Пусть эта музыка стихнет

Ксения Котова, 2021

Начитанность, насмотренность, наслушанность – керосин фантазии. Без неё не оторваться от реальности, не отправиться в другие миры, не рассказать о невероятном так, чтобы поверили. Произведения этого сборника как дороги в неизведанные измерения. Двенадцать рассказов, две сказки, семь миниатюр – всего двадцать одна правдивая история о фантастическом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пусть эта музыка стихнет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Мудрец, кошка и Психея

Тропинка начинается у подножия, вьётся между камней, чахлых кустов и сосен, поднимается к вершине. Вершина упирается в облака, и самый её край, поросший эдельвейсом, срезан ровно, как скальпелем.

Плато величиной с ладонь великана. Три стула: на первом — мальчик лет четырёх, на следующем — женщина с кошкой на коленях, на последнем — старик, седой, словно февральский океан.

Голос с небес:

— Назови самого мудрого среди них.

Яна Верс поднималась сюда несколько часов в неудобном викторианском платье, в белых носках вместо обуви, не обращая внимания на говорящие цветы и кроликов в очках; перешла вброд чёрно-белую реку. Мимо неё мелькали проткнутые копьями призрачные шахматы и проносились салатовые поросята. Она ожидала увидеть в конце что-то безумное, а оказалась перед школьной загадкой.

Верс раздражённо закрывает глаза, произносит:

— Мальчик, — и её виски будто пронзают тысячи крохотных игл.

По небу веером расходятся помехи, протяжный писк взлетает до воя — короткое замыкание сознания, и Верс возвращается в реальность.

***

Верс открывает глаза.

Сергей Ленсов сидит в кресле возле бара; в тёмно-карих глазах скачут сумасшедшие искры, губы растягивает ехидная улыбка. Верс и Ленсов — коллеги и работают над одним проектом, но девушке до его уровня ещё расти и расти.

— Хочешь выпить? — миролюбиво спрашивает Сергей и, не дожидаясь ответа, тянется к банке с пивом.

Сергей, специалист по охранным системам, не любит лишний раз выглядывать на улицу, ходить пешком, а рубашки гладит исключительно из необходимости выглядеть прилично в офисе. Он высокий, но полноватый, носит очки и щурится. Пару месяцев назад начал лысеть и теперь из-за этого стесняется себя ещё сильнее, чем прежде.

Однако Верс не обращает внимания на подобные мелочи. Она замечает лишь его улыбку, умение разговаривать на любые темы и талант слушать.

— Подожди, — Верс бескомпромиссно отодвигает пиво на край стола. — Что это за барьер? Уж точно не на продажу.

— Личный, — Сергей продолжает улыбаться, делает глоток и стучит безымянным пальцем по виску для наглядности.

Помедлив, Верс понимающе кивает.

Они живут в мире, где тридцать лет назад самым быстрым процессором стал человеческий разум, а самым надёжным носителем информации — человеческое сознание.

— Работал над ним последний год.

— Что за идиотская загадка в конце?

— Хочешь подсказку?

Верс хмурится. Она резким движением пальцев открывает банку, но пить не спешит.

— Значит, всё сложно?

— Нет — для тех, кто знает меня хотя бы немного, — Сергей упирается локтями в колени и наклоняется вперёд. — Я — профессионал, но в душе — до сих пор ребёнок.

Он делает паузу длиной в пару секунд:

— За последний месяц я… — и замолкает. — Ладно, это слишком личное. Тебе понравилось?

Верс откидывается на диване:

— Гора слишком высокая.

Сергей смеётся. Верс присоединяется к нему через мгновение. Они пьют пиво и беседуют.

Девушка возвращается домой только накануне полуночи.

На следующее утро она узнает, что через два часа после её ухода в квартиру Сергея забрался грабитель, выстрелил в голову спавшему в гостиной хозяину и сбежал с дорогим оборудованием.

***

Перед рассветом Верс снится, как она поднимается на вершину горы.

Позади крадётся кролик.

Тик-так — его часы отмеряют время до включения сирены.

Тик-так — стук слышен даже сквозь щебет горечавок и камнеломок.

Тик-так, тик-так, тик-так… Часы не торопятся, но времени остаётся всё меньше и меньше, и Верс ускоряет шаг, хотя острые камни ранят ступни через носки.

Наверху всё по-прежнему.

Голос с небес:

— Назови самого мудрого среди них.

— Старик, — отвечает Яна.

Она просыпается от невыносимой головной боли и трели дверного звонка. На пороге стоит полицейский. Он предъявляет документы и рассказывает, что произошло с Сергеем.

На работе Яне сообщают, что похороны через три дня, и организацию взяли на себя родственники.

