Важные подсказки для взрослых. Управление психикой и физиологией

Константин Федотов, 2023

Эта книга будет полезна тем, кто ищет ответы на вопросы: • Как влиять на качество мышления?• Как создавать продуктивные состояния?• Как быстрее и лучше адаптироваться к стрессам и изменениям?• Как улучшить работу мозга и усилить когнитивные способности?• Что делать во время психологического или экзистенциального кризиса?• Как поддерживать мотивацию и нужные психоэмоциональные состояния? Представленные здесь идеи и методы будут интересны и практикующим психологам. Изложенная информация позволит иначе посмотреть на работу с клиентами, понять, как можно улучшить качество оказываемых услуг.

Оглавление

Как разобраться в желаниях и потребностях

В чем разница между потребностями и желаниями? Как отличить свои истинные потребности от тех, которые навязывают вам другие?

На эти вопросы я попробую дать свою версию ответов.

Сначала, чтобы разобраться с тем, что же считать своими истинными потребностями, нам необходимо узнать:

— Что такое потребность личности и что такое потребность организма?

— Как на появление потребностей влияет общество, в котором человек живет?

— Что считать ложным желанием, сформированным из-за воздействия на сознание рекламы или пропаганды?

Давайте определим, что мы будем подразумевать под терминами «желание» и «потребности».

Желание — эмоциональное состояние, хотение чего-либо. Может усиливаться или ослабляться под воздействием воли личности и внешних факторов.

Потребность — нужда в чем-то (физиологическая или психологическая), отсутствие нужного для жизни (условия, предметы, состояния). Неудовлетворенная потребность вызывает внутреннее напряжение и дискомфорт, провоцирует активность организма в направлении поиска способов удовлетворения потребности.

Потребности бывают биологическими (поддержание и сохранение жизни), социальными (разные формы взаимодействия с другими людьми), материальными (предметы, вещи), духовными (получение знаний, реализация в творчестве, исполнение религиозных обрядов).

Из вышеприведенных определений можно сделать вывод, что желания всегда относятся к тому, чего желает личность, в то время как потребности могут быть как у личности, так и у организма.

Многие проблемы возникают у человека из-за того, что желания и потребности личности являются приоритетными в любой его деятельности, а потребности организма (достаточный сон, здоровое питание, безопасная среда обитания) часто ущемляются.

Простой пример…

Из-за большой активности в социуме, неправильного питания и отдыха у человека нарушается некий баланс, допустим, гормональный или витаминно-минеральный.

Соответственно, организму человека требуется время для восстановления, т. е. для него становится актуальным отдых (чтобы минимизировать потери энергии и расход веществ, участвующих в химических реакциях, которые необходимы для поддержания физиологических процессов и соответствующих функциональных состояний). А иногда для организма становится актуальным и дополучить недостающие вещества, чтобы восстановить внутренний баланс, если были серьезные его нарушения (дополнительный прием пищи, БАД, витаминов).

В этой ситуации, если поведение личности не изменится (продолжится игнорирование потребностей организма), то очень скоро у организма может появиться заболевание.

Если хотите поддерживать здоровье, то самое верное решение — не мешать организму самому восстанавливаться, т. е. перестать вмешиваться в работу его систем (недосыпая, заставляя себя куда-то двигаться без веских причин, подвергая себя новым угрозам из среды, питаясь однообразно и некачественно).

Организм умеет себя лечить и эффективно (лучше, чем личность) адаптируется к новым условиям жизни. Эволюция хорошо потрудилась, создавая ТЕЛО, в котором находится личность.

В этом теле все балансы создавались и координировались веками, а потом на генном уровне передавались по наследству от одного организма к другому (от родителя к ребенку).

Что же чаще всего можно наблюдать в нашей жизни?! Когда тело заболевает, личность начинает вторгаться туда, куда не следует. Личность, воспитанная определенным образом, начинает мешать организму:

«Болит — прими таблетку!»

«На болезнь нет времени. Вставай и иди! Некогда ждать, пока все пройдет».

Большинство хронических заболеваний — это недолеченные в свое время «болячки» или постоянное неправильное использование ресурсов организма.

Напряжение — отдых, перенапряжение — восстановление! Вот необходимый режим для поддержания здоровья.

Если личность увлеченно занимается профессиональной деятельностью и при этом не уделяет внимания состоянию организма (его потребностям), то очень скоро может наступить момент, когда личность просто не сможет ничего делать: организм окажется неспособен к элементарным действиям.

Иначе говоря, лежа на больничной койке перед операцией, заниматься другими делами практически невозможно.

Удовлетворяя потребности, личность обязательно должна учитывать и потребности своего организма!

