Старорусская народная ворожба и гадания. По священным и отреченным книгам

Л. И. Моргун

По Руси издревле ходили самописные книги, порой священного, порой апокрифического, а порой и крамольного содержания. Правительство и духовенство боролись с крамолой. В кодекс запрещенных книг наряду с апокрифами были занесены книги суеверного и гадательного содержания, такие как «Рафли», «Громник», «Трепетник», «Молнияник». Далеко не всегда эта борьба была объективной, в результате чего наша страна лишилась значительного пласта своей национальной культуры.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Старорусская народная ворожба и гадания. По священным и отреченным книгам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4. Костословие или ворожба на игральных костях

«Кости — это зло, кости — это азарт, кости — это погибель человеческая…» Таково официозное мнение, бытовавшее во все времена. Что же такое кости на самом деле?

Если бы змий подкинул Еве не яблоко с Древа познания, а кости, мы бы больше поверили в эту легенду, поскольку про яблоко говорится лишь в Ветхом завете, а кости были известны у всех народов, способных обстругать две палочки или обтесать две косточки. Они были и продолговатыми, и квадратными, и костяными и деревянными, и с точечками и со сплошь залитым пространством, но они всегда и везде оставались ИГРОЙ. Да, древнейшей игрой человечества. Человечество можно отучить от многих вещей, но нельзя отучить от пристрастия к игре. Вот, 1 июля 2009 года вышел закон о закрытии игорных домов по всей России — и что же вы думаете, он решительно прекратит доступ русским к ИГРЕ??? Ну, к американским игровым автоматам, может, еще и прекратит, но уж никак не к игре. Потому что азарт — это глубинное чувство, которое исподволь таится в душе человеческой; человек еще и сам не знает, азартен ли он или нет, и лишь случайный разброс карт или бросок костей способен вызвать в нем древнейшую страсть. Поэтому игровые автоматы и казино с рулетками и американским покером — это для русского человека лишь детский лепет, стягивание зарплаты с изгоя, а вот кости, сека и бура в домашних условиях да еще с привлечением уголовного элемента в качестве «крыши» (прикрытия) — это будет и впрямь проблемой. Игорные дома лишь разбудили в русском человеке страсть к игре, как марихуана пробуждает тягу к неведомым физиологическим ощущениям — к химическим наркотикам. А потом человек начнет искать отдушину для этой страсти. И поедет для этого не на Алтай, в легальную игровую зону, а к соседу Федьке, у которого каждый вечер играют в секу по маленькой, и где он хотя и спустит зарплату в три часа, но получит свою дозу адреналина — ибо не ради денег играют в азартные игры, а ради этого томительного ощущения — «придёт фишка или не придёт», которое и вырабатывает в наших организмах пресловутый адреналин.

И еще немножко о прогностике

Прогностика — это настолько увлекательная наука, что можно провести всю жизнь, занимаясь лишь ею. И лишь потом, обнаружив себя на приемном пункте с полными авоськами пустых пивных бутылок спросить себя «а на зачем ты, друг сердешный, не занялся чем-то другим?» Прогностика — это вычисление будущего пути развития нашей цивилизации, и в этой псевдонауке до сих пор не преуспел решительно никто из ученых, которые ей занимались. Не преуспели в ней и талантливые, и даже гениальные писатели, которые пытались что либо прогнозировать на будущее (хоть на сотню-другую, хоть на пару-тройку лет). «Господь изощрен, но не злонамерен», гласит древняя иезуитская поговорка. Ну и в самом деле — а чего Ему идти на поводу у хлипкого человеческого мудрость? Писатели XIX века придумывали супердирижабли — а братья Райты изобрели самолет, Жюль Верн предложил «Из пушки на Луну», а Вернер фон Браун изобрел ракету, Ефремовские герои пользовались коммуникативными кристаллами — а наши тинейджеры вполне обходятся мобильниками. И потому верить в то, что твоя судьба зависит от того, как лягут карты или какими сторонами упадут кости ни в коем случае нельзя!

