Сборник контрольно-оценочных средств по русскому языку для обучающихся в СПО (Входная диагностика)

Л. А. Рачеева

Сборник контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык» составлен для проверки знаний обучающихся в СПО на первом занятии.Данное пособие составлено для преподавателя русского языка, который может ознакомиться и использовать в своей работе формы письменных работ: диктанты, тесты, сочинения, изложения.

Оглавление

Вариант 1А

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2) Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3) Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4) Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» — янтарь). (5) Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3) Предложение 3 сложноподчинённое.

4) Предложение 4 простое.

5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.

3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

(1) На широкой площади возвышается Петровский театр (2) произведение новейшего искусства (3) огромное здание с плоской кровлей и величественным портиком (4) на коем возвышается алебастровый Аполлон (5) неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлёвскую стену (6) которая ревниво отделяет его от древних святынь России! (7) — так писал М. Ю. Лермонтов о московском Большом театре в своём юношеском сочинении (8) Панорама Москвы (9).

4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «ветка ели», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания

выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦЕНИВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) КОНЕЧНЫЙ — в сочетании ЧН буква Ь не пишется.

3) ПРОМОКАТЕЛЬНАЯ (бумага) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса — А-.

4) НАСТОЯННЫЙ (на травах) — написание гласной в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени зависит от спряжения глагола.

5) НЕ РАД (ничему) — частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

Прочтите текст и выполните задания 6—9.

(1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы. (2) Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах.

(4) 3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5) Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки — бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8) На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р. А. Варшавская. (9) Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. (11) Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12) Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14) Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.

(15) Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети — так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров. (16) Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17) Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди.

(18) Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных… (19) В каждый дом ворвалось горе. (20) Впереди было ещё почти два года блокады… (21) А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

(23) Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24) Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.

(27) 3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28) Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29) Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32) Моряки знали цену мужеству. (По Л. Овчинниковой*)

* Л. Овчинникова — современная российская писательница.

6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р. А. Варшавской собрать детей во Дворце пионеров.

2) Рая Иванова поступила в ремесленное училище.

3) Во время войны, в мае 1942 года, во Дворце пионеров работал только кружок рисования.

4) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

5) Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.

7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы.

2) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

3) В каждый дом ворвалось горе.

4) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

5) Впереди было ещё почти два года блокады…

8. Лексический анализ. Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Вариант 2

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь. (2) Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3) Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4) Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5) Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1. натуралистов поражала (предложение 1) 2. может быть (предложение 2)

3. считают (предложение 3) 4. возможно (предложение 4)

5. установлено (предложение 5)

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Совершая прогулку (1) по улице Баумана в Казани (2) туристы обязательно фотографируются у нескольких необычных скульптурных объектов. Одним из таких объектов является памятник огромному вальяжному коту (3) олицетворяющему одновременно реальную историю (4) и её сказочное воплощение. Упитанный (5) трёхметровый кот (6) лениво разлёгся на топчане в беседке (7) сыто (8) и благостно улыбаясь.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «бетонная стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

ЗАГОРАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса — А-.

НОЧЬЮ (уехать) — в наречии буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.

РАРИТЕТ — в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.

ЛЕЛЕЮТ (ребёнка) — в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола I спряжения пишется окончание — ЮТ.

КАЛАЧОМ — в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О.

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1) Коля Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал. (2) Страдал от насморка, который мешал дышать, спать, читать и всё время требовал, чтобы Коля чихал.

(3) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. (4) Но больше, чем от хвори, Коля Луковкин страдал от одиночества. (5) Соседние койки были аккуратно заправлены, подушки белели свежими сугробами. (6) Никто не хотел составить Коле компанию. (7) Все были здоровы.

(8) За стенами изолятора шла обычная лагерная жизнь, но Коле Луковкину она представлялась прекрасной и заманчивой. (9) Ему казалось, что там сейчас происходит что-то очень важное, из ряда вон выходящее, а о нём все забыли. (10) И лежит он на жёсткой горячей койке один, как отставший от поезда. (11) Он чувствовал себя пленником, заточённым в глухую, высокую башню и прикованным цепью.

(12) У Коли Луковкина пропал аппетит. (13) Расхотелось читать. (14) Он лежал на койке и смотрел в потолок. (15) Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали реки Сибири. (16) Коля разглядывал их. (17) Одной трещинке он присвоил имя Иртыша, другой — Лены… (18) И тут дверь скрипнула. (19) Коля оторвал взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову.

(20) Смирнова была девчонкой из их отряда. (21) Белобрысенькая, невидная, ничем не примечательная. (22) Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная, радоваться или прогнать её…

— (23) Здравствуй, — сказала Смирнова.

— (24) Здравствуй, — отозвался больной.

— (25) Как твоё здоровье?