А сейчас мы подошли к очень важному моменту — к рассмотрению взаимосвязей в системе «Среда — Личность — Потребности — Деятельность», которые необходимо учитывать, чтобы достигать бóльших результатов с меньшими усилиями и при этом оставаться здоровыми. Это также позволит нам лучше разобраться с тем, что такое «навязанные потребности».

В любом обществе его элита (люди, наделенные властью, владельцы капиталов, лидеры мнений) создает определенные правила жизни, которые позволяют элите поддерживать нужные условия среды для ее «безоблачного существования».

Созданные правила для тех, кто «функционирует» в «организованной» элитой среде, предписывают/объясняют, как в этом обществе можно удовлетворять свои потребности (допустимые формы и существующие стандарты).

Далее через пропаганду (СМИ и прочее) в умы граждан элита внедряет некоторую систему ценностей, влияющую на формирование у членов общества социальных и материальных потребностей. А иногда и духовных.

Пропагандируя некий образ жизни, можно оказывать сильное влияние на человека, навязывая ему те или иные допустимые/рекламируемые формы удовлетворения «якобы имеющихся» потребностей.

Если начать разбираться (сужу по своим клиентам из практики) с имеющимися потребностями, то окажется, что их на самом деле (своих и истинных) не так уж и много. Зато нередко то, что принималось за потребности, в итоге оказывается желаниями, т. е. эмоциональными программами («стремление обладать чем-то», «быть кем-то»), которые были навязаны через рекламу товаров/услуг и пропаганду определенного образа жизни (фильмы, книги, статьи в журналах, передачи по ТВ, общение с друзьями, профессиональные сообщества).

Среда влияет на сознание, и некоторые изменения в нем приводят к изменениям в характере личности. Изменение личности влечет за собой изменение в потребностях (что-то добавляется, что-то исчезает). Изменения в потребностях влияют на выбор деятельности в социуме (выбор формы активности, через которую достигается удовлетворение потребностей).

Если в последнее время вы заметили, что вас начинает кидать из крайности в крайность (то одного хочется, то другого), возникают мысли о смене профессиональной деятельности (не места работы, а именно сферы деятельности), возникают серьезные проблемы с выбором при покупках, внешняя среда (город, атмосфера на работе или в семье) оказывает на вас негативное влияние (появляются мрачные мысли, неприятные эмоциональные состояния), то, возможно, причина этого — отсутствие понимания своих истинных потребностей (т. е. что вам на самом деле нужно для СЧАСТЬЯ).

В таком случае рекомендую отыскать в интернете описание модели «Я‑концепция» и самостоятельно (или при помощи психолога) откорректировать свою личность (систематизировать информацию и знания), определить свои потребности и смысл жизни.

Учтите, что то, как вы определяете для себя СМЫСЛ ЖИЗНИ, влияет на понимание потребностей.

Если для вас смысл жизни — ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ, то система потребностей для вас в этом случае будет отличаться от системы потребностей человека, который сформулировал для себя смысл жизни как ПОМОГАТЬ ДРУГИМ.

Смысл жизни определяет систему потребностей, влияет на выбор деятельности (для удовлетворения потребностей) и выбор среды, которая максимально подходит для выбранной деятельности.

Если выстроена система «Смысл жизни — Потребности — Деятельность — Среда», то человек живет в согласии с собой и в гармонии с окружающим миром. У него нет внутреннего конфликта и минимизированы конфликты с внешней средой.

Смысл жизни у личности бывает в единственном числе. «Смысл» влияет на формирование системы индивидуальных потребностей (несколько основных, а остальные второстепенные).

Сформулировав для себя смысл жизни и понимая свои потребности, человек выбирает профессиональную деятельность, которая максимально соответствует потребностям личности (духовным и социальным). И эта деятельность помогает человеку (за счет того, что она востребована в обществе) получать за свой труд вознаграждение, которое он может использовать для удовлетворения других своих потребностей (биологических и материальных).

Необходимо отметить, что выбранная деятельность может быть востребована в одном обществе и не востребована в другом. Например, не в равной степени в обществах ценятся наука, искусство, образование. Зато во всех обществах ценятся защитники отечества и врачи (вспомните, как в мире во многих странах менялись системы мотивации, компенсации, льгот для врачей и военных в период с 2020 г. по 2023 г.).

Если выбранная вами профессиональная деятельность позволяет приносить пользу обществу (ценится в нем) и в этом обществе есть условия для самореализации (возможность совершенствовать свое мастерство в этой деятельности), то значит, вы как личность сможете удовлетворять в этом обществе наибольшее количество своих потребностей. Если человек максимально удовлетворяет потребности, то он чувствует себя счастливым.

