Как стать коуч-родителем. Практическое пособие для развития навыков успеха у ребенка

Кристина Сергеевна Бахарева, 2021

В книге психолога-практика даются рекомендации, как родитель может помочь ребенку развить основные жизненные навыки. Эти умения значительно облегчают решение жизненных задач на каждом возрастном этапе – с рождения до подросткового возраста. Такие жизненные навыки, как целеустремленность, ответственность, решительность, самостоятельность, уверенность, оптимизм ценятся во все времена. В данном пособии вы найдете простые и эффективные задания, которые помогут развить у ребенка навыки успеха. И это никак не связано с умением щелкать математические задачки, знанием пяти языков. Навыки успеха помогут ребенку делать и успевать больше, с легкостью справляться с трудностями, отстаивать свое мнение и уверенно идти к своей цели. Успеха Вам!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать коуч-родителем. Практическое пособие для развития навыков успеха у ребенка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Жизнь как результат

Каждый из нас обладает неким талантом, который дан нам от природы. Кто-то быстро бегает, у кого-то абсолютный слух или удивительная пластика, кому-то легко даются расчеты. Как правило талант не выбирают — он либо есть именно в этой области, либо его нет. Другое дело наши качества такие как целеустремленность, решительность, ответственность, оптимизм, самостоятельность и др. Данные качества человек развивает в той мере в какой ему необходимо для собственных свершений и творческой деятельности, чтобы ощутить всю полноту жизни. Эти качества не только существенно облегчают нашу повседневную жизнь, но и придают ей некую осмысленность и идейность. С помощью этих качеств весьма посредственный человек может стать гением, мастером в интересующей его области: внести свой вклад в науку, поставить новый рекорд, создать нечто, что существенно поможет другим. И в последствии про него могут сказать"У него талант!"Из самых скромных задатков под руководством грамотного наставника человек может достигнуть многого. Для ребенка этим наставником может стать сам родитель.

Для того чтобы стать родителем — коучем достаточно применять в отношениях с близкими, в том числе и с ребенком 5 основных принципов коучингового подхода.

Пять основных умений коуч — родителя или пять принципов коучингового подхода:

1. Принимать.

Это означает что каждый из нас нужен этому миру. И если даже что идет не так — это не значит, что вы или ваш ребенок сделали что-то не так и что все плохо. Это означает, что вам или вашему ребенку нужно научиться так-то реагировать в подобных ситуациях или в следующий раз нужно как-то сделать по-другому, а для этого необходимо развить определенные навыки.

2. Понимать.

Поймите, что все что делает ваш ребенок — это исследование этого мира и его законов. И даже, если вы чем-то недовольны или вам что-то не нравится — это не значит, что ребенок это сделал на зло и специально. Ребенок познает свои возможности, исследует свои ресурсы, ищет пути достижения цели. Задача родителя — понять что ребенок хочет и показать ему как он может этого достичь.

3. Проживать.

На жизненном пути могут встречаться и радости и горести. Как «радость» преобразуется в мотивацию и стремление, так порой и «горесть» может вдохновить и воодушевить. Родитель — коуч помогает ребенку качественно прожить разные эмоциональные переживания, чтобы они стали для него ресурсом.

4. Проявлять.

Этот принцип связан с тем, чтобы научить ребенка проявлять свои способности, таланты, идеи, мысли без страха и сомнений, находить разные варианты решений, искать способы взаимодействия с собой, с другими, с миром. Природа очень мудра: все что нужно для успеха и счастья в нас заложено изначально. Задача каждого из нас научиться проявлять свои способности, действия, эмоции и внутренние ресурсы в мире.

5. Поддерживать.

Верьте в своего ребенка. Позвольте ребенку обрести веру в себя. В этом мире все возможно, если тебе это действительно нужно. Поддерживайте взглядом, словом, жестом. Обсуждайте разные идеи, мысли и мечты ребенка. Забудьте слово-невозможно! Перестаньте перечислять ребенку причины, мешающие достичь желаемого. Поддержите его — перечислив условия, при которых он может реализовать задуманное.

