Социология. Учебное пособие

Коллектив авторов, 2014

В учебном пособии изложены темы, соответствующие трем разделам учебного курса, раскрывающим становление дисциплины социологии, социальной структуры и институтов, социальных процессов. Пособие сочетает компактность объема, простоту изложения и серьезность рассмотрения ряда научных проблем. Уделено значительное внимание вкладу известных зарубежных и отечественных социологов в разработку актуальных проблем социологии, рассмотрены важнейшие институты общества: семья, молодежь, культура, образование, право. Подробно описаны механизмы социальных изменений, процессы миграции, социальные отклонения, социальное прогнозирование. Материал поможет студентам, бакалаврам, магистрантам в изучении курса, выполнении рефератов, курсовых и дипломных работ, подготовке к экзаменам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел I

Становление дисциплинарного статуса социологии

Глава 1. Социология как научная и учебная дисциплина

1.1. Возникновение и развитие социологии как науки об обществе

Проблематика, близкая к будущей науке социологии, проявилась еще у великих древнегреческих философов Платона (428–348 до н. э.) и Аристотеля (384–322 до н. э.), впервые рассматривавших закономерности общественного устройства и типы социальных объединений. В дальнейшем их задел на всех этапах истории человечества так или иначе помогал людям осмысливать себя как общество и выражать свое отношение к этому осмыслению.

Термин «социология» (от лат. Societas — общество и древнегреч. logos — слово) означает упорядоченное знание (познание), описывающее и объясняющее общество, сложившиеся и возникающие заново отношения между людьми. Появление этого термина и разработка основ новой отрасли знания — заслуга в первую очередь француза Огюста Конта (1798–1857). Он взял это латинско-греческое словосочетание для обозначения науки об обществе. Хотя впоследствии известный американский социолог Роберт Мертон (1910–2003) говорил о термине «социология» как самом ужасном гибриде, который когда-либо обозначал науку об обществе[1], тем не менее этот термин утвердился.

О. Конт разрабатывал позитивистский подход к новой отрасли знания, который должен привести социологию в такое состоя ние, когда она станет доказательной и общезначимой, наподобие естественных наук, логики и математики[2]. В связи с этим социология должна взять на вооружение эмпирические приемы: наблюдение, эксперимент, сравнение, применять таблицы, шкалы и другие способы измерения, чтобы избегать умозрительных заключений об общественных отношениях. И это было очень важно для становления новой науки. Также англичанин Герберт Спенсер (1820–1903) сделал существенный вклад в развитие позитивистского направления социологии, исходя из представлений об обществе, подобных взглядам биолога на живую природу. Общество представлялось как эволюционирующая социальная система, а ее подсистемы и элементы как взаимозависимые части единого организма, подчиняющиеся определенным законам становления и развития. Позитивистская точка зрения в социологии господствовала до конца XIX в.

Значительный шаг в этом направлении сделали просветители — мыслители XVII–XVIII вв., создававшие социальную теорию о доминирующей роли разума. Одна из ключевых идей — идея прогресса — была развита в сочинениях Томаса Гоббса (1588–1679), Джона Локка (1632–1704), Робера Жака Тюрго (1721–1781), Жана Антуана Николя де Кондорсе (1743–1794), Шарля-Луи Монтескье (1689–1755), Анри Сен-Симона (1760–1825).

Прошло немало времени, пока знания об обществе сложились в предмет науки, отличной от философии и истории, экономических, этических, эстетических теорий, учения о государстве. Политические революции, начавшиеся во Франции в 1789–1799 гг. и продолжавшиеся в Европе в течение XIX в., послужили импульсом для становления социологии. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно упорядоченной жизни. Однако ряд мыслителей понимал, что невозможно вернуться к прошлому и необходимо искать новые основы для наведения порядка в обществе. Индустриализация, охватившая западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город на фабрики. Возникли социальные и экономические структуры зарождающегося ка питализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы отражены в работах Карла Маркса (1818–1883), который подверг критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов. Он изучал альтернативные варианты социального развития, сделал вклад в изучение социальных классов, связанных с процессом производства материальных благ, управления, созданием идеологий.

Познание социальной реальности в Европе и США способствовало специализации научных направлений и применению экспериментальных методов к решению проблем, считавшихся ранее чисто философскими. В конце XIX — начале ХХ в. в научных исследованиях общества стал выделяться и узкосоциальный аспект. Социологии сосредоточилась на изучении структур и закономерностей социального развития. Над узкой трактовкой социологической науки работал Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Хотя Э. Дюркгейм был последовательным позитивистом, он тем не менее отличал социологию от естествознания, считал ее наукой самодостаточной, способной развивать свои собственные методы и инструментарий. Таким образом, он выступал за развитие социологического позитивизма. Придавал большое значение логоцентризму, уповающему на силу логических форм, помогающих науке проникать вглубь социальных явлений.

На рубеже XIX и XX вв. активно проявляют себя и сторонники течений антипозитивизма, направления, критикующего позитивизм за его склонность абсолютизировать возможности точного измерения общественных отношений. Познание общества нельзя упрощать; оно сталкивается с постоянными ограничениями, которые не всегда позволяют науке проникать в глубины человеческих и социальных отношений. Требуется еще интуиция, понимание. Заслуга в разработке новых антипозитивистских подходов принадлежит немецким мыслителям Вильгельму Дильтею (1833–1911), Георгу Зиммелю (1858–1918), Максу Веберу (1864–1920). М. Вебер сравнил общество с «заколдованным миром», который социолог должен «расколдовать».

Борьба позитивизма и антипозитивизма прослеживается в становлении российской социологии. Позитивизм явился первым наиболее оформившимся течением социологической мысли в России. Сторонники позитивизма определяли свои позиции, как правило, по отношению к наследию О. Конта, весьма почитаемого российскими обществоведами за его оптимизм и прогрессизм, стремление установить социальную гармонию. В частности, на позициях позитивизма стояли Н. М. Коркунов, В. А. Милютин, Е. В. Де Роберти, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский и др. Антипозитивизм проявлялся в таком направлении российской социологии, как субъективная школа. Ее представители обратились к внутреннему миру личности, нравственному идеалу, ценностным аспектам человеческого поведения. Задачей социологии они считали обоснование нравственного идеала и выбор средств практической деятельности. Среди сторонников субъективной школы выделялись П. Л. Лавров (1823–1900), считавший, что предмет социологии — формы проявления солидарности в обществе, и Н. К. Михайловский (1842–1904), разрабатывавший проблемы человеческой индивидуальности, нравственного идеала, психологических механизмов деятельности людей (более подробно о российских социологах см. главу 3).

Борьба позитивизма и антипозитивизма в социологии сопровождает ее дальнейшее развитие и играет очень важную роль, помогая избежать как «огрубления» научных подходов к обществу, так и «растворения» научного потенциала в процессе социологического воображения, оторванного от реалий. Научный позитивизм (естественно-научный, социологический и логический) сыграл свою роль в становлении этапа классической социологии, когда остро стоял вопрос рационализации познания общества, выработки соответствующих схем, методик, теоретических и инструментальных средств. «Приземляя» новую науку, указывая на связь ее с объективной реальностью, позитивизм в социологии помогал выстраивать дисциплину мышления, стандартные процедуры для исследований.

Говоря о классическом этапе становления социологии, отметим, что в науковедении была воспринята терминологии, касавшаяся, прежде всего, естественных наук и особенно физики и математики. Развитие науки разделили на этапы (состояния»): «предклассический» («архаичный»), «классический», «неклассический» и «постнеклассический»[3]. В социологии принимают такое относительно условное деление (часть социологов его принимает, сопровождая также терминами «классика», «модерн», «постмодерн», или «поздний», «высокий» модерн»).

