Ветхий Завет в семи предложениях

Кристофер Райт, 2019

Краткое изложение содержания Ветхого Завета и ветхозаветной истории в семи главах, каждая из которых построена вокруг ключевого предложения-цитаты из Святого Писания. Краткость изложения соседствует с глубиной мысли. Книга дает возможность одновременно увидеть картину древнееврейской истории целиком и рассмотреть важнейшие учения Ветхого Завета. Предназначена для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ветхий Завет в семи предложениях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Иисус изложил суть Ветхого Завета в двух предложениях. Люби Бога и люби ближнего своего — «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:40).

Михей смог вместить тот же материал в три: «Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михей 6:8).

Даже Моисей сократил число предложений до пяти: Бойся, ходи, люби, служи, соблюдай (Второзаконие 10:12–13).

Так что представить Ветхий Завет в семи предложениях будет не слишком сложно.

Во всяком случае, я так думал. Но затем я, возможно, как и вы, задался вопросом, а правомерно ли сокращать Писание таким образом? В конце концов, Бог дал нам довольно обширную библиотеку книг Библии, большинство из которых относятся к Ветхому Завету. Павел настаивает на том, что «все Писание [имеется в виду Ветхий Завет в его дни] богодухновенно и полезно» (2 Тимофею 3:16). Можем ли мы сократить все Писание до нескольких простых предложений и кратких пояснений? Уместна ли такая книга о Библии с точки зрения самой Библии?

Приведенные выше примеры, конечно, представляют собой крайности. Однако, в Библии есть еще целый ряд мест, где все ее послание подается довольно сжато, что помогает подчеркнуть некоторые важные моменты. Обычно это делается путем пересказа всей библейской истории или той ее части, которая уже произошла к тому времени. Например:

• Моисей кратко пересказывает предшествующую историю Израиля во Второзаконии 1–3, чтобы призвать народ усерднее исполнять заповеди Бога в будущем.

• Земледельцы израильтяне призваны повторять историю своего народа, чтобы не забывать о благословении Бога и о взятом на себя обязательстве слушаться Его (Второзаконие 26:1-11).

• Иисус Навин напоминает историю Израиля следующему поколению израильтян, призывая их продолжать следовать своему выбору и служить Богу завета (Иисуса Навина 24).

• Два длинных псалма, Псалмы 104 и 105, вновь пересказывают эту историю, показывая, как Израиль на протяжении веков оставался неверен Богу, и как многим он обязан Богу, Который, как тогда, так и теперь, проявляет к своему народу терпение и дарит ему благодать.

• Неемия вспоминает всю историю от сотворения мира, чтобы на ее основе умолять Бога о прощении и восстановлении Израиля (Неемии 9:1-37).

• Иисус рассказывает историю в форме притчи о хозяине дома и злых виноградарях, так, чтобы ее могли легко распознать Его противники (Матфея 21:33–46).

• Стефан рассказывает историю, от Авраама до распятия Иисуса, показывая недовольство Бога непрекращающимся непослушанием Его народа, и своим рассказом настолько раздражает слушателей, что те убивают его за богохульство (Деяния 7:1-60).

• Павел кратко (почти что в семи предложениях) и последовательно пересказывает библейскую историю, что, вероятно, отражает его регулярные проповеди и учения: Авраам, исход, земля, судьи, цари, Давид… после чего переходит прямо к Иисусу, Мессии и Царю (Деяния 13:16–41).

Как я уже сказал, объединяет все эти примеры то, что они обобщают послание Ветхого Завета в повествовательной форме. Ибо Ветхий Завет (да и вся Библия) — это, по сути, и есть великое повествование об истории вселенной. Все, чему нас учит Ветхий Завет, вписывается в структуру этой великой истории.

Ветхий Завет как сборник книг

Но, прежде чем пересказать эту историю в семи предложениях, нужно разобрать структуру Ветхого Завета, каковой она представлена в наших Библиях. В них Ветхий Завет представляет собой сборник книг, довольно четко разделенный на несколько разделов или категорий.