Упражнение 1.

Возьмите листок и ручку и ответьте на вопросы:

Какие качества, по вашему мнению, будут нужны и важны в жизни вашего ребенка? Перечислите 5.

Зачем ему эти качества во взрослой жизни, для каких целей?

Какие качества вы считаете важными для жизни вообще? Перечислите 5.

Зачем эти качества человеку?

Есть ли эти качества у вас?

Первые два вопроса помогут вам прояснить для себя, какие проявления качеств вы будете поощрять в своем ребенке. Именно от этого зависит, о чем вы будете говорить с ребенком, на чем акцентировать свое внимание. Это может вдохновлять и мотивировать как самого ребенка в развитии данных навыков, так и вам поможет совершать более осмысленные действия в отношении ребенка.

Ответы на третий и четвертый вопросы помогут вам выявить противоречия в ваших убеждениях. Например, вы хотите воспитать в ребенке целеустремленность и напористость, так как «умом» вы понимаете, что это прагматично, а в душе цените в людях понимание и отзывчивость. Для устранения подобных противоречий вам самому нужно определиться какие качества вам важны и почему, тогда вы сможете их направить в нужное русло. И не нужно обесценивать такие качества, которые вы считаете ценными, но менее прагматичными и полезными в мире «достигаторов». Например, такое качество, как понимание легко трансформировать во «включенность» или «многоаспектность», а «отзывчивость» — в «тактичность» или «деликатность».

А пятый вопрос практически открывает пути развития данных качеств. Если у вас нет данных качеств, то надо задуматься либо над сменой списка желаемых качеств, либо напрячься и найти решение. Если вам действительно необходимо развить эти качества в ребенке, придётся самому стать образцом проявления данных качеств или платить временем, усилиями и деньгами за то, чтобы кто-то другой стал примером для подражания. Решать вам. Поймите, нет примера-нет навыка. Ребенок не научится говорить, если не будет слышать родную речь.

Коучинг — это умение способствовать повышению эффективности и результативности другого человека, тем самым улучшая качество его жизни. Родитель может взять на себя роль наставника, коуча, чтобы помочь своему ребенку определить какие его действия приносят пользу, а какие неэффективны для реализации потенциала.

Давайте немного «по сентиментальничаем». Найдите свой детский альбом или просто закройте глаза.

1. Какие чувства вы испытывали тогда?

2. Был ли какой-нибудь особенно тревожный или драматический эпизод, когда вы нуждались в поддержке взрослого или подруги?

3. Часто ли вы чувствовали себя принятой? Вспомните тех, чьи имена первыми приходят в голову, когда мы думаем о бескорыстном хорошем отношении. Тех, кто принимал вас такой, какая вы есть, кто оказывал вам поддержку и просто улыбался при встрече, кто оставил в вашей душе теплоту, которой вы сильны сегодня. Подумайте о них, не застревайте на чувстве вины, просто отдайте им должное, ведь полученные от них запасы любви вы передаете дальше, своим детям. Сколько их у вас? А сколько хотите, чтобы было у вашего ребенка?

4. Много ли в вашей сегодняшней жизни того, что нравится?

5. Вспомните сегодняшний день: сколько раз ваше сердце согревалось радостью? Как вы думаете, от чего зависит это чувство: от событий жизни или все-таки от человеческой способности к этому?

6. Как вы переживали ситуации, когда оставались одна? Нравилось ли вам быть одной или вы чувствовали себя отверженной?

7. Есть ли сейчас с вами человек, который может по-настоящему поддержать вас?

8. Есть ли такой человек у вашего ребенка?

9. Чувствует ли ребенок вашу поддержку?

Вышеперечисленные вопросы носят философский характер. И приведены они здесь, чтобы каждый из нас задумался и решил каким бы он хотел стать родителем для своего ребенка. Согласитесь, когда есть рядом человек, который умеет наставлять, а не настаивать, когда умеет научить, а не натаскивать, когда может наполнить знаниями и умениями, а не нагружать — жизнь становится гораздо легче. Будьте же для своего ребенка наставником, помогите ему открыть в себе целый мир возможностей. Родитель-коуч направляет ребенка на достижение результата, помогая ему для этого пройти несколько этапов.

