Новый Этнос

Костя Перельман, 2019

Книга про то, как группе людей самоорганизоваться в устойчивую сетевую общность. С помощью различных современных технологий (в первую очередь информационных) – повышается эффективность данной сети. В совокупности, такая общность является фактически Новым Этносом со своим отличительным внутренним устройством и средой обитания (информационной и социальной). Реализация проекта осуществляется на основе самоорганизации и инициативы большинства участников. Целью этноса является повышение качества жизни его участников.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новый Этнос предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сеть сообществ

Что такое сообщество в Новом Этносе

Ограничение численности сообщества в 100-150 человек обусловлено числом Данбара. Данное число определяет максимальное количество устойчивых социальных связей, которые может поддерживать индивидуум. Среднее количество друзей у пользователей социальных сетей также составляет порядка 100-150 человек. Сообщество же, в котором количество участников существенно меньше 100 будет малоэффективным ввиду небольшого объёма ресурсов, которым располагает такая группа людей

Деятельность сообщества поддерживается за счёт самофинансирования. Размер ежемесячного взноса составляет порядка 10% от средней зарплаты участников. Более мелкий размер взносов не позволит сообществу содержать помещение, оплачивать работу администратора и покрывать прочие текущие расходы.

Каждый представитель этноса может состоять только в одном сообществе. Вступать сразу в несколько сообществ просто нецелесообразно. Также как снимать сразу две квартиры или покупать абонементы в два спортзала. Большинство сервисов, которые предоставляют сообщества в сети, примерно одинаковые. Кроме того, удерживать в голове 200-300 человек практически невозможно.

Самоорганизация внутри сообщества

Несмотря на то, что у сообщества есть администратор, который является основным человеком, кто развивает сообщество — не стоит полностью полагаться только на его инициативу. В развитии сообщества также должны принимать участие и рядовые члены. Администратор, в основном, занимается решением задач, связанных с оперативной деятельностью сообщества. Должность администратора похожа на должность исполнительного директора в акционерном обществе. Такой директор занимается оперативным управлением, но он не может принимать решения по фундаментальным вопросам, касающимся устройства компании. Для этого необходимо собрание акционеров.

Высокий уровень самоорганизации в сообществе означает, что основная часть мероприятий организуется рядовыми участниками. Если мероприятие сложное в организации или часто проводимое, то его целесообразно проводить администратору вместе с другими сотрудникам, получающими зарплату. Большинство же мероприятий сообщества не столь сложны в организации. К ним можно отнести выезд на пикник, страйкбол, аренду коттеджа на выходные и т. д. То есть те мероприятия, которые люди зачастую организуют сами без привлечения сторонних специалистов. Если участник сообщества по выходным дням организует 1-2 несложных мероприятий в год, то это интересный досуг, а не работа. При еженедельной организации 2-3 событий, либо более сложных мероприятиях такая деятельность уже превращается в работу, которую выполняет администратор.

Для повышения эффективности сообщества, в нём следует выделять специализации участников. Каждому члену сообщества целесообразно заниматься той деятельностью, которая ему интересная и хорошо получается. Специализация участников не является чем-то жёстко прописанным на уровне должностей. Это скорее формы рейтинга, начисляемого за каждый вид деятельности полезный для сообщества и участник может развивать свои навыки в одной или нескольких специализациях.

Примеры специализации участников:

Организатор мероприятий;

Рекрутер (находит и привлекает новых участников);

Кооператор;

Создатель Gethering Place (вносит предложения и помогает в улучшении помещения);

Поисковик и отборщик контента (книг, фильмов, интересных людей);

Лектор. Проводит различные лекции в помещении сообщества.

Участники с разными специализациями ищут ответы на разные вопросы. Организаторы — как интересно организовать досуг? Кооператоры — как и на чём можно сэкономить или приобрести вскладчину? Рекрутеры — где найти полезных сообществу людей и как их привлечь. Концентрируясь на одном вопросе можно получать лучший результат, чем при решении разнотипных задач. Мозговые штурмы, года все сообща ищут ответы на все вопросы — зачастую плохо работают. Такая коллективная мыслидеятельность чаще всего просто модное развлечение. Без специализации невозможна синергия! Рост эффективности от совместной деятельность происходит только тогда, когда внутри группы есть специализации. Быть средним во всём — не эффективно, нужно быть способным в чём-то одном. Например, уметь организовывать мероприятия и при этом можно вообще не понимать, как привлекать в сообщество участников или улучшать помещение сообщества.

Приходя в сообщество, не следует вести себя как потребитель, который посетил кафе или клуб. Сообщество — это не частное заведение, в котором владелец что-то вам должен продать. Присоединяясь к сообществу важно понимать, что оно в основном держится на таких же рядовых участниках, как и вы. И если вам что-то не нравится в устройстве, то предлагайте решения.

Удовлетворение потребностей участников

Сообщество создаётся, в первую очередь, для повышения качества жизни рядовых членов. Для этого сообщество много внимания уделяет выявлению и удовлетворению потребностей участников. При этом потребности удовлетворяются не на уровне отдельного участника, а системно на уровне всей группы. Например, если многие участники любят играть в настольные игры, то для этого в Gathering Place создаются соответствующие условия.

Участники"отдают на аутсорс"(частично или полностью) сообществу ряд задач, которые они решают в своей жизни: организация досуга, воспитание детей, налаживание деловых связей (нетворкинг), обеспечение семьи качественной едой и т. д. Можно конечно самостоятельно решать все подобные задачи. Но тогда уровень таких решений будет намного ниже.

Чтобы добиться в чём-либо существенных результатов, у человека не должно быть отвлекающих факторов. Например, в СССР учёный мог заниматься только наукой и не думать о материальных проблемах. Всё брало на себя государство. В современном мире слишком много проблем и вопросов, которые необходимо решать рядовому потребителю, чтобы не стать жертвой маркетинговых, юридических и политических уловок. Внимание распыляется. Если пытаться вникнуть во всё, то не будет времени на профессиональный рост. Специалисту необходимо концентрировать своё внимание на деле, а остальные бытовые проблемы должна брать на себя система сообществ.

Масштаб решаемых потребностей зависит от уровня развития сообщества. И на первом этапе это может быть простая организация досуга — выезд на природу, спортивные мероприятия, разговорный клуб. Со временем, сложность и масштаб проектов будут расти до уровня крупных инвестиционных проектов, таких как строительство многоэтажного жилого дома или покупка небольшого производственного предприятия.

Сообщество как отдельный субъект

Сообществу стоит мыслить, как мелкому государству. Как"мыслит"государство при взаимодействии с внешним миром? У государства одна цель: выжить и усилить своё влияние. Всё остальное второстепенно."Сделать мир лучше" — для государства звучит совершенно нелепо. То, что усиливает страну, допустимо — война, пропаганда, шпионаж и т. д. Так же и сообщество, если оно желает выжить, должно думать о своей выгоде и сохранении своей целостности. Создать устойчивое сообщество — не простая задача. Поэтому не стоит разбрасываться ресурсами ради улучшения окружающего мира.

Сообщество многогранно и охватывает многие аспекты жизни человека. Сообщество — это сервис, инструмент самоорганизации, среда общения и формирования культуры, элемент децентрализованной сети, площадка для социальных инициатив. Сообщество — системообразующий элемент Нового Этноса и оно также сложно, как и другие системные вещи — Бизнес, Семья, Наука. И эти понятия нельзя полностью раскрыть даже в серии из десятка книг. Понимание всех процессов, происходящих в сообществе можно получить только через практическую деятельность. Поэтому в данной книге рассмотрены лишь основные элементы сообществ.

Быть частью сообщества естественная потребность для Homo sapiens’а. На протяжении существенной части жизни человек является частью разных видов групп. Начиная с групп в детском саду и заканчивая рабочими коллективами. Но у таких групп есть несколько минусов. Во-первых, человек чаще всего не выбирает тот коллектив(группу) в котором ему предстоит учиться или работать. Во-вторых, такие группы в основном охватывают только один из аспектов жизни человека — работа или учёба. Хотя бывает, что в коммерческих компаниях предусмотрена корпоративная культура, которая охватывает не связанную с работой часть жизни сотрудников. Но такая часть культуры относительно небольшая и, в конечном счёте, направлена на повышение эффективности и лояльности сотрудников, а не на решение их потребностей.

