Гиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времени

Крис Бэйли, 2018

Вы заходите в комнату и вдруг понимаете, что напрочь забыли, зачем сюда направлялись? Принимая душ, ловите себя на мысли, что проблема, мучившая несколько дней, решается довольно просто? Смартфон стал черной дырой, поглощающей ваше время? Автор бестселлера «Мой продуктивный год» Крис Бэйли в своей новой книге рассказывает, как управлять самым важным ресурсом XXI века – вниманием. Он изучил множество статей, пообщался с известными исследователями внимания, провел собственные эксперименты и отобрал самые эффективные техники. С их помощью вы сможете достичь состояния максимальной продуктивности – гиперфокуса, а также научитесь использовать режим расфокусировки, который подзаряжает энергией и помогает стать креативнее. Благодаря этой книге вы будете лучше концентрироваться на важных задачах, реже чувствовать себя перегруженным и уделять близким не только больше времени, но и больше внимания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. Гиперфокус

Глава 1. Отключаем режим автопилота

Режим автопилота

Надо думать, что сейчас вы сосредоточены на этой книге. А как вы ее нашли, как пришли к этому моменту?

Глядя на книги на полках кабинета, я понимаю, что о большинстве из них узнал потому, что мне их посоветовали друзья, или автор появился в подкасте, который я слушаю, или мне понравилась похожая книга. Многие из нас и не задумываются о той стороне жизни, которую хочется улучшить, пока в руки им не попадет книга, подходящая для решения этой задачи. Словом, мы часто выбираем книгу благодаря стечению обстоятельств.

Возьмем, например, книгу, которую я только что прочитал. В тот день я ехал на такси, водитель включил радио, и я услышал интервью с автором. Позже друг дважды написал твиты об этой книге. Несколько упоминаний привели меня к решению ее купить. В целом весь процесс был абсолютно непреднамеренным.

То, что мы не продумываем детально каждое свое действие и решение, по большей части хорошо. Я много раз принимал решения о покупке книг в режиме автопилота. Этот мысленный автопилот помогает нам справляться с текущими жизненными задачами. Например, представьте ситуацию, когда каждый ответ по электронной почте пришлось бы писать в новом документе Word, да еще и перечитывать несколько раз, посылать спутнику жизни для проверки и исправлений, распечатывать раз-другой для правки на бумаге — и все ради того, чтобы через несколько часов получить наконец ответ: «Да вроде все нормально». Возможно, такая процедура подошла бы для важного проекта, но отвечать так на каждый имейл? Представьте, что вы так же ответственно подходили бы к покупке кетчупа, выносу мусора или чистке зубов.

Режим автопилота помогает нам выполнять подобные действия без лишних хлопот. Примерно 40 % наших действий являются привычными и не требуют осознанных решений{3}. Если вы не монах и вам недоступна роскошь медитировать весь день, то вы не можете целенаправленно распределять все свое внимание.

Но некоторые решения стоит принимать сознательно. И одно из них — как распределять свое внимание.

Обычно мы управляем вниманием на автопилоте. Получив электронное письмо от начальника, мы инстинктивно откладываем все дела и пишем ответ. Когда кто-то выкладывает в интернете нашу фотографию, мы отправляемся смотреть, как мы выглядим, и читать, что написал о нас ее автор. Когда мы говорим с коллегой или любимым человеком, то автоматически фокусируемся на том, чтобы сформулировать умный ответ в голове до того, как собеседник завершит мысль. (Дать собеседнику возможность закончить предложение, прежде чем начать свой ответ, — одно из самых недооцененных умений на свете.)

Вот простое упражнение, которое займет 30 секунд. Дайте честный ответ на вопрос: как часто вы выбираете, на чем стоит сосредоточиться в течение дня? Другими словами, сколько (примерно) своего времени вы тратите намеренно и целенаправленно, заранее решая, что именно хотите делать и когда?

Большинству людей трудно дается ответ на эти вопросы. Мы очень заняты и в лучшем случае лишь иногда принимаем решение сознательно сосредоточиться на чем-то — когда понимаем, что замечтались среди белого дня, занимались прокрастинацией, попали в ловушку, вновь и вновь переключаясь между одними и теми же приложениями в смартфоне или сайтами на мониторе ноутбука, или незаметно погрузились в свои мысли, присматривая за детьми.

