Человечество: История. Религия. Культура Первобытное общество Древний Восток

Константин Владиславович Рыжов, 2019

Политическая история государств, религиозные искания, культурные достижения в различных областях искусства, науки и техники будут представлены в нескольких книгах серии ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: ИСТОРИЯ. РЕЛИГИЯ. КУЛЬТУРА.Данный том посвящен цивилизациям Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Малая Азия, Сирия, Палестина, Иран, Индия, Китай). Основному материалу предшествует сжатый очерк истории Первобытного общества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человечество: История. Религия. Культура Первобытное общество Древний Восток предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. Египет

1. Древнее царство

1) Додинастическая эпоха

Начало египетской истории теряется в глубине веков. Ее события можно восстановить лишь приблизительно и в самых общих чертах. Предками древних египтян, вероятно, были племена, родственные позднейшим берберам. Но, вообще говоря, вопрос этот сложный и далеко не разрешенный. По мере высыхания североафриканских степей и превращения их в бесплодную пустыню, их обитатели заселяли долину Нила, единственное место, где было возможно земледелие. В 4 тыс. до Р.Х. здесь образуются первые государства, об истории которых нам ничего не известно. Немного больше сведений о следующем периоде, когда страна делилась на две части — Нижний (район Дельты и Приморья) и Верхний (Южный) Египет. Сосуществование их было очень долгим, по край ней мере, совершенно отчетливое воспоминание об этой эпохе сохранилось у египтян и много веков спустя. В конце 4 тыс. до Р.Х. один из фараонов Верхнего Египта завоевал Дельту. Кто был этот царь — не известно. Древнейшая дошедшая до нас древнеегипетская летопись, так называемый Палермский камень, содержит в себе имена трех последних царей додинастической эпохи: Скорпиона, Ка и Нармера, но все они изображены с венцами Верхнего и Нижнего Египта, то есть уже как владыки всей долины Нила. Столицей этих царей, по свидетельству Манефона, был город Тин (позже здесь действительно открыли царские гробницы — древнейшие из всех найденных по сей день на территории Египта).

2) Первые четыре династии

Основатель I исторической династии (2950–2770 гг. до Р.Х.) Аха (Мин древнегреческих авторов) перенес столицу из города Тина во вновь отстроенный Мемфис. Его приемники, судя по всему, были могущественными царями, которые не только безраздельно владели всем Египтом, но и вели завоевательные войны в Нубии (так называлась область, располагавшаяся выше по течению Нила, на территории современного Судана). Наивысший расцвет царство пережило при фараоне Дене, правившим более тридцати лет. При его приемнике Аджибе видны еже следы упадка (его гробница самая убогая).

При последнем фараоне II династии (2770–2640 гг. до Р.Х.) Хасехемуи произошло мощное восстание в Нижнем Египте. Перебив до 50 тысяч повстанцев, Хасехемуи окончательно объединил страну в единое целое.

Об обстоятельствах, приведших к власти III династию (2640–2575 гг. до Р.Х.), нам ничего не известно. Несомненно только, что в это время власть фараона в Египте делается абсолютной и ничем не ограниченной. Одно из прямых подтверждений тому — пирамиды, возведение которых начинается как раз в это время. Как гласит традиция, первой из них стала ступенчатая пирамида Джосера, первого фараона III династии. (О мудрости, справедливости и могуществе этого царя египтяне вспоминали и много столетий спустя). Такие же ступенчатые пирамиды имели и приемники Джосера Сехемхет и Хаба. О политической жизни этой эпохи никаких сведений не сохранилось.

Высочайшего могущества Древнее Египетское царство достигло при фараонах IV династии (2575–2465 гг. до Р.Х.). От ее родоначальника Снофру (2575–2551 гг. до Р.Х.) до нас дошли две пирамиды, высотой 100 и 99 м. Его приемники Хуфу (Хеопс древнегреческих авторов) (2551–2528 гг. до Р.Х.) и Хафра (2520–2494 гг. до Р.Х.) также оставили после себя огромные пирамиды.

3) Хуфу и его пирамида

Фараон IV династии Хуфу вошел в историю прежде всего как создатель самой значительной из великих пирамид с высотой 146 м и площадью основания 54300 кв. м. О сооружении этой пирамиды много лет спустя писал древнегреческий историк Геродот. Согласно ему, строительство продолжалось много лет и потребовало колоссальных средств. В поисках дополнительных доходов Хуфу наложил руку на богатства жрецов — велел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Все население было мобилизовано на строительные работы. Одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы из каменоломни в Аравийских горах (через реку камни переправляли на кораблях), а другим было поручено тащить их дальше, до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч человек выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы. Сооружение же самой пирамиды продолжалось двадцать лет.

В этом рассказе Геродота очевидно есть немало поэтических преувеличений. Так, судя по надписям времен Хуфу, религиозная жизнь в стране не замирала ни на один год. Точно также, ни к чему было так далеко везти камень для пирамиды. Его добывали тут же, неподалеку от места строительства. Из-за реки доставляли только белый облицовочный известняк. Но даже с этими поправками нельзя не признать, что сооружение такой огромной пирамиды было для египтян тяжелой и едва ли добровольной повинностью.

4) Конец Четвертой династии. Пятая и Шестая династии

Но сразу вслед затем начался спад пирамидного строительства. Так пирамида фараона Менкаура (2494–2471 гг. до Р.Х.) имела высоту всего 66 м, а его приемник Шепсескаф (2471–2465 гг. до Р.Х.) вовсе отказался от пирамиды и удовольствовался прямоугольным надгробием. Вместе с Шапсескафом сошло в могилу и все могущество его династии. Туринский царский список и Манефон называют в конце IV династии имена еще нескольких узурпаторов, однако следов их правления не найдено ни на одном современном памятнике.

Очевидно, в стране началась внутренняя борьба, о деталях и сути которой нам ничего не известно. По логике дальнейших событий можно предположить только, что жрецам солнечного бога Ра в Гелиополе удалось организовать свою политическую власть и сделаться достаточно сильной политической партией для того, чтобы свергнуть царствующий дом.

Следующая V династия (2465–2325 гг. до Р.Х., как можно судить по некоторым позднейшим преданиям, была прямым продолжением IV по материнской линии. Но отцом первого фараона этой династии Усеркафа (2465–2458 гг. до Р.Х.) официально считался бог Ра. При нем отправление культа Ра сделалось особенно торжественным и пышным, а титул «сын Ра» стал в дальнейшем неотъемлемой принадлежностью имени каждого фараона. Все потомки Усеркафа оставили после себя пирамиды, которые были, однако, не более чем жалкими копиями своих великих предшественниц. Но зато гробницы столичных вельмож этой эпохи напоминают своей роскошью и размерами настоящие подземные дворцы. Может быть, все это свидетельствует о постепенном ослаблении центральной власти и усилении владычества знати. По крайней мере, важнейшие государственные должности занимали теперь не родственники фараона (как бывало прежде), а представители аристократических родов.

Не известно, как и почему власть в Египте перешла от V династии к VI (2325–2155 гг. до Р.Х.). Видимо, в первые годы ее царствования при дворе в Мемфисе было неспокойно. Основателя новой династии Тети (2325–2300 гг. до Р.Х.), по словам Манефона, убили собственные телохранители. Но его приемники правили страной вполне самодержавно. Так следы царствования его сына Пиопи I (2280–2258 гг. до Р.Х.) рассеяны по всему Египту и говорят о большом могуществе этого фараона. За пределами страны он действовал не менее энергично: его полководцы успешно воевали как на юге против нубийцев, так и на западе с ливийцами. На севере египетская армия, воюя с кочевниками-семитами, доходила до Палестины. Сын Пиопи Меренра I (2258–2254 гг. до Р.Х.) также вел успешные войны в богатой Нубии. Затем престол перешел к его малолетнему брату Пиопи II, с именем которого связывают наивысшее могущество VI династии.

