индивиду иммунитет на многочисленные годы.

В отличие от антигена, аллерген, который также может являться типом любого генезиса (даже психическое раздражение может быть аллергеном),качеству выработки иммунитета в организме не дает.

По мнению Preisich, аллерген, проникая в организм, возбуждает изменение глобулинов, в молекуле которых протекает перестановка атомов, вследствие чего появляются реагины. Это изменение молекулярного сложения глобулинов подходит медицинскому понятию «сенсибилизация», если организм становится сверхвосприимчивым особенно к тому аллергену, который побудил образование реагинов. Вторичное попадание в организм аллергена и столкновение его с изосенсиби-лизированным реагином приводит к возникновению гаптенов (полуантигенов). Далее, при участии вегетативной нервной системы, проистекает возбуждение ретикулоэндотелия, что, в свою очередь, активизирует защищающую реакцию тканей и устройство аллергических антител, очень нестойких, способных нейтрализовать исключительно действующие гаптены.

Стремительное удаление из крови (через 2—3 дня) аллергических антител иммунитета при аллергии не создает, наоборот, — водящимися в организме независимыми реагинами говорит о увеличенной чувствительности к дальнейшему воздействию аллергена.

Таким образом, аллергическое состояние, в патогенетическом смысле, в настоящее время рассматривается как обусловленное физико-биологическое состояние.

По мнению М. Маслова, В. Лашас, Erdmann, Kaufmann и др., состояние сенсибилизации сможет появиться еще во внутриутробной жизни, a Kammerer, полагал что, аллергию грудных детей состоянием врожденным, подчеркивает, то что могут появляться дети и с неимением возможности к сенсибилизации. Peshkin считает, что частота аллергических заболеваний между детьми США также обуславливается сенсибилизацией еще в зачаточной жизни.

За последние десятилетия, в связи с ростом химической промышленности, существенно увеличился выпуск новых химических веществ (по Kimmig — 5—6 тыс. названий ежегодно). Это обстоятельство нельзя не учитывать, так как сенсибилизация сможет настать при употреблении беременной женщиной консервов, продуктов, украшенных красителями, косметических средств, медикаментов, для изготовления коих применяются химикалии.

В постнатальном периоде попадание аллергенов в организм обладает множеством входных ворот: желудочно-кишечный тракт, кожа, кровь, респирационные пути и т., а конфигурацией проявления аллергии, свободно от пути вторжения аллергена, в раннем младенческом возрасте наиболее часто приходят дерматологические изменения. Штудируя эволюцию аллергических реакций, П. Залкан не наткнулся ни одного представителя зоологического мира с такой высокой аллергической реактивностью кожи, как человек.

В связи с меньшей возможностью деток к защите от инфекций (М. Маслов, П. Здродовский), незрелостью и несовершенством регуляторных устройств центральной нервной системы, и вдобавок малой выработкой иммунитета, одно из основных мест в развитии аллергии у детей принадлежит бактериальной флоре. Кроме того, значительную важность играет и ослабление сывороточного пропердина при аллергических реакциях.

Важность в настоящее время играет и изучение аутоаллергии. Разработками Адо, Cavelti и Hirr установлено, что белки крови и материй организма при различных болезненных состояниях могут приобретать аллергенные, чужеродные для организма свойства.

Аутоаллергенами могут являться вдобавок соединения, получающиеся при взаимодействии антибиотиков с белками организма. Олевский считал, что в патогенезе дерматологических проявлений экссудативно-катарального диатеза образование аутоаллергенов кожи и дальнейшее формирование аутосенсибилизации играет огромную роль, нежели сенсибилизация через ЖКТ. Хотя с последним условиться нельзя, так как, по информации Н. Сиротинина, аутоаллергия сможет сформироваться не раньше второго полугодия жизни, если организм становится способным производить антитела в огромных титрах, а кожные проявления при аномалии конституции плотнее формируются в первом полугодии жизни.

Сегодняшнее исследование аллергических состояний базируется на осмысливании аллергического процесса, рассматриваемого как сочетание иммунологических, патохимических и патофизиологических изменений. В патохимической фазе аллергического состояния необходимую важность играют медиаторы: гистамин, ацетилхолин и др.

Гистамин, образуясь из гистидина, в здоровых тканях распологается в неактивном состоянии. Поражение гистамина случается под воздействием фермента гистаминазы. Stuttgen направляет на низкое ее содержание при экземах, упоминая, однако, что это не строго специфично, так как снижение гистаминазы замечается и при ожоговой болезни.

Еще недавно в возникновении аллергического воспаления принимали как главенствующую роль гистамина, базируясь на том, что при аллергическом воспалении число гистамина в крови постоянно повышено, а доза антигистаминных препаратов воздействует десенсибилизирующе. Но Stuttgen и Raika доказано, что, хоть при аллергических реакциях безусловно высвобождается гистамин, он ни качественно ни количественно не представляет специфичности для аллергических заболеваний кожи. Такого же суждения держится и Адо, он показал, что в механизме многих аллергических реакций, именно там, где есть холинергическая иннервация, гистамин не представляется непременным звеном в их развитии. Высвобождение гистамина при аллергических реакциях отмечается во всех органах, однако выражает собой вторую, менее своеобразную фазу в механизме формирования аллергического повреждения организма.

В состоянии аллергии организм очень чувствителен к гистамину, проникая его в кожу приносит стаз, диапедез лейкоцитов, экссудацию. Эти явления объясняются особенным воздействием гистамина на сенсибилизированный организм, в связи с чем гистамин многочисленные годы использовался для раскрытия и свидетельства аллергии.

Значительную важность в развитии аллергического состояния играет и увеличение проницаемости капилляров, но механизм происхождения ее до настоящего времени не решен. Оболочка капилляра, исполняющая тонкие функции регулирования тканевого обмена, представляется морфологическим субстратом барьера, разграничивающего кровь и тканевую жидкость. По мнению В. Ойвин, гистамин, через аксонрефлекс, пироводит к расширению капилляров и повышению их проницаемости не только для жидкой доли крови, но и для ряда высокомолекулярных веществ, например, таких, как белок.

