Листая страницы сербской истории…

Коллектив авторов, 2014

В книге рассказывается о важных и интересных событиях сербской истории, победах и поражениях в битвах, ярких личностях и русско-сербских отношениях. Начинается повествование с эпохи Неманичей, Косовской битвы, роли сербской церкви, жизни средневекового общества. XIX век представлен главными сербскими династиями того времени – Карагеоргиевичами и Обреновичами, а также выдающейся политической личностью, самым крупным политиком независимой Сербии и «строителем» Первой Югославии Николой Пашичем. История XX в. начинается с рассказа о неизвестной ранее гуманитарной помощи России балканским народам в годы Балканских войн и Первой мировой войны, а также о короле Александре Карагеоргиевиче, убитом заговорщиками 9 октября 1934 г. Значительный интерес представляет раздел о русских эмигрантах, нашедших на Балканах сначала временное пристанище, а потом и постоянное место проживания после революции в России 1917 г. Важное место в книге отводится личности Иосипа Броза Тито и рассказу о сути конфликта между СССР и Югославией в 1948 г. Заканчивается книга изложением позиции России в отношении балканских народов бывшей Югославии в 90-е годы прошлого и начале нынешнего века. Книга предназначена читателям, интересующимся историей православных славянских народов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Листая страницы сербской истории… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Эпоха Неманичей — расцвет сербского средневековья

Приход сербов на Балканский полуостров

Многие историки придерживаются тезиса, будто сербы пришли на Балканский полуостров на завершающем этапе Великого переселения народов, в VI веке. Якобы тогда они начали смешиваться с местным населением и впервые вступили в противостояние с Византийской империей. Когда-то полагали, что славяне на Балканах, особенно сербы, — это потомки иллиров, то есть древний народ. Затем появилась так называемая «критическая историография», обслуживавшая интересы Запада и утверждавшая, что славяне — «молодой» народ, который германские державы — Австро-Венгрия и Германия — должны «дисциплинировать» и ввести в «цивилизованный мир». Появилась необходимость пересмотреть прежние, вредные для реализации империалистических интересов, знания и создать для Империи полезную историографическую матрицу. Тем не менее, более современные исследования, как, например, работы археолога Джордже Янковича, ставят под сомнение утверждения так называемой «германской школы» историографии. Янкович изучал древний прасербский погребальный обычай — так называемое «громило», которое было присуще сербам и отличало их от остальных славян. Суть обряда состояла в сооружении «громила» — небольшой могилы-кургана, куда временно помещался усопший до похорон. Впоследствии на этом месте ставился более основательный монумент — «собрашица», где происходили поминания. Датировки громил ясно указывают на то, что сербы присутствовали на Балканах еще до Великого переселения народов.

Процитируем основные выводы Янковича: «Нужно учитывать, что народы со временем меняются, поглощают и сливаются с другими народами. Имя «сербы» представляет собой самоназвание индоиранского или индоевропейского происхождения, что указывает на эпоху зарождения индоевропейцев. Эти выводы подтверждаются некоторыми мифами, топонимами, религиозными представлениями и т. п.…Сербы — потомки тех иллиров, которые населяли территорию между рекой Ибар, Адриатикой, реками Купой и Савой. Их корни уходят в Цетиньскую культуру, которая датируется первой половиной второго тысячелетия до нашей эры. Те, кто жил тогда на данной территории, и сегодняшнее её население принадлежат более или менее одному и тому же антропологическому и культурному динарскому типу. В то же время та культура не была автохтонной, то есть её носители прибыли откуда-то. И по сей день название «сербы» имя можно встретить в топонимах от Ирана до Индии».

Однако если верно утверждение византийского императора Константина Багрянородного, что сербы, действительно, всего лишь пришельцы, прибывшие на Балканы в VI в., то своё имя они получили на своей прародине и принесли его с собой на новое место проживания. Та прародина называлась Сербия, она граничила с государством франков, Белой Хорватией и Венгрией. Во главе сербов стоял правитель из правящей династии. Власть передавалась по наследству. Народ был многочисленный, оберегал собственные традиции и самосознание. Таким образом, кроме имени сербов объединяли самобытные обычаи и верования, общественные отношения, образ жизни. Это также свидетельствует в пользу того, что мы имеем дело со старым европейским народом.

В VI в. Псевдо-Маврикий писал о славянах, в том числе и о сербах следующее: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и оказывают им знаки своего расположения при переходе их из одного места в другое… Находящихся у них в плену они не держат в рабстве… как прочие племена, но, по истечении определённого срока, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся, на положении свободных и друзей… Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах… Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде… Так как у них нет единого вождя, и они не любят друг друга, то и не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах…» Византия поступала с сербами и прочими славянами согласно правилу: поссорить разобщённые племена, чтобы легче было ими управлять.

Сербы, как и остальные славяне, были многобожниками, поклонявшимися Перуну, Дажбогу, Велесу, Весне, Марене и т. д. Развит был культ предков, который после принятия христианства трансформировался в обычай праздновать «Славу» на день святого — защитника семьи. У остальных православных славян есть именины — праздник святого, чьё имя носит именинник. А сербы почитают святого — защитника всей семьи. «Слава» передается по мужской линии от отца к сыну и на протяжении столетий, вплоть до наших дней, является одним из ключевых элементов сербской церковно-национальной христианской традиции.

Ранние сербские правители

В раннее средневековье сербы сформировали несколько крупных общин, которые впоследствии перерастут в государственные образования. В междуречье Цетины и Неретвы, на побережье Адриатического моря располагалось Неретвлянское княжество, которое византийцы называли Пагания. Ей принадлежали и острова Брач, Хвар и Млет. Область между Неретвой и Дубровником называлась Захумле. Территорию от Дубровника до Бока-Которского залива занимали Травуния и Конавле. Южнее Боки, до реки Бояны, — Дукля, позднее именуемая Зетой. Реки Сава, Врбас и Ибар опоясывали Рашку. Византийский император Константин VII Порфирогенет писал, что область Босния (между реками Дрина и Босна) — это сербская земля, центром которой является город Соли (нынешняя Тузла).

Династия Вишеславичей и принятие христианства. Основателем первой сербской династии стал князь Вишеслав (Воислав), правивший в конце VIII в. и боровшийся за независимость от Византии и Болгарии. Его потомками были Радослав и Просигой. В середине IX в. власть принадлежала Властимиру, у которого было трое сыновей: Мутимир, Строимир и Гойник. В союзе с императором Константином Багрянородным Властимир воевал с болгарами. Процесс христианизации сербов занял несколько столетий. Известно, что в 70-е гг. IX в. сыновья Властимира приняли христианство, свидетельством чего стали имена Мутимира и Гойника — Стефан и Петр. В то время религиозными центрами сербов были Сплит и Сремска-Митровица. Ученики святых Кирилла и Мефодия — святые «пяточисленники» Савва, Климент, Наум и Ангеляр — после смерти святого Мефодия в Моравии, преследуемые франкскими епископами, прибыли на Балканы (в Болгарию и на Охрид), принеся с собой переводы на славянский язык Библии и богослужения, а также глаголицу — азбуку, подаренную славянам их учителями. Святой Климент — создатель кириллицы — вместе со своим духовным собратом Наумом основал на Охриде школу, через которую прошло более трёх тысяч христианских проповедников и миссионеров, проповедовавших среди славян, в том числе и сербов.

Последним правителем из династии Вишеславичей был Часлав Клонимирович, бежавший от болгарского царя Самуила, у которого он был в плену, и обновивший сербское государство при поддержке Византии. Его княжество простиралось от Травунии до Западной Моравы. В союзе с Византией Часлав храбро сражался с венграми, в битве с которыми и погиб. В это время существовало три сербских государства: Сербия (с Боснией), Захумле и Зета. Во второй половине X в. Босния отделилась от Сербии, признав власть Византии и Венгрии. Во главе её стоял бан.

Расцвет Дукли. Дукля (получила имя по римскому городу Доклея, который находился в районе сегодняшней Подгорицы в Черногории), которая позже называлась Зета, стала княжеством в X в. Правил в ней в это время, помимо прочих, и король Йован Владимир, которого победил и пленил болгарский царь Самуил, но спустя некоторое время освободил, женил его на своей дочери Косаре и вернул на престол. После падения государства Самуила (от рук византийского императора Василия II Болгаробойца) племянник Самуила Владислав убил Йована Владимира как потенциального претендента на престол. Йован Владимир почитается как первый сербский святой — страстотерпец, смиренно принявший свою участь (подобно русским святым Борису и Глебу), невинно пострадавший и отказавшийся от участия в гражданской войне.