Любое наше действие дает результат (а нравится он нам или нет это уже субъективная оценка). Путь от действия к результату проходит несколько этапов: ХОЧУ — МОГУ — НАДО — ДЕЙСТВУЮ — ПОЛУЧАЮ.

На первом этапе — ХОЧУ возникает желание или цель (хотя порой желание и цель могут не совпадать, но это глубокий уровень знания себя, в нашем контексте мы говорим о детях, которые свои цели строят, исходя из своих желаний)"Чего я хочу?". Наши «ХОЧУ» — это наши ЖЕЛАНИЯ. На этом этапе необходимо ясно чувствовать и четко понимать свои желания. Кажется что может быть проще? А практика показывает что не все так просто. Ведь в нашей жизни сплошь и рядом множество примеров непонимания своих желаний. Например, захотели вы съесть чего-нибудь сладенького. Желание есть — "хочу сладкого". Ну в таком случае вы можете съесть сахар. Данный продукт практически всегда общедоступен в любом доме или на крайний случай магазине. Вот так вы можете быстро удовлетворить свое желание и получить результат. И тут возникает «НО». Вы можете ответить, что сахар — то вы не хотите. Противоречивый какой-то диалог получается: Вы хотите сладкого? — да; Сахар сладкий? — да; Тогда съешьте сахар. — нет; Почему? — Не хочу. Что тут сказать — в психологии это называется когнитивный диссонанс. В жизни каждого человека могут возникать такие «диссонансы», у кого-то чаще, у кого-то реже, а кто-то постоянно живет с этим. Вот вспомните как часто вы приходите в магазин и не знаете, что купить поесть? Все думаете:"чего бы съесть", поэтому можете часами разглядывать полки и читать этикетки. Увы, но некоторые из магазина выходят с полной тележкой, но без четкого понимания"это то, что я бы хотел съесть сегодня". Или вот посерьезней случай: есть люди, которые долгие годы не могут ответить себе на вопрос — "Чем я хочу заниматься?". У кого-нибудь есть желание потратить часть своей жизни на занятие, которое не приносит удовлетворения или душевного комфорта?

Так что на стадии «ХОЧУ» было бы весьма кстати умение понимать свои «хотелки». Мое"Хочу сладенького" — это потребность организма? — например, уровень глюкозы повысить, чувствуете, что вам как-то физически плохо. Тогда сойдет и сахар. А вот когда"я хочу сладенького", но наличие сахара не устраивает — это уже другая история. Может я хочу полакомиться не сахаром, а пирожным, чтобы сделать себе приятное? Если сделать себе приятное, то что же стоит за этим приятным? Начинаем раскручивать:"А когда мне приятно, тогда я как себя чувствую?"Например, для вас это проявление любви, а значит в этом случае ваше"ХОЧУ" — потребность в любви. Чувствуете разницу? Так что вопрос понимания своих желаний — весьма и весьма важен! Порой от этого зависит само желание «ЖИТЬ». Стадия"ХОЧУ"имеет еще одну важную ценность — здесь формируется миропонимание.

Переходим к следующему этапу"МОГУ".

«МОГУ» показывает нам наши возможности (возМОЖНОсти от слова"МОЖНО"). На этом этапе задаем себе следующий вопрос"Что я могу сделать для достижения результата?"

Другие варианты:

Каковы мои возможности это получить?

Могу ли я это получить?

Как я могу это получить?

Что я могу сделать, чтобы это получить?

Этими вопросами человек сам себе накидывает пути реализации своего желания. При чем варианты могут быть разные, здесь лучше себя не ограничивать. Есть шанс поймать"золотую рыбку", сорвать джек-пот в лотереи, найти волшебную палочку и т. д., записываем как «ВОЗМОЖНОСТЬ». В общем на этой стадии можно все!