В изменении проницаемости капиллярной стены огромную важность играет и функциональное положение центральной нервной системы. Повреждение проницаемости капилляров при аллергическом состоянии иногда особенно выражено со стороны кожи, слизистых и серозы, однако экссудацию и формирование отека возможно заметить и в прочих тканях.

Факторы, инициирующие аллергическое состояние организма, воздействуют на все ткани и системы, но аффектация последних к их воздействию различна. Очень скоро в аллергический процесс вовлекается нервная система, о чем возможно судить как по морфологическим, так и по медицинским данным. Адо показал, что развитие аллергической перестройки организма сможет служить причиной множественных нарушений функций нервной системы, что, в свою очередь, представляется значительным звеном в патогенезе аллергических реакций.

В последнее десятилетие в механизме аллергических реакций стала исследоваться важность системы гипофиз — надпочечники. Иоффе выказал на животных, что в зарождении аллергического состояния главным моментом служит подавление или выпадение функции надпочечников. Многими дерматологами (Скрипкин, Шарапова, Рахмалевич и др.) подтверждена недостаточность коры надпочечников при экземах.

В педиатрии же работ по изучению значения налаженности гипофиз — надпочечники, состояния нервной системы, состояния венной стенки при экссудативно-катаральной аномалии конституции до последнего времени не было. Исследование состояния сосудистой стенки способом А. Александрова показало, что у деток в момент выраженности проявлений диатеза фиксировалось снижение стойкости и увеличение проницаемости капилляров. Эти показатели усиливались при присоединении вторичной острогнойной инфекции, что, по нашим данным, видится у 82% детей с кожными проявлениями аномалии конституции (развитие гнойных осложнений экзем, возникновение фурункулов, отитов, пиурии и т.

При изучении восприимчивости детей к гистамину, впрыскиваемому способом ионофореза в разведении 1: 5000, не во всех вариантах получена позитивная реакция, что подтверждает сведения о всевозможных патофизиологических механизмах формирования аллергических состояний. Мы имели возможность, наравне с изучением восприимчивости к гистамину, при поддержке реактометра А. Парфенова, отследить за оборонительными реакциями организма в ответ на введение гистамина. Обретенные сведения говорили о том, что влияние защитных реакций зависит от степени проницаемости сосудов, а также от проводимой десенсибилизирующей терапии. Случай увеличения силы защитных реакций в момент стихания дерматологических проявлений, при сохранении былой восприимчивости к гистамину, еще раз доказывает, что дерматологические изменения при данной аномалии сопряжены не только с повышенным высвобождением гистамина.

Исследование состояния нервной системы через изучения сухожильных, дерматологических и со слизистых рефлексов, фарадической и гальванической возбудимости нервов, энцефалограмм дозволило вывести органическое поражение нервной системы.

Тяжесть выработки ориентировочного рефлекса, эмоциональная неустойчивость, отставание формирования второй сигнальной системы, искажение сна по продолжительности и времени суток, уменьшение и противоречивость КГР, наряду с изменчивостью вегетативных реакций, исследуемых по выраженности дермографизма, дозволяют считать, что изменения со стороны нервной системы носят активный характер. Искажение реакций вегетативного отдела нервной системы, побуждение подкорки, медлительность высших отделов нервной системы пересекаются и в остром периоде прочих заболеваний, но при проявлениях экссудативно-катаральной аномалии конституции эти изменения обнаружены сильнее и стабильнее.

В настоящее время известно, что любое возбуждение приводится рецепторным аппаратом не только до коры головного мозга, но и, по многочисленным нервным коллатералям, до ретикулярной формации ствола мозга. Magoun считает, что действие разных раздражителей, инициируя ретикулярную формацию, организовывает ситуации для последующей активации деятельности гипоталамо-гипофизарной области, приводя впоследствии к раздражению коры надпочечников. Нами при исследовании многофункционального состояния системы гипофиз — надпочечники получено уменьшение 11-ОКС в крови, падение 17-КС в моче, но изучение пробы Торна с нагрузкой АКТГ дозволило заметить сохранение потенциальных сил коры надпочечников. Последнее дозволяет предположить, что при экссудативно-катаральной аномалии конституции, возможно, присутствует не снижение продукции глюкокортикоидов, а состояние дисгармонии в выработке глюко — и минералокортикоидов в сторону роста последних. Невозможно исключить и возможность блокирования стероидов транскортином либо иммуноглобулинами, в связи с чем количество независимых гормонов в крови снижается. Мой первый сын отчасти был представителем данной конституции.

Что вам знать, дабы сберечь иммунитет такого ребенка:

— Учитывать чувствительность кожи

— Максимально длительное ГВ

— Гиопаллергенное лечение при заболеваниях

— Дозировать облигатные аллергены

— Плавание в бассейнах с хорошей водой (озон, морская)

— Водное закаливание, моржевание

— Вегетарианство, чистое питание. В принципе, все изложено было выше, я просто обобщила и выделила основное.

1.2 Лимфатико-гипопластический диатез связан с гипофункцией симпатико-адреналовой системы, понижением глюкокортикоидной функции коры надпочечников, недостаточностью иммунокомпетентной функции коры надпочечников, недостаточностью иммунокомпетентной функции лимфоидной ткани.

Посреди родственников детей с этой аномалией конституции отмечаются больные хроническими заболеваниями носоглотки и респираторного тракта.

У таких детей обозначается гиперплазия лимфоидной ткани при синхронной гипоплазии определенных эндокринных желез и внутренних органов. У них зачастую открывается аномалия формирования вилочковой железы и отклонения в формировании клеточного и гуморального иммунитетов. Диатез чаще выражается в раннем и дошкольном возрасте.

Внешне детки выглядят вялыми, пастозными, вес у них превышает средненормативные показатели. Подкожно-жировая клетчатка сформирована избыточно, мышечная система проявлена слабо. Туловище относительно короткое, конечности удлиненные, грудная клетка сужена. Миндалины гипертрофированы, рыхлые. Зачастую выявляются внушительные аденоидные разрастания. Прощупываются множественные набухшие подкожные лимфатические узлы. Вилочковая железа увеличена.