После смерти Василия II, когда Византия погрузилась в кризис, сербы подняли против власти ромеев восстание, в ходе которого возвысился князь Воислав, известный как «дуклянин» или «травунянин серб». Попав в плен к византийцам, он, тем не менее, сумел освободиться. В конце концов он все-таки признал власть Константинополя, что пришлось сделать и его сыну Михаилу, которого папа Григорий VII называл в письме «королем славян, дуклянским правителем», предлагая ему знамя Святого Петра (ученые считают, что он получил от папы корону и знаки королевской власти, чтобы добиться самостоятельности от Византии). Стремясь к еще большей независимости, сын Михаила Бодин просил Ватикан прислать в Дуклю архиепископа, юрисдикция которого распространилась бы на территорию от Скадара, Бара и Котора на Боснию, вплоть до Сербии. Это, впрочем, не означает, что сербы переориентировались на Запад. Войско крестоносцев во главе с графом Раймондом Тулузским, проходя через Дуклю по пути в Святую землю, столкнулось с сопротивлением местного населения, хотя Бодин оказал Раймонду сердечный приём. После смерти Бодина Дукля приходит в упадок. Самостоятельными сербскими государствами становятся Босна и Рашка.

Возвышение Рашки. Вукан был первым великим жупаном Рашки, о котором сохранились сведения. Вместе с Бодином он сражался с византийцами и продолжил это делать даже тогда, когда его союзник примирился с Константинополем. К Рашке были присоединены Косово и Хвосно (современная Метохия), население которых было преимущественно сербским. Рашка увеличивала свою территорию в направлении Рас — Звечан — Печ. После смерти Вукана византийский император Иоанн II Комнин покорил Рашку, но сербы поднимали одно восстание за другим. В начале 30-х гг. XII в. великий жупан Рашки Урош I выдал свою дочь Елену за будущего венгерского короля Белу II. Брак был частью стратегического плана, целью которого была опора на Венгрию и освобождение от византийского господства. Брат Елены Белош стал венгерским палатином и хорватским баном.

После этого наступила эпоха Неманичей — великий расцвет сербского средневековья.

Святой Савва, духовный отец сербского народа. О сыне раньше, чем об отце

Основателем династии Неманичей — самой значимой сербской династии — был Неманя, отец трех сыновей: Вукана, Стефана и Растко. Тем не менее, рассказ о Неманичах мы начинаем не с него, а с его младшего сына Растко, вошедшего в историю как святой Савва. Почему? Потому что его личность и деятельность лежат в основе не только Сербии эпохи Неманичей, но и Сербии как таковой — Вечной Сербии. Святой Савва — самый выдающийся серб из всех живших на свете, светлое явление, определившее исторический путь народа. Говоря словами поэта, он знал: «Кто не тянется к Богу, тот опускается до зверя». Савва воодушевлял своих близких — отца, брата Стефана и племянников Радослава и Владислава, вместе с которыми трудился на благо земли сербской. Все прочие, для которых упокоившийся Савва был высшим ориентиром, следовали по его стопам. Савве принадлежит авторство идеологии Неманичей, представлявшей собой своеобразное сербское переосмысление византийской теории симфонии священства и царства, для неё характерен был упор на семейственность отношений между сербами — от архиепископа и правителя до обычных людей. Первой иконой сербской симфонии стали два родных брата — архиепископ Савва и король Стефан Первовенчанный. Тем самым каждому Неманичу был адресован постулат: братство должно быть основой любой деятельности. Это требование не забывалось, несмотря на то, что борьба за власть часто принимала жестокие формы. Поэтому и примирение враждующих братьев было не только желательным, но и возможным.

Стремление правителей к монашеской жизни стало еще одним важным аспектом воздействия на современников и потомков святого Саввы как иконографического образа эпохи Неманичей. Он привёл в монастырь своих отца и мать: Неманя и Анна после пострига приняли имена Симеона и Анастасии. Монахами стали брат Стефан (Симон) и племянник Радослав (Йован), сын Вукана Димитрий (Давид). И Урош I умрёт монахом по имени Симеон, его жена перед смертью станет монахиней Еленой, а его сын Драгутин — монахом Феоктистом. Примет постриг и сестра Стефана Дечанского Неда, ставшая Еленой. Вдова Душана получит иноческое имя Елизавета. Последний Неманич, сын Симеона — сводного брата Душана, — Йован Урош упокоится как монах Иоасаф — ктитор монастыря Метеоры. Разумеется, подобное стремление к духовной жизни объяснялось следованием заветам Саввы. Что касается его самого, то для всей его жизни символическое значение имеет видение, которое ученик Святого Паисия Великого Йован Колов описал в своем житии великого пустынника. Паисию явился император Константин Великий, сказавший, что более всего жалеет, что не отрёкся от престола и не принял постриг. Ибо слава монаха на небесах больше славы правителя, намного больше. Предаваясь на том свете раскаянию, Константин восклицал: «Ах, если бы я оставил временное царство, царский наряд и венец, стал бедным, надел рубище и исполнял то, что требует монашеское житие!» Дух этого предания Савва донёс до своей семьи. Потому и начинаем с сына, а не с отца.

Жизнь святого Саввы. Младший сын великого сербского жупана Стефана Немани и его жены Анны родился около 1174 г. Как и его старшие братья Стефан и Вукан, Растко получил при дворе своего отца в Расе хорошее образование. С ранней юности он проявлял любовь к чтению. На его духовное развитие особое влияние оказали жития сербских и балканских пустынников: святого Иоанна Рыльского, Иоанна Осоговского, Гавриила Лесновского и Прохора Пчиньского. Однако считается, что мальчик Растко особенно воодушевлялся часто читаемым при дворе житием святого равноапостольного Кирилла, просветителя славян. Позднее подтверждением интереса к подвижничеству станет и уход Растко в монастырь. Уже на пятнадцатом году жизни он получил в управление от отца область Хум, располагавшуюся между Неретвой и Дубровником. Биограф Саввы Феодосий пишет, что как правитель он был кроток, мягок и любезен со всеми. Как мало кто другой помогал бедным. С особым почтением относился к монахам. Агиографы Доментиан и вышеупомянутый Феодосий подчеркивают, что Растко не любил развлечений молодой знати, а стремился к уединению, любил проводить время в одиночестве. Тяготея к жизни духовной, он оставил родительский дом и отправился на Афон. Его бегство было «эффектным»: ускакал с группой афонских монахов, во главе которых был русский монах из монастыря Святого Пантелеймона. На восемнадцатом году жизни Растко принимает постриг и получает имя Савва. В Святом Пантелеймоне он пробыл недолго и перешёл в монастырь Ватопед. Стефан Неманя сначала разгневался из-за отъезда любимого сына и даже послал погоню, но потом смирился с его выбором. Савва получал от отца богатые дары, предназначавшиеся для оказания помощи афонским монастырям. Ну а потом великий жупан, передав престол сыну Стефану, сам принял постриг и как монах Симеон присоединился к своему сыну в Ватопеде. Вместе они восстановили всеми оставленный и разграбленный пиратами монастырь Хиландар, который византийский император Алексей передал сербам во владение. До XVIII в. Хиландар будет оставаться крупнейшим духовным, культурным и образовательным центром сербов. В средневековье большинство настоятелей монастыря становились главой сербской церкви. В Хиландаре Симеон Неманя упокоился, а святой Савва позднее напишет его житие и службу.

После четырнадцати лет, проведённых на Афоне, около 1207 г. архимандрит Савва вместе с мощами Симеона Мироточивого возвращается в Сербию. В монастыре Студеница — задужбине[1] своего отца[2] — он мирит враждующих братьев Стефана и Вукана. Затем последовали усилия, направленные на церковное и культурное просвещение сербского народа, которому он говорил о христианской морали, любви и милосердии. Много было сделано для организации церковной жизни. Подготавливая почву для будущей автокефальности сербской церкви, Савве удалось вывести Студеницу из подчинения местного епископа, грека, и поставить её под непосредственный контроль своего брата — великого жупана Стефана. В одном лице Савва был и просветителем, и духовным лидером, и государственным деятелем, и учителем. Повсюду, где живут сербы, местные топонимы и гидронимы связаны в народных преданиях с деятельностью святого Саввы, который как студеницкий архимандрит по-настоящему много путешествовал, проповедуя христианскую веру. Сам монастырь Студеницу он обустроил в соответствии с лучшими византийско-афонскими образцами. Савве принадлежит и авторство типикона (устава), в котором содержится и житие святого Симеона.

В 1217 г. святой Савва опять отбывает на Афон. Некоторые полагают, что причиной этого стало несогласие с внешней политикой Стефана Первовенчанного, просившего и получившего от папы королевскую корону. Другие считают, что целью отъезда стала подготовка к провозглашению автокефальности сербской церкви. Это были тяжелые, непростые времена, когда латиняне владели Византией и Афоном, а император ромеев и Вселенский патриарх находились в византийских владениях в Малой Азии.