5) Пиопи II

Правление Пиопи II (2254–2160 гг. до Р.Х.) было очень долгим — оно продолжалось 94 года (это, вероятно, было самое длительное царствование в истории). Он взошел на престол еще ребенком как соправитель Меренры I. Когда старший брат умер, Пиопи было всего шесть лет, и некоторое время страной управляла его мать Энехнес-Мерира, принадлежавшая к знатному роду Тинских князей. Она была очень энергичной женщиной и отправила несколько экспедиций вверх по течению Нила в богатую Нубию. Сын продолжал ее политику. При Пиопи египтяне встали твердой ногой в этой стране: в Нубии основываются колонии, возводятся крепости, проводятся дороги, один за другим в Египет идут караваны, груженные золотым песком, драгоценными камнями, страусовыми перьями и эбеновым деревом. В то же время Пиопи вел успешные войны на Синайском полуострове и в Палестине. Однако во второй половине его царствования, когда фараон одряхлел, стали заметны первые признаки ослабления центральной власти. Земли, принадлежавшие в прежние времена фараонам, переходят в собственность жрецов и правителей областей. Последние быстро превращаются из царских чиновников в могущественных князей, привилегии которых умножаются с каждым поколением. (Этот процесс начался еще при фараонах V династии, но при Пиопи он стал особенно заметным — богатые гробницы областных правителей недвусмысленно свидетельствуют о том, что значительная часть местных доходов уже не поступала в столицу, а оставалась в руках князей).

6) Конец Древнего царства

Сразу после смерти Пиопи II наступил крах — единый Египет распадается на несколько независимых частей («номов»), во главе каждой из которых оказывается своя княжеская династия. О приемниках Пиопи II сохранились только смутные предания. Одно из них было известно Геродоту, который включил в свою «Историю» рассказ о царице Нитокрис (Нитокриде). Она получила власть над страной после того, как заговорщики убили ее брата. Чтобы отомстить им, царица заманила убийц в подземный покой своего дворца. Во время пира она велела запереть гостей и через большой потайной канал впустить в покои воды Нила. Расправившись таким образом со своими врагами, она покончила с собой.

О смутах и анархии, охвативших Мемфис после пресечения VI династии свидетельствует история следующей VII (2155 г. до Р.Х.). Согласно Манефону, она правила всего 70 дней, но за это время успело смениться 70 царей. (Может быть, за этим загадочным сообщением скрывается олигархическое правление знати в период междуцарствия).

Власть фараонов ограничивалась Мемфисом и ближайшей округой. Здесь, согласно преданиям, в 2155–2134 гг. до Р.Х. правили фараоны VIII династии. Впрочем, никаких следов деятельности этих эфемерных правителей по сей день не обнаружено. Могущественные князья, не обращая внимания на столицу, вели между собой борьбу за власть. Успех в ней выпал поначалу на долю Гераклеопольского нома, откуда вышли фараоны IX и X царских династий (2134–2040 гг. до Р.Х.). Основателем их был могущественный князь Гераклеопольского нома Ахтой I. Человек жесткий и суровый (по словам древнеегипетского историка Манефона, «самый свирепый из правителей того времени»), он сумел в конце концов смирить князей соседних с ним номов, которые признали его власть. Однако полного единства страна при гераклеопольских фараонах так и не достигла. Один из приемников Ахтоя I — Ахтой III — распространил власть Гераклеополя на все Низовье. Но выше Гераклеополя — на юге Верхнего Египта, в Фивах, складывается в это время другое могущественное царство. Местные властители постепенно превратились из князей в южно-египетских фараонов, претендующих на власть над всей страной. Борьба между Гераклеополем и Фивами продолжалась несколько десятилетий и закончилась победой Фив.

Интерлюдия 1. Парус и корабль

Считается, что прообразы парусов появились в глубокой древности, когда человек только начал строить лодки и отважился выйти в море. В начале парусом служила просто натянутая звериная шкура. Стоявшему в лодке человеку приходилось обеими руками держать и ориентировать ее относительно ветра. Когда люди придумали укреплять парус с помощью мачты и рей неизвестно, но уже на древнейших дошедших до нас изображениях кораблей египетской царицы Хатшепсут можно видеть деревянные мачты и реи, а также штаги (тросы, удерживающие от падения назад мачту), фалы (снасти для подъема и спуска парусов) и другой такелаж. Следовательно, появление парусного судна надо отнести к доисторическим временам.

Многое свидетельствует о том, что первые большие парусные корабли появились в Египте, и Нил был первой многоводной рекой, на которой стало развиваться речное судоходство. Каждый год с июля по ноябрь могучая река выходила из берегов, заливая своими водами всю страну. Селения и города оказывались отрезанными друг от друга подобно островам. Поэтому суда были для египтян жизненной необходимостью. В хозяйственной жизни страны и в общении между людьми они играли гораздо большую роль, чем колесные повозки. Одной из ранних разновидностей египетских кораблей, появившихся около 5 тысяч лет до Р.Х., была барка. Она известна современным ученым по нескольким моделям, установленным в древних храмах. Поскольку Египет очень беден лесом, для строительства первых кораблей широко применялся папирус. Особенности этого материала определили конструкцию и форму древнеегипетских судов. Это была серповидная, связанная из пучков папируса ладья с изогнутыми кверху носом и кормой. Для предания кораблю прочности корпус стягивался тросами. Позже, когда наладилась регулярная торговля с финикийцами, и в Египет начал поступать в большом количестве ливанский кедр, дерево стало широко применяться при кораблестроении. Представление о том, какие типы судов строились тогда, дают настенные рельефы некрополя близ Саккары, относящиеся к середине 3 тыс. до Р.Х. В этих композициях реалистически отображены отдельные стадии постройки дощатого корабля. Корпуса кораблей, не имевшие ни киля (в древности это была балка, лежащая в основании днища судна), ни шпангоутов (поперечных кривых брусьев, обеспечивающих прочность бортов и днища), набирались из простых плашек и конопатились папирусом. Укреплялся корпус посредством канатов, обтягивавших судно по периметру верхнего пояса обшивки. Такие суда едва ли обладали хорошими мореходными качествами. Однако для плаванья по реке они вполне годились. Используемый египтянами прямой парус позволял им плыть только по ветру. Такелаж крепился на двуногой мачте, обе ноги которой устанавливались перпендикулярно средней линии судна. В верхней части они плотно связывались. Степсом (гнездом) для мачты служило балочное устройство в корпусе судна. В рабочем положении эту мачту удерживали штаги — толстые тросы, шедшие от кормы и носа, а в сторону бортов ее поддерживали ноги. Прямоугольный парус крепился на двух реях. При боковом ветре мачту поспешно убирали.

Корабль древних египтян

Примерно к 2600 г. до Р.Х. на смену двуногой мачте пришла применяемая и поныне одноногая. Одноногая мачта облегчала хождение под парусами и впервые дала судну возможность маневрировать. Но, вообще говоря, прямоугольный парус был ненадежным средством, которым можно было пользоваться только при попутном ветре. Основным двигателем корабля оставалась мускульная сила гребцов. По-видимому, египтянам принадлежит важное усовершенствование весла — изобретение уключин. Это сразу позволило увеличить силу гребка и скорость судна. Известно, что отборные гребцы на судах фараонов делали 26 гребков в минуту, что позволяло развивать скорость 12 км в час. Управляли такими кораблями с помощью двух рулевых весел, расположенных на корме. Позднее их стали крепить к балке на палубе, вращая которую можно было выбирать нужное направление (этот принцип управления судном с помощью поворота пера руля остается неизменным по сей день). Древние египтяне не были хорошими мореходами. На своих кораблях они не решались выходить в открытое море. Однако вдоль берега их торговые суда совершали далекие путешествия. Так в храме царицы Хатшепсут есть надпись, сообщающая о морском походе, совершенном египтянами около 1490 г. до Р.Х. в таинственную страну благовоний Пунт, находившуюся в районе современного Сомали.

