Педагогическое наследие Калабалиных. Книга 3. А.С. Калабалин

Л. В. Мардахаев

В книге 3 трилогии «Педагогическое наследие Калабалиных» представлено наследие известного в России и за рубежом талантливого педагога А. С. Калабалина, сына воспитанника А. С. Макаренко – С. А. Калабалина. До 18 лет он рос с воспитанниками родителей в детских домах и колониях, затем решил стать воспитателем. В книгу включены его статьи, выступления на ТВ и архивные материалы, включая педагогические мысли, которые представляют интерес для всех, кто занимается воспитанием подрастающего поколения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическое наследие Калабалиных. Книга 3. А.С. Калабалин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О СЕБЕ И СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жизнь, посвященная детям4

Антон Семенович, может быть, Вы расскажете, почему решили свою жизнь посвятить детям? Почему Вы приняли такое решение?

— Мне как раз повезло в том, в чем многим детям не повезло, о которых вы говорите «трудные дети». Во-первых, найдите мне хоть одного человека на земле, который сам по себе был бы не трудным. Вообще, человек — это уже загадка, сложный механизм. Поэтому слова «трудный ребенок», особенно слова «девиантный ребенок», меня всегда восхищают! Вот я сейчас перед всей аудиторией многомиллионной могу спросить: скажите, а кто из нас не девиантный? То есть кто из нас без определенных отклонений?

А как я выбрал свою судьбу? Это то, о чем вы хотели меня спросить? Что такое воспитание? Воспитание — это жизнь рядом с молодым человеком, с ребенком. Не нытье, не указательный палец, куда идти, как идти, а это твой собственный образ жизни, который, глядя на тебя, может повторить твой ребенок. То есть он тебя копирует. Представьте, каким должен быть оригинал, чтобы копия была счастливой.

Так вот, мне повезло, потому что мой отец — воспитанник Антона Семеновича Макаренко. Живя в детском доме (отец — директор детского дома, мама — воспитательница), нам повезло! Мы видели своих родителей с утра до ночи. Мы видели, как они работают, что они умеют, что они делают. Мы видели их от подъема до отбоя. Мы видели, как великолепно к ним относятся жители окрестных сел. Как к нему, отцу, приходили с поклоном, с уважением.

Чего он только не умел?! И мы все хотели быть на него похожими. А для того чтобы быть на него похожими, надо повторить его судьбу, а у него профессия — воспитатель. Он педагог, учитель, он наш отец. И невольно почти 50% воспитанников стали педагогами. Я и не думал о другой профессии. Более святой, более мужественной, более героической профессии я не знаю на земле.

Уже, когда я вырос, понял, что это за подвиг — быть отцом, быть мамой. Это всю жизнь быть таким, каким ты хочешь видеть ребенка.

Часто ли вам приходилось видеть в современной жизни, уже будучи взрослым, я бы сказала, «идеальные семьи»?

— Вы знаете, в детском доме была не «идеальная семья». Просто в ней был человек, посвятивший всю свою жизнь нам. И он вёл себя так, как хотел, чтобы мы себя вели. Вот это и есть воспитание. Самопожертвование во имя того, кого ты родил. Будь таким, каким я хочу тебя видеть. А чтобы я стал таким, ты сам должен быть таким.

Известно, что некоторым детям больше нравятся недостатки и пороки родителей, чем их достоинства, которые они и усваивают. Мы задаемся вопросом, что такое бумеранг в воспитании? Вот это и есть бумеранг — возвращение своих недостатков в детях.

Антон Семенович, проблемы есть у детей и у родителей, даже если это обычная семья. А у детей, которые без родителей, у них больше проблем? Это дети особые?

— Проблем, конечно, больше. Не столько у детей, сколько у тех, кто их воспитывает. Я как директор детского дома 45 лет проработал с такими детьми в детских домах. Вы знаете, я — счастливый человек, как мой отец, как Антон Семёнович Макаренко. Когда воспитанник попал в тяжелейшие условия, после каких-то ситуаций, и когда он приходит ко мне. Конечно, детский дом не семья, и, если у меня будет хоть малейшая возможность определить ребенка в прекрасную семью, это замечательно. Детдом — это «общежитие», что и сказывается на воспитании детей.

Много лет назад назначить человека директором детского дома означало назначить — отца. Сейчас, например, назначить директора детского дома работникам образования раз плюнуть. Я вырос в детдоме, у моего папы воспитывался Виктор Иванович (Слободчиков — Л.М.), доктор наук, профессор. Удивительный человек, потрясающей нравственности. Он вырос в детдоме у отца. Если бы не отец, мама, я не знаю, кто бы больше ему дал. Все зависит от того, кто папа и мама детдома, а не сама система воспитания. Прежде чем стать педагогом, ты подумай, каким ты будешь отцом и матерью.

Может быть, что великолепный педагог, который прекрасно понимает детей, но в семье не понимает жену, ребенка?

— Может. Я вырос в той среде, в которой работали родители. А ведь многие дети не видят, как работают их родители. Не видят свою маму в школе. Педагоги — это те же люди. У них тяжелей нагрузка в тысячу раз, чем у любого из вас. Я целые сутки не могу оставить детей, у меня 400 пацанов. А представьте, у меня дочка заболела. Она ведь так же, как и другие дети, требует внимания. Учительница, она же не бросит класс: завтра контрольная, поэтому идёт в школу и не сидит дома с ребенком. Другая мама после работы в театр с ребёнком, а она сидит тетради проверяет. Вдруг однажды узнает, что ребёнок тоже не пришёл домой вечером. А утром могут позвонить, сказать, что в полиции. Это страшная трагедия.

Поэтому, какой бы пост ты ни занимал, самое главное в твоей жизни — дети, свои дети, потому что ты перед ними в ответе.

Воспитать (говорю как учитель, а не как директор детдома) — это наша совместная деятельность с мамой и папой. И поэтому я как пастырь здесь должен быть. Мать должна ко мне идти не столько за советом, сколько со мной поделиться, и мы вместе с ней будем принимать решение. Но в этом случае только я знаю ее проблему. Вот почему я — пастырь. Она должна исповедаться, и мы должны решать. Моя задача, когда я выйду из их дома, чтобы там был мир, покой и полное понимание.

«Педагогическая поэма»… Вы бы рекомендовали ее прочитать каждому родителю? Некоторые думают: ой! то время, читать не буду.

— Понимаете, в то время справились с беспризорностью. Антон Семёнович за 15 лет вернул к жизни более 10 тысяч граждан, которые ни разу не попали в тюрьму, ни разу не развелись. Например, Семён Карабанов [Калабалин] 45 лет со своей женой руководили детской колонией, хотя он тоже воспитывался Антоном Семёновичем. Он описывается в «Педагогической поэме».