Социология как относительно молодая наука проходила эти этапы с временны́ми сдвигами («запаздыванием»), с наложением этих этапов, так что трудно выделить и соотнести определенное время смены вех. Если в «классический» период социологии ставилась задача создать целостную социологическую теорию, что связано с именами О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, то «неклассический» период уже начинает отходить от такой задачи. Впрочем, уже в рамках «классики» проявлялись такие признаки ухода от целостности социологии, в частности, у того же М. Вебера.

Ко второй половине ХХ в. развивается «неклассическая» социология (социальный интеракционизм, феноменология), а также подходы М. Хайдеггера, М. Фуко, которые начинают выходить за рамки «неклассического» состояния данной науки. Утверждается «методологический индивидуализм», отвергающий создание целостной социологии. Возвратили свое значение философские основы социологии, ценностные методы, обращено внимание на качественные методы, что характерно для теории социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау) феноменологии (А. Шюц, Т. Лукман, П. Бергер) символического интеракционизма (Г. Блумер, Ч. Кули), феминистского направления (Дж. Бернард, М. Хинтикки, С. Гриффин), этнометодологии (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Постнеклассическая социология связана в первую очередь с именами французских социологов Ж.-Ф. Лиотара и Ж. Бодрийяра, а также З. Баумана. Она стремится отразить все более динамичное развитие мира в условиях глобализации, развития электроники и программирования. Нарастающая неопределенность информационной эпохи, новые признаки рациональности эпохи потребления («рефлексивность», «макдольдизация», «играизация»[4]) — все это дезориентировало прежние организованные общества, поставило социологов перед задачей искать новые методологические подходы. В качестве таковых выступил, например, социологический конструктивизм (П. Бурдье, Э. Гидденс, П. Бергер). Проявилась на новом витке необходимость синтеза разных наук, в том числе социальных, гуманитарных, естественных, точных, дающего некоторые посылы к познаваемости «ускользающего мира» (Э. Гидденс).

1.2. Объект, предмет, парадигмы социологической науки

Социология как наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества рассматривает связи человека во всей совокупности его социальных взаимодействий и отношений. Таким образом, объект социологии (то, на что направлено внимание исследователя) — это общество или другие совокупности общественных связей и отношений людей. Это могут быть глобальное мировое сообщество, национальное общество, микросообщество (социальная группа, семья и др.), отдельная личность. Это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. Объектом социологии также выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.

Основными информационными объектами социологии выступают знания демографические (о совокупности моделей рождаемости, смертности, миграции населения); психологические (о совокупности установок и методов поведения людей); социальные (о классах, группах, слоях, организациях); отношенческие, или реляционные (о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями); культорологические (нормы и ценности жизни и культуры, обусловливающие поведение людей).

Итак, социальная реальность, выраженная в совокупности информации об общностях и социальных факторах, образует объекты социологии. Под объектом познания в любой науке понимается противостоящая субъекту познания реальность, на которую направлена деятельность исследователя. Явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т. д.). Объект не отделен непроходимой стеной от предмета. Схематически структуру предмета социологии можно представить в виде концентрических кругов. В центре «ядро» — социальные общности, включающие в себя всю совокупность человеческих индивидов и являющиеся «социумом». Они — источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие ведет к институционализации социальных общностей, групп, классов, страт, становлению социальных институтов, формирует социальную структуру общества. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

Поэтому обоснование научного статуса социологии, как и любой другой науки, лежит в различии объекта и предмета познания. Что есть предмет социологии? Р. Мертон утверждал, что предметов у социологии столько, сколько членов Американской социологической ассоциации, хотя при этом объект один. Проблемное поле социологии в различных странах не совпадает в силу социокультурных различий их динамики и уровня развития. Еще не достигнут консенсус среди ученых по определению предмета социологии (сегодня насчитывается более ста), но круг изучаемых социологией проблем очерчен довольно полно (хотя он расширяется).

Предмет любой науки — это не явление и не процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Каждая наука отличается от другой своим предметом. Так, основоположник социологии О. Конт считал ее предметом все общество. По Конту, социология — это единственная наука, изучающая как разум, так и ум человека в социальной жизни. Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. Для М. Вебера предмет социологии — социальное поведение, которое она пытается истолковать. По К. Марксу, предметом социологии выступают социальные системы и их структурные элементы. Социология — «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ». Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) считал, что «социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой». Социологию также можно определить и как науку о социальных изменениях и институтах, их генезисе и функционировании[5]. Институтом можно назвать устоявшиеся практики, верования, различное поведение на основе принятых правил, учреждения, установленные группой.

Существует также точка зрения, согласно которой предметом социологии является гражданское общество. Поэтому структуру учебного курса можно представить следующим образом: личность — малые группы — общество, и в отборе материала необходимо отдавать предпочтение не отношениям, а функциям, поведению, деятельности. Современные российские ученые предметом социологии считают социальные процессы и социальные отношения, социальные структуры и социальные общности. Например, известный российский социолог В. А. Ядов утверждает, что предмет социологии — взаимодействие человека с обществом, структура и механизмы связей, то есть социальные образования (общности всех уровней), социальные организации, социальные институты, социальная деятельность и поведение людей. Так или иначе, современные ученые предметом социологии считают изучение строения общества и взаимодействия людей в нем, их социальные отношения, содержание жизнедеятельности, потребности и интересы, ценности и установки, социальные ориентации личности, конкретные условия их проявления и изменений.

Предмет социологии — это ее содержание, основные положения, система категорий и законов, отражающих объект; это концептуальная (понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Первопричинами предмета социологии являются два понятия: статус и роль. Первое дает статическую, а второе — динамическую картину общества. Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, то есть во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

Итак, предмет социологической науки — социальные закономерности, а социология — наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, о механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.

В процессе изучения свойств общества между индивидами выявляются связи и отношения, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система. Поэтому задачей социологии является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта и его закономерностей, получение научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах. Уровень познания закономерностей обусловливает структуру социологии.

Социология рассматривает возникающие в процессе этой деятельности социальные отношения во взаимосвязи объективного и субъективного факторов, материальной и духовной жизни. Таким образом, социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди действуют и испытывают потребность во взаимодействии. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу на основе восприятия социальных ожидания (экспектаций).

Социология анализирует субъектов социальных отношений через проявление норм, ценностей, регулирующих поведение людей. Исходным моментом для формирования социальной связи как взаимодействия индивидов или групп является их совместная деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных потребностей, интересов или целей индивидов. В процессе взаимодействия формируются социальные отношения как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Эти отношения наполняют содержание социального процесса, в котором, по мнению академика РАН Г. В. Осипова, последовательная смена состояний или движений элементов социальной системы является характерной стороной общественной жизни.

В социальном процессе скоординированное взаимодействие индивидов при удовлетворении их витальных потребностей дополняется системой социальных потребностей, обеспечивающих развитие и существование личности в социуме («пирамида потребностей» А. Маслоу). Целенаправленная деятельность по удовлетворению потребностей осуществляется во имя осознанной потребности, выступающей в форме интереса, который требует скоординированных усилий индивидов — социального сообщества и характеризуется осмысленной регламентацией поведения. Каждый член сообщества, осуществляя свои действия, учитывает при этом реакцию других индивидов, сознательно ориентируясь на принятые в сообществе ценности, нормы, принципы, законы. Таким образом, возникает сфера социальной жизни человека как объекта познания для социологии.

Научные парадигмы в социологии

На современном этапе развития социологии особую важность приобрел вопрос о направлениях развития и парадигмах, сложившихся или складывающихся в рамках социологической науки и непосредственно связанных с ними основных концептуальных подходов, используемых в социологических исследованиях. Понятие парадигмы (от гр. paradeigma — пример, образец) является исходной теоретической моделью постановки проблем, методов их исследования и решения. Впервые это понятие ввел американский социолог Томас Кун (1922–1996), который считал, что говорить о парадигме можно лишь в том случае, когда одна достоверная теория господствует над всеми остальными, и все научное сообщество согласно с правильностью ее постулатов. Это коллективная познавательная установка (модель), посредством которой целое поколение ученых выстраивает и интерпретирует накопление новых фактов, не укладывающихся в иные модели. Другим условием существования научной парадигмы является ее способность объяснять сущностные аспекты реальной действительности.