Интерлюдия 2. Рычаг, блок и рампа

Уже в глубокой древности для подъема тяжестей человек стал применять простые механизмы: рычаг, ворот и наклонную плоскость. Позже к ним прибавились еще блок и винт. Эти несложные приспособления позволяли многократно увеличить мускульные усилия человека и справиться с такими тяжестями, которые при других обстоятельствах были бы совершенно «неподъемными». Принцип действия простых механизмов хорошо известен. Например, если нужно втащить груз на определенную высоту, всегда легче воспользоваться пологим подъемом, чем крутым. Причем, чем положе уклон, тем легче выполнить эту работу. Эта связь имеет четкое математическое выражение. Если наклонная плоскость имеет угол d, то втащить груз по ней будет в 1/sin d легче, чем поднять его вертикально. Если угол составляет 45 градусов наше усилие будет в 1,5 раза меньше, если 30 градусов — в два раза меньше, при угле в 5 градусов мы потратим в 11 раз меньше усилий, а при угле в 1 градус — в 57 раз! Правда, все, что выигрывается в силе, теряется в расстоянии, ибо во сколько раз уменьшается наше усилие, во столько же раз возрастает расстояние, на которое придется тащить груз. Однако в тех случаях, где время и расстояние не играют большой роли, а важна сама цель — поднять груз с наименьшим усилием, там наклонная плоскость оказывается незаменимым помощником. Другим простым механизмом — рычагом наши далекие предки постоянно пользовались для того, чтобы приподымать и сдвигать с места тяжелые камни и бревна. Рычаг позволяет достигнуть многократного выигрыша в силе самыми простыми и доступными средствами. Положив длинный и крепкий шест на обрубок полена (опору) и подсунув второй конец его под камень, человек превращал шест в простейший рычаг. В этой ситуации на камень начинали действовать два вращающих момента: один от веса камня, а другой — от руки человека. Для того что бы камень сдвинулся с места «подталкивающий» момент от мускульной силы человека должен быть больше «прижимающего» от веса камня. Момент, как известно, равен произведению приложенной силы на длину плеча рычага (в данном случае плечо — это расстояние от конца шеста (точки приложения силы) до полена (точки опоры)). Легко подсчитать, что если плечо, на которое давит человек в 15–20 раз длиннее того, которое подсунуто под камень, то сила человека соответственно тоже возрастает в 15–20 раз. То есть человек, не очень напрягаясь, может сдвинуть камень весом в тонну! Неподвижный блок — третий механизм, получивший распространение в древности — представляет собой колесо с желобом, ось которого жестко прикреплена к стене или потолочной балке. Перекинув через колесо веревку и прикрепив ее противоположный конец к грузу, можно поднять его на высоту крепления блока. Неподвижный блок не дает выигрыша в силе, но зато предоставляет возможность изменить ее направление, что зачастую при подъеме тяжестей тоже имеет огромное значение.

Деревянный блок древних египтян (Лейденский музей).

При всей своей примитивности простые механизмы многократно расширяли возможности древнего человека. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о гигантских постройках древних египтян. Например, пирамида Хеопса имела высоту 146 м. Подсчитано, что для ее возведения потребовалось 23300000 каменных глыб, каждая из которых весела в среднем около 2,5 тонн. Но и это был не предел — при строительстве храмов египтяне транспортировали, поднимали и устанавливали колоссальные обелиски и статуи, вес которых составлял десятки и сотни тонн! Какие же механизмы использовали эти древние строители для того чтобы поднимать на огромную высоту исполинские глыбы и статуи? Оказывается все это можно сделать с помощью тех же простых устройств — блока, рычагов и наклонной плоскости. Колоссальные статуи и каменные глыбы перетаскивались на массивных салазках, которые тянуло большое количество людей. Каждый из работавших имел веревку, переброшенную через плечо. Под салазки подкладывались катки, которые после протаскивания груза подбирались и снова подкладывались под полозья. Для преодоления препятствий салазки приподнимались с помощью рычагов. В качестве них употребляли стесанные бревна. Упорами служили специально изготовленные клинья разного размера. Работа сопровождалась музыкой. Главным подъемным приспособлением египтян была наклонная плоскость — рампа. Остов рампы, то есть ее боковые стороны и перегородки на небольшом расстоянии друг от друга пересекавшие рампу, строились из кирпича; пустоты заполнялись тростником и ветвями. По мере роста пирамиды рампа надстраивалась. По этим рампам камни тащили на салазках таким же образом, как и по земле, помогая себе при этом рычагами. Угол наклона рампы был очень незначительным — 5 или 6 градусов. Таким образом, например, наклонная дорога к пирамиде Хафра при высоте подъема в 46 метров имела длину около полукилометра. Соответственно, для сооружения более высоких пирамид приходилось строить рампу еще длиннее.

Подъем статуй с помощью блока.

К иным приемам прибегали при подъеме длинных каменных глыб и статуй. Для этого применяли блоки. Однако поднять с помощью блоков огромные камни, какими являлись обелиски до 300 тонн весом и гигантские статуи царей, достигавшие 1000 тонн веса, невозможно. Для установки таких статуй и обелисков приходилось проводить значительную подготовительную работу. В качестве подъемного приспособления здесь опять выступала наклонная плоскость — рампа. Прежде всего по обе стороны пьедестала возводились каменные стены. К одной из них пристраивалась наклонная плоскость, высотой несколько меньше, чем высота устанавливаемого обелиска. Все четыре стены рампы образовывали как бы кирпичный колодец. В одной из стен его на уровне земли делался сквозной коридор. Все пространство внутри засыпалось песком. Затем по наклонной плоскости втаскивали основанием вперед законченный обелиск. После этого через коридор в стене начинали выносить песок, и обелиск под собственной тяжестью начинал плавно опускаться на пьедестал, постепенно принимая вертикальное положение. После установки стена и рампа разбирались.

Интерлюдия 3. Металлургия бронзы

В конце 3 тысячелетия до Р.Х. древние мастера начали использовать свойства сплавов, первым из которых стала бронза. На открытие бронзы людей должна была натолкнуть случайность, неизбежная при массовом производстве меди. Некоторые сорта медных руд содержат незначительную (до 2 %) примесь олова. Выплавляя такую руду, мастера заметили, что медь, полученная из нее, намного тверже обычной. Оловянная руда могла попасть в медеплавильные печи и по другой причине. Как бы то ни было, наблюдения за свойствами руд привели к освоению значения олова, которое и стали добавлять к меди, образуя искусственный сплав — бронзу. При нагревании с оловом медь плавилась лучше и легче подвергалась отливке, так как становилась более текучей. Бронзовые инструменты были тверже медных, хорошо и легко затачивались.

Металлургия бронзы позволила в несколько раз повысить производительность труда во всех отраслях человеческой деятельности. Само производство инструментов намного упростилось: вместо того, чтобы долгим и упорным трудом оббивать и шлифовать камень, люди наполняли готовые формы жидким металлом и получали результаты, которые и во сне не снились их предшественникам. Техника литья постепенно совершенствовалась. Сначала отливку производили в открытых глиняных или песчаных формах, представлявших собой просто углубление. Их сменили открытые формы, вырезанные из камня, которые можно было использовать многократно. Однако большим недостатком открытых форм было то, что в них получались только плоские изделия. Для отливки изделий сложной формы они не годились. Выход был найден, когда изобрели закрытые разъемные формы. Перед литьем две половинки формы крепко соединялись между собой. Затем через отверстие заливалась расплавленная бронза. Когда металл остывал и затвердевал форму разбирали и получали готовое изделие. Такой способ позволял отливать изделия сложной формы, но он не годился для фигурного литья. Но и это затруднение было преодолено, когда изобрели закрытую форму. При этом способе литья сначала лепилась из воска точная модель будущего изделия. Затем ее обмазывали глиной и обжигали в печи. Воск плавился и испарялся, а глина принимала точный слепок модели. В образовавшуюся таким образом пустоту заливали бронзу. Когда она остывали, форму разбивали. Благодаря всем этим операциям мастера получили возможность отливать даже пустотелые предметы очень сложной формы. Постепенно были открыты новые технические приемы работы с металлами, такие как волочение, клепка, пайка и сварка, дополнявшие уже известные ковку и литье.

Бронзовый котел с приклепанными ручками и приваренными отлитыми ножками.

С развитием металлургии бронзовые изделия повсюду стала вытеснять каменные. Но не нужно думать, что это произошло очень быстро. Руды цветных металлов имелись далеко не везде. Причем олово встречалось гораздо реже, чем медь. Металлы приходилось транспортировать на далекие расстояния. Стоимость металлических инструментов оставалась высокой. Все это мешало их широкому распространению. Бронза не могла до конца заменить каменные инструменты. Это оказалось под силу только железу.