Подведем итог вышеизложенному…

Если вы хотите заниматься тем, что соответствует вашему СМЫСЛУ ЖИЗНИ, хотите жить, чтобы на вас как личность не оказывали сильного влияния (меняя вашу систему ценностей, навязывая вам новые материальные потребности), хотите иметь возможность удовлетворять свои потребности и при этом заниматься тем, что вам нравится делать и к чему у вас есть талант (работать с душой), то ищите СРЕДУ, где все это осуществимо.

Если вы сильно привязаны к той среде, в которой живете, то вам придется заниматься тем (выбор места работы), что в данном обществе/месте востребовано, и удовлетворять свои потребности только теми способами, которые в данном обществе допустимы. А это приведет к тому, что вам придется трансформировать свою личность (придется положить в основу жизни то, что в этом обществе пропагандируется как ПРАВИЛЬНЫЙ смысл жизни и НУЖНЫЙ образ жизни). В результате такой трансформации сознания у вас появится множество внутренних конфликтов (ваши представления о желаемой жизни и потребности с одной стороны и РЕАЛЬНОСТЬ материального мира и среды обитания — с другой).

Итог…

Если выбираете ПУТЬ индивидуального развития личности, то вы определяете для себя условия жизни (выбираете место и окружение, пригодные для вас). Если выбираете ПУТЬ с учетом среды, в которой находитесь (вынуждены там быть по тем или иным обстоятельствам), то вам придется отказаться от некоторых потребностей и подстроить свою личность под внешние условия. Т. е. придется использовать только те возможности, которые обусловлены средой, в которой вы живете.

Вы формируете среду или она формирует ВАС?

Теперь давайте поговорим о том, что такое желание…

Желание — это эмоциональное состояние, которое формируется под воздействием извне (реклама, раздражители, ситуации). Чаще всего оно не является вашей истинной потребностью и заставляет вас изменить привычное поведение (примеры: купить что-то в ущерб другим потребностям, поехать куда-то в ущерб своему состоянию здоровья).

Если, находясь в эмоциональном возбуждении, вы начинаете пересматривать бюджет, заново планировать, менять образ жизни, то тогда ваше желание становится потребностью (происходит обман сознания).

Если желание (то, чего вы вдруг захотели и начали считать важным для себя) оформить в словесную форму и записать на бумаге, а потом вернуться к этому через неделю (а лучше две), то зафиксированное вами ранее окажется неактуальным или менее важным по сравнению с другими потребностями.

Желания могут подождать! Если их не реализовать, то ничего страшного не произойдет (вы останетесь живы и здоровы). Иногда их воплощение даже опасно — это может навредить здоровью или лишить возможности удовлетворять ваши истинные потребности.

С потребностями все иначе. Их можно откладывать на некоторое время, но отложенная на время потребность все равно остается актуальной. Потребности продиктованы необходимостью поддержания функционального состояния психики или физиологии. Долгое игнорирование потребностей приводит к физическим и психическим недомоганиям.

Часто человек путает свои потребности и желания. В любом обществе корпорации давно научились играть на чувствах людей и формировать «ложные потребности». Чаще всего это материальные потребности.

Иногда «продвинутые» отделы маркетинга и рекламы связывают свою продукцию (материальный мир) с вашими духовными потребностями.

Самая верная защита в таких случаях (от ложных и навязанных потребностей) — четко знать свои истинные потребности. И чтобы лучше это понять, рекомендую прочитать/перечитать (дополнительно к этой главе) учебник по общей психологии (лучше — подготовленный для МГУ).

Итак, подведем итоги…

В данной главе были затронуты следующие темы:

Что такое потребность личности и что такое потребность организма?

Как на появление потребностей влияет общество?

Что считать желанием, а что потребностью?

Надеюсь, вы стали лучше понимать, что такое потребности, и получили подсказки, где искать информацию, чтобы самостоятельно до конца разобраться в том, какие из ваших потребностей являются ИСТИННЫМИ.

Это интересно

Если цели задаются человеку извне: учащемуся — учителем, специалисту — начальником и т. д. или же человек изо дня в день выполняет однообразную, рутинную работу, то деятельность носит репродуктивный (исполнительный) и нетворческий характер. Проблемы целеполагания при этом у специалиста или ученика не возникает.

В случае же нестандартной деятельности (более инновационной или творческой), специалист (педагог, врач, инженер) сам определяет цель, и тогда процесс целеполагания становится довольно сложным, имеющим свои особенности (собственные стадии и этапы, методы и средства).

ПОДСКАЗКА

Что узнал(а) и понял(а)

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

ПОДСКАЗКА

Выводы для себя / что мне делать дальше

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я