Однако… удачный или неудачный бросок костей или расклад карт вовремя может вас наставить на размышление — совершать данный поступок или не совершать. И в этом отношении русская ворожба ничуть не хуже китайской «Книги Перемен» или карт Таро. Во всяком случае, когда у автора этих строк возникла срочная потребность уезжать в другой город на переговоры по соучастии в судьбе некоего издания, обычные кости сказали мне «Не езжай». Конечно, для меня, современного человека, который и вещи свои собрал, и ноутбук упаковал, это было дикостью, но я (спустя час) опять позвонил в то место, где меня ждали, и выяснилось, что и ответственный за переговоры человек куда-то срочно уехал, и гостиницы для меня нет, и встретить меня никто не сможет. Я остался дома, а спустя несколько дней эти люди ко мне приехали сами. И мы провели вполне успешные переговоры.

Поэтому ворожба на игральных костях или, выражаясь старорусским словом, «костословие» — это старейшая и древнейшая замена азартной игре в «зернь», от которой в старину так страдали русские люди, и которая заменила азартную игру на деньги на безобидное вопрошание своего будущего. Насколько это было научно или антинаучно никто сказать не может, ибо эта игра была записана в книге «Рафли», которая была немедленно запрещена как «отреченная», хотя чего там было богопротивного мы, ей-ей, до сих пор понять не можем.

Но вообще-то можем. Поскольку неведомый русский гений-изобретатель игры сделал прорыв в такую (до сих пор не познанную) науку, как прогностика. Да, прорыв был неграмотным, невежественным, может быть и антинаучным. Но он — был! Человек впервые ворвался в промысел Божий — в будущее. Вот за это и отрекли «Рафли». А на самом деле это вполне занятная и увлекательная книжка, какую мы и предлагаем читателю в последующих главах. Лично я наши русские «Рафли» очень уважаю и порой к ним прибегаю. Но все это будет содержаться в последующих главах.

Рафли — или гадание царя Давида

Если на Востоке одной из самых знаменитых гадательных книг была «И-Цзин», «Kанон Перемен» с ее триграммами (3 линии в фигуре) и гексаграммами (6 линий в фигуре) — фигурок из линий, цельных и разорванных («Ян» и «Инь», 1 и 0), на Западе прибегали к стихам Вергилия или позже к Библии, то на Руси очень похожим по сути гаданием было так называемое Гадание царя Давида, иначе говоря «Метания» или «Рафли».

Слово «Рафли» происходит от слов «графить», «разграфлять». Запрещение этой книги на Руси было столь категорическим, что люди не решались держать ее у себя, и в наши дни от нее остались лишь два-три разрозненных списка. Судя по статьям в русском Интернете, и наши современники остаются в полном неведении относительно этой книги, поскольку разные авторы называют ее то «астрологическим сочинением», то предшественницей арабской геомантии, то аналогом китайской «И Цзин». Разумеется, это не так.

В. М. Васнецов. Баян. 1910 г.

В действительности «Рафли были оригинальной русской гадательной книжкой, благодаря которой гадали с помощью трех игральными костей, а прилагаемая таблица помогала определить какой был сделан бросок — удачный или неудачный и что он предрекал человеку.

Для того составить полный сборник по номерам, мне пришлось воспользоваться минимум двумя источниками. Так, номера с 6—4—2 по 6—2—2 даются по иному списку, нежели остальные.

Слово «меть», то есть «метание», «бросок» часто встречалось в этом тексте. «Добрая меть» — это хорошее метание, хороший жребий, выпадение хороших» очков на трех «метнутых» на стол игральных (гадальных) костях-кубиках (или зарах).

Согласно «мети» приводится некий назидательный афоризм из христианской мифологии, после чего в толкователе следовало заключение-аналогия: «Тако и ты, человече…» будешь иметь то-то и то-то.