Сейчас очень часто слышишь, что, если ребенок оступился, например, попал в детскую комнату полиции, то все, обратного хода нет? Почему это происходит? Как можно этого избежать? Если ребенок попал в тюрьму, может он впоследствии стать выдающимся и благородным?

— Я вам такой приведу пример. Есть такой город Сталинири в Южной Осетии. 48-й, 49-й год, моего отца назначают замначальника колонии в этом городе. В этой колонии было четыре убийства. Справиться с воспитанниками никто не мог, и думали эту колонию расформировать. Именно в эту колонию отца и направили. В ней находилось 500 человек воспитанников.

Через 8 месяцев приехала проверка в эту колонию. По результатам этой проверки остался подлинный документ. У меня этот документ есть, и я его всем показываю, когда езжу в колонии. Это приказ по МВД Грузии об объявлении благодарности по результатам проверки колонии. В нём констатируется: уже через полгода у ворот колонии стояла очередь родителей, желающий отдать туда своего ребенка. Девушки перед колонией стояли: самая великая честь — дружить с колонистом. Колония взяла шефство над трудными детьми города Сталинири. Это всего за 8 месяцев.

Так что в первую очередь все зависит от того, кто работает с детьми в колонии.

А сегодня кто в ней работает?

— Работают сегодня люди, которые уполномочены выполнить наказ судьи и продержать осужденного столько-то лет. Они путают одну вещь. Это пацан — 15—16 лет. И он попал туда, потому что мы ему помогли туда попасть.

Простой пример: когда я был в колонии, за мной ходил мальчик. Я там был целый день и его, как говорится, мурыжил. Пусть, мол, походит. Я затылком чувствовал, что он ходит за мной. Педагог видит всеми частями тела. Я, когда оказываюсь в детской среде, всегда знаю: я — учитель. Не для того, чтобы пальцем тыкать, а для того, чтобы правильно реагировать на ситуацию и сделать так, чтобы вокруг меня была божья благодать, чтобы всем было хорошо. Это очень важно! Так вот, этот пацан, наконец, подошел ко мне. Я говорю:

— Ну и что?

Он мне:

— Я сижу по такой-то статье.

Я говорю:

— Меня не волнует статья. За что сидишь, расскажи. Драка с летальным исходом, то есть со смертью.

Он говорит:

— Хоть бы раз на пути мне встретился человек, который схватил бы меня за руку и сказал, такое делать нельзя.

Сегодня учитель не хватает, потому что сейчас же правозащитник придёт и в три погибели его свернёт:

— Ты неправильно поступаешь, ты давишь на личность, ты убиваешь и оскорбляешь ребёнка.

Учителя перепугались, они только учат, и ради Бога. Кричать нельзя, потому что прибегут. Делать этого нельзя, сейчас сфотографируют и так набросятся. А я знаю примеры, когда журналист просит детей спровоцировать учителя, чтобы потом, где-нибудь на страницах какой-то газеты поместить статью о фактах мордобоя.

Так вот, пацан мне рассказал: начинал он с того, что с компанией пацанов в школе кого-нибудь задирали, новичков били, а один из них снимал всё на камеру, а он балдел, какой адреналин! Потом всё больше и больше, захотелось не просто кулаком, а кирпичом. А потом и ножом пырнул, да так пырнул, что неудачно.

— Где вы были? Почему вы мне морду не набили? Почему вы меня на место не поставили? Что вы все мимо проходите?

Вот он предъявляет претензии родителям и обществу.

Как вы считаете, воспитывать девочек и мальчиков нужно по-разному?

— Обязательно. Воспитание же в семье идёт. Я одно могу сказать, воспитывать надо взаимоотношения между папой и мамой. Я, например, люблю приносить жене цветы. Может быть, не столько она их любит, сколько я люблю. Зачем, например, маму нагружать. Некоторые папы любят всю зарплату отдавать жене, а она потом с авоськами, измученная, несет все, что необходимо для дома. Папа должен контролировать быт семьи, он должен быть внимательным. У меня, например, дочка всегда говорит: хочу выбрать мужчину, который похож, пап, на тебя. А сын, наоборот, говорил: я не женюсь до тех пор, пока девушка не будет похожа на маму.

В семье должен быть абсолютный договор, чтобы дети нас повторили и создали бы те семьи, которые бы нас удовлетворяли.

А нужно ли разделять обязанности в семье?

— Обязательно. Я сторонник того, что, если я дал задание сегодня дочери готовить суп, то сын, конечно, пропылесосит.

Это не значит, что все хозяйственные обязанности на женщине?

— Готовить повседневно еду — это мама. Но накрыть стол в воскресенье и приготовить — это мужская обязанность. Лучше меня, например, борщ никто не сделает. Повар — это вообще-то мужская работа. А вот кулинария — это женское дело. Красота мужчины заключается в его силе. Я не верю, что мужчина не способен защитить женщину только потому, что он физически слаб. Это не оправдывает его. Как женщина всегда красива, так и мужчина должен быть всегда сильным, крепким. Здесь еще надо и сердце воспитать.

Если мама одна? Как воспитать?

— Это страшная вещь. Это очень сложно. Пацаны из колонии жестокие в основном те, кто воспитывался мамой! Не мамы их так воспитали. Они жестокие от того, что выходят на улицу и им хочется проявить себя. Понимаете, у них нет примера мужского подражания отцу, Тут он готов на любую жестокость.

Выход есть?

— Выход есть! Ещё одна проблема мамы. У одной мамы рос мерзавец-мужчина. Она его растила и не замечала, что он не её собственность. Она растила собственность и не хотела с ней расставаться. Жену она ему выберет, выберет институт, работу. Мальчик — не мужик.

Еще пример. Мальчик залез на дерево. Вокруг женщины кричат:

— Куда залез!

Ну а куда ему ещё как не на дерево? Мы все выросли на тарзанке. Мама должна понимать, что если синяк, то мужчиной растёт.

Что касается отсутствия папы. Это очень страшная проблема. Я всегда это учитывал, но не акцентировал внимания на том, что у пацана нет папы. Я старался все сделать, чтобы он понимал, что такое мужчина. Под свой контроль брал, помогал по-мужски. Я радуюсь, что многие пацаны, делая те или иные вещи, растут мужчинами. Я был счастлив, что мои воспитанники мужчинами становятся. Глядя друг на друга, друг у друга же учатся. Обязательно взрослые, особенно педагоги, должны помогать им в становлении. У нас, понимаете, всю мужскую профессию педагога забрали женщины. В действительности же педагог — это мужская профессия.

Вообще, наказание, вы знаете, интересная вещь, потому что ребенок не каждому разрешит себя наказывать. В школе наказывать может только директор. А учителя и все остальные должны помогать. Наказание — это не мордобой.

