Город за лесом цвета индиго. Часть I. Светояр

Лада Вересова, 2023

Психологическая сказка для взрослых о событиях из жизни молодой учительницы и её учеников в далёком глухом селе, на месте которого, согласно легендам, находился древний сакральный город. Инициативная и свободолюбивая молодая учительница, любимица учеников и родителей, после внезапного конфликта в престижной городской школе оказывается в таёжном селе. Малозначительный инцидент запустил череду событий, неизбежно влияющую на жизнь многих людей и открывающую давно дремлющие тайны. В селе девушка сталкивается со множеством странностей, которые не может объяснить и начинает работать в классе, где все ученики изгои и на первый взгляд заняты бессмысленными занятиями. Постепенно за странностями села обнаруживается история давнего противоборства тёмных и светлых сил, неслучайным участником которой оказалась и сама учительница.

Оглавление

Глава 2. Предложение, от которого не отказываются

Тихий снегопад мелким пухом продолжал покрывать улицы усталого города. На фоне рано темнеющего неба в освещении фонарей белые крупицы были похожи на искры угасающей звезды. Видимо, поэтому когда-то в давние времена появилась традиция загадывать желание на первый снег и падающую звезду. И то, и другое пробуждало глубинные, неведомые переживания с безотчётной верой в чудо. Из двух поводов девушка, сидящая у окна, предпочитала первый. Снежинки на вечернем небе всегда вызывали у неё одни и те же смутные образы: то улыбающихся любящих лиц, то весёлого молодого человека, то подброшенной вверх серебряной монеты. Каждый год много лет подряд, заметив первую, совершенную в своей симметрии кристаллическую звёздочку, она ожидала встречи с этими предновогодними видениями и надеялась на осуществление заветной мечты — узнать тайну их появления, всего того, что могло быть связано с волнующими картинами.

Надо же, — думала она, перечитывая в телефоне текст «шаманского гимна», — «с нами добрая сила!», прекрасное изречение из русских архаических сказок! Почему Антон именно так зарифмовал? С момента появления в школе этот полноватый и несколько неуклюжий в движениях ученик прославился тем, что постоянно писал какие-то тексты, стихи… Среди одноклассников он был поэтом на все случаи жизни, за что уже с пятого класса получил почётное прозвище Хораг. Так в Древней Греции называли режиссёра. Антон настолько далеко в своих творениях не заходил. Но те небольшие тексты, которые им создавались для нужд коллектива, очень украшали жизнь. Отличаясь сильным и самодостаточным характером, он часто проявлял доброту и такт. Вот и сейчас, узнав, что классной руководительнице не удалось посмотреть импровизированный спектакль, отправил ей текст к танцу. Пытаясь, таким образом, дать возможность педагогу хоть как-то приобщиться к всеобщей радости. Но вместо этого Варвара Мстиславовна почувствовала безотчётное, как будто идущее из глубин души, волнение. Предчувствие, которое может испытывать человек накануне больших перемен, когда приближается к разрешению долго мучившей загадки. «И правда, что-то в этом есть от магии!» — не переставала она удивляться. «Если только, — продолжала размышлять учительница, неожиданно переключившись на более прозаичный лад, — если только это не отголоски элементарной усталости. Волшебством кажется уже сама возможность отдыха!»

Пронзительный звук стационарного рабочего телефона беспардонно прервал поток грёз.

Это был бы прекрасный день, если бы не этот телефонный звонок. Были отведены все уроки, вымыт кабинет, в электронном журнале проставлены оценки. У дежурной учительницы уже появилось предвкушение предстоящего выходного с чашкой чая и любимым фильмом. Это был бы прекрасный вечер, с неторопливой прогулкой по пустеющим заснеженным улицам, но…ушераздирающий звон вторгся в пределы заповедной гармонии. Девушка устало отступила от окна, с сожалением отрываясь от приятных мыслей, и взяла телефонную трубку.

— Это учительская? Нельзя ли позвать Варвару Мстиславовну? — последовала официально-пренебрежительная просьба.

Услышав, что на связи находится необходимый абонент, формальный тон несколько смягчился, приобретая оттенки вкрадчивой заинтересованности:

— Вас беспокоят из администрации ОНО.

