Изучение курса «Концепции современного естествознания» способствует формированию у студентов научного мировоззрения, основы для понимания значительной части содержания технических, экономических и гуманитарных дисциплин. Изучение курса способствует формированию способности анализировать и применять, использовать естественно-научные знания в профессиональной деятельности специалиста. Естествознание исследует мир таким, какой он существует в своем естественном состоянии, не зависимом от сознания человека
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Концепции современного естествознания. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Лекция 2. Роль философии в становлении новой научной парадигмы
1. Фундаментальные философские проблемы. Проблема развития
Новая научная парадигма, свидетелями становления которой мы являемся, ставит вопрос о месте и роли философии в новых научных представлениях о действительности. Выдающийся физик и космолог современности С. Хокинг пишет о том, что современная физика дошла до того предела, когда чисто научными (физическими) методами невозможно решить существующие проблемы, поскольку эти методы перестают работать в предельных (сингулярных) областях. Он прямо говорит о том, что необходим «выход» в философию, считая унижением для философии с ее великими традициями от Аристотеля до Канта заниматься вопросами вроде анализа языка.
На таких переломных моментах, один из которых переживает современное естествознание, методологическая роль философии становится определяющей. Здесь в полной мере актуален афоризм Гегеля: «Сова Минервы (богини мудрости) вылетает в сумерки». Философские методы хорошо работают там и тогда, где и когда не работают научные подходы, т. е. в предельных, экстремальных ситуациях.
Можно говорить о различных аспектах философских представлений о действительности. Остановимся лишь на 3-х фундаментальных философских проблемах: соотношении материального и идеального, месте и роли отношений и проблеме развития, — которые невозможно обойти в рамках современной научной картины мира.
В настоящее время «сквозной» для различных наук становится идея развития. Если в прошлом развитие связывалось прежде всего с биологическими и социальными процессами, то сегодня принцип развития, идеи эволюции проникают и в науки о неживой природе. «Насквозь эволюционной» стала в XX столетии астрофизика. Созданы теории эволюции Метагалактики, галактик, звезд, планетных систем. Все они стыкуются друг с другом в единую эволюционную последовательность событий, причем в последовательности элементарные частицы ядра — атомы — молекулы, реализующейся в процессе эволюции Вселенной, монотонно возрастает сложность структур. Это дает основание некоторым исследователям рассматривать данный процесс в качестве прогрессивной эволюции, происходящей в результате естественного отбора наиболее устойчивых частиц, способных к дальнейшему объединению в изменяющихся внешних условиях.
Вся история Вселенной может быть описана как последовательная смена ряда эпох: эры Планка, эры великого объединения, адронной эры, лептонной эры, плазменной эры, современной эпохи. Не случайно для описания эволюции Вселенной используются биологические термины. Существует аналогия эволюционных процессов в астрофизике и биологических системах. В обоих случаях переход систем от одного устойчивого состояния к другому происходит в результате неустойчивости предшествующего состояния, причем существует несколько вариантов выхода из этой неустойчивости, т. е. имеется выбор. В этом смысле эволюция звезд напоминает эволюцию живых существ, у звезд также идет своего рода борьба за существование, конкуренция за вещество. Существует и еще один аспект взаимосвязи космической и биологической эволюции. Характерна точка зрения, согласно которой биологическая эволюция должна рассматриваться в качестве следствия эволюции Вселенной.
В настоящее время идеи развития начинают плодотворно использоваться в экологии. Здесь преодолевается односторонний подход, игнорирующий идею развития и рассматривающий живую природу как нечто завершенное в своем развитии.
Интерес к эволюционным процессам в значительной степени связан с успехами термодинамики неравновесных процессов. Результаты, полученные в этой науке, оказали влияние на изменение научной картины мира. Было показано, что существует особый класс необратимых процессов, характеризующихся возникновением структур вдали от положения равновесия при особых внутренних и внешних условиях. Наука, изучающая такие системы, получила название синергетики, а сами системы И. Пригожий предложил называть диссипативными. Подобные структуры могут возникать в природе во всех случаях, когда выполняются следующие условия: система является термодинамически открытой (т. е. может обмениваться веществом или энергией с окружающей средой); динамические уравнения системы нелинейны; отклонение от равновесия превышает критическое значение; микроскопические процессы носят кооперативный (согласованный) характер.