Этап"НАДО".

В пространство «НАДО» включаются нормы, это переработанная и усвоенная информация в виде предписаний, правил, установок, убеждений, а также то нужно или необходимо сделать, даже если очень не хочется.

Задаем себе типичные вопросы для этой стадии:

Какие знания, умения, способности мне могут пригодится в реализации желаемого?"

"Каких знаний мне не хватает, что мне нужно сделать, чтобы эти знания получить?"

"Что отдам, что получу в процессе достижения желаемого?".

И здесь речь идет не только о самих знаниях, как таковых. Сюда входит и интеллект, и способность к обрабатыванию информации, а также знание о самом себе, своих способностях, привычках, предпочтениях, убеждений. А знание самого себя это очень-очень важно! Человек может знать кучу полезной информации, но быть не результативным. По-моему мнению, полезная информация — эта та информация, которой пользуются, а не которая просто приносит пользу. Пользоваться информацией, знанием, значит применять на практике. Итог — НАДО и НУЖНО пользоваться знаниями!

Думаю, что с интеллектуальными знаниями все понятно. Если человек умеет читать, то в случае возникновения желания съесть спагетти и при наличии таковых, он без труда ознакомиться с процедурой приготовления данного блюда.

А вот знание самого себя помогает в реализации более амбициозных целей. Так в частности знание своих способностей может помочь легче справиться с более широким спектром жизненных задач. На стадии «Надо» человек может накапливать знания, как о внешнем мире, так и о самом себе, узнает какие качества ему присущи, а какие можно и еще развить, каков его темперамент и как с ним жить, что за характер у него и как его проявлять и где. Только тут есть один камень преткновения — иногда знания о самом себе навязываются социальным окружением в виде ожиданий, трансформирующихся в предписания. Ребенок рожден познавать и исследовать себя, мир, людей — в общем все! (оговорюсь, если не было серьезных мозговых дисфункций или психологических травм) И пока он не достиг совершеннолетия, заботливые взрослые помогают ему разобраться что к чему в этом мире. Так что все знания ребенок приобретает через призму взглядов, установок и убеждений"заботливых взрослых".

Поговорим о тех предписаниях и установках, которые вам могут существенно осложнить жизнь. Вспомните что вам говорили в детстве ваши близкие. Возможно, что вам с ранних лет неоднократно повторяли, что у вас «руки-крюки»,"голова дырявая","памяти никакой","нет данных, чтобы стать балериной, художником"и вообще вы «гуманитарий», и"лень родилась вперед вас"и еще много-много такой"полезной информации, но не нужной". Хорошо, если с возрастом ребенок понимает, что не все что говорят взрослые истина. И сам для себя отмечает, что и руки у него на месте, и с головой все в порядке и если ему нужно, то станет математиком или пойдет в балет — было бы желание. Другой вариант развития событий — ребенок принял все эти характеристики и поверил, что он такой и есть. А значит НАДО соответствовать этим знаниям о себе. В этом случае уже будучи взрослым его как-будто преследует злой рок. За что бы он не берется, рушится в самый последний момент по независящим от него обстоятельствам. Как только он начинает продвигаться по карьерной лестнице — фирма объявляется банкротом, то начинаются массовые сокращения; перед важной встречей либо застрянет в пробке, либо спустит колесо, либо заболеет; перед посадкой на самолёт обнаружится отсутствие паспорта или перепутано время рейса. Конечно же с этими трудностями можно справиться, но сколько сил и нервов тратиться!!! Знание самого себя — это возможность эффективно решать жизненные задачи. Думайте какими эпитетами снабдить своего ребенка во взрослую жизнь! А вот знание своих СПОСОБНОСТЕЙ определяет СПОСОБЫ действий.

Этап «ДЕЛАЮ». Здесь собственно и реализуются способы действия, другими словами это процесс, деятельность.