Допустимо ли применение некой физической силы?

— Шлепок — это не наказание. Это дурь! Я могу, любя, шлепнуть. Девочку никогда не шлепнешь. Она непререкаемый образец. Наказание зависит от авторитета того, кто наказывает. Наказание — форма наивысшего педагогического мастерства. Оно может выражаться в разных формах. Мы наказываем за недостатки, пороки. Я его люблю, но наказываю. В семье есть режим. Полномочия каждого расписали, и вдруг эти полномочия не выполняются. Конечно, надо реагировать. Любое дело, которое мы внедряем, нужно контролировать.

Наказание — это гражданская позиция. Я не позволю ребенку быть хуже, важно, чтобы он это понимал. Я его наказываю не за то, что он съел конфету, а за то, что он совершил плохой поступок. Наказание должно быть ясным и конкретным. Ребенок должен знать и понимать это. Наказание должно быть не оскорбительным и не унизительным.

Совершили трое проступок, двоих наказал, а третьего отпустил. Он ходил вокруг моего кабинета часа три. Я говорю:

— Что ты хочешь?

— Почему меня не наказали? Чем я хуже них?

Необходимо знать, какое влияние на него будет действенным. Какова сила твоего отношения к нему. Чем дольше говоришь с ребенком, не прибегая к его наказанию, тем больше он мучается. Когда меня спрашивают, какими методами ты достиг того, что тот стал таким-то и тем-то, я им отвечаю, за давностью времени за то, что я делал, сегодня меня правозащитники не накажут и не снимут с работы. А он молит Бога и говорит мне спасибо, приводит своих детей, чтобы я посмотрел на них и дал им оценку, просит благословить их на свадьбу.

Как воспитывали в семье Калабалиных5

Каковы ваши первые детские воспоминания?

Мои родители всегда жили на территории колонии, в которой работали. И все её воспитанники чувствовали себя детьми Калабалина: жили открыто, прозрачно, одной семьей. И мои детские воспоминания — это не мама, не папа, а в первую очередь группа ребят. На ранних фотографиях я всегда среди воспитанников.

Отца по-настоящему увидел в пять лет. В 1941 году, мне шёл тогда третий год, он ушел добровольцем на фронт. Спецдетдом в Сокольниках, который отец принял незадолго до этого, пришлось эвакуировать. Мама стала его директором. В теплушках привезла сотню ребят и троих своих детей — у меня две сестры, Леночка и Галочка, — в Катав-Ивановск Челябинской области.

Там моим главным впечатлением стала рабочая лошадка Карнаушка. Я её сильно полюбил. И вдруг — лошадки не видно. А на обед дали очень вкусные котлеты. Кто-то сказал — это из Карнаушки. Это было первое настоящее горе…

А папа… Я его очень ждал и всегда говорил:

— Вот папа приедет и Гитлера в клетке привезет.

Он вернулся в 1944-м, был ранен, хромал. Хорошо запомнил своё ощущение — я никак не мог понять, что этот незнакомый человек и есть отец. И у нас с ним произошло столкновение. Мое святое место была мамина кровать. В нашей комнате жило много народу: сестры, тетя Варя, усыновленный воспитанник Паша, жена другого воспитанника, еще воспитанник — полный муравейник. И в этом хаосе у меня было местечко на маминой кровати, которое я ей грел. И вдруг на эту, можно сказать, святыню, кто-то посягнул! Я даже с кулаками на отца налетел.

Но очень скоро все встало на свои места, папа мгновенно оккупировал мое сердце.

Всю жизнь я видел его в работе. В 1946 году его направили в колонию для малолетних правонарушителей города Сталинири, теперь — Цхинвали. Там страшные дела творились, было несколько убийств на национальной и других почвах. Приехали поздно вечером. Расположились, как всегда, на территории колонии. Утром отец говорит:

— Я — по делам, а ты иди, гуляй.

Мама с сестрами должны были подъехать позднее. И я запросто пошёл бродить по двору. В любой незнакомой компании чувствуя себя, как рыба в воде, я беспардонно влезал во все компании, заговаривал с незнакомыми мальчишками… Только потом понял, на что решился отец: он сделал меня орудием педагогического воздействия — пустил своего маленького сына, как говорится, без охраны, в эту наполненную враждой и ненавистью ко всему миру среду.

Но вокруг были не урки закоренелые, а 13-15-летние пацаны, попавшие в жестокую беду. Потом некоторые из этих ребят — Паша Пасалиди, грек, Дима Алибеков, армянин, — стали, и на всю жизнь, мне любимыми братьями. Они рассказали, какой переполох я внёс своим появлением. Здесь только что кровь пролилась, а мальчишка один бегает, и отец его выпустил, не побоялся. Что это значит?..

— Вы понимаете, как он мог решиться на такой риск? (Калабалин-старший пережил страшную трагедию, в 1934 году в другой колонии один из воспитанников убил его первенца, совсем малыша. Л.Т.).

— Я до сих пор пытаюсь это понять. То был риск, но риск оправданный — нужно было растопить души колонистов. А отец по сравнению с 1934 годом был, конечно, гораздо более опытным педагогом. Отпустил меня — значит, твёрдо знал, что ничего не случится. А Костик… Ему было два с половиной года. Тогда под Ленинградом отец руководил спецшколой. Считалось, дети там неполноценные. Но отец доказал потом, что дети — нормальные, только нужно правильно к ним относиться. А тот тринадцатилетний садист попал в колонию по безобразной халатности или неграмотности чиновников. Он до того уже имел опыт убийств.

— Как воспитывалась такая безукоризненная честность?

— Мы жили в такой среде, где честь, достоинство, уважение к человеку были главным, основным принципом. Отец и мама, каждый их шаг были на глазах у детей. И никаких особых прав, никаких привилегий. Все двери — и у родителей, и в отрядах — были открыты.

В новой колонии, в Мотовиловке, с одиннадцати лет я стал жить не с родителями, а в отряде. Там были дети погибших на войне, и я стал называть отца Семён Афанасьевич; никто меня этому не учил, просто не мог при осиротевших детях произнести слово «папа».

Гордились отцом?

— Любил безумно, но совершенно не чувствовал себя единственным сыном. Братьями были мы все. Это особый вид педагогики — семейная, когда личная и профессиональная жизнь неотделимы одна от другой; ее надо изучать и изучать. У них, конечно, бывали неудачи. Обсуждая их, они всегда говорили: значит, мы сделали не все, что необходимо. Это был удивительный двуполярный педагогический организм: строгий, слишком горячий отец и спокойная, терпеливая мама, которая спасала его для педагогики.

Отца уважали не только колонисты и сотрудники, но и все в округе. Нас поражало: когда мы тянули электричество в детский дом — нам подарили электростанцию, — то первый столб врыли в стоявшем рядом селе. Когда вели водопровод, первые трубы обязательно нужно было протянуть в том же направлении.