15 августа 1219 г., на праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Никее Вселенский патриарх Мануил с согласия императора Феодора I Ласкариса хиротонисал Савву в архиепископа. С тех пор Сербская православная церковь стала автокефальной и получила благословение на то, чтобы архиепископа избирал и посвящал в сан сербский собор епископов. Из Никеи Савва прибывает в Хиландар, где выбирает нового игумена и наставляет братию, а затем отбывает к своему старому другу фессалоникийскому митрополиту Константину Месопотамиту В то же самое время он работал над окончательным вариантом Законоправила (Номоканона) — сборника церковных и мирских предписаний, который станет правовой основой сербского средневекового государства. В том же году на соборе в монастыре Жича — центре самостоятельной сербской церкви — Савва посвящает своих лучших учеников в сан епископа и, вручив им Законоправило, отправляет в епархии по всему отечеству. Будучи главой церкви, Савва строил многочисленные храмы, монастыри и школы.

В 1221 г. в Жиче — своей и Стефана задужбине — он возложил венец на брата в соответствии с православным богослужебным обрядом, прочитал проповедь о подлинной вере и призвал присутствовавших жить в согласии с заповедями Божьими. В 1229 г. из сербского приморья Савва отправляется в Святую землю, где его сердечно принимают и иерусалимский патриарх Афанасий с православной ближневосточной братией, и мусульманские правители, через страны которых он проезжал.

В 1234 г. святой Савва снова отправился в Святую землю. Перед отъездом он возвёл на престол сербского архиепископства своего преданного ученика и честного христианина Арсения Сремца. Это был мудрый шаг, ибо Савва понимал, что от личности его наследника будет во многом зависеть дальнейшая судьба сербской церкви и государства. На обратном пути 14 января 1235 г., на Богоявление, он упокоился в Тырнове, в Болгарии. В 1237 г. король Владислав перенёс мощи святителя Саввы в монастырь Милешева.

Наличие его святых мощей для каждого серба имело исключительное духовное и политическое значение, особенно во время турецкой тирании. Только он так глубоко проник в сознание и бытие сербского народа. В качестве иллюстрации можно привести восстание против турок в Банате во главе с владыкой Вршацким Феодором (конец XVI в.). На знамени восставших была икона святого Саввы. Месть турок не заставила себя ждать. В 1594 г. в Белграде на холме Врачар Синан-паша сжёг на костре мощи святого Саввы.

Согласно преданию, дым и пепел того костра разнесли благодать Христову во все сербские земли и во все сербские души. Поэтому в честь Саввы сербы построили многочисленные храмы не только в сербских землях, но и по всему миру. Сегодня на том месте, где сгорели мощи, сербы завершают строительство величественного храма-памятника святого Саввы.

Кем был святой Савва? У сербов любовь к святому Савве никто не ставит под сомнение. И обладая государственностью, и утратив её, сербы всегда знали, кто он и что для них значит. Граф Янез Вайкард Валвазор, автор книги „Слава Воеводины Краньской“, опубликованной за три года до Великого переселения, возглавленного патриархом Арсением Чарноевичем (1687 г.), пишет, что сербы, живущие на территории сегодняшней Словении и защищающие её от турок, очень уважают основателя своей народной церкви, молятся ему усердно и постятся перед днем святого Саввы («Савиндан» — между Рождественским и Великим постом). Хорошо знали, что для сербов значит святой Савва, и враги наши — от Синана-паши, сжегшего его мощи, до хорватского геополитика Иво Пилара, который в своей книге о югославянском вопросе, опубликованной в Вене в 1917 г. и переизданной в усташском Загребе в 1942 г., утверждал, что для сербов важнее всего культ святого Саввы. Пока он есть, они могут жить и без государства, и без армии, и без институтов, и их «империальность», то есть государственное сознание, не исчезнет.

Разумеется, в разные времена лик святого Саввы воспринимался по-разному. Предвоенный сербский философ и культуролог Владимир Вуич в своей работе «Возвращение к Савве Святителю» указывает на два ошибочных восприятия. Первое — «досифеевское», согласно которому Савва был всего лишь школьным учителем и реформатором — предтечей Досифея Обрадовича. Второе — «эпическое», «десятистопное», приверженцы которого считали Савву всего лишь искусным государственным деятелем, политиком, отправившимся на Афон с целью стать епископом и добиться автокефалии церкви, что, в свою очередь, поспособствовало бы достижению независимости сербского государства. На это Вуич ясно отвечает: святой Савва прежде всего был человеком Божьим, уехавшим на Афон ради достижения вечности. Всё остальное проистекало из его стремления найти во Христе спасение для души своей и своего народа. Сербы были и в сердце, и на уме у Саввы. И привести их к Богу было целью его подвижничества. И сербскую церковь основал, и своему брату королю Стефану помогал ради того, чтобы сербы располагали собственным защищённым народным домом, в котором могли бы молиться перед иконой Господа и держать путь к Небесной Сербии — одному из районов вечного и нетленного града Небесного Иерусалима, ключами которого, а также кровью своей и своих сподвижников позднее клялся святой великомученик Лазарь Косовский — продолжатель дела святого Саввы. Наряду с «просветительской» и «государствообразующей» псевдоморфозами образу святого Саввы сегодня угрожает и третья — его пытаются представить предтечей экуменизма. Проживая в эпоху Франциска Ассизского, он якобы выступал за сближение с римским папой. Это, разумеется, неправда. Авторитетный сербский иерарх блаженнопочивший владыка Будимский Даниил сказал в свое время: «Святой Савва отправился для посвящения в сан архиепископа в ромейскую Никею, а не в папский Рим, хотя тот тогда в политическом смысле был тем, что сейчас ООН или Международный валютный фонд… Святой Савва сделал выбор в пользу униженной и ослабленной Византии, ибо видел в ней несломленный дух православия. Он повернулся спиной к всемогущему, на первый взгляд, Риму, из которого уже доносился смрад первых костров, провозвестников Аушвица и Ясеноваца».

Значение Законоправила для сербской истории. Законоправило — это труд, который святой Савва на протяжении многих лет переводил и редактировал, подготовляя провозглашение автокефалии сербской церкви. Из ромейской правовой традиции, величественно представленной в Кодексе Юстиниана, он позаимствовал всё самое ценное, адаптировав его к сербским обычаям и условиям. Когда в 1219 г. Савва добился автокефалии сербской церкви, каждому из новопосвящённых сербских владык он вручил этот сборник, в котором, помимо правил Святых Апостолов, Вселенских и Поместных соборов, было и цивильное законодательство. По сути, Законоправило стало основным сборником законов средневековой Сербии. Законник царя Душана можно считать его «дополнением». И когда протоиерей Матея Ненадович составлял законы повстанческой Сербии в XIX в., он ссылался на Законоправило. В мае 1939 г. Святой Архиерейский Синод СПЦ принял решение считать эту книгу «официальным нашим сборником канонов, пока не появится новый».

Какое значение святой Савва придавал Законоправилу, видно из послесловия к нему: «Появились на свет славянского языка эти боговдохновенные книги, называемые Номоканон. До этого они были затуманены облаком мудрости греческого языка. А теперь они заблистали, то есть переведены и ясно сияют благодатью Божьей, отгоняя тьму незнания, всё освещая светом разума и от греха избавляя. Всякий же учитель — епископ или пресвитер или другой, кто имеет учительское звание, — если не знает хорошо этой книги, не знает и самого себя. А проникнув в глубину этих боговдохновенных книг, как в зеркале увидит и себя, каков он есть и каким должен быть, и других узнает и научит».

Структура Законоправила говорит о том, что при его составлении использовано несколько разнородных греческих текстов, из которых в результате редактирования и комбинирования различных фрагментов получилось новое целостное произведение. Первая часть в основном посвящена церковно-правовой тематике; вторая содержит мирские предписания, регулирующие, помимо прочего, вопросы свидетельства, наследования, раздела имущества, завещания, сроков, когда заимодавцам следует требовать с наследников умершего. Номоканон описывает и основы урбанистического планирования: как в городах строить новые дома и ремонтировать старые, чтобы не нарушить гармоничное развитие города как единого целого, и т. д. Имеются и положения о законных и незаконных браках, степенях родства и т. п.

Об основных принципах милосердия, которое насаждал в Сербии святой Савва, др. Миодраг Петрович — издатель, редактор и переводчик Законоправила на современный сербский язык — пишет: «Особое внимание привлекает разнообразие предписаний, касающихся всех тонкостей социальных отношений человека от зачатия до смерти. Сложность этих вопросов отражена как в нормах семейного права, так и в положениях, регулирующих обязанности общества в отношении отдельной личности. Закон всё чаще защищает семью, которая, в отличие от римского права, поставлена на более надежные правовые основания. Одновременно развито осознание значения взаимных социальных обязательств родителей и детей, роли матери и статуса супруги».

Святой Савва внёс в Законоправило и ряд положений, которые защищают православную веру и предупреждают об опасности ересей и иноверий. Отдельный фрагмент, среди прочего, посвящён и исламу. В своем кодексе-завещании первый архиепископ оставил современникам и потомкам наставления, касающиеся того, как уклониться от искушения римокатоличества, воинствующие представители которого пытались в то время овладеть территорией, на которой проживал сербский православный народ. Великая борьба велась за защиту правоверия от натиска имперского папского Запада.

