Осознанные сновидения и внетелесные путешествия. Стабильная практика

Константин Дорм

Авторские способы и техники достижения осознанности в снах и внетелесном состоянии, методики известных российских и зарубежных практиков, опыты друзей и знакомых, необычные истории, увлекательные квесты, и многое другое – ждут читателя в этой книге.

Оглавление

7. Изменённые состояния сознания

Изменённых состояний сознания существует огромное множество. Прежде, чем рассмотреть ИСС в контексте практик осознанных сновидений и внетелесных опытов, хотелось бы привести его понимание и некоторую классификацию принятые в научном сообществе.

Далее будут кратко рассмотрены теоретические подходы, феноменология и функции ИСС.

Основные теоретические подходы к изучению изменённых состояний сознания

В конце ХХ века появляются наиболее интересные теоретические модели ИСС, представленные теорией прерывных (дискретных) состояний Ч. Тарта, концепцией непрерывных (континуальных) состояний К. Мартиндейла, теорией дискретно-континуальных состояний А. Диттриха. Все они представляют современный теоретический уровень разработки ИСС и во многом связаны с уровневым рассмотрением сознания. Остановимся на них подробнее.

Теория прерывных (дискретных) состояний, разработанная Ч. Тартом, рассматривает дискретные измененные состояния сознания, как состояния, отличающиеся от некоторого базисного дискретного состояния сознания (к примеру, от обычного бодрствования) и обладающие стабильностью и устойчивостью даже при значительных изменениях внутренних и внешних условий. Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененному (ДИСС) происходит скачкообразно. К созданию теории дискретных состояний сознания Ч. Тарта привели исследования динамики изменения сознания при погружении индивида в гипнотический сон. Он обратил внимание на то, что переход от обычного бодрствования к гипнотическому состоянию происходит по типу «квантового скачка». Основные подсистемы при этом резко перестраиваются и организуются в новую, стабильную системную конструкцию, характеризуемую, в отличие от прежней, относительной пассивностью большинства структур сознания, слабым функционированием ряда важнейших психических процессов. Примерами ДИСС по Ч. Тарту могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, интоксикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определенное ДИСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раздражителями (один из методов наведения транса), или из-за их полного отсутствия (в условиях сенсорной изоляции), либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия. Таким образом, целесообразность ДСС определяется их адаптивностью, установлением и поддержанием равновесия с внешней действительностью. С позиции теории дискретных СС «состояния сознания, индуцированные разными причинами, качественно отличаются друг от друга, т.е. при использовании разных способов наведения ИСС будут обнаруживаться качественные различия между формами и ступенями индуцированных ИСС» (А. В. Россохин. В. Л. Измагурова, 2004).

Предложенная К. Мартиндейлом (1981) теория континуальных (непрерывных) состояний сознания является противоположной теории Ч. Тарта и основывается на предположении о том, что по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при воздействии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков и ИСС непрерывно переходят одно в другое. Так, например, при приеме психоделических препаратов (например, ЛСД), при гипнотическом или медитативном воздействии, при сенсорной депривации или постепенном засыпании индивид плавно проходит не различные, а идентичные ИСС. При этом индуцирование ИСС происходит однотипно — путем постепенной регрессии от обычного, базового состояния сознания (бодрствования) к измененным состояниям, характеризующимся активизацией более древних, архаичных структур сознания. В подтверждении своего подхода К. Мартиндейл ссылается на психоанализ, в котором утверждается, что, например, при углублении психического заболевания происходит регрессия от обычного, «вторичного» способа мышления к пралогическому, «первичному». К. Мартиндейл предлагает одномерную ось: вторичный процесс — первичный процесс, вдоль которого изменяется не только мышление, но и все другие аспекты сознания и где различные ИСС отличаются лишь положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одной и той же диссолюции сознания, приравниваются друг к другу. Верхняя точка оси регрессии соответствует обычному, исходному состоянию сознания; ниже располагаются состояния, возникающие при сенсорной депривации, монотонии; далее расположены неврозы; еще ниже состояния при применении медицинских препаратов или слабых психоделиков; ниже ИСС, индуцированные техниками трансперсональной психологии; еще ниже сны; за ними глубокие гипнотические состояния, дальше психозы и психоделические ИСС при приеме ЛСД. С точки зрения теории непрерывных СС одно и то же ИСС может вызываться воздействием совершенно различных факторов (например, дыханием и психоделиками). Здесь обозначены только самые глубокие уровни ИСС, вызываемые тем или иным способом, но по мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид в той или иной степени может проходить все остальные, менее глубокие ИСС. Так, например, с помощью медитативной практики, во всяком случае, теоретически, может быть достигнуто любое ИСС, характеризующееся своей точкой на оси регрессии. К. Мартиндейл ссылается также на новое, интенсивно развивающееся направление в психофизиологии, в рамках которого для объяснения ИСС привлекается межполушарная асимметрия и появляются работы, описывающие изменение состояния как следствие изменения степени асимметрии мозга и показывающие, что любое отклонение асимметрии от нормы приводит к регрессии мышления и языка к более древним структурам.