Последовала пауза. Правила приличия, закреплённые незримым уставом каждой школы, предполагали, что такие промежутки в разговоре должны заполняться благоговейными вздохами. Но, молодая учительница прогрессивных взглядов делала вид, что не понимает этого подразумеваемого этикета. Не получив ожидаемой реакции, голос из телефонной трубки продолжил:

— К нам на следующей неделе приезжает очень важный гость — кандидат на должность главы администрации и попечитель вашей школы. Думаю, вы понимаете, о ком идёт речь.

Должностное лицо вновь сделало многозначительную паузу, давая вторую попытку использовать редкий шанс выразить почтение. Но, девушка и в этот раз равнодушно промолчала.

— Нужно его торжественно встретить, — в голосе говорящей появились патетические нотки с оттенком снисходительности, — и Вам, перспективному специалисту, — в интонации появилась лёгкая лесть, — по решению школы предстоит выполнить эту почётную миссию. Нужно что-нибудь творческое — какая-нибудь выставка, приветственная песня… Можно какое-нибудь неординарное оформление сделать, например, плакаты с цитатами из его выступлений — это я уже за Вас думаю, — дама самодовольно хихикнула, — в общем, что-нибудь этакое. Вы у нас специалист молодой, с фантазией, — голос стал почти сердечным, дружеским, — думаю, справитесь. Для Вас это будет чудесным опытом общения с необыкновенным человеком. У Вас есть время до среды, — возвращаясь к непреклонному, металлическому тону, закончила представитель администрации.

Не успела Варвара Мстиславовна что-нибудь ответить, как раздались гудки. Разговор был окончен без обсуждения. Недоговорённость, перерастающая в опустошение, образовала другое направление мыслей. Отдых был самым бессовестным способом украден, а радостное настроение непоправимо испорчено. Вместо него появились восходящие и скатывающиеся до самого дна уставшего организма волны эмоций с поиском ответа на вопрос: что делать?

Вернувшись с работы, она села за компьютер. Вышла на свою публичную страницу в социальной сети и написала объявление ученикам: «К нам приезжает почётный гость — Свиридов Николай Иванович. Необходимо организовать встречу. Открыт open — call1. Заявки можете присылать мне в личные сообщения». Долго ждать ответа не пришлось. Её всегда удивляла разность скорости реакции учеников в живом общении и при переписке в интернете. Первая явно проигрывала. Ответы и предложения обрушились лавиной. Однако размах их свободы был педагогом недооценён.

— Ну и зачем этот человек с горы к нам едет? — появился первый комментарий.

— А он уже переобулся в воздухе! Теперь вроде как «наш», — выразили мнение в другом.

— Придём все без штанов и босиком. Зарплаты родителей вдвое понизились! — проявили инициативу в третьем.

— А может, развесим сердечки в виде красных ягодиц с белыми «поцелуйчиками»? — поддержали далее, мгновенно умножив массовую переписку.

— Лучше белые ягодицы с красными поцелуями….

Пока учительница опомнилась, появился ворох подобных предложений. Пришлось тут же написать:

— Стоп!!! Давайте помнить о субординации, корректности, культуре, в конце концов. Я прекращаю обсуждение и удаляю переписку.

Но стало ясно, что рассчитывать на поддержку школьников ей не придётся. Предстояли напряжённые выходные…

***

В понедельник Варвара Мстиславовна направилась в кабинет к директору, надеясь избавиться от навязанного бремени. Но её ожидал неприятный сюрприз.

— Вот наш прогрессивный молодой специалист, — директор с подчёркнутым сарказмом, без приветствия сразу начала разговор, — не понимающий пределы дозволенного! Настолько нестандартный, что позволяющий себе перешагивать все мыслимые и немыслимые нормы!

Увидев вопросительный взгляд, она продолжила:

— Это, исходя из какой такой оригинальности, Вы себе допустили публичную насмешку над уважаемым человеком?

Удивлению учительницы не было предела. Информация была в сети от силы минуту и стала сразу известна? Как бы угадав её мысли, директор ответила:

— Вы, видимо, полагаете, что, кроме Вас, никто не умеет пользоваться интернетом? Ошибаетесь! Я ждала на вашей странице грамотного задания ученикам и объявления учителям. И, если помните, никогда не одобряла вольные дискуссии. Этот попустительский демократизм рано или поздно должен был показать свою изнанку. Вся грязь, впитанная этими детьми неизвестно откуда, выплеснулась наружу. И нам теперь придётся как-то устранять её последствия. Вы понимаете, что спровоцировали? Скажите ещё спасибо, что мы вас не привлекаем к ответственности за неуважение к власти!