Дети с лимфатико-гипопластическим диатезом расположены к частым респираторным заболеваниям разнообразного генеза. У них зачастую развивается бронхообструктивный синдром. Воспалительные заболевания носоглотки зачастую проходят с проявлениями лимфаденита. При стрессовых моментах возможен синдром внезапной смерти. Нередко при данной аномалии конституции появляются дерматологические и респираторные аллергические реакции, что обуславливает подобие лимфатико-пшопластического и экссуда-тивно-катарального диатеза.

В крови у таких детей замечается легкий лейкоцитоз, относительный либо абсолютный лимфоцитоз, временами моноцитоз, нейтропения.

Им рекомендовано проведение бережного градационного раннего закаливания, систематических курсов массажа и гимнастики. Из диеты исключается лишнее обилие жиров, легкоусвояемых углеводов, соли и жидкости. В холодное время года и весной подобным детям рекомендовано установление курсов адаптогенных препаратов. Важна своевременная санация носоглотки естественными средствами.

Подобной конституцией обладает моя дочка.

Что нужно знать маме:

— Сад, ясли запрещены

— Вакцинация запрещена

— Постоянная поддержка иммунитета

— Очень аккуратное бережливое постепенное закаливание

— На постоянной основе спорт

— Школы типа Вальдорф или Монтессори, где ребенка не поторапливают с ответом.

Дети особенно этой конституции страдают доброкачественной детской нейтропенией и тимомегалией.

Нервно-артрический диатез (мочекислый). В его основании покоится генетически детерминированное дезорганизация активности ряда ферментов, принимающих деятельность в процессе синтеза уринозной кислоты. В родословной подобных детей упоминается подагра, мочекаменная, желчекаменная болезнь, остеохондроз, гипертония ишемическая болезнь сердца, мигрень, «шпоры», «шипы».

У детей с нервно-артритическим диатезом масса чаще снижена, но может быть и повышена из-за лишнего отложения жира.

Помечаются нарушения со стороны нервной системы в виде ночных страхов, тикоидных гиперкинезов, логоневрозов, реже эффективных судорог, анорексии, энуреза. Свойственны периодически появляющиеся пароксизмы ацетонемической рвоты. Одним из основных признаков являются артралгии, которые носят метеочувствительный характер. Порой замечается абдоминальный синдром, связанный с дискинезиями желудочно-кишечного тракта.

У детей с данной аномалией конституции помечается ускоренное психическое развитие, зачастую с односторонней одаренностью. О да — это про моих детей! Все три сына таковы.

Аллергические проявления при этом диатезе редки. Почаще они помечаются при соединении нервно-артритического и экссудативно-катарального диатезов и носят установку сухой экземы. В крови у таких детей повышено содержание уринозной кислоты, в моче нередки уратурия, ацетонурия, глюкозурия, оксалурия.

Необходима корректировка питания. Из диеты исключаются животные, какао, шоколад, орехи, бобы, горох, фасоль. Рекомендована молочно-растительная диета: фрукты, овощи, яйца, крупы, фруктово-ягодные соки, растительное масло. В качестве выгрузочных дней показаны фруктовые,. Повышают расходование жидкости, именно в вечернее время, для чего советуются слабощелочные воды, цитратные смеси.

Детей с припадками ацето-немической тошноты госпитализируют в стационар.

Таковы мои все три сына, в той или иной мере.

Что должна знать мама:

— Индивидуальный подход

— Постоянное личное внимание мамы, именно позитивное, заинтересованное

— Частные коллективы, где ребенку уделят личное внимание и дадут особый подход

— Обеспечить звездность (театральная студия и тд — выступать)

— Психологический комфорт дома

— Научить преодолевать стеснение (на выступлениях особенно)

— Роль особого члена семьи

— Часто мало есть, система перекусов

— Не допускать длительных промежутков без еды

— В меру спорт и закаливание

Если вы будете учитывать эти особенности — вы уже сделаете много ценного для здоровья вашего ребенка.

2.

«Четыре темперамента и камень на дороге

Бодро, легко и изящно прыгнет чрез камень сангвиник,

Да и споткнувшись, не станет долго о том горевать.

Злобным пинком отшвырнет камень с дороги холерик,

Радостно вслед поглядит, ловкостью собственной чванясь.

Камень заметив, флегматик свой шаг умеряет:

«Коль ты с дороги не сходишь, я лучше тебя обойду».

А меланхолику встретится камень — он станет задумчиво рядом,

С миною мрачной невзгоды судьбы проклиная своей.

(Генрих Паатш)

По-латыни «temperare» обозначает «смешивать». Наставление о правильном смешении физиологических соков и связанных с этим душевных свойствах пришло к нам через Гиппократа из античной медицины. В новое время оно основательно потеряло свое значение, потому что ни в диагностике, ни в терапии сейчас почти не использовалось. Но следы данных убеждений еще встречаются в языке, иногда мы говорим: «Это забавная смесь!», либо «Мне бы его флегму — его действительно ничем не выведешь из равновесия», или «Я сегодня в меланхолическом настроении, оставь меня в покое». Темперамент — душевное выражение органических особенностей, которые либо благоприятствуют раскрытию личности, либо грозят опасностью. Благоприятны они тогда, когда личность мудро применяет особенную одаренность, установленную исключительным темпераментом, а опасны — когда персона благодаря этому становится односторонним, пленником своего характера и терпит крах в социальной жизни.

Органические задатки в детском возрасте еще возможно до назначенной ступени изменить. Цель этих мер — увеличить способность «я» к общению с самим собой и гармонизировать его односторонние задатки.

Что лежит внутри темперамента?

