Космические услуги: Экономика и управление

Л. Г. Азаренко, 2018

B монографии рассмотрены особенности предметной области экономических процессов в сфере коммерческого использования результатов космической деятельности (РКД) предприятий ракетно-космической отрасли. Изучены проблемные вопросы коммерциализации в сфере использования РКД в социально-экономической, оборонной и научной областях. Проведено комплексное исследование экономических процессов, имеющих место при коммерциализации и оказании нового вида потребитель- ских и производственных услуг – космических услуг, а также развиты экономико-математические методы исследования упомянутых процессов и эффективного управления ими. Исследуются вопросы организации экономической деятельности предприятий сферы оказания нового вида потребительских и производственных услуг – космических услуг и методы эффективного управления экономическими процессами при оказании этих услуг в условиях становления и развития отечественного и зарубежного рынков их сбыта. Для студентов, аспирантов, преподавателей, научных и практических работников.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Космические услуги: Экономика и управление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Анализ особенностей и проблем предметной области коммерческого использования результатов космической деятельности предприятий ракетно-космической отрасли

1.1 Определение потребностей и анализ возможностей коммерческого использования результатов космической деятельности (РКД)

Космические услуги, как новый вид наукоемких услуг, появились в результате переориентации в направлении использования ракетно-космических средств и систем, ранее нацеленных на решение задач оборонного и чисто научного характера. В итоге конверсионных мероприятий и внедрения многих научно-технических решений появились уникальные возможности использования результатов функционирования упомянутых систем и средств для удовлетворения потребностей производственного и социально-экономического характера отдельных регионов, городов, организаций и даже персонально граждан. Постепенно спрос на космические услуги вышел далеко за рамки обороны, а развертывание и реализация их приобрели массовый характер. На этой основе возникли по существу новые сегменты общественного воспроизводства: индустрия и рынок космических услуг, аккумулировавшие в себе производство космических услуг, их распространение, обмен и потребление (предоставление).

Развитие рынка космических услуг явилось прямым результатом объективного развития и расширения качественного многообразия процесса производства и потребления товаров и услуг космического профиля.

Космические услуги в полной мере обладают всеми классическими характеристиками услуг — неосязаемостью, неспособностью к хранению, постоянным изменением качества услуги, требованием определенного времени на потребление. Являясь особым видом товара, космические услуги обладают потребительной стоимостью, выраженной в форме полезного эффекта живого труда, и, также как и товар, производятся осознанно и носят коммерческий характер.

Процесс эволюции сферы космических услуг прошел в своем развитии ряд этапов, выделить которые позволяет исторический анализ и исследование присущих каждому этапу характерных особенностей. Начальным этапом развития сферы космических услуг гражданского профиля является период, начиная с 80-х годов XX века, который можно охарактеризовать следующими чертами: сокращение доли примитивных форм материального производства на фоне опережающего расширения масштабов наукоемких высокотехнологичных производств, изменение общей структуры занятости населения в пользу сферы услуг, появление космических компаний сервисного профиля.

В качестве начала второго этапа развития сферы космических услуг можно выделить период с 90-х годов XX века — этап оформления (в современном его виде) и развития специфики международного рынка космических услуг. Потенциально возможная мобильность продавца (пассивный международный рынок космических услуг) или покупателя (активный международный рынок космических товаров и услуг) ведет к выравниванию издержек, цен на услуги и исчезновению преимуществ какой-либо страны в их производстве. Но в то же время надо отметить факт сохранения лидерства стран в экспорте определенной космической услуги (например, для России — это пусковые услуги; для США — координатно-временное обеспечение) даже при наличии свободы передвижения капитала и миграции рабочей силы.

Третий этап развития сферы космических услуг можно датировать началом 21 века. Он характеризуется главным образом изменением самого характера взаимоотношений между товарным и «сервисным» секторами международного «космического» рынка. Одной из причин изменений этих взаимоотношений стало максимальное проникновение сферы космических услуг в торговые процессы благодаря стратегиям выживания в конкурентной борьбе крупных фирм. В современных экономических системах это привело к невозможности в определенных случаях распространять продукцию ракетно-космической промышленности без сервисных фирм. Иными словами, сервисные фирмы в какой-то степени монополизируют отношения, в которых одной стороной выступает конечный потребитель.