Представитель дискретно-континуального подхода А. Диттрих (1986) в своей теории опираясь на работы В. Вундта, располагает весь спектр сознания так, что в центре помещается нормальное бодрствующее сознание, а по окружности — бессознательное, сопоставимое с выключением сознания. Между ними (внутри круга) на разных радиусах находятся ИСС, сравнимые между собой, но качественно различающиеся, при условии равной удаленности от центра (нормального бодрствования).

По мере удаления от центра к периферии отдельные психические состояния постепенно теряют свойство осознанности. А. Диттрих описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчетливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях (например, состояние нормы и состояние патологии). В свою очередь, каждое из различных обычных состояний сознания (ОСС) является центром своего собственного круга (модель Вундта), внутри которого располагаются ИСС, выражающиеся в градациях, степени выраженности исходного базового состояния. А. Диттрих показывает, что, несмотря на то, что ОСС разные, наборы переменных, характеризующих ИСС различных кругов, часто линейно коррелируют друг с другом и, следовательно, ИСС, различающиеся по интенсивности, глубине, средствам вызывания, принадлежности к тому или иному начальному ОСС, имеют большую степень смежности друг с другом. Таким образом, в соответствии с моделью А. Диттриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой. Этим можно объяснить феноменологическое сходство смежных состояний сознания — фармакологически вызванных, возникших в условиях сенсорной (социальной) изоляции или психозе. В связи с этим А. Диттрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают значительную смежность с измененными состояниями нормы.» (Источник: https://megalektsii.ru/s645t3.html)

Феноменология измененных состояний сознания

Выделены следующие основные характеристики и признаки изменённых состояний сознания. К ним относятся:

1. «Изменения мышления» — субъективные нарушения концентрации внимания, памяти, суждений. Ведущей становится архаическая манера мышления, в той или иной степени нарушается способность к проверке реальности, стираются причинно-следственные связи, часто снижается рефлексивное сознавание.

2. «Изменение восприятия времени». Субъективно время начинает либо ускоряться, либо замедляться, либо останавливаться. Изменяется последовательность происходящих во внутренней реальности событий, частичное или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью перевода внутреннего опыта, полученного в ИСС на «язык» социально-нормированных форм категоризации (например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии).

3. «Потеря контроля» — сознательного контроля над действительностью.

4. «Изменения в эмоциональном выражении». Связанные с ослаблением сознательного контроля, часто возникают внезапные вспышки более примитивных и интенсивных эмоций, крайних эмоциональных состояний — от экстаза до глубоко страха и т. д.

5. «Изменения образа тела». Чувство деперсонализации, специфических ощущений в теле, потери самосознания или размывание границ между собой и другими.

6. «Искажения восприятия». Наличие перцептивных аберраций: галлюцинации, псевдогаллюцинации, иллюзии, увеличение визуальной образности, обостренности восприятия.

7. «Изменения смысла или значения». Склонность вкладывать повышенный смысл и значение в свои субъективные переживания, размышления.

8. «Чувство невыразимости». Затруднения в передаче природы и сущности опыта в ИСС в силу уникальности субъективных переживаний.

9. «Повышенная внушаемость». Склонность человека к некритичному восприятию различных стимулов.

10. «Потеря ощущения границ личности» (при сохранении индивидуальности) за счет восприятия себя частью недифференцированной целостности.

11. «Временность» (от нескольких секунд до нескольких часов — в отличие от психоза).

12. «Возрастание интеграции личности». Обновленное ощущение личной ценности и собственных потенциальных творческих возможностей после выхода из ИСС. Часто отмечается преобразование ведущих мотивов, трансформация личностных черт, определяющих отношение к себе, к миру, изменение способов взаимодействия с миром и со своей психической реальностью.

13. «Интровертированная установка сознания» (значимыми становятся собственные ощущения и переживания) и удаление от окружающего мира с изменением отношения к нему.