— (26) Хорошо, — ответил Коля и два раза чихнул.

— (27) Наш отряд передаёт тебе привет.

— (28) Спасибо. (29) Апчхи!

(30) Смирнова говорила сухо, как по писаному. (31) Она, видимо, получила задание: навестить больного товарища. (32) И теперь выполняла поручение без всякого энтузиазма.

(33) Но Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным. (34) О его здоровье справляются, ему передают привет. (35) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. (36) Ранен. (37) Попал в госпиталь. (38) И отряд передаёт ему привет.

— (39) Вот тебе черника, — сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими к ягодам. (40) До этого она держала кружку за спиной, и Коля не видел, что она пришла с подарком.

— (41) Спасибо! — сказал мальчик и, взяв из кружки ягодку, отправил её в рот. — (42) Вкусно!

— (43) Ешь на здоровье, — сказала Смирнова.

(44) Коля Луковкин посмотрел на белобрысую девчонку и вдруг почувствовал прилив тепла. (45) Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное. (46) Но вместо этого (он не сообразил, что именно сказать!) Коля протянул Смирновой кружку с черникой:

— Ешь, пожалуйста.

— (47) Спасибо, не хочу, — сдержанно сказала Смирнова. (48) Тебе надо для здоровья.

— (49) Я скоро поправлюсь, — пообещал мальчик и так некстати чихнул.

— (50) Ну, пока, — сказала Смирнова и выскользнула за дверь.

(51) Коля хотел сказать: «Куда ты? (52) Посиди немного. (53) Поговорим!» — но белая дверь изолятора закрылась.

(54) Коля откинулся на подушку, посмотрел на реки Сибири и перевёл взгляд на белую кружку с чёрными ягодами.

(55) Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство, как будто бы ему только что вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду.

(56) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. (57) И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни — от одиночества… (По Ю. Я. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

— Коля Луковкин лежал в изоляторе и страдал не только от простуды, но и от одиночества.

— Навестить Колю пришла его лучшая подруга в отряде — Смирнова.

— Разговор со Смирновой помог Коле Луковкину понять, что его не забыли ребята, что он не одинок.

— Смирнова дала Коле волшебные таблетки, которые позволили ему быстро справиться с болезнью.

— Когда Смирнова ушла, Коля был рад, потому что больше не нужно было притворяться вежливым.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

— От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.

— И лежит он на жёсткой горячей койке один, как отставший от поезда.

— Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.

— Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.

— Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство…

8. Лексический анализ. В предложениях 27—33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Вариант 3

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2) Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3) Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4) Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25—30 местах. (5) Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

— Предложение 1 простое нераспространённое.

— В предложении 2 составное именное сказуемое.

— Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

— Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

— Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Мариинский театр (1) один из ведущих музыкальных театров России и мира (2) который ведёт свою историю с 1783 года (3) когда по указу Екатерины II была учреждена труппа (4) для представления драматических и оперных спектаклей (5) в только что открытом на Театральной площади Большом Каменном театре. А сегодня он располагается в здании (6) построенном архитектором Альберто Кавосом в 1859 году на противоположной стороне Театральной площади.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

РАЗРЕЖЬТЕ (торт) — в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь.

БЕСЦЕЛЬНЫЙ на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.

НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

ИСПУГАННАЯ (птица) — в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1) Я ждал своего верного дружка Ваньку Жукова, которого наш учитель задержал в классе. (2) Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог. (3) Во-первых, это было бы похоже на предательство. (4) Да и всё без Ваньки не имело бы смысла: без него речка — не речка, лес — не лес, сады — не сады, да и для чего мне всё это, когда рядом не будет Ваньки Жукова! (5) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца. (6) Как ни старался, я так и не научился этому искусству, составлявшему предмет моей зависти: Ванька свистел столь пронзительно, что по всему лесу сороки срывались со своих мест и поднимали переполошный, панический крик. (7) Ванька успокаивал: «Ничего, Миш, научишься и ты». (8) Мне многое хотелось у него перенять, и я перенимал от Ваньки, радовался, если что-то получалось. (9) Даже, как он, чистил зубы тем, что жевал смолу, или вар, как звали эту вязкую, упругую массу в нашем селе.

(10) И вот, наконец, его лицо показалось в дверях школы. (11) Я с кличем «ура» во весь дух рванулся ему навстречу. (12) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.

— (13) Ты… ты за что меня, Ванька?! — возопил я, задыхаясь и от страшной боли, и от жгучей обиды. — (14) За что-о-о?!

— (15) А ты… ты за что?! — в свою очередь закричал Ванька и вдруг размахнулся и ударил меня в лицо.

