Высшие аспекты христианской психологии. Духовное домостроительство

Константин Владимирович Яцкевич

Книга является дополнением к учебному курсу основ христианской психологии и представляет подборку статей по высшим аспектам христианской психологии через призму современного научного познания когнитивных и нейросетевых процессов. В книге рассматриваются такие категории, как Дух в аспекте сети духовного сознания, сущности и духи, духовное сердце, второе внимание, умное делание, сведение ума в сердце, духовное домостроительство, а также даётся разграничение парадигм магии, религии и психологии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Высшие аспекты христианской психологии. Духовное домостроительство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Кто такие бесы и сущности

Понятие бесов или падших духов, демонов, сущностей и т. д. является одним из базовых в христианстве и прочих религиях мира, поскольку отражает не метафорических, а совершенно реальных сущностей или существ духовного мира, которые существуют так же реально, как и все другие живые существа, только без тела, а как структурированная энергия осознания.

В христианской культуре и традиции, согласно православной энциклопедии azbyka.ru бесы (демоны, черти, нечистые, лукавые, падшие духи, злые духи и т.д.) — это бесплотные существа, бывшие некогда светлыми Ангелами, но возгордившиеся и во главе с сатаною восставшие против Бога, за что были низвержены с Неба на землю.

Иными словами, согласно православного вероучения бес — это злой дух, который вышел из системы духовной иерархии и не подчиняется Божественному закону, а существует по закону духовного произвола.

Согласно святоотеческого учения о душе, суть грехопадения состояла в несоблюдении Адамом чистоты духовного сердца, в результате чего злой дух посредством искушения «плодом» познания (добра и зла) вошёл в сердце Адама и прочно там укоренился, повредив ум (дух), душу и тело человека.

«ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15; 19)

С тех пор человек является носителем в себе не только доброго, но и злого духа, который остаётся невидим для ума и сердца человека, поскольку действует на человека очень скрытно и глубоко изнутри духовного сердца, вынуждая человека совершать ошибки и чуждые мысли, исходящие из сердца, принимать за свои.

«Сатана, вселившись в сердце, скрывается в нем, объятом тьмою страстей, и услаждается страданием человека, обычно действуя так, чтобы смущать его и не быть узнанным, не обнаружить своего местопребывания. Сатана, будучи убийцей искони, нашептывает из сердца всякую злобу и сразу скрывается, а человек принимает это за свои собственные мысли» (Голынский-Михайловский). О молитве Иисусовой и Божественной благодати)

Особенностью бесов (демонов, дьяволов и т.д.), действующих на ум человека изнутри духовного сердца с особым коварством и изощрённостью является то, что их осознанность гораздо превосходит осознанность обычного человека. Говоря другими словами, коварный ум демонов, действующий через самую тонкую метасеть духовного сознания сердца, является более утончённым, чем человеческий разум, действующий на уровне нейросети мозга и гиперсети разума, как более грубых сетей сознания. Именно поэтому осознать искусительные и провокационные мысли дьявола, исходящие из духовного сердца простой человек не может, если не обладает опытом, соответствующей духовной осознанностью, рассудительностью и чистотой духовного сердца.

«Хитрость дьявола превосходит своей изощренностью ум человеческий, и потому невозможно и бесполезно человеку своими силами, бороться с дьяволом, действующим в сердце через страсти. Невозможно, доколе не получит человек от Бога власть и силу наступать на силу вражью. Но для этого нужно пройти всесторонний искус, стяжать опыт борьбы и победы над дьяволом через искушения, попускаемые благодатью Божьей» (Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский). О молитве Иисусовой и Божественной благодати)

Таким образом, бес — это совершенно реальная сущность и особая форма бытия (жизни), которая, в отличие от людей и других одушевлённых существ, не имеет физического тела и представляет собой структурированную особым образом энергию осознания, преследующую свои цели, связанные как правило с завладением чужой энергии через введение души в заблуждение с последующим страданием.