Первый во всём. Став игуменом Студеницы (1206–1217), Савва разработал будущее устройство сербской церкви и государства, в суверенных границах которого он без устали строил церкви и основывал епископские кафедры. Савва составил типикон для своей постницы в Карее на Афоне, Хиландарский и Студеницкий типикон, за основу которого был взят устав монастыря Эвергет. Из-под пера Саввы также вышло «Симеоново житие», «Служба святому Симеону» и, несомненно, важнейшее его литературно-правовое произведение «Законоправило», или «Номоканон». Законоправило и Студеницкий типикон помогли святому Савве добиться в Сербии огромных перемен: он достиг полной автономии Студеницы, в которой было положено начало автономии сербской церкви; освободился из-под юрисдикции Охридской архиепископии; впервые ввёл в Студенице сербские надписи на фресках; и, наконец, создал предпосылки для основания самостоятельной сербской церкви. После выполнения своей миссии в Студенице Савва в 1217 г. передал бразды правления монастырём другому игумену и отправился в большое паломничество по святым местам. Обратно он вернулся через Константинополь, где в 1219 г. был хиротонисан в архиепископа новооснованной автокефальной сербской церкви. Будучи родоначальником народного просвещения, Савва оставил сербам в наследие письменные памятники правового, литургического, агиографического и проч. содержания, что усилило в народе осознание принадлежности сербскому роду.

Савва становится известен благодаря своему усердию и подвижничеству, а также щедрости в отношении всех афонских обителей; основывает монастырь, который пользуется особыми привилегиями и сразу становится одним из четырёх главных монастырей на Афоне (наряду с Великой Лаврой, Ватопедом и Ивироной). Совершив два путешествия в Святую землю, Савва встал в ряд величайших путешественников своего времени. Савва — писатель и дипломат, лично выполнявший самые рискованные миссии, что было редкостью и до, и после него. Он одерживал победы, не начиная войн. После упокоения и провозглашения святителем почитался церковью и народом не меньше, чем при жизни.

Английский исследователь русского происхождения Дмитрий Оболенский в своей книге «Шесть византийских портретов» говорит о Савве беспристрастным языком науки: «Историк, который хочет осветить его жизнедеятельность во всём её необычайном разнообразии — как сына правителя, монаха, епископа, паломника, дипломата, администратора, писателя и просветителя своего народа, — почти неминуемо приходит к выводу, что в средние века в Восточной Европе в славянском и греческом мире мало кому было дано достичь столь многого за шестьдесят лет ж и зн и».

Геополитика святого Саввы. Христианские храмы — это центры мистической геополитики. И поэтому в средние века сербские правители всегда и везде оставляли после себя задужбины.

Христианизация сербов положила начало сербской сакральной геополитики, основные направления развития которой определил святой Савва. Он встал на путь создания сербской автокефалии, целью которой, по словам владыки Николая Велимировича, должно было стать обретение «национальной церкви, но не национальной веры». Поэтому история сербов — это история борьбы за правду, даже ценой нечеловеческих жертв. И по той же причине сербская христианская геополитика — по сути отечественная, а не имперская.

Савва, следуя канонам, национальную сербскую церковь разделил в соответствии с существующими историко-географическими областями. Особое внимание при этом уделялось тем из них, которые были слабыми или испытывали давление римокатолической пропаганды. До его возвращения в Призрене епископом был грек, поставленный туда охридским архиепископом. Святой Савва вынудил его подать в отставку и на его место поставил серба. Помимо старых епископий в Расе, Призрене и Липляне в Приморье появились еще две: Хумская с центром в монастыре Пресвятой Богородицы в г. Стон и Зетская (монастырь Святого Архангела Михаила на Превлаке, вблизи от г. Котор). Центральная Сербия была разделена на шесть епископий: Жичскую, Хвостанскую, Будимлянскую, Дабарскую, Моравичскую и Топлицкую. Епископами новых епархий святой Савва назначал своих учеников — монахов-аскетов, которые получали от своего учителя аутентичные копии всех церковных книг. И только с этих книг в епархиях разрешено было делать копии.

Епархии делились на протопресвитерства, прямой обязанностью которых было просвещение народа, проведение обрядов крещения и венчания. Таким образом, через усиление церкви и сакрализацию семьи достигалась сакрализация и самого государства. Все епископские кафедры расположились в монастырях, которые были духовными твердынями — местами молитвы и поста, а также центрами сербства. Благодаря православным храмам и алтарям Косово и Метохия с 1253 г. становятся колыбелью сербского народа, когда второй сербский архиепископ святой Арсений Сремский перенёс центр автокефальной церкви в Печ, находившийся в глубине территории сербского государства (Жиче могли угрожать венгерские католики-крестоносцы). Великие святыни — Печская патриархия, монастыри Грачаница, Девич, Дечаны, церкви Богородицы Левишской и Святых Архангелов были и остаются сербскими владениями на святой земле, а также служат лучшим свидетельством о «святородном» древе Неманичей, которое подобно Древу Иессееву изображено в виде 22 ликов на восточной стене задужбины Стефана Дечанского.

Род Неманичей в сербской истории

Великий жупан Стефан Неманя. Родоначальником «святородного» древа Неманичей был Стефан Неманя, родившийся около 1114 г. в Рибнице, находившейся в районе сегодняшней столицы Черногории Подгорицы. Из-за династических споров его отец Завида вынужденно скрывался в Зете, где у него и родился Неманя — младший из четырех сыновей. Старшим был Тихомир, средними — Мирослав и Страцимир. Неманю в Зете крестили по латинскому обряду, однако по возвращении в Рашку он принял православное крещение, о чём в житии своего отца пишет и святой Савва. После смерти Завиды его сыновья поделили землю. Тихомир стал великим жупаном, которому все должны были хранить верность. Мирослав получил во владение Хум. Страцимир — области в районе Чачака, у Западной Моравы. А Неманя — восточные земли около Топлицы, рек Ибара, Расины и Реки. С самого своего зарождения молодое сербское государство оказалось между двух крупных держав — между Венгрией и Византией. Венгрия с сербской помощью стремилась сбросить с себя власть Византии, в которой на престоле находился могучий и опасный император Мануил Комнин. Так как удельные земли, принадлежавшие Немане, граничили с Византией, молодой сербский правитель стремился поддерживать хорошие отношения с ромейской империей. Во время встречи, состоявшейся в Нише, император Мануил наградил Неманю придворным ромейским званием и передал в управление область Дубочице (окрестности сегодняшнего города Лесковац). Возможно, Мануил хотел приблизить к себе Неманю и отдалить его от братьев. Ведь сербы всегда были склонны к восстаниям против центральной власти и, как писал еще Псевдо-Маврикий, представляли угрозу, если им удавалось объединиться.

В своих владениях в Топлице Неманя построил два монастыря с храмами — Пресвятой Богородицы на реке Косаница и Святого Николы поблизости от современного города Куршумлия. Старшие братья обвинили его, что он действует без согласия с ними, и заточили Неманю в пещере в городе Рас — старой сербской столице. Близкая Немане знать добилась его освобождения. Сам Неманя приписывал свое избавление помощи святого Георгия, в честь которого построен монастырь Джурджеви Ступови в Рашке. Разразился конфликт, после которого братья бежали во владения Византии, надеясь с её помощью вернуть себе свои престолы. В 1166 г. Неманя провозгласил себя великим жупаном.

Император Мануил поддержал Неманиных братьев. Тихомир, Мирослав и Страцимир повели войско против великого жупана Рашки. Победу в битве, которая состоялась в селе Пантина под г. Звечан, одержал Неманя. Тихомир утопился в речке Ситница, а Мирослав и Страцимир признали власть брата и вернулись в свои удельные владения. В 1171 г. Неманя решил извлечь выгоду из войны венецианцев с византийцами и при помощи венгров попытался освободиться из-под власти Константинополя. Венгры, в силу внутриполитических причин, оставили Неманю на произвол судьбы, после чего он вынужден был сдаться на милость императора Мануила, который триумфально провёз его через Константинополь. Ввиду того, что Неманя поклялся ему в верности, могучий басилевс ромеев вернул пленника на престол, подтвердив его великожупанский титул. Сдержав своё слово, сербский бунтовщик не нарушал спокойствия вплоть до смерти Мануила в 1180 г.