В человеческом организме взаимодействуют три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное, также тепло как четвертый элемент. Твердое тело дает нам центр тяжести и форму. В текучей среде нашего организма исполняются наитруднейшие биохимические функции обмена веществ, благодаря коим возможна жизнь. Аналогичным же образом мы разговаривали о воздушном организме, который, с одной стороны, деятельно действует в дыхании, с другой стороны, сопряжен физико-химически с жидкими частями тела и аж с известковыми образованиями костей. Благодаря этому индивидуализированному воздушному организму мы создания дышащие, одушевленные, имеем собственные движения и ощущающее сознание. В нашем личном тепле мы имеем четвертый элемент физиологической организации, который помогает человеческому «я» в осуществлении его намерений. Курс взаимодействия этих четырех компонентов оказывает существенное влияние на душевную жизнь.

2.1. Холерик. В соответствии с органически превалирующей тепловой работой холерик производит впечатление чуть-чуть «надутого и постоянно как бы несколько «под давлением». Многознаменательный представитель данного темперамента — Наполеон: приземистая фигура с ной головой, коротким черепом, длинным торсом и сравнительно короткими конечностями. Поступь холерика категорична и динамична, будто, он с силой настает на пятку. Инициатива, идеалистическая увлеченость и исключительная стойкость, вплоть до истощения, напряженность в любом отношении, способность воодушевляться и влечение к истине свойственны данному темпераменту, равно как аккуратность и легковесная раздражительность, если нечто идет вопреки планам. Разумеется, все эти свойства могут: обернуться в негативные, если подобная фигура устанавливает пред собой не идеалистические, а эгоистичные цели. Тогда на первый план свободно выступают беспощадность, упрямство, честолюбие. Не удивительно, что подобные целеустремленные люди в профессиональной жизни зачастую занимают руководящие посты.

Дети-холерики очень утомительны. Они выделяются легкой возбудимостью и быстро впадают в гнев либо устраивают неистовые экспансивные сцены — , бьются и иногда пытаются в полном значении этого слова «пробить головой стену». Но могут и самозабвенно исполнять особые задачи, силиться для прочих детей либо для поправления ошибок. В школе они постоянно чем-то увлечены и увлекают за собой других. Большей частью они «вывозят на себе» школьные дискуссии, не любят опаздывать, радуются, если преподаватель их «вызывает» и они могут что-то представить классу. Впрочем они вдобавок взыскательны и не станут беспрекословно мириться с любым обращением. Зачастую это Нервно-артритические, описанные выше.

2.2. Сангвиник ощущает себя серьёзно отлично исключительно в обществе людей. Он натура открытая и с интересом и пониманием относится ко всему, что приключается вокруг. Его суждения иногда бывают принципиальными; к тому же он обычно не злопамятен и особенно контактен. Дети-сангвиники всегда в движении и легко расходуют силы. Оттого нередко они нуждаются в более длительном ночном сне, и днем, вплоть до школьного возраста, им также необходим отдых.

В школе сангвиник пользуется общей любовью, потому как всегда выдумывает что-нибудь веселое. И взрослых сангвиников также ценят за тo, что они вносят в атмосферу оживление, и радуются, что он всех запоминает по именам. Кризис данного темперамента проявляется, когда праздничность перехлестывает в необязательность и на передний план выступает поверхностное «ко каждой бочке затычка».

По конституции своей сангвиник естественно высокоросл, строен, с легким, нетолстым костяком; волосы у него густые и курчавые, мимика подвижная, а жестикуляция — интенсивная. Поступь чуть-чуть подпрыгивающая, с упором на носки. В народе эких людей нарекают «вертопрахами».

2.3. Флегматики. Человек, у которого превалируют флегматические душевные свойства, горазд в трудных обстановках хранить спокойствие и смягчать напряжение там, где, к примеру, холерик давным-давно бы хлопнул дверью. Без терпеливости подобных людей, их верности, уравновешенности и симпатии к привычке, без их точности в выполнении работы человеческое сообщество не могло бы существовать. Собственно средь флегматиков видятся образцовые матери и учителя: они олицетворение спокойствия, по естеству не агрессивны, обычно выступают в роли миротворцев и чрезвычайно надежны. В детском возрасте флегматика впору распознать по изумленному взгляду, которым он смотрит на мир. Посреди толчеи он спокойно сидит на своем месте, особенно если отыскал что-то вкусное. Он не дозволяет вывести себя из равновесия и, во всяком случае, не отвечает на окрики, которыми его пытаются расшевелить. Наказной тон и крик лишь еще сильнее его затормаживают. Хотя он с легкостью сможет ввергнуть педагога в отчаяние, например начиная выкручивать колпачок у авторучки, когда остальные уже сочинили по пять предложений. Очевидно, что этот темперамент делается опасен, если покой оборачивается леностью, привязанность к привычному переходит в педантизм и мелочность.

Внешне флегматик гармонично пропорционален, коль скоро не раздобреет от любви к вкусной пище. Походка у него неспешная, с солидной опорой на всю ступню. Отрицательные его свойства в быте означают эпитетами «вялый» или «сонный».

2.4 Уже в ребячестве на обыкновенно нешироком лице меланхолика акцентируются выразительные глаза. Эмоции и тревога воздействуют в нем подолгу, нередко вечерами он способен плакать о чем-то случившемся утром. В школе он часто ощущает себя непонятым и непризнанным. Он принимает активное отношение во всех трагических происшествиях и особенно мучается в обстановке, где правит поверхностность и развязность. Позитивные особенности совершеннолетного меланхолика — задумчивость, обстоятельность и способности к состраданию. Кризис меланхолического темперамента проявляется, если на передний план выступают сосредоточенность на себе, самокопание, ворчливая критика по отношению к себе и к другим или когда ощущение справедливости переходит в завистное сопоставление.

По своей конституции меланхолики обычно стройные, рослые люди, нередко с определенной слабостью связок, оттого создается эффект «плохой осанки». Голова у них весьма привлекательной формы, с глубоко посаженными глазами. Поступь твердая и размеренная, но порой неуклюжая. Частично, совпадает с лимфатической конституцией, описанной выше.