Родителей впервые назвал папой и мамой в 25 лет6

Антон Семенович, я недавно узнал, что ваш отец попал в колонию А. С. Макаренко из камеры смертников.

— Из тюрьмы. С отцом мне повезло, потому что он вырос и состоялся как человек при помощи великого педагога Антона Семёновича Макаренко. Прекрасно, когда ребенок растет у любящих родителей, с детства вращается в нормальной среде, учится, развивается. Но не всем дано это счастье. Сколько детей сегодня встретились с несправедливостью! На них свалилась громада всех наших взрослых пороков, а они не знают, с кого спросить, мечутся по Руси, по ее мегаполисам, и творят зло направо и налево. А породили это мы. Вот и в 1917 году Россию постигла такая же трагедия. Подростки, предоставленные в смутное время сами себе, по-своему искали правду. Вот и мой отец… Их было несколько братьев, он самый младший. Старшие воевали в Красной армии, он тоже немного повоевал. Потом вернулся в Полтаву, нашёл старых дружков, и пошли они устанавливать свою справедливость. В 1920 году были разгромлены его родным братом и посажены в тюрьму. Наверное, не избежал бы он расстрела, но его и тысячи других подростков спас… Дзержинский. Об этом мало кто знает, но именно Дзержинский в 1920 году получил сводку о том, что творится с детьми в России (а в то время только ВЧК могла получать какие-то точные сведения), и ужаснулся. Пришёл к наркому просвещения Луначарскому и сказал, что надо срочно спасать детей. И он взял на себя ответственность вывести детей из взрослых колоний и тюрем и создать детские воспитательные учреждения. В результате этого решения Дзержинского Антон Семёнович Макаренко возглавил колонию в Полтаве и забрал из полтавской тюрьмы моего отца. Ему и другим замечательным педагогам низкий поклон за то, что они вернули к жизни тысячи талантливых, умных, но социально изуродованных взрослой революцией ребят, а также избавили миллионы соотечественников от несчастья общаться с такими, как отец (если бы он не стал человеком). Но главное, каких людей вернул Макаренко Отечеству! Добрых, сострадательных. Многие из них, поняв, кем они могли стать, все свои силы бросили на спасение попавших в беду подростков. В том числе и мой отец.

А в девяностые годы многие отвергали педагогику Макаренко как советскую.

— Тогда все отвергали. Помню, как люди, сделавшие в свое время карьеру на имени Макаренко, защитившие диссертации по нему, так оскорбляли в печати Антона Семёновича… Ради чего? Чтобы прослыть современными? Все равно все встало на свои места: сегодня все понимают, что педагогика Макаренко актуальна. И я считаю, что она, по сути, христианская. Во всяком случае, думаю, ни один верующий не бросит камень в огород Антона Семеновича, когда увидит плоды — людей, которых он воспитал: добрых, неравнодушных, не способных на подлость. Ни один макаренковец не запятнал себя во время войны.

И ни один не сел в тюрьму?

— Ни один не кончил жизнь пропащим человеком. Конечно, из десятков тысяч некоторые оступались, попадали в тюрьму, но ни Антон Семенович, ни мой отец никогда не бросали этих ребят на произвол судьбы. Как и других своих воспитанников. Потому они и ценны как педагоги, что понимали: воспитание не кончается с выпуском ребенка из школы, а продолжается всю жизнь. Сколько примеров могу я вам привести из отцовской практики! Витя Слободчиков — талантливый был хлопец, но тяжёлый. Поверили они друг в друга с отцом, вырос удивительный гражданин с потрясающим чувством ответственности, любви и преданности добру. Какое понимание и уважение проявил к нему отец! Поступил Витя в МАИ — в то время самый престижный ВУЗ страны. Представляете, что это значило для воспитанника детского дома?! И вдруг приезжает к отцу, говорит: Семен Афанасьевич, не мое это. «Ну и что, тебе разве туда приказали идти, или ты им что-то должен? — спросил отец. — Оставайся у меня, поработай, пока не определишься, что хочешь». И Витя поработал в детском доме, потом поступил в университет, стал великолепным психологом. Сейчас он член-корреспондент Российской академии образования, директор института. А сказал бы ему директор детского дома: ну чего ты от меня хочешь, я же тебя выпустил в жизнь, у меня без тебя забот хватает? Директор нашего центра Володя Морозов — тоже папин воспитанник. После армии вернулся к нему и получил путевку в пединститут. Окончил заочно и пошел по стопам своего учителя…

Вести по жизни того, кого ты взял и привязал к своему сердцу, — подлинное воспитание, великий педагогический крест. Это и отличает Макаренко и моего отца как педагогов.

Виктор Иванович Слободчиков рассказывал мне, что только благодаря вашему отцу он смог окончить десятилетку.

— Конечно. Во всех детских домах были тогда только семилетки, а потом воспитанников отправляли в ФЗУ. А отец добился, чтобы успевающие в учебе воспитанники могли получить среднее образование. Ходили они за 5 километров в Саввинскую школу Егорьевского района, причем сначала нелегально, на отцовский страх и риск. Потом вышло постановление, узаконившее такое обучение. Потому что все увидели, какие это шикарные хлопцы! 6 октября в Саввинской школе был открыт музей отца. Он там не работал ни дня, но именно воспитанники его детдома прославили эту школу.

— Насколько я понимаю, вы, хотя и росли при живых родителях, в связи с их работой много общались с детдомовцами?

— Я не просто общался, я жил среди воспитанников. Родители тоже жили в детском доме, мы, воспитанники, засыпали и просыпались, глядя на Семёна Афанасьевича и Галину Константиновну. Такая большущая семья! Мое место было в спальне. Родителей называл по имени-отчеству, впервые назвал их папой и мамой в 25 лет, когда у них родилась внучка, моя дочка Леночка. Не мог я назвать их так в детстве, запрещено мне было, чтобы не травмировал других воспитанников — у большинства родители погибли на фронте. И многим моим товарищам даже в голову не приходило, что я сын директора. Лет 10 назад детскому дому в Мотовиловке (Киевская область) было присвоено имя Семёна Афанасьевича Калабалина. На открытие мемориальной доски пригласили воспитанников. Когда директор сказал: «Слово предоставляется сыну Семёна Афанасьевича Калабалина Антону Калабалину», один из воспитанников, Леня Белякович, воскликнул: «Да який же вин сын, вин такий же байструк, як и мы» (то есть незаконнорожденный).

Даже по мере наказания за мои проступки мои друзья понимали: родного сына так не накажут.

Вы были трудным подростком?