Однако такое толкование парадигмы разделяется не всеми специалистами, в том числе работающими в области социологии. Так, в отечественной социологии утвердилось мнение о наличии в социальном знании научных парадигм, которые способствуют выработке предельно широких подходов к анализу и объяснению социальной сферы, ее восприятию и интерпретации. В социологии сложились и завоевали признание четыре парадигмы: социально-исторического детерминизма, социальных фактов, социальных дефиниций и социального поведения. Их возникновение связано с именами К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и американского социолога Берреса Фредерика Скиннера (1904–1990).

В рамках существующих научных парадигм в ходе исторического развития сложились общеметодологические (концептуальные) подходы к анализу общества. Они характеризуются непосредственной направленностью на изучаемый объект, своеобразием исходных принципов анализа, акцентом на той или иной стороне рассматриваемого явления. Концептуальные подходы — это совокупность общеметодологических принципов анализа общества, непосредственно направленных на изучаемый объект. В основе каждого из научных подходов лежит специфический исходный принцип рассмотрения социальных проблем, процессов и явлений. Поэтому наличие разнообразных концептуальных подходов в социологии свидетельствует о плюрализме социологического знания.

Плюрализм как множественный неоднозначный результат в анализе общества приводит к интересным и многообразным оценкам рассматриваемых социальных феноменов. Это, однако, не означает, что в данной области научных исследований отсутствуют объективные знания. Следует иметь в виду, что разнообразие подходов в науке, сопоставление несовпадающих выводов в конечном счете весьма плодотворно, так как в связи со сложностью и многоаспектностью изучаемого объекта не может существовать универсальный метод анализа. Кроме того, отказ от монополии на методологию анализа освобождает науку от догматизма, схоластики и претензий на абсолютное знание. Поэтому ознакомление с различными концептуальными подходами к оценке и анализу социальной реальности составляет существенную задачу для каждого, кто приступает к изучению нового предмета.

В настоящее время в социологии парадигма социальных фактов применяется с позиций структурно-функциональной, системной и конфликтной теорий. Парадигма социальных дефиниций способствует развертыванию теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма социального поведения помогает трактовать социальную реальность с позиции теорий социального бихевиоризма (бихевиористской социологии) и социального обмена.

Парадигма социальных фактов, структурный функционализм и теория социальных конфликтов широко использует понятия «согласие» и «конфликт», сосредоточивая внимание на социальной обусловленности отношений и процессов. Целостность социальной системы достигается посредством процесса интеграции общепринятых социальных ценностей и норм, что означает постоянное упорядочение и сведение всего многообразия функций различных социальных систем в единую и строго организованную систему социального порядка. Так, в русле парадигмы социальных конфликтов особое внимание уделяется изучению не порядка, а социальных изменений, возникающих в результате борьбы за удовлетворение первичных потребностей через постоянный конфликт в обществе. Становление конфликтной теории в западноевропейской социологии связано с трудами немецкого социолога Ральфа Дарендорфа (1929–2009), а в американской — Льюиса Альфреда Козера (1913–2003). К родоначальникам теории социального конфликта относят и К. Маркса.

В парадигме социальных дефиниций наиболее значимой до сих пор остается теория социального действия, основы которой заложили Макс Вебер, Толкотт Парсонс (1902–1979) и Роберт Моррисон Макайвер (1882–1970). Особое место в изложении основных принципов этой теории занимает наследие Т. Парсонса, который дал ответы на вопрос, какие аспекты взаимодействия способствуют стабильности системы и что представляют собой выполняемые ими функции по поддержанию функционирования социальной системы. Он также обобщил условия порядка и стабильности социальной системы. Приобрела известность также теория символического интеракционизма, отправным пунктом которой является теоретическое наследие М. Вебера (основной упор делается на символический, коммуникационный аспект общественной жизни). В числе предшественников символического интеракционизм были Джордж Герберт Мид (1863–1931), Чарльз Хортон Кули (1864–1929), Уильям Томас (1863–1947), Герберт Блумер (1900–1986) — автор самого термина «символический интеракционизм». Центральной категорией интеракционизма является значение (знаки, символы, означающее и означаемое), которое придается действительности, всем явлениям, актам и предметам мира человека.

Близко к этому подходит феноменологическая теория, связанная с именами Альфреда Шюца (1899–1959) и Гарольда Гарфинкеля (1917–2011). Ответвлением феноменологической теории является этнометодология, получившая статус самостоятельной социологической теории, благодаря влиянию трудов Ирвина Гофмана (1922–1982). Этнометодология исходит из того, что, вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие. Такие представления организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». Именно поисками такой мифической реальности и занимается этнометодология.

В парадигме социального поведения используются возможности психологического бихевиоризма и теории обмена, например, в трудах Р. Бегесса и Д. Бишелла. Социальное поведение сводится к поведению психологическому, для чего используются биологические и психологические понятия. В теории социального обмена, возникновение которой связано с публикацией книг Джорджа Хоманса (род. 1910–1998) и Питера Блау (1918–2002), индивид рассматривается как организм с биологическими потребностями, ищущий вознаграждения. Одно из центральных мест в этой парадигме занимает психоанализ, основы которого разработал Зигмунд Фрейд (1856–1939). Психоанализ ставит в центр исследований бессознательные психические процессы и мотивации, в частности, вытеснение аффективных переживаний человека в сферу бессознательного, что непосредственно сказывается на поведении личности.

В 1980-е гг. в западной социологии наметился поиск «теоретического» и «практического» оснований перехода от многовариантного к монопарадигматическому статусу социологической науки. Представителями западной социологи была выдвинута идея интеграции социологического знания. Подобная идея исходит из гипотетической возможности объединения теорий, основывающихся на примате структурных элементов («структурных теорий» и теорий «социального действия»), в одну «интегративную» социологическую теорию. Эта тенденция наиболее рельефно выявилась в теории «структурации» Энтони Гидденса (род. 1938), интеграции теории «действия» и теории «систем» Юргена Хабермаса (род. 1929), интеграции социального действия и социального «порядка» Джеффри Александера (род. 1945), «взаимоотношения между действующими лицами и социальными отношениями» Б. Хиндесса, «интегративного обмена» и «социальной сети» Ричарда Марка Эмерсона (1925–1982) и других.

В отличие от других, парадигма «социального порядка» и «интегративная» социальная парадигма (Д. Тернер и Дж. Ритцер) ставят задачу выявить, на каких сторонах и чертах процесса институционализации в первую очередь основываются синтетические решения теоретической проблемы порядка. Проблема порядка — это вопрос об условиях, при которых формируются, поддерживаются, изменяются и разрушаются различные образцы социальной организации, скрепляющие общество. Общество — это социальный организм, сложное целое, состоящее из взаимосвязанных противоречивых комплексов, связанных прямыми и косвенными (опосредованными) связями социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Оно включает относительно самостоятельные элементы, каждый из которых реализует целостный жизненный цикл и находится в постоянном взаимодействии со всеми другими субъектами социального процесса.

Таким образом, общество — это не сумма индивидов, а система человеческих отношений и связей, необходимых как для сохранения социального положения индивидуумов в обществе, так и улучшения их существования. Общественные отношения в конкретных условиях и на разных уровнях касаются взаимодействий людей друг с другом и с обществом. Эти отношения, оказываясь под влиянием группы, существуют объективно по поводу улучшения жизненного положения индивидов и имеют характер динамичных конфигураций интересов, мотиваций, чувств. Их реализация обусловлена социальной сферой общества, в котором социальная функция целостного воспроизводства и развития человека является жизненно важным процессом. Таким образом, социальные отношения выражают взаимную зависимость субъектов в процессе их жизнедеятельности, в образе жизни, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношении с другими субъектами.

