Интерактивные технологии в практике реализации ФГОС ДО

Л. А. Теплякова, 2018

В данном пособии представлен опыт работы педагогов ДОО по использованию интерактивных технологий для реализации ФГОС ДО в процессе организации воспитательно-образовательной работы с детьми 2—7 лет. Подробно описано не только содержание разнообразных образовательных ситуаций, но и нетрадиционные формы организации детской деятельности, методы, приемы, способы интерактивного, демократического, субъектноориентированного руководства ею. Пособие адресовано педагогам, воспитателям и методистам ДОО. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интерактивные технологии в практике реализации ФГОС ДО предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сценарии организации образовательной деятельности с детьми

Первая младшая группа

«Масленица пришла, нам блины принесла!»[1]

Задачи:

— развивать потребность ребенка в сотрудничестве и общении со взрослыми и сверстниками;

— поддерживать стремление ребенка действовать самому, развивать уверенность в себе, своих силах;

— формировать элементарное представление детей о Масленице;

— побуждать детей принимать участие в празднествах, посвященных Масленой неделе;

— обогащать словарный запас.

Предварительная работа: на Масленой неделе, в понедельник (Встреча Масленицы) в группу приходят ряженые, ситуация праздничного общения, во вторник (Заигрыши) — привлечение детей к изготовлению украшений для участка, изготовление чучела «Масленицы» в присутствии детей.

Взаимодействие с родителями: попросить родителей рассказать детям, как они принимали участие в этом празднике, когда были детьми. Попросить 2–3 родителей испечь блины к среде.

Оборудование: два детских стола, компьютер, презентация с фотографиями прихода ряженых в группу, украшения участка, иллюстрации празднования Масленицы, аудиозапись русской народной песни «Блины», пакет муки (0,5 кг), пересыпанной в 2–3 миски, пакет молока (750 г), разлитого по стаканам (по количеству детей), яйцо (1 шт.), сахар (50 г) на блюдце, пакет дрожжей, открытая солонка с солью, кастрюля, 2 лотка для ложек, стаканы, фартуки и головные уборы (по количеству детей), влажные салфетки.

* * *

Дети играют. Воспитатель включает презентацию на компьютере.

Воспитатель. Ребята, а что я здесь увидела! Что же это такое? Подойдите все сюда, посмотрите.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель восклицает «Ой, я вспомнила…».

У нас ведь праздник всю неделю. Помните какой? Правильно, Масленица! А это первый день Масленицы. Сказочные герои к нам в группу приходили, мы с ними Масленицу встречали. Вспомнили? Кто приходил? Что делали? Кого запомнили? Кто вам понравился? Правильно, скоморохи были, в барабан били, в дудки играли, песни распевали, весну кликали. Как кликали, помните? А вот как кликали.

Собирайся, народ!

Весна красная идет!

Надо зимушку спровадить,

Дружно Масленицу сладить!

Сегодня третий день Масленицы и называется он Лакомка. В этот день люди пекли блины и лакомились ими. Вы знаете, что такое блин, блинчик? Какой он формы? Какой он на вкус?

Дети отвечают.

Правильно, ребята, блин круглый, как солнце, и очень вкусный. Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей! Хотите полакомиться блинами? Давайте испечем их. (Включает аудиозапись песни «Блины».)

Ребята, дома ваши мамы и бабушки пекли блины? А вы им помогали? Знаете, из чего их делают? Что нам понадобится? Мука нам может пригодиться?

А из какой муки самые хорошие блины получаются? Кто знает? Мне кажется, из пшеничной, а вообще блины пекут из любой муки: гречневой, ячневой, овсяной, из пресного и кислого теста. Какие еще продукты для блинов нужны?

Дети отвечают.

Ребята, а у нас есть эти продукты? Давайте посмотрим. (Открывает шкаф, в котором находятся заготовленные помощником воспитателя продукты.) А как называют человека, который готовит пищу? Правильно, повар. И мы все сейчас будем поварами. А повара работают в специальной одежде, форме. Обязательны фартуки и головной убор.

Воспитатель и его помощник надевают детям фартуки и головные уборы.

Теперь идем за продуктами. Давайте все вместе перенесем эти продукты вот на этот стол. (Показывает.) Там нам удобнее будет.

Воспитатель с детьми относит все продукты на один из детских столиков.