Однако как не запутывались наши предки в таком количестве комбинаций? Ведь даже две игральных кости могли дать 1296 комбинаций, а 3 кости давали 46656 различных позиций.

Приводимый «номер» есть набор чисел на кубике. Комбинации выпадаемых костей здесь построены от большего к меньшему, поэтому самым первым набором приводится самое большое — это сочетание 666 (кстати, без всякой привязки к «звериному числу» Апокалипсиса!).

Какие бы комбинации костей и в каком бы порядке они ни были рассыпаны перед вами, все они выстраиваются в следующем порядке — ПО СТАРШИНСТВУ.

Первое число — наибольшая выброшенная из трех костей;

Второе число — следующая по величине кость;

Третье число — последняя кость.

После этого отыскивали в таблице подходящую ячейку, а затем по книге смотрели ее истолкование.

Для начала вы должны сформулировать вопрос, который хотите задать «рафлям», а главное — запастись комплектом из трёх игральных> костей (можно со стаканчиком, а можно и без)

Cформулируйте любой вопрос (тут «Рафли» дают вам абсолютную свободу, поскольку отвечают сразу же на ряд вопросов), затем произведите бросок и определите ячейку, под которой он значится, обращайте внимание на положение костей — и отправляйтесь на страницу, где вам будет дано толкование.

Егда откроет человеку.

Тогда придает веселость веку,

Противное — увеселяет,

И все радостное — в печаль обращает.

Ты же, человече, помни печаль и радость.

ОПИСАНИЕ БРОСКОВ (метей)

Меть 1. 666

Под солнцем заря воссияет, и будет день светел, и возрадуются православные люди Господню просвещени: тако и ты, Человече, возрадуешься орудию своему; что еси думал и гадал, все радостно совершится — аще ли о пути дальнем или ближнем, или о доме, или недруга боишься — и ты иди в путь, везде честен будешь; Бог тебе в помощь, и в путь свой сходишь, здрав и добро будет с корыстию во всем.

Меть 2. 665

Воссияет свет Солнца и будет день светел.

И возрадуются люди православные о своем орудии — так царь Давид речет.

Тако и ты, человече, возрадуешься орудию своему:

орудие твое светло и радостью совершится.

Ежели мечешь кости о болезни — болящий восстанет.

Ежели о грядущем пути — иди, помешкав, а сразу не ходи.

Ежели мечешь кость, вопрошая о пути грядущем (о предстоящем путешествии) или о доме, или некоего недруга боишься, — В ПУТЬ пойди.

Честен будешь. Это добрый бросок.

Меть 3. 664

Спасет Бог волю твою и желание твое, о чем думал и о чем еси гадал.

Царь Давид рече: «Ежели мечешь кости о пути, то в пути будет тебе добро».

Это добрый бросок о болезни — болезнь невелика, болящий восстанет.

Ежели о доме родном — в доме твоем всё здраво, а пропажа — сыщется. Это — добрый бросок.

Меть 4. 663

Что еси думал и что гадал, то тебе и будет.

О том царь Давид рече: «Клятва и всё загаданное правда».

Тако и ты, человече, что думал и гадал — радостию совершится.

Ежели о болезни (гадаешь) — отслужи молебен. Даст Бог здравия.

Ежели смерти боишися и встречи — во всём Бог добро кажет.

Меть 5. 662

О чем еси мысль и гадание и оное, ничто и ни к чему в мысли твоей и в гадании непотребно, и в деле твоем имеешь никакой спор, и дойдет до лиха; — аще ли о пути, не ходи, и в новый дом не добро идти, и во всем не корысть являет.

Меть 6. 661

От света человече хочешь во тьму идти и надеешься на гадание сие, что если мысль твоя, и то откинь все помышления, нет в ней пользы никакой; — аще ежели о болезни или о пути, или о корысти и о взятье, то ни в чем тебе корысти нет ни малой, а недруга своего поберегись, он вельми помышляет зло

Меть 7. 655

Сия речь вельми подобная тебе, благая, что еси думал и на что метал.