Очнувшись, мы смотрим, чем стоило бы сейчас заняться, и делаем усилие, чтобы наши нейроны перестроились и мы смогли сосредоточиться на выбранном деле.

Хотя режим автопилота и помогает выдержать интенсивный темп работы и жизни, внимание — очень ограниченный ресурс. Чем лучше мы умеем целенаправленно управлять им, тем более сосредоточенными, продуктивными и творческими людьми становимся.

День в режиме автопилота

Внешняя среда, в которой мы живем и работаем, к сожалению, тоже претендует на наше внимание. Нас непрерывно бомбардируют обновления, оповещения, звуковые и прочие сигналы. Устойчивый поток помех не дает полностью погрузиться ни в одно дело — это неизбежно. Очередное важное письмо, которое приходит на наш электронный адрес, кажется нам таким же срочным, как и предыдущее.

Если вы все еще читаете эти строки, тогда, возможно, ваша способность к концентрации внимания выше, чем у среднестатистического человека. Чтобы читать книгу, внимания требуется немало, а поскольку оно становится редким и ценным ресурсом, все меньше людей могут посвятить себя чтению и не отвлекаться. Однако спросите себя: сколько внимания вы уделяете вот этому абзацу в данный момент? 100 %? 85 %? 50 %? Как концентрация внимания изменилась со временем, особенно после того, как вы сменили обстановку? Как часто ваш ум переходил от слов на странице к мыслям в голове, а глаза блуждали по бумаге, не фокусируясь на содержании, прежде чем вы ловили себя на этом и снова настраивались на чтение?[2] Даже у самых опытных и сосредоточенных читателей наступает момент, когда мысли разбредаются.

Проблемы с концентрацией внимания — дело обычное. Каждый день мы сталкиваемся с массой примеров, которые показывают, насколько слабо мы контролируем свое внимание в повседневной жизни:

• Наш мозг отказывается отключаться, когда мы ложимся в кровать. Хотя мы хотим спать (ведь утром нас ждут дела), мозг настаивает на том, чтобы снова пережить события дня.

• В самый неподходящий момент мозг подсовывает нам ужасно неловкие воспоминания. Откуда вообще берутся эти мысли?

• Пока мы моемся в душе и мысли текут свободно, нам приходят невероятные идеи и озарения, а вот когда они нужны больше всего, идеи нас не посещают.

• Мы вдруг понимаем, что забыли, зачем зашли на кухню или в спальню. Почему мы упускаем из виду изначальное намерение?

• Мы не можем сосредоточиться на чем-то по желанию — например, на составлении доклада, если сроки не поджимают. Или прокрастинируем и концентрируемся на непродуктивных вещах вместо того, чтобы тратить время с толком.

• Мы лежим в кровати, переключаясь по кругу между пятью надоевшими приложениями на смартфоне, снова и снова проверяя обновления, пока не пробудимся от транса. В подобный порочный круг можно попасть и в интернете — переключаясь между новостными сайтами, болтовней в мессенджерах и социальными сетями.

• Мы не способны перестать беспокоиться о некоторых вещах, пока они не разрешатся или не исчезнут без следа.

По мере того, как вы будете читать «Гиперфокус» и учиться целенаправленно концентрировать внимание, эти сбои станут все более и более объяснимыми — вы даже научитесь их предупреждать.

Четыре типа задач

Управление вниманием во многих отношениях похоже на выбор сериала для просмотра на Netflix. Заходя на этот сервис, вы попадаете на домашнюю страницу, где представлены лишь несколько из множества доступных сериалов. Она похожа на сказочную развилку дорог — только вместо трех путей выбирать нужно из тысяч. Одни сделают вас счастливыми, другие приведут к бездумным развлечениям, а третьи научат чему-то полезному.