Что же сначала положим в кастрюлю? Конечно, муку. Возьмите ложки, будем пересыпать муку в кастрюлю. Вот муку положили. Что теперь следует добавить? Давайте разобьем яичко, это я сделаю, а вы добавите сахара. Теперь соли все бросим в кастрюлю по капельке, по кристаллику и не забудем про дрожжи. (Показывает.) Перемешиваем все аккуратно и наливаем молока.

Дети выливают каждый свой стакан молока в кастрюлю и перемешивают его с мукой.

Ну вот, ребята, тесто готово, печь пора! А на чем печь блины будем? Сковородка у нас есть? А плита? Настоящие нужны, не игрушечные. Что же нам делать?

А давайте отдадим наше тесто повару, и он нам всем напечет блинов.

Повар забирает кастрюлю с тестом и через 1–2 мин вносит уже готовые блины. Воспитатель с помощником накрывают стол, после чего все садятся есть блины.

Вам понравилось готовить блины? Вы расскажете дома, как и из чего мы готовили наши блины?

С Масленицей ласковой поздравляем вас,

Пирогам повластвовать наступает час.

Без блинов не сладятся проводы зимы,

К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!

«Накормим куклу Машу обедом»[2]

Цель: содействие развитию представлений детей о предметах, сделанных руками людей.

Задачи:

— развивать представления детей о предметах, необходимых для приготовления и принятия пищи, их свойствах и функциональном назначении;

— воспитывать доброту и отзывчивость;

— формировать обобщенные способы обследования предметов: рассматривание, сравнение, сопоставление и т. д.;

— способствовать освоению значений слов и их уместному употреблению в соответствии с ситуацией;

— активизировать словарь детей.

Предварительная работа: дидактическая игра с элементами сюжета «Устроим кукле комнату», чтение художественных произведений (С. Капутикян «Маша обедает», С. Маршак «Кошкин дом»); речевая игра «В гостях у тети Кошки» (по мотивам произведения «Кошкин дом» С. Маршака), игры («Мы играем в поварят», «Магазин продуктов», «Три медведя за столом», «Разная посуда», «Что для чего нужно?», «Что из чего сделано?», «Сварим куклам обед»); рассматривание предметов и их изображений на картинках (подборки по темам «Мебель», «Посуда», «Продукты», «Столовые приборы», «Предметы гигиены» и др.); лепка из пластилина «Угощение для куклы Кати»; игровая ситуация «Приготовление обеда для кукол» (утром в день проведения игры).

Оборудование: кукла, игрушечная мебель (несколько разных по размеру столов, стул, скатерть), игрушечная посуда (кухонная, столовая и чайная), тарелки разной формы (квадратные, овальные, треугольные и т. д.), пластилин, дощечки для работы с пластилином.

* * *

Воспитатель обращается к играющим детям, выбирает нескольких и подзывает к себе.

Воспитатель. Посмотрите (показывает в сторону входной в групповую комнату двери, возле которой помощник воспитателя незаметно от детей оставил незнакомую им куклу), у нас гостья. Пойдемте, встретим ее. (Останавливается около куклы.) Ребята, (обращается ко всем детям), посмотрите все сюда, какая необычная гостья, кто это?

Дети отвечают.

Правильно, это кукла. Хотите с ней познакомиться? Спросите, как ее зовут. Маша? К нам в гости пришла кукла Машенька. Ребята, давайте с ней поздороваемся. Здравствуй, Машенька! Очень рады тебя видеть. Проходи в группу.

Ребята, а вы заметили, Машенька какая-то усталая, невеселая. Как вы думаете, почему?

Дети высказывают предположения.

Ребята, я думаю, Маша долго к нам шла и успела проголодаться. Как нужно поступить? Угостим Машеньку обедом?

Дети, а где мы обычно кушаем? Правильно, за столом. А куклы где обедают? Правильно, тоже за столом, но только за игрушечным.

Воспитатель вместе с детьми идет в игровой уголок, где стоят несколько игрушечных столов. По размеру куклы дети должны определить, за каким ей будет удобнее сидеть.

Какой стол накроем для Маши? Где ей будет удобно? Как думаете?

Дети высказывают предположения.

Ребята, Маша с улицы пришла, и мы собираемся накормить ее обедом. Что мы всегда делаем, когда с улицы приходим или перед тем как сесть за обеденный стол? Правильно, моем руки и умываемся. Давайте встанем в кружок и покажем, как мы это делаем.

Игровое упражнение «Водичка, водичка…»

Дети встают в круг и повторяют движения за воспитателем.

Водичка, водичка, Двумя руками показывают, как сверху льется вода.

Умой мое личико! Имитируют умывание.