О том царь Давид рече: «Оболгали все враги мои, бремя тяжкое возложив на меня».

Так и ты, человече, на Бога возложи печаль свою и будет добро:

Ежели гадаешь о болезни — здрав будет болящий.

Ежели гадаешь о дому своём — в доме твоём Бог опочивает.

Ежели о пути предстоящем — будет он скор и честен.

А недруг твой добре боится тебя.

Молись Богу.

Меть 8. 654

Речи твои и мысли видятся тебе к веселию, а они вельми тяжки и противны, и гадание твое во всем непотребно, и мысль твоя вельми тяжка — аще еси ты гадал о болезни, тяжка, едва восстати, а о пути не добро ж, а недруга поберегись, и он копает яму на тебя, и ты еще о том загадай в другой раз, что скажет вторая меть.

Меть 9. 653

Хочешь ты, человече, оленя взять за рога. А ведь он давно в поля ушел.

Так и ты, помышляешь, чтобы продолжить дело твое: мысль та добра, да не скора,

и дело твое тебе придется отложить.

Если ли о грядущем пути кости мечешь, то с великою нуждою сей путь будет, и корысти не будет тебе ни в чем, и являет тебе сей бросок — дела весьма непотребные.

Меть 10. 652

Об одну сторону море Тивириадское, дно медное, и видит Господь Петра, утопающегo в море, и возопил Петр великим гласом;

«Господи, помоги мне!»

И услышал Господь Петрову молитву, и приступил, взял его за руку и вынул из моря и сказал: «Маловерный, почто смущаешься?»

И возрадовался Петр Господню милосердию.

Тако и ты, человече, возрадуещься:

о чем ты мыслил и гадал — вельми потребно: — аще гадал о болезни — то здрав будешь.

А о пути и о корысти или о, здраво и корыстно, а недруга не бойся, он тебя боится.

Меть 11. 651

Под небесем люту и бурну ветру дышущу и велику пагубу, являющую на земли, и на море, и на реках, цвет ов изобильно, а плода мало и не будет; — аще ли еси гадал о пути, путь зол, а корысти нет, а недруга поберегись, — и он сам тебе убоится.

Меть 12. 644

Ухватил ястреб воробья, а воробей у ястреба рвется из когтей.

Так и ты, человече: имаши дратися из чужих рук, тако и недруг тебя хощет пожрать, и сия меть весьма непотребна.

Меть 13. 643

И сказал Господь человеку: «Вся мне передана на земли: скот, и звери, и птицы, летающие по воздуху, и тебе в руки твои дана птица. И ты ее держи крепко».

И тебе, человече, сия меть и гадание твое, во всем добро показывает.

Ежели мечешь кости о болезни — по трудам тебе здравие Господь даст.

Ежели о доме волнуешься — дом твой стройно стоит.

Ежели в дорогу собираешься — твой путь чист.

А недруга не бойся — он сам тебя боится.

Меть 14. 642

Враги твои на тебя как лютые звери зело мыслиша, и ты в том поберегись их, а он (недруг) стоит под рукою твоею, и сия меть вельми непотребна ко всякому делу.

Меть 15. 641

Рече Господь человеку, идущу путем: Сю страну тебе пропасть, а в другую — бездна, а сзади страх велик; тако тебе, человече, о чем еси гадал, несть пользы — аще еси о домашнем, в дому твоем неисправно, а о болезни, то смерть, а о пути, то зло, а недруга поберегись.

Меть 16. 633

Возопил Иона во глубине морской, во чреве китовом ко Господу:

«Господи, услышь меня, грешного и помилуй меня!»

Тако и ты, человече, о чем бы ты ни гадал, в тебе печаль великая, токмо — скоро минует.

Ежели о болезни — мало поболит, и восстанет.