Пятикнижие (то есть сборник из пяти книг) — объединяет книги от Бытия до Второзакония. По-еврейски этот раздел называется Тора. Это слово часто переводят как «закон», но такой перевод может ввести нас в заблуждение. На самом деле Тора означает «руководство» или «обучение», и, хотя эти книги действительно включают законы, данные Богом Израилю, они также содержат важные повествования, а также несколько песен и стихотворений.

Исторические книги. Книги от Иисуса Навина до Есфирь рассказывают историю Израиля, от завоевания Ханаана до времени возвращения евреев из Вавилонского пленения — период, простирающийся примерно от 1200 до 450 гг. до н. э.

Поэтические книги. Книги от Иова до Песни Песней представляют собой сборник песен поклонения, текстов из литературы мудрости и прекрасной поэмы о любви.

Пророки. Наконец, весь раздел от Исаии до Малахии — это книги, составленные на основе проповедей пророков, которых Бог призывал на служение в течение примерно трехсот лет.

Таков порядок книг в большинстве современных Библий. Однако порядок книг или канон в еврейских Писаниях, которому евреи следовали во времена Иисуса и который сохранился до наших дней, немного отличается. Книги там разделены на три части: Закон или Тора, Пророки и Писания (или, как называет их Иисус: закон Моисеев, пророки и псалмы [Луки 24:44]).

Тора

• Пятикнижие (соответствует Пятикнижию в наших Библиях).

Пророки

• Ранние пророки: Иисус Навин, Судьи, 1–4 Царств (евреи считали эти книги пророческими, то есть книгами об истории народа, рассказанной с точки зрения Бога).

• Поздние пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Книга Двенадцати (от Осии до Малахии).

Писания

• Псалмы, Иов, Притчи, Руфь, Песнь песней, Екклесиаст, Плач, Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии и 1–2 Паралипоменон.

Из содержания моей книги видно, что три из семи предложений я взял из Торы, одно — из Ранних пророков, два — из Поздних пророков и одно — из Писаний.

Ветхий завет как драма

Вернемся к тому, что Ветхий Завет, по сути, рассказывает историю. Говоря точнее, он рассказывает очень важную первую часть великой истории Библии. Более того, Библия — это не просто история, а великая драма, огромная пьеса с большим количеством актеров, каждый из которых играет свою роль в продолжительном повествовании, автором и режиссером которого является Сам Бог. Но вот что интересно: в этом театре мы не просто зрители. Нет, мы становимся частью истории, мы становимся актерами на сцене. Более того, мы призваны присоединиться к актерам Божьей драмы и сыграть свою роль в жизни нашего поколения. Мы — герои библейской драмы. Позвольте объяснить эту мысль подробнее.

Как и большинство великих драм, библейская драма делится на несколько действий, которым соответствуют несколько основных разделов повествования, в которых, по мере развития сюжета, происходят отдельные важные события. Так, Библию можно представить как драму, состоящую из семи действий1.

Действие 1: Сотворение. Драма начинается, когда единый, живой и вечный Бог решает создать то, что мы называем вселенной — небо и землю. Все, созданное Им было «хорошо», но требовало управления и ухода. Поэтому Он сотворил людей по Своему образу и подобию, чтобы они управляли Его добрым творением и заботились о нем.

Действие 2: Бунт. Люди предпочитают не доверять Божьей благости, не верят Божьему слову и не подчиняются Божьим наставлениям. В результате, грех и зло проникают во все измерения человеческой жизни, как личной, так и социальной, а также развращают все созданное и наносят ущерб творению.

Действие 3: Обещание. История остальной части Ветхого Завета начинается с Божьего обещания Аврааму о том, что от него произойдет великий народ (Израиль), и что через этот народ Бог благословит все народы Земли. Как мы увидим, это обещание и надежда становятся движущей силой истории Израиля в эпоху Ветхого Завета.

Действие 4: Евангелие. Обетование Ветхого Завета исполняется с рождением Иисуса из Назарета. Великий центральный акт драмы Писания включает в себя все, что мы читаем в четырех Евангелиях: зачатие, рождение, жизнь, учение, искупительная смерть, победоносное воскресение и вознесение Иисуса Мессии.