Интерлюдия 4. Колесница

Древнеегипетская колесница.

Крупным шагом вперед в развитии те хники передвижения стало изобретение колеса со ступицей, насаживавшегося на неподвижную ось. В этом случае колеса вращались независимо друг от друга. А чтобы колесо меньше терлось об ось, ее стали смазывать жиром или дегтем. Стараясь сделать колесо более легким, в нем выпиливали вырезы, а для жесткости укрепляли поперечными скрепами. Ничего лучшего в эпоху каменного века придумать было нельзя. Но после открытия металлов стали изготавливать колеса с металлическим ободом и спицами. Такое колесо могло вращаться в десятки раз быстрее и не боялось ударов о камни. Запрягая в повозку быстроногих лошадей, человек значительно увеличил скорость своего передвижения.

Интерлюдия 5. Подливное водяное колесо

В истории человечества водяным двигателям принадлежит особая роль. На протяжении многих веков они были главным источником энергии в производстве, поскольку очень просты по своей конструкции, не требуют топлива и имеют сравнительно высокий КПД. Первые нижнебойные (или подливные) водяные колеса стали использоваться еще в глубокой древности. Для их функционирования не надо строить каналы или плотины. Принцип действия простейшего водяного двигателя заключается в том, что подтекающая под колеса вода ударяет в лопатки, заставляя их вращаться. Колесо насаживалось на вал, который вращался вместе с ним. Энергию вращающегося вала можно было передать дальше и использовать по назначению.

2. Среднее царство

1) Одиннадцатая династия. Начало эпохи Среднего царства

Основателем XI династии (2133–1991 гг. до Р.Х.) был могущественный фиванский князь Ментухотеп I (2133–2117 гг. до Р.Х.), при котором фиванский ном распространил свою власть на весь Южный Египет. Его сын Иниотеф I (2133–2118 гг. до Р.Х.)первым присвоил себе царские почести и титул. Он и его сын Иниотеф II (2118–2069 гг. до Р.Х.) сильно потеснили своих соперников гераклеопольских фараонов, продвинули границу к северу, завладели Абидосом и всем Тинским номом. Таким образом, Фиванское царство стало простираться от Абидоса до Элефантина. О приемниках двух первых Иниотефов мы знаем мало. При Ментухотепе II (2061–2010 гг. до Р.Х.)власть Фив распространилась на всю страну. Династия гераклеопольских фараонов пала. Вековая эпоха распада закончилась. С этого времени Египет вновь начинает усиливаться. Ментухотеп II вел успешные войны в Нубии и возобновил обширную строительную деятельность, что свидетельствовало о значительном усилении царской власти.

2) Двенадцатая династия

При каких обстоятельствах XII династия (1991–1785 гг. до Р.Х.) сменила предшествующую XI не известно. Новые цари так же имели фиванское происхождение и числили Иниотефа I среди своих предков. Они, однако, перенесли столицу из Фив поближе к древнему Мемфису, в город, носивший многозначительное название «Забравший обе земли» (Иттауи). После долгого перерыва эти фараоны возобновили строительство пирамид, которые, правда, возводились теперь не из камня, а из кирпича-сырца. Родоначальник династии мудрый Аменемхет I (1991–1962 гг. до Р.Х.) сделал общегосударственным культ своего бога-покровителя Амона. (В дальнейшем это божество было отождествлено со старинным богом Ра и заняло центральное место в египетском пантеоне). При его сыне Сенусерте I (1971–1926 гг. до Р.Х.) египтяне вели успешные войны с внешними врагами, воздвигали грандиозные храмы и сооружали каналы (так при Сенусерте был прорыт большой канал между Нилом и Красным морем). Тогда же был составлен исчерпывающий свод законов.

Наивысшего могущества династия достигла при фараоне Сенусерте III (1878–1841 гг. до Р.Х.). Он распространил пределы своей державы на юге вплоть до вторых нильских порогов, а на севере — до границ Палестины и вел удачные войны в Сирии. Его сыну Аменемхету III (1844–1797 гг. до Р.Х.) удалось сломить могущество номовой аристократии. (По крайней мере, с этого времени цепь гробниц областных правителей, дотоле непрерывная, внезапно обрывается). Время его правления было эпохой мира и процветания, о чем свидетельствует дошедшие до нас многочисленные следы крупномасштабных строительных и оросительных работ. В эти годы бурно расцветают литература и искусство. (Позже язык и литературные произведения этого времени рассматривались египтянами как классические). О приемниках Аменемхета III — Аменемхете IV (1798–1789 гг. до Р.Х.) и царице Нефрусебек (1789–1785 гг. до Р.Х.) (последних представителях династии) — нам ничего не известно.

3) Тринадцатая и Четырнадцатая династии

XIII династия (1785–1650 гг. до Р.Х.)по Манефону происходила из Фив и была очень многочисленна. Туринский список приводит длинный перечень имен фараонов, занимавших трон на протяжении ста с небольшим лет. Многие из них царствовали меньше года, а некоторые — всего несколько дней. Все это говорит о смутах и неурядицах — престол сделался игрушкой в руках противоборствующих сил, и цари свергались один за другим. Центральная власть слабеет, в некоторых областях появляются свои собственные царские династии. Так в Ксойсе (в Дельте) официально правили фараоны XIV династии (1715–1650 гг. до Р.Х.). Однако полного распада страны, как это было после пресечения 6-й династии, не произошло. Смертельный удар слабеющему государству был нанесен извне. Около 1650 г. до Р.Х. Египет захватили пришельцы с востока, которых Манефон именует «гиксосами».

4) Нашествие гиксосов

Загадочный народ гиксосов происходил, по-видимому, из Сирии и был семитским по своему языку. Около 1650 г. до Р.Х. гикосы завоевали весь Нижний Египет. Манефон так описывал это нашествие: «Пришли нечаянные люди низкого происхождения с восточной стороны, обладавшие достаточной смелостью, чтобы идти походом на нашу страну, и насильно покорившие ее без всякой битвы. И после того, как они подчинили наших правителей, они варварски сожгли наши города и разрушили храмы богов и поступили со всеми жителями самым враждебным образом: некоторых они убили, а у других увели в рабство жен и детей…». Впрочем, этот жестокий разгром сопровождал только первые годы владычества гиксосов. Вскоре они избрали из свой среды царя Шалика (1650–1634 гг. до Р.Х.). Сначала он жил в Мемфисе и заставил как Верхний, так и Нижний Египет платить ему дань, а во всех наиболее подходящих местах поместил свои гарнизоны. Главной своей крепостью Шалик сделал небольшой город Авар, расположенный в Саисском номе на восток от нильского рукава. Он перестроил его и сильно укрепил. Туда Шалик являлся каждое лето, частью затем, чтобы собрать жатву и уплатить солдатам жалование, а частью для того, чтобы муштровать своих воинов и тем устрашать чужеземцев. Вскоре он принял традиционные титулы египетских фараонов.

5) Господство гиксосов

Непосредственное правление гиксосские фараоны осуществляли только на севере. На юге, в Фивах, во все время их владычества царствовала своя собственная XVII династия (1650–1552 гг. до Р.Х.), иногда подчинявшаяся гиксосам, а иногда воевавшая с ними.(Еще южнее, возможно в Куше, в 1650–1540 гг. правила загадочная, XVI династия, как можно предположить, имевшая гиксосское происхождение). Среди потомков Шалика наиболее могущественными фараонами были Хиан (1612–1592 гг. до Р.Х.) и Апопи I (1592-? гг. до Р.Х.). Их владения простирались от первых нильских порогов на юге, до Евфрата на севере и включали в себя кроме Египта Сирию и Палестину. Приемники Апопи I не сумели сохранить это влияние. При Апопи II (?-1551 гг. до Р.Х.) гиксосам пришлось иметь дело с возросшим могуществом фиванских фараонов. Ок. 1552 г. до Р.Х. фиванцы взяли столицу гиксосов Авар и изгнали захватчиков из Египта.