О домашнем, то — помешкай, есть, исправится, лучше прежнего будет, только сохранит Бог, а недруга не бойся, он сам тебя боится.

Меть 17. 632

Молитва твоя исполнена будет, а дело твое близ конца является. О том царь Давид рече: Подобна благая земля, плодовита, и ветры по воздуху улягутся, тогда и море утихнет, и солнце светло взядет, и всю вселенную осияет; тако и ты, человече, о чем еси мыслил и гадал, вельми добро кажет, а о болезни и о пути или о пропаже, во всем пользуют и радостию совершится.

Меть 18. 631

Святой великомученик Феодор Тирон18 убил Змия в пещере, и мать свою от съедения избавил, и возрадовшася мать его об избавлении своем, и восприя пост, и моли за сына своего Богу.

Тако и ты, человече, о чем гадал, то всё по твоей мысли, сия меть твоя ко всякому делу потребна и радостию совершится.

Меть 19. 622

Путь тебе честен и корыстен, только грешен; о чем еси гадал, то по твоей мысли; пожди мало, добро тебе будет; а скоро станешь делать, велика зла дойдешь, и ко всякому делу худа и корысти мало, о том же еще загадай сызнова, что та меть скажет.

Меть 20. 621

Град каменной, вереи железные, врата медныя, крепко заключены.

И ты, человече, о чем еси мыслил и гадал.

Не ступай на остёр меч, не погуби души своей, потом отступи от зла и сотвори благо, не послушай того совету.

Ежели гадаешь сейчас о болезни — смерть будет.

Ежели гадаешь о домашнем житии — как сейчас есть, так и будет.

Ежели о предстоящем пути — так в путь не ходи, в пути много нужды примешь.

А к тому же и недруга бойся.

Меть 21. 611

Святый мученик Трифон19 взял с собою сокола и поехал на лов, и тот сокол поймал птицу, и принес, и возрадовался святой Трифон соколову лову.

Тако и ты, человече, возрадуешься; о чем мыслил и гадал, Бог тебе на помощь и святый Трифон, аще ли гадаешь о болезни — минется, о пути — добро, долг свой возьмешь, только потому и врата твои одолеют во всем.

Меть 22. 555

Авгарь20, царь венгерский тридцать лет на одре своем в расслаблении лежал, потом его Бог помиловал и послал к нему свой образ, и возрадовашася царь вельми о своем исцелении от болезни; тако и ты, человече, чем еси мыслил и гадал, возрадуешься; аще ли о болезни — здрав будешь, а о домашнем и о продаже — сыщется; в нов дом пойди и в путь поезжай, во всем добро и корыстно кажет.

Меть 23. 554

Что если, человече, думал и гадал, то все совершится, и возрадуешься сердцем; аще о болезни — минется; а о дому — все радостно; а о пути — добро кажет; и недруг твой хочет с тобой мириться; а о пропаже — сыщется и ко всякому делу добро.

Меть 24. 553

Странен путь идет к престолу, а престол славы Господни примет свеча и конун, и молитва его неприятна Богу; тако и ты, человече, о чем еси мыслил и гадал, не видал и не будет тебе Благодати Божией — аще ли о болезни — и болезнь вельми тяжка, некому учинити помощи, кроме Бога; в дому — помешка есть, и в нов дом не ходи, смерть кажет, а кто у тебя друг, и ты его поберегись, он тебя обманет, в очи льстит, а зло мыслит, а недруга поберегись: весьма зло мыслит на тя.

Меть 25. 552

Заутра рано прииде Господь к жене самаряныне и дал ей воду живу. Возрадовашася жена Господню милосердию. Тако и ты, человече, возрадуешься, если о чем мыслил и гадал радостию.

Однако в мыслях твоих греха много, а корысти мало, ты от этой мысли удаляйся и не слушай себя — и будет добро. Ежели станешь помышлять — будет погибель, и многого ты лишишься от нее. Нехороша эта мысль. Ежели гадаешь о болезни — то смерть будет. Ежели гадаешь о домашнем — бросок этот отнюдь не добрый.