***

Мудрец. Стереотипный образ — человек преклонного возраста с длинными седыми волосами и бородой.

***

Верс работает медленно, постоянно отвлекается и порой передвигает по столу голографические окна без всякой цели. Ей кажется, что пространство вокруг — холодное и плотное, поэтому люди как будто застывают в воздухе, а их движения — заторможенные и размытые.

После обеда Верс решает взять отгулы до конца недели.

Она уезжает с работы и направляется к дому Сергея.

Квартира закрыта, но охранник, посмотрев девушке в глаза, разрешает зайти внутрь.

Верс отстранённо обводит взглядом кухню, ненадолго останавливается на пороге спальни и входит в гостиную.

Тело убрали, но пятна крови остались на диване и полу, а на столе — восемь пивных банок. Вместе Сергей и Верс выпили шесть, ещё две он открыл после её ухода. Между банками лежит четвёртый том «Метаморфоз» Апулея13.

Верс несколько раз читает про себя название книги и поворачивается к охраннику:

— Представьте, что перед вами три стула. На одном сидит ребёнок, на другом — взрослая женщина с кошкой на коленях, на третьем — древний старик. Кто, как вы думаете, самый мудрый?

От неожиданного вопроса мужчина ненадолго теряет дар речи.

— Кошка. Слишком банально выбирать человека.

Верс снова смотрит на пивные банки и на четвёртый том «Метаморфоз».

Бумажная книга.

Редкость в нынешнее время.

***

Кошка. Символ мудрости, гибкости, женственности и изящества. Изображение кошки приносит удачу.

***

Вечером Верс лежит на диване и листает греческие мифы. Читать она не хочет. Для неё сейчас все предложения — узор пустых слов. Завтра нужно ехать в участок, но девушка не знает, что говорить следователю.

Экран с текстом шипит под пальцами Верс — так, наверное, шипит ливень, когда ему грустно. Свернув переливающееся окно, девушка задерживает руку в воздухе, грустно улыбается и в знак прощания набирает идентификационный номер сознания Сергея.

Появляется полоса загрузки, и Верс ждёт, когда та подёрнется дымкой, и вспыхнет надпись: «Соединения нет».

Ожидание длится слишком долго. Устав, девушка закрывает глаза.

Миг — и она стоит у подножия горы, в начале тропинки, в белых носках и неудобном сером платье. Перед носом Верс порхает голубая бабочка. Когда бабочка тает в воздухе, стартует отсчёт времени до включения защитной системы барьера, и девушка начинает идти вперёд.

Она, как Алиса в стране чудес Сергея Ленсова. Он любил Кэрролла14 и нередко называл системные папки именами персонажей. Однако ему нравился не только Льюис. Маркес15, Камю16, Макиавелли17, Шоу18, Флетчер19 — литературные вкусы Сергея простирались от философии до комедий. И, тем не менее, устроить фантасмагорию из сотен прочитанных книг было не в его духе: над эклектикой он всегда смеялся.

Мысли о предпочтениях друга так сильно увлекают Верс, что она даже не задумывается о том, как попала в сознание, которому полагалось угаснуть, едва сердце владельца перестало биться.

— Ты опоздаешь! Ты опоздаешь! — кролик подпрыгивает и прижимает к её уху тикающий, точно бомба, будильник.

Она шарахается в сторону, подбирает юбки и быстрее карабкается наверх.

Вслед девушке ярко-голубой какаду раскрывает зубастый клюв; смеются цветы и злорадствуют салатовые поросята. Верс спотыкается о спящую на тропинке крысу, рвёт подол, стягивает осточертевшие носки и бежит дальше босиком. Переходя реку, она поскальзывается и по пояс окунается в молоко и шоколад. Прячущиеся среди деревьев призрачные шахматы алчно смотрят на её платье, словно хотят, как на игровом поле, устроить на юбке баталию.

Когда Верс выбегает на плато, то в изнеможении садится прямо перед тремя стульями.

— Назови самого мудрого среди них.

Верс устала и запыхалась. Она поднимает руки, прося невидимого вопрошающего повременить.

Верс переводит дыхание, смотрит вначале на мальчика, потом на старика, затем на кошку и в конце — на женщину.

В первый раз она недооценила Сергея и ошиблась. Во второй — использовала слишком очевидный вариант. Может быть, ответ — женщина? Или всё-таки кошка?

Верс прижимает ко лбу указательный и средний пальцы. Сергей сказал, что ответ для знакомых людей на поверхности, и положил на стол книгу Апулея. Тогда…

Плато — вершина Олимпа? Трое на стульях — боги? А кошка — всего лишь дурное чувство юмора коллеги?

Он мог…

— Назови самого мудрого среди них, — повторяет голос.