И прежде чем мы начнем знакомиться с данным этапом, ответьте на вопрос: «У вас такое бывает, когда Вы точно знаете что хотите, более того вы точно знаете что для этого нужно и как делать, но по каким-то причинам не делаете?» и еще вопрос — «Мешает ли это вам в жизни?»

Например, вы хотите перестать кричать на ребенка, к тому же вы уверенны, что можете сделать это (ведь вы же взрослый человек!!!). Более того вы знаете множество способов как это сделать, ведь вы столько прочитали в интернете по этому поводу! На мой взгляд, самый эффективный из всех — это вдох-выдох и просто закрыть рот.

Итак, вы решили перестать кричать, другими словами изменить способ общения.

«Желание есть?» — «Есть!»

«Возможности есть?» — «Есть!» (физически-то вы можете это сделать)

«Вы знаете, как это сделать?» — «Да!»

«Вы делаете это?» — «НЕТ»

«В чем проблема?» — «НЕ могу»

Или еще пример, вы желаете стройную фигуру, вы точно знаете, что утренняя зарядка или пробежка поможет вам достичь желаемого. Вечером вы ложитесь в постель в полной уверенности, что встанете пораньше для выполнения задуманного и ничто вас не остановит. Наступает утро и вы в течение получаса уговаривайте себя встать. В итоге, так и не поддавшись на уговоры остаетесь в постели, но с твердым намерением завтра выполнить все в двойном объеме. Итак, история повторяется…

Если что-то на подобии случается в вашей жизни, значит нужно вернуться на одну-две стадии назад и найти там некий внутриличностный конфликт, который мешает приступить к действию. Поэтому чтобы рвануть на два шага вперед — желательно сделать шаг назад и еще раз проверить на экологичность свои желания и возможности.

На стадии ДЕЛАЮ выстраивается план, алгоритм предстоящего действия. Делать, значит действовать произвольно, то есть следуя четко поставленной цели, преодолевая разного рода трудности. И здесь ответы мы получаем на следующие вопросы:

"Что мне надо сделать для результата?"

"Какие уже можно совершать действия?"

И переходим к этапу"ПОЛУЧАЮ".

Здесь вы получаете результат независимо достигли вы желаемого или нет. Вы получаете результат своих действий, исходя их своих способностей и возможностей. Отсутствие положительного результата — тоже результат, более того это ОПЫТ! Благодаря, тому что вы получили происходит позитивная корректировка или изменения потребностей, желаний, в каких-то случаях внутренних убеждений, норм, а также развитие и «апгрейд» способностей к действию. Здесь основными вопросами могут быть:

"Что получилось?"

"Как можно или надо было сделать иначе?»

"Что можно или нужно сделать иначе?"

"С помощью чего можно или нужно сделать иначе?"

И помните на каждое настоящее, истинное и искреннее «хочу» дается свое «могу», с которым приходят нужные силы, знания и способности!

Наши желания (ХОЧУ), возможности (МОГУ), знания (НАДО), действия (ДЕЛАЮ) и результат (ПОЛУЧАЮ) определяются возрастными этапами, которые являются наиболее благоприятными для развития того или иного качества (в психологии их еще называют кризисными или благоприятными периодами). Так ребенок до года учится желать и различать свои желания — это кризис одного года — ХОЧУ, когда"мое хочу"постепенно вступает в конфликт с"чужими Хочу". В возрасте от года до трех ребенок определяет границы своих возможностей, в этом ему активно помогают родители и другие значимые взрослые — это кризис трех лет — (МОГУ), когда мое «хочу» вступает в конфликт с моим «могу», моими возможностями. От трех до семи накапливаются знания о самом себе, знакомится с собой — эти знания он черпает как из своего опыта, так и исходя из убеждений своих родителей и других значимых взрослых. Кризис семи лет (НАДО), когда мое «хочу» вступает в конфликт с «надо». Подростковый кризис (Действую), когда «надо» других (родителей, учителей и других взрослых) вступает в конфликт с моим «могу» — ребенок активно экспериментирует со своими способностями, определяет свои действия, исходя из своих возможностей. Юношеский кризис 12+ — ПОЛУЧАЮ, когда мое «надо» вступает в конфликт с моим"могу".

