Введение в методику: о силе слова и сознании ребёнка
Литература: словесность и письменность
Почему литература — ответ заключается в силе информации — и слово — один из ее носителей. Большая часть информации обрабатывается нами с помощью речи, устной и письменной, и потому методы работы со словом, изустным и печатным, столь необходимы для эффективного обучения и ускорения познания в мире бесконечно растущей информации.
Как я уже отмечала, один из методов, всем нам известных, является скорочтение, и связанные с ним методы концентрации и запоминания.
И один из комплексных, информативных и компактных к освоению подходов описал А.А. Гоман1, подвигая не терять времени и упоминая то же промедление, о котором, к слову сказать, в отношении ко времени жизни сказал и один из литературных диккенсовских героев «Дэвида Копперфилда» — мистер Микобер: «procrastination is a thief of time — collar it!». Автор пишет и о приемах и методах мнемоники, запоминания нужной информации и тренировки памяти (метод римской комнаты, Айвазовского и др.) в их связи и с учетом нашей биологии, например, уровнем дофамина и необходимых витаминов2, а также о развитии креативности как методы созидания нового.
Для детей необходима адаптация к скорочтению, поскольку изначально мы смотрим не только на слова в тексте, но и на любой объект сосредоточенно, фокусируя свое внимание, как это наглядно можно продемонстрировать на работе фокусировки фото или вилеокамеры, хотя и охватываем картину в целом. Вот эту способность — охватить видимое в общем — и необходимо развивать при обучении скорочтению детей. И существует методика развития перефирического зрения для обучения ребенка скорочтению3. В основном, это задания на поиск анаграмм и зеракальное отображение, слова наоборот.
Представляет интерес метод написания писем, так напоминающий школьные сочинения, но не ограниченный ни темой-содержанием, ни формой. Миссис Chapone в 1801 году выпустила книгу «Letters on the improvement of the mind»4, изданную в виде сборника писем своей племяннице на различные темы, напоминающие научные исследования определенных предметов, как религия, чувства, и в которых по сути заключен метод чтения письма и развития разума. И примечательно последнее письмо о чтении истории, в котором автор описывает различные формы фиксации хода истории, от поэзии и древних текстов до отдельных мыслителей и нашей памяти.
В современности этот метод трансформировался в ведение блогов и страниц в социальных сетях, переписке мессенджерах, но сократи саму форму, доведя изложение мыслей до краткости, тогда как наоборот искусственные нейронные сети создают тексты любой длины и быстро их осваивают.
И все же мы изъясняемся речью, в которой слово — ее мощнейший оператор, и со словом мы выражаем познанное и мысленное. Обороты речи и мышление, его острота, конкретика и образность, связаны словом. Н.Ф. Алефиренко подробно описал эту взаимосвязи в своем исследовании по когнитивной фразеологии, берущей начало от когнитивной лингвистики. И здесь мы сходимся во мнении о природе нашего мышления, которая основана на языке — мы мыслим словесно — это понятие ученый описывает как менталингвистику5. Именно слова, фраземы помогают описать конкретный образ. Здесь сразу возникает проблема утраты части информации, а точнее — вследствие невозможности описать одним словом все качества образа в их полноте, но все же универсальный метод описания словом существует, как существует и сам предмет и информация о нем, а значит, и возможность описания. Фактически, если предполагать некий кодировщик и декодер восприятия и выражения, то это и будет слово.
Эту связь образа, фраземы и нашего мышления ученый описывает через механизмы работы нейронов и контекста или концепта6, к которому относятся образ и слово запускающие, в свою очередь цепочку ассоциативного мышления и установления связей.
И весь этот механизм ментального языка объединяет все та же семантика, но уже относимая к сфере познания, ставшая динамичной, составившая метод. Речь идет о когнитивной семантике7, о когнитивистике и языке. Как отмечает доктор филологических наук Т.Б. Радбиль, достоинства языка и слова в том, что им человек старается описать объект в целом8. И ученые в данной области сходятся в одном: языковое мышления — это определенный концепт, способ восприятия мира и выражения этого концепта человеком.
Из истории развития языка мы можем почерпнуть знания, каким способом информация о конкретном трансформировалась с помощью мышления. Это «музыкальный протоязык»9, или язык музыки, музыка языка — чистая физика, а со словом сочетаемая с информатикой. Постарайтесь сами взглянуть на предмет — и первое впечатление — это знание, которое формируется и без слов, затем облекается словами, а одной из возможностей выражения является звук, также как и слово, являющийся еще одним оператором речи.
Благодаря звуковой форме выражения языка, при построении речи необходимо пользоваться ритмом, который в зависимости от того, на что или с помощью чего делается акцент, условно разделяют на семантический и синтаксический ритм построения речевой конструкции10. С помощью семантического ритма в речи мы делаем смысловые акценты на знаковых в сообщении объектах, тогда как синтаксис позволяет структурировать информацию, передаваемую с помощью речи. Все методы вместе позволяют достичь высокой информативности, которую из всех категорий, характеризующих, например, письменную речь, отмечают наиболее важной11.
Обратимся к письменной языковой форме — она связывает семантику конкретных образов с языковым и символическим выражением, то есть, с самим языком, его информатикой.
