Донбасс. Это моя земля. Такое могло произойти только здесь

Ксения Казакова

Легенды о Донбассе – это работы победителей литературного конкурса, прошедшего под девизом «Такое могло произойти только здесь». Места действия в легендах – достопримечательности ДНР и ЛНР. Книга продолжает серию киберпутеводителей «Это моя земля». Легенды станут основой фильмов, мобильных приложений, видеоигр и иных медийных форматов. Проект реализуется при поддержке Минобрнауки РФ, Федерального центра гуманитарных практик РГГУ, журнала «Мир Музея» и Президентского фонда культурных инициатив.

Оглавление

Предисловие

Андрея Сулейкова

«Как красива бескрайняя донецкая степь! Как безгранично степное раздолье! Как величественен простор! Когда пытаешься охватить степь взглядом, невольно задумываешься над тем, сколько неизведанных тайн, необъяснимых чудес и необыкновенных диковинок она хранит. А как прекрасно завораживающее буйство красок! Все растущие здесь цветы и травы перечислить невозможно. Шалфей и подорожник, чабрец и полынь, тюльпаны и ландыши, подснежники и ирисы, одуванчики и сон-трава, воронцы и маки, степной лук и бессмертник… И о каждом в степи растении в народе существует много историй, сказаний, легенд. Наверное, больше всего легенд о названиях цветов посвящено бессмертнику…»

Такими словами Ксения Казакова начинает легенду «Бессмертник» из сборника «Донбасс. Это моя земля» о подвиге юного героя.

Ксения — не только автор, она инициатор литературного конкурса легенд о Донбассе, в котором приняли участие жители ДНР и ЛНР. Большинство участников конкурса — студенты. Оно и понятно, если руководитель проекта — доцент кафедры туризма Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Впрочем, кроме донецкого студенчества, в конкурсе приняла участие молодежь из Луганска, Запорожья, Херсона и Мариуполя.

Создание сборника легенд жителями региона — это настолько же увлекательный, насколько и трудоемкий процесс. Позвольте рассказать о том, как проходила работа над сборником легенд о Донбассе.

Исследование достопримечательностей

Первой задачей стало создание творческого задания для участников конкурса. Студенты изучали достопримечательности региона, посетили музеи, библиотеки, памятники природы, порылись в справочниках и энциклопедиях, чтобы выбрать объекты, которые полны историями и могли бы быть упомянуты в легендах. Авторы творческого задания общались с местными жителями, собирали мифы, легенды и предания, связанные с этими местами.

Создание творческого задания

Результатом исследований стал реестр объектов — перечень мест действия в будущих легендах и описание каждого из них: геопозиция или адрес, факты, связанные с этим местом, ссылка на первоисточник, где будущий автор легенды сможет узнать подробности об этом месте. Документ стал основой конкурсной документации — творческо-техническим заданием для участников литературного конкурса.

Литературная мастерская

Сразу после объявления конкурса всем желающим было предложено пройти обучение в литературной мастерской «Это моя земля».

Рождение каждой легенды начиналось с замысла. Слушатели мастерской выбирали сюжеты, фабулу, мораль. Решали, какую историю хотят рассказать и как ее можно связать с конкретным местом. Затем написали первый черновик, который обсуждали с наставниками и дополняли.

После этого настал этап работы над деталями — описание героя, антагониста, персонажей, перипетий, создание атмосферы и т. д. Важно было дать в легенде роль месту действия. Ведь девиз литературного конкурса «Такое могло произойти только здесь» предполагает очеловечивание объекта для того, чтобы у читателя возникли эмоции в отношении места действия, родилась эмпатия.

Работа с текстом продолжилась самостоятельным редактированием. Насыщение метафорами, замена глаголов ментального действия на описание физических действий, насыщение событиями каждой сцены помогли сделать текст «кинематографичным», чтобы помочь читателю включить воображение и сохранить саспенс — постоянное ощущение во время чтения «что будет дальше?»

Продвижение легенды и автора

Финальной частью обучения в мастерской стало освоение основ продвижения личного авторского бренда и продюсирования — сбора ресурсов для реализации творческих проектов. Авторы использовали социальные сети, блоги и другие медийные инструменты для того, чтобы привлечь внимание аудитории к своей конкурсной работе. Кроме того, слушатели познакомились с базовыми принципами подачи грантовых заявок. Изучили примеры работы со спонсорами творческих проектов и грантодателями. Например, что сделано для того, чтобы проект «Донбасс. Это моя земля» получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Методы привлечения партнеров и сподвижников также проиллюстрированы проектом «Донбасс. Это моя земля». Доказательством тому — партнеры: Библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино, Федеральный центр гуманитарных практик, журнал «Мир Музея», Мариупольский государственный университет имени А. И. Куинджи, Донецкая республиканская универсальная научная библиотека имени Н. К. Крупской, Министерство образования и науки РФ, программа «Другое Дело» президентской платформы «Россия — страна возможностей».

Жизнь после конкурса

В финале литературного конкурса легенд приступили к работе члены жюри. Из более чем 120 заявок федеральные и региональные эксперты выбрали 20 лучших художественных текстов для сборника «Донбасс. Это моя земля».

Предисловия к сборнику написали заместитель министра образования и науки РФ, писатель, директор библиотеки.

Подключилось издательство: редактура, корректура, иллюстрации, верстка, предпубликационная подготовка привели в итоге к электронной и бумажной книге.

Отрадно, что сразу после определения победителей возникла идея продолжения проекта. Рассказ «Вдаль», действие которого происходит в доме-музее Владимира Даля в Луганске, выглядит готовой основой для сценария видеоигры. Нашли разработчика, который взялся за материализацию текста в программный продукт. Коллеги из редакции «Мир Музея» рассказали об этом во время презентации журнала в Луганске. Радушный прием музейным и библиотечным сообществом Луганска помог оперативно найти возможность оформить заявку на грант для разработки видеоигры..

Впереди у проекта долгая жизнь. Есть планы организации курса «Культурная журналистика» для жителей Донбасса, итогом которого станут научно-популярные статьи с перспективой публикации в журнале «Мир Музея». Обсуждаем экранизацию легенд, разработку авторских туристических маршрутов, сувениров, спектаклей, квестов, мобильных приложений. Того набора медиаформатов, который мы в издательстве «Это моя земля» называем киберпутеводителем.

Вернемся к легенде «Бессмертник» Ксении Казаковой, и станет очевидно, что создание легенды — это признание автора в любви к Родине: «До сих пор помнят в здешних местах о подвиге мальчишки-бессмертника. А цветок, названный в его честь, символом вечной жизни, грозной печали, неукротимого гнева, несгибаемой стойкости, неизменного постоянства и безграничной любви к родной земле считают».

Андрей Сулейков,продюсер Федерального центра гуманитарных практик РГГУ

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я