Накопившееся напряжение Варвары дало о себе знать. К тому же наконец-то появилась возможность дать обратную связь.

— А почему Администрация и уважаемый гость не стесняются провоцировать? Зачем делать громкую встречу, если накануне на его предприятии были сокращены рабочие места и урезаны зарплаты? Почему бы вместо этой встречи не позаботиться об этих людях и таким образом приобрести популярность для выдвижения своей кандидатуры на пост губернатора? Как можно осуждать детей за то, что они протестуют против бессердечного отношения к их родителям?

— О чём вы говорите? При чём тут Николай Иванович?

— Как это «при чём», если он является владельцем? И почему меня обязывают что-то делать, не спрашивая моего желания?

— Потому что это Ваша работа! — директор собиралась было вернуть инициативу разговора себе, но учительница просто так не отступала.

— Какая это работа? Она никак не связана с моими предметами. Я просто однажды согласилась помочь в организации мероприятия, а Вы сделали это моей дополнительной обязанностью. Неоплачиваемой, между прочим. Пока ещё ни одного обещания, которые мне дали при устройстве на работу, не было исполнено: зарплата низкая, вместо квартиры — место в комнате общежития!

— Остановитесь! — голос директора стал ледяным. — Вот и представитель администрации сказала, что Вы по-хамски разговаривали. Мне понятна ваша позиция, — она неожиданно стала спокойнее, а её взгляд — отстранённо-блуждающим. Так происходит, когда одновременно с обсуждением одного вопроса решается какая-то другая неотложная проблема.

— Хорошо, идите работайте, а вечером решим все ваши недоразумения, — эмоции в её голосе исчезли, вместо них появился равнодушный, отстранённый тон.

Когда Варвара Мстиславовна вечером вернулась в этот же кабинет, то застала начальницу, на удивление, в добром расположении духа.

— Проходите! — голос звучал торжественно доброжелательно. — Знаете, мы решили удовлетворить все ваши просьбы.

Победная улыбка вызвала у учительницы лёгкую тревогу.

— Вы освобождаетесь от необходимости встречать нашего высокого гостя, — далее последовала короткая пауза с попыткой угадать ответную реакцию посетительницы. — И Вам предоставляется шанс значительно повысить свою зарплату, — снова наступила пауза с прежним намерением. — Более того, выделяется новая жилплощадь, и даже не квартира, а отдельный дом! Но, — в монологе явно присутствовало наслаждение производимым впечатлением, — не в нашем городе! Чтобы воспользоваться такими возможностями, необходимо переехать в Светояр! Отдел образования готов оформить перевод незамедлительно! Там как раз образовалась нужная вакансия. Конечно, можно отказаться и остаться работать здесь. Но, как понимаете, былые привилегии, абсолютно не ценимые вами до этого, отменяются. Работать будете на общих основаниях! Без самодеятельности! Можно ещё уволиться по собственному желанию, — эти слова были сказаны, скорее, вопросительно. — Сами знаете, хорошую работу в этом городе уже вряд ли удастся найти. Так что Светояр — лучшее предложение! Хотите, можете уже завтра и отправляться, документы мы вышлем.

Светояр был полузаброшенным, вымирающим селом, на севере области, без перспективы развития. Туда и добраться было не так-то легко. Сначала нужно было потратить восемь часов на поезд, чтобы оказаться в районном центре Северске. От него — четыре часа на автобусе до соседнего села Ухтинск. А потом — около полутора часов на попутке, по лесной разбитой дороге уже в Светояр. Никто не хотел в него ехать. Все, кому приходилось в тех краях побывать, возвратившись, становились уже другими людьми: потерянными, неуверенными, без интереса к жизни. Что-то было в тех местах, парализующее волю к жизни даже при упоминании — то ли сам факт изолированности, замкнутости, то ли слава пагубного для живого энергичного человека места, трудно сказать. Для молодой девушки с большими планами на будущее такое предложение было, мягко говоря, жестоким. И Варвара Мстиславовна прекрасно понимала его подоплёку, как понимала и то, что показаться сейчас слабой и испуганной в глазах всесильных чиновников означало проиграть сражение без боя. На пробуждение страха и был расчёт. А ещё, на последующую покорность, угодливость…противно было даже думать. Поэтому она встретила прозвучавшие слова без смущения:

— Ну и что? Могу и поехать, если Ваши обещания, действительно, будут исполнены!