«Ибо дьявол, рыча как жестокий лев, с полчищами своими, с бесами лукавыми, окружает нас и, словно город, осаждает постоянно, днем и ночью, стремясь разграбить дом души и желая расхитить богатства духовные, и душу поглотить, словно птенца. И наблюдают враги лукавые, не обнаружат ли в нас какие-либо скверные привычки и малодушие, слабость и неустойчивость. И всегда желают нас ими одолеть, словно оружием своим. И все доброе в нас непрестанно покрывают мраком. А свое, злое, непрестанно вкладывают в ум и незримо подбивают на все злое» (Цветник священноинока Дорофея)

Иными словами, бесы — это совершенно разумные и очень осознанные бестелесные существа, имеющие собственную волю, собственную стратегию поведения, мотивы и единый, общий замысел (действие), который всегда коварен и сопряжён с манипулированием сознанием человека через совершенно определённые качества духа, души и тела, именуемые страстями.

Под страстями понимаются энергетические свойства и особенности или точнее наклонности чувственно-эмоциональной и когнитивной сферы человека обуславливаться теми или иными чувствами и состояниями, которых человек не осознаёт и потому может ими управлять — алчность, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня, самомнение и т. д.

Таким образом, бес (бесы) действуют из духовного сердца человека посредством эксплуатации и ума и чувственной (эмоциональной) сферы человека.

«Чувственно пребывает сатана в человеке, когда существом своим вселится в тело его и мучит душу и тело. Таким образом, в человеке может жить и один бес, могут жить и многие бесы. Тогда человек называется беснующимся» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты, Т. 2)

«Прежде всякого грехопадения бесы наводят на человека следующие страсти; мрачное забвение, гнев жестокий, то есть бесчеловечную и зверскую злобу и неведение, как тьму беспросветную. Эти три страсти предшествуют всякому греху. Ибо не совершит человек ни одного греха, прежде чем он предварительно не расположится ко всякому злу или забвением, или гневом, или неведением» (Архимандрит Паисий Величковский. Крины сельные)

Святоотеческое учение о душе говорит о том, что бесы не могут приблизиться к Богу Отцу, как предвечному Свету и Источнику света в силу их внутренней «темноты» или особой структуры их сознания, которая не тождественна (не синергийна) божественной.

Говоря другими словами, метасеть сознания бесов имеет иную однородность и структуру внутренних связей, которая принципиально отлична от Божественной и с ней никак не сопрягается. Именно поэтому в силу такой организации внутренних связей сети сознания бесы не способны приблизиться к Богу и божественный огонь духовной осознанности для них разрушителен.

Именно по этой причине духовные подвижники и аскеты, достигающие состояния духовной осознанности через соединение ума с чистым сердцем, как бы выходят из под власти бесов в блаженное состояние духовного разума и рассуждения.

«Блаженны те, которых подвиг совершен в духовном разуме! они уже не ощущают никакого отягощения в жительстве своем, достигши священного покоя; они возвысились превыше всех козней, устраиваемых пронырливыми бесами, в особенности теми, которые внушают боязнь, сомнение и двоедушие, этим отклоняют человека от всякого предпринимаемого им благого дела ради Бога. Бесы наводят уныние на душу, в предположении, не истощится ли ее терпение в продолжительном ожидании милости Божией, не покинет ли она самого жительства по Богу, признав его невыносимо трудным. Но, полагаю, если будут в нас любовь, терпение и воздержание: то демоны не успеют ни в каком намерении своем, в особенности же, когда ум стяжет познание, что леностию и унынием низвращаются все добродетели, когда ум победит страсть лености и уныния» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Отечник)

Это значит, что единственный путь противостояния бесам для человека связан с самопознанием (внутренним познанием себя) и развитием духовной осознанности посредством искоренения в себе страстей, как «якорей бесов», посредством замены страстей качествами добродетели.

Именно этой цели самопознания и служит духовный путь сердца или точнее путь соединения ума и сердца, который и предполагает утончение осознания посредством вертикального роста трёх сетей — нейросети мозга, гиперсети разума, метасети духовного сознания.

Достижение умом самой утончённой метасети духовного сознания и позволяет уму осознавать присутствие бесов и распознавать их коварные планы и замыслы, которые подавляющим большинством людей, втянутым в те или иные дрязги и противостояния, не распознаются.

Характерной особенностью бесов, как бестелесных сущностей, является то, что они паразитируют на самых сокровенных чувствах и эмоциях, поскольку «видят» душу человека, как нейросеть мозга разума изнутри духовного сердца, тогда как для людей всегда остаются невидимыми.

Тем не менее, изредка бесовское присутствие в человеке, который одержим бесом, можно обнаружить даже визуально, что нередко бывает во время отчиток.