Верс скрещивает ноги, срывает цветок эдельвейса и кладёт в рот. Она вспоминает слова Сергея: «я — профессионал, но в душе — до сих пор ребёнок».

Означает ли это, что загадка намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, и всё вокруг условно и многозначно?

Верс разжёвывает эдельвейс, тянется к ещё одному цветку и замечает бабочек.

Она замирает. Каждый подъём на гору тоже начинался с голубокрылой бабочки.

«Метаморфозы». Бабочки. Апулей первым записал легенду о Психее, которую изображали с крыльями бабочки.

— Назови самого мудрого среди них, — в третий раз повторяет голос. — До активации барьера: три, два…

Верс поднимает голову и кричит в небо:

— Психея!

Голос смолкает. Мальчик, женщина, кошка и старик исчезают. Медленно тают очертания стульев.

Несколько секунд ничего не происходит, а затем ковёр эдельвейса взрывается вихрем голубокрылых бабочек, и те рисуют в воздухе человеческую фигуру.

Это мужчина. Вначале появляется его улыбка, потом — голова, затем — руки и ноги, последним — торс. Перед Яной стоит Сергей, такой же, как в последний вечер в его квартире.

— Умница, — произносит он вместо приветствия.

Верс смотрит на него и не может сказать ни слова.

Сергей протягивает руку, чтобы помочь ей подняться, и девушка недоверчиво вкладывает пальцы в его ладонь.

— Всё в порядке. Я — это я, — он говорит неторопливо и чётко.

— Ты жив? — не может поверить Яна.

Сергей отрицательно качает головой:

— Вряд ли меня можно назвать живым.

— Тогда почему твоё сознание продолжает существовать?

— Когда я показывал тебе барьер в первый раз, то скопировал загрузочные файлы в твой разум. Выполнишь одну мою просьбу, принцесса?

Верс кивает. Сергей улыбается.

— Поезжай в «Исток» — это центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции — и договорись о встрече с доктором Малик. Она — моя сестра. Скажи, что я лично попросил тебя сообщить ей о моей смерти. Она объяснит, что происходит, и сделает всё необходимое.

Яна непонимающе приоткрывает рот, но Сергей не даёт задать вопрос. Он протягивает руку, упирается ладонью девушке в плечо и толкает.

Верс делает шаг назад и летит в пропасть.

***

Психея. Олицетворение души и дыхания в древнегреческой мифологии. Психея изображалась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки.

***

Утром Верс просыпается с ощущением, что посмотрела долгий и безумный сон.

На миг девушке и правда кажется, будто встреча с Сергеем ей только пригрезилась. Однако программа на экране показывает длительность последнего сеанса связи «02:34:29», и Верс вспоминает: коллега не только профессионал, но и талантливый манипулятор.

Он действительно мог написать такой барьер.

Верс думает набрать идентификационный номер Сергея ещё раз, но что-то её останавливает.

Она поднимается, принимает душ, собирает вещи и вызывает такси.

Машины долго нет, и полчаса Верс нетерпеливо меряет шагами гостиную.

Сев в такси, она загружает четвёртый том «Метаморфоз» и перечитывает миф о Психее. Водитель наблюдает за девушкой в зеркало заднего вида и вскользь интересуется:

— У вас всё хорошо?

Верс пропускает вопрос мимо ушей.

Когда машина останавливается перед «Истоком», девушка расплачивается с водителем, подхватывает сумку, решительно входит в белый холл и просит администратора организовать ей встречу с доктором Малик. Женщина предлагает подождать, пока сестра Сергея освободится. Верс, нервничая, присаживается на стул возле кофейного автомата.

Доктор Малик похожа на брата как две капли воды. Сестра Ленсова высокая и полноватая, носит очки и щурит добрые тёмно-карие глаза.

Она осматривается, и администратор указывает ей на Верс. Та поспешно встаёт и протягивает доктору руку:

— Я п-приехала, — запнувшись, произносит девушка, — чтобы сказать: Сергей лично попросил меня сообщить вам о его смерти.

Чуть помедлив, женщина отвечает на рукопожатие.

— Можешь называть меня Вера. Пойдём.

Вера приглашает гостью в маленький кабинет и предлагает сесть в большое удобное кресло. Верс с интересом пробегает взглядом по переплётам книг в шкафах, плакатам с умиротворяющими пейзажами, бумагам на столе.

Вера садится напротив девушки, некоторое время внимательно её рассматривает, а затем улыбается, словно чем-то очень довольна.

— Мой брат не рассказывал вам о наших исследованиях, верно? — спрашивает Вера и продолжает после кивка Верс: — Тогда я попробую объяснить кратко и доступно. Как вы знаете, информационное поле появилось задолго до первых разумных форм жизни, но понимать его структуру и использовать её человечество научилось всего лишь несколько десятилетий назад. Вы помните основное свойство?