6) Семнадцатая династия

Судя по бедным памятникам XVII в. до Р.Х., фиванские правители поначалу влачили весьма жалкое существование. Но постепенно силы их окрепли, и в первой половине XVI в. до Р.Х. они смогли возглавить национальную борьбу египтян против захватчиков. Война началась при фараоне Секненре-Таа II (1573–1558 гг. до Р.Х.), который выступил против гикосского фараона Апопи II, но потерпел поражение и сам погиб в бою. Его сын Камос (1558–1552 гг. до Р.Х.) тем не менее решил продолжать борьбу. Как следует из царской надписи в храме Амона, фараон созвал сановников и объявил, что не в состоянии дальше делить власть над Египтом с гиксосами и намерен освободить страну от иноземного ига. Однако вельможи отклонили царский призыв к войне с севером. Не встретив поддержки со стороны сановников Камос наперекор им «по приказу» бога Фив Амона все-таки выступил против поработителей, и успех за успехом вел его начинания. Прежде всего он разгромил союзника гиксосского царя князя Тети. Потом нанес поражение самим гиксосам. Их фараон Апопи II отступил в свою столицу Авар. Египтяне начали осаду города, не смогли его захватить, но зато предали разгрому все его окрестности. Вообще, Камос предстает перед нами в своих надписях безжалостным мстителем: он приказывает смести с лица земли дружественные азиатам города и страшно опустошает среднюю часть страны. Апопи II умолял о помощи другого гиксосского царя, правившего в Куше, но поддержка с этой стороны так и не пришла. Камос с триумфом возвратился в Фивы, где его встретил ликующий народ. Вскоре после этого он умер. Его дело завершил брат Яхмос (1552–1527 гг. до Р.Х.), который считается основателем XVIII династии.

Интерлюдия 6. Иероглифическое письмо

Когда возникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль или понятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, которая совершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатому изображению (например, таких понятий как бодрость, храбрость, зоркость, хороший сон, небесная лазурь и т. п.). Поэтому уже на ранней стадии истории письма в число пиктограмм стали входить особые условные значки, обозначающие определенные понятия (например, знак скрещенных рук символизировал обмен). Такие значки называются идеограммами.

Идеографическое письмо возникло из пиктографического, причем можно вполне отчетливо представить себе, как это произошло — каждый изобразительный знак пиктограммы стал все более обособляться от других и связываться с определенным словом или понятием, обозначая его. Постепенно этот процесс настолько развился, что примитивные пиктограммы утратили свою прежнюю наглядность, но зато обрели четкость и определенность. Процесс этот занял долгое время, быть может, несколько тысячелетий. Высшей формой идеограммы стало иероглифическое письмо. Впервые оно возникло в Древнем Египте.

Египетские иероглифы — пример высокоразвитого идеографического письма. Знаки обозначали не только предметы и действия, но также сложные абстрактные понятия, признаки предметов и признаки действий.

Позже иероглифическая письменность была широко распространена на Дальнем Востоке — в Китае, Японии и Корее. С помощью идеограмм можно было отразить любую, даже самую сложную и отвлеченную мысль. Однако для не посвященных в тайну иероглифов смысл написанного был совершенно непонятен. Каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков. Реально на это уходило несколько лет постоянных упражнений. Поэтому писать и читать в древности умели немногие.

Любая развитая идеографическая письменность содержит в себе элементы слогового письма. Например, в Древнем Египте наряду со значками, обозначавшими целые понятия и слова, существовали и другие знаки, обозначавшие слоги и даже отдельные звуки. Потребность в таких знаках очевидна, так как не все можно выразить в виде изображений (прежде всего это касается личных имен). В этих случаях египтяне превращали слова-иероглифы в буквы-иероглифы, из которых и составлялись слова, подлежащие передаче на письме согласно их звучанию. Например иероглиф хт — изображение дома — сделался двухбуквенным иероглифом, обозначающим звук [хт], иероглиф мн — изображение шахматной доски — стал иероглифом, обозначающим два звука [мн] и т. д. На первых порах значение фонетических иероглифов было вспомогательным, но со временем их роль все более возрастала и в последние века существование египетской письменности значение фонетических иероглифов стало господствующим. Но к чисто фонографическом письму (то есть, такому, где каждый знак обозначает отдельный звук или букву) египтяне так и не перешли. Это важное усовершенствование было сделано в письме других народов.

Имена царей «Птолемей» и «Клеопатра», записанные иероглифами. Каждый знак обозначает отдельную букву.

Люди далеко не сразу научились членить свою речь на простые элементы — звуки (фонемы). Гораздо легче речь делится на отдельные слоги. Поэтому во 2 тыс. до Р.Х. сложилось несколько видов письма, в которых каждый знак обозначал отдельный слог (это письмо называется слоговым; классические примеры его — критское (минойское) письмо и письмо майя).

Интерлюдия 7. Боги Древнего Египта

В каждом египетском номе складывался свой пантеон и культ богов. Вокруг них формировались местные циклы мифов. В дальнейшем почитание некоторых божеств сделалось общеегипетским. Другие сохранили сугубо местное значение. Часто бывало и так, что к одному и тому же божеству в разных номах существовало различное (иногда до противоположности) отношение. Вследствие этого, дошедшие до нас сказания о египетских богах представляют из себя причудливое собрание мифов, не связанных между собой единством сюжета и действующих лиц. Это — не фрагменты некоего грандиозного целостного произведения, а отдельные повествования.

Борьба правителей отдельных номов завершилась образованием двух государств — Нижнего Египта (район нильской дельты) и Верхнего Египта (Южная часть нильской долины). В конце 4 тыс. до Р.Х. один из фараонов (царей) Верхнего Египта завоевал Дельту. Кто был этот царь — не известно. Можно утверждать только, что победители почитали верховным богом Гора, а побежденные — Сета. В результате Гор в позднейших общеегипетских мифах стал наделяться всеми возможными добродетелями, а Сет превратился в злобного бога пустыни, носителя зла.

В последующие века могущество фараонов неуклонно возрастало. В XXVII–XXVI вв. до Р.Х., в годы правления Третьей династии, оно сделалось абсолютным. Разбирая религиозные представления этой поры, следует помнить, что отношения к фигуре царя в глубокой древности существенно отличались от тех, что бытуют в наше время. Фараон для жителей Египта был не просто человеком, обличенным высшей государственной властью. Его воспринимали как воплощение бога, как сына бога или даже как подлинного живого бога. В руках фараона сосредотачивалась власть не только над людьми, но и над стихиями. Поэтому с личностью фараона связывалось множество магических обрядов, от которых напрямую зависело благополучие страны и народа. Он совершал торжественный обход белой стены Мемфиса, предохраняя Египет от вражеских козней. Весной фараон проводил первую борозду плугом, чтобы пробудить силы земли. Он бросал в Нил папирус с приказом о начале разлива. Зримым подтверждением колоссального могущества фараонов по сей день остаются знаменитые египетские пирамиды, строительство которых началось при правителях Третьей династии. Погребая под этими исполинскими сооружениями своих умерших владык, современники старались и после смерти обеспечить для них существование достойное бога.

На основании материалов, полученных в результате раскопок, мы имеем достаточно точные сведения о том, как представляли себе египтяне потустороннюю жизнь. Они верили, что человек помимо физического тела (оно называлось хат — этим словом обозначали все то, чему присуще разложение) обладал еще и несколькими душами. Прежде всего с телом особым образом был связан ка — духовный двойник человека, его жизненная сила. Ка рождался и рос вместе с человеком, имел его недостатки и достоинства. Он мог существовать и независимо от физического тела, свободно перемещаться по земле или возноситься на небо и там беседовать с богами. Египтяне полагали, что ка мог есть, пить, наслаждаться ароматами благовоний. Наконец существовало еще ба, или высшее сознание в человеке, вместилище его чистых идей. Ба обитало в ка и обладало способностью становиться телесным или бестелесным, однако считалось, что по природе и веществу оно было эфирной субстанцией. В некотором роде оно являлось вместилищем жизни и при его возвращении в тело, оно оживало. После смерти фараона тело его пребывало в преисподней, ба — на небе, куда, куда оно отлетало, стремясь воссоединиться с первоисточником жизни — Солнцем-Ра, а дух ка жил в гробнице. В следствие этого, основной целью заупокойного ритуала являлось магическое воскрешение хат умершего. Для этого следовало, во-первых, сохранить тело в таком состоянии, чтобы ба и ка могли с ним соединяться; во-вторых, обеспечить существование ка в гробнице, а, в-третьих, найти душу ба, вернуть ее в тело и оживить последнее. Все это достигалось мумификацией трупа, сооружением гробницы, жертвоприношениями и особыми погребальными ритуалами.