Обеспечение жизни людей, ее воспроизводство и на этой основе воспроизводство общества в целом является характеристикой социальной среды жизни общества и человека. Социальная среда — это все то, что направляется обществом на обеспечение непосредственной жизни людей, их воспроизводство и развитие их способностей и потребностей. Каждый человек, семья, трудовой коллектив, население города, села, района по-своему включены в социальную сферу общества. Для каждого из субъектов социальная среда является сферой его ценностного жизнесуществования и жизневоспроизводства, сферой самореализации и саморазвития. Выделение социальной сферы позволяет вырабатывать социальные показатели, которые должны учитывать как нормативно-расчетную, так и реально достигнутую возможность удовлетворения потребности за счет созданного в обществе потенциала и способа такого удовлетворения. Количественные характеристики социальной сферы представляют собой особую сторону — социальную инфраструктуру.

Социальная инфраструктура — это материально-вещественные и организационные компоненты социальной сферы; комплекс учреждений, сооружений, транспортных средств, предназначенных для обслуживания населения, а также совокупность соответствующих отраслей экономики и социальных отношений с учетом населения, то есть реальных потребностей. По состоянию инфраструктуры можно оценить уровень и качество удовлетворения потребностей, их соотносительность с уровнем развитых стран и требованиями развития современной цивилизации. Таким образом, типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах достигается с помощью социологических методов.

1.3. Методология и метод социологической науки

Метод социологии — это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Термин «методология» в наиболее популярном значении понимается как учение о методах познания, структуре логической организации и средствах деятельности; наука о принципах, формах и способах построения научного познания. В целом это определение является верным, хотя и страдает известной ограниченностью. Методология науки предполагает не только анализ самих методов научного познания, но и выяснение условий и границ применения методов одной науки в других науках. Выявление роли знаков и символов в научном познании, анализ языка науки, изучение процессов дифференциации и интеграции научных знаний также являются методологическими проблемами. В центре внимания методолога находится вопрос: почему именно эти факты, а не другие, были выбраны в качестве предмета исследования? На этот вопрос можно ответить, исходя либо из теории рациональности, либо из внешних (социальных) обстоятельств, сопряженных с формированием исторически определенного уровня знаний.

В основании новоевропейской научной методологии лежит сформировавшееся в XVII в. убеждение, что существуют однозначно интерпретируемые правила, следуя которым можно прийти к результату исследования: из всех возможных путей к истине ведет один, все остальные ведут к заблуждению. Но в современной науке понятие методологии приобрело черты неопределенности и не соотносится с ясными и отчетливыми истинами. Под методологией понимаются правила, согласно которым происходит принятие либо отбрасывание теорий и исследовательских программ. Во-первых, эти правила функционируют в качестве кодекса научной честности, во-вторых, выполняют функцию ядра нормативной (историографической) исследовательской программы. Последняя обеспечивает относительную автономность научной теории от решающих экспериментов и социальных обстоятельств воспроизводства знания.

Методология социологии представляет собой определенный способ видения и организации исследований особой объективной реальности — мира социального, обладающего своей спецификой. Социум слагается из действий людей, обращенных на достижение своих целей, для чего устанавливается приемлемый порядок, правила, приемы установления и применения власти, система властных отношений. Так разворачиваются социальные события, характеризующиеся динамизмом и постоянной изменчивостью. В процессе развития социологии как науки об обществе сложилась система методов, применяемых при изучении социальной реальности и явлений.

Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями, вести изучение социального явления нельзя. Поскольку для познания социального процесса необходимо получение первичной информации о нем, ее строгий отбор, анализ, то инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование. Академик В. И. Вернадский советовал молодым ученым проводить детальный анализ предмета, видеть за частным общее, не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и видеть связь с другими явлениями, не избегая постановки вопроса «почему?»; собирать из литературных источников как можно больше сведений о предмете исследования. Изучая общие закономерности научного познания, необходимо связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью; не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

Если говорить конкретно о методах, используемых в социологии, то можно, опираясь на некоторые критерии, выделить основные группы методов. При этом наиболее важным основанием классификации является степень общности анализа объекта или сфера действия. В соответствии с этим критерием выделяют три группы методов: общенаучные, социально-гуманитарные и специальные.

Общенаучная группа методов, применяемая в различных отраслях научного знания, напрямую не связана с отдельным конкретным видом исследовательской работы и характером исследуемого объекта. В нее входят две подгруппы познавательных средств: логико-эвристических и философско-аксиологических. К логико-эвристическим общенаучным методам относятся такие исследовательские приемы, как анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, моделирование, классификация и типологизация предметов и фактов, сравнение и аналогия, дескриптивно-конкретное описание и абстрактно-объяснительная интерпретация и т. д. Что касается второй подгруппы, то в нее входят такие познавательные средства, которые непосредственно связаны с философско-мировоззренческими принципами и опираются на оценочно-аксиологические критерии. Так, социолог в своей работе может быть сориентирован на методологические принципы диалектики, системного подхода, структурного функционализма, бихевиоризма. Общенаучные философско-аксиологические познавательные средства лежат в основе концептуальных (познавательных) подходов, которые играют важную роль в формировании научных парадигм. Входящие в эту группу познавательные приемы используются в основном в социально-гуманитарных дисциплинах. К ним относятся такие известные методы, как сравнительный, или компаративный (диахронный и синхронный), ценностно-нормативный.

При более конкретной классификации социально-гуманитарные методы можно разделить по такому основанию, как отношение к фактам. Здесь, в частности, разделяют методы (как уже упоминалось выше) на позитивистски ориентированные и антипозитивисткие (ценностные, нормативистские). К позитивистски ориентированным концептуальным подходам примыкает метод структурно-функционального анализа. Он ориентируется на рассмотрение общества как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические роли (функции). Деятельность элементов рассматривается в их взаимосвязи со структурной организацией общества. Ценностные (нормативистские) методы направлены на выявление ценностно-нормативной регуляции и связаны с такими направлениями, как феноменология, понимающая социология, символический интеракционизм.

Диалектика позитивистских и ценностных методов особенно наглядно отражается в ускорении развития современного мира, в котором сосуществуют хаос и порядок, рациональность и иррациональность, о чем очень убедительно писал известный польско-британский социолог З. Бауман. Он характеризовал парадокс влияния самого познания на рост неопределенности: «… Стремление заменить хаос порядком, подчинить доступную нам часть мира правилам, сделать ее предсказуемой и контролируемой вынуждено оставаться незавершенным, потому что само это стремление как таковое является главным препятствием на пути к собственному успеху…»[6]. С познанием мира становится не меньше, а, наоборот, больше непознанного. Познание одного явления открывает необходимость познания других явлений, потаенность новых сторон уже познанного. Мир «не хочет расколдовываться». Абсолютизация сциентизма, то есть теорий, претендующих на полное познание мира, оборачивается вариантами проявления иррациональности.

Тем не менее социологи продвигаются в познании социальных отношений, освоении новых и совершенствовании старых методов. В социологии наряду с позитивистским и нормативистским получил развитие институциональный подход. Он ориентирует исследователя на изучение институтов, с помощью которых осуществляют свою деятельность государство в целом, партии, объединения и организации, право, правительственные программы и политические регуляторы. Сегодня он модифицировался в неоинституционализм, занимающий значительные позиции в социологии, нейтрализующий жесткость институционализма, воспринимающий возможности психологии и других гуманитарных наук. В своем развитии институционализм (он в немалой степени развивался в экономике и экономической социологии) претерпел много модификаций, что выразилось в появлении разных направлений, в том числе течения неоинституционализма, в котором присутствуют элементы и позитивизма, и ценностного подхода.

Социология использовала также антропологический подход, основанный на видении истоков коллективистской сущности человека. В отличие от психологического подхода, ориентированного на изучение механизмов поведения индивида, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных психологических мотиваций, антропологический подход предполагает изучение обусловленности социальной жизни природными качествами человека, потребностями в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т. д.