В Новом Этносе большая часть жизни проходит в рамках социальных группы существенно отличающихся от описанных выше (учебных, рабочих). Такие группы (сообщества) создаются самими людьми и формируют для участников наиболее комфортное и полезное окружение. Также сообщества решают на порядок больше жизненных задач чем учебные и рабочие группы.

Сообщество является промежуточным организационным звеном между семьёй и системой управления (самоорганизации) этноса. В развитых государственных системах такого звена нет, и в результате образуется пропасть между отдельным человеком и государственным аппаратом управления. Там, где нет государства, либо его роль невелика, естественным образом возникают различные формы сообществ — племена, семейные тейпы, кланы. В Новом Этносе сообщества являются осовремененным аналогом племен, адаптированным к проживанию в мегаполисах.

Привлечение участников и создание сообщества

Создать описываемые в книге сообщества только на основе существующих социальных связей — невозможно. Также как невозможно построить бизнес, привлекая специалистов только среди своих друзей. Доля людей, которые подходят для Нового Этноса и конкретного сообщества, а также захотят быть его частью, составляет не более 1-2%. И если вы начнёте привлекать участников из числа знакомых людей, то найдётся лишь 1-2 подходящих человека. Даже если все участники начнут привлекать своих знакомых, то получится разношёрстная публика незнакомых людей, ничем не отличающаяся от случайной выборки. Поэтому сообщество создаётся из участников, до этого не знакомых между собой, но желающих стать частью Нового Этноса. Объединять должен в первую очередь общий менталитет, а не личные связи.

В каждом отдельном сообществе целесообразно создать ряд требований, которым должен удовлетворять человек, чтобы присоединиться. Без фильтра сообщество будет малоэффективным и может достаточно быстро распасться. Чем жёстче фильтры, тем сильнее сообщество. Но слишком жесткий фильтр может привести к ситуации, при которой будет сложно набрать достаточное количество участников. У некоторых сообществ процесс вступления, по сложности, может быть аналогичен получению вида на жительство при эмиграции. Состоять из тестирования, ряда собеседований и предоставления справок.

Создание и развитие сообщества является длительным процессом. Нельзя создать сообщество за несколько месяцев. Для этого требуется существенно больше времени. Аналогично бизнесу в конкурентной среде, где период развития, до получения первых результатов может занимать 2-3 года. Поэтому нужно быть готовым к такому длительному периоду развития. Группа людей не может начать доверять друг-другу и слаженно функционировать через пару месяцев после возникновения. Для этого требуется длительный период совместной деятельности и проработки правил поведения.

Gathering Place

Gathering Place — место, где участники сообщества регулярно проводят время. По формату помещение похоже на антикафе или культурно–досуговый центр.

В помещении не продаётся еда и алкоголь, которые являются основой прибыльности подавляющей части коммерческих заведений. Gathering place некоммерческое заведение, которое содержится на взносы участников сообщества. Сделать коммерчески окупаемым заведение такого формата — невозможно. И это доказывает повсеместное банкротство заведений данного типа (антикафе).

В создании gathering place должны принимать участие большинство членов сообщества. Основная деятельность, связанная с арендой и ремонтом помещения — выполняется администратором. А остальные члены сообщества вносят предложения по улучшению созданного gathering place, и помогают в реализации этих предложений. Если помещение чем-то не устаивает сообщество, то в первую очередь рядовые участники, а не администратор, виноваты в этом, и должны искать пути исправления ситуации.

Оперативное функционирование gathering place поддерживается администратором сообщества и наёмным персоналом. Но также, стоит предусмотреть периодическое дежурство рядовых участников сообщества. Такое дежурство может быть не частым, например, один раз в 2 месяца. Смысл его заключается не в экономии на персонале, а в обучающем процессе для дежурного. Польза от дежурного как от сотрудника будет небольшая, потому что основную часть времени придётся тратить на обучение. Смысл такого дежурства в том, что каждый участник сообщества смотрит на то, как устроено gathering place по ту сторону"прилавка", что очень полезно. Во-первых, он может вносить более конструктивные предложения по улучшению работы заведения. Во-вторых, у него усиливается сопричастность к процессу создания помещения и чувства, что это в том числе и его заведение, а не чье-то полукоммерческое кафе.

Создание gathering place является отличным инструментом"тимбилдинга"в сообществе. Совместная детальность, направленная на практический результат, а не игры на природе, по-настоящему формируют сообщество способное к самоорганизации. Gathering place является первым совместным проектом участников сообщества, который включает в себя поиск решений, компромиссы, конфликты и т. д. Открытие своего заведения — первый экзамен для сообщества. Сможет ли оно совместными усилиями реализовать небольшой проект?

Для полноценной самоорганизации вся финансовая отчётность, связанная с поддержанием функционирования помещения — должна быть доступна любому члену сообщества в полном объёме и понятном виде. Сколько потрачено на зарплаты сотрудников, какова арендная ставка на помещение, и на что расходуются свободные средства сообщества. Подобная отчётность соответствует принципу открытости (описанному в следующих главах), которая присуща Новому Этносу и способствует росту доверия.

Gathering place для человека является третьим местом (остальные два — дом и работа) и продолжением его личного пространства. "Третье место — это якорь в жизни общества, который способствует и содействует творческому взаимодействию людей.. Третьим же местам чаще отводится развлекательная, рекреационная роль. Тем не менее, Ольденбург считает, что"третьи места"выполняют важные социальные, экономические и политические функции… Третьи места нельзя назвать модными. В основном они выглядят просто и невзрачно. Домашний уют и скромность — то, что отличает третье место. Видимость, окружающая посетителей, не должна затмевать их личности. Благодаря тому, что в третьем месте отсутствуют пафос и претенциозность, люди не начинают себя контролировать, чувствуют себя свободно и раскрепощено… По атмосфере и степени психологического комфорта третье место похоже на первое — дом. Оно предоставляет посетителям близкое по духу окружение, проводя время здесь человек обретает душевное спокойствие.." (Википедия)

Помещение сообщества выполняет сразу несколько задач. Помимо рекреационных функций, оно также является, например, пунктом выдачи заказов для коллективных покупок и других форм кооперации. Также gathering place может дополняться другими смежными помещениями — почасовой детский сад, центр проката вещей из коллективной собственности, хостел для представителей этноса из других городов, конференц-зал и т. д.

Некоммерческая сущность помещения не исключает наличия в нём платных дополнительных товаров и услуг. Например, можно продавать кофе по себестоимости. Если в обычных кафе оно имеет наценку в 300%, то в gathering place его цена будет соответственно в 4 раза ниже рыночной, но без лишних дизайнерских изысков.

В стоимости ремонта и оформления общественных помещений существенная доля затрат времени и денег приходится на разработку дизайна и поиск качественной, но недорогой мебели. Поэтому целесообразно не разрабатывать каждому сообществу свой дизайн, а копировать решения друг у друга. Создавать оригинальный дизайн помещения имеет смысл только для коммерческих заведений, которым необходимо выделяться и дистанцироваться от конкурентов. У сообществ же нет такой задачи, скорее наоборот — схожий стиль оформления помещений, помимо экономии создаёт у сообществ чувство общности. Подобно единой корпоративной одежде у сотрудников крупных компаний. Такой единый стиль оформления помещений со временем может трансформироваться в современный"этнический"стиль. Единый стиль оформления также позволяет сообществам совместно закупать мебель и оборудование. А при существенных объёмах — наладить собственное, либо контрактное производство.

Функционал помещения определяется потребностями сообщества и традициями, принятыми в Новом Этносе. Традиционными элементами могут являться:

Библиотека, включающая в себя небольшой набор из 100-200 книг. При этом, книги в библиотеку подбираются не случайным образом, а из"классики Нового Этноса". Такая библиотека полезных книг снижает необходимость в домашних книжных полках;

Проектор, для проведения научно-популярных лекций.

Помимо традиционных элементов помещение включает различные элементы, стимулирующие коммуникации (настольные игры, кинозал) и соответствующие текущим потребностям сообщества (английский разговорный клуб).