(16) Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим усердием. (17) Откуда нам было знать, что наш одноклассник незаметно, очень умело подтолкнул Жукова так, что тот угодил головой в мой подбородок в момент, когда я кинулся к товарищу. (18) Подтолкнул и тут же скрылся, точно рассчитав свой ход: теперь и я, и Ванька были в полной уверенности, что один из нас и затеял эту драку — вот только непонятно почему. (19) Но могли ли мы, ребятишки, распалённые боем, доискиваться истины, когда война между нами началась?.. (20) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.

(21)…Всё очевиднее становились последствия нашей размолвки. (22) Что-то тесновато стало на душе. (23) Утраты и потери становились всё ощутимее. (24) Не приносили радости ни катание на коньках, на санках, ни снежки, ни поездка с отцом за дровами, ни даже пойманный заяц. (25) Всё утратило свою привлекательность без друга.

(26) От многого приходилось отказываться. (27) От многого такого, что было бесконечно дорого сердцу, что откладывается в памяти на всю жизнь тёплыми и светлыми зёрнами и прорастает, расцветая время от времени на лице такою же тёплой и светлой улыбкой даже в минуты совсем не светлые. (28) И хотя жажда примирения жила в нас, но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды, и, к сожалению, мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю. (По М. Н. Алексееву*)

* Алексеев Михаил Николаевич (1918—2007) — советский и российский писатель, журналист.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

— Рассказчик хотел перенять у Ваньки Жукова многие умения.

— Ванька ударил рассказчика в подбородок, потому что заподозрил в предательстве.

— Одноклассник подговорил Ваньку Жукова ударить рассказчика.

— После драки бывшие друзья поняли, что им не хватает друг друга, на душе у них было грустно.

— Друзья стали лютыми врагами, никто не хотел первым идти на примирение.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм.

— Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца.

— Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог.

— И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.

— Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.

— Я с кличем «ура» во весь дух рванулся ему навстречу.

8. Лексический анализ.

Подберите синоним к слову «лютого» из предложения 20. Выпишите этот синоним.

Вариант 4

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2) Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то — устным. (3) По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4) К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5) Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

— Предложение 1 простое двусоставное.

— В первой части предложения 2 грамматическая основа — можно утверждать.

— Предложение 3 односоставное назывное.

— Предложение 4 сложное.

— В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Знаменитая 60-метровая «падающая» колокольня в городе Соликамске Пермского края (1) не имеет архитектурных аналогов в России (2) так как состоит из двух чётко различимых частей (3) массивного кубического здания (4) и высокой восьмигранной башни. Кроме того (5) особенность её ещё и в том (6) что она отклоняется от оси почти на два метра. Во время строительства (7) под действием грунтовых вод колокольня накренилась (8) и затем достраивали её уже в таком положении.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «гордо ответил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1. ВСТРЕЧЕННЫЙ — в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

2. ПРИПОДНЯТЬ — написание приставки определяется её значением — неполнота действия.

3. ВЬЮГА — буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.

4. ВОСХИЩАТЬСЯ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква С.

5. СОРОКАЛЕТНИЙ — сложное числительное пишется слитно.

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1) Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2) Идёт невидимый мелкий дождь. (3) А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.

(4) Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5) На улице было скверно. (6) Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7) А он разгуливал под окнами музыкального училища.

(8) Мальчик искал скрипку. (9) И нашёл её. (10) Она звучала в окне второго этажа. (11) Он прислушался. (12) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13) Все окна как бы умолкли и погасли.

(14) Светилось только одно. (15) Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16) Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17) Он вздрогнул и обернулся. (18) На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19) В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.

— (20) Опять ждёшь Диану? — спокойно спросила девочка.

(21) Её голос заглушил скрипку. (22) Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:

— Никого я не жду.

— (23) Неправда, — не отступала девочка, — чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.

— (24) Я ходил за хлебом, — ответил мальчик, — вот видишь… хлеб.

— (25) Пойдём, — уверенно сказала девочка. — (26) Что мокнуть.

(27) Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28) Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.

— (29) Знаешь что, — предложила она, — пойдём ко мне. (30) Я сыграю тебе ноктюрн. (31) Мы будем пить чай.

(32) Он ничего не ответил. (33) Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34) И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35) Мы будем пить чай».

— (36) Так пойдём ко мне? — робко повторила девочка.

— (37) Всё равно, — сказал он.

— (38) Вот и хорошо!

(39) Дождь не проходил. (40) Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41) Все предметы теряли форму, расплываясь. (42) Город обмяк от дождя. (43) А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44) Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45) Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46) Есть он или его нет. (47) А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.

(48) Всё складывалось очень хорошо. (49) Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51) Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели. (52) Вдруг мальчик как бы запнулся. (53) Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54) И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55) Всё пропало. (56) И его самого уже нет… (57) В следующее мгновение он остановился. (58) Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59) Потом он крикнул:

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я