— Прекрасно, наконец-то мы нашли общий язык!

Разговор был окончен. Взглянув в глаза довольной руководительнице, учительница развернулась и пошла к выходу.

***

— Знаешь, нельзя быть такой гордой, — искренне возмущалась соседка по комнате. — Не такая уж директриса наша и несговорчивая, с ней можно найти общий язык. Пойди пади в ноги, извинись, сделай встречу, как просят, и всё встанет на прежнее место!

— Пади в ноги? Ты себя-то хоть слышишь? Мы что, при феодализме живём?

— Ты реальность видишь?… Работала в лучшей школе города!… Знаешь, сколько желающих оказаться на этом месте — очередь!… Чего бы они с тобой церемонились?

— Того, что я с отличием закончила вуз, хорошо работаю и много что ещё умею и выполняю, помимо своих основных обязанностей!

— Ну и что! Ведёшь себя так, как будто бы самая сильная и неуязвимая. Но на самом деле ты обычный человек, а вокруг много сил, которые нужно замечать и с которыми стоит считаться. Всё, что ты имеешь, — это молодость и оптимизм. Но, как сама понимаешь, такой капитал быстро растрачивается. Да, ты хороший человек, способный педагог. Но, если так всегда будешь спорить, прослывёшь конфликтной личностью, а все твои педагогические успехи будут низведены до случайных удач на фоне статуса неудачницы. Пора повзрослеть и расстаться с подростковым максимализмом! В сущности, на самом деле: правда — это просто идеал! А идеал, на то и идеал, его в реальности не существует! Вспомни своё любимое изречение: «истина посередине»! Теперь примерь эту поговорку на существующую ситуацию. Жизнь — это череда компромиссов с теми, у кого есть сила.

— Может, стоит думать как-то по оптимистичнее. Например, верить в собственные силы, силы добра, наконец.

— Я бы так это не переоценивала! По сути то, что ты называешь верой в себя, — гордыня, а вера в добро — наивность! В реальности всё сложнее!

— А я бы не недооценивала! Может быть, всё-таки существует естественное право человека быть самим собой? А добро — не просто слепая вера, а особая реальность, с которой тоже нужно считаться? Почему мы помним о силе людей, наделённых властью, но не боимся нарушить связь с силами добра?

— Потому что сильные люди реальны, их любят, так как они могут защитить, а добрая сила — нет! Это только в сказках говорится «с нами добрая сила!». А в жизни, ты хоть раз её видела?

Вопрос на мгновение незавершённой мыслью повис в воздухе и после небольшой паузы материализовался в вывод:

— Поэтому ты едешь в дыру, полную странностей!

— Я еду просто в неизвестное место, где живут обычные люди, — по-своему решила завершить дилемму Варя.

Опять помолчав немного, подруга, изменившимся до сочувствия тоном продолжила:

— Там, говорят, не совсем «такие же» люди. Странные они какие-то. Все, кто туда ездил, вернулись подавленные.

— Что значит подавленные? — голос собеседницы стал мягче, но сохранял уверенность.

— Обстановка там какая-то нездоровая. Ну и люди такие же. Глушь, что ты хочешь? Прошлый век!

— Посмотрим. Тем не менее, все вернулись живыми — здоровыми? Значит — не так уж всё и плохо.

— Ну да, стакан или наполовину пуст, или наполовину полон.

— Ира, мы же с тобой детдомовские! — привела Варя последний, как ей казалось, самый весомый аргумент. — Нам ли бояться новых людей и неизвестных условий жизни! Мы договоримся с кем угодно!

Девушка в ответ только вежливо улыбнулась. Даже в личной беседе такое напоминание вызывали у неё неловкость и смущение. Она стеснялась обстоятельств своего детства, считая их признаком неблагополучия и плохой репутации. Одноклассница же, напротив, относилась к своему прошлому невозмутимо и с достоинством, принимая эту сторону жизни как часть собственной неповторимой судьбы.