Чтобы глазоньки блестели, Руками касаются глаз.

Чтобы щечки краснели, Трут щеки.

Чтоб смеялся роток, Улыбаются, гладят руками рот.

Чтоб кусался зубок. Стучат зубами.

Воспитатель. Ребята, чтобы у нас получилось накрыть стол к обеду для Маши быстро и правильно, давайте договоримся, кто и что будет делать.

Воспитатель выбирает на каждое задание по два ребенка. Те, кому воспитатель дает задания, должны сначала помыть руки, а потом выполнять поручение. При необходимости воспитатель помогает детям выполнять действия правильно.

Кто постелет скатерть на стол? Кто принесет и поставит на стол столовую посуду, тарелки, ложки, бокал? Кто еду принесет? Ребята, помните, что мы утром приготовили? Да, щи, макароны, котлеты, компот. Еду с кухни тоже надо чистыми руками приносить. Ну а мы пока скатерть постелем и за нашей гостьей поухаживаем.

Воспитатель выбирает еще двух детей, которые должны вымыть руки и лицо кукле.

Ребята, а после того как мы помыли руки, что мы делаем? Правильно, садимся на стул. Кто поможет кукле Маше сесть за стол? Напомните мне, чтобы не испачкаться во время еды, что мы делаем? Конечно, фартук надеваем. Давайте поможем нашей гостье надеть фартук.

Воспитатель подходит к столу.

Давайте проверим, готов ли стол для обеда? Скатерть постелена? Какая скатерть по цвету? Правильно, белая. Она подходит для приема гостей. И можно уже поставить на стол хлебницу с хлебом, салфетки, компот, столовые приборы — ложку и вилку.

Воспитатель вместе с детьми начинает сервировать стол.

Ребята, вам нравится, как стол накрыт? Красиво? Прямо, как в стихотворении. Я вам его расскажу, а вы вставайте в круг и повторяйте за мной движения.

Девочка Иринка порядок

наводила. Дети делают ритмичные хлопки.

Девочка Иринка кукле говорила: Грозят указательным пальцем.

«Салфетки должны быть

в салфетнице, Поочередно загибают пальцы.

Масло должно быть в масленке.

Хлебушек должен быть в хлебнице.

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Молодцы, ребята! А теперь давайте выберем тарелки. (Подходит с детьми к раздаточному столу.) Какой они формы? Круглые или квадратные? Правильно, эти тарелки круглые. А бывают и прямоугольные, и овальные, и еще много других разных форм. (Показывает настоящие или игрушечные предметы.) Какого цвета тарелки? Как вы думаете, Маше понравится этот цвет? А еще какими по цвету бывают тарелки? А из чего эти тарелки сделаны, из какого материала?

Дети хором отвечают «да» или «нет».

Они из стекла, значит стеклянные? Или из глины, глиняные? Фарфоровые? Деревянные? Пластмассовые? Металлические? Картонные? Бумажные?

А теперь посмотрите внимательно на тарелки и скажите, они одинаковые или разные? Что у них одинаковое? Да, у них одинаковый цвет. А еще что одинаковое? У них одинаковая форма. Еще они сделаны из одинакового материала. Но что же у них разное, чем они отличаются? Посмотрите, оказывается, они разные по глубине. Вот эта тарелка глубокая, а эта — мелкая.

Давайте вспомним, что мы приготовили сегодня куклам на обед? Что мы варили в кастрюле на первое? Правильно, щи. В народе говорят: «Щи да каша, пища наша». Ребята, вы принесли щи из кухни? Где они? Пора уже Машу кормить.

В случае если дети подадут кастрюлю, воспитатель напоминает, что из нее есть нельзя.

Ребята, скажите, а щи можно есть прямо из кастрюли? Правильно, нельзя. Из кастрюли ничего есть нельзя? А как можно? Правильно, щи нужно налить из кастрюли в тарелку. Люди позаботились о том, чтобы есть было удобно, для этого делают разную посуду: кухонную, в которой пищу готовят, и столовую, из которой едят. А еще есть чайная, кофейная и много другой. Давайте пока поставим кастрюлю на раздаточный стол. Чем будем наливать щи? Вспомните, чем мама суп наливает?

Дети отвечают.

Ребята, кто посуду приносил, вы приготовили, чем щи налить? (Если не принесли, воспитатель просит детей принести половник.) Как называется этот столовый прибор? Правильно, половник. А еще его иногда называют поварешкой.