Действие 5: Миссия. Обещание Аврааму должно быть выполнено. Благая весть о том, что сделал Бог через Своего Сына Иисуса, должна быть возвещена всем народам. Этот процесс начинается в конце Евангелий и в начале Деяний, после сошествия Духа Божьего на последователей Иисуса.

Действие 6: Страшный суд. Благая весть заключается в том, что последнее слово будет не за злом, и что Бог, в конечном итоге, установит в мире правду (именно так Библия понимает слово «суд»), разобравшись и уничтожив всю неправедность и все зло. Действие 6 — это Божий ответ на действие 2 и завершение действия 4.

Действие 7: Новое творение. Библейская история завершается драматическим новым началом! После установления правды Бог соделает все новым и сойдет, чтобы навсегда жить среди искупленного человечества в его восстановленном творении.

Такой просмотр всей библейской истории «одним взглядом» имеет много преимуществ.

Прежде всего, это объясняет нам, как Бог решил дать нам саму Библию — не просто как книгу, полную обещаний, правил или учений (в Библии их много, но Библия — это больше чем обещания, правила и учения), но в форме грандиозного повествования с началом и окончанием (которое, на самом деле, становится новым началом) и целым сюжетом искупления в середине.

Во-вторых, это напоминает нам, что это наша история. Ибо если мы стали последователями Господа Иисуса Христа, то мы участвуем в пятом действии драмы Писания. Мы находимся где-то между воскресением Христа и возвращением Христа. В этом месте у нас есть роль, которую нужно сыграть, и миссия, которую нужно выполнить, с Богом и для Бога.

В-третьих, это показывает нам, насколько важен Ветхий Завет и насколько крайне неправильными, вводящими в заблуждение и опасными являются те, кто говорит христианам, что от Ветхого Завета можно с радостью отказаться. Эта идея, которая снова стала популярной (частично из-за полного невежества в отношении Библии и частично из-за учения некоторых популярных проповедников), вовсе не нова. Менее чем через сто лет после воскресения Христа человек по имени Маркион попытался убедить церковь в том, что Бог Ветхого Завета был совершенно другим Богом, чем Бог и Отец Иисуса (вот где вы слышали это раньше), и что Церковь должна отказаться от Ветхого Завета, а также от некоторых частей Нового, потому что они были слишком еврейскими. Церковь отвергла его учение как неправильное и еретическое и придерживалась ветхозаветных Писаний как важнейшей части полного откровения Бога и, следовательно, христианского канона Библии.

И когда мы рассмотрим семь действий драмы Писания, мы увидим, насколько важным было это решение. Без первых трех действий Иисус становится просто еще одним человеком-спасителем. История теряет свое существенное начало (сотворение), свою глубокую проблему (грех) и основную тему Божьего обещания благословения всем народам. Если кто-то убеждает вас в том, что Ветхий Завет вам не нужен (и что, соответственно, не следует читать эту книгу), напомните им, что Иисус никогда не читал Новый Завет, и первые последователи Иисуса (включая апостола Павла) вышли в мир для евангелизации, обучения и преобразования держа в руках только ветхозаветные Писания — и весьма преуспели в этом — пока Павел не начал писать свои письма, а Марк не создал свое Евангелие. Действия с четвертого по седьмой предполагают, основывают, ссылаются и цитируют Писания, которые составляют первое, второе и третье действия драмы Писания. Вся история имеет смысл только как цельное повествование.

Почему именно эти семь предложений?

Позвольте мне рассказать, как я отобрал эти семь предложений. Выбор первых трех был очевиден. Следуя повествованию Библии, мы должны начать с сотворения мира, и подумать, что рассказывают нам истории из Бытие 1–11 о мире, Боге, о нас и нашем ужасном положении, в котором мы оказались после того, как восстали против Создателя.

Затем следует перейти к моменту, когда Бог призывает и выбирает Авраама и дает ему обещание, которое действительно управляет остальной частью Библии — начиная с истории Израиля и к рассказу об обращении всех народов по всей Земле. Павел называет наше второе предложение «Евангелием» (Галатам 3:8).

