Криминология

Коллектив авторов, 2014

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Криминология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

3. Задачи и система криминологии

1

Задачи науки определяются собственной логикой ее развития. Основными задачами криминологии являются:

♦ выявление механизма совершения конкретного преступления;

♦ изучение личности преступника;

♦ классификация видов преступных проявлений;

♦ классификация типов личности преступника;

♦ изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на уровень, состояние, динамику и структуру преступности;

♦ социально-криминальное исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;

♦ определение основных направлений и мер предупреждения преступности.

2

Общими задачами криминологии являются:

• аналитическая, к которой относятся исследование преступности, личности преступника, жертв преступления, причин и условий преступности, системы и эффективности предупреждения преступности; их состояние в целом и по категориям преступлений либо по особенностям контингента преступников;

• прогностическая, т. е. раскрытие обоснованных предположений о возможном развитии криминологических явлений;

• практическая, т. е. внедрение криминологических рекомендаций в законотворческую и правоприменительную практику;

• экспериментальная, т. е. проверка проектов нормативных актов на предмет их криминологической обоснованности и последствий в изменении преступности;

• международная, т. е. изучение и использование международного опыта по выработке и осуществлению на практике системы эффективных мер предупреждения преступности.

3

Задачами предупреждения отдельных видов преступлений являются:

• интенсификация предупреждения насильственной и вооруженной преступности;

• сокращение организованной преступности;

• подконтрольность экономической преступности и коррупции;

• снижение темпов роста преступности несовершеннолетних;

• предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

4

Можно также выделить четыре группы задач:

1) познавательные, которые изучают закономерности существования и движения преступности, особенности личности преступника и механизмов совершения преступлений различного вида, стратегию борьбы с преступностью с учетом тех социальных изменений, которые происходят в мире;

2) прогностические, которые обязаны предвидеть и предсказать развитие событий. Речь идет о вероятном прогнозе, при котором намечаются основные тенденции того или иного явления;

3) рекомендательные, т. е. рекомендации криминологов для государственных и общественных организаций;

4) просветительные, т. е. просвещение населения. Необходимо донести людям основные криминологические сведения, научить активнее бороться с преступными действиями и избегать того, чтобы оказаться жертвой преступника.

5

Система криминологии состоит:

♦ из Общей части, в которой рассматриваются общие криминологические понятия (история развития криминологии, предмет, метод, цели, задачи, функции, личность преступника, механизм преступного поведения, преступность, ее предупреждение, прогнозирование и планирование);

♦ Особенной части, в которой дается криминологическая характеристика отдельных видов преступлений по их содержанию или особенностям преступников.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я