Маме абсолютно напрасно поторапливать флегматика или задерживать холерика, разъясняя ему на словах, что нельзя так бесноваться. Столь же напрасно призывать сангвиника быть бдительным или шуточками развлекать меланхолика. Скорее всего, итог будет неуклонно противоположным: флегматик еще сильнее «затормозится», холерик лишь пуще разозлится, меланхолик абсолютно замкнется в себе, а сангвиник после нескольких минут будет таким же беспокойным, как раньше. Если имеешь дело с детским темпераментом, гораздо полезнее обратиться к принципу: «Подобное врачуют подобным». В школьной практике такое означает, что вблизи необходимо сажать детей с одинаковым односторонним темпераментом. Холерики будут обмениваться тумаками, меряясь силою друг с другом и понемножку выравнивая свой темперамент. В стычках с соседом они будут инстинктивно ощущать свою односторонность, те свои качества, которые нуждаются в дополнении. Нечто похожее приключается и с флегматиками. Если они сидят рядом, то вскоре докучают друг другу, а от этого простого неудовольствия делаются больше живыми и активными. В итоге они начинают подначивать друг друга или же больше ориентироваться на других детей. Меланхолик радуется, если сосед по парте понимает его. Это дает ему внутренний мир и доступность вовне. Он особенно нуждается в друге, коему возможно духовно довериться и который его понимает.

Сангвиники, однако, быстро начинают капать друг другу на нервы. Сопряженное с этим напряжение постепенно приводит их в себя и делает общительнее. А если ко всему преподаватель может выстроить занятия с учетом спецификой детского темперамента, завлечь все темпераменты в учебный процесс, то положительные свойства будут закрепляться. Большое значение в подготовке преподавателей Рудольф Штайнер давал тому, чтобы педагог путем самовоспитания научился в какой-то мере обладать всеми темпераментами. Ведь чтобы совладать с холериком, он сам должен уметь демонстрировать мощь своего характера, а в следующее мгновение — перейти на жизненный ритм и жизнеощущение флегматика.

Для развития холерика здорово рассказывать ему о деяниях знаменитых людей так, чтобы он проникся уважением к их подвигам и научился их ценить. Положительно также давать ему тяжелые поручения, которые потребуют от него абсолютной самоотдачи. Ему очень хорошо обучаться играть на сольном инструменте, потому что в таком случае из его тщеславного рвения самоутвердиться появляется нечто прекрасное, дарующее удовольствие остальным людям. Фундаментальный принцип ясен: обращать формирование имеющихся способностей в позитивное русло, никаким образом не теснить и не заглушать избыточные силы. Если их не использовать, дети будут затрачивать их на «глупости».

Флегматику во многом способен поддержать друг, который будет его подстегивать. Если педагогу получится заинтересовать данного друга некой затеей, флегматик скорее зашевелится из любви и из внутреннего интереса к другу, нежели если напрямую обратиться к нему самому. Фортепиано для него идеальный инструмент: звуки уже потенциально существуют, необходимо лишь ударять по клавишам. Кроме того, стройность музыки удовлетворяет его нужду в гармонии и целостности. А если его еще и убедить, что он достаточно может обойтись без промежуточного завтрака, то это уже очень много.

Неряшливость сангвиника ни упреками, ни угрозами, ни руганью не одолеешь. Впрочем из симпатии к кому-либо из старших он вполне может выполнить то или иное задание. Более всего он нуждается в личном участии, осмысливании и интересе к своим трудностям, которые главным образом проистекают из его небрежности. Когда он, например, играет в школьном оркестре на духовом инструменте, это весьма отвечает его способностям. Он всегда рад действовать и легко составляет для себя общую картину, оттого очень хорошо занимать его подобными поручениями. В питании необходимо следить, чтобы он ел не слишком много сладостей. Иначе он делается еще беспокойней.

Для меланхолика полезно, если ему рассказывают о судьбах прочих людей, дабы он мысленно углубленно испытывал их участь и осознал, как нелегко приходится в жизни другим. Идеальный наставник для него — тот, кто сам немало испытал в жизни. Его несколько нелюдимому душевному настрою на пользу, если он поет — скорее всего соло. Тогда он сможет адресовать свои чувства вовне и обнажить душу. Полезно для него и учиться игре на струнных инструментах. В противоположность сангвинику ему необходимо систематически потреблять сладкое: это способствует компенсации его постоянно порядком «горького» настроения. Напротив, обилие грубой пищи ему отнюдь не на пользу.

Сангвиники среди нас — это душа коллектива.

Холерики — движущая сила.

Флегматики — наша совесть.

Меланхолики — мозговой центр.

Почему так важно установить темперамент вашего ребенка?

Как мы временами сердимся на этих копуш, что готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рванувшего к двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из-за сущих пустяков! А непробиваемое безмолвие на все наши истерики?

Различие в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет несравненно проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.

Понаблюдайте за своими детьми. определите, какие черты наиболее присущи вам и вашему ребенку. Сделайте все это обязательно, потому что темперамент определяет нрав вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется.

Лишь помните, что не стоит перекладывать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные специфики характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и общественная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

Развернутая характеристика типов темперамента

Общая характеристика:

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, моментально принимает решения, оттого его идеи зачастую не продуманы, но весьма интересны. Холерик очень подвижен, не переносит длительного ожидания, подвержен острым переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке — реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, неуклонен и бесстрашен, может поменять свое решение в последнюю секунду с точностью до наоборот, обожает риск, приключения. Подобный мистеру Фиксу — не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.

Ежедневные проблемы:

— зачастую он настолько захвачен новой своей идеей, что просто не слышит ваших указаний;

— поручения устремляется выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;

— с трудом идет на компромисс, иногда вспыльчив и агрессивен не в меру;

— чрезмерная самостоятельность, расположение к риску и склонность к необдуманным акциям может привести к неприятным приключениям;

— холерик достаточно общителен, но легко может поругаться со всем коллективом разом и с каждым по отдельности. В начальной школе, когда авторитет старших силено, холерик, регулярноно получающий замечания от учителей, легко может стать изгоем в детском коллективе;

— проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истеричным реакциям, угрозам суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются.

