Комментарий к Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный)

Л. Е. Калинина, 2010

В книге последовательно комментируются статьи Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в актуальной редакции. В работе использованы законы и подзаконные акты, необходимые для реализации приватизационных отношений, судебная практика арбитражных судов. Комментарии поясняют применение норм, закрепленных в Законе. Комментарий рассчитан на юристов-профессионалов, предпринимателей, работников органов государственной власти, судов, а также научных работников, преподавателей и студентов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

КОММЕНТАРИЙ
к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ
«О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА»

(в ред. федеральных законов от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 43-Ф3, от 18 июня 2005 г. № 60-ФЗ, от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ, от 5 января 2006 г. № 7-ФЗ, от 17 апреля 2006 г. № 53-Ф3, от 27 июля 2006 г. № 155-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ, от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3, от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ, от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ, от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ, от 1 декабря 2007 г. № 318-Ф3, от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ, от 13 мая 2008 г. № 68-ФЗ, от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ, от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ, от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ, от 7 мая 2009 г. № 89-ФЗ, с изм., внесенными федеральными законами от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ, от 19 декабря 2006 г. № 238-Ф3, от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ)

Введение

Приватизация как понятие имеет латинское происхождение: «privatus» означает «частный». Процесс приватизации представляет собой передачу государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие основные признаки приватизации:

передается имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности;

возмездность или безвозмездность передачи;

получателями (приобретателями) имущества являются физические и юридические лица, обладающие частноправовым характером.

Приватизация является деятельностью, противоположной национализации, при которой происходит переход частной собственности в государственную. Приватизация и национализация являются механизмами экономики, позволяющими государству активно участвовать в экономических отношениях. При этом основным фактором для приватизации и национализации является эффективность управления имуществом.

Особенностью вопросов собственности в Российской Федерации является наследие социалистического строя, где львиная доля собственности находилась у государства, остальное имущество принадлежало коллективным, общественным организациям (например, профсоюзам — общественная собственность), физическим лицам.

Конец 90-х годов прошлого века можно охарактеризовать как период становления частной собственности. В 1991 г. были приняты два закона, касающиеся приватизации государственного имущества: один регулировал приватизацию средств производства[1], другой — приватизацию жилищного фонда[2]. Таким образом, обозначилось два пути приватизации. Следует сказать, что за прошедший период приватизация средств производства кардинально менялась, и сегодня действует уже третий закон в этой сфере. Если закону давать общую характеристику, то получится следующее.

Во-первых, закон содержит нормы двух отраслей права:

административно-правовые нормы, закрепляющие органы государственной и муниципальной власти и их полномочия в сфере приватизации, порядок осуществления деятельности;

гражданско-правовые нормы, регулирующие правовое положение участников приватизации государственного и муниципального имущества.

Во-вторых, закон регулирует отношения по приватизации государственного и муниципального имущества, используемого в предпринимательской деятельности.

В-третьих, закон содержит большое количество отсылочных норм, т. е. при осуществлении приватизации недостаточно использовать данный закон и основанные на нем подзаконные акты.

В-четвертых, внесенные с течением времени изменения в данный закон установили большое количество исключений.

В соответствии с ст. 11 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для капитализации банков» со дня вступления в силу указанного закона Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» применяется с учетом его положений. Целями указанного закона являются поддержание стабильности банковской системы и защита законных интересов вкладчиков и кредиторов банков.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См.: Закон РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 27. — Ст. 927. (Документ утратил силу.)

2

См.: Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 28. — Ст. 959.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я