14. «Изменение чувства активности».

15. «Присутствие аффективных нарушений».

16. «Изменение способов и форм упорядочения внутреннего опыта и переживаний» (переход от вербально-логических к наглядно-чувственным образам; изменения эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта — возникновение интенсивных эмоциональных переживаний новизны, необычайности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации; изменения процессов самосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии ИСС переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т. п.

Особо выделяется в феноменологии ИСС образная сфера. Содержание образов — от бессмысленных геометрических паттернов до целостных сцен мистического содержания — определяется «широчайшим перекомбинированием психического материала под воздействием различных факторов возникновения ИСС» (А. А. Гостев, 2007).

Примечательно, что, несмотря на множественность условий, и механизмов возникновения образов ИСС, существует значительная инвариантность в их содержании, причем возрастающая по мере увеличения «измененности сознания» за счет его активации различными факторами в сторону «сверхактивации».

Инвариантность в образах ИСС отражена в феноменологии, описанной С. Грофом (1994). Его «картография» наиболее полно отражает спектр образных феноменов. Хотя, безусловно, следует учитывать культурологические, индивидуальные различия в константном содержании образов, а также особенностях, вытекающих из применяемого способа моделирования измененных состояний сознания.

С. Гроф выделил 4 основных уровня переживаний образов:

Абстрактно-эстетические образы. «Парад образов» невыразимой красоты обычно сравнивается с ярким впечатляющим интрапсихическим фильмом, который невозможно описать словами. Человек «видит» драгоценные камни, кристаллы, пространственные структуры («воронки», «конусы», «туннели», «сотоподобные конструкции», «решетки», «спирали», «бесконечные проходы») фантастическую архитектуру (дворцы, соборы), пейзажи с великолепной растительностью, экзотическими животными и другие ярчайшие образы. Фантастическо-экзотический оттенок приобретают и послеобразы, часто видятся джунгли, коралловые рифы и др.

Психодинамические образы воссоздают содержания неосознаваемого, принадлежащего к различным периодам жизни человека, в виде повторного проживания эмоционально-значимых событий (травмирующих и приятных) в их взаимосвязи, кажущейся человеку истинной. Актуализация переживаний может происходить и в символической форме.

Онто-эмбриональные (перинатальные) образы. Содержания данных образов — события индивидуальной истории, связанные с памятью о внутриутробном развитии и процессе рождения.

Трансперсональные образы — их невозможно вывести из переживаний в нашем трехмерном мире, ибо оно парадоксально и не вписывается в законы формальной логики. Общей характеристикой образов является трансцендирование сознания, выход его за Эго-границы и за пространственно-временные ограничения (человек переживает нахождение совершенно в иных мирах). Переживается единство мира и всеобщность существования, в частности, возможность «слияния» с любым аспектом реальности. Усиливается ощущение настоящего момента, могут возникать ощущения «вечности», ухода от линейного времени, время может остановиться, последовательность событий исчезает, прошлое, настоящее, будущее переживаются наложенными друг на друга.

В зависимости от вида ИСС (и соответственно мотивов, установок, опыта, ценностей и т.п.) меняются как его содержание и эмоциональная окрашенность возникающих образов, так и функции.

Представление о распространенности ситуаций, инициирующих ИСС, позволяет сказать, что фактически вся жизнь есть лишь на время прерывающаяся динамика подобных ситуаций, и нормально функционирующее сознание — это сознание, способное изменяться. Можно заключить, что нет какого-то раз и навсегда фиксированного оптимального состояния, а имеется целый набор состояний сознания, адекватных для решения разных задач. (Источник: https://megalektsii.ru/s644t3.html)

Функции ИСС

1. Адаптивные функции ИСС:

— психотерапевтическая — ИСС помогают поддерживать и улучшать здоровье и самочувствие, могут использоваться для излечения от заболеваний (психических и психосоматических), а также для того, чтобы справляться с болью;

— получение нового опыта и новых знаний — пониманий о себе и своих отношений с миром и другими людьми, как источник вдохновения и усиления эстетического восприятия; приобщение личности к культуре сообществ и общества, в которых он живёт;

— социальные функции — ИСС обеспечивают групповую сплочённость, включаются в ритуалы инициации, помогают разрешать конфликты между требованиями общества и желаниями конкретного человека.

2. Дезадаптивные функции ИСС — эти состояния используются для ухода от существующей реальности (в таких случаях человек удовлетворяет через эти состояния свои психологические потребности).