После начала смуты, вызванной борьбой за византийский престол, Неманя снова объединяется с венграми с целью освобождения из-под власти Константинополя. Вместе с союзниками великий жупан берет город Ниш и, несмотря на то, что венгры подписывают мир с греками, продолжает завоевания. В результате заняты области между реками Западная и Великая Морава, территории вокруг г. Вранье, а также Косово, Лаба и Хвосно. В походе на Дуклю, которую византийцы считали своей, войско Немани захватывает и разоряет города Скадар, Ульцинь, Бар (этому предшествовала неудачная попытка завоевания Дубровника, в которой участвовали и Мирослав со Страцимиром). Сербия становится всё более значимой силой на Балканах. В преддверии Третьего крестового похода Неманя в декабре 1188 г. посылает своих людей в Нюрнберг — ко двору Фридриха Барбароссы, который собирался повести войска в Святую землю вместе с Ричардом Львиное Сердце и французским королем Филиппом II. Неманя, рассчитывавший на помощь крестоносцев в борьбе против Византии, предлагал Барбароссе в обмен на поддержку признать его сюзеренитет, а также помочь в снабжении войск. Барбаросса во время личной встречи с Неманей, состоявшейся в следующем году, отказался от предложения, однако их личные отношения остались добросердечными.

Гибель Барбароссы в Малой Азии в 1190 г. облегчила положение византийского императора Исаака II Ангела, который пошёл войной на неуёмного великого жупана и победил его в сражениях на Южной Мораве. Неманя вернул Византии захваченные территории, но сохранил за собой Дуклю, Адриатическое приморье до устья Цетины (кроме Дубровника), а также Косово и Метохию (кроме Призрена). Византия признала границы Сербии и, тем самым, подтвердила её международный статус. В своей грамоте Хиландару Неманя, описывая государственное устройство на Балканах, указывает, что Бог дал грекам императоров, венграм — королей, а сербам — великожупанский престол. Исаак II Ангел дополнительно подтвердил статус Сербии, выдав свою племянницу Евдокию — дочь будущего императора Алексея III — за сына и престолонаследника Немани Стефана, которого позднее тесть наградит титулом севастократора (благородного владетеля). В 1196 г. на государственном соборе Неманя отрекается от престола и вместе с супругой Анной уходит в монастырь. Под именем Симеон он принял постриг в своей задужбине Студенице, а жена стала монахиней Анастасией в монастыре Пресвятой Богородицы в Топлице. Великожупанский престол Неманя передал своему сыну и зятю ромейского императора Стефану, а сыну Вукану досталась в управление Дукля. В 1197 г. Неманя отбывает на Афон в монастырь Ватопед к своему сыну Савве. С разрешения императора они в 1198 г. восстанавливают заброшенный монастырь Хиландар. Здесь в 1200 г. Неманя и упокоился, оплакиваемый всей афонской общиной. В 1208 г. его мироточивые мощи святой Савва перенес в Студеницу, где они покоятся до сих пор.

Стефан Первовенчанный. Немане, помимо Рашки, принадлежали княжества Захумле и Зета. Первым некоторое время правил его брат Мирослав, а затем Захумле получил во владение младший сын великого жупана Растко Неманич. После ухода Немани в монастырь Зетой владел его старший сын Вукан, чей титул короля Дукли и Далмации подтвердит папа Иннокентий III. Правящий Рашкой великий жупан Стефан в грамоте монастырю Хиландар, щедро им одариваемому, пишет о том, как отец передал власть ему, хотя он и не был старшим по рождению: «Оставил меня, во Христе дарованное ему чадо, на престоле своём и во Христе дарованном ему владычестве, меня, возлюбленного его сына Стефана — великого жупана и севастократора, зятя от Бога венчанного кир Алексея, кесаря греческого. А этот подвижник и чадолюбивый и добрый старец — господин мой Святой Симеон, хоть я и не достоин наречься сыном его, благословил меня внеочерёдно по отношению к остальным моим братьям, подобно тому, как благословил Исаак Якова — сына своего — всяким благословением. И начал меня учить, чтобы заботился я о всяком деле благом во владычестве моём, чтобы был я благосердным к свету христианскому, который передал он мне, и заповедовал мне, чтобы и о церквах пёкся я, и о чернецах, которые служат в них, и чтобы ни за какие мои дела не было зазорно мне перед Владыкой всех Господом».

Вукан вскоре пренебрёг заветом отца и после смерти Симеона перестал признавать верховную власть брата Стефана. Объединившись с венгерским королем Эмерихом, в 1202 г. он напал на Рашку. Гражданская война длилась три года и принесла сербским землям страшное разорение. Часть сербских территорий захватил болгарский царь Калоян. Окончательно братья примирились лишь при посредничестве своего младшего брата Саввы Неманича. Вукан остался правителем Зеты, но признал верховную власть Стефана.

После смерти Калояна Стефану удалось вернуть часть земель, отнятых болгарами, — от Ниша до Призрена. Разведясь с византийской принцессой Евдокией, он женился на внучке венецианского дожа Анне Дандоло. Сделать это его вынудили изменившиеся политические обстоятельства. А именно, в 1204 г. Византию захватили крестоносцы, возглавляемые Венецией. Поэтому Стефану пришлось искать новых союзников. В 1217 г. Стефан просил и получил от папы Иннокентия королевскую корону, став первым коронованным, то есть «первовенчанным» сербским королём. В 1221 г. Савва снова его короновал на соборе в задужбине Стефана монастыре Жича. В Жичской грамоте, которую Стефан подписал вместе со своим сыном и наследником Радославом, он именует себя «По милости Божией венчанный король всей сербской земли, Диоклитии и Травунии, Далмации и Захумля». Стефан Первовенчанный умер в 1228 г. как монах Симеон. Его, находящегося на смертном одре, постриг в монахи брат Савва. Стефан провозглашён святым, мощи его почивают в монастыре Студеница.

Король Радослав. Преемником Стефана стал его сын из брака с византийской принцессой Евдокией Стефан Радослав, правивший с 1228 г. по 1244 г. Его короновал на престол святой Савва. Женатый на дочери эпирского царя Феодора I Ангела Анне, Радослав попал под сильное влияние Византии, свидетельством чего служил тот факт, что за советами он обращался к охридскому архиепископу Димитрию Хоматиану — жёсткому противнику самостоятельности сербской церкви. Грамоты Радослав подписывал по-гречески. Некоторые исследователи полагают, что святой Савва предпринял своё великое путешествие по Святой земле во многом из-за того, что был недоволен грекофильской политикой Радослава.

В 1230 г. тесть Радослава потерпел поражение в битве с болгарами на реке Клокотнице (приток Марицы), в результате чего болгарское влияние на Балканах заметно выросло. Спустя три года знать свергает Радослава с престола и возводит на него его брата Владислава, женатого на Белославе — дочери болгарского царя Ивана II Асена. Некоторое время Радослав жил в Дубровнике и Драче, а после того, как его оставила жена, вернулся в Сербию и принял постриг под именем Йован. После упокоения похоронен в Студенице.

Король Владислав правил с 1234 г. по 1243 г., вошёл в историю благодаря своей задужбине — монастырю Милешева, который построил вместе со своим дядей святым Саввой. Его мощи почивали в Милешеве, пока турки не сожгли их в 1594 г. Святой Савва венчал Владислава в 1234 г. Когда его тесть — болгарский царь — разорвал союз с папой за то, что тот поддержал венгров, Владислав вступил в коалицию против Латинской империи и Венгрии, в которой, помимо болгар и сербов, участвовали и греки — подданные Никейского императора Иоанна Ватаца. Владислав перенёс в Сербию мощи своего дяди, упокоившегося в болгарской столице Тырново в 1237 г. В 1241 г. татары вторгаются в Венгрию и разоряют всю территорию вплоть до Адриатического побережья. Их нападению подверглись, помимо Дубровника и Сплита, и сербские приморские города Котор, Драч и Дриваст. Дань татарам вынужден был платить и болгарский царь Калоян.

Столица Владислава находилась в Хуме. Он имел двух сыновей — Стефана и Десу. После восстания сербской знати отрёкся от престола в пользу брата Уроша. Умер в 1269 г. и похоронен в Милешеве.

Король Урош Первый. В 1243 г. сын Стефана Первовенчанного Урош I, как и Радослав с Владиславом до него, короновался как «король сербский и поморский». Он стремился навести порядок в собственных владениях, обезопасить их от соседей — прежде всего от набирающей силу Никейской империи, границы которой подошли к Скопской Черной Горе, а также от Дубровника. Урош вынудил Дубровник подписать договор-клятву не нападать на сербские земли королевских подданных, регулярно платить таможенные сборы и налоги, из которых главным был сербский (святодимитриевская подать), уплачиваемый всегда осенью, в день святого Димитрия Великомученика.

Во время правления Уроша I дубровницкий архиепископ попросил папу упразднить основанное ещё в XI в. архиепископство в Баре, в юрисдикции которого были сербы-католики и романизированное автохтонное население Приморья. Когда эмиссары папы прибыли в Бар, народ встретил их криками «Наш господин король Урош — наш папа». Новой делегации дубровницкого архиепископа Урош запретил переход границы сербского государства, хотя и не имел ничего против своих подданных-католиков. Супруга короля Елена из Анжуйского дома, на которой Урош женился в 1250 г., играла роль защитницы римокатоликов, проживавших в сербском Приморье.