Решить, куда направить внимание, — значит тоже оказаться на таком распутье. Разные дороги ведут к многочисленным целям, на которых можно сосредоточиться. Прямо сейчас вы поглощены этой книгой. Но если оторвете глаза от бумажной страницы или электронной книги, то вы увидите много вариантов, и некоторые из них значимее и продуктивнее остальных. Сосредоточиться на этой книге, возможно, продуктивнее, чем сосредоточиться на смартфоне, стене или фоновой музыке. Когда вы вместе с другом завтракаете в кафе, то получите больше удовольствия, уделяя все внимание ему, а не экрану телевизора в кафе, на котором показывают футбольный матч.

Если расширить границы восприятия до всех объектов внешней среды, на которых можно сосредоточить внимание, вариантов получится невероятно много. И это даже без учета фактов, идей и воспоминаний в вашей собственной голове.

Отсюда и берет начало проблема управления вниманием в режиме автопилота. Самые срочные и стимулирующие вещи редко являются одновременно самыми важными. Вот почему крайне необходимо отключить режим автопилота. Направить внимание на самый важный объект по вашему выбору и держать его в фокусе — вот какое решение принесет больше всего ценных результатов в течение дня. Мы — то, на что направлено наше внимание.

Чтобы разобраться во всех вещах, которые претендуют на наше внимание, полезно поделить их на категории. Я буду описывать, как концентрация внимания соотносится с работой, но эти правила в той же мере применимы к вашей домашней жизни, и мы рассмотрим это в других разделах книги.

Чтобы разделить вещи, на которых нам нужно концентрироваться, на категории, необходимо ориентироваться на два основных критерия: продуктивна ли задача (то есть многого ли вы достигнете, выполнив ее) и привлекательна ли она (ею интересно заниматься) или нет (она скучная, трудная, угнетающая и т. п.).

Я довольно часто буду отсылать вас к этой таблице, поэтому давайте быстро рассмотрим все четыре категории задач.

Необходимая деятельность включает непривлекательные, но продуктивные задачи. В этот сектор попадают встречи рабочей группы и телефонные разговоры о квартальном бюджете. Обычно, чтобы выполнить такого рода задачи, приходится себя заставлять.

Малозначимая деятельность включает задачи одновременно непродуктивные и непривлекательные — например, перекладывание бумаг на столе или файлов в папки в компьютере. Обычно мы не делаем это, если только не пытаемся отложить другие занятия или не сопротивляемся работе, которая является необходимой или целенаправленной. Тратя время на малозначимые действия, мы остаемся занятыми, но эта занятость — активная форма лени, которая не ведет ни к каким результатам.

Отвлекающая деятельность включает стимулирующие и непродуктивные задачи и с точки зрения продуктивности представляет собой настоящую черную дыру. К этой категории относятся активность в соцсетях, в большинстве мессенджеров и на новостных сайтах, болтовня с коллегами у офисного кулера и все другие занятия, которые отвлекают нас от дела, почти не принося результатов. Правда, порой они приносят нам удовольствие, но лучше заниматься ими понемногу. Чем лучше вы распределяете внимание, тем меньше времени проводите в этом секторе.

Оставшийся квадрат таблицы — целенаправленная деятельность, золотая жила продуктивности. Это задачи, ради которых мы пришли в этот мир, в которые мы максимально погружаемся и которые дают самую большую отдачу. К этой категории относится очень мало занятий — у большинства людей, которые мне встречались, находилось не больше трех или максимум четырех. Обычно, чтобы хорошо делать работу в этой категории, требуется немало умственных усилий. Но с задачами этого типа мы часто справляемся лучше, чем другие. Целенаправленной деятельностью актера, вероятно, будут репетиции и исполнение ролей. У финансового консультанта к целенаправленной деятельности могут относиться инвестирование, встречи с клиентами и изучение трендов в отрасли. Важнейшими задачами исследователя могут быть подготовка и проведение экспериментов, а также подача заявок на финансирование. Мои важнейшие задачи — писать книги, читать исследования в поисках новых идей и выступать с лекциями. В личной жизни вы можете, например, проводить время с детьми, заниматься подработкой или быть волонтером в местной благотворительной организации.