С. В. Кардаш (1998), в ИСС выделяет 3 группы (предположенная им классификация отражает связи между различными ИСС и лишь косвенно связана с воспринимаемыми в них реальностями и феноменологией), вероятно, по степени измененности: «особые» состояния (сверхбодрствование, индуктивные состояния, предсмертные состояния, озарение, опьянение, ритуальный транс), «трансовые» (транс, медитация, гипноз) и состояния сна (быстрый, глубокий).

Схема 1: виды изменённых состояний сознания

Таким образом, к измененным состояниям сознания относятся бесконечно большое число состояний сознания, заполняющее пространство между бодрствованием и сном. Но согласно шкале ценностей, Ч. Тарта наиболее ценными состояниями сознания являются:

• полная рациональность;

• обычная рациональность — невротические искажения;

• сон;

• психопатические состояния;

• токсический психоз.

Наименее ценные состояния сознания:

• творческие состояния — обращение к внутренним импульсам личности;

• интоксикация;

• состояния, вызванные галлюцинативными наркотиками.

(http://consultante.ucoz.com/publ/obshhij/izmenennye_sostojanija_soznanija_iss/6-1-0-19)

Как может ощущаться просоночное состояние (сонный паралич)

Состоянию СП свойственны естественные галлюцинации, связанные с засыпанием, либо пробуждением. Ощущения и видения, могут проявляться и восприниматься в достаточно большом разнообразии у всех людей практикующих ОС и ВТП.

Стоит заметить, что со временем те, кто систематически практикует данные ИСС, обычно немного теряют в яркости проявлений этих ощущений. Часто это касается таких явлений, как, например, вибрации по телу и звон, шум или свист в ушах.

Восприятие шума и вибраций, может напоминать звуки поющей тибетской чаши. Нередко бывает и безвибрационный вариант, когда слышится лишь гул в ушах похожий на тот, что при зевании (только без открывания рта). Иногда можно также услышать звук похожий на шквалистый ветер.

Кроме приведённых чувств, возможны также вестибулярные ощущения, такие как внезапный полёт, либо падение. Иногда возникает ощущение внезапной лёгкости собственного тела, либо наоборот давящей тяжести, особенно так бывает при возникновении не столь часто встречающегося тяжёлого СП.

Ниже приводится пример того, как классифицируются описанные только что ощущения в сонном параличе, уже с точки зрения медицины, и в контексте не только просоночного состояния, но и при паталогических отклонениях.

Как классифицируются галлюцинации в медицине

Галлюцинации делятся на категории и объединяются в группы по общим критериям. Выделяют два вида иллюзий:

1. Истинные галлюцинации — они характеризуются отсутствием стимулирующего фактора. На образование мнимого события не влияют внешние раздражители. Происходящее воспринимается пациентом некритично и спокойно, а сюжет взаимодействует с окружающей действительностью.

2. Псевдогаллюцинации — носят тревожный характер. Эти видения не такие яркие, как в предыдущем случае, и происходят не вовне, а внутри пациента. Это могут быть насекомые под кожей или голоса в голове, которые имеют субъективную окраску. Происходящее вокруг воспринимается критично, пациента преследует ощущение нереальности. Возникающие картины навязчивы и не зависят от желания или мыслей человека. Обычно подобные видения носят обвиняющий характер.

По виду задействованного анализатора галлюцинации классифицируются на несколько групп:

Зрительные: Это самая распространенная группа. В качестве видений могут представать простые формы: зигзаги, вспышки, пятна. Большинство иллюзий содержит полноценные сюжеты;

Обонятельные: Пациент ощущает запахи, которых нет в действительности. В преобладающем количестве случаев это неприятное ощущение гнили, мяса или фекалий;

Функциональные: Пациент ощущает движения в конечностях или частях тела;

Висцеральные: Больной ощущает внутри своего тела предметы или существ: инопланетный чип, медицинский инструмент, забытый во время операции, паразиты;

Тактильные: Пациент испытывает несуществующие прикосновения, ощущения тепла или холода, ползающих насекомых;

Вестибулярные: Дезориентация в пространстве: ощущения падения, вращения, полета;

Комплексные: Галлюцинация затрагивает несколько анализаторов одновременно;

Слуховые: В голове звучат звуки или осмысленные фразы. Галлюцинации делятся на несколько видов:

• Угрожающие — звуковой посыл не принуждает пациента к действиям, но присутствуют тревожные комментарии по отношению к нему или его семье.

• Императивные — человек слышит конкретные приказы к действию.