При создании gathering place на разных стадиях и в разных ситуациях могут использоваться различные формы собственности. Помещение может быть, как в коллективной собственности, так и в аренде. Часть имущества, используемого в помещении, целесообразно оставить в частной собственности администратора. Это касается, например, настольных игр, мебели, книг. Держать их на балансе коллективной собственности в большинстве случаев нецелесообразно. Потому что участники периодически могут менять место жительства и сообщество. И при выходе участника из сообщества будет сложно оценить текущую стоимость мелкого имущества для выплаты его доли. Кроме того, в пересчёте на одного участника стоимость мебели и книг будет настолько маленькой, что просто нецелесообразно вести её учёт.

Gathering place также, как и съёмная квартира — не обязательно должно располагаться длительное время в одном помещении. При появлении более выгодных предложений по аренде или при росте сообщества, gathering place целесообразно переместить в новое место. В собственности сообщества при этом может находиться только мебель и прочие вещи, которые можно легко перевезти на новое место. При таком подходе gathering place — это сообщество плюс мебель, которая чаще всего принадлежит администратору. На этапе формирования сообщества достаточно купить стол, шкаф, пару диванов и снять небольшое помещение в 20-30 квадратов. А с ростом числа участников увеличивать площадь помещения.

Gathering place которое создается и поддерживается участниками, является “лицом” сообщества. Уровень ремонта и отлаженности работы заведения очень сильно характеризует сообщество. Если в помещении плохой ремонт и всё организовано крайне небрежно и не продумано — то это значит что уровень самоорганизации в сообществе крайне низок, значимость сообщества для каждого участника невелика и многие живут по принципу “моя хата с краю” практически не уделяя внимания общественному пространству. Подобная ситуация крайне распространена в российском обществе, когда у человека в личной квартире может быть идеальный ремонт (которым он может похвалиться перед гостями), но общественные пространства (начиная с подъезда) находятся в плачевном состоянии. Противоположная ситуация в странах с высоким уровнем организации общества. Например, в Японии на улицах города всегда чисто, а в общественных местах всё аккуратно организованно. Но при этом дома у японцев зачастую полный бардак и минимум ремонта. То есть для них более важен порядок в общественном пространстве, а дома они отдыхают от необходимости поддержания порядка. Насколько деятельность и интересы участников сообщества направлены за пределы их личной бетонной коробочки — представители других сообществ могут оценить на днях открытых дверей. В такие дни Gathering place становится открытым для посетителей из других сообществ этноса.

Сообщество как элемент децентрализованной системы

Для этноса, не имеющего своего государства, критически важно наличие эффективной системы самоорганизации и самоуправления. Такой системой в Новом Этносе является сеть сообществ. Описанное ранее сообщество является отдельной организационной единицей. Но для высокой эффективности сообществу необходимо быть частью крупной системы. Сетевые организации практически всегда эффективнее отдельно взятых небольших компаний. Сеть даёт возможности обмениваться опытом и аккумулировать средства на разработку технологий и сервисов, повышающих эффективность каждой отдельной организации.

Группы сообществ

Первым уровнем объединения сообществ являются группы сообществ, состоящие из 8-15 сообществ. Во главе каждой группы находится администратор, который также, как и администраторы отдельных сообществ, занимается координацией деятельности. Численность в 8-15 сообществ обусловлена максимальным размером эффективной рабочей группы. Примерно такое количество людей может сесть за один стол и конструктивно обсуждать вопросы, связанные с текущей деятельностью.

В группе сообществ желательно наличие объединяющего фактора. Весь Новый Этнос объединяет общий менталитет, сеть сообществ и информационная среда. Отдельные группы в этносе может объединять место проживания, уровень дохода, требования к участникам и одинаковые внутренние правила, принятые в сообществах. Подобные объединяющие факторы и небольшой размер группы позволяет администраторам более эффективно и оперативно обмениваться опытом и кооперироваться. Если же сообщества, входящие в группу, например, имеют разные внутренние правила, то им будет сложно взаимодействовать между собой.

В группе сообществ, состоящих из 1000-1500 участников, могут организовываться более масштабные проекты и мероприятия. Если в отдельном сообществе, например, организуются выезды на пикники, то на уровне группы уже можно организовывать небольшие фестивали. Многие проекты, связанные с кооперацией, могут быть нерентабельны на уровне отдельного сообщества, но осуществимы на уровне группы. При осуществлении закупок для 1000 человек, можно требовать более выгодные условия, нежели при закупках для 100 участников.

Если у каждого сообщества есть gathering place по формату похожее на антикафе, то на уровне группы сообществ появляется административный офис. Помещение группы нужно не только для проведения совещаний администраторов, но и для организации мероприятий для рядовых участников. Для этих целей стоит предусмотреть конференц-зал и прочие полезные помещения.

Группы сообществ объединяясь формируют различные виды организационных структур более высокого уровня. Типы таких объединений зависят от размера города, в котором находятся сообщества, разнообразия форм внутреннего устройства сообществ, текущих задач этноса и прочих факторов. Для небольшого города, например, следующей организационной ступенью будет городское объединение групп сообществ.

Объединяясь для решения практических задач на всё более высоком организационном уровне (сообщество — > группа — > городское объединение — > и т. д.) Новый Этнос формирует глобальную сеть сообществ, выходящую за границы государств. Всю сеть объединяет общий менталитет, традиции (методология взаимодействий) и информационная среда (семантический веб). Без данных объединяющих факторов невозможна постройка такой сети ввиду возникновения большого количества противоречии и сложностей в коммуникациях.

Сетевая структура

Объединение сообществ Нового Этноса представляет собой многоранговую сеть, узлом которой являются отдельные сообщества. Такая многоранговая самоорганизующаяся сеть более эффективна, по сравнению с одноранговыми, которым является, например, Биткоин. Одноранговые децентрализованные системы создаются из-за невозможности создать другие типы сетей на базе атомизированного общества. Новый Этнос же является не атомизированным, а структурированным обществом. Поэтому в нём возможна реализация проектов и децентрализованных информационных систем недоступных другому обществу.

Узлом такой сети управляет администратор. Специализируясь на данном типе деятельности, он может создавать более эффективный узел системы, чем обычный рядовой участник. Наличие профессиональных администраторов узлов позволяет создавать более сложные узлы сети. В случае, когда сеть одноранговая, сложность узла ограничена навыками рядового пользователя, что очень сильно снижает эффективность сети.

На базе сообществ можно строить децентрализованные информационные системы. Где узлами будут не пользователи, а сообщества. А это значит, что узел — это не иногда включающийся компьютер, а постоянно включенный сервер с большим объёмом диска, высокой производительностью и широким каналом доступа в сеть.

Наличие сообществ, которые являются одновременно узлами в онлайн среде и узлами децентрализованной организации в офлайне, позволяет обучать рядовых пользователей взаимодействию с информационной средой Нового Этноса. Благодаря обучению рядовых пользователей можно создавать более сложные и эффективные децентрализованные информационные системы, которые невозможно создать на базе случайной выборки пользователей интернета. Из-за отсутствия подобных обучающих процессов, весь современный интернет имеет достаточно примитивный функционал с интуитивными интерфейсами. Такая информационная среда не может решать каких-либо сложных социально-экономических задач, кроме развлечения и примитивной организации толпы. Организовать обучающие программы можно лишь на базе сети сообществ Нового Этноса. Коммерческие организации и государства не только не способны организовать такое обучение, но и не заинтересованы в нём. Подобный образовательный процесс не даёт никакой выгоды централизованным структурам, а только подрывает их устойчивость. Умение пользоваться сложными децентрализованными системами — одно из отличительных качеств представителей Нового Этноса.

Возникновение и деление сообществ

У Нового Этноса нет правителя, государства либо регистрационного центра. По своей сути он децентрализован. В такой ситуации возникает вопрос — как определить какое сообщество можно причислять к Новому Этносу, а какое нет? Прозрачный фактор принадлежности важен для информационной системы этноса, где необходимы конкретные цифры. В такой ситуации целесообразнее использовать принцип признания. Сообщество считается частью Нового Этноса, если оно признано другими сообществами. Аналогичный принцип признания у государств. Чтобы группа людей, контролирующих территорию, могла спокойно эксплуатировать население и ресурсы, она должна быть признана как государство со стороны других таких же групп.

Принцип признания сообществ означает, что во многих случаях сообщество не будет признано на 100% на уровне всего Нового Этноса. Только на уровне группы — все сообщества, которые в неё входят, признаются другими участниками. В семантической сети Нового Этноса сообщество также может получить признание, если делает вклад в развитие этноса. Например, регулярно жертвует средства в проекты по развитию этноса. Таким образом, отсеиваются мёртвые сообщества.