— У нас не было трудных. Трудный — это когда педагог не понимает, что с ним делать. Когда я слышу от коллег: «Я работаю с трудными детьми», всегда говорю: «Значит, ты трудный, у тебя еще недостаточен уровень педагогического мастерства, раз не знаешь, что с ним делать».

Наверное, вы не сомневались в выборе профессии?

— О других профессиях мы, воспитанники, имели смутное представление. А пример отца был перед нами. Мы видели, как вся деревня шла к нему с вопросами, жила жизнью детского дома, а детский дом — жизнью деревни. Он был самым нужным человеком, и мы думали, что это и есть педагог. Кто, например, был для нас милиционер? Человек, который прибежал к Семену Афанасьевичу за советом. Поэтому многие воспитанники нашего детдома стали педагогами. Мы старались во всем брать с него пример. Он был атлетически сложен, великолепно играл в волейбол, городки, и мы все занимались спортом. Он был великолепным кулинаром, и мы научились готовить. Он прекрасно выполнял любую крестьянскую работу, и мы сеяли, пахали, косили. А как он подметал улицы! Метла в его руках была как дирижерская палочка в руках Светланова. И нам хотелось так же красиво гарцевать с метлой. Поэтому в выборе профессии я не сомневался. Поступил на физмат Коломенского пединститута. (По характеру я скорее лирик, но по молодости решил, что вроде неудобно парню идти на филфак — тогда в моде были физики.) Но в первую очередь я выбирал не профессию преподавателя-предметника (это тоже важно — без знания своего предмета учителю никогда не завоевать авторитет), а педагога — человека, который будет помогать детям расти. Одновременно с учебой занимался спортом, самодеятельностью, стал мастером спорта по тяжелой атлетике, выиграл Всесоюзный танцевальный конкурс. Как-то преподавательница физики спросила меня: почему ты поступил к нам, а не в театральный или физкультурный? Не понимала она, что, раз человек хочет посвятить себя воспитанию детей, он должен не только предмет знать, но и уметь многое. Когда был директором ПТУ, постоянно работал с пацанами в мастерской. А как же иначе?

За 40 с лишним лет вы работали во многих местах, но всегда с проблемными детьми?

— Я был директором школы в Хотькове, считавшейся одной из самых трудных, потом — в Калининграде (нынешнем Королеве). Туда я пришел в 1970 году, как раз когда ввели обязательное среднее образование. В этой школе было 13 девятых классов, причем подавляющее большинство — мальчики. И отчислить их было нельзя, и перевести некуда. Потом возглавлял строительное ПТУ для мальчиков и девочек на 500 мест. Там был контингент!.. Трое милиционеров привозили одного подростка. А еще забирал в училище ребят из Крупинского спецучилища Павлово-Посадского района. Не просто ребят, а главных зачинщиков всех беспорядков. Руководство колонии просило помочь, и вот я этих «орлов» брал к себе в училище. Работал в институте, помогал учителям освоить великую профессию педагога-воспитателя в детдомах. В 1985—1989 годах руководил Лобненским детским домом. Всегда в первую очередь считал себя воспитателем или учителем, а потом преподавателем. Мои воспитанники (с которыми я, как и отец, не прерываю связь) называют меня «учитель». То есть человек, который научил жить. Этим я и пытался всю жизнь заниматься.

Антон Семенович, в «Педагогической поэме» Макаренко описывает случай, когда для того, чтобы усмирить распоясавшегося воспитанника, ему пришлось просто врезать парню. В юности меня этот пример шокировал, теперь думаю, что бывают крайние случаи, когда именно с христианской точки зрения такие методы не только оправданны, но даже необходимы. Были ли в вашей практике такие случаи?

— Я помню этот эпизод в «Педагогической поэме», но не согласен с Вами, что это для усмирения. Скорее это определенная безысходность человека перед подлостью. И в то же время Макаренко видел перед собой умного и образованного человека и свалил на него свой гнев в надежде, что он поймет его порыв. Так и случилось, избитый Задорнов (образ собирательный) не раз говорил ему спасибо. Это был не мордобой, а взрыв. В экстремальной педагогике есть метод взрыва, но именно как исключительный. Когда все традиционные методы исчерпаны, нужно сделать что-то экстраординарное. Педагог, который наказывает ребенка, обязан дать ему понять: я наказываю твой порок, а тебя люблю. Ребенок разрешит себя наказать, простит наказание только тому, кому он доверяет, кого любит. Поэтому в колонии, в детском доме право наказания принадлежит только директору. Директор отвечает за все, поэтому ему, и только ему, ребенок доверит наказание. Остальным он доверяет себя любить. Попробовал бы кто из педагогов в моем присутствии (думаю, и в присутствии Макаренко) наказать воспитанника! Он может только доложить о нарушении, а меры должен принимать тот, кому дети это доверяют.

Чем отличается проблема сегодняшних подростков от проблем подростков 60-х, 70-х, 80-х годов?

— Изменилось отношение к ребенку, больше стало безразличия, неуважения, нелюбви и даже ненависти. Многие телешоу, журнальные статьи словно говорят нам: проверь себя на прочность; в состоянии ли ты этой мерзости сопротивляться? В результате получаем пацана, который не знает, кого он ненавидит, и выплескивает свою ненависть на тех, кто рядом. Так он проявляет свой протест тому, что его окружает. Надо задуматься. Вот, бывает, пошлет ребенок педагога подальше, тот возмущается, а я говорю: подумай, чем ты насолил ему, где прокололся как взрослый человек. Дети к нам попадают озлобленные, разуверившиеся во всем. Невозможно из такого ребенка в один миг сделать человека, педагогу надо вести себя так, чтобы ребенок постепенно поверил в него, стал уважать. Иметь доступ к ребенку должен лишь тот, кто любит детей, понимает их. Не тот, кто конфеты дает, а кто понимает его беду, его ситуацию, понимает, что эти раны необходимо лечить. А для этого надо быть твердым, мужественным, принципиальным, но эти принципиальность и твердость должны быть оправданными и понятными пацану. Все меньше становится людей, способных увлечь и заворожить пацана своим примером, своей жизнью.

Почему уходят ребята из дома? Потому что на улице получают ответы на свои вопросы. А дома — отстань, папа занят. Почему-то многие отцы не понимают, что ребенок — личность, думают, что готовиться к общению с ним не надо. Нет, дорогие мои. Болеет сын за «Спартак», так и ты, отец, сядь с ним и посмотри матч до конца. Он поймет, что отец ему — старший товарищ. Я в 9-м классе занялся бегом, так мама моя вырезала из «Советского спорта» все статьи о легкой атлетике, знала по именам всех знаменитых бегунов. А в институте, когда я перешел на тяжелую атлетику, также вырезала все тяжелоатлетические статьи, знала всех штангистов-чемпионов. Мне с ней было интересно. А бывает: папа — профессор, закрылся в кабинете, без стука не входи, а потом хватился — пацан у меня воспитывается.

