Дресс-код от заката до рассвета. Этикет и классика как способы самовыражения

Ксения Маркова, 2023

«Дресс-код от заката до рассвета» – книга, посвященная европейским вечерним светским дресс-кодам: White tie, Black tie, Lounge Cocktail. Правила этикета и дресс-кода формировались не одно десятилетие, поэтому там не всегда есть место фантазии и самовыражению. Зато, соблюдая их в классическом варианте, точно никого не обидишь и сам не попадешь в неловкое положение. Разница между элегантным вызовом и моветоном заключается в том, что вызов есть осознанное нарушение правил, а моветон – глупость, совершенная по незнанию. Одежда – это способ преподнести себя миру. Внешний вид человека – это язык, и на нем можно и нужно говорить и понимать других. Это не может быть модно или, наоборот, неактуально, это – вечно. Книга рассчитана на широкий круг читателей: от стилистов и имиджмейкеров до людей, просто стремящихся одеваться не только со вкусом, но и с учетом нюансов и желающих опираться на классику и каноны. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Этикет и стиль: лучшие книги

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дресс-код от заката до рассвета. Этикет и классика как способы самовыражения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История дресс-кода White tie

Чтобы войти в хорошее общество, нужно носить фрак, мундир или ливрею.[4]

Мария фон Эбнер-Эшенбах

Считается, что фрак произошел от военной униформы кавалеристов. Сейчас, конечно, нам он кажется чем-то страшно формальным и консервативным, что справедливо, этакой данью почти ушедшим традициям, но в свое время это был верх храбрости, эпатажа и даже победа практичного подхода к делу.

Короткий спереди, он был действительно удобен для верховой езды, а длинные фалды сзади защищали всадника от холода и сквозняков.

За несколько десятилетий, с конца XVIII века до начала Наполеоновских войн, фрак постепенно перемещался из военного гардероба в гражданский. Где-то раньше, где-то позже.

Один и тот же фасон с большими или несущественными отличиями использовался утром и вечером. Принято было в основном обращать внимание на цвета пиджака, жилета, сорочки и чулок — и все в зависимости от деталей.

Дневной фрак, как правило, подразумевал более светлые оттенки, вечерний — более насыщенные.

Фраки носили и изумрудные, и брусничные, конечно, бордо, синие или цвета молодой листвы. Фрак XIX века мог быть и однобортным, и двубортным. Его носили застегнутым, в отличие от его потомка, который мы видим сегодня. Этот фрак носится исключительно не застегнутым.

В дополнение к фраку сначала надевали светлые, длиной до колен, а начиная с XIX века, полной длины брюки.

Когда фрак в России пришел на смену кафтану, то истинному моднику, знающему в этом деле толк, чтобы иметь соответствующую репутацию в обществе, требовалось минимум три фрака.

Во-первых — для утренних выходов. Они, как правило, были зелеными, но необходимо было уделить внимание возрасту: цвета зеленого яблока приличествовал начинающему денди, серо-зеленый — для господ постарше, ну а уж потом извольте носить бутылочно-зеленый.

Совершенно необходим был наряд для обедов вне дома — такие фраки часто делали синими.

Но вот вечерний, то есть самый «выходной и парадный» фрак стал черным.

Однако Раиса Кирсанова в своей книге «Сценический костюм и театральная публика…» указывала: «Существовала еще одна причина, по которой в первой половине прошлого столетия модный черный костюм считался скверной рекомендацией для молодого человека. Дело в том, что форменная одежда гражданских и военных чиновников шилась из цветных тканей в строгом соответствии с рангом. Носить черные фраки позволяли себе только те молодые люди, которые не были обременены государственной службой. Это не могло нравиться почтенным семействам, особенно тем, где были барышни на выданье. Еще в 1856 году можно было прочесть следующее: “Замечательной особенностью праздника будет то, что на нем явятся только мундиры и официальные костюмы, блестящие золотом и серебром; черный же фрак будет изгнан положительно”».[5]

В принципе, если говорить о джентльменах, черный и белый стали стандартными «вечерними» цветами плюс-минус к 1840-м годам. Во второй половине XIX века белый галстук полагался только к фраку или визитному костюму. Считалось дурным тоном носить белый галстук при обычном пиджаке. У Б. Зайцева, писателя русского зарубежья, встречаем: «Хозяин, нестарый еще психиатр, с волнистыми волосами, в белом галстуке (при пиджаке), пел в гостиной у рояля… Все зааплодировали, он тронул белый бессмысленный галстук».[6]

С конца XVIII века в России были приняты два вида фрака, как и положено в вопросах этикета — «англичанин» и «француз».