Высокопродуктивный человек сосредоточится только на двух секторах таблицы сверху. Однако, если бы все было так просто, вам бы не понадобилась эта книга. Как вы, несомненно, знаете по собственному опыту, удерживаться в границах необходимой и целенаправленной работы гораздо легче в теории, чем на практике. Каждый день за наше внимание соревнуются задачи из всех четырех секторов. Работа в режиме автопилота означает, что мы скорее становимся жертвами неважных и отвлекающих дел, а необходимыми и целенаправленными занимаемся только, когда приближается дедлайн.

Применяя выводы исследований, о которых идет речь в этой книге, к собственной жизни, я заметил кое-что интересное: со временем я стал все меньше времени проводить в режиме автопилота и все больше концентрироваться на целенаправленных и необходимых действиях. Думаю, что когда вы начнете сознательно управлять вниманием, то отметите такой же эффект.

Предлагаю вам способ моментально повысить продуктивность. Распределите свои рабочие дела по четырем категориям из таблицы. Это простое действие ясно покажет, что на самом деле важно в вашей работе. Поскольку я буду часто возвращаться к этим категориям, полезно соотнести с ними ваши задачи.

Глава 2. Границы вашего внимания

Границы внимания

Внимание — самый важный инструмент, который имеется у нас для того, чтобы жить полноценной жизнью и завершать начатые дела. Но способность концентрироваться ограничена в двух отношениях.

Во-первых, число дел, на которых мы способны сосредоточиться, конечно. И оно меньше, чем кажется. В противном случае мы делали бы гораздо больше дел одновременно: например, запоминали бы номер телефона, играя на пианино, беседуя с двумя людьми и отвечая на электронное письмо. В реальности мы можем сочетать максимум два таких занятия.

Каждую секунду окружающая среда направляет нам непрерывный поток информации. Подумайте, сколько образов, звуков и прочих данных поступают в ваш мозг прямо сейчас, и поймете, что существует масса объектов, на которых можно было бы сосредоточиться. Тимоти Уилсон, преподаватель психологии в Виргинском университете, считает, что наш мозг каждую секунду получает 11 миллионов бит информации в виде сенсорных ощущений{4}.

А сколько из этих 11 миллионов бит может осознанно обработать наш мозг? Всего 40. Не 40 тысяч, а просто 40.

Когда мы выбираем, на чем сосредоточиться, мы, образно говоря, отпиваем по глоточку из струи, бьющей из пожарного гидранта. К примеру, беседа занимает большую часть нашего внимания, поэтому мы не можем вести две беседы одновременно. По мнению известного психолога Михая Чиксентмихайи, на то, чтобы разобрать разговор (просто его понять), требуется более половины нашего внимания{5}. Мы ведь не только истолковываем слова человека — нам еще нужно догадаться, что стоит за ними. Когда вы общаетесь, остается бесконечное количество вопросов, на которые можно потратить оставшиеся биты: рабочие дела на завтра, непроизвольные мысли в голове, лампа за вашей собеседницей, тембр ее голоса, то, что вы сами хотите сказать, — но лучше всего использовать эти биты, чтобы извлечь смысл из услышанного.

Во-вторых, наше внимание ограничено тем, что, сосредоточившись, мы можем удерживать в краткосрочной памяти только небольшой объем информации. Способность временно хранить информацию в голове — практически суперсила, и она помогает нам думать о том, что мы делаем, пока мы это делаем, а это может быть связано с решением задач (например, выполняя арифметические действия, нужно держать в уме числа) или планированием будущего (например, последовательность упражнений в спортзале). Без этого временного блокнота в голове мы бы реагировали на происходящее вокруг бездумно.

Однако, когда необходимо удержать информацию в краткосрочной памяти, волшебное число, на которое способен наш мозг, сокращается с 40 до четырех. Попытайтесь запомнить следующий список имен и затем записать их:

• Ардин

• Рик

• Райан

• Люсинда

• Луиза

• Мартин

• Келси

• Синиша

• Дуайт

• Брайс

Если людей просят написать запомнившиеся имена, некоторые могут воспроизвести только три, тогда как другим удается вспомнить пять, шесть или даже семь. Однако в среднем люди вспоминают четыре{6}.