А раньше было, чтобы на улице или в колонии оказывались дети из внешне благополучных семей?

— Всегда было. И у Макаренко, и у моего отца воспитывались дети таких высокопоставленных родителей… Чиновники думали: раз они всем нужны, то своим детям и подавно. По своему опыту работы в школах скажу: дети рабочих были гораздо менее брошенные, чем дети крупных начальников. Даже если папа выпивал, он шел с сыном в гараж и разбирал-собирал весь автомобиль. И пусть кто посмеет после этого Петьке сказать, что его папа — пьяница. Для Петьки папа — золотые руки. Почему в деревне воспитание лучше, чем в городе? Потому что ребенок видит, как работают родители: папа на тракторе, потом накосил, что-то прибил, мама на огороде. А в городе папа за забором, и даже если на доске почета висит, сын этой доски не видит. На домашнее же общение с ребенком у многих времени нет. Доходит до того, что отец говорит: иди у мамы спроси, можно ли купить. А ты, мужик, на что?

Вы, наверное, много ездите по стране. Делается ли что-то в провинции для профилактики беспризорности, подростковой преступности?

— Я Вам советую поездить по России, и Вы увидите, как много замечательных педагогов, какие есть прекрасные детские дома, интернаты. И педагоги там не плачут, не стонут, но счастливы, что приносят пользу. Сегодня модно ругать детские дома. Конечно, это позор, что в мирное время их больше, чем после войны. Но они сегодня необходимы, не будет детских домов, мы вообще пропадем. Другое дело, что как есть плохие отцы, так и в некоторых детских домах есть целые коллективы, не умеющие и не любящие работать. Так не детский дом закрывать надо, а таких горе-педагогов гнать в шею. И государству, наконец, пора задуматься, что оно сотворило с детством. Задуматься и принять меры.

Антон Семёнович, я неслучайно начал разговор с прошлого вашего отца. В августе я побывал в Новооскольской колонии для девушек, беседовал со многими воспитанницами. Большинство искренне раскаивается, мечтает начать новую жизнь, задумывается о Боге. Но что их ждет, как их встретит общество? Например, рассказал я о своих впечатлениях одному родственнику, человеку пожилому и неглупому, а он без тени сомнения констатировал: все равно выйдут и совершат новые преступления. Вправе ли мы так относиться к оступившимся в начале жизни людям?

— Моему отцу повезло, что работа Макаренко (а впоследствии и отца) была востребована обществом. Воспитанники попадали к людям, готовым им помочь, повести их по жизни. Попадали как равноправные и нужные люди. Я был попечителем Стерлитамакской колонии, сейчас регулярно бываю в Икшинской. Вы знаете, этим ребятам повезло, что они находятся в колонии, в руках добрых и умных педагогов. Они получают знания, учатся трудиться, защищены от наркомании, вращаются в системе добра, потянулись к Богу, к нашей прекрасной православной вере. (Конечно, не все, в семье не без урода.) А на воле их никто, кроме Церкви, не ждет. Остальным людям они не нужны.

Я, наученный отцом, всех, кого вырастил (в школе, в училище, в детском доме), сопровождаю по жизни. Они мне все нужны, и если кто-то все же не уберегся от тюрьмы, я его все равно жду и помогаю потом встать на ноги. А многие, к сожалению, не ждут своих детей. И государство не ждет, как будто это не его дети. Зато ждут криминальные структуры, чтобы повести их по своему руслу. А обиженный пацан, знаете, сколько зла может натворить? Воспитанники Макаренко, моего отца стали людьми, потому что в них верили. Взрослые тюрьмы не моя сфера, но я не думаю, что там возможно перевоспитание. Человек, умышленно совершивший десятки преступлений, должен быть наказан. Но оступившихся подростков мы должны принять и повести по жизни. И мне хотелось бы, чтобы таких настроений, как у вашего родственника, было меньше, а больше было людей неравнодушных, желающих помочь. Очень много делает Церковь, и слава Богу. Пусть она несет в эти юные израненные души веру, а мы поможем.

Мне повезло: я выбрал профессию, которую безумно люблю7

Как я нашел Макаренко

50 лет я работал директором и детских домов, и детских колоний, и спецучилищ. Сейчас решил поделиться своим опытом: о том, как я нашел Макаренко в своей душе, как воспользовался его трудами, как он помог встать на ноги и мне, и многим, кто со мной вместе решил разделить судьбу: «Пацаны — со мной».

Сейчас я работаю руководителем музея Антона Семёновича Макаренко, являюсь председателем Общественного совета Главного Управления исполнения наказаний Московской области, член Общественного совета Федеральной службы исполнения наказаний, представитель Президента РФ по Московской области по правам человека для лиц, лишенных свободы. Это такие у меня, помимо всего, общественные обязанности. Я контролирую, чтобы люди, особенно дети, подростки, которые находятся за колючей проволокой, жили по-человечески, чтобы к ним относились как к людям, ведь они опять придут в наше общество, чтобы они были ни злыми, ни изгоями, а нормальными согражданами нашего государства.

Мой отец, моя мама — воспитанники Антона Семёновича Макаренко. После того как они вышли из колонии, пошли по его стопам, и всю свою жизнь посвятили детским домам: детям, сиротам, брошенным, обездоленным, обиженным, которым не повезло с родителями. Им повезло с воспитателями, такими как Семён Афанасьевич и Галина Константиновна Калабалины.

Теперь я живу среди своих братьев. Их тысячи… Моего отца Антон Семёнович взял из камеры смертников. Отец был приговорен за то, что в 17 лет водил в атаку 200 сабель — дрался. Революция закончилась, а они так и не знали: ради кого теперь жить, где правду искать. Это продолжалось, пока их не разоружили и не признали врагами народа. Лишь благодаря указу Дзержинского всех, кому не исполнилось 18 лет, было предписано забрать из тюрем. Дзержинский в 1920 году получил сводку о том, что творится с детьми в России, и ужаснулся. Пришел к наркому просвещения Луначарскому и сказал, что надо срочно спасать детей. И он взял на себя ответственность вывести их из взрослых колоний и тюрем и создать детские воспитательные учреждения. В результате этого решения Антон Семёнович Макаренко возглавил колонию в Полтаве и забрал из полтавской тюрьмы моего отца. Так он попал к Антону Семёновичу Макаренко и стал потом его самым первым помощником, другом… Моему отцу повезло, что работа Макаренко (а впоследствии и отца) была востребована обществом.

Воспитанники попадали к людям, готовым им помочь, повести их по жизни. Попадали к ним как равноправные и нужные люди.