С ростом сообщества его численность может превысить 150 человек. После чего оно делится на два сообщества. В таком случае, рост численности Нового Этноса идёт не только за счёт возникновения новых сообществ, но и в результате роста и деления существующих. Деление может произойти и в других ситуациях. Например, внутри сообщества выделилась группа из 30-40 человек, состоящая из наиболее активных и лояльных членов. Такая группа может создать другое сообщество с более высокими требованиями к участникам, оставив пассивный балласт в старом сообществе.

Выгонять из сообщества стоит только в крайних случаях, за существенные нарушения. Если человек недостаточно подходит по своим качествам, то изгнание его из одного сообщества создаст для него проблему при вступлении в другое. Вместо чистки в некоторых случая лучше сделать деление сообщества, когда нежелательных элементов накопиться достаточно много. С большой долей вероятности новое отделившееся сообщество будет более качественным, и произойдет своего рода «Level Up». Другие участники просто останутся на старом уровне, и могут принимать новых членов на освободившиеся места.

Неравенство сообществ

Различные сообщества в Новом Этносе имеют различный уровень признания и престижности. Чем более способным является человек, и чем больше он прилагает усилий, тем в лучшее сообщество он может попасть. И наоборот, человек, который постоянно ищет халявы, будет попадать в сообщество таких же халявщиков. Ранжирование сообществ способствует усилению фильтров на вступление, что усиливает и сами сообщества.

Принципы структурирования, сегрегации и сортировки — являются важным принципом Нового Этноса наравне с принципами приземлённости, системности и открытости (прозрачности) данных. И эти принципы следует внедрять, начиная со школьной скамьи, создавая раздельные классы по полу и уровню успеваемости.

Общество равных людей — это утопия. Ещё никто не смог создать бесклассовое общество. Эффективной может быть только система, в которой присутствует структурирование и ранжирование. В противном случае создаётся свалка, в которой всё перемешано. Подобно интернету, в котором каждый имеет одинаковое право на публикацию своих мыслей или отдельным сайтам без ранжирования статей.

Престижность сообщества передаётся каждому из его членов. Отношение к представителю Нового Этноса во многом зависит от того, в каком сообществе он состоит. Членство в сообществе теоретически может передаваться по наследству, но это будет не очень хорошим решением. Наличие родителей — членов сообщества может быть лишь одним из положительных факторов при вступлении.

Кооперация и конкуренция

В сети сообществ существует несколько факторов, которые способствуют преобладанию кооперации а не конкуренции между отдельными сообществами:

Естественное ограничение численности (100-150 человек) не позволяет отдельному сообществу безразмерно расти, и вбирать в себя всех представителей Нового Этноса. Администратору нет смысла активно «хантить» участников из других сообществ. Чаще наоборот — ему выгоднее помогать другим администраторам увеличить численность их сообществ до необходимых ста участников. Ведь чем больше в городе таких сообществ, тем сильнее и эффективнее вся сеть.

Общий менталитет и общие цели сообществ (создание и развитие Нового Этноса) мотивируют к обмену опытом и взаимопомощи. У каждого участника, будь то администратор либо рядовой представитель этноса — естественным образом возникает стремление сделать Новый Этнос сильнее и эффективнее, так как это улучшить его жизнь. В таких условиях кооперация сообществ более способствует повышению уровня жизни каждого представителя этноса, нежели конкуренция между сообществами.

Несмотря на естественные предпосылки к кооперации, между сообществами всё же не исключён и определённый уровень конкуренции. Например, сообщества могут конкурировать за отдельных представителей этноса. Если человек очень полезен, то его будут приглашать в десятки различных сообществ.

В итоге такая комбинация кооперации и конкуренции способствует более эффективному развитию системы. Кооперация позволяет объединять усилия и ресурсы, а конкуренция требует от сообществ (и администраторов) постоянно развиваться.

Самофинансирование

Для эффективного функционирования сети сообществ и этноса в целом, необходимо финансирование. У Нового Этноса нет заинтересованных в его создании структур. Изначально он создаётся, чтобы быть полезным рядовым представителям этноса. Поэтому единственным источником финансирования является самофинансирование со стороны рядовых участников.

Без финансирования система этноса будет не просто малоэффективной, а может и вовсе не сформироваться. Деньги являются важным элементом, поддерживающим систему этноса. В любой социально-экономической структуре (религия, государство) всегда присутствует поток финансов, поддерживающий функционирование системы. Классическая величина такого финансирования составляет 10% от доходов участников. Примерно такой суммы достаточно для содержания помещения, оплаты работы администратора сообщества и финансирования других организационных уровней. Величина в 10% от доходов не означаете, что разные участники платят разную сумму. Десять процентов — это примерная величина одинаковой для всех суммы ежемесячного взноса. И эта сумма приблизительно равна одной десятой от среднего дохода участников сообщества.

Когда человек платит сам, а не через другие формы финансирования сообщества — это показатель его способности к самоорганизации. Другие формы финансирования — это, в основном, продажа чего-либо в сообществе (книги, тренинги, свечки и т. д.). В такой модели сообщество не будет самоорганизованно. Вместо этого владелец сообщества через продажи станет заставлять/принуждать/стимулировать участников платить. Поэтому готовность к самофинансированию — важный фильтр для участников, который не только отсеивает лишних людей, но и стимулирует к активному участию в жизни сообщества (яж заплатил!).

Новому Этносу стоит максимально избегать халявы. Потому что халява — это неучтённые перераспределения ценностей, закрытость и непрозрачность. Что противоречит принципам открытости, прозрачности и системности Нового Этноса. Приземлённость также противоречит халяве, так как в мире не бывает вечных двигателей и ресурсы не возникают из неоткуда. Поэтому платить за всё — это хорошая традиция, приучающая к бережливости, ответственности и порядку.

Оплата работы администратора

«Народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую». Тоже самое можно сказать в отношении управленческих кадров. Если этнос не готов финансировать свои организационные структуры, то он будет финансировать структуры других народов, среди которых он проживает.

От работы администраторов сообществ очень сильно зависит жизнь всего этноса. Задачи, которые решает администратор, намного шире задачи имама, попа или раввина. В отличие от представителей религиозных конфессий, администратор активно участвует в формировании экономической составляющей этноса. Поэтому, если его труд будет не достаточно хорошо оплачиваться, возникнет желание использовать своё положение для личной финансовой выгоды. И на должность администратора в основном начнут претендовать люди, которые способны «заработать» на должности и без заработной платы.

Оплачивая работу администратора, рядовые участники имеют полное право относиться к нему как к наёмному персоналу — требовать отчётности и выполнения установленных правил, регламентирующих его деятельность. Без оплаты труда, многие администраторы будут утопическими идеалистами, которые вместо решения практических задач сообщества, большую часть времени станут болтать о своих мечтах про совершенный мир. Ежедневно бесплатно работать по 4-8 часов на благо сообщества может только фанатичный энтузиаст. Запала такого энтузиаста хватит на очень небольшой период времени. И только стабильная заработная плата может мотивировать администратора развивать сообщество на протяжении десятилетий.

Уровни финансирования

Сообщество, входящее в группу, платит десятину также как и рядовые участники внутри сообществ. То есть каждое сообщество вносит 10% от своего бюджета в бюджет группы. Последующие организационные уровни также финансируются из расчёта 10% от бюджетов участников.

На разных уровнях собранные деньги расходуются на разные нужды. На уровне отдельного сообщества это в основном текущие расходы, связанные с заработной платой и арендой помещения. На более высоких уровнях собранные средства расходуются на повышение эффективности всей системы этноса — разработка методик и технологий, организация общественных внутриэтнических мероприятий, скупка информации и «мозгов» у внешнего мира и т. д.