На основании проведенного анализа причин, масштабов и закономерностей роста сервисного сектора космической деятельности можно выделить основные специфические характеристики космических услуг: глобальность, динамичность, мобильность, адаптивность, общественный характер потребления (для отдельных видов космических услуг), малая эластичность, длительность жизненного цикла, ярко выраженная политизированность процесса мотивации, двойственный характер (сочетание гражданской и оборонной направленности).

Космические услуги, появившиеся как фрагментарные элементы коммерциализации развивающегося нового сегмента рынка высокотехнологичной продукции, постепенно приобрели глобальный характер. На сегодняшний день десятки стран мира являются производителями подобного рода услуг, еще большее число — их потребителями. Для многих государств мотивы престижа и политических интересов становятся основой их стремления войти в число «космических держав», развивать и поддерживать уровень технологий, соответствующий требованиям современного космического рынка. Известному ассортименту космических услуг придаются новые потребительские свойства, космические услуги становятся все более доступными массовому потребителю. Мобильность космических услуг определяется условиями их производства, потенциальными возможностями мобильности их продавцов и покупателей. Адаптивность услуг космического профиля проявляется в способности к изменению их структуры (качественно и количественно) и принципов реализации (в отдельных случаях направлений экономической стратегии производителей и продавцов) для достижения оптимального результата при изменяющихся конъюнктурных условиях мирового товарного рынка. Практически адаптивность космических услуг выражается в их современной органичной «встроенное™» в мировую сферу сервиса. Некоторые услуги космического профиля уже стали традиционными и вошли в состав «потребительской корзины» для массового покупателя. Говоря о специфичности производства, распределения, обмена и потребления космических услуг, необходимо отметить, что достижение максимальной эффективности потребления для некоторых из них возможно лишь при условии общественного характера этого процесса.

С целью обеспечения глобальной безопасности человеческой цивилизации услуги информационного характера, касающиеся опасных геофизических явлений, техногенных и природных катастроф, должны предоставляться всем без исключения заинтересованным государствам (в том числе и на бесплатной основе). Космические услуги как специфический товар характеризуются малой эластичностью по цене. Подобная ситуация связана с лимитированием их производства в силу технических, экологических, экономических и политических причин. Для значительного числа космических услуг характерны длительность и комплексность в их потреблении.

Перечисленные специфические характеристики космических услуг позволяют позиционировать их как один из наиболее перспективных, высокотехнологичных и наукоемких товаров мирового рынка, а также, что не менее важно, товаров с большим коммерческим потенциалом.

1.2 Инфраструктура сферы получения и использования РКД

С экономической точки зрения инфраструктура сферы космических услуг может быть определена как совокупность объединенных каналами взаимосвязи и системами передачи информации технических средств и систем, обслуживающих процессы непосредственного формирования (производства), распределения, обмена и потребления космических услуг. В данном случае космические средства и системы рассматриваются в качестве технической базы или в качестве, своего рода, «несущих конструкций» производства исследуемого вида услуг. Формирование инфраструктуры сферы космических услуг может быть охарактеризовано как научно-технический, организационный и социально-экономический процесс, в основе которого лежит создание, развитие и массовое применение космических средств и технологий в целях кардинального улучшения условий удовлетворения потребностей пользователей в различных сегментах социально-общественного базиса.

Виды космических услуг, их показатели, свойства, стоимость, пространственная доступность и т. д. в большой степени зависят от технических возможностей и характеристик элементов инфраструктуры космических услуг. В зависимости от решаемых задач по организации (формированию) космических услуг выбирается соответствующая конфигурация инфраструктуры оптимального (рационального) состава, т. е. выбирается тип старта, ракета-носитель, разгонный блок, космический аппарат и целевая аппаратура, наземные центры сбора информации или центры предоставления космических услуг, например, по связи или телевидению. В настоящее время в составе важнейших позиционных компонентов построения инфраструктуры сферы космических услуг можно выделить компоненты, представленные на рисунке 1.2.1.

Учитывая экономическую направленность диссертационной работы, а также принятый уровень общности рассмотрения сферы оказания космических услуг, приведем перечень основных элементов инфраструктуры сферы космических услуг с указанием важнейших их характеристик, назначения и функциональных возможностей.

