Контроль и ревизия. Ответы на экзаменационные билеты

Л. Ф. Терентьева, 2009

В пособии раскрыты сущность контроля, взаимосвязи видов контроля и ревизии, подготовка, планирование и проведение контроля и многие другие вопросы, необходимые для сдачи экзамена на «отлично», в рамках программного тематического плана дисциплины «Контроль и ревизия». Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Оглавление

9. Подготовка и планирование внешнего контроля

Внешний контроль (аудит) осуществляется независимой организацией на договорной основе с экономическим субъектом с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, а также оказания консультационных услуг.

Рационально организованное ведение контроля позволяет миминизировать время на проведение аудиторских процедур и обобщение полученной информации, улучшает качество полученной информации и расширяет возможности контроля.

Перед началом работы проходит первый, т. н. подготовительный этап аудита, в течение которого необходимо выработать решение по следующим вопросам:

1) заключить договоры на проведение аудита и определить условия его проведения (продолжительность, оплату и др.);

2) осуществить подбор сотрудников для проведения аудита.

Вторым этапом аудита будет его планирование, включающее такие мероприятия, как: получение сведений о клиенте; предварительная аналитическая проверка, предварительная оценка системы внутреннего контроля, масштабов работ; оценка аудиторского (общего) риска; завершение экспертизы и оценку предварительных данных, разработка общего плана (стратегии) аудита; определение оптимального доверия к системе внутреннего контроля; разработка соответствующих процедур тестирования системы внутреннего контроля; разработка независимых процедур тестирования; написание программы (тактики) аудита.

Третий этап — сама процедура аудита, когда необходимо дать оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, используемым в организации. Этот этап включает в себя проведение тестов, окончательную оценку внутреннего контроля, корректировку программы аудита.

Четвертый этап — независимые процедуры, когда аудитор собирает аудиторские доказательства (рабочие документы аудитора), необходимые в дальнейшем для формирования его мнения об отчетности. Независимые процедуры включают такие мероприятия, как: проведение независимых тестовых операций; проведение аналитических процедур; проведение тестов оборотов по синтетическим счетам; проведение проверочных процедур общего составления баланса; оценка результатов независимых процедур; обобщение полученных данных и их оценка, корректировка программы аудита и др.

Пятый этап аудита — формулировка мнения и составление аудиторского отчета (заключения), в котором должно быть отражено мнение аудитора об отчетности, включает: проверку финансовой отчетности, проверку результатов аудита, составление мнения о достоверности отчетности; составление проекта отчета; написание отчета.

Результат аудиторской проверки в соответствии с аудиторскими стандартами оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы).

Заключение аудитора имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ. Структура аудиторского заключения, применяемого в РФ, приближена к международным стандартам оформления заключения и состоит из трех частей — вводной, аналитической и итоговой.

Нарушение законодательства РФ об аудите аудиторскими организациями и их руководителями, индивидуальными аудиторами, аудируемыми лицами, подлежащими обязательному аудиту, влечет уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Осуществление аудиторской деятельности организацией или индивидуальным аудитором без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я