Английский фрак чаще использовался для дневных дел. С короткими фалдами, его носили с панталонами и сапогами. А вот французский был более нарядный, скажем, для балов, с длинными фалдами ниже колен и округлыми передними полами. Такой надевали с чулками, короткими панталонами и туфлями. Под фрак непременно подбирали жилет, и вся красота и ответственность за впечатление отводилась именно ему.

А. О. Смирнова-Россет вспоминает о В. А. Жуковском: «Шутки Жуковского были детские и всегда повторялись: он ими очень сам тешился. Одну зиму он назначил обедать у меня по средам и приезжал в сюртуке; но один раз случилось, что другие (например, дипломаты) были во фраках; и ему, и нам становилось неловко. На следующую среду он пришел в сюртуке, за ним человек нес развернутый фрак. “Вот я приехал во фраке, а теперь, братец Григорий, — сказал он человеку, — уложи его хорошенько”».[7]

Павел I очень боялся всех веяний, пришедших с французской земли, обагренной революционной кровью, поэтому в январе 1798 года издал категоричный указ: «Воспрещается всем ношение фраков и всякого рода жилетов. Воспрещается носить башмаки с лентами, а также сапоги, ботинками именуемые, и короткие, стягиваемые впереди шнурками. Запрещается всем вообще употреблять круглые шляпы войлочные, тафтяные или иной материи».

Едва только Павел умер, как писали, фраки стали появляться на улицах Санкт Петербурга буквально через четыре дня.

В прекрасном «Горе от ума» Чацкий насмешничал:

«Пускай меня объявят старовером,

Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад —

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу…»[8]

Чисто вечерней одеждой, составляющей часть самого торжественного дресс-кода White tie, черный фрак стал уже во второй половине XIX века, с постепенным приходом в мужской гардероб смокинга и костюма.

Нужно сказать, что в годы после окончания Первой мировой «белые галстуки» были уже в некотором забвении, но все же Эмили Пост, американская гуру этикета, автор множества полезных книг, в 1922 году, назвав смокинг совершенно «незаменимым» для человека из общества, отметила: «Его носят каждый вечер и почти везде, тогда как фрак необходим только на балах, официальных обедах и в ложе в опере». Но все же — необходим.

Кстати, интересно, что изначально, когда круизы считались, да и являлись чем-то элитарным и изысканным, такой формат мог быть заявлен для ужинов на лайнерах.

Понятно, что среди моря-океана джентльмены не проводили большую часть дня в седле, но традиция переодеваться к ужину сохранялась, и к этому относились крайне щепетильно.

Сейчас, когда фраки можно увидеть довольно редко, торжественность отдана Black tie, то есть смокингам. Первый и последний ужин во время круизов, как правило, не усложняют в плане дресс-кода, предполагается, что на распаковку вещей и приведение их в должное состояние требуется время, да и гости едва ли готовы к полноценному ужину или празднику.

Мне очень понравился тонкий юмор в сериале «Шерлок»: «Интересная штука — фрак. Не лишая индивидуальности друзей, он обезличивает официантов»[9], — говорит главный герой. И это, действительно, важно. Метрдотели приличных ресторанов часто носят фраки, но с черными бабочками, в то время как White tie подразумевает исключительно белую. Не нужно вводить окружающих в заблуждение и быть похожим на человека, который исполняет свои профессиональные обязанности.

«Во фраке и белом галстуке каждый, даже маклер, может стяжать репутацию культурного человека»[10], — именно так прокомментировал правила Оскар Уайльд.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дресс-код от заката до рассвета. Этикет и классика как способы самовыражения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

von Ebner-Eschenbach М. Aphorisms. — J.B. Lippincott & Company, 1883. — Р. 114.

5

Кирсанова Р. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. — 384 с.

6

Зайцев Б. Голубая звезда. — Электронный ресурс: https://www.litmir.me/bd/?b=222340

7

Смирнова-Россет А. Воспоминания. — СПб.: Азбука, 2011. — 416 с.

8

Грибоедов А. Горе от ума. — М.: АСТ, 2016. — 256 с.

9

Телесериал «Шерлок», прод. М. Гэттис, С. Моффат, реж. Дж. Лаверинг.

10

Уайльд О. Портрет Дориана Грея. — СПб.: Азбука, 2007. — 208 с. (пер. М. Абкина)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я