Верс неуверенно отвечает:

— Вы имеете в виду, что информационное поле формируется на основе всех происходивших событий?

— Совершенно верно. Как следствие, оно сохраняет данные и о любом когда-либо существовавшем человеке. Однако это частицы, разрозненные файлы. Я и Сергей постарались их систематизировать. Основной проблемой было создать такое огораживающее личное пространство, которое не позволит раздробление образа ни снаружи, ни изнутри.

Верс озадаченно прикасается пальцем к брови:

— Особая форма личного барьера, да?

— Загружается в подсознание знакомых заинтересованным пользователем. Мы не были уверены, станет ли это работать с теми, кто не связан родственными узами, — Вера откидывается на стуле и поправляет очки. — На следующем этапе подобная загрузка должна происходить автоматически для всех объектов, имеющих хотя бы одну общую связь.

Она делает паузу.

— Мы хотим позволить этой форме личного барьера существовать вне любых ограничений. Чтобы образ оставался даже после смерти всех знакомых. Как вам идея?

Верс озадачено качает головой:

— Это вечная жизнь.

— Только для души. Именно поэтому мы назвали наше исследование «Психея».

Верс молчит. Вера тоже. Они сидят друг напротив друга, и каждая думает о своём. Девушка старается осознать рассказанное Верой, но не может до конца: проект одновременно восхищает её и ужасает. Женщина смотрит на собеседницу с сочувствием.

— Вы ведь работали с теми же технологиями, что и мой брат, верно? — вдруг спрашивает Вера.

Верс поднимает глаза.

— Как вы отнесётесь к тому, чтобы продолжить исследование вместе с нами?

— Я? Но… — девушка растерянно обхватывает себя руками за плечи и резко зажмуривается.

Вера смотрит на неё — Верс плачет.

Слишком многое свалилось на плечи Верс в последние дни. Слишком тяжело на сердце после смерти Сергея — словно вместе с ним навсегда угасла и часть её собственной души.

Верс требуется какое-то время, чтобы успокоиться. Она с благодарностью принимает от Веры носовой платок.

— Хотите ещё раз поговорить с моим братом? — осторожно спрашивает Вера, когда всхлипывания стихают.

Верс судорожно несколько раз наклоняет голову, и Вера, встав, подходит и берёт девушку за руки. Та поднимается с кресла и смотрит доктору в лицо. Они синхронно закрывают глаза.

Их сознания соприкасаются.

— Афина, — называет Вера пароль к своему личному барьеру.

— Амур, — тихо произносит Верс.

Слова гаснут в тишине, и девушка чувствует странную неловкость. Она хмурится, пытается понять, откуда взялось незнакомое чувство, и неожиданно её губ касается лёгкая, как бабочка, улыбка.

Верс понимает, что всегда знала ответ на загадку Сергея, и зачем-то повторяет:

— Амур…

Едва слышным стрекотом помех издалека доносится отклик:

— Психея…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пусть эта музыка стихнет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

13

Апулей (лат. Apuleius) [124/125 н.э. Мадавре, римская провинция Африка] — древнеримский писатель, поэт, философ, автор знаменитого романа «Метаморфозы» (также известного как «Золотой осёл»).

14

Льюис Кэрролл (англ. Lewis Carroll) [27 января 1832 — 14 января 1898] — английский писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф. Наиболее известные произведения: «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», «Охота на Снарка».

15

Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес (исп. Gabriel Jose de la Concordia «Gabo» Garcia Marquez) [6 марта 1927, Аракатака — 17 апреля 2014, Мехико] — колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель такого литературного направления как «магический реализм».

16

Альбер Камю (фр. Albert Camus) [7 ноября 1913, Мондови, Французский Алжир — 4 января 1960, Вильблевен, Франция] — французский философ, журналист, писатель, драматург, публицист и эссеист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Известные произведения: «Посторонний», «Чума».

17

Никколо Макиавелли (итал. Niccolo di Bernardo dei Machiavelli) [3 мая 1469, Флоренция — 22 июня 1527, там же] — итальянский мыслитель, политический деятель, философ, писатель, автор военно-теоретических трудов.

18

Джордж Бернард Шоу (англ. George Bernard Shaw) [26 июля 1856, Дублин, Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии — 2 ноября 1950, Хартфордшир, Англия, Великобритания] — выдающийся ирландский романист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1925). Второй после Шекспира по популярности драматург в английском театре.

19

Джон Флетчер (англ. John Fletcher) [декабрь 1579, Рай, Восточный Суссекс — август 1625, Лондон] — английский драматург времён Якова I.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я