Кстати, во время войны отец был контрразведчиком, работал в Германии. Получил задание от нашего руководства пробраться в тыл врага и притвориться изменником Родины. Ему поверили, взяли в «абвер». И он был заброшен резидентом фашистской разведки в Горький. Даже «железный крест» заслужил у Гитлера за то, что служил ему «верой и правдой».

Что ему удалось? Провести радиоигру, где фашисты поверили его дезинформации. Удалось помочь одержать победу под Сталинградом и на Курской дуге. О нем очень интересно написал Хинштейн в своей книжке «В подвалах Лубянки», Овчинникова в «Известиях» интересно написала о нем и о маме во время войны в «Комсомольской правде».

Мама эвакуировала детский дом на Урал, а отец в это время служил Родине, находясь в логове фашистов в «абвере».

Я, наученный отцом, всех, кого вырастил — в школе, училище, детском доме, — сопровождаю по жизни. Они мне все нужны, и если кто-то

все же не уберегся от тюрьмы, я его все равно жду и помогаю встать на ноги. А многие, к сожалению, не ждут своих детей. И государство не ждет, как будто это не его дети. Зато ждут криминальные структуры, чтобы повести их по своему руслу. А обиженный пацан, знаете, сколько зла может натворить?

Когда я принял новую школу в Калининграде, судьба свела меня с замечательным человеком — Кармановым Валентином Федоровичем. Это

был директор завода «Чайка» в Москве, который в столице объединял все школы производственного обучения. Они занимались развитием рентабельного труда. Он мне подарил пару талантливых своих педагогов, они, к моему счастью, жили у меня в Калининграде.

Наш коллектив мы решили строить на производительном труде. Это было, конечно, очень опасно. Мы выбрали три направления производства: швейное производство, производство микродвигателей для ведущих заводов нашей страны. Третье направление определилось домостроительным комбинатом, на базе которого мы стали производить продукцию — детскую мебель. Это обычная школа… Но она оказалась очень необычной. Школу организовали по принципу: мне отдают всех молодых учителей, которые не сработались со своими школьными директорами. Школа организовалась на базе восьмых и девятых классов, в которых почти девяносто процентов — мальчики.

Собралось потрясающее «собрание сочинений» — удивительно интересных людей, но далеко не готовых сейчас же покорять страну своими знаниями. Была еще одна деталь. Мэр города инструктирует меня:

— Смотрите не скажите на первом дне, что Вы из Хотькова, потому что Хотьково у нас в округе связано с психбольницей.

Это мне так понравилось, что я подумал: сейчас же всех куплю. И когда был пробный день, собрались все родители, я выступил:

— Дорогие родители, уважаемые папы, мамы и бабушки, если вы что-то не поймете в моих педагогических действиях, спишите на то, что я к вам приехал из Хотькова…

И начали творить

Представляете, я никому из учителей не разрешил ставить отметки. Но с первого дня развернул самодеятельность, физкультуру, появились ансамбли. С первого же дня мы начали налаживать производство, и все пошли трудиться. Через полгода у меня вся школа была завешана портретами наших пацанов. Это лучший футболист, это лучший волейболист, лучший пожарный, лучший по армейскому троеборью, лучший стрелок, лучший исполнитель характерных танцев, лучший ансамбль. Они у меня начали выступать во всех конкурсах.

А поскольку город Калининград космический, мы создали музей имени Гагарина. А еще — построили уникальную базу труда в Серпуховском районе — в совхозе «Заокский». Работали и жили мы там с мая по октябрь. И вот наступил момент, когда они стали уважать себя. Однажды ко мне пришел один воспитанник и говорит:

— Попросите Людмилу Остаповну Бахмацкую, — это моя сестра, воспитанница детского дома, — чтобы она научила меня русскому языку.

— А что такое?

— Да у меня автограф просят, а я боюсь брать ручку, я же безграмотный.

Через полгода он захотел учиться! Вот сейчас о стандартах говорят, а мы уже тогда разделили полностью… Мы узнали — кто на что способен, развели их по разным классам и разным учителям.

У меня была Мария Степановна Беспалова, заслуженная учительница, математик. Я ей сказал:

— Мария Степановна, этих я Вам не дам, а вот этих возьмите. Над ними Вам можно «издеваться», это технари. Выбивайте из них четверки и пятерки. А вот на этот класс я поставлю Воробьеву Нину Васильевну, потому что она и душу, и сердце отдаст, а спросит столько, сколько ученик ей может вернуть. Потому что здесь собрались одни гуманитарии, здесь одни певцы, солисты, спортсмены. Уже тогда мы это расписали.

Через два года все были заинтересованы в школе и оканчивали ее великолепно. Ни один мой пацан не стал плебеем. Все стали активнейшими людьми, потому что они росли уже два года в борьбе.

Мне просто повезло в жизни, во-первых, на тех людей, которые меня растили. Мне повезло на ту обстановку, где я рос в детском доме. Мне повезло, что я видел человека, на которого хотел быть похожим. Я не стал на него похожим, но я у него очень много взял для того, чтобы быть полезным в своей профессии детям. Я очень многому научился, прежде чем прийти к детям. Я их брал не физикой, не математикой, я их брал тем, что и в футбол играю, и в волейбол, и мастер спорта по тяжелой атлетике, и на руках пойду, и кашу сварю, траву скошу.

Это им нравилось. Я старался собрать вокруг себя таких людей, который могли бы на все вопросы пацанам ответить. И нечего им бежать куда-то, наоборот, к нам бежали, чтобы услышать что-то интересное.

Мне повезло, что я выбрал ту профессию, которую безумно люблю.

Я ни разу не ходил на работу, я всю жизнь занимался любимым делом.

С добром и верой8

Книги загорелись быстро, так, как им, собственно, гореть и полагается. Когда дым рассеялся, ситуация прояснилась, и сводилась она в двух словах к следующему: в окно библиотеки влетела горящая головешка, и попасть сюда она могла исключительно с благословения братьев Плисецких. Им долго и привычно говорили все подобающие в этом случае слова, а братья не менее привычно молчали. Потому что то, что на общий взгляд было причиной, по их логике выходило следствием. Действительно, сжигать книги дико, а не дико разве, что библиотекарша эта предала (в одном из самых житейских смыслов) близкого ей хорошего человека?

Поступки их были один непонятнее другого и объединялись, пожалуй, лишь общей какой-то странной логикой.

Вот и из детдома их прислали в колонию за целый ряд прегрешений. Например, украли со склада одиннадцать метров джинсовой ткани. А они говорят: мы и не украли вовсе, просто взяли и сшили себе и товарищам нормальные джинсы, уж, по крайней мере, покрасивее тех, что из того же метража делают швейники.

— В общем, этим братьям Плисецким и колонии мало, надо переводить их отсюда еще дальше, — говорили мне воспитатели.