Конфликт с Дубровником длился с 1252 г. по 1254 г. Дубровчане намеревались заключить союз с болгарским царем Михаилом Асеном, однако Урош нанёс им поражение и принудил выполнять свои торжественно данные обещания. После смерти Михаила Асена на болгарский престол взошёл Константин Тих, заключивший союз с Сербией. Тем не менее Никейское и Эпирское царства продолжили вражду, в которой Урош участвовал на стороне эпирцев. С другой стороны ему угрожали венгры, владевшие Мачвой, областью вдоль нижнего течения Савы, где правил принявший католичество русский князь Ростислав Михайлович, находившийся на службе у венгров. После того, как победу в войне за византийское наследство одержал никейский император Михаил Палеолог, которому в 1261 г. удалось вернуть Константинополь, Урош перестал вмешиваться во внутренние дела могучего соседа и переключился на Венгрию, вступив в конфликт с Белой Ростиславичем — сыном Ростислава Михайловича. В 1268 г. сербский король потерпел поражение и вынужден был принять вассалитет в отношении венгерского двора, а своего сына Драгутина женить на венгерской принцессе Кателине. С того времени венгры постоянно подначивают Драгутина, чтобы тот выступил против отца и занял его престол. Византийский император Михаил VIII Палеолог хотел пристроить дочь Анну при дворе Неманичей, выдав её за второго сына Уроша Милутина, надеясь, что тот унаследует власть в Сербии. Переговоры тянулись долго, но не принесли никаких результатов. Стремясь обезопасить себя от возможной агрессии со стороны могучего Палеолога, Урош налаживает отношения с Карлом Анжуйским — королём Южной Италии и родственником его жены Елены. Для того чтобы воспрепятствовать заключению союза Неманичей и Анжуйских, Михаил вступает в переговоры с папой и в 1274 г. подписывает Лионскую унию, признавая того главой христиан Востока и Запада. Эта уния станет дополнительной причиной внутривизантийских противоречий.

Урош I поддерживал добрые отношения с наследником святого Саввы архиепископом Арсением I, который по причине плохого здоровья перед смертью уступил престол Савве II — четвёртому сыну Стефана Первовенчанного, в молодости носившему имя Предислав. Когда Савва II упокоился, на престол взошел Даниил, а затем Иоанникий (бывший игумен Хиландара и Студеницы), который впоследствии вместе с Урошем I вынужден будет бежать в Захумле, когда Драгутин свергнет своего отца с престола.

Урош справился с сепаратизмом в сербском государстве: сыновья его дяди Вукана — Джордже (Георгий), Стефан и Димитрий (будущий монах Давид), — а также потомки брата Немани Мирослава утратили влияние, которым пользовались их отцы, и превратились в обычных представителей знатных родов.

Неудовлетворённый своим статусом соправителя, «молодой король» Драгутин вместе с венграми напал на своего отца и одержал над ним победу в сражении у г. Гацко в теперешней Герцеговине, после чего Урош отрёкся, принял постриг и через год умер. Останки его находятся в его же задужбине — монастыре Сопочаны.

В период правления Уроша I начался экономический подъём Сербии, в которую переселились германские рудокопы-саксонцы, надеявшиеся открыть залежи серебряной и золотой руды. Серебро добывали в руднике Брсково (поблизости от г. Мойковац в сегодняшней Черногории), позднее были открыты рудники Трепча, Ново-Брдо, Рудник и т. д. В окрестностях сегодняшней Иваницы обнаружили железную руду. Сельскохозяйственные продукты, произведённые в Сербии, вывозили через порты Котор и Дубровник. Король Урош I начал чеканить сербский динар.

Византийским послам, прибывшим вести переговоры о возможном браке дочери Палеолога Анны и Милутина, Урош с гордостью демонстрировал патриархальность собственного двора. Прясть приходилось даже Кателине — супруге будущего короля. Византийские же вельможи, сопровождаемые роскошной свитой евнухов, были разочарованы бедностью сербского двора.

Королева Елена Анжуйская. Одна из наиболее значительных женщин сербского средневековья Елена, супруга Уроша Неманича, — дочь Карла I Анжуйского, короля Сицилии и Неаполя. Её одинаково любили и сербы, и латиняне Приморья. Оставила после себя ряд задужбин, среди которых главная — расположенный поблизости от Студеницы монастырь Градац, где и сегодня находятся её останки. Она восстановила приморскую крепость Дриваст. Архиепископ Даниил II в «Житии королевы Елены» пишет о ней: «Была острой на язык, но мягкого нрава, жизнь вела непорочную, повелевала кротко, умела говорить ясно, утешала безболезненно и нелицемерно… Великого и малого, богатого и бедного, праведника и грешника, больного и здорового — каждого из них одинаково уважала и каждому отдавала должное». При своём дворе организовала своеобразную школу, в которой обучались девочки из бедных семей. Воспитанные должным образом, они получали и приданое для того, чтобы выйти замуж. Знать и церковь плохо отнеслись к перевороту, совершённому Драгутином. Видя, что никто не согласен с подчинением Сербии венгерскому королевству, и желая снизить напряжение в государстве, король разделил его на три части. Меньшую отдал брату Милутину. Большую оставил себе, а матери передал Зету, г. Требинье и земли в районе города Плав и реки Верхний Ибар. Этими землями Елена правила почти тридцать лет.

Король Драгутин. Драгутин был миролюбивым правителем. Женатый на дочери короля Стефана V, он поддерживал хорошие отношения как с Венгрией, так и с Византией, так как престолонаследник Андроник был женат на второй дочери Стефана. В 1282 г. на охоте, упав с коня, Драгутин повредил ногу, что воспринял как божью кару за свержение отца. Тогда он созвал собор и отрёкся от престола в пользу брата Милутина, но с условием, что его наследником будет сын Драгутина Владислав. Себе отрёкшийся король оставил в управление лишь северную Сербию. От венгерского короля он получил Мачву, Белград, Срем, Усору и Соли в Боснии. Тогда Белград впервые оказался частью сербского государства. Позднее он воевал с Милутином, отказавшимся завещать престол сыну Драгутина; потерпел поражение, но братьев помирил архиепископ Даниил II, который впоследствии напишет их жития. В конце жизни Драгутин принял постриг под именем Феоктист. Упокоился в 1316 г., а власть в своей части государства оставил сыну Владиславу.

Король Милутин. После прихода к власти в 1282 г. король Милутин вступил в союз с западными державами и приступил к завоеванию сербских земель, находившихся под властью Византии. Вместе с бывшим византийским вассалом Котаницей Милутин присоединил следующие территории: Верхний Вардар, Верхний и Нижний Полог в районе г. Тетово, Скопье, Овче-Поле, Злетово и Пиянац. Одновременно в войну против Византии вступили болгарский царь Георгий Тертер и правитель Фессалии севастократор Иоанн I Дука. Византийцы послали войска к Липляну и Призрену, но они потонули в разлившемся Дриме. Армии королей Драгутина и Милутина заняли обширные области на западе Македонии и вышли к Эгейскому морю. Новая сербско-византийская граница была установлена по линии Струмица — Охрид — Прилеп — Кроя. Император Михаил VIII Палеолог собирался в поход против Милутина, но умер. Наследник Андроник II похоронил отца, принявшего унию с Римом, без почестей. Уния была осуждена на соборе в Константинополе, а церкви, в которых служили униаты, снова освящены.

В 1282 г. или годом позже Милутин без разрешения на разрыв церковного брака развёлся с первой супругой Еленой, родившей ему сына Стефана (впоследствии именуемого Дечанским) и дочь Неду, и женился на дочери севастократора Фессалии Иоанна Ангела — своего главного политического и военного союзника. У Милутина родились дочь Зорица и сын Константин. От венгров он получил северо-восточную Боснию и Белград.

В 1285 г. татары нападают на Сербию и сжигают монастырь Жича. В конце последнего десятилетия XIII в. болгарский царь Георгий Тертер — вассал татарского хана Ногая — бежит в Византию, а Ногай возводит на болгарский престол сербского феодала по имени Смилец. В районе г. Браничево войско Драгутина и Милутина сражается с болгарскими вельможами Дрманом и Куделином. А позднее видинский князь Шишман напал на Сербию, опять сжёг Жичу и дошёл до г. Печ, но вынужден был отступить. Нанеся Шишману поражение в битве под Видином, Милутин заключил с ним мир и выдал за его сына свою дочь Неду. Однако хан Ногай пригрозил вторгшемуся в Болгарию Милутину войной, и тот вынужден был оставить занятые территории и послать татарам заложников — своего сына Стефана и нескольких представителей сербской знати, которые пробыли в плену семь лет. Во время конфликта ханов Токту и Ногая Стефану удаётся бежать и вернуться в Сербию. В 1298 г. умерла Елена — законная жена Милутина, и он женится на византийской принцессе Симониде. В следующем году Милутин провозглашает своим наследником сына Стефана. Стефан получает в управление Зету.