— Знаешь, у тебя даже новогодние мечты не меняются, — наконец, после непродолжительного молчания, снова другим, уже полушутливым тоном выдвинула Ирина контраргумент, — как в детстве, так и сейчас, мечтаешь о семье, которой ни у тебя, ни у меня нет, богатом муже…

— Почему о богатом, а не любящем?

— Потому что подброшенная монета — это не про любовь!

— Я всегда была не согласна с тобой в этом вопросе… — смеясь, ответила собеседница. Такая интерпретация её необычных новогодних ассоциаций и шутливый спор появились между ними давно, с момента их первых, ещё детских, взаимных доверительных откровений и всегда обеих веселили, как веселит мрачный реализм, если внезапно превращается в чёрный юмор. В отличие от подруги, Варвара ничего не помнила о своём детстве. До пятилетнего возраста — того возраста, с которого она оказалась в детском доме. Поэтому для неё эти внезапно появляющиеся с первой снежинкой образы были не просто видениями, а основанием призрачной надежды на появление воспоминаний. Однако сам их характер, скорее, предполагал, что это — всё же мечты, фантазии, а не забытые картины другой жизни.

— Мне тяжело с тобой расставаться, — уже серьёзно, но без излишней лирики произнесла Ирина. — Мы всегда были рядом. А теперь — вдруг раз и порознь, из-за пустяка, по сути… Но не буду скрывать, не хочу следовать туда же!

— И не надо! Однажды нам бы всё равно пришлось принимать такое решение. У каждого своя жизнь. К тому же, мы обе понимаем, что чего стоит. Так что всё в порядке! Не будем друг другу портить будущее! Может, мне там понравится, и ты ещё зачастишь в гости…

Однако, как ни настраивала себя Варя и ни делала вид, что ничего особенного не происходит, состояние было тревожным. Неожиданный поворот событий поверг её в замешательство, смятение. Она чувствовала себя сбитой с толку. Сборы были недолгими. Все вещи могли уместиться в один большой чемодан. Но и его девушка брать не хотела. Взяла только самое необходимое в сумку-рюкзак. Об остальном договорилась — вышлет Ирина, как только появится первое сообщение о благополучном прибытии и поселении на новом месте.

Напоследок, чтобы не будоражить класс, Варя написала сообщение Хорагу с просьбой передать послание. Сдержанное, по-деловому, без деталей: «Нужно срочно уехать, надеюсь на сохранение прежнего тонуса в учёбе. Вы у меня умницы! Уверена, справитесь». Ответ Антона тоже был достаточно сдержанным: «Удачи, успехов, будет возможность — пишите». Он, как и многие другие, понимал подоплёку возникшей реальности. Так же, как и важность избегания излишнего обсуждения и раскачивания эмоций.

Уладив необходимые формальности, в четверг ночью изгнанница села в поезд и уехала. Путь к новому месту работы представлял собой отдельное испытание. Рассчитать окончательное время прибытия было сложно. С учётом всех трудностей, при удачном раскладе Варя надеялась на вечер пятницы. В худшем случае, при необходимости где-то заночевать — на день субботы.

Ни сама учительница, ни другие участники этой конфликтной истории даже не подозревали, что происходящее становится началом грандиозных изменений. Такие изменения можно было бы назвать Великой трансформацией, настолько обширным и глубоким стало их влияние на жизнь многих людей. Как по «эффекту бабочки» малое нарушение равновесия приводит к большим переменам, так и здесь: новое направление в судьбе обычной девушки запустило сложный вселенский механизм преображения окружающей реальности. Никто даже не почувствовал масштаба их действия! Но уже спустя короткое время многие стали замечать странные и удивительные явления в своей жизни. В мелочах, нарушающих привычные дни, в снах, новых мыслях, догадках… Во множестве удивительных совпадений. Не подозревая, что суть этих явлений — отражение начала грандиозных изменений, которые мы абсолютно субъективно и произвольно назовём законом Великой трансформации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Город за лесом цвета индиго. Часть I. Светояр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Конкурс, где каждый творец может предложить свою идею, а затем воплотить её.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я