Это издание открывает серию из четырех книг, объединенных общим названием «На пороге взрослой жизни». В книгах представлены игры и упражнения, предназначенные для работы с основными проблемами подросткового и юношеского возрастов. Основные темы первой книги – прояснение целей, ценностей, интересов; учеба и досуг; работа и профессиональное самоопределение. Книга адресована психологам и педагогам. Она также может представлять ценность для родителей, которым важно понимать своих детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава I
ЦЕННОСТИ, ЦЕЛИ И ИНТЕРЕСЫ
1. НОВЫМ БЕРЕГАМ (Howe/Howe)
Цели
Данное упражнение позволит подросткам осознать, что для них наиболее важно в существовании рядом с другими людьми. Совместно со сверстниками они могут поупражняться в создании общих представлений о ценностях и понять свои приоритеты.
Возраст участников: с 16 лет.
Продолжительность: минимум 60 минут.
Материалы: Рабочий листок «К новым берегам».
Инструкция
Я хочу предложить вам упражнение, в котором вы попытаетесь определить, какие ценности вы хотели бы заложить в фундамент будущих отношений с людьми.
В нашей культуре существует множество различных ценностей, которые отчасти дополняют друг друга, а отчасти друг другу противоречат. Наши родители донесли до нас, какие ценности важны им, и сначала мы перенимаем их систему ценностей, особенно над этим не размышляя. Чем старше и взрослее мы становимся, тем отчетливее встает перед каждым задача определиться с тем, что пригодится в жизни и какими ценностями нужно руководствоваться в своих действиях. Лишь когда я осознаю, что ценно лично для меня, я смогу — хотя бы частично — позаботиться о том, чтобы в моей жизни и в моем окружении эти ценности принимались во внимание. И только тогда я смогу вести с другими людьми переговоры о том, какие установить правила совместного проживания.
Сейчас вы сможете попытаться найти для самих себя ответы на эти вопросы, чтобы потом в маленьких группах соотнести свои взгляды со взглядами остальных. Решите, с кем из членов группы вы хотели бы потом работать в подгруппе, состоящей из шести человек.
Теперь встаньте и подойдите к участникам, с которыми вы хотели бы поработать в этом упражнении. Договоритесь друг с другом и разойдитесь по подгруппам. Подождите, пока участники образуют подгруппы.
Теперь еще раз окиньте взглядом свою подгруппу, посмотрите и на остальных. Действительно ли вы оказались вместе с теми людьми, с которыми хотели бы вместе работать? Или кто-нибудь из вас хочет поменяться с кем-нибудь? В случае необходимости вмешайтесь.
Запомните, кто входит в вашу подгруппу, и вернитесь на место.
Теперь я хочу описать упражнение. Перенеситесь мысленно в будущее — галактическую эпоху, когда будет заселяться Вселенная. Представьте себе, что вы все отправляетесь к новой планете, которая очень похожа на нашу Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации. Ваша задача — перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию. Вы можете выбирать из четырнадцати заданных ценностей.
Сначала каждый должен решить, какие ценности наиболее важны лично для него. Для этого я подготовил Рабочий листок, который каждый из вас должен заполнить самостоятельно. (10 минут)
В следующей части упражнения вы примете участие в аукционе, где сможете приобрести ценности для вашей цивилизации, но любая ценность может быть продана только один раз и только одной подгруппе. У каждой подгруппы есть одна тысяча очков, которую она может потратить на приобретение ценностей. Потратив все очки, вы больше не сможете покупать ценности.
Сначала обсудите в своей подгруппе, какие ценности вы все вместе считаете наиболее важными, и выработайте свою единую линию поведения на аукционе с учетом того, что ваши интересы могут вступить в противоречие с интересами других подгрупп. Все ли вам понятно? Если да, то начинайте готовиться к аукциону. (20 минут)
При необходимости время, отведенное на подготовку, можно продлить.
Соберитесь опять все вместе, чтобы можно было начать аукцион.
Вы выступаете в роли ведущего аукциона. Выберите одну из ценностей и с каждым шагом повышая цену на десять очков старайтесь добиться как можно более высокой «цены» на каждую отдельную ценность. Предлагайте ценности в наиболее подходящей, на ваш взгляд, последовательности до тех пор, пока не будут приобретены все или у подгрупп не закончатся очки. Запишите, какие ценности приобрела каждая подгруппа и какую «цену» она за них «заплатила».
Аукцион окончен, и я хочу предоставить каждой подгруппе возможность обсудить в своем кругу следующие вопросы:
— Какие ценности мы приобрели?