А куда будем наливать щи? Правильно, ребята, в тарелку, а в какую? Мелкую или глубокую?

Дети отвечают.

Давайте подадим суп кукле Маше.

Воспитатель выбирает нескольких детей и дает им задания: один должен налить суп, второй — поставить тарелку на поднос, третий должен отнести поднос на стол и поставить перед куклой.

Ребята, пока Маша ест первое блюдо, мы подготовим следующее. Что мы приготовили на второе блюдо, помните?

Дети. Макароны и котлеты.

Воспитатель. В какую тарелку положим макароны? Правильно, в мелкую.

Воспитатель выбирает нескольких детей и дает им задания: положить на тарелку макароны и котлету, налить компот и подать это кукле на стол.

Ребята, как вы думаете, понравился Маше обед? Давайте спросим у нее.

Кукла Маша (озвучивает воспитатель). Ребятки, большое спасибо за вкусный обед. Мне у вас очень понравилось, но мне пора возвращаться домой.

Воспитатель. Дети, Машенька живет очень далеко и за время пути может проголодаться. Давайте испечем ей что-нибудь на дорожку. Что можно испечь, как вы думаете?

Дети высказывают предположения.

Можно испечь баранку, печенье, булочку, пирожок, рогалик. (Воспитатель вместе с детьми подходит к отдельно стоящему столу.) Давайте возьмем пластилин, сядем за стол и вылепим угощенье для Маши. Не забудьте дощечку-подкладку.

Возьмите по кусочку пластилина, разомните его пальцами в ладони. (Показывает.) Скатайте из него шарик, можно круговыми движениями между ладонями, можно одной рукой на дощечке-подкладке. (Показывает.) Из такого шарика можно сделать любое выбранное вами угощенье.

Воспитатель помогает детям выполнить задуманное.

А сейчас собираем всю выпечку в корзинку и вручаем кукле Маше. Вот, Машенька, это тебе на дорожку.

«Самым сильным быть хочу»[3]

Цель: расширение понятий о пользе спорта и физкультуры с помощью художественного слова.

Задачи:

— вырабатывать умение слушать и отвечать на вопросы;

— развивать умение отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций;

— приучать следить за развитием действий в коротком стихотворении и выполнять игровые действия, соответствующие тексту;

— расширять словарный запас, используя слова стихотворения.

Предварительная работа: вокруг стола расставить стулья (по количеству детей).

Оборудование: самодельная книжка «Самым сильным быть хочу», книга «Веселые стишата малышам», спортивный инвентарь (гантели, мячи, скакалки по иллюстрациям из книги «Веселые стишата малышам»), бумага и восковые карандаши (по количеству детей), стихотворение В. Дзнеладзе в пер. Ю. Полухиной «Самым сильным быть хочу», текст валеологического сопровождения зарядки, пословицы о здоровье.

* * *

Воспитатель (подходит к детям). Ребята, каждое утро мы приходим в детский сад, и сегодня пришли… (Перечисляет имена присутствующих.) А кто сегодня не пришел? Посмотрите друг на друга. Кого нет?

Дети отвечают.

Оказывается, они заболели. А почему мы болеем? Правильно, можем перегреться летом на солнце, если не наденем кепки, или простудиться, если в лужу наступим. А я знаю одного мальчика, который очень редко болеет. Хотите узнать почему? Давайте послушаем про него стихотворение. Оно называется «Самым сильным быть хочу».

Давайте сядем за стол — книги удобнее читать за столом — прочитаем стихотворение и узнаем, как мальчик стал сильным и крепким.

Дети садятся вокруг стола, воспитатель читает стихотворение.

Чтоб не хныкать, чтобы не болеть,

Чтоб всех мальчишек одолеть,

Я с утра гантели кручу,

Самым сильным быть хочу.

Под холодным душем стою

И не мерзну даже, а пою.

Для меня теперь пустяки

И морозы и сквозняки.

Вот еще немного подрасту

И к штангистам в секцию пойду.

Я твержу на каждом шагу:

«Без зарядки жить не могу».

Ребята, о чем говорится в стихотворении? Каким хочет стать мальчик? Какие еще желания есть у него? А что он делает, чтобы не болеть и быть сильным? Что он крутит с утра? Правильно, гантели. (Показывает иллюстрацию в книге.)

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интерактивные технологии в практике реализации ФГОС ДО предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Авт. Л.А. Теплякова, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе.

2

Авт. Л.А. Теплякова, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, Т.П. Загороднева, воспитатель.

3

Авт. Л.А. Теплякова, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я