Идею группирования данных можно использовать для практических повседневных задач. Сегодня утром я слушал аудиокнигу и покупал продукты в магазине, а это не так-то просто делать одновременно. Мне нужно было купить сельдерей, хумус и крекеры. Войдя в магазин, я представил себе треугольник с вершинами в тех местах, где можно взять эти продукты. Вместо того, чтобы пытаться отдельно запомнить список покупок, я прошел по треугольнику. Если бы я представил себе ужин из тех же трех составляющих, это подействовало бы так же и, возможно, было бы даже проще.

В этом контексте число четыре применимо и к уникальным «группам» данных. Если вы сможете объединить имена в такие группы — например, представить несколько друзей, у которых такие же имена, как в списке, — то сможете обработать их лучше и запомнить больше. Я, например, могу запомнить все десять имен, и в памяти еще останется место. И дело не в том, что я какой-то супергений, — для этого списка я взял имена десяти человек, которым написал больше всего электронных писем на этой неделе. Это позволило без усилий сгруппировать их, чтобы лучше запомнить.

Наша жизнь обычно структурируется вокруг того факта, что в оперативной памяти можно удерживать максимум семь уникальных единиц информации. Мы организуем информацию в уме в упорядоченные группы, и достаточно посмотреть вокруг, чтобы в этом убедиться. Начните с числа два — в популярной культуре бесконечно много примеров, которые показывают, что пара — это сила. Мы с легкостью можем удерживать в уме две вещи одновременно, и не случайно двухчастные комбинации встречаются повсеместно — достаточно вспомнить неразлучные парочки вроде Бэтмена и Робина, Винни-Пуха и Пятачка. Число три тоже хорошо укладывается в пространство внимания: мы награждаем олимпийцев тремя медалями и с детства знаем такие истории, как «Три медведя» и «Три поросенка». Список можно продолжить: мы делим истории на три части (начало, середину и конец) и используем поговорки вроде «Бог троицу любит», «Согнуться в три погибели», «Наврать с три короба». Также мы группируем идеи по четыре (четыре сезона), пять (пять олимпийских колец), шесть (шесть граней игрального кубика) и семь (дни недели, смертные грехи и чудеса света). Большинство телефонных номеров тоже укладываются в лимит внимания: цифры в них группируют, чтобы из трех и еще четырех получился полный номер, который легко удерживать в голове при наборе. Чтобы найти распространенные примеры групп, в которых больше семи составляющих, нужно копать глубже.

Познакомьтесь с пространством внимания

«Пространство внимания» — это термин, который я использую, чтобы описать объем умственных возможностей, позволяющих сосредоточиться на каких-то объектах и обрабатывать их в данный момент. Пространство внимания — то, что мы осознаем в любую отдельную секунду, блокнот нашего мозга, который мы используем, чтобы временно хранить информацию, пока она обрабатывается. Пространство внимания позволяет удерживать информацию, совершать с нею действия, обрабатывать и объединять — одновременно и по ходу дела. Когда мы выбираем, на что нужно обратить внимание, эта информация заполняет краткосрочную память, и пространство внимания гарантирует, что с ней можно работать. Концентрация и пространство внимания, вместе взятые, определяют наш осознанный опыт{7}. Если бы ваш мозг был компьютером, то пространство внимания было бы оперативной памятью. (Строго говоря, исследователи называют это пространство рабочей памятью, а его объем — объемом рабочей памяти[3].)

В этой книге мы будем рассматривать пространство внимания довольно подробно. Поскольку оно очень невелико и может одновременно удерживать лишь несколько объектов, нам необходимо научиться им управлять. Даже когда мы грезим и не можем сосредоточиться ни на чем конкретном, пространство внимания заполняется. Когда мы сосредоточены на беседе, она полностью занимает пространство внимания. Если мы смотрим видео и одновременно готовим обед, то втискиваем обе задачи в пространство внимания. Когда пытаемся вспомнить какой-то факт (например, день рождения друга или название песни), обращаясь к долгосрочной памяти, эта информация загружается в пространство внимания на то время, пока она нам нужна{8}.