Если представить процесс воспитания ребенка как коучинг, то это процесс развития и формирования способностей ребенка путем создания условий для его деятельности, в котором он генерирует не только мысли, идеи, но и действия, цели, знания. Каждый возрастной этап является основой для формирования определенного качества. Особенности проживания каждого возрастного периода могут влиять на решение жизненных задач и поведение человека в целом.

Насколько успешно развитие способностей, навыков и умений ребенка зависит от метода, выбранного родителем в соответствии со своими способностями, мировоззрением и миропониманием. При этом создание условий не равняется «тасканию» ребенка во всевозможные кружки, секции или выбором супер сильной гимназии с гениальными преподавателями и с углубленным изучением чего-либо. Формирование, развитие и уж тем более приращение способностей, знаний, умений и навыков имеет место быть в том случае, если родитель создает условия не за счет кого-то, а делает это сам с любовью, заботой и бескорыстностью.

Ну а теперь уважаемые родители задайте себе вопрос:

1. А что я хочу для своего ребенка?

2. Для чего мне это нужно?

3. Что я могу для этого сделать?

4. Как я могу это сделать?

5. Как я пойму или увижу, что все сделал верно?

Повторюсь — ответы не делятся на правильные или неправильные. Как правило, каждый родитель желает своему ребенку счастья. А вот понимание счастья у каждого свое. И навязать свое представление данного понятия вы ребенку не то что не можете, а не имеете права. Но показать, что и как вы делаете для своего счастья — можно и нужно. А вот что подходит из этого ребенку, а что нет — решать ему. И предоставлять это право выбора желательно с пеленок.

Продолжим… Общее представление того что вы хотели бы для своего ребенка у вас сложилось. Ну а теперь какими же навыками и умениями необходимо обладать, чтобы жить долго и счастливо.

В своем развитии ребенок проходит ряд этапов, в процессе которых у него открываются новые возможности и пред ним встают новые задачи. Грамотное и качественное прохождение всех этапов — это не только успешное решение возрастных задач, это залог гармоничного развития!

Возрастные задачи — это своего рода умения и способности, которые ребенок должен приобрести к концу определенного этапа. Различают физиологические и психологические задачи. Так, например, физиологическая задача — прямохождение, как способность самостоятельно стоять и умение ходить, относится к возрастному этапу от года до двух, а психологическая, как умение общаться со сверстниками, приходится на момент поступления в школу.

Если по каким-либо причинам ребенок не справляется с возрастными задачами, то в дальнейшем это превращается в серьезную проблему, осложняющую уже взрослую жизнь. Так, если у ребенка в возрасте трех лет подавлять стремление к самостоятельности, то как один из вариантов развития событий может быть, что в школьные годы он так и не научится делать уроки сам, а во взрослой жизни ему нужно будет, чтобы им кто-нибудь постоянно руководил.

От того как решил возрастные задачи ребенок зависит формирование новых, более сложных форм и способов действий и поведения. Так умение хватать, собирать, сортировать разные мелкие предметы, в школьные годы преобразуется в умение красиво писать. Другими словами, когда ребенок учится манипулировать разными предметами, он как бы"готовит"руку к письму. А научившись играть в сюжетно-ролевые игры, ребенок тем самым «открывает» дорогу в более глубокие, эмоциональные отношения с другими.

Нерешенные же задачи могут привести к формированию, часто нежелательных и негативных форм поведения таких, как капризность, импульсивность, нежелание учиться, замкнутость, деспотизм, агрессивность, несамостоятельность, безынициативность и др… Данные способы поведения могут существенно влиять как на последующее развитие, так и на всю жизнь в целом. Хотя некоторые оправдывают такой неконструктивный тип поведения «характером» или фразами на подобии"такой уж он уродился","весь в отца".

