Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество

Клаус Фопель, 2006

Это – последняя из четырех книг, объединенных общим названием «На пороге взрослой жизни…». В книгах представлены игры и упражнения, предназначенные для работы с основными проблемами подросткового и юношеского возрастов. Основные темы этой книги – планирование жизни, решение проблем, сотрудничество. Книга адресована психологам и педагогам. Она также может представлять интерес для родителей, которым важно понимать своих детей.

Оглавление

Из серии: На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I

Планирование жизни

1. Старое и новое

(Simons)

Цели

В нашей жизни постоянно происходят изменения. Они могут быть как поверхностными, так и очень серьезными и глубокими. Эти изменения касаются наших телесных ощущений, наших ценностей, взглядов, отношений с другими людьми, профессиональной деятельности и т. п.

Мы рады одним переменам и сожалеем о других. Мы не всегда осознаем, что любое изменение связано с расставанием, чувством потери и долгой бессознательной печалью.

«Старое» нам знакомо и потому безопасно. «Новое» требует от нас адаптации, душевных усилий. Поэтому мы часто держимся за «старое», относясь подозрительно к новым шансам и предложениям. Если мы научимся осознанно расставаться со «старым», нам будет легче сконцентрироваться на «новом» и использовать возникающие возможности. Таким образом, важная составляющая планирования жизни — осознание необходимости перемен.

В данном упражнении подростки должны сосредоточиться на том, что они воспринимают как «старое» и «новое», чтобы понять, как они реагируют на изменения в жизни.

Возраст: от 16 лет.

Продолжительность: 1 час 20 минут[1].

Материалы: бумага и карандаш.

Инструкция

Я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет увидеть, что в данный момент меняется в вашей жизни. Перемены происходят, когда мы завершаем старое и начинаем новое. Кто-то из вас стабилен в своих планах, например, с десяти лет хочет быть инженером или врачом, оставаясь верным своей мечте. У других профессиональные планы меняются по мере знакомства с новыми профессиями. В этом году они, возможно, хотят стать пилотом, в следующем — рекламным агентом, потом — специалистом по компьютерам. Им нравится находить новую информацию и связывать ее со своей жизнью.

При всех различиях личных установок по отношению к новому опыту надо признать, что каждое серьезное изменение приносит в нашу жизнь большие нагрузки. В новой ситуации велик риск сделать ошибку или испытать разочарование. Возможно, поэтому многим импонирует пословица «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».

Мне бы хотелось, чтобы вы начали со «старого» в вашей жизни. На листе бумаги составьте список (минимум из пяти пунктов) того, что вы относите к «старому», к тому, что становится менее значимым, утрачивает интерес для вас. Речь идет о тех вещах, потребностях, чувствах или действиях, которыми раньше вы дорожили, однако их значение для вас и место, которое они занимают в вашей жизни, постепенно уменьшились. Может быть, у вас пропало желание собирать модели самолетов, вы разочаровались в друзьях, ослабла потребность делиться всеми переживаниями с родителями и т. п. Сконцентрируйтесь именно на том, что еще не в прошлом, что происходит с вами именно сейчас, в этот период. Опишите столько уходящих из вашей жизни вещей, событий, переживаний, сколько приходит на ум, но не менее пяти. Кратко помечайте, о чем идет речь, что вы думаете и чувствуете при этом. (15 минут)

Возьмите новый лист бумаги и составьте список (минимум из пяти пунктов) того, что относится к «новому» в вашей жизни. На этот раз записывайте то, что постепенно становится для вас важным, но еще не является частью вашей жизни, а возникает время от времени, приобретая все большую значимость, например, новые друзья, интерес к определенной музыке, возрастающую уверенность в себе, интерес к новым видам деятельности и т. д. Отметьте, о чем идет речь, что вы думаете и что чувствуете при этом. (75 минут)

Теперь взгляните на оба списка и выберите из каждого наиболее важный пункт.

Рассмотрите оба пункта. Опишите, что вы испытываете, думая об этих вещах, — страх, печаль, радость, ожидание? Выясните, что вам помогает и что мешает. Осознайте, что привязывает вас к «старому» и отгораживает от «нового». Есть ли связь между двумя этими вещами? На выполнение этого задания у вас есть 30 минут.

Найдите себе партнера, с которым вам бы хотелось это обсудить. В ходе его рассказа постарайтесь понять, что он имеет в виду, что его интересует и что он чувствует. (20 минут)

Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы вместе смогли обсудить это упражнение.

Кто хочет, может сообщить, на каких изменениях он сосредоточился в последней части задания, и прокомментировать свой выбор.

Подведение итогов

• Понравилось ли мне это упражнение?

• Размышляю ли я о переменах в моей жизни?

• С кем я обсуждаю перемены в своей жизни?

• Тяжело ли мне расставаться со «старым»?

• Каков мой взгляд на «новое» в жизни?

• Из-за чего, по моим наблюдениям, я становлюсь печальным и подавленным?

• Могу ли я представить себе, что расставаться с заветной мечтой или какой-нибудь идеей — мучительно?

• Какие представления или желания делают расставание особенно тяжелым для меня?

• Что еще я хочу сказать?

Комментарий. Чтобы подростки почувствовали, что эта тема сопровождает человека на протяжении всей его жизни, можно предложить им задать вопросы о «старом» и «новом» взрослым (например, родителям).

2. Круговорот жизни

(Rainwater)

Цели

Словосочетание «планирование жизни» воспринимается нами как процесс рациональный. В то же время наша жизнь развивается по своим законам. Она на каждом этапе ставит перед нами определенные задачи, которые надо так или иначе решать. Мы должны осознать и принять естественный ход событий, понимая, что каждый жизненный период не только дает возможности, но и накладывает ограничения. Мудро поступает тот, кто доверяет происходящему и умеет прислушиваться к своим ощущениям и состоянию.

