Статистика. Шпаргалка

Л. М. Неганова, 2009

Шпаргалка подготовлена в соответствии с программой учебного курса «Экономическая статистика». В пособии кратко изложены ответы на вопросы по данной дисциплине, достаточные для ответа на экзамене или зачете. Пособие поможет в короткие сроки повторить ранее изученный материал, а также эффективно подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету. Издание предназначено студентам экономических специальностей.

Оглавление

8. Статистические группировки

Статистическая группировка — метод исследования массовых общественных явлений путем выделения и ограничения однородных групп, через которые раскрываются существенные черты и особенности состояния и развития всей совокупности.

Группировка является важнейшим этапом статистического исследования, соединяющим сбор первичной информации об объекте исследования и анализ этой информации на основе обобщающих статистических показателей.

Основные задачи, которые решаются с помощью группировок:

1) выделение социально-экономических типов;

2) изучение структуры социально-экономических явлений;

3) выявление связи между явлениями.

При проектировании группировок возникают следующие важнейшие проблемы:

1) определение группировочного признака (основания группировки). Группировочный признак — признак, по которому происходит включение единиц в группы. Его выбор зависит от цели группировки и сущности данного явления;

2) выделение числа групп. Число групп определяется с таким расчетом, чтобы в каждую группу попало достаточно большое число единиц;

3) определение интервалов групп. Интервалы могут быть равными и неравными. Последние, в свою очередь, делятся на равномерно возрастающие и равномерно убывающие.

В зависимости от круга решаемых задач выделяют следующие виды группировок:

1) типологические группировки. Их задача — классификация социально-экономических явлений путем выделения однородных в качественном отношении групп;

2) структурные группировки. Их задача — изучение состава отдельных типических групп при помощи объединения единиц совокупности, близких друг к другу по величине группировочного признака;

3) аналитические группировки. Их задача — выявление связи между социально-экономическими явлениями путем оценки влияния одних признаков на другие. В основе аналитической группировки лежит признак-фактор, влияние которого на результативные признаки изучается.

Группировка, в которой группы образованы по одному признаку, называется простой. Если для характеристики явления недостаточно разбить совокупность на группы по какому-либо однородному признаку, строят сложные группировки.

Сложной называется группировка, в которой разделение совокупности на группы производится по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации). Такие группировки дают возможность изучить структуру совокупности по нескольким признакам одновременно.

Социально-экономический анализ предполагает использование системы простых и комбинационных группировок.

Также часто прибегают к вторичной группировке-перегруппировке уже сгруппированных данных. Вторичная группировка может быть проведена методом простого укрупнения интервала.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я