Ракеты-носители, выводящие космические аппараты на опорные орбиты подразделяются на ряд классов [4, 5, 6]: легкие; стартовая масса легких носителей — 15-150 тонн, выводят на опорные орбиты (160–300 км) полезные грузы весом до 3-х тонн, российские аналоги — «Рокот», «Космос», «Восток»; средние; стартовая масса средних носителей — 150–450 тонн, выводят на опорные орбиты (160–300 км) полезные грузы весом до 16 тонн, российские аналоги — «Союз», «Зенит»; тяжелые; стартовая масса тяжелых носителей — 750-900 тонн, выводят на промежуточные орбиты (200–300 км) полезные грузы весом до 120 тонн, российские аналоги — «Протон», «Энергия»; сверхтяжелые; стартовая масса сверхтяжелых носителей — свыше 900 тонн, выводят на промежуточные орбиты (200–300 км) полезные грузы весом свыше 120 тонн, российские аналоги — «Ангара», «Энергия».

Разгонные блоки выводят космические аппараты с переходных орбит на геостационарные (высотой 37 тыс. км), солнечно-синхронные (апогей 5-10 тыс. км; перигей — 200–300 км), полярные, круговые или эллиптические в зависимости от назначения космического аппарата. Типовые орбиты для систем дистанционного зондирования Земли — 500–600 км, высота орбит навигационных спутников — около 20 км.

Рисунок 1.2.1 — Элементы инфраструктуры сферы космических услуг

Космические аппараты имеют чрезвычайно широкий спектр как по назначению и функциональным возможностям, так и по габаритно-массовым характеристикам. Среди космических аппаратов можно выделить: нанокосмические аппараты (масса до 1 кг); малые (масса до 500 кг); средние (масса 1–2 т); тяжелые (масса 3–6 т и более). Отдельно стоит вопрос о космических аппаратах, направляемых к Луне или к другим небесным телам в научных целях. Вес их может достигать десятков и даже сотен тонн в зависимости от назначения.

Пилотируемые космические станции (например, станции «Мир» и МКС) являются, как правило, составными. Их вес определяется количеством пристыкованных модулей и может составлять несколько десятков тонн.

Космодромы могут быть наземные (в частности, в России «Плесецк», «Байконур» (арендуется), «Восточный» (в процессе создания)); морские старты (запуск ракет-носителей производится с морских платформ); воздушные старты (запуск производится с тяжелых самолетов).

Наземные центры управления и сбора информации являются ближайшими, своего рода, сподвижниками сферы оказания космических услуг. Вся информация, в частности, о космических съемках собирается в информационных базах данных. В России, например, — это научный Госцентр «Природа» или Научный центр оперативного мониторинга Земли. На рисунке 1.2.2 приведена совокупность организаций и систем, которые аккумулируют, хранят космическую информацию и выдают ее по запросу центров оказания космических услуг различных уровней иерархии, в том числе и с предварительной обработкой информации при необходимости.

Рисунок 1.2.2 — Федеральные центры и источники космической информации

Целевая аппаратура, устанавливаемая на космических аппаратах, предназначена для ретрансляции радиосигналов с целью осуществления радиосвязи, телевидения и телекоммуникаций; детальной съемки поверхности Земли, при этом фотоснимки характеризуются разными масштабами, различной степенью обзорности, высокой разрешающей способностью (до 0,5 м), могут быть черно-белыми и цветными в нескольких диапазонах спектра); научных измерений и наблюдений (вплоть до использования телескопов).

К важнейшим видам целевой аппаратуры следует отнести: фотоаппаратуру для съемок в видимом, в инфракрасном и в других диапазонах; радиотехнические станции для радиолокационных съемок земной поверхности; магнитометры для измерения напряжения магнитного поля Земли; измерители излучений солнечного ветра и элементарных частиц и др.

Центры оказания космических услуг являются, своего рода, промежуточным связующим звеном между потребителями космических услуг и целевыми средствами орбитальной группировки космических аппаратов оборонного, социально-экономического, научного или двойного назначения. Эти центры, с одной стороны, в результате маркетинговой деятельности выявляют потребности в необходимости оказания тех или иных космических услуг, требуемых объемов и качества, на основе чего формируется, в конечном итоге, комплекс тактико-технических требований к аппаратуре целевых средств. С другой стороны, упомянутые центры, в свою очередь, информируют потребителей о возможных видах космических услуг, которые могут быть представлены, и об их потенциальных возможностях и характеристиках. Экономическая практика подтверждает важность функции центров по продвижению космических услуг на рынок в рамках менеджмента и маркетинговой деятельности и свидетельствует о ключевой позиции, занимаемой центрами в инфраструктуре сферы оказания космических услуг.