Психологический подход позволяет выявить один из важнейших аспектов социальной жизни. Его специфическим развитием выступает социально-психологический метод, ориентирующий на изучение зависимости поведения индивидов от их включенности в социальные группы и различных параметров последних, а также на исследование психологических характеристик групп (например, малых групп, национальных меньшинств, социальных слоев и т. д.).

Исследование динамичных аспектов явлений и процессов общества связано с использованием деятельностного подхода, который предполагает рассмотрение индивида через призму специфического вида деятельности как циклического процесса, имеющего последовательные стадии.

Суть системного подхода в социологии (особый вклад Т. Парсонса и Д. Истона), состоит в рассмотрении социальной системы общества как структуры, способной «открывать» и «закрывать» свои связи с окружающей средой. Всестороннее изучение внешних и внутренних взаимосвязей и взаимодействий различных социальных образований и их адаптационных свойств и составляет главную познавательную проблему в рамках данного подхода. За сравнительно небольшой срок своего существования (с 1950–1960-х гг.) системный подход показал свою конструктивность, он представлен в разнообразных теориях политических систем.

Важным основанием классификации методов, используемых в социологии, является также их функциональное предназначение. На его основе выделяют конкретно-эмпирические и абстрактно-теоретические методы. К первым относятся такие приемы и способы сбора и обработки первичной социальной информации, как контент-анализ, опрос, интервью, прямое наблюдение и другие. Ко вторым — формулирование теоретических гипотез, построение абстрактно-логических и математических моделей, выработка средств концептуализации и интерпретации, объяснения и конструирования и т. д. В исследовательской практике указанные группы методов непосредственно соотносятся с прикладными (первая группа) и фундаментальными (вторая группа) исследованиями политической действительности.

Становление методологии социологических исследований стало возможным на пересечении академической социологической традиции, практики массовых социальных обследований и техники экспериментальной проверки гипотез. Социологические исследования отличаются от социальных обследований, прежде всего, по цели: в первом случае целью работы специалиста является знание как самодостаточная ценность, во втором случае ценность достигаемых результатов определяется их информативностью и полезностью для общества. В первом случае наибольшее значение имеет достоверность, во втором — также информативность. Данные массовых опросов получают признание (и финансирование) лишь в том случае, если они вызывают интерес общественности либо правящих кругов, либо других заказчиков. Даже самая высококачественная информация, полученная в процессе обследований, быстро устаревает и теряет ценность. Поэтому «сервейер» стремится обогнать сегодняшний день и обеспечить «свежие» данные. Критерий, используемый исследователем, несколько иной — знание считается отвечающим принципу научности и достоверности до тех пор, пока оно не опровергнуто новыми данными.

К группе специальных научных методов относятся те приемы и способы познавательной деятельности, которые наработаны в рамках социологии или заимствованы из других наук (экономической теории, математики, статистики, этики, социальной и гуманитарной географии, антропологии, психологии), но модифицировались в специфический инструментарий социологии. Сюда можно отнести и такие методы, как способы имитационного моделирования социальных ситуаций с использованием теории игр, рейтинговые экспертные оценки лидеров со шкалированием, многомерно-статистический сравнительный анализ социальных институтов с применением компьютерных расчетов, тестирование, зондажи общественного мнения, метод социологической интервенции, изучение стереотипов, анализ знаков и символов и т. д.

Такие методы и приемы должны отвечать принципу эмпиризма — получению в исследованиях «полевых» фактов и обобщений, достижимых при анализе документов и источников, эксперименте, диагнозе и прогнозе, верификации и фальсификации, наблюдении (прямом и косвенном), опросах и интервью. Эмпиризм обусловливает независимость социологических исследований от идеологических и моральных установок, хотя полностью изолироваться от ценностей социолог не может. Перечисленные группы методов составляют не только особые разновидности познавательных средств, но и отражают определенные методологические уровни исследования.

Существуют и другие основания для классификации методов, применяемых в социологических исследованиях. Особо актуальным в последнее время стало деление методов социологии на качественные и количественные, хотя в современных условиях это разделение становится все более затруднительным. Примером такого затруднения являются современные компаративные исследования, охватывающие порой сотни сравниваемых социальных объектов, которые проводятся с использованием как качественных методов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации.

Качественные методы направлены, как правило, на изучение проблем социального поведения, деятельности социальных групп и отдельных индивидов, что связано с исследованием сравнительно небольших по масштабу объектов (микросистемы). Качественные методы возникли раньше количественных. Первые опираются на изучение, оценку и анализ существенных и несущественных признаков и свойств социальных объектов, а вторые — на их прямое или косвенное измерение, предполагающее использование символико-математической формализации и квантификации (количественной измеряемости). В ходе социологических исследований современных макросистем (объектов) все чаще требуется их сложная комбинация (как последовательное, так и параллельное использование). Обработка и анализ данных требуют привлечения математического аппарата, обобщения десятков национальных статистик, но для разработки программ необходимо сравнение ценностей и норм, особенностей культуры.

Цель социологической методологии заключается в обосновании генерализаций — общих суждений об определенной области действительности. Иногда обобщения могут быть выработаны без особой методологии. Разумеется, сколь угодно тщательное научное доказательство не является гарантией истинности общезначимого суждения. Наука имеет мало общего с пророческим жанром и занимается в основном истинами, которые рано или поздно можно опровергнуть. Более того, нормы и идеалы научного исследования предписывают систематическое опровержение установленных генерализаций, поиск таких фактов, которые противоречат общепринятому мнению. Это и есть та норма, которую Р. Мертон назвал организованным скептицизмом. Таким образом, наука развивается посредством опровержений своих собственных истин, однако этот процесс совершается в рамках определенной системы категорий, регламентирующих научный вывод.

1.4. Категории, структура и функции социологии

Определение сущности и специфики социологии как науки связано с выяснением категорий (понятий) и законов. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является «социальное», которое включает в себя такие также достаточно широкие понятия, как социальная система, социальная трансформация, социальная структура, социальный институт, социальная организация, социальная группа, социальное действие, социальное поведение, социальная мобильность, социальная сплоченность, социальная дифференциация и консолидация, социальные ожидания, социальная адаптация и дезадаптация, социальная работа и др. Каждое из них, в свою очередь, предполагает выделение целого ряда других очень важных, хотя и менее общих категорий. Так, категория «социальная группа» сопряжена с такими более частными понятиями, как класс, социальный слой, народ, нация, семья, сплоченность, маргинализация, а категория «социальное действие» — с такими понятиями, как социальный интерес, социальная цель, социальная норма, социальная ценность, результат, эффективность и т. д. К числу важнейших категорий социологии относятся и понятия социального равенства (или неравенства), социальной несправедливости, социальной свободы, социальной солидарности и др.

Категории социологии отражают те или иные существенные стороны, свойства объекта этой науки. Наука стремится познать глубинные, устойчивые, сущностные, необходимые связи между ними, чтобы затем применять знание этих связей в социальной практике при установлении законов, разработке графиков, порядков, расписаний, регламентов, инструкций. Такие устойчивые связи называют закономерностями.

Классификация закономерностей в социологии может быть проведена по различным основаниям. По степени общности эти закономерности могут быть подразделены на общие, то есть определяющие развитие общества, социума, социальной системы как целого, и специфические, то есть характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества. По характеру, способу проявления социальные закономерности делятся на динамические и статистические. Первые выражают жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений; вторые детерминируют социальные явления не строго, а с определенной степенью вероятности; они отражают основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого.

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы на уровне общества в целом, на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на следующие составные части:

а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, то есть частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология культуры и др.);

в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного;

г) метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, то есть само социологическое знание.

Один из основных принципов структурирования социологического знания — соотношение теорий разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии в зависимости от предмета, природы возникновения, направленности функционирования.