В 1894 году П.А. Адамов написал труд «О методе преподавания русской словесности», который он выделил и сделанных им филологических записок. Его метод основан на филологических разборах произведений писателей и литераторов, обучения письму у тех, чьим пером сотворены и свои литературные языки. На примере басен И.А. Крылова, автор предлагает выделять несколько оснований, по которым анализируется текст, и, соответственно, это и составляет его метод обучение слову: излагается содержание и составляется план текста (введение, основная часть, вывод), затем исследуются особенности языка и слога (грамматические, стилистические особенности, благозвучие12.
Связь речи и мышления исследовал известный ученый психолог Жан Пиаже в одном из трудов, в котором он разобрал особенности речевой и мыслительной функции и детей возраста от 4 до 11 лет на примере их взаимообщения, и выделяет следующие этапы: от 4 до 7 лет — коллективный монолог, спор, сотрудничество в действии, конкретном и абстрактном мышлении; 6 лет — вопрос «почему», монолог, повторение, критика, приказания, характеризующие эгоцентризм в данном возрасте и обращение внимания на личность ребенка; от 9 до 11 лет — необходимость обоснования и объяснения, синкретизм суждений и соединение разных понятий на основе определенной общности, создания искусственной связи между понимаемым в связи со схожестью семантического значения13.
Особенности различных языков как метода выражения мысли — понимания окружающего и его объяснения — влияют на представление и выражение этой картины мира. О репрезентации мира через язык пишет Б.О. Майер, указывая на мышление человеком себя и мира на исторически сложившемся языке14.
Сочетая обучение речи вместе с изучением литературы ребенок быстрее осваивает обе формы, устную и письменную, и знакомится с фонетикой, грамматикой и синтаксисом на примере самого богатого источника речевых форм — литературой в ее научном и художественном виде.
В России литература — душа, ее выражение. А потому имеет место и исторический подход к развитию научного учения о воспитании детей вместе с литературой. Например, это «Планы объяснительного чтения» В. Виноградова, которые по сути являлись методическим пособием. Учитель тогда, В. Виноградов указывал на недостаточность в обеспечении материалами15, которые указывали бы на определенные пределы такого чтения детям возраста начальной школы. В целом, планы напоминают и современный урок по литературе, они включают предварительную беседу по теме, чтение текста, резюмирование и темы сочинений — этот триединый подход — от действительности — к произведению — и рефлексии после прочтения и развития мыслей — предоставляет связь между жизнью, ее запечатлением в литературе, и раскрытием смыслов и дальнейшего творчества.
Мощную педагогическую систему обучения родному языку развил К.Д. Ушинский. Поскольку методика К.Д. Ушинского достаточно исследована, и написана даже философия его трудов, то обратимся именно к литературной части.
Звучание речи может позволить стремительно перейти к чтению и письму. Слоговое чтение в достаточной мере ставит ребенка в тупик, поскольку речь течет слитно и мелодично, но со слогами чувствуется ритм речи и создается представление о написании слов. Следовательно, чтобы обучение и чтение не превращались в послоговое произношение, необходимо стремится к озвучиванию всего слова. Целесообразно сочетать звучание слово с его целостным написанием, и затем выделять слоги и буквы — это может способствовать избегания привычки чтения по слогам.
Р.Т. Августова предлагает начинать обучение со слогов16. Это рационально в связи с особенностями фонетики речи. Затем автор особо подчеркивает, что ребенок быстрее познакомится с буквами и изучит их, когда он уже познакомился с ними в слогах. Эта методик Ромены Теодоровны разработана с учетом проблем с обучением, и потому еще более действенна в случае, если таковых проблем с обучением не возникает.
Интерес представляет методика изучения звуков, особенно, на различении их похожести, для детей возраста 3-6 лет17, на примере литературных произведений — это и знакомство со звуком, а затем — с грамотой. И в особенности, звучание букв раскрывается в скороговорках, песнях и стихах — усложнение чередования в них слогов с мягкими и звонкими буквами, озвончением и глушением, известные нам «з»-«с», «ж»-«ш» и «с»-«ш» — все эти особенности рассмотрены авторами программы через звуковую культуру речи. И данные методические рекомендации комплексные — в них включены обзоры литературных произведений, обучение сочинять и рассказывать.
Что необходимо учитывать для эффективного обучения ребенка — это деликатный вопрос, потому что от этого зависит выстраивание первых синапсов между нейронами и дальнейшее построение сети мышления головного мозга. Окружающая среда и доступная информация, наследственность и здоровье, имеющиеся способности и еще неразвитый потенциал, психика, интеллект и многое другое. В процесс познания подключается все во взаимосвязи, начиная от различных сенсоров и органов чувств до сознания.
Сама литература и язык не только созданы словом, но и помогают этим словом управлять, творить вместе с ним. Это двунаправленность, двойственность метода — сначала рождение литературного источника, а затем толчок к созданию все нового и нового — заложена в основе информатики, созидания с помощью информации. Это не только сама словесность, речь и красноречие, или предшественники данных слов — добрословие и благословие18, не только написание текстов, но это и творение словом смыслов, идей или их помещение в слово, и претворение словом в жизни действий.