Десятина — инвестиция в социальный капитал

Десятину можно рассматривать как форму инвестиций в социальный капитал. Есть несколько наиболее эффективных форм инвестиции. И к ним не относятся недвижимость или акции крупных компаний. Самые лучшие формы инвестиций для человека, это вложения в знания (оплата обучения), здоровье (оплата спортзала) и социальные связи. Главный минус таких форм инвестиций — существенное ограничение максимальной суммы, которую можно эффективно в них вложить. Нельзя, например, заплатив в пять раз больше за спортзал, получить в пять раз больше здоровья. Или оплатить обучение сразу на пяти кафедрах одного университета и загрузить в голову знания из разных сфер деятельности. Плюсом же таких инвестиций является то, что помимо своей эффективности, такие накопления невозможно отобрать. Никто не в состоянии вынуть из вашей головы знания и положить в свою голову. Аналогичная ситуация с социальным капиталом. Такой капитал является эффективной формой инвестиции ресурсов и его почти невозможно отобрать. Но, к сожалению, эффективно инвестировать в него можно не более 10% от доходов.

Социальный капитал, «заработанный» в рамках Нового Этноса, легко перемещается между государствами, ввиду особенностей нового этноса. И связи, сформированные в России, могут пригодиться при эмиграции не меньше, чем знание языка. Сохранять и передавать социальный капитал внутри этноса помогает социальный семантический веб, в котором в структурированном виде сохраняется информация о жизнедеятельности и социальных связях представителей этноса.

Деньги важны, но любой уровень потребления приедается, становиться привычкой и уже не делает человека счастливым. Уменьшение уровня потребления на 10% почти не повлияет на уровень жизни. Но зато это позволит улучшить социальную составляющую, которую не купишь за деньги. Кроме того, снижение уровня потребления на 10% стимулирует человека более эффективно работать и больше зарабатывать.

Администратор сообщества

У каждого сообщества есть администратор. Не лидер, не глава, не духовный наставник, а именно администратор с соответствующими функциями и полномочиями.

В своей профессиональной деятельности администратор совмещает достаточно обширный ряд специализаций:

Community Manager. Администратор стимулирует формирование и развитие сообщества как группы людей. Для этого ему необходимо разбираться в современных методологиях Community Development’a разработанных как вне Нового Этноса, так и внутри него.

Администратор узла информационной сети. Для поддержания децентрализованной информационной системы Нового Этноса необходимо, чтобы администраторы достаточно хорошо разбирались в используемых в ней технологиях. Иначе им будет очень сложно поддерживать стабильную работу узлов сети.

Администратор Gathering Place. По выполняемым задачам данный род деятельности близок к управляющему антикафе. Часть данных задач целесообразно делегировать другим наёмным сотрудникам.

Представитель интересов сообщества. Администратор отстаивает интересы сообщества на собраниях более высоких организационных уровней (группы сообществ).

Администратор — наёмный сотрудник

Часто можно услышать, что чиновники это «слуги народа». Но что бы слуги хорошо работали, ими необходимо уметь хорошо управлять. Для этого можно брать инструменты менеджмента и применять их в отношениях между рядовыми участниками и администратором. Вот несколько примеров таких инструментов:

Правильно измерять KPI. «Управлять можно только тем, что можно измерить». А это значит, что администратор должен регулярно предоставлять полную отчётность по своей деятельности, на основе которой можно вычислить необходимые показатели эффективности. А участники сообщества в свою очередь, должны уметь читать такие отчёты и анализировать их. Желательно, чтобы отчёты имели стандартный для всего этноса и пригодный для машинной обработки формат данных.

Мотивировать. Как через денежную мотивацию — стабильная и высокая заработная плата. Так и через не денежную — престижность профессии, похвала за его труды, награды и т. д.

Обучать. Для администраторов необходимо создавать образовательные курсы. Школы по обучению администраторов требуют длительного периода формирования, и должны являться частью этнической традиции. При открытости данных и понятных KPI можно измерять эффективность инвестиций в обучение администратора. Достаточно лишь посмотреть на изменение показателей эффективности работы до обучения и после.

Постановка целей. Администратору надо дать точно понять, что от него ожидает большинство участников сообщества. Для этого необходимо помогать ему выявлять потребности участников, а также озвучивать идеи по их удовлетворению. Не стоит превращаться в немых потребителей, которые ждут, пока маркетологи выявят их потребности. При наличии несложной информационной системы и анкетирования, выявление потребностей не столь сложная задача, если рядовые участники будут активно принимать в этом участие. А не поступать как многие люди, за которыми надо подолгу ходить и упрашивать уделить пять минут для заполнения несложной анкеты.

Влияние администратора на сообщество

Многие мелкие решения, касающиеся текущих рутинных задач сообщества, администратор чаще всего принимает самостоятельно. Потому что просто нецелесообразно выносить на общее обсуждение каждый мелкий вопрос. Если посмотреть на это с точки зрения менеджмента, то попытка все решения принимать коллегиально всеми участниками будет аналогично ситуации, когда генеральный директор принимает все мелкие решения за каждого наёмного сотрудника (в нашем случае в роли наёмного сотрудника выступает администратор, которому делегировали полномочия). Подобная ситуация невозможна, так как количество принимаемых человеком решений в единицу времени очень ограничено. И все участники сообщества не могут ежедневно принимать решения касающиеся жизни сообщества. В результате возникает ситуация, при которой администратор, в любом случае, имеет некоторый уровень влияния на сообщество.

Но этот уровень влияния очень сильно зависит от поведения рядовых участников. Если они не интересуются жизнью сообщества, и не готовы принимать ключевые важные решения, касающиеся устройства сообщества, то ими будет руководить и вести в нужном направлении единоличный владелец/лидер сообщества. Чтобы этого не произошло, в этносе необходимо развивать традицию самоорганизации, и навыки, которые позволят снизить уровень влияния администратора.

Повлиять на власть уровня мера города или президента практически невозможно, если вы отдельный индивид. А повлиять на деятельность администратора сообщества может практически любой участник. И в такой ситуации уже невозможно будет отрицать, что «Каждый народ заслуживает то правительство, которое имеет»…

Помимо принимаемых решений, администратор во многом влияет и на отбор людей в сообщество. Несмотря на формальные требования к участникам, окончательное решение о приёме в сообщество чаще всего принимает администратор. А на это решение во многом влияет личное отношение к соискателю. В результате выборка людей в сообществе очень сильно зависит от типа личности администратора.

Социальные связи между администратором и каждым участником сообщества должны быть одинаковыми. То есть не должно возникать ситуации, когда у администратора есть 10 друзей и 40 просто участников. Такая ситуация"скукоживает"сообщество. Лучше, когда администратор относится ко всем участникам относительно формально, тогда уровень социальных связей с каждым участником будет примерно одинаков.

Администраторы — бюрократический слой Нового Этноса

В коммунизме были «строители коммунизма» в капитализме основой системы являются предприниматели. В Новом Этносе данную роль выполняют администраторы сообществ.

Быть администратором сообщества интересное и перспективное занятие по сравнению, например, с частным бизнесом. Предпринимательство в современном глобальном гиперконкурентом мире становится всё менее выгодным и менее перспективным видом деятельности. Подавляющее большинство тех, кто решил ввязаться в гиперконкурентную борьбу за клиентов, терпят поражение и остаются ни с чем. В отличие от предпринимательства, администрирование сообществ — более стабильный и не менее интересный род деятельности. Администратор — это нечто среднее между предпринимателем и менеджером гос. корпорации.

Администратор сообщества системообразующий элемент и через него проходит существенная часть экономической и социальной жизни Нового Этноса. Что делает его во многом похожим на бизнесменов, от которых зависит современная мировая экономика.

Администратор — это не только навыки, необходимые для выполнения возложенных обязанностей, но и социальные связи, формирующиеся в рамках сети сообществ. Связи с такими же администраторами возникают на регулярных собраниях групп сообществ, являющихся первой ступенью системы управления. А социальные связи и доверие внутри отдельного администрируемого сообщества, формируются в ходе решения потребностей рядовых участников. Чем больше администратор реализовал полезных проектов, и чем сильнее развил сообщество — тем выше уровень доверия к нему.

Администраторы, будучи объединенными в сеть, представляют из себя не ряд разрозненных пассионариев, а единый социальный слой, имеющий существенное влияние как на Новый Этнос, так и на экономику стран, в которых этнос присутствует. Данные особенности администраторов (доступ к информации, навыки, социальный капитал) делают их фактически бюрократией Нового Этноса — слоем общества, от которого во многом зависит жизнь этноса.

О лидерах и вождях

"Самые лучшие вожди те, существование

которых народ не замечает"

Лао Цзы

Чтобы выстроить устойчивую и эффективную систему Нового Этноса необходимо существенно снизить роль лидеров и вождей, способствующих как социальной, так и экономической централизации.