Меть 26. 551

В мысли твоей греха только много, а корысти никакой нет нимало, и от своей мысли удались и впредь такова зла не начинай, и вельми непотребно, и не гадай — зло будет; по всякому делу вся сия меть непотребна и зла, и погибель кажет.

Меть 27. 544

Родился Христос в Вифлееме-граде, и в тот день явися звезда светла на востоке, и освяти всю вселенную, и возрадовашася все православные християне Христову Рождеству, тако и ты, человече, вельми порадуешься, о чем еси мыслил и гадал; — аще о болезни — минется вскоре, в нов дом мало пожди, вскоре не ходи, а в дому твоем все полно будет, а в пути — радость и корысть кажет, и ко всякому добра сия меть.

Меть 28. 543

Не добро есть сребру свинцом быти, також и добрые мысли с недобрыми слагати, а гадание твое, человече, вельми непотребно и корысти ни в чем нет, только убыток на конец, а от недругов зло явится, и ко всякому делу сия меть непотребна, и ты вели кинуть снова, что другая меть явит тебе.

Меть 29. 542

Прииде Господь в Кану Галилейскую со ученики своими на брак, по прошении Матери Своей Пресвятые Богородицы, повел наполнити водоносы воды и благослови и сотвори вино; и возрадовашася ученицы Господню милосердию, тако и ты, человече, о чем еси мыслил и гадал, возрадуешься, и во всем тебе потребно, и корыстно, и радостно вельми.

Меть 30. 541

Глас был от ангела Иосифу: восстав поими отроча и Матерь, и бежи в Египет, и там не будет отрочате смерти: восстав Ирод-царь, и возрадовася Иосиф с Матерью Марией избавлению от смерти, тако и ты, человече, о чем мыслил и гадал, вельми порадуешься; аще о болезни — минется, а в нов дом мало пожди, в твоем дому все полно будет, а в пути корысть и радость кажет и ко всякому добру сия меть.

Меть 31. 541

Святые апостолы Петр и Андрей приидоша на моря рыбы ловити и, по словеси Господню, ввергоша мрежу21 и уловиша рыбы много, яко непроторжеся, мрежа и наполниша корабли рыбою, и возрадовашася ученицы Господню милосердию; тако и ты, человече, о чем еси мыслил и гадал, возрадуешься: все тебе совершится радостию и корыстию по твоему желанию, а недруга не бойся, он сам тебя боится.

Меть 32. 532

Рече Господь: человече, вся ми суть предана на раме22 Отца Моего; тако и ты, человече, о чем мыслил и гадал — во всем тебе добро явится с великой радостию; только молись Богу, все совершится по твоему хотению.

Меть 33. 531

Плавал корабль по морю и ветром носим, и волнами побиваем, и в нем много людей и имения, и нанесет тот корабль на камень, и расшиб, и потопи много людей, и все погибе; тако и ты, человече, о чем еси мыслил и гадал и сия тебе меть вельми непотребны; — аще о болезни — смерть кажет, и в нов дом не ходи, зло и погибель являет, а недруга поберегись, вельми на тя готовится

Меть 34. 522

Святые жены-мироносицы приидоша ко гробу Господню рано плакати и обретоша на гробе ангела на камени седяща, той рече к ним: что ищете живого с мертвыми? Несть зде, но возста и воскресе тридневно, якоже рече. И возрадовашася жены-мироносицы Христову воскресению; тако и ты, человече, о чем еси мыслил и гадал — возрадуешься радостию великою, Бог тебе на помощь; аще о болезни — восстанет, а о дому, о пути, и о корысти — в нов дом пойди, во всем добро являет.