Итак, основными различениями уровней социологического знания является деление на макро — и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной уровни. Различия между ними проходят по двум основаниям: широте охвата изучаемых явлений и степени обобщения изучаемого материала. Между макро — и микросоциологическими уровнями возникла социология в виде теории «среднего ранга» или «среднего уровня» (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории «среднего ранга» играют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями.

Таким образом, в зависимости от уровня получаемых знаний в социологии выделяются теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала путем построения теории, раскрывающей закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур), прикладная (эмпирическая) социология, изучающая практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических знаний материалов, социальная инженерия — уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем.

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

1. Познавательная функция. Социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, тенденциях общественного развития. Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Изучая общественную жизнь, социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. При этом с опорой на фундаментальные знания о социальном процессе, субъекте накапливается знание о природе конкретного состояния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Таким образом, в данном случае познавательная функция выступает в ролях дескриптивной (описательной) и диагностической одновременно.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки — социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества.

2. Прикладная (практическая) функция. Социологическая наука не только познает социальную реальность, но и обладает управленческим потенциалом. Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути, средства преобразования общества в положительном направлении. Поэтому она изучает практические отрасли человеческой деятельности, например, социологию политики, социологию права, социологию управления, социологию культуры и т. д., и отвечает на вопрос: для чего? (для социального развития, формирования правового общества, социального управления и т. д.). Прикладная функция социологии заключается в том, что наука не только познает социальную реальность, но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.

3. Функция социального контроля. Социальный контроль над процессами в обществе позволяет снять социальную напряженность и разрешать кризисы, помогает определять порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем (повышение производительности труда, совершенствование организации управления, целенаправленное воздействие на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т. п.). Другими словами, это создание социальных технологий.

4. Идеологическая функция. Данные социологии используются для влияния на ментальность, ценностные ориентации, стереотипы поведения, имиджи. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей. Данные, полученные социологами, могут обслуживать определенные интересы корпораций, партий, институтов политической власти, частных лиц. Это заставляет социолога мыслить совершенно иными категориями, чем «научный» исследователь: он должен производить не новое знание, а обеспечивать эффективные решения, быть консультантом, публицистом, влиять на общественность, что сопряжено с ролью идеолога.

5. Прогностическая (футурологическая) и проектная функции. Социологи участвуют в выработке прогнозов, выявлении тенденций развития социальных процессов. Науке свойственно создавать краткосрочные или долгосрочные прогнозы, опираясь, с одной стороны, на знание общих основ развития изучаемого общества, общих перспектив его, а с другой — на знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта. Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества в создании условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития каждого социального подразделения общества. Так, С. А. Кравченко, вслед за С. Фуллером, отмечает, что социология прогнозировала движение к рациональному, процветающему обществу, то есть к обществу благоденствия, и это помогало данной науке проходить свое становление[7].

Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его «самореализации» (или «саморазрушению»). Эта особенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения. Прогнозирование необходимо отличать от утопий и футурологических концепций (от лат. futurum — будущее), выполняющих соответствующие идеологические функции.

6. Функции социального проектирования. Социальное проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления.

1.5. Связь социологии с другими гуманитарными науками

Социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место — она является наукой об обществе, его явлениях и процессах, включая в себя общую теорию общества, выступающую теорией и методологией всех других обществен ных и гуманитарных наук. Общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизни общества и человека, всегда содержат в себе социальный аспект, то есть законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей. Конкретная техника и методика изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (социально-экономические, социально-политические и т. д.).

Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную картину общества, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания.

У социологии много общего с другими общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С экономической наукой она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг, т. е. в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена. Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под особым социологическим углом. С психологией ее роднит то, что она исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений. Все социальные науки: политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. также изучают явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.

Наконец, в отличие от исторической науки, которая изучает только то, что свершилось и вошло в историю, социология фокусируется на современности, включает в себя социальное планирование и прогнозирование. Связь социологии и истории является наиболее тесной и взаимно необходимой. Объект и предмет истории — общество и его законы в конкретных проявлениях. Таким образом, и та и другая наука воспроизводят социальную действительность.

В результате изучения социологии студенты приобретают знания, умения и навыки научного осмысления общества в трех аспектах: 1) как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); 2) как иерархию социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; 3) как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает важное место в социально-гуманитарной подготовке будущего специалиста.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Раскройте понятие парадигмы в социологии.

Какие парадигмы существуют в социологии?

Что означает классический, неклассический, постнеклассический этапы развития социологии?

Чем отличается предмет социологии от ее объекта? Чем различается предмет социологии и предмет исследования?

Что такое концептуальное определение предмета социологии?

Что означает термин «социальное»? Как этот термин отражается в макросоциологии и микросоциологии?

Каковы исходные категории социологии и как они связаны между собой?

Каковы основания деления уровней и функций знания? Почему научная гипотеза служит проявлением вероятностного знания?

Что такое дедуктивный вывод и как происходит построение научной теории в социологии?

Что такое метод? Чем метод отличается от методологии?

Дайте характеристику современной научной парадигме в социологии.

Для чего необходимы категории и понятия в социологии?

Назовите категории и понятия, применяемые в социологии.

Назовите методы, используемые в социологических исследованиях, раскройте сущность каждого из них.

Как соотносятся мировоззренческий и научный компоненты в структуре социологической теории?

Литература

Классическая

Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993.

Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996.

Бергер П. Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М., 1996.

Бурдье П. Оппозиции современной социологии // СОЦИС. 1996. № 5.

Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Миллс Ч. Р. Социологическое воображение. М., 2001.

Спенсер Г. Начала социологии. СПб., 2009.

Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса и ее значение: Критический этюд. М., 1992.

Учебная

Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: учебное пособие для вузов. М., 1995.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология, М., 2009.

Словарь-справочник по социологии / А. А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. М., 2011.

Социология второй половины ХХ — начала XXI века. М., 2011.

Социология. 4-е изд., испр. и доп. / отв. ред. В. А. Глазырин. М., 2013.

История социологии в Западной Европе и США. М., 1993.

Капитонов Э. А. История и теория социологии: Социология XIX в.: учеб. пособие для вузов. М., 2000.

Социологическая энциклопедия: в 2-х т. / под ред. В. Н. Иванова. М., 2003.

Фролов С. С. Общая социология. М., 2009.

Научная

Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М., 2003.

Гайденко П. П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Зафировский М. Парсонс и Сорокин: Сравнение вклада в создание социологической теории. Часть 1–2. // СОЦИС. 2011. № 3, 4.

Коротаев А. В. Факторы социальной эволюции. М., 1997.

Методология и методы социологических исследований. М., 1996.

Социология. ХХ век. М., 2010.

Глава 2. Основы прикладной социологии

Прикладная социология занимает особое место в социальной науке — это область практического применения теоретического и эмпирического социологического знания, использования специальных методов исследования с целью решения практических проблем и задач. Социологические исследования широко применяются в самых разных областях социальной практики: в экономике, политике, маркетинге, рекламе, управлении персоналом и т. д.

Популярность и распространенность опросов населения создает ложное впечатление, что провести исследование несложно, что это не требует специальных глубоких знаний. К сожалению, иногда мы сталкиваемся с примерами дилетантского исполнения исследований. Это дискредитирует науку, вводит в заблуждение заказчика и всех тех, кто использует результаты исследования в практике социального управления. Следует помнить, что любое исследование требует от социолога высокого профессионализма, глубокой теоретической подготовки, знания современных научных достижений. В короткой главе нельзя раскрыть всю специфику прикладной социологии; в ней будут представлены основы знаний о том, как организовать и провести прикладное социологическое исследование, отличить подлинно научную работу от любительских практик. Тем, кто стремится глубже проникнуть в тайны организации социологических исследований, необходимо обращаться к специальной литературе и учебникам.