Ошибки родителей:

Строгий контроль, сдерживание активности, гневные условия следить за собой приводят только к стрессовости и потере контакта с ребенком.

Занятия и увлечения. Основное — развернуть данную неистовую энергию в нужное русло. Холерикам исключительно рекомендовано заниматься подвижными видами спорта — это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, полагаться на свои силы. Холерику нужно много жизненного пространства, почаще посещайте с ним природу и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик запросто сможет попасть в неприятное приключение. Предпочтительнее уж исследуйте неизвестные места дружно с ним.

Чтобы компенсировать чрезмерную суматошность и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество несравненно важнее скорости. Ваш девиз — лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется регулярно заботиться о том, чтобы он контролировал свою работу и доделывал ее до конца. Постарайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любой проблеск старательности и терпения. Учите его проговаривать поначалу вслух, затем про себя этапы работы и следовать своему плану.

Очень важно обучить его налаживать взаимоотношения в коллективе — вы ведь не можете находиться рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка рассматривать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книжки и фильмы, проговаривайте варианты правильного поведения.

Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему метод выхода накопившихся эмоций — пускай колотит спортивную грушу, швыряет в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

Его стремление быть первым также возможно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет неплохой шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть больше терпеливым и внимательным. Лишь не пускайте это на самотек — всегда подчеркивайте, что взрослый, опытный человек может контролировать свои эмоции и считаться с интересами других людей.

Ребенок-холерик обожает читать о геройских подвигах и приключениях — восторгайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, приобретайте книги, где герои одолевают злодеев именно за счет силы воли и искусства дружить с окружающими людьми.

Ни в каком случае не стыдите его при всех, не ставьте в образчик пример «хорошего мальчика Васю», это вызовет исключительно злость.

Сангвиник

Общая характеристика:

Живой, жизнерадостный, сильный и невозмутимый человек. В детстве это ребенок — «солнце» — обычно в добром настроении, любознателен, активен, может контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, убежденного в своих силах человека. Свободно сходится с людьми, адаптируется к новой обстановке, в трудных обстановках не утрачивает чувства юмора, оставаясь сконцентрированным и деловитым.

Сангвиники — эмпаты, то есть легко разбираются в других людях, не очень взыскательны к окружающим и склонны воспринимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее позиции в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?" — обычно отвечают: «Со всеми».

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, когда оно им надоедает. Рутинная работа нагоняет на них скуку, и они постараются поскорее освободиться от нее.

Ежедневные проблемы:

— если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко «забудет» о ней и займется чем-то более интересным;

— если же все-таки увлечется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;

— не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

Ошибки родителей:

Сангвиник свободно общается, бодр и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, прекращают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Обычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние тревоги2 и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к деталям сильно сказываются на успеваемости, а в будущем — и на успехах в работе.

Занятия и увлечения. Сангвиникам также важен динамичный образ жизни, но в спорте они не будут шибко устремляться к результату. Их интересует сам процесс, подыщите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него высококлассного спортсмена наперекор его желанию.

Родители обязаны сделать основной акцент в занятиях на умении концентрироваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, создавание моделей и другие игры, что требуют внимания и тщательности, помогут выработать сосредоточенность и аккуратность. С сангвиниками позволено быть требовательным и, конечно, не следует пережимать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его влечении к регулрной смене деятельности. Помогите ему совершеннее изучить предмет, которым он занялся. Обычно подобным детям главное помочь переступить порог очередных затруднений, и они с свежими силами возьмутся за работу. Если данную работу не провести, то ребенок так и будет бросать каждое новое увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Весьма важно стимулировать упорство таких детей, старательность, увлеченность и понемногу повышать планку требований, достигая устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про «мелочи» в работе, указывайте ему, сколь небрежно и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения «ненужных», по суждению ребенка, правил, терпеливо обучайте его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, поощряйте его, радуйтесь его успехам, поражайтесь результатам и рассказывайте, как занимательно будет потом, когда он еще сильнее продвинется в своих занятиях.

Обсуждайте с ребенком его взаимоотношения со ровесниками и близкими людьми, побуждайте его поразмышлять о том, что в его поведении сможет обидеть или порадовать окружающих. Пробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

Ваш ребенок — как раз то самое «солнышко»? Тогда простите ему непостоянство — это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Общая характеристика:

Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими излюбленными игрушками, не любит беготню и шум, зато любит перекусить и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя окрестить мечтателем и выдумщиком. Обычно с детства бережно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен скурпулезно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он горазд устроить и скандал, если ему подали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то срывает обычный порядок его дня.

Играя с детьми, любит знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом достаточно редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко передавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может совсем разорвать взаимоотношения с обидчиком.

Он вполне сможет вырасти очень предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и эффективно трудиться даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Флегматик жаждет образовать упорядоченную систему организации всей своей жизни и отношений с окружающими людьми и миром. Тенденция следовать традициям, умеренность и расчет, стратегия и немногословие флегматика зачастую приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима стремительная и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

Ежедневные проблемы:

— пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;

— если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «Классная работа»;

— попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;

— маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;

— хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам;

— предлагая сыночку или доченьке выбрать новую ручку для школы, готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно вы сделаете выбор за него.

Ошибки родителей:

— не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;

— не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;

— не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами;

— наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности. Поэтому я во — время забрала дочь из госшколы.

Занятия и увлечения. Не бойтесь вверять ребенку достаточно ответственную работу, чтобы исполнить порученное вами дело. Вашим лозунгом должна стать распространенная народная поговорка — тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру неторопливого флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему увлекательные новости из окружающего мира, развивайте созидательное мышление, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Очень хорошо обучить его понимать эмоции и чувства окружающих его людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, по-иному он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

С другой стороны, если своевременно не пояснить флегматику, что существуют люди с иными взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие последовательно придерживались всем его правилам, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду — вот кого вы рискуете вырастить, если не обучите его терпимости. Подобный «белой вороне» может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик просто причислит к группе «неправильных» людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Отчего часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться постигать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Общая характеристика:

Дети-меланхолики необыкновенно нуждаются в поддержке и поощрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и абсолютно не в состоянии постоять за себя. Незначительная неудобство способно выбить их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с подобным видом темперамента быстро устают, теряются, если наталкиваются на трудности, быстро опускают руки.