«Мы не можем видеть бесов, как видим тело наше, но они видят нас. Когда вселяются в душу нашу богопротивные помыслы (а мы принимаем их), то чрез то как бы вселяются в нас и делаются видимыми в теле нашем» (Св. Антоний Великий, Поучения, 83).

По той причине, что у бесов нет своего организма (тела), вырабатывающего внутреннюю энергию жизнедеятельности, для получения жизненной энергии бесы просто вынуждены использовать чужие тела и души, истощая их и эксплуатируя посредством искушений.

Иными словами, бес по своей природе — это энергетический и информационный хищник, паразитирующий в энерго-информационной системе (сети сознания) других существ посредством тонкого манипулирования. Можно сказать, что бесы практически непрерывно забирают (сцеживают) у людей посредством негативных чувств и эмоций их жизненные силы, намеренно провоцируя у них те или иные негативные состояния, как неосознанные выбросы эмоциональной энергии и энергии осознания.

С известной долей допущения можно сказать о том, что мир людей в значительной мере управляется не Богом посредством добродетелей, а именно бесами посредством инстинктов и страстей, поскольку Бог чтит свободу воли человека и не может вмешаться в свободный выбор человека между добром и злом. Человек же, ведомый инстинктами и страстями, целиком и полностью оказывается во власти бесов и даже отдельные «благие дела», как он думает, может совершать также по наводке бесов с совершенно не благим итогом.

«Когда бесы хотят смутить наш ум и отвести от молитвы, а молитву осквернить, тогда сначала показывают и приводят на ум что-нибудь доброе: многократно одно и то же. А когда человек, расслабясь умом, устремляется к этому, начинают закрывать это доброе и привносят на его место худое. А иногда и раздражают нас гневными словами и дерзостью. И всячески возмущают наш ум и мысли, и разное умышляют. А когда не могут вложить злые помышления и рассеять наш ум и мысли, тогда снова начинают с каких-нибудь очень добрых. И, мало-помалу расшатав и рассеяв этим добрым ум наш и мысли, снова вносят в нас злые помыслы. И много чего такого умышляют, что невозможно передать на письме и трудно выразить» (Цветник священноинока Дорофея)

Именно поэтому казалось бы, даже многие светлые побуждения (не говоря уже о тёмных) своими корнями очень часто уходят в страсти и питающие эго качества, которыми управляют бесы. Вот откуда происходит фраза о том, что «благими намерениями устлана дорога в ад».

Согласно православного вероучения среди бесов и злых духов существует своя иерархия, в которой бесы разных уровней отличаются по степени злобности и коварства. В христианстве существует даже своё направление эсхатологии (науки о сверхъестественном), изучающее бесов — христианская демонология.

Христианская демонология происходит из более ранней магической демонологии, уходящей в дохристианские времена и восходящей корнями к учениям каббалы и откровениям книги «Сефер Йецира» (Книги Творения), приписываемой Аврааму.

Согласно христианского вероучения трём уровням (ликам) в иерархии светлых сил, соответствуют те же три уровня (лика) тёмных сил.

Есть апокрифическое, т.е. не принятое церковью положение по поводу иерархии бесов. Не принято оно по той причине, что источником данного сообщения является сам демон, сообщивший во время процедуры экзорцизма через человека (Мадлен из Прованса) о том, что поскольку демоны — это падшие ангелы, то их чины восходят к тем ангельским рангам, которые были установлены в ещё IV в. н. э. в труде «Божественные имена» Псевдо-Дионисия. В своём сообщении демон упомянул о девяти чинах, разделённых на три лика по три чина в каждом:

— В первый лик входили духи в чине Серафимов, Херувимов и Престолов:

— Вельзевул (Серафимы), второй после Люцифера, склоняет людей к гордыне;

— Левиафан (Серафимы) склоняет к ереси и грехам, противоречащим вере;

— Асмодей (Серафимы) является князем роскоши и желает соблазнить ею всех людей;

— Балберит (Херувимы) — склоняет к склоке, злословию и самоубийствам;

— Астарот (Престолы) — склоняет к безделью и лени;

— Верен (Престолы), второй после Астарота — склоняет людей к нетерпимости;

— Грессил (Престолы) — склоняет людей к нечистоте и неряшеству;

— Соннелон (Престолы) — возбуждает в людях ненависть к врагам.