В начале XIII в. Жича, которой постоянно грозят завоеватели, перестаёт быть духовно-административным центром сербской церкви, им становится столица средневекового сербского государства Печ. В Косове и Метохии активно идёт добыча золота и серебра. В долине реки Ибар строится крепость Маглич, в с. Неродимле — роскошный дворец Неманичей.

Фаворит папы Карл де Валуа собирается в поход против Милутина, который стремится избежать конфликта. Во время переговоров папа предлагает сербскому монарху принять унию, что тот в 1307 г. решительно отвергает. Когда папские легаты прибыли в Сербию, Милутин заявил им, что не может принять латинскую веру, так как боится матери и брата. Это, разумеется, был предлог для того, чтобы закончить переговоры и не обострять отношений.

В 1314 г. сын Драгутина Владислав при поддержке венгерского двора вступает в войну за престол. В борьбу включается и незаконнорожденный сын сербского правителя Константин. «Молодой король» (престолонаследник) Стефан (будущий Дечанский), опасаясь потерять престол, по наущению знати восстаёт против отца. Стефана, потерпевшего поражение, по приказу Милутина ослепляют и отправляют к тестю — императору Андронику (в монастырь Вседержителя-Пантократора в Константинополе). В 1317 г. архи епископ Печский Никодим мирит Милутина и Стефана, который чудесным образом исцеляется и возвращается к отцу в Сербию.

Папы, некогда надеявшиеся подчинить себе Сербию, видят, что у них ничего не выходит. Иоанн XXII в 1319 г. призывает католическую знать в Албании, венгерского короля Карла Роберта и боснийского бана Младена восстать против Милутина, которого папа в письме Карлу Роберту называет «подлым схизматиком и абсолютным врагом христианской религии». Однако венгерский поход на Сербию провалился, а с ним и идея крестового похода против сербского короля.

Милутин умер в 1321 г. в Неродимле. Похоронен в своей задужбине — монастыре Баньска (около современной Косовска-Митровицы). Позднее его мощи были перенесены в Болгарию в софийский собор Святой Недели.

Стефан Дечанский. Сразу после смерти Милутина началась смута. На власть претендовали незаконнорожденный сын Милутина Константин, сын Драгутина Владислав, однако престол достался Стефану Дечанскому. В 1321 г. на Богоявление архиепископ Никодим коронует его, после того как Стефан рассказал ему, что был исцелён самим святым Николаем. Наследником провозглашён Душан.

После смерти жены Стефана Феодоры в 1323 г. состоялись переговоры о его возможной женитьбе на Бланке — дочери Филиппа Тарентского, который требовал от сербского короля принятия католичества. Убеждённый в том, что Стефан примет его требование, Филипп сообщил о переговорах папе Иоанну XXII, который шлёт сербскому королю письмо с поздравлениями и предложением принять его легатов, которые будут наставлять его как новообращённого католика. Сербский правитель отказывается перейти в католичество, несмотря на то, что папа уже выслал епископа Бриндизи Бертрана, снабжённого подробными инструкциями, в которых содержался даже текст речи, которую Стефану Дечанскому следовало произнести перед знатью и народом во время крещения.

В 1324 г. во главе сербской церкви встаёт Даниил Второй — один из самых значительных сербских средневековых церковных деятелей. Бывший игумен Хиландара, доблестно защищавший его от пиратов и разбойников, епископ Баньский, а затем Хумский, Даниил был выдающимся во всех своих начинаниях — от строительства храмов до написания житий и служб. Из-под его пера вышло одно из самых значимых сербских средневековых произведений — «Жития королей и архиепископов сербских».

В 1326 г. Стефан Дечанский берёт в жёны племянницу императора Андроника Палеолога Марию, дочь правителя Солуна Иоанна, а в следующем году начинает строительство монастыря Высокие Дечаны.

В 1330 г. состоялась битва при Вельбужде, в которой престолонаследник Душан одержал победу над сыном Шишмана Михаилом, стремившимся подчинить Сербию. После этого Стефан, во время сражения моливший Бога о победе сербского оружия, построил на месте, где стоял его шатёр, храм Святого Спаса (развалины храма находятся на горе Спасовица, недалеко от Струмы). Стефану Дечанскому удалось прогнать из своих владений и армию византийского императора Андроника III.

Тем временем сын Стефана Душан по наущению своего окружения восстаёт против отца, которого пленяет и заточает в крепости Звечан. Причиной конфликта, по-видимому, стали опасения, что Дечанский оставит престол Симеону (Синише) — своему сыну от брака с Марией Палеолог. В сентябре 1331 г. происходит коронация, перед которой Душан женится на Елене — дочери болгарского царя Ивана Александра. В том же году приближённые Душана убили его отца Стефана Дечанского. Позднее его канонизируют как святого; мощи его хранятся в монастыре Высокие Дечаны, строительство которого Душан завершил в 1335 г.

Царь Душан. Начало правления Душана отмечено восстанием сербского феодала Богоя и албанца Димитрия Сумы, которых на сербского короля науськивал архиепископ Бара Гийом Адам — противник православия. В письме французскому королю Филиппу VI, которого он призывал пойти в поход на «короля Расии» (Рашки), сербы именуются не иначе как «злобные враги нашей веры». Восстание Богоя и Димитрия потерпело неудачу.

В 1333 г. царь Душан уступает Дубровнику город Стон вместе с полуостровом с условием, что он будет выплачивать средства на содержание в Иерусалиме монастыря Святых Архангелов — задужбина его деда, короля Милутина. Несмотря на обещание не преследовать православную веру на своей территории, всего два года спустя после продажи Душаном Стона православная церковь Пресвятой Богородицы стала католической.

В 1334 и 1335 гг. Душан отбирает у Византии города Прилеп, Охрид и Струмицу, одерживает победу над венгерским королём Карлом Робертом и присоединяет в своему государству Мачву. В 1335 г. закончено строительство монастыря Высокие Дечаны, в котором Душан совершает покаяние над мощами своего отца. Над входом в храм — лик благословляющего Христа Спасителя. Под ним — молящиеся ему Стефан Дечанский и Душан, а шестикрылый серафим протягивает им свитки с милостивым ответом господним.

Спустя два года по завершении строительства Дечан Елена родила Душану сына Уроша — наследника престола. Царский логофет Иоанникий, человек энергичный и мудрый, искусный в государственных делах, становится архиепископом, главой сербской церкви.

В 1342 и следующем году Душан захватывает всю Албанию (кроме города Драч), а затем и города в северной Греции: Воден, Костур и Хлерин. В 1345 г. он присоединяет город Сер, юго-восточную Македонию. На рождество Душан провозглашает себя царём, а в следующем году на соборе сербской церкви в Скопье Печское архиепископство стало патриархией. В присутствии патриарха Болгарского и архиепископа Охридского Иоанникий объявлен патриархом. Молодым царевичем стал девятилетний сын Душана Урош.

Необходимо отметить, что Душан не собирался свергать или подвергать сомнению легитимность византийского императора. Даже от афонских монахов он требовал поминать его в литургии после царя ромеев. Душан желал, чтобы Византия, которой грозила опасность турецкого завоевания, которую сотрясала гражданская война и религиозные противоречия (споры варлаамитов и паламитов), окрепла и вместе с ним боролась за достижение общих православных целей.

В 1347 г. скадарский епископ Марко, желая произвести впечатление на папу Климента VI, известил его, что царь Душан якобы готов принять унию. Папа пишет протовестиарию, уроженцу Котора Николе Бучу, католику по вероисповеданию, чтобы тот постарался склонить царя принять римскую веру. В том же году во время страшной эпидемии чумы царь Душан скрывается на Афоне. Местные монастыри получают от него щедрые дары. В 1348–52 гг. сербский правитель сооружает свою задужбину — монастырь Святых Архангелов в Призрене, самое монументальное сербское средневековое строение наряду с Дечанами.

21 мая 1359 г. в Скопье царь Душан публикует свой Законник. После Законоправила святого Саввы это самый значительный средневековый сербский юридический памятник письменности. Первая глава, в которой речь идёт о борьбе за веру и об обновлении веры, озаглавлена «О том, как очистить христианство». В главе о латинской ереси написано, что те православные, которые обратились в «азимство», то есть католичество, должны опять принять православие. В противном случае они понесут наказание, как велит Закон Отцов (Законоправило святого Саввы). Документ также содержит требование Душана повсюду назначить протоиереев, которые бы людям проповедовали веру и возвращали их из латинства. А тех католических священников, которые обращают сербов в свою ересь, следовало строго наказывать.

Законник осуждает симонию (продажа/покупка церковных должностей), суеверия о вампирах, проявлением которых было извлечение трупов из гробов и их сжигание. Убийство отца, матери, брата или собственного ребёнка должно караться смертью на костре. Освобождение даруется тем, кто из темницы бежит к царскому двору. А если кого узником при царском дворе держат, и он сбежит на патриарший двор, то и ему полагается свобода. Если в каком селе найдут вора, село разорить. Определено, кто будет присяжными для крупных, средних и малых дел: «…пусть для крупных владетелей равные им присяжными будут, люди средней руки пусть судятся пред ровней им, простолюдинам же пускай присяжными люди их звания будут. И средь присяжных не должно быть ни родни, ни меж собой ненавистников».