Строительство гробницы было главной заботой тех египтян, средства которых позволяли иметь собственный вечный дом. Фараоны начинали строить пирамиду с первых дней правления, а многие вельможи в древнеегипетских документах указывали на сооружение усыпальницы как на важнейшее событие своей биографии. Поэтому надо помнить, что гробница для египтян была не саркофагом, не склепом в нашем смысле слова, а — домом. Художники и скульпторы стремились изобразить на ее стенах покойника в лучшие годы его жизни, в расцвете сил. Его окружали портреты жены, детей, слуг. На стенах тянулись красочные картины пиров, плясок, жертвоприношений; живопись воспроизводила виллы и зернохранилища, камыши и птиц, стада коров и овец. Все это, по глубокому убеждению египтян, в известные моменты оживало, и покойник попадая в привычную обстановку, мог наслаждаться вечным счастьем в своей гробнице-доме.

Боги играли в жизни египтян огромную роль. Многочисленные изображения в гробницах и храмах, а также позднейшие тексты вводят нас в пестрый и яркий мир египетских мифов. Наиболее значительные из них — это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Они дошли до нас в нескольких редакциях, наиболее древняя из которых — мемфисская.

Считалось, что изначально мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод — Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Творцом всего сущего в Мемфисе считали Птаха. В другом важном центре — Гелиополе (сами египтяне называли этот город Иуну) эта роль отводилась поначалу Атуму, а потом — Ра.

Нун. Этот египетский бог один из древнейших и наиболее загадочный. Принято считать, что Нун олицетворял первородный водный хаос, из которого произошло все сущее, а прежде всего — божества. В нем соединялись три ипостаси: творца Вселенной, отца богов и духовной силы. В некоторых мифах Нун обретает облик первого бога, сотворившего свою жену Наунет, олицетворявшую небо. Этой парой богов были рождены другие боги. Нередко Нуна называли «отцом богов».

Птах. Относился к числу наиболее древних богов и был всевышним покровителем Мемфиса. В период Древнего царства он считался главным богом Египта. Мемфисцы верили, что он породил богов, создал города, основал храмы и учредил жертвоприношения. Позже Птаха отождествляли со многими другими богами, прежде всего с Нуном. Обычно его изображали в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем все его тело, кроме кистей рук. Он считался покровителем ремесел, искусств, а также богом истины и справедливости.

Атум. В раннем гелиопольском цикле Атум — бог солнца и создатель мира. Его изображали человеком с двойной короной на голове и награждали эпитетом «владыка обоих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта. Согласно мифу, Атум «создавший сам себя», возник из первобытного хаоса — Нуна (которого иногда называют отцом Атума) как первозданный холм. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя), Атум родил, выплюнув изо рта, богов близнецов воздух — Шу и влагу Тефнут, от которых произошли земля Геб и небо Нут. Впоследствии Атум стал рассматриваться как одна из ипостасей бога Ра. Во многих текстах Атум называется вечерним, заходящим солнцем.

Египтяне почитали несколько солнечных богов. Утреннее солнце они называли Хепри. «Зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее — Атум. Сам по себе солнечный диск именовался особо: Атон. Скорее всего эта множественность объясняется наложением друг на друга различных традиций. Наиболее известный солнечный бог — Ра далеко не сразу приобрел первенство в небесном пантеоне. Произошло это только в середине III тыс. до Р.Х., когда возвысилась Пятая династия Древнего царства, происходящая из Гелиополя. Тогда отправление культа Ра сделалось особенно торжественным и пышным, а титул «сын Ра» стал неотъемлемой принадлежностью имени каждого фараона.

С этого времени Ра был окончательно признан создателем мира и людей. Но каким образом возник он сам? В одном из мифов говорится, что из первозданных вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя — солнце-Ра, «осветившее землю, пребывающую во мраке». В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун».

Ра принадлежала главная роль в поддержании космического миропорядка. Существовало представление, согласно которому небо — это водная поверхность, небесный Нил, по которому солнце днем обтекает землю. Каждое утро Ра выплывает на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу и своими острыми лучами прогоняя демонов. Со своей барки Ра видит все, что делается на земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения, а бог мудрости Тот, являющийся его верховным сановником, пишет указы и запечатывает письма. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет, отправляется в подземный мир вечного мрака и плывет со своей свитой по подземному Нилу. Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться с демонами, главным из которых считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло.

Тот. Бог мудрости, счета, письма, магии и чародейства. Центром его культа считался город Гермополь (Шмун). Тота называли «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой папируса». Верили, что он владеет всеми знаниями — человеческими и божественными. При сотворении мира именно он был тем, кто выразил в словах волю неведомой созидающей Силы и произнес эти слова так, «что возник мир». Тота изображали человеком с головой ибиса. На рисунках он часто держит пальмовую ветвь — символ его власти над временем. Ведь именно он первый выделил годы, месяцы и дни, ведя им счет. Он научил людей отмечать дни рождения и смерти, а также вести летописи. Особо почитали Тота представители интеллектуальных профессий. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя. Ему также принадлежала ведущая роль в культе мертвых. В античное время функции Тота унаследовал греческий бог Гермес. А в мистическом плане соединение Гермеса с Тотом привело к образу мага и волшебника Трисмегиста («трижды величайшего»), имя которого было особенно популярно у средневековых чернокнижников, алхимиков и астрологов.

Апоп. Огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Считалось, что Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинал плаванье по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивал из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра неизменно выходил победителем и заставлял его изрыгнуть воду обратно.

В эпоху, последовавшую после распада Среднего царства (в XVIII–XVI вв. до Р.Х.), культ Ра стал постепенно приходить в упадок. Каждый правитель нома старался связать этот образ с местным солнечным богом. Ра стали отождествлять с Гором, Амоном, Птахом, Осирисом. Этот процесс нашел свое отражение в более поздних мифах, повествующих о том как Ра ушел на покой, переуступив свою власть более молодым богам. Рассказывают, что когда Ра состарился («его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури»), люди перестали почитать бога-отца и даже «замыслили против него злые дела». Тогда Ра созвал совет богов во главе с прародителем Нуном, на котором было решено наказать непокорных. На них напустили любимую дочь Ра — Сехмет. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить ее. Однако богиня, разъяренная вкусом крови, не унималась. Тогда ее хитростью напоили красным вином, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив своим заместителем внука — бога земли Геба (который считался сыном Шу и Тефнут) — отстранился от земных дел.

Шу. В гелиопольском цикле сын Ра, бог воздуха, разделяющий землю и небо. Обычно изображался человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которым он поддерживает небо над землей. Он также считался одним из судей над умершими.

Тефнут. В гелиопольском цикле дочь Ра, богиня влаги. Иногда ее именовали Хатор. Один из мифов сообщает, что Тефнут-Хатор поссорилась с отцом Ра, царствовавшем тогда в Египте, и в образе львицы удалилась в Нубию. В стране наступила сильная засуха. Чтобы вернуть дочь в Египет Ра послал за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павианов. Они сумели увлечь ее за собой пением и танцами. Вернувшись в Египет, Тефнут вступила в брак со своим братом Шу. Засуха кончилась, природа вновь возродилась. Праздник возвращения любимой дочери Ра каждый год отмечался в Египте с большим размахом. В египетских календарях он назывался «днем виноградной лозы и полноты Нила». Подобно Шу и Тоту население встречало богиню песнями и плясками.

Геб. В гелиопольском цикле воплощение земли. Сын Шу и Тефнут. Считалось, что Геб — добрый бог; он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут все необходимые людям растения, из него выходит вода. Он также играл важную роль в заупокойном культе и считался одним судей в царстве мертвых. Одно время Геб почитался как правитель Египта. Он принял престол от Ра, а от него трон перешел Осирису.