— Во второй лик входили духи в чине Господств, Сил, Властей:

— Элле (Господства) — подстрекает людей к нарушению обета бедности;

— Розье (Господства) — подстрекает к любострастию;

— Верье (князь Сил) — склоняет к нарушению обета послушания;

— Карро (Власти) — вселяет жестокосердие;

— Карниван (Власти) — склоняет людей к бесстыдству.

— В третий лик входили духи в чине Начал, Архангелов и Ангелов:

— Велиал (Начала) — склоняет к высокомерию, внушает женщинам украшать себя в соответствии с модой, развращать детей, болтать с ними во время мессы;

— Оливий (Архангел) — внушает жестокость и безжалостность к бедным.

Кроме этой классификации бесов по их иерархии, существует и классификация бесов (демонов) по местам их обитания. В книге «Compendium Maleficarum», изданной в 1603 г., перечисляются следующие типы демонов:

— Огненные демоны, обитающие в высших слоях воздуха, не спускающиеся на землю к людям.

— Воздушные демоны, обитающие в воздухе вокруг людей. Они могут вызывать атмосферные явления вроде штормов и бурь, могут иногда становиться видимыми людям, способны спускаться в ад.

— Земные демоны, обитающие в лесах и рощах, где расставляют человеку коварные ловушки. Они сбивают с пути, а некоторые живут тайной жизнью среди людей.

— Водяные демоны, вызывающие бури на морях, где топят корабли и истребляют живность в водоёмах. Они чаще предстают перед человеком в женских образах.

— Подземные демоны живут в пещерах и расщелинах гор. Вызывают землетрясения, разрушают фундаменты домов и вредят шахтёрам.

— Демоны тьмы (теневые сущности). По мнению Пселла, они непостижимы для человека вовсе, поскольку внутри они полностью черны, их нрав полон тёмных страстей, злобы и беспокойного возбуждения.

Большинство авторов, занимавшихся демонологией, согласны со святыми отцами Восточной Церкви в том, что демоны (дьяволы, бесы, сущности и т.д.) представляют собой существ духовного мира, обладающих высочайшей осознанностью и познаниями в сравнении с осознанностью и познаниями обычного человека.

«Дьяволы обладают глубочайшими знаниями обо всём. Ни один богослов не может истолковать Священное Писание лучше их, ни один адвокат не знает законов и установлений, ни один врач или философ лучше них не разбирается в строении человеческого тела или в силе камней и металлов, птиц и рыб, деревьев и трав, земли и небес.» (Боден, 1580 г.)

Если бесы низших рангов по большей части просто досаждают людям в жизни, то демоны высших рангов преследуют откровенно захватнические цели для души, используя самые совершенные средства и методы воздействия, включая игры с образами и проекциями.

Характерной особенностью демонов высших рангов является их способность создавать практически любые образы и проекции в сознании простого человека, вплоть до образов святых и даже самого Христа.

В святоотеческом предании есть немало описаний, в которых изложен сокровенный духовный опыт старцев и святых, которые познавали бесов. Вот как это происходило с преп. Макарием (Александрийским):

«И отправился Макарий в церковь… И вот он увидел, как по всей церкви прыгают и словно на крыльях перелетают от одного места на другое какие-то точно недоростки — эфиопы, безобразные с виду. В собрании был такой порядок: один читает псалмы, другие сидят и слушают… Рассеивавшие по церкви эфиопы, подпрыгивая к каждому, словно заигрывали: кому двумя пальцами прикроют глаза, и тот начинал дремать; другому вложат палец в рот, и тот уже зевает…

Вот закончилось чтение псалмов, и братия поверглись для молитвы; тут перед одним мелькнет образ женщины, перед другим вид постройки, перед всеми вообще — то одно, то другое… И лишь только злые духи представят что-то, как актеры в театре, это и входит в сердце молящегося и порождает помышления… Но бывало и такое: вот подбежали злые духи к молящемуся с каким-то обманом, — вдруг стремглав отскакивают, точно гонимые некой силой… Зато к другим, более слабым, они вскакивали на шею, на спину: видно, те невнимательно молились…

Молитвословие закончилось, и Макарий пожелал удостовериться в истине видений. Призвав каждого из братий порознь, над которыми в разных видах и образах издевались злые духи, спрашивал их, не думали ли они во время молитвы о том, о сем соответственно бесовским внушениям, и каждый признался в том, в чем обличал его Макарий…»

Вот история св. Вассиана епископа Лодийского:

«По прошествии весьма продолжительного времени святому Вассиану (епископу Лодийскому) довелось отправиться в Медиолан по церковным делам. При входе в город, он увидел на площади весовщика, который на весах вешал разные товары. Этот весовщик был неправеден, многих обманывал и этим пытался доставить себе прибыток. Святой увидел на весах беса в образе маленького эфиопа, перетягивавшего весы, чем и пользовался неправедный весовщик.

