Сохранение живого произведения театрального искусства

Ксения Мира, 2023

Данная книга посвящена вопросам сохранения живого произведения театрального искусства. Многие виды произведений искусства имеют свой способ сохранения, и данное исследование обращает внимание на проблему сохранения именно живого произведения, а сами методы и информационный подход могут широко применяться и в других сферах жизнедеятельности, в том числе для сохранения самой содержательной стороны жизни. В основной части научно-популярного исследования освещаются подходы к сохранению живого произведения театрального искусства, раскрываются особенности работы авторского сознания в творческом процессе воплощения данного произведения и предлагается развитие деятельности по сохранению жизни театрального искусства на основе концепта театра.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сохранение живого произведения театрального искусства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Сохранение жизни театрального искусства

§ 2.1. Подходы к сохранению живого произведения театрального искусства

«Какая вместимость в слове и фразе! Какое богатство у языка! Он силён не сам по себе, а постольку, поскольку содержит в себе человеческую душу и мысль»

(К.С. Станиславский)

О том, как сохранять саму жизнь, созидательный процесс — ответ на этот вопрос можно искать во многих отраслях знаний. Одним из таких созидательных процессов, требующих особого подхода к сохранению и запечатлению, является творение живого произведения театрального искусства.

Это форма передачи зрителю и ценителю театрального искусства через живое произведение в момент его творения целой части созидательной деятельности. Вы можете наблюдать картину, изучать скульптуру, прослушивать музыкальное произведение, читать книгу, но в живом произведении театрального искусства вы знакомитесь и с формой и содержанием, и разными видами искусства, объединённых театром, и с самим творческим процессом. И подход к сохранению живого произведения театрального искусства должен быть так же широк — для охвата всего многообразия творимой информации.

Ответ на вопрос о сохранении произведения живого сценического искусства и самой творческой деятельности вновь лежит в природной информатике, той, что существует, и именно информация позволит воплотить саму данную задачу сохранения. Это принадлежность к информационному пространству, в которое также включается и смысловое, семантическое поле и концептуальное пространство.

Понимание возможности сохранения и дления жизни творческой деятельности лежит в области целей воплощения духа, в сущности самой формы жизнедеятельности, её содержании. И философы называют в качестве данной цели, — замечу сразу, одновременно сохраняющей и продолжающей жизнь, — смысловую перспективу39, то есть содержательное продолжение в форме жизни и развитие в ней данных смыслов, идей, дел. И это устремление, или интенция, и есть движение к воплощению.

Сохранение и формы и содержания живого театрального искусства — задача трудная, но необходимая для выполнения. Сама ценность творения живого произведения искусства и смыслов, которые можно зафиксировать более через сохранение самого содержания, отличается от запечатления других произведений искусства, в том числе от кинематографа. И здесь необходим особый подход к сохранению данного многообразия «живых» смыслов, которые творятся и во время воплощения и в процессе подготовки.

Относительно вопроса фиксации и сохранения вы сразу можете сказать, что то, чего раньше не было у импрессионистов для запечатления, и что есть сейчас, — это возможности видеозаписи. Но это лишь способ сохранения объективных данных и самой формы. Но запечатление сути, содержания живого искусства требует и других методов запечатления и более тонких подходов.

Кинокартина напоминает то ожившее произведение искусства и одновременно форму его запечатления, но каждый шаг вымерен и запечатление происходит в рамках одного произведения. И если в кинематографе происходит движение от текста сценария к кадру40, то сохранение живого театрального искусства может быть представлено как движение к запечатлению информатики всего его многообразия. И даже спектакли для телевизионной версии изначально подготавливаются для данной формы запечатления, тогда как сценическая постановка — всегда живой творческий процесс.

Видеозапись также способствует сохранению аудиовизуальной информации и желательна и необходима, но это только механическая фиксация. Следует заметить, что в настоящее время фонды и учреждения культуры сами хранят свои информационные ресурсы41, и необходима определённая единая информационная база для хранения данного культурного наследия. Сохранение данного вида информации о живом искусстве в цифровом формате — та же «живая память», но важно и необходимо сохранение духа, смысла, процесса творения.

Видеозаписи, журналы репетиций, текст пьесы и текст сценария — многое из перечисленного является способами фиксации творческого процесса работы с текстом пьесы, подготовки спектакля, видеозаписью показа. Но объектом сохранения является само живое произведение, творимое во время показа, и одной видеозаписи мало для данной цели. Каким образом можно обрабатывать и включать все материалы, связанные с живым произведением театрального искусства, — может охватить лишь подход на основе концепта.