Нут. Дочь Шу и жена-сестра Геба. В гелиопольском цикле — небесная корова, особо почитаемая в Египте как олицетворение неба, точнее сказать — космоса. В «Текстах пирамид» ей посвящены следующие возвышенные строки: «Могуче сердце твое…, о Великая, ставшая небом… Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит перед тобою — ты охватила ее, окружила ты и землю, и все вещи своими руками». Детьми Нут считались звезды, движением которых она управляла. Нут ежедневно проглатывала их, а потом рождала снова. Согласно одному из мифов, Геб поссорился с пожиравшей детей Нут, и Шу разъединил супругов, оставив Геба внизу, а Нут подняв наверх.

Богиня неба Нут, изогнувшаяся над землей — Гебом. Рисунок на папирусе. Ок. 1000 г. до Р.Х. Лондон. Британский музей.

Сехмет. Богиня войны и палящего солнца. Дочь Ра и жена Птаха. Изображалась в виде женщины с головой львицы. Считалось, что Сехмет находится во время битвы рядом с фараоном и повергает врагов к его ногам. Ее вид наводит ужас на противника, а пламя ее дыхания уничтожает все. Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека, напустив на него болезнь. Вместе с тем, она считалась богиней-целительницей, покровительницей врачей.

Культ Геба никогда не имел в Египте такого значения как культ Ра. Гораздо большей популярностью пользовался его сын Осирис. О его рождении миф повествует следующее. Геб вступил в тайную связь со своей сестрой богиней неба Нут, но связь эта была открыта ревнивым Ра, который проклял Нут и объявил, что она не сможет разрешиться от бремени ни в одном из месяцев года. Однако бог мудрости Тот, тоже влюбленный в богиню, в награду за ее благосклонность к нему, стал играть в шашки с Луной и каждый раз выигрывал 1/70 часть ее света. Эти части, сложенные вместе, составили пять дней, которые он и добавил к 360 дням прежнего года. В первый из этих дней Нут родила Осириса, и в момент его прихода в мир некий голос возвестил, что «родился властелин всей земли». Во второй день родился Хор. На третий день в мир пришел Сет. (Он не появился как положено в свое время, а вышел из бока матери через рану, которую нанес ей). На четвертый день в болотах Дельты родилась Исида, а в последний — Нефтида. Позже Сет взял в жены Нефтиду, а Осирис — Исиду.

Происходившие от богов дети Нут поначалу должны были жить на земле среди людей как простые смертные, хотя и заняли здесь далеко не последнее положение. Осирис унаследовал от Геба власть над Египтом. Он был мудрый правитель — следуя его наставлениям народ вышел из нищеты и варварства. Осирис научил египтян земледелию, садоводству и виноделию, врачебному искусству и строительству городов, дал им основной свод законов. Он также обучил их почтительности к богам, которой они раньше не имели, и культовому служению. Когда Египет благодаря Осирису стал процветающей и преуспевающей страной, брат Сет задумал лишить его власти и при помощи хитрости убил Осириса.

Произошло это следующим образом. В то время как Осирис выступил походом в Азию, Сет приказал сделать роскошно украшенный ящик. Когда, одержав победу, Осирис вернулся домой и устроил пир, к нему явился Сет со своими сторонниками, принеся этот причудливо украшенный ящик. Сет объявил, что подарок достанется тому, кому он придется в пору (а саркофаг был специально построен по мерке Осириса). Ничего не подозревавший Осирис лег в ящик. Сет со своими приспешниками быстро захлопнул крышку и заколотил ее. Ящик бросили в воды Нила. Однако, Исида сумела разыскать саркофаг с телом мужа и спрятала его в потаенном месте в дельте Нила. Сет узнал об этом. Он разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по разным частям Египта. С немалым трудом Исида опять собрала их. Ра, сжалившись над ней, послал на землю шакалоголового бога Анубиса. Тот собрал члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. После этого Исида в виде соколицы опустилась на труп мужа и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Вероломный Сет долго разыскивал племянника, чтобы убить, но без результата. Исида вскормила и воспитала сына, скрываясь от всего мира в болотах Дельты. Когда Гор вырос и возмужал, он вызвал обидчика на суд богов и потребовал вернуть ему наследство Осириса.

Суд проходил на заповедном Внутреннем острове, причем Исиде запретили туда являться. Но она приняла образ старухи и подкупила перевозчика золотым кольцом, после чего тот переправил ее на остров. Здесь Исида превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну. Боги вынесли решение в пользу сына Осириса. Гор стал новым царем Египта и сумел воскресить отца, дав ему проглотить свое волшебное око. Однако Осирис не пожелал возвращаться на землю — он остался в Преисподней царем мертвых, предоставив Гору царствовать над живыми.

Исида. Первоначально Исида почиталась в северной части дельты Нила, где центром ее культа был город Буто. Тогда она рассматривалась как богиня неба, но потом, в гелиопольском цикле, эта роль перешла к ее матери Нут. В классический период Исида считалась богиней материнства, плодородия, семьи, воды, ветра и магии. Она в совершенстве владела магическим искусством, а потому ее знания и чары должны были служить надежной защитой для тех, кому она покровительствует. Популярность магии в египетском обществе сопровождалась широким распространением культа Исиды. Почти на всех магических предметах — амулетах — ставилось ее имя. Хотя Исида действует во многих мифах, наиболее значительную роль она играет в цикле, связанном с Осирисом. Отношение Исиды к Осирису и Гору считалось в Египте, а затем и в античном мире, поучительным примером семейных добродетелей. На протяжении многих поколений на Исиду смотрели как на идеал любящей жены и матери. Любопытно, однако, что такое восприятие богини сложилось не сразу. Сохранилось глухое воспоминание об Исиде, выступающей на стороне Сета, которого она защищает как своего брата и кровного родственника. В этом варианте мифа Гор, разъяренный предательством матери, отрубает ей голову.

Ни одно египетское божество не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как Исида. Со II в. до Р.Х. ей воздвигались храмы в Риме, Помпеях, Беневенте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе Исиды в Галлии, Испании, Британии. Причем, в отличие от Египта, она играла здесь самостоятельную роль, совершенно оттеснив на задний план своего супруга Осириса. Культ Исиды в немалой степени повлиял на христианскую догматику и искусство. Считается, что образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором.

Гор. Один из древнейших египетских богов. Его изображали в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями. После объединения Египта он стал олицетворением царской власти. В древности Гор считался сыном Ра и его ближайшим помощником. На рельефах храма Гора в городе Эдфу Гор, стоящий на носу ладьи Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворение сил зла — крокодилов и гиппопотамов. В более поздних мифах Гор превратился в сына Осириса и мстителя за его смерть. Впрочем, функции его от этого не изменились. Он почитался как светоносный бог, который вступает в схватку с силами зла и охраняет власть фараона.

Сет. Бог пустыни. Культ Сета был широко распространен в период Древнего и Среднего царства. В то время он еще не являлся воплощением зла и коварства, а напротив, его наделяли доблестью и силой. Сету приписывалось спасение Ра от чудовищного змея Апопа, которого он поразил своим гарпуном. В период господства гиксосов (в XVII в. до Р.Х.) Сет был отождествлен с Ваалом — главным богом захватчиков и с этого времени стал постепенно приобретать отчетливые черты злого и коварного бога. В I тыс. до Р.Х. его уже однозначно воспринимали как олицетворение злого начала и вредоносного бога пустыни. Обычно Сета изображали в виде человека с головой осла.

Анубис. Бог — покровитель умерших. Обычно изображался в виде человека с головой шакала. Изначально он считался правителем царства мертвых. Однако в дальнейшем эта роль перешла к Осирису. Тем не менее Анубис продолжал играть большое значение в погребальном ритуале. Его важнейшей функцией была подготовка тела покойного к бальзамированию.