Дэвид Бом в рамках концепции голографической Вселенной описывает природу реальности как неразрывное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изменения — холодвижение, являющееся первоначальной фундаментальной сущностью, порождающей все в мире (в т. ч. объекты).
Следует подчеркнуть неразрывную связь изменчивости с устойчивостью, которая является столь же фундаментальной, существенной чертой мира. Изменчивость и устойчивость выступают в универсуме в качестве различных сторон единой сущности — определенного состояния объектов. Они взаимно полагают и дополняют друг друга, образуя при этом континуум — непрерывную совокупность, неразрывное единство и целостность. С этой точки зрения любой объект выступает как единство состояний изменения и покоя, каждое из которых не существует без другого, возможно лишь по отношению к другому и может быть выделено и рассмотрено отдельно лишь при логическом анализе.
2. Место и роль связей и отношений между объектами и их элементами
Одной из общих тенденций развития является рост числа связей между развивающимися объектами и их элементами. Общество от первобытно-общинного строя до зарождения капитализма развивалось в основном в локальных культурных центрах. Его развитие сопровождается ростом числа связей. Тенденция роста числа связей и взаимообусловленностей в общественном развитии ярко проявляется и по отношению к отдельному человеку. Поскольку человек оказывается включенным в различные, многочисленные общественные системы, его развитие в существенной степени зависит от числа его связей с окружающим миром и другими людьми. Если общение первобытного человека было ограничено контактами внутри своей общины, то сфера контактов современного человека через систему прямых и опосредованных связей охватывает все человечество. Повышение роли человеческого фактора, рассмотрение человека как действительной «меры всех вещей» предполагает дальнейший рост богатства его связей с предметами и явлениями окружающей действительности, другими людьми.
Следует отметить, однако, что быстрое развитие средств связи и коммуникации не только открывает новые перспективы «диалога» культур, но и может способствовать унификации культур, которая низводит до уровня фольклора национальные и культурные особенности и превращает культуру в товар, обмениваемый на мировом рынке. Из этого вытекает необходимость соответствующей дифференциации связей, учета направления их действия.
Общественное развитие в значительной степени зависит от развития науки, для которой также характерен рост числа связей, в т. ч. между ней и обществом. Наука проникает не только в производственную сферу, но и входит в каждый дом вместе с достижениями НИР. Следует выделить и такие тенденции, как рост числа научных работников, создание коллективов исследователей для решения научных проблем, бывших в прошлом уделом ученых-одиночек. Подобные тенденции в существенной степени связаны с тем, что наука переходит к изучению все более сложных объектов, содержащих большое число элементов и связей, характеризующихся системностью и иерархичностью.
Следующий шаг после констатации многообразия связей и отношений действительности — их дифференциация, выявление качественного многообразия, несводимости друг к другу. Учет качественного многообразия связей характерен для современного научного познания. Так, Дж. Холтон подчеркивает, что результаты научной деятельности следует рассматривать в качестве некоторого события, расположенного на пересечении таких траекторий, как индивидуальные, личные усилия ученого; публичное научное знание, разделяемое членами научного сообщества; совокупность социологических факторов, оказывающих влияние на развитие науки; общий культурный контекст данного времени, значение которого открывается, например, когда обнаруживается, чем был обязан Нильс Бор философским и литературным произведениям.
Ф. Капра, отмечая существующее фундаментальное единство Вселенной, подчеркивает, что все объекты начиная с элементарных частиц не есть независимо существующие сущности. По существу они являются системой связей и отношений, простирающихся вовне, к другим объектам. Такой сдвиг от объекта к взаимосвязям имеет далеко идущие последствия и для науки и в целом, и для общества. Взаимосвязи как связи общения следует ввести во все определения, которые изучаются со школьной скамьи. Всякую вещь следует определять не тем, что она есть в себе, а ее связями с другими вещами.
М. Ожэ, подчеркивая ту же мысль, пишет о том, что теории об индивидууме должны рассматривать не столько проблемы половых и возрастных различий, сколько идти дальше, вглубь, изучая отношение к любому другому лицу. Всякое восприятие идентичности проходит через восприятие отношения. И это является высшим достижением, последним словом антропологии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Концепции современного естествознания. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других