Все вышеперечисленное совсем не сообщает о том, что меланхолики — несчастные неудачники. Некоторые из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих наибольшего внимания, искренней и душевной тонкости.

Внутренний мир меланхолика невообразимо богат, ему характерна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как «маленький взрослый» — весьма рассудителен, обожает искать всему объяснение, любит уединение. В постели долго грезит и размышляет.

Зачастую производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких предпочитает одного, с кем абсолютно откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: «У меня все нормально». Огласка его тайн может стать огромной травмой и вынудит еще сильнее отгородиться от всех.

У людей, близких к данному типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; желают вызвать сострадание окружающих.

Меланхолики предъявляют возвышенные запросы к себе и окружающим и довольно просто переносят одиночество.

Ежедневные проблемы:

— делая абсолютно безобидное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: «У меня никогда ничто не выходит, ни на что я не гожусь»;

— в детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание скучает и с сомнением приглядывается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится;

— отправив делать уроки свое чадо, вы находите его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: «Все равно ничего у меня не выйдет»;

— вы регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.

Ошибки родителей:

Успокоенные тихим видом скрытного меланхолика, взрослые зачастую не подмечают его переживаний и проблем.

Обычно упрекая в лени, пассивности и неспособности, педагоги лишь сильнее усиливают его нерешительность и вырабатывают его комплекс неполноценности.

Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом подсоединяется к коллективным играм, но, сумев осилить себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему влиться в игру, обучите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Заверьте его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом — «Людям типично ошибаться».

Для меланхолика существенно регулярно получать помощь близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах положительные моменты. Например, когда что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его интерес на результат деятельности, а не на оценку. Просите показать вам его достижения, восторгайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет преодолеть задачу. Рассказываете ему об этом, напоминайте о предыдущих успехах.

Учите его принимать ошибки как подсказку к будущим успехам, безмятежно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с какими он наверняка справится и результат которых может оценить как возможно побольше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним комичную стенгазету для школьного праздника, играет — изучите с ним известную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет. Это поможет ему набраться уверенности для решения более трудных задач.

Подобные дети зачастую ощущают себя «белой вороной» в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают внушительной надобности в общении. Неуверенному в себе меланхолику сложно войти в новый класс, участвовать в общих процессах и развлечениях. Старайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он сможет довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте чрезмерно сильно. Философствуйте совместно с ним, обговаривайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам весьма занимательно внимать его рассказам о себе, его размышления об окружающем мире. Обучите его искать выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.

Когда меланхолик ощущает себя комфортно в коллективе, он сможет выступать в роли мозгового центра, этакого «серого кардинала», и пользоваться почтением за свою фантазию и изобретательность.

3. Черноруцкий (1928г.) — выделил три типа конституции на основании особенностей телосложения:

3.1 Астенический тип — характеризуется сравнительно коротким туловищем и долгыми конечностями, узкой, плоской и сравнительно длинной грудной клеткой с острым эпигастральным углом, узкими плечами, тонкой длинной шеей, небольшим объемом живота.

3.2 Нормостенический тип — характеризуется пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом и выпуклой грудной клеткой, хорошим развитием мускулатуры.

3.3 Гиперстенический тип — характеризуется относительно длинным туловищем и короткими конечностями, короткой шеей, широкой грудной клеткой с увеличенным переднезадним размером, большой, часто выступающий вперед живот. В целом, имеется нарастание поперечных размеров тела.

Астеники

Преобладание процессов диссимиляции над ассимиляцией; тенденция к повышению ключевого обмена и алкалозу; учащенная утилизация глюкозы при сахарной нагрузке; содержание холестерина и липидов в крови в пределах нормы или снижено

Расположение к птозу органов брюшной полости, язвенной болезни, тяжелому течению туберкулеза легких, гипотонии, патологической аменорее

Преимущество процессов ассимиляции, склонность к понижению ключевого обмена и ацидозу; нарушение толерантности к глюкозе при сахарной нагрузке; повышенное содержание в крови липидов и холестерина

Склонность к заболеваниям сердечно-сосудистой системы (атеросклерозу, инфаркту миокарда, гипертонии), сахарному диабету пожилых, ожирению, желчекаменной болезни

Равновесие процессов ассимиляции и диссимиляции; показатели обмена веществ и физиологических процессов близки к средней норме

Предрасположенность к заболеваниям верхних дыхательных путей и опорно-двигательного аппарата.

Что с этим сделать? Предавать особое внимание органам и системам — мишеням.

4. Иммунные конституции. Иммунная конституция — конструкция глобулиновой защиты, в основе которой является механизм «антиген-антитело», устанавливающих характер и интенсивность иммунологических реакций («нормального» или аллергического, патологического характера), обеспечивающих стойкость внутренней среды (гомеостаз), или ее патологию.

4.1 Гиперглобулиновые — мощный иммунный ответ.

Весьма высокая температура, тенденция к аллергическим проявлениям.

Что мама обязана знать?

— Ограничивать облигатные аллергены при заболевании

— Давать время на реконволесценцию после болезни, нужно восстановить антитела

— Лечить себя от лихорадкофобии и учиться заботливо и неторопливо понижать температуру натуральными средствами (Приглашаю пройти свой Базовый курс с развернутыми рекомендациями в виде видео уроков — https://ladadoctor.com/portfolio-item/bazovy-kurs/)

Мой второй сын — яркий представитель.

4.2 Гипоглобулиновые — ослабленный иммунитет

Не бывает температуры, просто заболевают, долго болеют, зачастую с рецидивами и осложнениями.

Что мама должна знать?

— Противопоказана вакцинация

— Противопоказаны коллективы

— Нужна постоянная забота об иммунитете

Моя дочка — носитель этой конституции.

