Путешествие по сказкам. Нравственное развитие дошкольников с ОНР

Л. Н. Шаманская, 2010

Гармонизация чувств у детей, развитие у них умения управлять своими эмоциями и настроением, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких, друзей и окружающих – основные аспекты работы по эмоционально-нравственному развитию дошкольников с нарушениями речи, представленные в книге. Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрыми и отзывчивыми помогут знакомство со сказкой, театрализация, изобразительное и музыкальное искусство, этюды психогимнастики, коммуникативные игры и упражнения. Пособие может быть использовано логопедами, воспитателями детских садов для проведения кружковой работы, организации дополнительных платных образовательных услуг. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

  • Введение
  • Сказка как средство развития нравственных качеств у дошкольников
Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие по сказкам. Нравственное развитие дошкольников с ОНР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сказка как средство развития нравственных качеств у дошкольников

Разработанный М.И. Чистяковой модифицированный курс занятий (Психогимнастика. М., 1990) по знакомству детей с эмоциональными состояниями человека, их проявлениями пригоден для нормально развивающихся детей без указания возраста. В нем нет учета недельной лексической тематики, по которой работают с детьми с речевыми нарушениями.

Предлагаемые Л.П. Стрелковой (Уроки сказки. М., 1990; Войди в тридесятое царство. М., 1995) разнообразные приемы формирования эмпатии предназначены родителям для использования в семье и индивидуальной беседе с нормально развивающимися дошкольниками. Но дети с тяжелыми нарушениями речи — особые, им недостаточно этих приемов.

Сочетание знакомства со сказкой, работой над лексической темой недели и различными видами деятельности (театрализованной, изобразительной, музыкальной), этюдами психогимнастики, коммуникативными играми и упражнениями для развития навыков общения со сверстниками и создания в группе эмоционально-положительного микроклимата позволяет решить следующие задачи:

— гармонизация чувств каждого ребенка в группе детей с речевой патологией;

— освоение «букваря эмоций», обучение адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний;

— обучение умению понимать состояние и переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние другого человека;

— развитие коммуникативных навыков ребенка;

— создание эмоционально-положительного микроклимата в группе детей с речевыми недостатками.

Данный проект предполагает поэтапное знакомство со сказками.

1. Подготовительный этап — знакомство родителей с программой предстоящей работы, объяснение ее значения для нравственного здоровья ребенка с тяжелыми нарушениями речи, привлечение их к сотрудничеству.

2. «Долина детства» — знакомство детей с простыми сказками и однозначными поступками героев (располагаются на «лестнице добра и зла»); усвоение «букваря эмоций», использование этюдов психогимнастики: радость, удивление, горе.

Детям предлагается разучить известные простые диалоги: «Здравствуй, киска, как дела?», «Елочка-елочка», «Лизавета, здравствуй», «Ну, Весна, как дела?».

Настроить детей на внимательное слушание помогает образ бабушки Маланьи, которая читает детям сказки, проводит игры, беседы. На помощь приходят организационные коммуникативные игры: «Доброе сердце», «Передавалка», «Назови ласково свое имя».

Каждая прочитанная сказка зашифровывается пиктограммой на карте путешествий. За весь период обучения появляются три карты. Для этого этапа можно предложить следующие произведения: «Просто старушка» В.А. Осеевой, «Друг детства» В.Ю. Драгунского, «Воробьишко» М. Горького, «Цветик-семицветик» В.П. Катаева, «Приключения маленького щенка» У. Диснея, «Кукушка» (ненецкая сказка), «Айога» (нанайская сказка), «Заяц-обманщик» Н.И. Сладкова.

3. Путешествие по «Волшебным холмам» — более глубокое познание сказочного мира. Окунаясь в театрализованную деятельность, разыгрывая этюды психогимнастики, дети усваивают выразительность жестов, воспроизводят различные черты характера, учатся тонко чувствовать друг друга, преодолевать барьер в общении.

В мини-сценках «Ушки-непослушки», «Капризный медвежонок», где участвуют 3–5 героев, некоторым детям можно предложить характерные роли, в процессе исполнения которых они избавляются от своих отрицательных черт характера.

На так называемой карте «Волшебные холмы» размещаются пиктограммы:

— русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка»;

— «Стойкого оловянного солдатика», «Свинопаса» и «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена;

— «Золушки» Ш. Перро;

— «Трех прях» и «Беляночки и Розочки» братьев Гримм;

— «Чудесного приключения Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф;

— «Мальчика-звезды» О. Уайльда и др.

Беседа о нравственности поступков героев чаще всего проходит на пятиступенчатой «лестнице добра и зла». Дети отвечают на вопросы:

— Наклонилась бы к тебе яблонька? А к маме? А к папе?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Сказка как средство развития нравственных качеств у дошкольников
Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие по сказкам. Нравственное развитие дошкольников с ОНР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я