М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги определяют прикладное социологическое исследование «как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получением достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для использования этих данных в практике социального управления»[8]. Прикладное исследование потому и называется прикладным, что оно всегда проблемно ориентировано, «прикладывается», помогает решить конкретную проблему.

В зависимости от масштаба и сложности решаемых задач выделяют три вида исследований: пилотажное, описательное и аналитическое.

Пилотажное, или разведывательное, исследование решает очень ограниченные по своему содержанию задачи. Оно не претендует на получение полных исчерпывающих данных. Чаще всего проводится перед масштабным исследованием для уточнения характеристик объекта, для проверки инструментария.

Описательное исследование проводится по полной программе с использованием проверенного инструментария. Цель такого рода исследований состоит в получении целостного представления об интересующей нас проблеме. Методы сбора социологической информации могут быть самыми разнообразными, более того, описательное исследование может быть комплексным, т. е. сочетать нескольких методов сразу.

Аналитическое исследование нацелено не только на полное описание объекта и предмета, но и на выявление причинно-следственных связей исследуемой социальной проблемы, ее глубину, распространенность и другие характерные черты. В силу этого аналитическое исследование имеет наибольшую практическую ценность. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, оригинальной программы и инструментария. Для его проведения чаще всего используется совокупность методов. Итогом аналитического исследования является аналитический отчет, в котором раскрываются все стороны исследуемой проблемы, даются рекомендации по ее разрешению.

Интересующий исследователя предмет может изучаться как в статике, так и в динамике. В зависимости от этого выделяются так называемые точечные и повторные исследования. Точечное, или разовое исследование дает информацию о каком-нибудь явлении или процессе в момент его изучения. Это моментальный срез характеристик объекта, по которому трудно или даже совсем невозможно судить о тенденциях развития интересующего нас явления. Чтобы судить об этом, нужно не одно, а несколько исследований, проведенных через определенные промежутки времени. Такие исследования, если они проводятся по единой программе и с помощью одного инструментария, называются повторными. Интервалы проведения исследований зависят от свойств объекта. Ярким примером повторных исследований являются знакомые всем опросы о поддержке кандидата на выборах; они проводятся в начале, в середине и в конце выборной кампании и дают возможность увидеть изменения, динамику процесса.

2.1. Методы сбора социологической информации

Любая наука использует свои способы и приемы познания, сбора информации, совокупность которых образует ее методологию и методику. Методологией называют исповедуемые наукой парадигмы познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в ее рамках. В. А. Ядов методологией называет систему принципов научного исследования[9]. Методика — совокупность конкретных приемов организации и проведения иссле дований, сбора, обработки и анализа полученной в них информации. Методика социологического исследования — собирательное понятие, обобщающее все используемые в исследовании инструменты, процедуры, техники и технологии.

Методология и методика — тесно взаимодействующие атрибуты науки. При этом первая определяет содержание и характер второй, а не наоборот. Методология — это исследовательская научная модель, ориентир для исследователя. Выбор и использование тех или иных методик определяется именно тем, какими методологическими установками руководствуется исследователь.

Есть еще несколько важных понятий, которые помогут понять процесс разработки и проведения исследования:

метод прикладного исследования — основной способ сбора, обработки и анализа данных;

процедура — одна отдельно взятая операция реализации метода (например, заполнение анкеты);

техника — специальные приемы, повышающие эффективность метода (разработки и применения инструментов и осуществления процедур);

технология — комплекс процедур и техник используемого метода;

инструментарий — совокупность исследовательской документации (вопросников, бланков, дневников наблюдателя и т. п.), обеспечивающих реализацию метода.

Чаще всего под методом прикладного исследования понимают метод сбора первичной информации и способы ее анализа. В социологии принято делить методы на количественные и качественные (методы сбора количественных данных и методы сбора качественных данных). Количественные методы исследования (методы сбора количественных социологических данных) позволяют получить такую информацию об исследуемом объекте, проблеме, которую можно обрабатывать статистическими методами и представить количественно. Условно можно сказать, что такая информация измеряет исследуемый предмет, отвечает на вопрос «сколько?».

В отличие от количественного исследования качественное исследование нацелено на получение содержательной информации; условно оно отвечает на вопросы «как?» и «почему?». Само понятие «качественный» в этом смысле отличается от обыденного употребления, не говорит о том, хорошо ли проведено исследование. «Качественный» здесь означает сущностный, содержательный, то, что эти данные нельзя выразить количественно: они уникальны и единичны в своем роде, дают представление об образе мыслей респондентов, глубинных причинах их поведения или отношения к чему-либо. Разделение методов на количественные и качественные достаточно условно, однако понимание его специфики помогает выбрать валидный метод исследования, т. е. получить именно ту информацию, которая отвечает поставленной цели.

Одним из наиболее популярных и разработанных методов сбора количественной информации являются массовые выборочные социологически опросы. Опрос заключается в сборе первичной информации через вопросы людям относительно уровня их знаний, отношений, предпочтений и поведения в рамках исследуемой проблемы. В зависимости от целей и условий опрос можно провести через интервьюирование или анкетирование.

Интервьюирование — форма очного проведения опроса либо лицом к лицу (face-to-face), либо по телефону, при котором интервьюер (тот, кто задает вопросы) и респондент (тот, кто на них отвечает) находятся в непосредственном контакте. Интервьюер задает вопросы в соответствии с разработанным опросником и сам делает пометки в бланке.

Анкетирование — письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом, который самостоятельно заполняет анкету. Такие опросы могут проводиться по месту жительства, по месту работы или учебы, часто проводят и уличные опросы. В зависимости от того, каким образом идет общение с респондентом, выделяют следующие виды опросов:

телефонные опросы — до недавнего времени считались самыми оперативными и относительно недорогими, позволяющими узнать мнение различных групп населения практически по любым вопросам. Однако широкое распространение сотовой мобильной связи, расширение нормативной базы защиты информации существенно затрудняют организацию такого опроса;

почтовые опросы — рассылка анкет и получение на них ответов по почте (в том числе электронной). Сходны с почтовыми прессовые опросы — анкеты размещаются непосредственно на страницах газеты или журнала, чтобы респондент ее заполнил и вырезал, или дополнительно вкладывается конверт с просьбой выслать ее заполненной по указанному адресу.

В последнее время стали популярными онлайн-опросы — вопросы в таких исследованиях размещаются на сайтах в Интернете.

Каждый из представленных видов опроса имеет свои достоинства и недостатки. Так, поквартирный опрос (face-to-face) предполагает сложные расчеты выборочной совокупности (об этом речь пойдет ниже), подготовку интервьюеров, это затратный метод как в отношении человеческих ресурсов, так и в отношении времени и финансов. Но именно этот метод дает наиболее полную, репрезентативную, достоверную информацию. Почтовые опросы, например, менее затратны, однако возврат анкет при таком способе их доставки респондентам не велик, следовательно, полученный результат существенно теряет в полноте и достоверности.

Экспертные опросы. Кроме массовых опросов, респондентами которых выступают представители самых разных социальных групп, деятельность которых не связана с предметом исследования, выделяют экспертные опросы. Источником информации в них выступают компетентные специалисты, профессионалы исследуемой области, обладатели уникальных знаний и опыта. Экспертные опросы широко применяются при оценке социальных явлений и процессов.

Контент-анализ — сбор количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах; систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. Под документом при этом понимается не только текст как таковой, но все написанное, изображенное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. К документам в этом смысле, помимо официальных, относят книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино — и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, произведения искусства.

Однако не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы содержание документа соответствовало принципам формализации и статистической значимости, т. е. позволило задать правило для надежного фиксирования нужных характеристик, и чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой. Контент-анализ отличается от обычного неформального анализа документа.