Более демократичные и самоорганизованные общества не имеют ярко выраженных лидеров. Там же, где общество более рабское — возникают яркие заметные вожди. Если сравнивать, например, Европу и Россию, то в европейских странах, как правило, нет одного ярко выраженного лидера. В России же наоборот народ привык искать и любить одного сильного правителя. И такое стремление к одному сверхвождю — особенность менталитета большей части народа, а не навязываемой пропагандой идеологии. И стремление это начинается с повседневного бытового уровня, когда люди, не способные к самоорганизации, все решения и организационную работу перекладывают на начальника, лидера, вождя. Поэтому начинать необходимо с простых вещей — снизить влияние харизматичных лидеров на уровне отдельных сообществ.

Желание найти вождя проистекает, в том числе, из желания упростить мир или хотя бы своё видение относительно его устройства. Ведь намного проще ориентироваться в мире, жизнь которого определяет десяток известных людей, и куда сложнее в этносе, жизнь которого зависит от тысяч разных людей, а также от сложных социальных и экономических систем. Поэтому представителям этноса без сильных вождей важно бороться с желанием упрощать мир.

О харизме

Судьба этноса во многом зависит от типа людей, к которым прислушиваются его представители. Если этнос любит харизматичных сильных ораторов, то он постоянно будет управляем либо внутренним диктатором, либо внешними идеологами.

Умение массово и системно слушать нехаризматичных умных людей может дать этносу существенные конкурентные преимущества. Подобно бизнесам, владельцы которых слушают опытных специалистов, а не харизматичных красиво говорящих консультантов. Во втором случае фирма из-за большого количества неверных популистских решений — очень быстро обанкротится. Для владельцев успешных крупных компаний — не слушать красиво одетых консультантов с подвешенным языком является чем-то из разряда очевидных вещей, не выполнение которых приведёт к краху компании.

Первое время следует из принципа не слушать харизматичных ораторов, и не доверять слишком красиво оформленным публикациям и отчётам. Слушать следует преимущественно невзрачных но умных людей а читать только сухие отчёты. Конечно, это намного сложнее и требует напряжённой мозговой деятельности. Но ведь любое улучшение в жизни невозможно без приложения усилий.

"Ежели хочешь иметь рабов — пой хорошие песни". Культуры, основанные на красивых словах, которые хотят услышать люди — культуры рабов. Для непритязательной публики форма имеет такое же значение как и содержание. Древние дикари прислушивались к шаманам, умеющим себя ярко преподнести. Нынешние аборигены прислушиваются к шоуменам, артистам, политикам и другим формам современных «шаманов», которые умеют заводить публику. Форма дикарей изменилась, а суть осталась та же.

Интернет дал каждому возможность доносить информацию, а не только телеведущим и журналистам. Но данная возможность всё же имеет некоторые ограничения. Не важно где, в интернете или на телевидении люди слушают в основном харизматичных людей, либо тех, что умеет красиво говорить о чём угодно, и не столь важно насколько ценную информацию они доносят. При такой ситуации происходит существенное ограничение источников полезных данных и возможностей донести людям важную информацию. Наверное, поэтому в книгах чаще можно найти более полезную информацию, нежели в СМИ или интернете. Умение красиво выступать не стоит культивировать в сообществах. Достаточно чтобы форма изложения была понятной и более-менее комфортной для восприятия. В некоторых этнических культурах (китайской, например) принято прислушиваться к более сдержанным и менее красноречивым людям.

Источник информации, к которому прислушиваются представители Нового Этноса, может иметь очень средний уровень способностей к выступлениям. Но что такое средний уровень — понять для многих сложно, так как средним воспринимается уровень выступления в разной степени публичных людей (преподаватели, блоггеры, организаторы конференций и т. д.) уровень навыков которых сложно назвать средним. Чтобы понять, что такое"средний уровень"и насколько косноязычны большинство умных людей — необходимо, чтобы хотя бы раз в 1-2 года публично выступал, либо делал видеозапись каждый участник сообщества.

Вожди Нового Этноса — это книги, слабо привязанные к автору и не имеющие особого эмоционального окраса. Только читая книгу можно спокойно и рассудительно разобрать излагаемую информацию. Нельзя используя только книги создать управляемую толпу."…всякое выдающееся движение на этой земле обязано своим взлётом выдающимся ораторам, а вовсе не выдающимся писателям"писал Адольф Гитлер, человек хорошо понимающий, как создавать управляемую толпу, покорно выполняющую волю вождя.

О лидерстве

В современном обществе очень популярно понятие"лидер". Возникла масса школ лидеров, книг про лидерство, компании ищут лидеров и т. д. Лидерство подразумевает наличие человека, который ведёт других. Новый Этнос же относится к своим участникам не как к стаду баранов, которых необходимо вести. Поэтому в нём не занимаются лидерством и поиском лидеров. Вместо этого осуществляется администрирование, координация деятельности, обучение, консультирование и прочие вещи, которые помогают людям самостоятельно кооперироваться. Такая форма общественного устройства подойдёт далеко не каждому, потому что она требует от участника высокого уровня самостоятельности и осознанности. Лидерство подразумевает, что весь процесс развития лидер взваливает на себя и все решения принимает сам, вместо того, чтобы опираться на самоорганизацию и инициативность группы. Лидерство свойственно обществу индивидуалистов, не способных к самоорганизации.

Конечно, без инициативных людей не будет и развития. Только уровень инициативности должен быть равномерно распределён внутри каждого сообщества. Не должны возникать лидеры, которые гиперактивностью подавляют инициативность окружающих людей. Подобных людей, создающих кипишь заметно активнее других, стоит постепенно вымывать из сообщества.

Гиперактивность и желание доминировать зачастую проявляется в форме, называемой"душа компании", которая является зародышем будущей диктатуры. Сперва такая"душа"становится центром неформальной группы, потом директором небольшого предприятия, а затем главой крупных организации или целого народа. И во многом такой карьерный рост базируется не на профессиональных управленческий навыках, а на умении манипулировать группами людей. Дабы такого не возникало, не стоит даже начинать растить"маленьких фюреров"изначально являющихся милыми и симпатичными душами компаний. Формируемые ими социальные группы — первая ступень к централизации коммуникаций. Потому что граф тех социальный связи, которые формируются при таком общении, будет иметь вид звезды, где в центре находится"душа компании"а горизонтальные связи при этом очень слабые. Даже если проводимое собрание подразумевает наличие ведущего, такой ведущий должен стараться говорить как можно меньше. Его задача поддерживать правильный формат мероприятия с минимумом воздействия на присутствующих, а не являться его активным участником.

Евангелисты

В классических религиях евангелистами называют проповедников и авторов книг, являющихся важной частью религиозного учения. В современном мире понятие евангелист распространилось также и на крупные компании. Евангелисты, работающие на корпорации, являются носителями корпоративной идеологии, и занимаются её распространением как внутри компании, так и среди потребителей производимых продуктов. Наиболее распространены IT-евангелисты. Они продвигают на рынок не столько сам продукт, сколько его идею, формируя преданных сторонников среди аудитории потенциальных клиентов. Как правило, такие специалисты увлечены той технологией, которую продвигают. Помимо внешнего продвижения, важна и внутрикорпоративная деятельность евангелистов, позволяющая сформировать у тысяч работников единый взгляд на создаваемый ими продукт.

Роль евангелистов в Новом Этносе аналогична деятельности IT-евангелистов в крупных компаниях. Они занимаются проработкой внутренней культуры этноса и её внедрением через семинары, книги, ведение блогов, создание технических стандартов. Евангелисты не принимают такого активного участия в оперативной деятельности, которая свойственна администраторам сообществ. В отличии от последних, евангелисты больше теоретики, нежели практики.

Большие общности людей не способны сами создать эффективную модель этноса. Им всегда нужен внешний фактор, либо евангелист, который самостоятельно продумает детали этноса. Коллективный мозговой штурм в такой ситуации не работает. Если собрать вместе несколько десятков человек и постараться совместными усилиями придумать новую форму этноса или отдельного сообщества, то не получится ничего кроме набора популистских слабо взаимосвязанных решений. Чтобы придумать новый эффективный элемент социально экономической системы Нового Этноса, необходимо достаточно много времени и внимания уделить данному вопросу. И это не могут сделать неограниченное число участников, жизнь которых занята большим количеством текущих задач.