В связи с тем, что в настоящее время рынок космических услуг только формируется и расширяется, инфраструктура космических услуг также полностью пока не сформировалась. На основе анализа технологии производства и исполнения космических услуг определен приведенный на рисунке 1.2.3 ожидаемый состав инфраструктуры сферы оказания космических услуг в масштабе страны. Учитывая специфику предметных областей потребителей космических услуг, следует выделить отраслевые центры оказания космических услуг разных уровней иерархии, административной вертикали власти и коммерческие. Как следует из анализа, все центры организационно должны замыкаться на федеральный центр оказания космических услуг, который по определению должен функционировать под руководством Федерального космического агентства (Роскосмоса).

Рисунок 1.2.3 — Прогнозируемый состав инфраструктуры сферы оказания космических услуг в Российской Федерации

В качестве потребителей космической информации в России выступают, в первую очередь, государственные ведомства (Минобороны, Росгидромет, Минсельхоз, РАН и др.), регионы, крупные организации и частные лица.

С точки зрения прав собственности и источников финансировании среди множества космических систем могут быть выделены следующие [7]:

• полностью государственные. Это исторически первый и до сих пор широко распространенный тип космических систем. Государство в лице своих ведомств выступает в качестве заказчика, инвестора и владельца системы, а кроме того, гаранта закупки оказываемых с ее помощью услуг и необходимых для этого товаров;

• полностью коммерческие. Инициатива создания и инвестирования проекта космической системы исходит от коммерческого сектора;

• промежуточные. К их числу относятся частично коммерческие системы (например, в случае, когда государство является заказчиком, владельцем и гарантом поддержки, а коммерческий сектор занимается маркетингом предоставляемых космических услуг), ведомственные, корпоративные системы и т. д.

Как показывает анализ, составные элементы инфраструктуры сферы космических услуг как средства производства и товары промышленного назначения, производящие конечные услуги (услуги космического профиля), обладают рядом специфических особенностей.

К важнейшим факторам, определяющим упомянутую специфику следует отнести: функционирование для орбитальных компонентов в конкретной области физического пространства, определяемой высотой полета космического аппарата, наклонением его орбиты и т. д.; отсутствие, как правило, непосредственного доступа к космическим аппаратам орбитального сегмента; ремонт орбитального сегмента возможен лишь путем замены вышедших из строя аппаратов новыми; большую длительность создания многих элементов (8-10 лет); длительные сроки эксплуатации (10–30 лет); изменения в структуре в связи с изменением и совершенствованием системы управления, связи, наземных служб и т. п. на протяжении всего жизненного цикла; высокую степень распределения в пространстве; сложность управления; штучный и эксклюзивный характер производства; большую концентрацию высоких технологий в одном объекте; возможность «двойного назначения» и «двойного подчинения»; значительные финансовые и материальные затраты.

Таким образом, из проведенного анализа следует, что выявленные специфические особенности инфраструктурных компонентов космических услуг и как основных средств производства, и как объектов собственности позволяет им создавать космические товары и услуги, обладающие реальной возможностью конкурировать со своими аналогами — продуктами давно сформировавшихся и уверенно развивающихся «наземных» технических средств и систем. Более того, компоненты инфраструктуры сферы космических услуг способны предоставлять общественно необходимые и значимые услуги таких видов, содержания, качества и возможностей, которые не могут обеспечить традиционные средства. В силу этих обстоятельств, а также в связи с большими потенциальными возможностями сферы космических услуг, возникает настоятельная необходимость в совершенствовании как ракетно-космических средств и инфраструктуры сферы космических услуг в целом, так и в разработке экономически эффективных методов управления процессами оказания космических услуг.

1.3 Выявление и анализ особенностей экономических процессов на предприятиях и в организациях, оказывающих космические услуги на коммерческой основе

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Космические услуги: Экономика и управление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я