В этом упражнении подросткам предоставляется возможность проверить, насколько они способны воспринимать жизнь как процесс, ощущать в нем себя, свое состояние и возможности. Это позволит им гораздо более успешно планировать свою жизнь, ставя перед собой адекватные и посильные задачи.

Возраст: с 16 лет.

Продолжительность: 20 минут.

Инструкция

Мне хотелось бы предложить вам упражнение, которое позволит символически пережить весь жизненный цикл.

На нашем жизненном пути мы решаем задачи, предписанные нашей культурой и частично самой человеческой природой. Маленький ребенок должен научиться говорить «Я», осознавая, что это «Я» не идентично с его матерью.

Подростки тоже должны учиться — учиться брать на себя личную и профессиональную ответственность в дальнейшей жизни.

Вам предстоит планировать, в каких видах деятельности вы хотите применить приобретенные навыки и когда вы собираетесь создавать семью.

В период между 30 и 40 годами вы должны будете задаться вопросом, что для вас успех и к какому успеху вы стремитесь.

Когда вам будет за 40 и полжизни уже будет пройдено, согласно заданию, вам нужно будет прислушаться к себе, посмотреть, что вы собой представляете и как вы хотите провести оставшееся время. Вам уже известен изменчивый характер жизни, с которым нужно примириться.

Когда вам будет около 65, вы, наконец, признаете факт, что времени остается не слишком много, и вы должны честно и объективно оценить свои возможности и ограничения, подвести некоторые итоги своей профессиональной деятельности.

Это упрощенные варианты жизненных задач, с которыми сталкивается каждый человек.

Решение многих из этих задач не приносит никакого удовольствия и иногда даже бывает мучительным, но не решать их мы не можем. Осознание и анализ переходов от одного этапа жизни к другому и принятие того факта, что однажды мы должны будем умереть, — это серьезный вызов для каждого из нас. Но нас может успокоить то, что в мире есть события, неподконтрольные человеку, и мы являемся лишь частью более общего жизненного процесса.

Это маленькое упражнение позволит вам получить доступ к важным областям вашей жизни и укрепит доверие к ней.

Ложитесь на пол, примите удобное положение. Закройте глаза. При необходимости ослабьте слишком тесный пояс…

Говорите медленно, делая между командами паузы примерно в 20 секунд.

Сконцентрируйтесь на своих ступнях и немного пошевелите ими. Определите, что ощущают ваши ступни… Позвольте им расслабиться…

Теперь сосредоточьтесь на своих ногах. Расслабьте их, почувствуйте, как они становятся тяжелыми, и дайте им спокойно опуститься на пол…

Теперь чувство покоя распространяется на живот и грудь… Центр вашего тела тоже становится мягким, теплым и расслабленным…

Вы дышите спокойно и глубоко и с каждым вдохом чувствуете, как становитесь легче и мягче…

А сейчас расслабьте голову и лицо. Почувствуйте, каким свободным и мягким становится лицо, каким теплым становится затылок…

Теперь расслабьте плечи и руки, пусть они тоже станут теплыми и тяжелыми и как будто слегка погрузятся в пол…

Дышите глубоко, разрешите вашему телу растянуться и стать легче, свободнее… (7 минута)

Теперь медленно вдыхайте через нос. Сначала заполняйте воздухом живот, а потом грудь… Выдыхайте также медленно, опустошая сначала легкие, затем живот…

Пусть дыхание медленно наступает и отступает подобно морской волне. С каждым вдохом ваше тело наполняется энергией. Почувствуйте, как глубоко и спокойно вы дышите, как энергия проникает в вас и снова выходит наружу. Попытайтесь также услышать свое дыхание. (7 минута)

Центр вашего тела — это основание, ваш центр тяжести. У большинства людей этот центр находится чуть ниже пупка. Представьте себе, что вы можете вдыхать воздух непосредственно через центр вашего тела. Почувствуйте, как энергия устремляется в центр вашего тела. Ощутите, как ваше дыхание наполняет воздухом грудь…

Задержите на мгновение дыхание, затем позвольте ему устремиться наружу, смывая при этом любое замеченное вами напряжение. Дышите через центр, наполняя тело энергией и избавляясь от внутреннего напряжения на выдохе. (7 минута)

Вообразите себе, что вы путешествуете в горах и сейчас поднимаетесь по узкой тропинке на вершину.

Рядом с тропинкой течет по направлению к долине маленький светлый ручей. Вы видите, что у ручья другой путь, не совпадающий с узкой тропинкой, и вы решаете следовать за ним.

Вы приходите к месту, где находится исток этого ручья. Из-под земли бурлит прозрачная вода и, разливаясь, становится руслом ручья.

Представьте, что вы — капля этой воды. Вы течете вниз по руслу ручья вместе со множеством других капель. С разных сторон возникают другие потоки, и вы плывете с ними в маленьком горном ручье, бурно и быстро. Что вы чувствуете, когда мчитесь с такой скоростью? Когда ударяетесь о спрятанные под водой камни? (1 минута)

На равнине ручей постепенно превращается в настоящую реку, которая течет гораздо медленнее вдоль пологих берегов. Как вы при этом себя чувствуете? Нравятся ли вам рыбы, плавающие внутри вас, и лодки, которые вы несете? (7 минута)

Теперь вы становитесь медленным и широким потоком. Вы протекаете мимо городов и дальних стран. Что вы ощущаете теперь, когда несете на себе большие корабли, перевозящие товары и людей?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Здесь и далее время указано приблизительно. — Прим. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я