Книги, написанные двумя авторами — крайне редкое явление. А книг, которые бы написали 3-4 автора, практически не существует, разве что энциклопедии и прочие сборники, состоящие из набора независимых статей.

Евангелисты и разделение власти

Администраторы сообществ, будучи объединенными в сеть, оказывают существенное влияние на этнос. И если в культуре этноса и его традициях не будет элементов, позволяющих снизить влияние администраторов, то это может привести к постепенному переходу от самоорганизованной децентрализованной системы к этносу с прослойкой устоявшейся «аристократии», которая полностью определяет жизнь этноса.

Евангелисты позволяют снизить влияние администраторов, и повысить активность рядовых участников в жизнедеятельности как отдельных сообществ так и этноса в целом.

Если задачу формирования культуры и традиций этноса, которые стоят перед евангелистами отдать администраторам, то она будет формироваться полостью в их интересах. Создание традиций (задача евангелистов) можно рассматривать как законодательную ветвь власти, а управление сообществами (задача администраторов) как исполнительную. И для сохранения высокого уровня самоорганизации эти две ветви власти должны быть независимы.

Евангелист смотрит на этнос в целом, и в своей деятельности отстаивает интересы как администраторов, так и рядовых членов сообществ. Он заинтересован в развитии всего этноса, а не отдельного его слоя. Евангелисты — единственные, кто может обучать участников сообществ правильному управлению администраторами (наёмными сотрудниками). Никто другой, и в первую очередь сами администраторы, не могут, и не заинтересованы в таком виде обучения.

Финансирование евангелистов

Жители недоразвитых стран не ценят интеллектуальный труд. От этого они вынуждены импортировать технически сложные товары из заграницы. Если страна желает владеть современными технологиями, ей необходимо уважительно относиться к инженерам, и высоко оплачивать их труд. Аналогичная ситуация в области менталитета. Этнос, который не уважает, и финансово не поддерживает мыслителей, всегда будет пользоваться культурно-идеологическими продуктами других народов (религии, идеологии, философии и т. д.). Поэтому в Новом Этносе евангелисты должны иметь достаточно высокое и стабильное финансирование.

Чтобы евангелисты были независимы от администраторов — взносы на их поддержку должны идти от участников напрямую, а не через сообщества и администраторов. Если же финансирование будет осуществляться из бюджета сообществ, то фактически евангелисты будут получать «зарплату» из рук администраторов. Такие евангелисты не станут обучать рядовых участников правильному найму и управлению администраторами, а наоборот, будут учить администраторов правильному управлению этносом с извлечением максимальной личной выгоды.

Ежемесячные затраты на прямое финансирование евангелистов очень незначительны по сравнению с эффектом которые они могут дать. В пересчёте на одного человека достаточно суммы равной одному обеду в бюджетной столовой. Умножьте её на 2000 и получите средний доход евангелиста. Такой суммы вполне достаточно для мотивации почти любого образованного человека.

Евангелисты должны быть людьми состоятельными, и иметь стабильный доход на уровне владельца среднего бизнеса. Высокий доход позволит им быть независимыми от администраторов и действовать только в интересах рядовых участников. Низкий же уровень оплаты создаёт возможность подкупа евангелиста со стороны администраторов сообществ.

При выборе евангелиста, которому жертвовать, не стоит выбирать самого популярного, набравшего более 5.000 сторонников. Рост ежемесячного дохода выше 5.000 пожертвований — не сильно повысит личную мотивацию евангелиста. На определённом уровне дохода дальнейший рост объёма денежной мотиваций уже не играет сильной роли. Лучше отдать большую часть пожертвований менее популярному евангелисту. Такие инвестиции в мотивацию евангелистов будут более эффективными.

Многие видео блоггеры принимают пожертвование на развитие своих каналов. Но пожертвования эти анонимны, что не даёт возможность создавать базу реальных сторонников. Благодаря использованию открытых данных (подробнее читайте в следующих главах) в Новом Этносе информация о таких пожертвованиях является общедоступной. Основываясь на этих данных, можно формировать группы сторонников евангелиста. В таком случае сам евангелист может видеть — кто реальный сторонник и вступать с ними в диалог (отвечать на комментарии), а кто простой прохожий демагог, который никогда не будет сторонником, а пришёл просто поспорить или на халяву получить ответы на вопросы.

Прозрачные пожертвования также позволяют видеть реальный доход евангелиста, и за счёт кого обеспечен этот доход. Если доход мал, а евангелист активен и живёт в достатке длительное время — то велика вероятность что у него есть другие теневые спонсоры.

Помимо открытых данных широкое распространение получили анонимные платёжные системы. Наличие таких систем, создаёт возможность возникновения анонимных евангелистов подобных Satoshi Nakamoto. Подтвердить авторство публикуемых в сети материалов евангелист может с помощью технологий, подобных блокчейну. А принимать пожертвования через биткоин или другие платёжные системы с открытыми данными о транзакциях.

Без наличия анонимных платёжных систем невозможно возникновение анонимных евангелистов, так как пропадает всякая мотивация к созданию чего-либо. Очень наивно считать, что кто-то бесплатно будет думать о вашем будущем, и регулярно создавать полезные и глубоко продуманные материалы.

В анонимности евангелистов есть несколько плюсов. Во-первых, создаваемые ими идеи являются обезличенными. А на базе таких обезличенных текстов достаточно эффективно создаются культуры народов, что доказано на примере массы священных писаний, созданных как бы не человеком. Вот вторых, на такого евангелиста крайне сложно повлиять. Он имеет почти абсолютную защиту от, например, государственных структур. А это значит, что любой член этноса прозрачно видит истинную мотивацию евангелиста (деньги от представителей этноса + самореализация). Если евангелист публичен, то есть риск, что на него может выйти представитель власти и изменить его идеологическую линию в нужном направлении. Конечно, остаётся вероятность, что евангелист изначально действует в интересах сторонней организаций, но она существенно меньше чем риск быть подкупленным или принужденным к смене взглядов, уже будучи популярным. Что очень часто можно видеть среди интеллигенции.

Кооперация

Кооперация в Новом Этносе имеет достаточно широкий спектр применения — от коллективных закупок до создания международных отраслевых консорциумов на базе владельцев бизнеса, состоящих в этносе.

Осуществлять кооперацию намного проще на базе сети сообществ, имеющей организационную структуру и состоящую из людей с одинаковым менталитетом. Если людям комфортно общаться друг с другом, есть общее взаимопонимание и организационная структура (администраторы сообществ) то на порядок проще, например, купить вскладчину что-либо. Существование эффективной кооперации, особенно кредитной, возможно только на базе сообщества, в котором есть определённый уровень доверия. Как правило, это либо коммерческое предприятие с длинной историей, либо этническое сообщество.

Совместный досуг и потребление — это первое с чего стоит начать. Организовать совместный выезд на природу на прядки проще, чем создать совместный проект приносящий прибыль. Сообщество, группа сообществ и этнос в целом развиваются постепенно. И каждому этапу развития соответствует свой вид деятельности. Нельзя на ранних этапах браться за те задачи, которые под силу только сложившейся группе сообществ, также как нельзя подростка, не прошедшего образовательный путь сразу отправлять на работу и ставить сложные задачи.

Организация совместного досуга позволяет участникам будущего сообщества лучше узнать друг друга через, например, коллективные игры. Насколько человек умеет адекватно себя вести, как часто опаздывает, как реагирует на проигрыш и т. д. Первый год для сообщества — это «детство» на большую часть отстоящее из игр, которые помогают ему отладить внутренние коммуникационные процессы.

Качественный отдых также важен для продуктивной деятельности человека. А совместный отдых часто получается интереснее, дешевле и способствует формированию связей. Первое время, при отсутствии крупных расходов (на помещение, например) десятину можно тратить на подобный совместный отдых.

Среди предпринимателей популярно утверждение, что при создании бизнеса необходимо сначала научиться продавать (обеспечить сбыт) а уже потом переходить к производству. Также и Новому Этносу, для формирования внутренней экономики, следует начинать с организации коллективного потребления (сбыта) а не создания коллективных предприятий и бизнесов. Имея отлаженный, прозрачный, предсказуемый поток внутреннего потребительского спроса, на порядок проще создавать под него производства и открывать сервисные предприятия.