Статьи 171 и 172 содержат требование независимости судей, которые даже царю не должны давать вмешиваться в судебный процесс. Если в отношении меропха[3] совершалась несправедливость, он мог судиться и с царем, и с церковью, и с феодалом, который не имел права ему угрожать и запугивать. Разумеется, во время суда принимались во внимание социальные различия. Например, если «властелин» обругает и осрамит «властеличича», он должен выплатить сто перперов, а если наоборот, то «властеличич» уплачивает ту же сумму и подвергается наказанию палками. «Коли убьёт владетель простолюдина в городе, иль в округе, иль на пастбище горном, пусть заплатит тысячу перперов. Если же простолюдин убьёт владетеля, пусть ему обе руки отрубят и пусть заплатит он 300 перперов».

В 1350 г. царь Душан отправляется на помощь своей сестре Елене Шубич, защищавшей собственные владения в Далмации (где она построила православный монастырь Крка) от агрессии венецианцев. Душан посетил и Дубровник, где его ожидал торжественный прием.

Под давлением императора Иоанна Кантакузина патриарх Вселенский Калист отлучил от причащения Святых даров царя Душана и патриарха Иоанникия, самовольно преобразовавших сербское архиепископство в патриархию. В новоприсоединённые земли, некогда принадлежавшие Византии, Душан назначал сербских епископов, которые, не запрещая богослужения на греческом языке, служили и по-славянски, так как в новых областях Душанова царства проживало много сербов и болгар. Душан пытался привлечь на свою сторону святого Григория Паламу, но тот, будучи искренним ромейским патриотом, отверг лестные предложения.

Сербский правитель вступил в союз с законным императором ромеев Иоанном V Палеологом для борьбы с Кантакузином. За это Иоанн (единственный раз в византийских документах) именует Душана «превеликим царем Сербии» и «любезным дядей». Душан подписывался как «царь сербов и греков» и «царь Сербии и Романии», но не претендовал на титул царя ромеев, признавая право на него византийского императора.

В 1354 г. умирает сербский патриарх Иоанникий, которого сменил Савва IV. Уже в следующем году епископы Петр Тома и Трогира Варфоломей посещают Душана во время собора в Крупиште (поблизости от с. Костур в Македонии), убеждая его принять католичество. Столкнувшись с холодным приёмом, Тома обращается к венгерскому королю Лайошу, призывая его объявить войну Душану и покорить Сербию, не подчиняющуюся Риму.

В конце 1355 г. Душан опять отправляется на помощь своей сестре Елене, однако неожиданно заболевает и умирает. Одно сохранившееся венецианское письмо даёт основания предположить, что Душана отравили, так как он препятствовал латинизации Балкан. Похоронен он в своей задужбине — монастыре Святых Архангелов, осквернённом и разграбленном турками в 1455 г. Сегодня его останки хранятся в церкви Св. Марка в Белграде.

Царь Урош. Ещё при жизни Душана Урош был провозглашён «молодым царём» и соправителем, а в 17 лет унаследовал царский трон. Рослый и с виду крепкий, на престоле он не проявил больших способностей. И это в ситуации, когда в некогда могучем государстве возобладали центробежные тенденции. Сводный брат Душана Симеон (Синиша) восстал против центральной власти и завладел Эпиром и Фессалией. Для тамошней сербской знати он был сыном Стефана Дечанского, а для греков — сыном Марии Палеолог. С 1360 г. вельможа Радослав Хлапен самостоятельно правил Баром и Воденом; мать Уроша Елена (в монашестве Елизавета) — областью Сер; ее брат Иван Асень — Канином и Валоном в южной Албании; Балшичи верховодили в территориально уменьшившейся Зете; князь Воислав Воинович с братом Алтоманом контролировали земли, некогда составлявшие Рашку и Травунию. Наследником Алтомана становится его сын Никола Алтоманович, враждовавший со своими соседями — боснийским баном Твртко, Балшичами, королем Вукашином и князем Лазарем Хребельяновичем.

В это время растёт влияние семей, которым принадлежала власть в отдельных областях. В Драме правит кесарь Воихна. Следует также упомянуть братьев Деяновичей — Йована и Константина, а также Мрнявчевичей — короля Вукашина и деспота Углешу. Вукашин приобрёл вес ещё при Душане, когда он управлял, помимо прочего, Призреном и Скопье. Его брат Углеша из области Сер вытеснил царицу и стал править самостоятельно. На братьев попытался опереться неуклонно утрачивавший влияние царь Урош. В 1365 г. он провозгласил Вукашина королём и своим соправителем. А правителя Сера и Афона Углешу объявил деспотом. Могущество Вукашина выросло настолько, что он своему сыну Марко присвоил титул «молодого короля».

А затем пришли турки. Султан Мурад I (1359–1389) уже вступил на европейские земли и сделал своей столицей город Эдирне (Адрианополь). Турки заселяли долину реки Марицы и стали угрожать области Сер, принадлежавшей Углеше. Вместе с Вукашином он решил остановить азиатских захватчиков, но 26 сентября 1371 г. потерпел поражение близ селения Черномен на реке Марице. Оба брата погибли в сражении.

Царь Урош, прозванный Слабым, умер в декабре 1371 г. После битвы на р. Марице византийский император Иоанн V Палеолог становится турецким вассалом.

Сын Вукашина Марко Кралевич — герой сербского эпоса — удержал за собой небольшую область со столицей в г. Прилеп. Признавая верховную турецкую власть, он правил вместе с матерью Еленой и братьями Андрияшем и Дмитаром.

Севастократор Деян, женатый на сестре Душана Феодоре, имел сыновей Йована и Константина, которых звали Драгаши и которым принадлежала власть в Вельбуждском княжестве в восточной Македонии. Дочь Константина Елена вышла замуж за византийского императора Мануила II Палеолога и родила ему последних ромейских царей — Иоанна VIII и Константина XI, погибшего в 1453 г., защищая Константинополь от турок.

Зета находилась в руках Балшичей. Джурадж I Балшич, женатый на дочери Вукашина Оливере, после битвы на р. Мырицы захватил Призрен и приморские территории, заставив Дубровник выплачивать ему святодимитриевскую подать.

Судьба средневековой Боснии

Босния с самого начала была сербской землёй, которая из-за соседства с мощными католическими государствами — Венецианской республикой и Венгрией — часто оказывалась под ударом папских крестоносцев. Еще бану Кулину в начале XIII в. пришлось формально признать в присутствии папских послов, что он католик. Ведь над его головой был занесён венгерский меч. Бан Матей Нинослав, правивший с 1232 г. по 1250 г., задабривал местного епископа богатыми дарами, хотя из его грамот ясно следует, что он считал себя правителем сербов. Власть в Боснии принадлежала сербским знатным родам, среди которых упоминания заслуживают Храничи-Косачи, Павловичи, Златоносовичи, Ковачевичи, Радивоевичи и т. д. B XVII в. семья Косача основала Герцеговину — воеводство святого Саввы. С XII в. в Боснии употреблялась сербская кириллица. Подданные боснийских правителей были сербы, осознававшие свою принадлежность к этому племени. Во время правления бана Степана II Котроманича Босния расширяется на северо-восток, присоединяя Усору и Соли, а также в направлении Хума. Через долину реки Неретвы Босния получает выход к морю.

Боснийский бан Твртко I Котроманич (правил с 1353 по 1377 г.) захватил часть владений потерпевшего поражение Николы Алтомановича — верхнее Подринье, часть Полимья и города Гацко, Требинье, Конавле и Драчевицу. Даже Котор признал власть Твртко, во владениях которого оказался и монастырь Милешева, в котором хранились мощи святого Саввы. Будучи правнуком Драгутина по женской линии, Твртко в 1377 г. в Милешеве принимает имя Неманичей Стефан и возлагает на себя двойную корону правителя Сербии и Боснии, позиционируя себя как «король сербов, Боснии, Приморья и западных земель». Как король Стефан Твртко I правил до 1391 г., стремясь восстановить при этом государство Неманичей. Дубровник выплачивал ему святодимитриевскую подать, его воевода Влатко Вукович принял участие в 1389 г. в Косовской битве, о которой Твртко извещает западных союзников. Западные правители признавали его легитимным королём сербов и наследником Неманичей. После смерти Твртко участившиеся нападения турок дестабилизируют Боснию, окончательное падение которой состоялось в 1463 г.

Владимир Димитриевич

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Листая страницы сербской истории… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Задужбина — переданное в дар, дарованное «за душу».

2

Симеон был основателем монастыря. — Прим. переводчика.

3

Меропхи — закрепощённые крестьяне в Сибири.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я