Повторюсь у каждого возраста — свои задачи, а значит свои умения и способности. Данные задачи выглядят следующим образом:

1. принятие и понимание своих потребностей, а именно конкретность желания от 0–1;

2. понимание своих возможностей — умение соотносить свои желания и способности 1–3;

3. развитие познавательных умений, или вариативность мышления 3–7;

4. достижение самостоятельности 7–12;

5. развитие произвольности 12+.

Рис. 1. Что нужно сделать, чтобы достигать нужного результата или Почему не получается.

Итак, во-первых человеку необходимо четко понимать чего он хочет. Что конкретно нужно именно в данный момент. Чем яснее ответ, тем легче ставить цели.

Во-вторых — необходимо уметь соотносить свои возможности и способности. Здесь нужно понимание для чего мне нужно это. Другими словами быть способным преодолевать трудности, а не строить"воздушные замки"и прятаться за"если бы, да ка бы". Ведь если человек умеет грамотно оценивать свои способности и адекватно соотносить со своими желаниями, то впоследствии сможет уберечь себя от разочарований и не остаться у"разбитого корыта".

В-третьих — умение находить конкретное решение для удовлетворения конкретного желания. Что я могу сделать для реализации своего желания? Каковы варианты решения?

В-четвертых, это действовать, достигать, реализовывать! Это умение преобразовывает теоретические знания в практические — действия! Что конкретно я могу сделать уже сейчас? На этом этапе умение действовать сопряжено с умением согласовывать и подчиняться правилам и целям заданным из вне, например учителем, тренером.

В — пятых, уметь признавать свои ошибки, извлекать опыт, а не опускать руки при трудностях и корректировать результат. Умение действовать, освоенное на предыдущем этапе, преобразуется в умение самостоятельно ставить и достигать целей. Если этому не научиться, то получиться как в поговорке"если ты такой умный, то что такой бедный?"Согласитесь, что некоторые взрослые даже после окончания школы и вуза так и не овладевают данным навыком.

Итак, мы уже с вами знаем, чтобы стать «человек-результат» необходимо в течении жизни приобрести несколько основных навыков. Теперь задача родителей — показать ребенку как можно эти способности развить, освоить, закрепить и довести до уровня автоматизма.

Начало же освоения этих пяти важных и основных умений, начинается чуть ли не с желания родителей иметь ребенка. Для каждого умения — свой период, свой возраст. Обо всем по порядку.

Так умение различать свои желания приходится на ранний возраст до года. При чем желательно, чтобы ребенок получал удовлетворение и удовольствие от реализации своего желания. Это основа эмоционального благополучия и самочувствия. На фоне эмоционального благополучия будет лучше осваиваться способности и умения следующего возраста. А задачами данного возраста являются формирование развитие таких способностей и качеств, как жизнерадостность, любознательность, осознанность.

Умение определять свои возможности влечет за собой формирование следующих качеств: Целеустремленность, Самостоятельность, Вариативность (Находчивость). А это фундамент для собственной уверенности.

Период обретения «знаний» — наиболее благоприятен для развития и проявления таких качеств, как Коммуникабельность (общительность), Ответственность, Дисциплинированность.

Когда же ребенок начинает действовать, то не только получает результат (помним, что отсутствие ожидаемого результата — лишь повод найти другое решение или подкорректировать совершенные действия), но и развивает такие качества, как Самоценность, Креативность, Устойчивость.

Представляете какой путь! Все эти умения и способности есть у каждого человека. Это врожденная программа!

Только вот родители на консультациях все чаще жалуются на безответственность любимого чада, безынициативность, незаинтересованность, замкнутость, угрюмость и т. д. и т. п. Знакомо? В чем же дело? Ответ прост, как и все гениальное — у родителей свое представление об ответственности, инициативности и интереса — у ребенка другое.