Вообще формирование сообщества вокруг совместного получения прибыли возможно преимущественно в сельских общинах, где сферой деятельности большей части людей является сельское хозяйство, в большинстве случаев не требующее многолетнего обучения. В городских же условиях членов отдельного сообщества может объединять в первую очередь совместный досуг, потребление, а также удовлетворение других человеческих потребностей. Совместное же получение прибыли в рамках отдельного сообщества чаще всего невозможно ввиду слишком разнообразных видов деятельности и различного уровня сложности городских профессий, которыми владеют участники сообщества. Тем не менее, профессиональная кооперация возможна на уровне группы сообществ. Для этого целесообразно создавать отдельные отраслевые тематические группы из участников различных сообществ. Подробнее о таких группах будет описано в главе посвящённой экономике (бизнесу) в Новом Этносе.

Различные формы кооперации

Некоторые формы заведений, мероприятий, совместного потребления и досуга невозможно либо очень сложно организовать как коммерческие ввиду крайне слабой эффективности их бизнес модели. Намного эффективнее создавать их как некоммерческие, кооперативные проекты в рамках отдельного сообщества или группы сообществ. Такими коммерчески неэффективными, но полезными для общества форматами являются: антикафе, коворкинг, таймшеринг и т. д.

Большинство антикафе закрываются через год своего существования. При отсутствии еды и алкоголя крайне сложно получать прибыль. Единственное, что может спасти такой формат — это активное участие рядовых посетителей в развитии антикафе. Но это возможно только при условии, что все посетители являются совладельцами заведения, а не простыми потребителями. Что превращает антикафе из бизнеса в кооперативный проект сообщества.

Коворкинг центры также закрываются, не просуществовав и года. С точки зрения потребителя, коворкинг как помещение не имеет смысла. Зачастую проще и дешевле снять свой небольшой офис. Бизнес формат слишком упрощает суть коворкинга. Коворкинг — это не просто офис, а в первую очередь группа профессионалов из одной сферы деятельности, работающие в одном помещении. И самое важное — это создать такие группы. А аренда помещения — это лишь небольшая и достаточно простая техническая часть коворкинга. Важно не помещение, а те люди, с которыми человек делит помещение и арендную плату. Коворкинг позволяет людям из одной сферы деятельности оперативно обмениваться полезными данными, и брать на совместное выполнение выгодные проекты.

Различные формы шаринга также более эффективно реализовывать на базе отдельных сообществ либо групп сообществ. Важный элемент коллективного потребления в том числе"шаринга" — это уровень культуры потребления участников и его рейтинг в системе коллективного пользования (насколько он бережный пользователь). Если отдавать машину в пользование неограниченному кругу лиц, то слишком велики риски что очередной потребитель окажется не добросовестным и сломает машину. В Японии, например, вход в бани разрешён только японцам. Потому что жители других стран (те же китайцы) просто не знают, как следует себя вести в таких банях, и от этого создают неудобства для посетителей-японцев.

Формы кооперации в сообществе могут иметь массу других различных вариаций. В том числе и таких, которые в принципе невозможно создать в формате коммерческих проектов. Такие формы кооперации позволяют решить различные потребности человека: воспитание детей, проверку и закуп продуктов, организацию туристических поездок, поиск полезных книг, налаживание профессиональных связей и т. д.

Внутри сообщества можно создавать много нематериальных ценностей. Для закрытия материальных потребностей человека, нужно не так много ресурсов. Существенно больше ресурсов может потребоваться для создания интересной насыщенной жизни, которая не всегда связана с материальным потреблением. Проведение мероприятий и интересный досуг в сообществе могут повысить уровень жизни не меньше чем качественные товары.

Экономия и накопление капитала

Кооперация позволяет участнику окупить существенную часть вносимой десятины. Если выявить товары с высокой наценкой, которые регулярно потребляют участники сообщества, то через регулярные оптовые коллективные закупки можно окупить заметную часть взносов. А чем меньше фактические затраты отдельного участника на членство в сообществе — тем оно для него выгоднее и в результате устойчивее само сообщество.

Также кооперация снижает потребность в кредитах. Кредиты подразумевают чаще всего покупку дорогих вещей в собственность. Прокат и совместная аренда снижают потребности в таких кредитах. И наоборот, предоставляют возможность для инвестиций в закуп вещей совместного пользования — от велосипеда до загородного дома.

Относительно распространённым в США форматом коллективных инвестиций в недвижимость является таймшер. Но данный формат крайне плохо работает, как коммерческий проект и фактически превратился в форму легального мошенничества. Почему так происходит? Одна из главных причин — это структура управления общей собственностью. При таймшеринге у здания есть несколько тысяч владельцев и небольшая группа управленцев. Каждый отдельный владелец слабо вовлечён в процесс контроля управляющей компании и чаще всего не имеет необходимых для этого знаний. В результате создаётся ситуация, при которой владельцы просто доверяют управляющим не в состоянии проверить их работу. А там, где есть ничем реально не обоснованное доверие — создаются огромные возможности для мошенничества.

В случае наличия сети сообществ и администраторов, с длительным периодом управления небольшой общественной собственностью, возможно создание подобных проектов с более эффективными и прозрачными формами управления.

Покупка информации

На самом высоком уровне кооперации (объединение всех сообществ Нового Этноса) целесообразна скупка информации и мозгов.

Информация на данный момент является недооценённым товаром. Потому что мало кто способен не только купить информацию, но и определить её ценность перед покупкой. А умение покупать недооценённые активы — очень ценное качество для этноса, дающее конкурентные преимущества.

Покупка информации очень сложная задача. С одной стороны, по-настоящему ценную информацию сложно продать (легко скопировать, сложно доказать ценность) с другой стороны информацию сложно покупать (невозможно изначально проверить ценность). Нередко бывает, что данные о локальном рыке умещающиеся на одной странице оказываются ценнее стопки отраслевых учебников и деловых изданий. Появление различных форм общедоступных складчин (где сотни людей совместно покупают одну копию инфопродутка) ещё больше убивает рынок ценной информации.

При наличие же крупной сети сообществ ценную информацию можно производить под заказ. То есть вместо организации складчин на уже готовые информационные товары — заказывать их у авторов для общего внутреннего использования, предварительно собрав достаточно большой объём средств от множества участников этноса.

Помимо покупки информации, можно заниматься скупкой авторов, которые могут генерировать полезную информацию. При скупке таких мозгов можно покупать"недооценённые активы". Это большое количество медийных людей, которые занимаются популяризацией науки, ведением блогов и т. д. Неся свет людям, они почти ничего не зарабатывают ввиду неформатности (заработать можно только на поверхностной болтовне и"джинсе"). Если им дать заказ в виде поиска решений задач Нового Этноса, то они за относительно небольшую плату будут работать на благо этноса. А внешнее общество наоборот, лишится источника ценной информации. Подобную схему повсеместно применяет государство. Часто можно заменить, как популярный умный человек меняет тип доносимой информации и начинает обсуждать откровенно проправительственные темы, уходя от важных для обычного человека научных и простых жизненных вопросов, он начинает обсуждать вопросы политики. Этнос может платить таким людям, чтобы они создавали как можно больше публикаций на тему"как сделать Новый Этнос сильнее и эффективнее?".

Использование информационных систем

Высокий уровень кооперации невозможен без грамотного использования информационных технологий. Современный интернет позволяет создавать такие сервисы как каршеринг и Airbnb (всемирный сервис посуточной сдачи своего жилья). В интернете сервисы кооперации рассчитаны на неопределённый круг лиц атомизированного общества. В Новом Этносе же такие сервисы ориентируются на сеть сообществ. А использование в системе администраторов может на порядок увеличить эффективность и разнообразие подобных сервисов.

В СССР начинали разработку информационной системы для централизованного управления распределением заказов и поставкой товаров. Аналогичную систему можно постепенно разрабатывать снизу. В ней единый координационный центр заменяется сетью центов управления (сообщества). Современное развитие информационных систем вполне позволяет это сделать. Система торрентов, блокчейн и т. д. являются наглядными примерами. Только в Новом Этносе узел сети — это сообщество, владеющее высокопроизводительным сервером и относительно квалифицированным администратором. А не рой пользователей без специальных знаний и оборудования.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новый Этнос предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я