Святой спросил бывших с ним: «Видите ли вы что-то странное?» Они ответили ему, что ничего особого не видят. Тогда святой помолился о том, чтобы и прочим для достоверного свидетельства отверзлись очи увидеть тоже, что видел он. И в действительности отверзлись духовные очи у пресвитера Климента и у диакона Елвония: они увидали то же, что видел архиерей Божий, именно — маленького эфиопа, сидевшего на весах и исполнявшего приказания весовщика…

Святой позвал весовщика и спросил его:

— При помощи какой неправедной меры ты увеличиваешь вес и обманываешь купцов?

— Я не делаю никакой неправды, — отвечал весовщик и клятвой подтвердил, что вес его правильный.

Тогда святитель показал ему на весах адского эфиопа и сказал:

— Этот эфиоп тотчас же войдет в тебя, сокрушит твое тело и исторгнет из тебя душу твою со страшными муками.

Неправедный весовщик от страха задрожал и, припав к ногам святого с покаянием, пообещал отстать от неправды. Святой вразумил его от святого Писания и повелел ему все, что им было нажито неправдой, отдать нищим. После этого святой молитвой отогнал от весов беса и отправился в свой путь» («Жития Святых» свт. Дим. Ростовского).

Грустным открытием для всех рационалистов-прагматиков в данной связи служит то понимание, что мягко говоря, практически вся человеческая личность контролируется и руководствуется многими бесами.

Говоря другими словами, человек для бесов и демонов является просто идеальной куклой-марионеткой, которой те могут почти свободно управлять, дёргая за ниточки соответствующих страстей, привязанностей, наклонностей, привычек, слабостей, зависимостей, эмоций и чувств.

С большой доле вероятности можно предполагать, что посредством людей бесы могут общаться друг с другом и выяснять отношения и многие конфликты между людьми могут быть не чем иным, как выяснением отношений между бесами, населяющими (одержащими) их.

Данное предположение относится не только к религиозной сфере. Идея об играх теневых структур сознания нашла отражение и в современной психологии и описана известным американским психологом и психотерапевтом Эриком Берном в его «трансакционном анализе» и теории «Игры людей».

«Видно было святому Нифонту (епископу Кипрскому) и то, как бесы ходят в народе и искушают людей, внушая им осуждение, клевету, ссоры и разные скорби. Однажды он увидел одного человека за работой, и вот пришел к нему бес и начал шептать ему на ухо, неподалеку работал другой человек, пришел бес и тому пошептал на ухо, тогда они, оставив работу, стали ссориться. Блаженный же, встав, сказал: — О бесовский соблазн! Как ты сеешь вражду между людьми!» («Жития Святых» свт. Дим. Ростовского.)

В данной связи можно утверждать, что фактически любая социальная среда формируется не столько самими личностями и осознанно, сколько бесами, которые бессознательно действуют через людей и в разных социальных средах имеют место разные типы подобного демонического воздействия, которое чувствуют тонко организованные и особо чувствительные люди, оказываясь в новой для себя социальной среде и обстановке.

С известной долей допущения можно утверждать, что знакомство с любым новым коллективом и человеком предполагает в первую очередь знакомство с теми бесами, которые скрытно управляют этим коллективом и человеком и используют его дух в своих целях. Вот почему в святоотеческой православной психологии именно состояние бесстрастия (но не безчувствия) считается признаком духовного совершенства и неуязвимости инока.

Говоря о провокациях и манипуляциях со стороны бесов, которые стоят за основной массой конфликтов и трагедий, нельзя не сказать и о механизме хранения души и божественных сущностях, которые энергиями благодати Святого Духа и духовной осознанности защищают иноков и подвижников.