И для того, чтобы живое искусство сохранять, необходимо для данного живого содержания найти приемлемую форму, но и через сохранение самого содержания также возможно запечатление театрального искусства. В учебном пособии «Введение в театроведение»42 в основных театральных понятиях можно обнаружить понятия спектакля, театральной формы, содержания, композиции. Но на что направлено само творчество, театральное искусство — в рассуждениях о предмете Ю.М. Барбой указывает драматичность43 — это несомненное содержание. Но в какой форме будет сохраняться содержание — это живое произведение театрального искусства. И можно прочувствовать предлагаемый в настоящем исследовании подход, когда речь идёт не только о постановке или спектакле, но именно о произведении театрального искусства. И искусствоведы о теории театра пишут, что, как и в науке, всё строится на фактах, и что мы имеем дело с источниковедением44, поскольку зачастую доступны лишь следы произошедшего события, жизни произведения театрального искусства.

И, как все существующее, живое искусство несет в себе информацию, которая и сама является динамическим и созидающим началом. И для сохранения, запечатления информации существует множество способов.

В информатике информация образуется за счет взаимодействия данных и методов. И в театральном искусстве данные различного вида с помощью методов работы с ними обращаются в информацию, которую можно сохранить. И, соответственно, возможно применение различных операций работы с данными и информацией, заключенных и творимых самим живым искусством.

В труде по нейробиологии заинтересовало обычное замечание, что люди создали память, которая находится вне нашего сознания45, — и это привычные нам книги, электронные накопители информации и другие носители информации. И эта информационная структура вышла из человеческого сознания, обретя свою жизнь. Так и в информатике сохранение всю жизнь возможно через чтение, освоение сути, концепта46. И так данная суть пропускается через сознание — удивительный и естественный природный информационный процесс.

Согласно учению Аристотеля, все люди стремятся к знаниям, поскольку чувствование также является формой получения знаний47, и знания, которые даёт живое произведение искусства, как один из видов информации, также сохраняются и передаются, и здесь многообразие знаний: о мастерстве, опыте, традициях, сценическом искусстве, о самом произведении, и те знания, которые получает и творец, и созерцатель живого искусства. И это процесс постоянный — жизни и созидаемой информации.

Сохранение самого совершенного воплощения живого искусства у К.С. Станиславского можно увидеть в передаче данной творческой «технологии» по наследству в виде учения, системы — той обнаруженной «руды». Это подход по запечатлению самого театрального искусства. Но есть и другое его проявление — это запечатление в самих постановках одного произведения различных вариаций его жизни. Этим приёмом владеет художественный Сергей Эдуардович Алдонин. Как и жизнь в целом, так и жизнь каждого, а уж тем более — мгновение или выбор определенного направления жизни — неповторимы. И именно поэтому жизнь сценического искусства неповторима, но ее можно запечатлеть. Всякий раз, смотря постановку, понимаешь, что она неповторима — вы видите одну из жизней многообразных её вариантов. В следующий раз это уже ещё одно воплощение, и ещё одна жизнь. И данное сохранение жизни искусства, его определенного момента, того же предложенного варианта, во множественности постановок, а затем — сохранение их самих, их внешнего и внутреннего воплощения, — сложный механизм запечатления живого произведения театрального искусства. И постановка действительно «фиксирует48

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сохранение живого произведения театрального искусства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

39

Бабушкин, В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа). Российская академия наук, кафедра философии. М.: ООО «РРИ», 1995. — 103 с. С. 45.

40

Аронсон, О.В. Кино и философия: от текста к образу [Текст] / О.В. Аронсон; Рос. акад. Наук, Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 2018. — 109 с.: ил.,; 20 см. — Библиогр.: с. 103-197. — Рез.: англ. — 500 экз.

41

Браккер Н.В., Куйбышев Л.А. Оперативное сохранение цифровой информации в учреждениях культуры. Задачи и барьеры. // Сохранение электронной информации в информационном обществе. Сборник материалов международной конференции (Москва, 3-5 октября, 2011 г.) / Сост. Кузьмин Е.И., Мурована Т.А. — М.: МЦБС, 2012. — 344 с. С. 302-313.

42

Введение в театроведение: Учебное пособие / сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. Изд. 2-е. — СПб.: Изд-во РГИСИ, 2022. — 367 с.

43

Введение в театроведение: Учебное пособие / сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. Изд. 2-е. — СПб.: Изд-во РГИСИ, 2022. — 367 с. С. 204-213.

44

Введение в театроведение: Учебное пособие / сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. Изд. 2-е. — СПб.: Изд-во РГИСИ, 2022. — 367 с. С. 112.

45

Changeux, Jean-Pierre. Neuronal Man. The Biology of Mind. / translated by dr. Laurence Garey. Oxford University Press. New York — Oxford, 1985. — 348 p. P. 242.

46

Баркович А.А. Информационная лингвистика: Метоописания современной коммуникации: учеб. пособие / А.А. Баркович. — 3-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2019. — 360 с. С. 25.

47

Аристотель. Метафизика. / Аристотель; пер. с др.-греч. А. Кубицкого. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. — 416 с. — (Азбука-классика. Non-Fiction).

48

Станиславский, Константин Сергеевич. Работа над собой в творческом процессе воплощения / Константин Станиславский, — Москва: Эксмо, 2020, — 320 с. — (Великие идеи). С.309.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я