Данные с рождения возможности в любом случае разовьются — вопрос в том как они проявятся! Давайте разберем небольшой пример. Вот дерево. Самой природой задумано, чтобы оно росло здоровым вверх и вширь в пределах своих возможностей. И ведь вырастет, несмотря на град и стужу — лишь укрепиться! И только представьте, если вот это дерево посадить в теплицу определенного размера, например, и в ширину и в высоту по полтора метра. Давать при этом все самое лучшее — защиту от ветров и палящего солнца, воду и удобрения. Как считаете будет ли это дерево крепкое и стройное? Сможет ли противостоять злостным ветрам, если вдруг пересадить в естественные условия? Смогут ли его корни добывать влагу в естественных условиях? Сможет ли проявить задуманный природой потенциал роста?

На все вопросы (кроме последнего, ведь дерево все время нужно обрезать если хотим сохранить теплицу) в принципе можно ответить — возможно, 50/50. Да, дерево может приспособиться, адаптироваться — вопрос времени, и даже если его сломают — все равно останется живым. Есть ли это время у человека? Сможет ли быть счастливым, если его сломают?

Повторюсь каждый живой организм нацелен на жизнь. Только открытым остается вопрос на какую жизнь. Внимание сейчас небольшое, но весьма важное! отступление. Итак, ребенок рождается изначально активным, любознательным и жаждущим знаний, впечатлений, и, конечно эмоций (еще раз оговорюсь, если не было каких-либо серьезных травм при рождении или в дальнейшем неврологических нарушений). И вот ребенок буквально с первых дней жизни"требует, желает, настаивает"на разнообразии своей окружающей среды. Ему не интересно просто лежать в коляске — лучше быть у мамы на руках и спокойно все разглядывать (и неважно, что маме при этом приходится не только держать ребенка, отвечать на телефонный звонок, но при этом еще и катить коляску — такая уж наша современная участь:)). И если взрослые не удовлетворяют эту потребность (в спокойной обстановке разглядывать все новое), то и о последующем естественном развитии интереса или любознательности говорить и нечего.

Или ваше чадо с начала освоения умения ползать или бегать продолжает их во всю развивать, поэтому всюду лезет, куда-то прячется, откуда-то прыгает, что-то открывает, чем-то хлопает — в общем не сидит на месте — это же активность, инициативность — одним словом жажда действий!!! и здесь несколько вариантов: либо поддержать активность ребенка, проигнорировать и пустить все"на самотек"или вообще запретить.

Конечно же лучше поддержать! О том как сделать это лучше и поговорим! Как поддержать активность, чтобы она не переросла во вседозволенность и"неумение остановиться", что нужно делать, чтобы ваши нервы остались в целости и сохранности, а ваши отношения с ребенком при этом не пострадали.

Если родители с малых лет то и дело одергивают ребенка:"Туда нельзя","это отдай","Тут не лезь","там оставь", и вообще"перестань кричать, трогать, бегать.…", то и не о какой инициативе и речи быть не может в школьном возрасте. При чем эффект от таких фраз вы получите не сразу, а лет через пять. Да-да, именно так. Поймите, ребенок очень хочет быть хорошим для своих родителей. Помните поговорку вода камень точит? Когда его постоянно одергивают, поправляют и ограничивают (неважно сколько ему при этом лет), тогда он постепенно становится тем кем вы хотели бы видеть своего чадо — спокойным (читайте не интересующимся и безынициативным), тихим (не умеющим отстаивать свое мнение и постоять за себя) и удобным (делает только то, что скажут, и даже не подумает правильно это или нет)! А в начальных классах такая покорность начинает мешать и родители жалуются на то, что любимое чадо такое умное, но боится высказать свое мнение, поднять руку и вообще не желает проявлять инициативу в классе, зато дома упрямится, орет и вообще делает все наоборот!!! ООО, а ближе к подростковому возрасту все только усугубляется — это со слов родителей, не просто бездействие, а лень в квадрате, безынициативность, а также отсутствие заинтересованности в чем-либо, целей и ответственности. Так вот главная задача заботливых и ответственных взрослых помочь ребенку проявить свои умения, создав для этого наиболее благоприятные условия. А вот как это сделать мы и обсудим дальше.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать коуч-родителем. Практическое пособие для развития навыков успеха у ребенка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я