Этот метод предполагает строгую процедуру. Проводя контент-анализ, определяют категории анализа, единицы анализа и единицы счета. Категория анализа — краткое изложение проблемы, темы. В исследовательской практике сложилась довольно устойчивая система категорий: категорией анализа может быть знак, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Единица анализа — лингвистическая единица речи или элемент содержания документа, служащие индикатором интересующей исследователя проблемы. Ею может быть слово, высказывание, заголовок, тема, абзац и т. п. Единица счета (упоминание) — некоторая характеристика текста, наличие или отсутствие которой позволяет выявлять особенности содержания. В качестве категории анализа берется характеристика института или процесса, например, реформа образования. Выделяются единицы анализа — слова или фразы в текстах, характеризующие реформу образования, — позитивные и негативные. Единица счета — количество упоминаний в тексте позитивных и негативных откликов.

Чаще всего проводят контент-анализ упоминаний в СМИ. Например, чтобы измерить популярность и влиятельность политика, анализируют, как часто его упоминают в городской газете, в каком контексте — позитивном, негативном или нейтральном. По таким данным можно рассчитать индекс информационного благоприятствования (медиаиндекс). Ярким примером использования математико-лингвистического контент-анализа СМИ может служить информационно-аналитическая интернет-система «Медиалогия»[10]. Медиалогия в онлайн-режиме проводит анализ более 11 000 медиаисточников. Объектами системы служат крупные фирмы, известные люди, политические партии, а также газеты, журналы и другие СМИ. Каждый пользователь может сделать «Медиалогии» заказ на исследование по интересующей проблематике.

Социологическое наблюдение. Наблюдение — целенаправленное и систематизированное восприятие изучаемого процесса или явления, сопровождающееся строгой фиксацией наблюдаемых свойств и особенностей. Наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации. Заметим, что не всякое визуальное и (или) слуховое восприятие изучаемого объекта является наблюдением в научном понимании. Чтобы превратить его в научный метод, необходимо осуществить целый ряд исследовательских процедур, формализующих полученные данные. В первую очередь определяются индикаторы, т. е. наблюдаемые реакции, действия объекта наблюдения, которые дают информацию об исследуемой проблеме. Они тщательно фиксируются. Формы фиксации могут быть разными: бланк, протокол, или дневник наблюдения, фото — и видеосъемка.

Различают невключенное и включенное наблюдение. Проводя невключенное наблюдение, исследователь выступает как сторонний наблюдатель. Если объект наблюдения знает, что за ним наблюдают, он может изменить свое поведение, что, в свою очередь, приведет к смещению результатов исследования. При включенном наблюдении исследователь внедряется в наблюдаемую группу; члены этой группы не предполагают, что их изучают, ведут себя естественным образом. Включенное наблюдение как метод сформировалось для исследования трудно доступных для контакта социальных групп: криминальных структур, социального дна и т. п., но может применяться и в других условиях, когда важно, чтобы знание о том, что за ним наблюдают, не влияло на поведение и реакции человека или группы.

Социометрические методики — совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и опытом совместной жизнедеятельности. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Участникам социометрического обследования предлагают различные критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью, например, выбор товарищи для досуга. В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы Вы хотели работать?») и негативные («С кем бы Вы не хотели работать?»). Социометрическая процедура может дать представление о степени сплоченности-разобщенности в группе; помочь выявить «социометрические позиции», т. е. соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии — антипатии, выявить «лидеров» группы и «отвергнутых»; обнаружить внутригрупповые подсистемы, сплоченные образования, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Социометрию относят к количественным методам потому, что ее проведение предполагает строгую процедуру, а данные — статистическую обработку.

Как уже было сказано, прикладные исследования, основанные на количественных методах сбора информации, предполагают измерение социальной проблемы. Специфика социологического измерения требует особого подхода к организации сбора социологических данных и их анализу. Собственно, в этом и суть количественного подхода. В. А. Ядовым дается следующее определение понятия измерение: «это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале». Измерение — совокупность и инструментальных действий, основанных на теоретико-методических знаниях. Измерение устанавливает качественную определенность измеряемого явления или отдельного его свойства. Результат измерения фиксируется в виде словесного или знакового (куда входят и числа) выражения. Социологическое измерение предполагает расчет выборки, определение индикаторов, шкалирование, специфические виды статистического анализа данных.

Сам по себе объект прикладного исследования, т. е. все носители информации по проблеме, может быть очень большим, исчисляться сотнями тысяч людей, сотнями документов, журналов и т. п. Для их обозначения используется термин генеральная совокупность. Обследовать всех носителей информации дорого, долго, зачастую просто невозможно. Поэтому прикладные исследования, как правило, носят выборочный характер.

Выборочная совокупность — часть (определенное число элементов) генеральной совокупности, отобранная по строго определенным правилам и подлежащая непосредственному изучению. Определение вида выборки связано с обеспечением ее репрезентативности — способности представлять всю генеральную совокупность, т. е. правомерности выводов, сделанных на выборочной совокупности, для всех носителей проблемы, для генеральной совокупности в целом. В быту мы очень часто сталкиваемся с этим. Так, достаточно съесть ложку супа из большой кастрюли, чтобы понять, что он пересолен. Или другой пример: если в саду растет три вида яблонь, на одной — красные крупные яблоки, на другой — желтые, а на третьей — зеленые мелкие, нет необходимости пробовать все яблоки на всех деревьях, чтобы сравнить их вкус, достаточно попробовать три яблока, т. е. по одному каждого вида.

Как видим, определение вида выборочной совокупности связано с характеристиками и признаками объекта. Выборка должна быть микромоделью генеральной совокупности, т. е. обладать всеми существенными для данного исследования признаками генеральной совокупности. Наиболее часто применяется квотная выборка — микромодель генеральной совокупности, все структурные элементы которой находятся в таком же долевом взаимоотношении, как и элементы генеральной совокупности. Например, в трудовом коллективе 1000 человек, из них 650 — женщин (65 %), 350 мужчин (35 %). Нам необходимо опросить 300 человек, следовательно, квотная выборка будет включать 195 женщин (65 %) и 105 мужчин (35 %). В этом примере выборка построена только по одному признаку — по половой принадлежности. Обычно признаков больше. В исследовании объектов со сложной структурой применяют многоступенчатые выборки.

Объем выборочной совокупности определяется исходя из целей и задач исследования, финансовых и временных ресурсов исследователя. Так или иначе, выборка должна быть статистически значимой, т. е. количество обследуемых единиц должно быть достаточно большим, чтобы статистическая погрешность не ставила под сомнение репрезентативность данных.

Выборки различают вероятностные (случайные) и целенаправленные. Вероятностные, или случайные, выборки связаны с понятием статистической вероятности. В самом общем и простом смысле это означает, что выборка должна быть сформирована так, чтобы каждый элемент генеральной совокупности имел равные возможности попасть в выборку. Создание условий равновероятности играет ключевую роль. В арсенале социологической практики есть целый ряд процедур, обеспечивающих это правило. Одним из самых распространенных является механический отбор

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См.: Косарева Л. М. Предмет науки. М., 1977; Щедровицкий Г. П. Синтез знаний: проблемы и методы // На пути к теории научного знания. М.,1984. С. 67–109.

2

О. Конт термин «позитивизм» соотнес со становлением человека; «позитивист», в его понимании, это современный человек, находящийся на стадии зрелости (см.: Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. М., 2004. С. 295).

3

См.: Введение в историю и философию науки: учебное пособие / под ред. С. А. Лебедева. М., 2005; Ильин В. В. Философия и история науки: учебник. 2-е изд. доп. М., 2005.

4

См.: Кравченко С. А. Сложный социум: востребованность поворотов в социологии // СОЦИС. 2012. № 5. С. 21.

5

См.: Социология / Ю. Г. Волков и др. М., 2003. С. 10–11.

6

Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996. С. 202.

7

См.: Кравченко С. А. Сложный социум: востребованность поворотов в социологии // СОЦИС.

2012. № 5. С. 19.

8

Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. М., 2009. С.13.

9

См.: Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд., испр. М., 2007.

10

Интернет-система «Медиалогия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mlg.ru (дата обращения: 13.03.2013).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я