• Контрастирующие — галлюцинации делятся на две противоположные стороны. Одна приказывает что-либо сделать, другая — не делать этого;

Вкусовые: Пациент редко испытывает только вкусовые галлюцинации, в преобладающем количестве случаев они комбинируются с обонятельными.

(«Как классифицируются галлюцинации в медицине», источник: https://neurofob.com/behavioral/sleep-disorders/gipnagogicheskie-gallyucinacii.html)

Можно ли уподобить состояние сонного паралича осознанному сновидению?

Это частый вопрос, который можно услышать от новичков. И весьма часто приходиться слышать от опытных практиков и даже преподавателей ОС однозначный ответ: «Нет, состояние полусна — это не осознанное сновидение». Речь здесь ведётся о состоянии сознания, которое обычно называют: просоночное, полусон, сонный паралич и т. п.

Но так ли это на самом деле? Является ли подобный ответ опытного практика начинающему вразумительным и исчерпывающим?

Я полагаю, что не является! Давайте немного задумаемся. В качестве вспоможения, приведу следующий практический кейс:

Допустим, вы, лёжа на своей постели стали ощущать некие изменения в своём состоянии, возникли ощущения в теле: признаки перехода в сон. Вы уже довольно опытный практикующий и смогли уловить (осознать) происходящее с вами. Далее сразу вместе с этими (или вскоре) гипнагогическими проявлениями возникает зрение, и вы наблюдаете, что лежите на вашей, или не совсем, постели. Далее пытаетесь что-то сделать, чтобы полностью и нормально начать ваш опыт.

Немало найдётся сновидцев, которые, опять же, скажут, что это не ОС, так как на данной стадии ещё нет возможности активно перемещаться в пространстве (локации) сновидения, что-то делать, выполнять задуманное на опыт, и тому подобное.

А если посмотреть на проблему научным взором сомнолога, да и практически любого специалиста от науки сна?

Вероятнее всего последует ответ, что мы здесь имеем дело с так называемым дремотным состоянием (а в нашем кейсе: осознанным дремотным состоянием): психофизиологическим состоянием между сном и бодрствованием. Известный американский исследователь Стивен Лаберж в своих экспериментах с онейронавтами не единожды фиксировал подобные дремотные состояния, в которые его подопечные умели войти осознанно. Наиболее характерной чертой данных полусонных состояний являлась ограниченная способность фантомного тела к передвижению в воспринимаемой обстановке.

А что могут подсказать логика и здравый смысл бывалого практика?

На мой взгляд, вполне уместно и без излишних предрассудков, было бы отнести данное состояние к первой стадии ОС. Мы осознанны? ─ Да. Гипнагогия относится к признакам сна? ─ Да, это верный признак начала засыпания. Некоторые временные трудности с передвижением и завершённостью локации сновидения ─ это издержки физиологических особенностей, но не осознанности практикующего. Известно также, что иногда из состояния полусна бывает труднее проснуться, чем из ОС или обычного сновидения. Особенно подобное характерно, когда спящий оказывается в состоянии так называемого сонного паралича: скелетные мышцы обездвижены гамма-аминомасляной кислотой и требуется некоторое время (обычно: 1—2 минуты), чтобы полностью пробудиться.

Итак, надеюсь, приведённые выше доводы достаточно хорошо показывают, что изменённое состояние сознания известное как: просоночное, полусон, сонный паралич и т.п., обладает характеристиками, признаками и свойствами, которые физиологически более тяготеют уже к состоянию сна и самого сновидения. И если сновидец оказывается осознано в этом состоянии, то вполне уместно заявить, что его осознанное сновидение уже начинается.

Простые действия, которые могут стимулировать чуткость к просонку (сонному параличу)

Из своего опыта, я заметил следующие ситуации, после которых вероятность сохранения сознания при наступлении СП повышается:

• смена погоды со спокойной на ветреную (иногда дождливую);

• спустя несколько часов после короткой тренировки средней и высокой интенсивности;

• отправка ко сну (отдыху) днём или ранним вечером, после приёма пищи (через 20—40 минут), содержащей углеводы (макароны, гречка, можно немного сладкого), триптофан, серотонин, иногда пиво в небольших количествах;

• вскорости, после прослушивания эмоционально воздействующей музыки (например, оперной);

• если ложится спать, когда есть лёгкая сонливость, умеренное количество раз сменять позы перед засыпанием, а засыпать, лёжа на спине или на боку;

• более частые, чем обычно, пробуждения за ночь и утро.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я