— Какой тип цивилизации мы в результате получим?
— Хотел бы я жить в таком обществе?
— Насколько я удовлетворен действиями своей группы на аукционе?
— Как мы пришли к таким решениям? (15 минут)
Теперь завершите ваше обсуждение и вернитесь в большой круг для подведения окончательных итогов. Пусть каждый расскажет, какую ценность лично он поставил на первое место.
Подведение итогов
♦ Понравилось ли мне это упражнение?
♦ На каком этапе я был вовлечен в работу больше всего?
♦ Какую ценность я поставил на первое место, и что эта ценность значит для меня в жизни?
♦ Какие из заданных нам ценностей больше всего ценятся в моем окружении? Каким не придается серьезного значения?
♦ Что мне бросилось в глаза во время работы в моей подгруппе? Что мне понравилось? Что мне мешало?
♦ Какие ценности мы на самом деле принимали во внимание в ходе совместной работы в нашей подгруппе?
♦ Какие ценности, помимо этих, играли для нашей подгруппы существенную роль?
♦ С кем я говорю об этих вопросах в повседневной жизни?
♦ Оценили бы мои родители эти ценности так же, как я?
♦ Что я еще хочу сказать?
• Комментарий. Это очень живое упражнение, которое подходит также для взрослых и в качестве отправной точки для какого — либо проекта с участием подростков, посвященного, например, планированию и созданию нового города или нового государства.
Какие ценности ты считаешь важными для будущей цивилизации?
Проранжируй ценности в порядке убывания их значимости для тебя (1 — самая важная, 14 — наименее значимая), проставь номера в скобках:
(…) богатство
(…) равенство
(…) счастливая семейная жизнь
(…) прогресс
(…) традиция
(…) свобода
(…) любовь
(…) здоровье
(…) мир
(…) справедливость
(…) красота
(…) мудрость
(…) счастье
(…) образование
2. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДРУГ (Vopel)
Цели
Это упражнение помогает подросткам понять, какие черты характера они особенно ценят в других людях. Одновременно они учатся обосновывать свои личные предпочтения и защищать собственные убеждения.
Возраст участников: начиная с 14 лет.
Продолжительность: от одного до двух часов, в зависимости от отношений в группе.
Материалы: вам понадобится по карточке размером с почтовую открытку для каждого участника. На каждой из них напишите по одному из следующих качеств (если группа небольшая, выберите то, что считаете нужным):
искренний
разумный
веселый
успешный
самоуверенный
любознательный
аккуратный
спонтанный
спокойный
дружелюбный
настойчивый
гибкий
мужественный
общительный
готовый к сотрудничеству
отзывчивый
креативный
нежный
преданный
фантазер
ответственный
легко адаптирующийся
заботливый
эмоциональный
самостоятельный
чувственный
независимый
предприимчивый
Инструкция
Я хочу предложить вам упражнение, в ходе которого вы сможете понять, какие качества цените в близких людях, особенно в хорошем друге или в хорошей подруге. Наши друзья иногда ценят то же, что и мы, а иногда — нет, так что мы можем дополнять и обогащать друг друга.
Я подготовил ряд карточек. На них написаны различные качества и свойства, которые мы ценим в себе и в других. Я положу их на пол.
Посмотрите на карточки и постарайтесь молча подумать над тем, какое качество лично для вас важнее всего в хорошем друге. Оставьте карточки на полу. (Примерно 5 минут)
Теперь сядьте на свои места и послушайте, что надо будет делать дальше. Сейчас мы начнем распределять эти карточки между участниками. Каждый из вас может сказать нам, какое качество он выбрал для себя как самое значимое в друге, например: «Я хочу получить карточку «заботливый». Еще кто-нибудь претендует на нее?» Если таковых больше нет, единственный соискатель должен вкратце объяснить группе, почему именно это качество особенно важно для него. Остальные, задавая вопросы, смогут убедиться, что они правильно его понимают.
Но может быть и так, что сразу несколько членов группы захотят получить одну и ту же карточку. В таком случае каждый должен объяснить свой выбор, после чего все заинтересованные должны сами определить, кому отдать карточку. Например, кто-нибудь мог бы сказать: «Мне нужен преданный друг. Друзья, которые у меня были в последнее время, оказались ненадежными. Я легко покупаюсь на людей, которые много обещают, а потом не сдерживают свои обещания. Я хочу попробовать пообщаться с теми, кого хватает на большее».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других