И если, не вникая в ребячью логику, судить лишь о внешнем ее отражении, разделить этот справедливый гнев можно. Но… что-то привлекало меня в этих ребятах, и я попросил отдать Колю и Пашу мне, тем более что срок пребывания их в колонии заканчивался. Так они «перешли» в наше, 72-е строительное профтехучилище.

Как таких ребят понять? Сами они какие-то неподходящие, невоспитуемые? Или воспитывали их неподходяще? Чтобы попытаться ответить на вопрос, позволю себе сослаться на классику и взять в руки «Педагогическую поэму».

Семен Карабанов — помните? Он водил банду в шестьсот человек, и полагалось ему за все это не меньше расстрела. И ведь что интересно: была в его атаманстве определенно какая-то педагогическая жилка, умел, значит, организовать «коллектив». Вопрос — на что. Один из любимых учеников А. С. Макаренко, он сам стал потом педагогом. Помните, не вышло «из Карабанова агронома. Кончил он агрономический рабфак, но в институт не перешел, а сказал А. С. Макаренко решительно:

— Хай ему с тем хлеборобством! Не можу без пацанов буты. Сколько еще хороших хлопцев дурака валяет на свете, ого! Раз вы, Антон Семенович, в этом деле потрудились, так и мне можно.

И он трудился. 45 лет работал (да как красиво!) директором колоний и детдомов, меняя сложные коллективы на еще более сложные. И писал ему Антон Семенович: «Хочу приехать посмотреть на твоих ребят, как-никак внуки», и Семен Афанасьевич Калабалин любил и боготворил своего учителя всячески. И сына, который родился в год смерти Макаренко, назвал Антоном.

Что и говорить, повезло мне с отчеством. Моего сына зовут, кстати, тоже Семеном. Я назвал его в честь отца, опять-таки по его рекомендации. Для того чтобы когда-нибудь появился у него правнук Антон Семенович, а у меня внук Антон Семенович, и имя это передавалось бы из поколения в поколение. Не просто само по себе имя — дело Макаренко (вот мы, например, дети Калабалина, все трое — педагоги, я и обе мои сестры). А главное — принципы Макаренко. Они не только к педагогике имеют отношение. Это принципы нашего большого советского дома. Недавно, когда праздновалось 90-летие со дня рождения Макаренко, к нам в училище приехала группа его первых воспитанников. Более 50 моложавых, красивых людей появилось у нас. Тех, кому стать людьми помог Макаренко и гуманные его принципы, где главный — уважение к человеку, вера в него. Я позволю себе напомнить еще одну прекрасную страницу из «Педагогической поэмы»:

«Недели через две я позвал Семена и сказал просто:

— Вот доверенность. Получишь в финотделе пятьсот рублей.

Семен открыл рот и глаза, побледнел и посерел, неловко сказал:

— Пятьсот рублей? И что?

— И больше ничего, — ответил я, заглядывая в ящик стола, — привезешь их мне.

— Ехать верхом?

— Верхом, конечно. Вот револьвер, на всякий случай…

Привезя деньги, он пристал ко мне:

— Посчитайте…

— Отстань!

Он схватил себя за горло, как будто его что-то душило, потом рванул воротник и зашатался.

— Вы надо мной издеваетесь! Не может быть, чтобы вы мне так доверяли. Не может быть! Чуете?.. Вы нарочно рискуете, я знаю, нарочно…

Он задохнулся и сел на стул…

— Если бы вы знали! Если бы вы только знали! Я когда этой дорогой скакал и думал: хоть бы Бог был на свете. Хоть бы Бог послал кого-нибудь, чтоб когда лесом кто-нибудь набросился на меня… Пусть бы десяток, чи там сколько… я не знаю. Я стрелял бы, зубами кусав бы, рвал, как собака, аж пока убили бы… И знаете, чуть не плачу. И знаю ж: вы тут сидите и думаете: чи привезет, чи не привезет? Вы ж рисковали, правда?

— Ты чудак, Семен! С деньгами всегда риск. В колонию доставить пачку денег без риска нельзя. Но я думаю так: если ты будешь возить деньги, то риска меньше…»

Так и жил отец, исповедуя ту же вселенскую веру. Вы знаете, моего старшего брата (его звали Костиком), совсем пацаненка, зарезал один из новых наших колонистов. И даже это не сломило отца… Никогда не забуду, когда первый раз в жизни попали мы в один из городов Осетии. Приехали поздно ночью, а утром, когда проснулись, он говорит:

— Иди, сынок, гуляй.

А мне было всего семь лет. И вот я просто так, один, пошел по колонии, по тому месту, где еще вчера кипели дикие страсти.

Потом, много лет спустя, мне кто-то сказал:

— Как же вы решились? Вы так рисковали!

А я ходил, того не понимая, и глупыми доверчивыми глазами смотрел вокруг. Потом подошел к одному парню и сказал:

— Я хочу с тобой дружить.

Поверить в человека, пойти к нему навстречу — вроде бы такая малость. Но есть ли что-нибудь важнее этого — заинтересованного взгляда на человека? При таком заинтересованном взгляде открываются вдруг вещи удивительные. Взгляд наш становится добрее и шире.

И в наказании может проявиться уважение к личности, если иметь точкой отсчета добро.

— Я не знаю, какой у вас в тот день была погода, — так в свое время на вопрос отца о том, как поступить в таком-то случае, ответил в письме А. С. Макаренко.

И верно, от погоды кое-что зависит. А еще больше — от характера самого наказуемого. За один и тот же поступок расплата разная. Кто-то с полувзгляда поймет, а на кого-то хоть полдня орите — чего зря себя надрывать. А потому с одним достаточно не поздороваться, другому сказать:

— Зайди вечером ко мне, подумай, зачем.

Третьего попросить придумать себе кару самому.

Иногда нужно, чтобы, чем тяжелее оказался проступок, тем меньшей — расплата. Командир поленился, не поставил ребят на довольствие. Жестоко, но вся группа останется голодной, и только командиру не скажут ни слова, а тому лучше, чтоб ругали.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическое наследие Калабалиных. Книга 3. А.С. Калабалин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Интервью А. С. Калабалина на телевидении, записанное с аудиозаписи студенткой второго курса РГСУ Наташей Федоровой.

5

Записала беседу с А. С. Калабалиным Лина Тархова // Не будь зависим, скажи «нет» наркотикам, алкоголю, курению, игромании. — №10, 2012 — с. 61—63.

6

Беседу записал Л. Виноградов, опубликована 17.10.2005.

7

Интервью провел С. Лавриненко на очередной макаренковской среде в Центре им. А. С. Макаренко // «Истринские вести» от 15.04.2011.

8

"Государство — это мы"/ сост. Л. П. Тархова. — М.: Политиздат, 1982 — с. 70—84.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я