Меть 35. 521

Исправит Господь, человече, путь твой, и к тебе идет милость Божия, благодать и радочть. О том царь Давид рече: дал еси человеком и скотом. Тако и ты, человече, что еси думал — на первом будет сребро, а на втором корысть кажет, и в пути честен будеши во всех людей. Бог тебе на помощь: о чем еси мыслил и гадал, все сбудется по твоему прошению и желанию вскоре.

Меть 36. 511

Господь Иисус Христос рече: тебе, человече, твоя молитва вельми потребна

На кою годину устремился еси, человече, пойди Господь тебе на помощь, и буди готов на путь твой. О том царь Давид рече: призри на мя и помилуй мя; тако и ты, человече, о чем еси мыслил — молись Богу, избавит Господь от всякого зла; в деле твоем мало корысти и в мети твоей мало добра; кинь еще, загадай, что скажет другая меть.

Меть 37. 444

Как гадание придет тебе на дело, тако и время будет; о том царь Давид: много дела пройдоша на мя, тако и ты, человече, о чем мысль твоя: берегись недруга своего, стоит под рукою твоею и зло на тебе мыслит, и люди тебе не мыслят добра; — аще о пути — путь не скор и не угоден, лучше в ту сторону не ездить, и ко всему сия меть непотребна.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Старорусская народная ворожба и гадания. По священным и отреченным книгам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

18

Воин Феодор (Федор) Тирон пострадал в городе Амасии, в Понтийской области, время гонения императора Максимиана (286—305 гг.). Он вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу, где ему было видение Иисуса Христа. Позже он был казнен. Есть предание, что спустя 50 лет после смерти он явился местному епископу и предупредил его сказать пастве не есть оскверненной по приказу имп. Юлиана Отступника пищи, а вкушать кутью с медом. В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память вмч. Феодора Тирона в первую субботу Великого поста.

19

[1] В самом мученичестве св. Трифона об этом эпизоде ничего не сказано, но известно, что часть мощей святого хранится в Москве, в церкви его имени, что в Напрудной. — Существует предание, имеющее тесную связь с историей этого храма. Однажды на охоте у царя Иоанна Грозного, по какой-то оплошности сокольника боярина Трифона Патрикеева, улетел любимый кречет; царь приказал сокольнику во что бы то ни стало разыскать кречета в три дня, в противном случае угрожал смертной казнью. Весь лес изъездил сокольник, но поиски не привели ни к чему. Измученный, усталый, он на третий день остановился около Марьиной рощи (в Напрудной слободе) и в изнеможении заснул крепким сном под деревом. Перед этим Патрикеев усердно молился о помощи св. мученику Трифону, которого считал покровителем и надежнейшим руководителем. И видит сокольничий дивный сон: предстал пред ним благолепный юноша на белом коне и держит на руке царского кречета. «Возьми, — говорит, — пропавшую твою птицу, поезжай с Богом к царю и не печалься». Проснулся сокольник и видит — на руке у него действительно сидит царский кречет, которого он и отвез к Грозному, причем рассказал ему и свое видение. Прежний гнев государя и угрожавшее сокольничему страшное бедствие заменились царскими милостями, и благочестивый боярин Трифон Патрикеев, в благодарность пред Богом и пред угодником Божиим св. мучеником Трифоном за спасение своей жизни, немедленно построил сперва часовню на том месте, где нашел своего сокола, а потом, как говорят, при содействии даже самого государя, соорудил близ этой часовни и каменную церковь во имя св. Трифона, на том самом месте, где совершилось вышеописанное явление ему этого мученика.

20

Авгарь V Ухама — царь Осроены, управлял в столице, городе Едессе с 13 по 50 г. Согласно преданию, изложенному в Четьи Минее, царь, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел св. апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

21

Мрежа — рыболовная сеть (Иез 32:3). (Библейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона)

22

Рамо — ср. рамена мн. плечо, плеко, уступ от шеи, округлый спуск и часть руки до локтя; плечевая кость, особ. головка ее, в связи с лопаткою и ключицей. * Мочь, сила, могучая рука, власть.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я