Отсюда на исход нужно смотреть как величайшее событие искупления в Библии, происшедшее до креста Христова. В одноименной книге мы читаем о завете, который Бог заключает с Израилем, и об образе жизни, который Он призывает израильтян соблюдать (закон) в ответ на спасительную милость Бога. Но все это основано на том, что Бог сделал для них — отсюда и наше третье предложение.

Выбрать четвертое предложение было сложнее, так как за исходом следует продолжительная часть истории. Ее нельзя игнорировать, но и невозможно рассказать полностью — только вкратце. Тем не менее, в середине этого отрезка истории находится следующий самый важный завет в Библии — тот, который Бог заключает с царем Давидом и который, в конечном итоге, указывает на царя Иисуса (как любил говорить апостол Павел). Четвертое предложение досталось царю Давиду.

Пройдя этот долгий путь, кажется, пришла пора взяться за большой блок пророческих книг. Он, похоже, включает два раздела. В основном задача пророков состоит в том, чтобы побуждать людей повернуться к Богу, жить в соответствии с Его требованиями, и предупреждать, что в противном случае их ждет ужасный суд и истребление. Таким образом, для нашего пятого предложения я выбрал известный стих из Михея, одного из пророков, которые разоблачают социальное разложение и несправедливость, царящие в народе, и противоречащие требованиям Бога. На этот стих опирался Иисус (Матфея 23:23), слова Михея продолжают вдохновлять многие христианские служения и миссии сегодня.

Но помимо слов осуждения, пророки также несут послание надежды. У них есть добрая весть, которой они делятся, когда смотрят в будущее, предначертанное Богом для Израиля и для всего мира, которое наступит, когда Бог выполнит Свое обещание и через Израиль благословит все народы Земли. Новозаветное слово «Евангелие», на самом деле, происходит из Ветхого Завета (из греческого перевода, которым часто пользовались в те времена Иисус и Его последователи, особенно апостол Павел). Мое шестое предложение — это евангельское слово о Божьем спасении как для пленников Израиля, так и для «всех концов земли». Это предложение цитирует Павел (Римлянам 10:15), на его основе были написаны многие гимны и песни.

Книга Псалмов, вероятно, до сих пор остается любимой частью Ветхого Завета для многих, даже для тех, кто не читал остальную часть Библии. Как я уже упоминал, Книга Псалмов — основная книга третьего раздела еврейского канона, который называется «Писания». Для седьмого предложении было несложно выбрать слова, которые можно назвать любимым стихом из любимого многими Псалма. Это помогло одновременно охватить и саму Книгу Псалмов, и книги мудрости, которые находятся в той же части Библии.

Прежде чем двигаться дальше, сделаем два небольших замечания. Во-первых, книга получилась небольшая, поэтому, хотя я и цитирую некоторые важные тексты, включить длинные цитаты из Библии было невозможно. Я надеюсь, что вы получите удовольствие от чтения этой книги, но для достижения наилучших результатов полезнее, по возможности, читать ее вместе с Библией, так чтобы у вас была возможность сразу прочитывать отрывки, которые легли в основу моих выводов. В конце концов, весь смысл выбора этих семи предложений состоит в том, чтобы побудить вас прочитать все остальные предложения Библии.

Во-вторых, после долгих лет преподавательской и писательской практики, я понимаю, что вряд ли напишу что-то совершенно новое в области Ветхого Завета. Поэтому в примечаниях я позволил себе ссылаться на более объемные книги, написанные мной и другими авторами, которые могут углубить и улучшить ваши знания, если вы того захотите. Я также особо благодарен издательству Zondervan и Langham Partnership за разрешение в нескольких местах этой книги сжать и адаптировать некоторые материалы, которые впервые были опубликованы в моей книге How to Preach and Teach the Old Testament for All It’s Worth (Grand Rapids: Zondervan, 2004). [Издание на русском языке: Кристофер Райт, «Ветхозаветная проповедь. Древняя весть для современного мира», — Черкассы: Коллоквиум, 2017].

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ветхий Завет в семи предложениях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я