4.3 Нормоглобулиновые — средние значения. Не требуется специализированных мер. Мой первый и четвертый сын такие.

Конституции Аюрведы. Дети любого типа конституции более или менее подвержены обусловленному виду болезней (например — астме или запору) и имеют склонны проявлять некоторые черты характера (скажем, застенчивость или злость). Если у ребенка сформировался внутренний дисбаланс, следует применять тот способ лечения, который нужен именно для данного вида проблемы. Для этого, вам необходимо наверняка знать тип конституции своего ребенка, так же, как и механику важно знать, с каким автомобилем ему предстоит работать. Кроме того, необходимо, чтобы родители на своем случае демонстрировали детям, как жить в гармонии со своим персональным видом конституции, чтобы, став взрослыми, они не забыли этих правил.

Аюрведическая концепция акцентирует три ключевых типа.

Первый, представляющий зимний период, именуется вата или воздух. Второй, подходящий лету, называется питта либо огонь. Третий, выражая любовь к влаге, идентичен весyt и называется капха, земля или вода.

Для лучшего постижения этих типов представьте зиму холодным, сухим и ветреной порой года с качествами, свойственными воздуху и пространству. Лето представьте жарким, берущим свое начало у элементов огня, а весну — дождливой и грязной как элементы воды и земли. Три основных детских типа, вата = зима, питта = лето, капха = весна, возводятся на пяти ключевых элементах или составляющих природы: пространстве, воздухе, огне, воде и земле.

Три доши (вата, питта и капха) выступают как три управляющие силы физиологии человека. Доши состоят из основных компонентов природы: эфира, воздуха, огня, воды и земли.

Зима или вата проистекает из сочетания воздуха и эфира. В природе свойства холода и сухости лучше всего проявляют себя ветреной осенью и зимой. В организме же воздух отвечает за движение (дыхание, испражнения, кровообращение, расположение к раздражительности).

Лето или питта состоит из огня и небольшого числа воды, чтобы огонь не сжег все на своем пути. Жар предпочтительно проявляет себя в летние месяцы, а в организме она отвечает за работу кожи и печени, равно как и за процессы пищеварения в желудке и тонком кишечнике.

Питта контролирует зрение и подобные качество, как стремление к лидерству.

Весна либо капха является композицией воды и земли, из-за своей связи с тяжелыми и твердыми элементами природы, весенний тип отличают больше последовательные и медленные действия. В организме она отвечает за силу, устойчивость и удержание необходимого баланса жидкости. Неправильное связь этих элементов, земли и воды, может послужить причиной мощной простуды. Помните, что секрет жизненно необходим детскому организму. Где бы ни происходило выделение слизи в организме, это качество причисляется к весеннему типу.

Вата, питта и капха отображают три основополагающих элемента природы: воздуха и эфира, огня и воды, воды и земли. Это означает, что каждый ребенок наделен некоторым числом похожих качеств, но тип ребенка ставит то, в какой пропорции они соотносятся, и какие из них преобладают в его характере. Иными словами, мы получаем не просто тип организма, а настоящее психологическое и конституциональное представление о физических и умственных способностях ребенка. Согласно аюрведической теории, тип конституции человека воздействует на то, как он думает, расходует деньги, ест и спит, а так же проявляет реакцию на размер его тела, форму и многое другое. Чтобы упростить понимание, я опишу каждый тип ребенка по временам года.

Характеристика зимнего типа:

• легкое, худощавое строение тела, подвижный,

• имеет склонность к сухости кожи,

• отвращение к холодной погоде (легко мерзнет),

• неравномерное чувство голода,

• быстро схватывает новую информацию, но быстро забывает,

• склонность к беспокойству,

• склонность к запорам,

• склонность к чуткому и прерывистому сну.

Характеристика летнего типа:

• среднее телосложение,

• действует со средней скоростью активности,

• отвращение к жаркой погоде (легко перегревается),

• предпочитает холодную пищу и напитки,

• острое чувство голода и быстрое пищеварение,

• не пропускает приемы пищи,

• средняя скорость усваивания информации,

• средняя скорость запоминания,

• часто имеет рыжеватые волосы, красноватый цвет лица, име¬ет склонность к появлению родинок и веснушек,

• хороший оратор,

• имеет склонность к раздражительности и гневу,

• предприимчив и наблюдателен.

Характеристика весеннего типа:

• крепкое и крупное телосложение,

• сильный,

• большая выносливость,

• действуют медленно и методично,

• жирная гладкая кожа,

• вялое пищеварение, среднее чувство голода,

• спокойный, уравновешенный характер,

• медленно усваивает новую информацию, но долго помнит,

• медленно возбуждается и раздражается,

• спит крепко и долго,

• волосы густые, жесткие и волнистые.

Я имела возможность научиться растить здоровыми все варианты конституций и их сочетания, благодаря тому, что мой Первый сын — Вата (С Питой), второй Пита (с Ватой), дочка Капха (с Питой), и четвертый сын — Вата (с Питой). Если это знать — то можно всецело исключить дисбаланса дош и болезней. Приглашаю пройти мой авторский курс Аюрведа для мам — https: com/portfolio-item/ajurveda-dlya-mam/, где развернуто изложены все рекомендации. Вдобавок не менее значимая и информативная система конституций присутствует в моем курсе «Стихийные архетипы» — https: com/portfolio-item/stihijnye-arhetipy-v-cheloveke/. Чем больше вы знаете о ребенке тем больше у вас потенциала понимать и его душу, и его тело, и как функционирует его психика. Это очень значимые знания, применяя которые, вы сможете сберечь и любовь, и принятие и здоровье.

Сейчас вы понимаете все конституции вашего ребенка. Из вашего учитывания всех его индивидуальных специфик и формируется мандала его здоровья. Вот тут вы можете взглянуть на модель, как можно на основании сведения о конституций выработать систему здоровой жизни вашего ребенка — https://youtu.be/RiiXD1_bs1c

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медицинский университет для мамы. Написано доктором-иммунологом, натуропатом. В микроскопе детский иммунитет – все грани. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я