«В одном иноке бесы поселили такую озлобленность к преподобному Афанасию Афонскому, что он не хотел даже смотреть на него, и по действию бесов в нем так возросла злоба, что он покушался даже на убийство. Приготовивши и отточивши меч, он выискивал подходящего случая, чтобы убить преподобного отца. Однажды ночью, когда все спали, а преподобный был в своей келлии в бодрствовании на молитве, убийца подошел к келлии святого, под предлогом, — будто имеет весьма нужное к нему слово; в то же время он держал под рукой обнаженный меч; он стукнул бесстрашно в дверь, сказав:

— Благослови, отче!

Преподобный же отец спрашивал из келлии:

— Кто ты?

И немного приотворил дверь.

Убийца же, испугавшись отеческого голоса, с трепетом упал на землю. Бог, охраняющий верного Своего раба, внезапным ужасом поразил убийцу: его руки ослабли, меч упал на землю, и он сам лежал пред ногами отца распростертым на земле как мертвец» («Жития Святых» свт. Дим. Ростовского).

Данные описания пусть и в несколько гиперболизированном виде передают совершенно реальные энерго-информационные процессы высших порядков, которые протекают на бессознательном или управляющем для психики человека уровне.

Как бы это ни казалось странным и даже шокирующим для рационального мышления современного человека, но в святоотеческом учении о душе и в частности на стадии достижения душой высшего духовного совершенства (бесстрастия) контакт с бесами является не только неизбежным, но даже планомерным этапом.

Проще говоря, сам процесс и технология (путь) достижения высшего духовного совершенства намеренно предполагает вступление с бесами в открытую брань (схватку), причём, не гипотетически и опосредованно, а практически и лично, т.е. лицом к лицу.

При этом победивший в личной схватке бесов инок из стадии и ступени «Вола», как символа трудничества в условиях киновии (коллективножития), переходит на ступень и стадию «Льва», как символа царя диких зверей в условиях анахоретства и торжества силы духовной осознанности.

«Кто, усовершившись в порядках общежития (киновии), исходит в уединение (анахоретство) и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей.» (Добротолюбие, Т. 1, Наставления св. Антония Великого)

Таким образом, абсолютное большинство простых и духовно не просвещённых людей пребывает в полном неведении в отношении того, как реально устроено мышление человека и «кто» действительно управляет человеком.

Духовно же образованные и развитые люди в этом отношении иллюзий не испытывают и чётко понимают, что путь самопознания (покаяния) и развития духовной осознанности есть самое действенное средство «очищения» души от действующих на человека изнутри негативных качеств (страстей), представляющих собой те самые «якоря бесов», посредством которых человеком управляет его собственная сетевая тьма и обитающие в этой тьме сетей сознания сущности и духи.

И не следует тешить себя иллюзиями по поводу того, что есть люди, которые чисты совестью, совершенны умом и абсолютно свободы от бесов. Все мы в глубокой прелести и нуждаемся в освобождении истиной и духовной трезвостью.

«Ученик. Дай точное и подробное понятие о прелести. Что такое — прелесть?

Старец. Прелесть есть повреждение естества человеческаго ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною.» (Св. Игнатий Брянчанинов, О прелести)

Говоря о бесах и страстях, следует всё же различать отдельные порочные качества (энергии) души и сущностей, управляющих этими качествами. К слову страстей в каждом человеке может быть несколько сотен, тогда как сущностей, управляющих ими, всего несколько или одна.

Таким образом, именно невидимость бесов и сложность их осознания делает их той коварной закулисной силой, которая скрытно управляет миром и человечеством посредством как сознательных, так и совершенно неосознанных провокаций, манипуляций, искушений и лжи и если человеку целенаправленно не блюсти чистоту сердца и совести, он может стать не просто марионеткой в руках демонов, а воплощённым демоном, несущим страдания всему окружающему.

«Бесы, действовавшие втайне, станут являться в виде разбойников, диких зверей, змей и проч. Потом могут явиться и в своем безобразном гнусном виде. Если и тут ты не образумишься, то заставят тебя совершить какое-либо тяжкое преступление, например, поджог, убийство, а затем приведут в полное отчаяние и заставят покончить с собой. Если бы со смертью человек совсем исчез, так можно было бы порадоваться, что кончились мучения, но ведь нет уничтожения. Пьяница, самоубийца из малых и временных страданий перейдут окончательно и навеки во власть бесов в ужаснейшую муку, которой не будет конца.» (Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Высшие аспекты христианской психологии. Духовное домостроительство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я