Таков в общих чертах миф об Осирисе. Его содержание известно нам по книге греческого историка Плутарха, по нескольким египетским папирусам и по бесчисленным изображениям. Культ этого бога всегда имел большое число последователей. И можно понять, почему его судьба так волновала египтян. Ведь Осирис воплощал в их глазах идею существа, бывшего одновременно богом и человеком, испытавшего во время жизни на земле страдания и гибель и потому способного сочувствовать им в их болезнях и смерти. Если поначалу в Осирисе видели бога умирающей и воскресающей природы, то в дальнейшем на первый план в нем выступили черты бога, дарующего бессмертие. Уверовав в победу Осириса над смертью, египтяне верили в то, что и они, признававшие его учение, разделят с ним его победу, вновь ожив для загробного бытия. С каждым поколением значение обожествленного Осириса становилось все больше и больше. Уже в XXV в. до Р.Х. его почитали во всех уголках Египта, а спустя тысячу лет Осирис сделался чем-то вроде национального бога — ему приписали атрибуты великих космических богов старших поколений, и он считался теперь не только богом и судией умерших, но также создателем мира и всего сущего. В позднейшие времена Осириса стали считать источником и началом богов, людей и вещей. Но прежде всего вокруг Осириса кристаллизовались все представления египтян о загробном, потустороннем мире. Мы имеем достаточно точное понятие о них благодаря сборнику заупокойных текстов, имеющих условное название «Книга мертвых». (С глубокой древности эти тексты записывали на стенах пирамид или гробниц, но в своем законченном виде сборник сложился только в VII–VI вв. до Р.Х., когда был составлен канон из 165 изречений).

Осирис. Бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» — богом виноградной лозы), а также бог увядающей и воскресающей растительности. Так, сев начинался похоронами зерна-Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы — как умерщвление бога. Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хояк» — начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизирующего возрождение бога и, опосредствованно, — всей природы. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим сосредоточием плодородия страны.

С фигурой Осириса во многом связано представление египтян о посмертном воздаянии. Судьба умершего ставилась в прямую зависимость от того, какой приговор вынесет ему Осирис и другие боги, участвовавшие в суде. Особую проблему представляла дорога на это судилище. Путь умершего пролегал через множество областей подземного мира и через многие чертоги, двери которых охранялись враждебными существами. Ему также необходимо было переправляться в ладье через подземные реки, получать помощь от богов и властителей разных областей. «Книга мертвых» обеспечивала его текстами и формулами, которые следовало повторять вслух для достижения цели. Но эти формулы оказывались бессильными перед очами всезнающего судии. Тут защитной умершему служила только праведно прожитая жизнь. Текст 125 главы «Книги мертвых» содержит в себе длинный перечень грехов, за которые следовало наказание. Покойный, соответственно должен был уверить судий в том, что он их не совершал. Он говорил: «Я не делал зла… Я не лгал никому… Я не ловил в силки птиц богов… Я не отводил течение воды… Я не крал… Я не уменьшал жертв… Я не восставал… Я не говорил зла против царя… Я не презирал богов…» Слова его, впрочем, не принимались на веру. На одном из египетских рисунков мы можем видеть изображение загробного суда: Осирис сидит на троне, в короне, с жезлом и плетью царя. Наверху изображены сорок два бога различных областей Египта, которые образуют судилище. В центре залы суда стоят весы, на которых боги Гор и Анубис производят взвешивание сердца покойного. На одной чаше весов находится сердце, на другой — статуэтка богини правды Маат. Если сердце и правда весили не одинаково, покойника пожирало страшное чудовище Амамат (лев с головой крокодила). Но если чаши весов уравновешивались, покойный признавался оправданным и его душа могла вознестись на небо и разделить с богами небесные наслаждения. (Причем она не просто пребывала вместе с Ра в его ладье, но и сливалась с ним. В главе 42 «Книги мертвых» умерший говорит: «Нет членов моего тела, которые бы не были членами бога. Бог Тот соединил мое тело, и я есть Ра день за днем»).

Следует подчеркнуть, что по мере расширения представлений о могуществе Осириса, его культ становился все более демократичным. Если в древности Осирис являлся по преимуществу царским богом (и каждый фараон, умирая, уподоблялся Осирису, а его наследник — Гору), то в дальнейшем каждый египтянин, обращаясь с молитвой к своему умершему отцу, называл его Осирисом, а себя — Гором. В позднейших заупокойных текстах любой умерший объявлялся тождественным с Осирисом. Это отождествление имело мистический смысл — в плане причастности всех людей к природе Божества. Таким образом, осирическое учение пришло к очень важному представлению о всеобщем равенстве людей перед нелицеприятным судией мертвых.

Маат. Богиня истины, порядка и справедливости — считалась женой Тота. Обычно изображалась женщиной, сидящей на земле с прижатыми к туловищу коленями. Ее символом служило страусовое перо. Как богиня порядка Маат являлась олицетворением не только социальной, но и политической устойчивости в государстве (отступление фараона или вельможи от правды считалось преступлением перед богиней), а также мирового порядка, законов природы и богов. В космогоническом плане Маат придавалось первостепенное значение: благодаря ей порядок противостоит хаосу.

В эпоху Нового царства (с середины XVI в. до Р.Х.) наряду с Осирисом ведущую роль стал играть культ фиванского бога солнца Амона. Еще в эпоху Среднего царства этот местный бог был отождествлен жрецами с богом Ра. При фараонах Восемнадцатой династии (XVI–XIV вв. до Р.Х.), происходивших из фиванского нома, Амон считался царем всех богов и богом-творцом, создавшем все сущее. В «Большом гимне Амону» о нем говорится в следующих выражениях: «Отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю… Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст… Царь, да живет он, да здравствует, да будет благополучен, глава всех богов». Из столицы почитание Амона распространилось по всему Египту. Его культ приобрел государственный характер. Амон играл ведущую роль в коронационных мистериях, а фараон считался его сыном. Вместе с тем Амон почитался как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетенных. (Его даже называли «визирем для бедных»). Фараоны щедро одаривали храмы; во славу Амона были воздвигнуты исполинские колоннады святилищ Карнака и Луксора. Они должны были являться наглядной проповедью о могуществе фиванского бога. Торжественные процессии со статуей Амона превратились в национальные праздники.

3. Основание Нового царства. Восемнадцатая династия

1) Начало эпохи завоеваний

Основатель XVIII династии фараон Яхмос (1552–1527 гг. до Р.Х.) завершил освободительную войну против гиксосов, начатую его братом Камосом. После тяжелой и долгой осады египтяне вязи Авар — твердыню гиксосов в Нижнем Египте. Не ограничиваясь этим, Яхмос вторгся в Южную Палестину и захватил здесь крепость Шарухен. Затем война продолжилась на юге, в Нубии, где также правили гиксосы. Враги были разбиты, а страна завоевана вплоть до вторых нильских порогов. Разделавшись с захватчиками, фараон начал борьбу с непокорными областными правителями. Источники скупо сообщают о двух больших битвах (одна из них была речной) и полной победе фараона. Местные князья утратили свои владения, которые были конфискованы в пользу короны и с этих пор находились в ее полном распоряжении.

Своими успехами Яхмос заложил прочную основу для будущего расцвета Египта. Его сын Аменхотеп I (1527–1506 гг. до Р.Х.) вел успешные войны в Нубии. Завоеванная им территория оказалась настолько велика, что из нее образовали целое наместничество. Аменхотеп не оставил сыновей и престол после его смерти занял муж его сестры Тутмос I (1506–1494 гг. до Р.Х.). Он начал свое царствование с похода против восставших нубийцев, а затем завоевал их страну вплоть до третьих нильских порогов. Укрепив свои тылы, фараон совершил вторжение в Азию. Египтяне без труда прошли через всю Палестину, Сирию и только на берегах Евфрата столкнулись с митаннийской армией. В ожесточенной битве она была разбита. Но завоевания Тутмоса I оказались непрочны. Следующему фараону — Тутмосу II (1493–1490 гг. до Р.Х.) — пришлось начинать свое правление с подавления мощного восстания в Нубии. Чтобы окончательно усмирить эту богатую провинцию фараон велел придать поголовному истреблению всех нубийских мужчин. В Сирии также то и дело вспыхивали мятежи, но Тутмос II не успел расправиться с непокорными. Судя по его мумии, он умер сравнительно молодым, будучи поражен какой-то болезнью.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человечество: История. Религия. Культура Первобытное общество Древний Восток предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я