В этом пространстве содержится все, что вы осознаёте, — это весь ваш осознаваемый мир.

Мне кажется, чтение — и исследования того, как оно заполняет пространство внимания, — особенно интересная тема. Если вы действительно обращаете внимание на слова на странице, то у вас почти не остается свободного пространства внимания для других задач. Нельзя одновременно вести машину и писать СМС — и точно так же нельзя читать и писать их одновременно. В обеих ситуациях эти задачи требуют сосредоточенности и не могут свободно поместиться в пространство внимания. В лучшем случае во время чтения можно выпить чашку кофе, и то нельзя исключить вероятность того, что вы слишком погрузитесь в текст и или кофе остынет, или вы прольете его на книгу — то есть сочетать два дела все равно не получится.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Комментарии

3

Wendy Wood, Jeffrey Quinn, and Deborah Kashy, “Habits in Everyday Life: Thought, Emotion, and Action,” Journal of Personality and Social Psychology 83, no. 6 (2002): 1281–97.

4

Timothy Wilson, Strangers to Ourselves: Discovering the Adaptive Unconscious (Cambridge, MA: Belknap Press, 2004).

5

TED, “Mihaly Csikszentmihalyi: Flow, the Secret to Happiness,” YouTube, October 24, 2008, www.youtube.com/watch?v=fXIeFJCqsPs.

6

Nelson Cowan, “The Magical Mystery Four: How Is Working Memory Capacity Limited, and Why?” Current Directions in Psychological Science 19, no. 1 (2010): 51–57; Edward K. Vogel and Steven J. Luck, “The Capacity of Visual Working Memory for Features and Conjunctions,” Nature 390, no. 6657 (1997): 279–81; Nelson Cowan, “The Magical Number 4 in Short-term Memory: A Reconsideration of Mental Storage Capacity,” Behavioral and Brain Sciences 24, no. 1 (2001): 87–114.

7

Giorgio Marchetti, “Attention and Working Memory: Two Basic Mechanisms for Constructing Temporal Experiences,” Frontiers in Psychology 5 (2014): 880.

8

Klaus Oberauer, “Design for a Working Memory,” Psychology of Learning and Motivation 51 (2009): 45–100.

Сноски

2

Интересно, что, по данным исследований, наши глаза медленнее сканируют страницу, когда мысли где-то блуждают, — глаза и мозг работают в тесном союзе. Осознанно относясь к ситуациям, когда глаза начинают медлить, вы легче справитесь с разбредающимися мыслями. Дальнейший технический прогресс может привести к тому, что планшеты и электронные книги будут раньше нас самих замечать, что мы отвлеклись*.

* Erik D. Reichle, Andrew E. Reineberg, and Jonathan W. Schooler, “Eye Movements During Mindless Reading,” Psychological Science 21, no. 9 (2010): 1300–1310.

3

Компьютер или телефон, у которого больше оперативной памяти, работает быстрее, потому что удерживает больше информации. Однако большой объем памяти быстрее разряжает батарею, особенно у телефона. Именно по этой причине компания Apple решилa не добавлять оперативной памяти в iPhone. Требуется много энергии, поскольку оперативная память компьютера работает всегда и информация проходит через нее постоянно. Возможно, наше пространство внимания ограниченно по той же причине. Есть мнение, что, если бы оно расширилось в результате эволюции, это дорого обошлось бы с биологической точки зрения: мозгу пришлось бы стать гораздо активнее и потреблять гораздо больше энергии, чтобы поддерживать доступ ко всей информации одновременно. Кроме того, в последние 2,5 миллиона лет наши задачи и близко не были такими сложными, как сейчас. Мозг и так потребляет достаточно энергии. Составляя всего 2–3 % массы тела, он сжигает 20 % потребляемых калорий. Тот факт, что мощности мозга ограниченны, позволяет сохранять энергию, а это может повысить шансы на выживание*.

* Ferris Jabr, “Does Thinking Really Hard Burn More Calories?” Scientific American, July 2012; Cowan, “Magical Mystery Four.”

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я